Научная статья на тему 'Реализация потенциала электронной информационно-образовательной среды как средство модернизации школьного литературного образования'

Реализация потенциала электронной информационно-образовательной среды как средство модернизации школьного литературного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕДМЕТНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА / RENOVATION OF SCHOOL EDUCATION ON LITERATURE / INFORMATION TECHNOLOGIES / TEACHING AND LEARNING ENVIRONMENT / EDUCATIONAL SOFTWARE / ASPECTS OF STUDYING BELLE-LETTRE FICTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Наталья Васильевна

В статье рассматриваются проблемы модернизации школьного литературного образования в контексте его интеграции с новой информационно-образовательной средой и использования информационных технологий в обучении литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sales Potential of Electronic Information Education Environment as a Means of Modernization of School Education Literary

The article examines the problems of renovation of school education on Literature as it integrates with modern learning environment and wide usage of information technologies.

Текст научной работы на тему «Реализация потенциала электронной информационно-образовательной среды как средство модернизации школьного литературного образования»

УДК 372 882 Н.В. Беляева

ВАК 13.00.02 РИНЦ 14.00.00

Реализация потенциала электронной информационно-образовательной среды как средство модернизации школьного литературного образования

В статье рассматриваются проблемы модернизации школьного литературного образования в контексте его интеграции с новой информационно-образовательной средой и использования информационных технологий в обучении литературе.

Ключевые слова: модернизация школьного литературного образования, информационные технологии, предметная информационно-образовательная среда, электронные образовательные ресурсы, аспекты изучения художественного текста.

SALES POTENTIAL OF ELECTRONIC INFORMATION EDUCATION ENVIRONMENT AS A MEANS OF MODERNIZATION OF SCHOOL EDUCATION LITERARY

The article examines the problems of renovation of school education on Literature as it integrates with modern learning environment and wide usage of information technologies.

Keywords: renovation of school education on Literature; information technologies; teaching and learning environment; educational software; aspects of studying belle-lettre fiction.

1. Информационно-образовательная среда школьного литературного образования в контексте ФГОС

Сегодня школьное литературное образование как «формирование читателя, способного к восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова» [1, с. 45], невозможно без учета особенностей информационно-образовательной среды образовательного учреждения и предметной области.

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования [2] указано, что информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя: • комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;

• совокупность технологических средств ИКТ (компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы);

• систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

При этом информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

• информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

• планирование, организацию образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

• проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

• современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

• дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса и др. Эффективное использование

информационно-образовательной среды предполагает компетентность работников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

2. Противоречия и тенденции процесса модернизации школьного литературного образования на основе средств ИКТ

Вместе с тем в школьном литературном образовании идут негативные процессы, наблюдаются противоречия, без преодоления которых на основе средств ИКТ невозможна его модернизация. Это:

• утрата предметом «литература» ведущей роли в формировании мировоззрения и аксиологических ориентаций школьников, снижение в обществе и в школе

Наталья Васильевна Беляева,

д.пед.н., заслуженный учитель школы РФ, главный научный сотрудник лаборатории дидактики литературы Тел.: 8 (495) 625-45-60 Эл. почта: n-belyaeva@yandex.ru Федеральное государственное научное учреждение Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» (Москва) http://ismo.ioso.ru/

Natalya V.Belyaeva,

D.Ed. (Doctor of Education), Honoured schoolteacher of RF Leading research associate of the laboratory of Didactics in Literature Tel.: 8 (495) 625-45-60 E-mail: n-belyaeva@yandex.ru Content and Teaching Methods Research Institution at the Russian Academy of Education. http://ismo.ioso.ru/

интереса к чтению классической литературы - и наличие ее высокого нравственного и ценностного потенциала, составляющего фундамент школьного литературного образования, повышение доступности прецедентных текстов1 [3, с. 54] для чтения на основе использования электронных ресурсов, интернет-библиотек;

• необходимость самостоятельного чтения произведений русской литературы второй половины XX века, поднимающих проблемы, наиболее близкие читателю-подростку, модернизации содержания школьного курса литературы за счет включения вершинных произведений современной литературы -и наличие этих произведений в интернет-среде, активно используемой школьниками для поиска информации и общения и, в значительно меньшей степени, для самостоятельного чтения;

• усиление роли лексических и историко-культурных комментариев для восприятия и понимания литературы прошлого - и облегчение поиска и составления этих комментариев на основе электронных и интернет-словарей, энциклопедий и сервисов учебных презентаций;

• ограниченность и немотивированность реального знакомства с литературными местами России - и беспрепятственное получение полноценной видеоинформации (литературных музеев, памятников писателям и т.п.) на основе использования интернет-ресурсов;

• недостаточность изобразительной, аудио- и видеоинформации для школьного изучения литературы в контексте межпредметных связей - и облегчение доступа к этим ресурсам в интернет-среде.

Особенностью современной образовательной ситуации является то, что родилось и выросло целое поколение, получившее анг-

1 Прецедентный текст - текст «в межпоколенной передаче».

лийское название «digital native» -«рожденные цифровыми». Для сегодняшних школьников формат электронной информационной среды является естественной частью жизни, но большая часть молодежи считает чтение и литературу малопродуктивным способом формирования личности, начисто отказывая литературе в воспитательной и учительской функциях и ограничивая ее роль в современном обществе чисто игровыми задачами. Вместе с тем интернет-среда при самых незначительных трансформациях все больше используется в дидактических целях как мощный образовательный ресурс.

Эта тенденция не может не учитываться в практике школьного обучения и воспитания. Важнейшей профессиональной компетенцией учителя становится освоение электронных образовательных ресурсов и интернет-технологий. Однако роль и место предметной информационно-образовательной среды в школьном литературном образовании и перспективы модернизации его содержания под ее влиянием еще недостаточно осмыслены в методической науке и практике.

Хотя для обучения литературе созданы электронные образовательные ресурсы (например, образовательный контент, разработанный компанией «Кирилл и Мефодий» [4]), результаты работы с ними носят фрагментарный характер и имеют частные решения. Отсюда возникает противоречие между наличием этого контента и неразработанностью теоретических, дидактических и методических условий его применения, отсутствием интерактивных методик обучения литературе в информационно-образовательной среде.

Кроме того, нельзя просто заменить традиционные методики обучения выполняемыми с помощью компьютерных технологий, так как характер средств обучения влияет на развитие психических структур человека, в том числе мышления. Работа с печатным текстом, являющимся линейной последовательностью фраз в процессе чтения, формирует аналогичную структуру

мыслительной деятельности, обладающую линейностью, последовательностью, иерархичностью.

В виртуальной информационно-образовательной среде, наряду с текстовой информацией, содержащей словесные образы, школьник работает и с изображениями, аудио- и видеоматериалами, обращенными к эмоциональной стороне субъекта [5] и изменяющими мышление, которое становится нелинейным (текстовая информация дополняется звуком, цветом, анимацией, гипертекстом с взаимными ссылками на различные части материала). Поэтому читатель знакомится с текстом не последовательно, а включая параллельные словесные, изобразительные, звуковые и видеоматериалы (комментарии, тексты, портреты, репродукции, фрагменты музыкальных, театральных, кинопроизведений и др.). Кроме того, электронная среда обеспечивает равный доступ к информации как учителю, так и ученику, и учитель перестает быть единственным носителем знаний.

3. Специфика содержания школьного литературного образования и аспектов изучения художественного текста на занятиях по литературе

Школьный курс литературы обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих его от других учебных дисциплин. Содержание литературного образования включает в себя как основы изучаемой науки - литературоведения, так и сам продукт творческой деятельности писателя - литературное произведение, которое является результатом творческого познания и отражения мира личностью писателя.

Изучение художественного текста как уникального культурного артефакта осуществляется в процессе школьного литературного образования (в отличие от других школьных дисциплин) в нескольких аспектах: литературоведческом, эстетическом, ценностно-смысловом и коммуникативном [6]: • литературоведение как совокупность наук, объектом которых

является художественный текст, становится методологической основой изучения курса литературы и позволяет исследовать законы внутренней организации художественного текста, факты жизни писателя и его произведений в историко-литературном процессе, особенности их восприятия и интерпретации в конкретном историческом времени;

• для эстетического восприятия и постижения литературного произведения необходима эмоционально-рефлексивная деятельность, направленная на изучение художественной формы текста, являющегося продуктом искусства слова и созданного по эстетическим законам; выявление роли художественных особенностей текста для его понимания и интерпретации способствует развитию эстетического вкуса и умений воспринимать литературу как факт искусства;

• формирование ценностно-смысловых установок читателя в процессе изучения литературы невозможно без постижения содержания и смыслов художественного произведения, в котором заключено представление писателя о мироздании и о человеке;

• изучение художественного произ-

ведения, обладающего диалогической природой, актуализирует коммуникативный аспект, позволяющий рассмотреть литературный текст во взаимодействии с автором, эпохой, историко-литературным контекстом, читателями разных эпох, с другими науками, с вариантами его интерпретаций в других видах искусства; коммуникативность в дидактике связана и со способами учебно-познавательной деятельности и формами взаимодействия участников образовательного процесса.

Комплексная реализация этих взаимосвязанных аспектов способствует формированию целостного представления о художественном произведении и отражает специфику литературы как учебного предмета.

4. Элементы мультимедийной информационно-справочной базы и условия интерактивной поддержки учебного процесса в информационно-образовательной среде

Интеграция содержания школьного литературного образования и новой предметной информационно-образовательной среды является основой создания и струк-

Основные элементы предметной ИОС

Мультимедийная информационно-справочная база

V.__и

Интернет-библиотек

Интернет-словари и энциклопед!

Сайты посвященные персоналиям

Образовательные порталы

Виртуальные тературные му

Интерактивная поддержка учебного процесса

Создание и использование ЭУМ

Работа в виртуальной лаборатории

Проектная деятельность

Формы интерактивной коммуникации

Работа с ресурсами

Интернета

Контроль и тестирование

Рис. 1. Основные элементы предметной информационно-образовательной среды литературного образования

турирования мультимедийной информационно-справочной базы и определяет условия интерактивной поддержки учебного процесса в информационно-образовательной среде. Мультимедийная информационно-справочная база включает в себя как информационные интернет-ресурсы (электронные библиотеки; сетевые словари и энциклопедии; сайты, посвященные персоналиям; образовательные порталы; виртуальные литературные музеи и др.), так и коллекции электронных учебных модулей, созданных участниками образовательного процесса (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы).

Интерактивная поддержка учебного процесса позволяет конструировать систему электронных учебных модулей для конкретного

урока, осуществлять работу с текстами в виртуальной лаборатории, на электронных тренажерах; выполнять контрольные тесты; создавать учебные проекты в формате базы данных, презентации, веб-страницы; применять формы интерактивной коммуникации: блог, форум, чат, электронная почта и др. (рис.).

5. Интеграция содержания школьного литературного образования и компонентов новой предметной информационно-образовательной среды

В условиях информатизации школы каждый из содержательных аспектов литературного образования должен быть дополнен компонентами содержания предметной информационно-образовательной среды.

Литературоведческий аспект изучения художественного текста в контексте предметной информационно-образовательной среды реализуется за счет беспрепятственного доступа к литературным произведениям, материалам для их комментирования, анализа и интерпретации. Эту возможность дают интернет-библиотеки (тексты, литературная критика, мемуарные и эпистолярные источники); журнальный зал интернета (содержание современных литературно-художественных журналов); сетевые словари и энциклопедии; звукозаписи авторского и актерского чтения; контент образовательных порталов.

На сайтах, посвященных писателям прошлого, и персональных сайтах ныне живущих писателей содержатся самые новые литера-

Таблица 1

Содержательные аспекты изучения художественного текста в контексте информационной образовательной среды

Литературоведческий Задачи Реализация компонентов содержания предметной ИОС

Изучение законов внутренней организации художественного текста, фактов жизни писателя и его произведений в историко-литературном процессе, специфики их восприятия и интерпретации в историческом времени • интернет-библиотеки (тексты, литературная критика, мемуарные и эпистолярные источники); • журнальный зал интернета (содержание литературно-художественных журналов); • сетевые словари и энциклопедии; • звукозаписи авторского и актерского чтения; • содержание сайтов писателей; • портреты и звукозаписи голосов писателей, карты путешествий и памятники, кинодокументы и экспозиции музеев; • контент образовательных порталов.

Эстетический Эмоционально-рефлексивная деятельность, направленная на изучение текста, созданного по эстетическим законам; выявление роли художественной формы для развития эстетического вкуса и восприятия литературы как факта искусства • составление лексических и историко-культурных комментариев с помощью интернет-словарей и энциклопедий; • сервисы поисковых систем интернета для быстроты поиска эстетической информации (ключевых слов и реалий в тексте и т.п.); • создание новых элементов содержания литературного образования (школьных и личных электронных библиотек текстов, звукозаписей и видеодокументов; каталогов ссылок на сетевые филологические ресурсы).

Ценностно-смысловой Формирование ценностно-смысловых установок читателя; постижение содержания и смыслов произведения, в котором заключено представление писателя о мироздании и о человеке • развитие активности читательской рефлексии на основе сопоставления разных художественных интерпретаций, хранящихся в интернете; • усиление наглядности содержания литературного образования и интермедиальности художественного текста (связи с произведениями других искусств: звукозаписями авторского и актерского чтения, иллюстрациями и музыкой, видеозаписями спектаклей и кинофильмов).

Коммуникативный Организация диалога с автором, эпохой, историко-литературным контекстом, читателями разных эпох, с интерпретациями текста в других видах искусства; коммуникативные способы учебной деятельности и познания и формы взаимодействия участников образовательного процесса • электронные изображения культурного фона эпохи, произведений смежных литературе искусств; • реализация интертекстуальных связей художественного текста с помощью функций гипертекста; • использование новых форм взаимодействия участников образовательного процесса (электронные учебники, новые образовательные технологии, проектная деятельность); • интерактивные электронные материалы для диагностического, текущего и итогового контроля: чат, форум, блог, электронная почта и др.

туроведческие статьи, которые значительно труднее найти на традиционных (бумажных) носителях. Интернет-среда открывает свободный доступ к таким компонентам биографии писателя, как портреты и звукозаписи голосов, карты путешествий и памятники, кинодокументы и экспозиции музеев.

Эстетический аспект реализации содержания школьного литературного образования связан с «развоплощением» художественной формы литературных произведений и постижением «эмоций формы» (Л.С. Выготский). Интернет-словари и энциклопедии облегчают составление лексических и историко-культурных комментариев к текстам. Для быстроты поиска справочной информации используются сервисы поисковых систем интернета, что позволяет создавать и новые элементы содержания литературного образования: школьные и личные электронные библиотеки текстов, звукозаписей и видеодокументов или каталоги ссылок на сетевые филологические ресурсы.

Ценностно-смысловой аспект литературного образования связан с развитием активности читательской рефлексии, которую можно пробудить сопоставлением разных художественных интерпретаций, включая и созданные учащимися. Интернет является хранилищем многочисленных интерпретаций литературных произведений, чаще всего не доступных учителю в его повседневной практике. Формированию позитивных ценностно-смысловых ориентаций школьников способствует усиление наглядности содержания литературного образования, связанное с особенностями восприятия и мышления современных подростков, и интермедиальность художественного текста, т.е. его связи с произведениями других искусств: звукозаписями авторского и актерского чтения, иллюстрациями и музыкой, видеозаписями спектаклей и кинофильмов.

Коммуникативный аспект литературного образования реализуется во взаимодействии читателя-школьника с автором, эпохой,

историко-литературным контекстом, читателями разных эпох, с другими науками, с вариантами его интерпретаций в других видах искусства. Эти содержательные компоненты легко восполняет информационно-образовательная среда за счет включения в предметное содержание электронных изображений культурного фона эпохи, произведений смежных литературе искусств. Коммуникативность в содержании литературного образования реализуется за счет диалогической природы художественного текста и актуализации его интертекстуальных связей и обусловлена способами познания, содержанием учебной деятельности и новыми формами взаимодействия участников образовательного процесса: электронные учебники, новые образовательные технологии, проектная деятельность, содержательное наполнение электронных материалов для диагностического, текущего и итогового контроля (табл.).

6. Перспективы модернизации школьного литературного образования в новой информационно-образовательной среде

Процесс информатизации литературного образования требует анализа и классификации предметных электронных образовательных ресурсов и выработки эффективных методик их использова-ния. Осмысливая перспективы модернизации школьного литературного образования на основе информатизации образовательного процесса, можно предположить, что вскоре на уроках литературы станет возможным использовать интернет-источники в режиме онлайн (в реальном времени), что требует продумывания логики отбора и включения данного электронного содержания в урок.

Однако очевидно, что интернет -это источник информации, который не имеет идеологического, эстетического, социального контроля в отличие от любых бумажных и электронных источников, подразумевающих наличие автора, имеющего свою позицию. Многоголосье гипертекста глобальной сети

вытесняет монологичность традиционной педагогической среды. Гипермедийность электронного учебника позволяет преодолеть монотонность учебника традиционного.

Вместе с тем бесцензурность интернет-информации требует развития навыков ее критической оценки и эргономичных способов поиска и организации этой информации. При этом и ученик, и учитель должны иметь четкие представления о надежности интернет-информации: сведения об источниках получения материалов, их аннотировании на сайте, инструкции о принципах организации материалов и доступе к ним, обновлении устаревшей информации.

Компьютер в предметной информационно-образовательной среде школьного литературного образования должен стать средством интенсификации работы с текстом, мультимедийные электронные образовательные ресурсы - усиливать учебную мотивацию и познавательную деятельность, проектная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий - развивать коммуникативную компетенцию. Поэтому использование предметной информационно-образовательной среды - обязательное условие повышения качества литературного образования, средство достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучения литературе.

Таким образом, перспективы модернизации школьного литературного образования в новой информационно-образовательной среде могут быть сформулированы следующим образом:

1. Модернизация литературно -го образования как особого способа познания мира и формирования ценностных ориентиров личности через искусство словесного образа в процессе чтения художественной литературы и его интеграция с основами научного литературоведения, изучающего это искусство, невозможна без учета особенностей предметной ИОС.

2. Модернизация содержания школьного литературного образо-

вания на основе использования потенциала ИОС возможна только в результате разрешения противоречий современной образовательной ситуации.

3. Важнейшим в современном обществе источником информации становится интернет-среда, которая все больше используется в дидактических целях как мощный образовательный ресурс и влияет на модернизацию содержания и форм литературного образования.

4. Научный (литературоведческий), эстетический, ценностно-смысловой и коммуникативный аспекты изучения художественного

текста в школьном литературном образовании изменяют свой формат в условиях информатизации школы, когда каждый из содержательных аспектов литературного образования может быть дополнен компонентами содержания предметной ИОС, что станет одним из направлений модернизации содержания школьного литературного образования.

5. Модернизация школьного литературного образования на основе информатизации образовательного процесса позволяет использовать интернет-источники в режиме онлайн, непосредственно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на уроке, что требует продумывания логики отбора и включения данного электронного содержания в урок на всех этапах литературного образования (диагностика, обучение и контроль).

6. Бесцензурность интернет-информации требует формирования у учителя и ученика критического мышления в целях развития навыков ее критической оценки и эргономичных способов поиска, анализа, отбора, структурирования и организации электронных и интернет-ресурсов для модернизации содержания школьного литературного образования.

Литература

1. Романичева Е.С., Сосновская И.В. Введение в методику обучения литературе. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. - 208 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полно-го) общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/2365

3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987. - 264 с.

4. Образовательный портал «Кирилл и Мефодий» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.km-school.ru

5. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ido.rudn.ru/Open/multimedia

6. Коханова В.А. Технологии и методики обучения литературе. М.: ФЛИНТА, 2011. 240 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/tehnologii_i_metodiki_obucheniya_ literature/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.