Научная статья на тему 'Генезис проблемы определения сущности и компонентного состава информационно-образовательной среды учреждения профессионального образования'

Генезис проблемы определения сущности и компонентного состава информационно-образовательной среды учреждения профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ИОС) / КОМПОНЕНТЫ ИОС / INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT (IEE) / EDUCATIONAL SYSTEM UNDER CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION / COMPONENTS OF IEE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башарина О.В.

В статье дается характеристика этапов развития информационной образовательной среды (ИОС), рассматриваются отдельные компоненты ИОС во взаимосвязи с историческим процессом становления информатизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Башарина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF THE PROBLEM OF DEFINITION OF ESSENCE AND COMPOSITION OF INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN VOCATIONAL TRAINING INSTITUTIONS

The description of the development stages of informational and educational environment (IEE) is given in this article. Separate components of the IEE in conjunction with the historical process of the formation of informatization of education are considered.

Текст научной работы на тему «Генезис проблемы определения сущности и компонентного состава информационно-образовательной среды учреждения профессионального образования»

просто получение прибыли для развития производительных сил и производственных отношений в системе профессионального образования, она должна в первую очередь обеспечивать первичную социализацию обучающихся в рыночной экономике.

Библиографический список

5. Интеграция предпринимательства и профессионального образования создает условия для обеспечения конституционного права граждан РФ на получение бесплатного начального и среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях.

1. Всеобщее управление качеством [Текст] : учебник для вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин ; под ред. О. П. Глудкина. — М. : Горячая линия — Телеком, 2008.

2. Отчет Европейского Фонда Образования «Предпринимательство в образовании и обучении» [Текст]. — ЕФО : Алматы, 2000.

3. Переяслова, И. Г. Информационные технологии в экономике [Текст] : учеб. пособие / И. Г. Переяслова, О. Г. Переяслова, А. А. Удовенко. — М. : Изд.-торг. корпорация «Дашков и Ко» ; Ростов н/Д. : Академцентр, 2008.

4. Горфинкель, В. Я. Курс предпринимательства [Текст] : учебник для вузов / В. Я. Гор-финкель, В. А. Швандар и др. ; под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. — М. : Финансы, ЮНИТИ, 1997.

5. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений : федер. закон от 8.05.2010 г. № 83-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.

6. Российская Федерация. Законы. Об образовании : закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (в ред. федер. закона от 13.02.2009 г. № 19-ФЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.

7. Об утверждении Положения о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования : постановление Правительства РФ от 09.04.2010 г. № 219 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс.

УДК 377 О. В. Башарина, соискатель Челябинской госу-

316.77:044 дарственной агроинженерной академии (ЧГАА),

ст. преп. Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: basholgachel@mail.ru

ГЕНЕЗИС ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТИ И КОМПОНЕНТНОГО СОСТАВА ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье дается характеристика этапов развития информационной образовательной среды (ИОС), рассматриваются отдельные компоненты ИОС во взаимосвязи с историческим процессом становления информатизации образования.

Ключевые слова: образовательная система в условиях информатизации образования, информационная образовательная среда (ИОС), компоненты ИОС.

Основой любой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Это означает, что перед каждым учебным заведением стоит сложная, многофакторная задача — сформировать новую информационно-образовательную среду (ИОС) подготовки специ-

алистов с учетом не только требований новых Федеральных образовательных стандартов, но и социальной перспективы, стремительного распространения новых информационных и коммуникационных технологий.

Такое явление, как стремительное лавинообразное увеличение потока информации, по-

лучившее название информационного кризиса, захлестнуло человечество в конце XX в. Информация как неистощимый, возобновляемый ресурс человечества наряду с веществом и энергией становится фундаментальным ресурсом человеческой деятельности, главной ценностью социума [1]. Рост информационных ресурсов неизбежно привел к противоречию между производством и использованием информации и ускорил процесс информатизации современного общества.

Информатизация общества невозможна без информатизации образования. Это связано с тем, что проблемы образования, наряду с проблемами выживания и развития земной цивилизации, экологии, энергетики, питания, вошли в число глобальных проблем человечества. Тем самым официально признано, что судьба нашей цивилизации решающим образом зависит от судеб образования. В связи с этим А. Д. Урсул пишет: «Можно сказать, что в мире в целом сложилась такая ситуация, что именно от развития образования в будущем зависит судьба цивилизации, возобладает ли в мире ожидаемый разумный порядок или стремительно надвигающийся хаос» [2].

Анализ и обобщение определений понятия «информатизация образования» позволяет говорить о том, что она призвана решать комплекс задач, связанных с необходимостью повышения качества образования, эффективности функционирования системы образования в целом, обеспечения доступности образовательных услуг, подготовки учащихся к жизни в открытом информационном пространстве [3].

Для решения этих задач образовательное учреждение должно создать педагогические условия, обеспечивающие успешное развитие обучающихся. В нашем исследовании мы придерживаемся точки зрения ученых М. Е. Дура-нова [4], С. Л. Рубинштейна [5] и др., которые объединяют совокупность педагогических условий в современной образовательной реальности в понятие «образовательная среда», а в условиях информатизации образования — в понятие «информационно-образовательная среда».

Отметим, что систематизация средств информатизации образования и формирование на их основе определенной среды может обеспечить систему подготовки специалистов требуемой информацией. Я. А. Ваграменко [6], А. В. Хутор -ской [7], Ю. С. Брановский [8] утверждали, что информационные технологии могут стать основой проектирования новой развивающей среды и обучающего пространства, названных «информационной образовательной средой».

Вопросы создания и функционирования информационно-образовательной среды раскрыты в работах А. Г. Абросимова [9], А. А. Андреева [10], И. Г. Захаровой [11], О. А. Ильченко [12], А. С. Курылева [13], Е. В. Лобановой [14], С. В. Назарова [15], В. А. Ясвина [16] и др.

Анализ и обобщение точек зрения ученых М. Е. Дуранова, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Львова [17] и др., рассматривающих образовательную среду как совокупность педагогических условий, а также А. А. Андреева и С. В. Назарова, подчеркивающих системный характер информационно-образовательной среды, позволили нам сформулировать ее рабочее определение.

Под информационно-образовательной средой мы понимаем систему педагогических условий, объединяющую в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические технологии, направленные на формирование личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных компетенций.

Несмотря на большое число научных работ по данной проблеме, вопросы возникновения и последующего развития информационно-образовательной среды практически не изучены, а исследования в этой области носят фрагментарный характер [18]. Однако не вызывает сомнения тот факт, что каждый этап информатизации образования сопровождается этапом формирования информационно-образовательной среды образовательного учреждения.

Проведенный анализ литературы позволил сделать вывод о том, что массовая информатизация образования началась в 1984 г., следовательно, именно эту дату мы будем считать начальной точкой для рассмотрения этапов становления информационно-образовательной среды в связи с проникновением информационных технологий в образование (табл. 1).

Основным государственным документом, обозначившим первый этап формирования информационно-образовательной среды (этап компьютеризации образовательного процесса), стало Постановление ВС СССР от 12.04.1984 г. №13-Х1 «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». В нем была поставлена задача совершенствования содержания образования: «...вооружать учащихся знаниями и навыками использования современной вычислительной техники, обеспечить широкое применение компьютеров в учебном процессе, создавать для этого специальные школьные и межшкольные кабинеты...» [19].

Для решения этой задачи в образовательные учреждения были поставлены первые ЭВМ отечественного производства. Началась подготовка педагогов и студентов в области алгоритмизации и программирования. Основным методом обучения стало программированное обучение. Компьютер на этом этапе являлся основным объектом изучения.

В 1990 г., с момента принятия первой целевой комплексной программы «Информатизация образования» [20], начался второй этап формирования информационно-образовательной среды — этап внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Программа была рассчитана на 1991-1995 гг., но так и не была полностью реализована, так как ее финансирование прекратилось уже в 1991 г. Однако на этом этапе была поставлена задача завершения организации обязательного изучения информатики с использованием компьютеров и началось широкое применение возможностей новых информационных технологий при изучении других школьных предметов. В учебных заведениях стали использовать АРМ — автоматизированные рабочие места: директора, психолога, учителя, классного руководителя и др. [21].

На данном этапе начинаются разработки учебных мультимедийных ресурсов. Использование информационных технологий в системе образования способствовало применению в учебном процессе таких методов, как компьютерное моделирование учебно-познавательной деятельности, метод информирования, программирование учебной деятельности, ассоциативный метод, метод тестирования, игровой метод активного обучения [22], метод проектов [23], метод «непоставленных задач» [24] и др. На этом этапе компьютер становится средством обучения.

Третий этап формирования информационно-образовательной среды (этап активного использования Интернет-среды) начался в 2001 г. Основными документами этого периода являются Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы» [25] и Федеральная централизованная программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» [26]. Этот этап характеризуется насыщением образовательных учреждений мощными персональными компьютерами. В образовательном процессе используются телекоммуникационные технологии, мультимедиатех-нологии и технологии виртуальной реальности, а также средства обучения и хранения знаний, к которым относятся: электронные учебники и мультимедийные проекты; глобальные и ло-

кальные образовательные сети, электронные библиотеки и архивы; информационно-поисковые и информационно-справочные системы; сервисные программные средства; практикумы и интерфейсы к удаленным виртуальным лабораториям; средства автоматизации профессиональной деятельности; средства математического и имитационного моделирования. Компьютер на этом этапе становится средством управления образовательным процессом.

Четвертый этап формирования информационно-образовательной среды начался в 2006 г. принятием Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. [27], которая обозначила необходимость смены методической основы обучения и освоения каждым педагогом широкого круга методов и организационных форм обучения, поддерживаемых соответствующими средствами современных информационных технологий.

В этот период при поддержке Всемирного банка был реализован проект «Информатизация системы образования (ИСО)» [28]. Благодаря этому проекту: 400 тыс. преподавателей на всех уровнях образования прошли курсы повышения квалификации по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе; были организованы методические информационные центры, разработаны разнообразные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). На этом этапе компьютер становится средством научно-педагогического исследования.

В настоящее время реализуется этап проектирования информационно-образовательной среды, и перед обществом стоят задачи, поставленные Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг.: «... эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования; создание целостной электронной образовательной среды как фактора повышения качества образования; организация мероприятий по созданию технических и технологических условий, которые позволят преподавателям и учащимся получить эффективный доступ к источникам достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе дистанционного...» [29]. Эти задачи могут быть решены только в результате организации в образовательном учреждении высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды.

Исторические этапы формирования информационно-образовательной среды учреждения профессионального образования

Этапы Техническое оснащение Нормативная правовая база Содержание информатизации образования Сущность и компоненты ИОС

I этап.1984-1989 гг. Этап компьютеризации образовательного процесса 1. Электронные средства. 2. Первые ЭВМ [комплекты учебной вычислительной техники (КУВТ) Yamaha MSX-1, MSX-2 (производство Японии); КУВТ ДВК-1, ДВК-3, УКНЦ, Агат, БК-0010, БК-0011, «Корвет», «Гам-ма-48». «Гамма-64» (отечественного производства)] 1. Постановление ВС СССР от 12.04.1984 г. № 13-Х1 «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». 2. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 12.04.1984 г. № 315 «О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышении ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров». 3. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 13.03.1987 г. № 325 «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве» 1. Формирование у студентов алгоритмического стиля мышления. 2. Овладение некоторыми языками программирования. 3. Освоение умения работать на ЭВМ с помощью вычислительных алгоритмов. 4. Подготовка учителей в области алгоритмизации и программирования. 5. Использование оборудования кабинетов вычислительной техники в преподавании других общеобразовательных предметов и спец дисциплин. 6. Формирование основ информационной культуры Формирование ИОС осуществляется с целью повышения эффективности (с меньшими временными и физическими затратами) работы педагога с имеющейся информацией. В ИОС используется теория программированного обучения. Обосновывается необходимость для работы на ЭВМ знания языков программирования, основ работы вычислительных машин. Взаимодействие осуществляется на уровне «педагог —> ЭВМ», «студент —> ЭВМ», описывается на эмпирическом уровне, с позиций пользователя. Компоненты ИОС не выделены

II этап. 1990-2000 гг. Этап внедрения ИКТ в образовательный процесс Появление персональных ЭВМ (ПЭВМ), повышение роли интерфейсных, коммуникационных и навигационных возможностей соответствующих систем (классы вычислительной техники, объединенные в локальную 1. Концепция информатизации образования (1990 г.). 2. Первая целевая комплексная программа «Информатизация образования» на 1991-1995 гг. 3. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе (1993 г.). 4. Концепция информатизации высшего образования Российской Федерации 1. Насыщение компьютерной техникой вузов России. 2. Открытие кабинетов информатики, изучение этого предмета с применением компьютера. 3. Создание центров по ремонту и обслуживанию школьной вычислительной техники. 4. Подготовка учителей информатики в педагогических вузах. Формирование ИОС осуществляется с целью интеграции информационных технологий в традиционные учебные дисциплины и освоения на этой основе новых методов и организационных форм работы. В образовательном процессе появляется новый вид учебных средств цифровых образовательных ресурсов (электронные учебники, мультимедийные презентации, медиалекции и т. п.) и автоматизированных дидактических средств

Этапы Техническое оснащение Нормативная правовая база Содержание информатизации образования Сущность и компоненты ИОС

сеть на базе компьютеров 1ВМ) (утв. председателем Госкомитета РФ по высшему образованию Г. Кинелевым 28.09.1993 г.). 5. Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации (утв. 31.03.1994 г.). 6. Программа информатизации образования Российской Федерации на 1994-1995 гг. 5. Перевод информационных фондов в компьютерную (машинную) форму. В высшей школе создано более 60 разработок учебных мультимедийных ресурсов. 6. Применение возможностей информационных технологий при изучении общеобразовательных предметов и спецщис-циплин. 7. Открытие первых (проектных) центров дистанционного обучения (в 32 университетах) 8. Использование в образовательных учреждениях АРМ: директора, психолога, учителя, классного руководителя и др. (компьютерные тесты, тренажеры, обучающие системы и др.). В систему подготовки специалистов внедряются экспертно-обучающие профессионально ориентированные системы и компьютерные дидактические игры, реализующие принципы контекстного обучения (моделирующие условия будущей профессиональной деятельности и частично анализирующие поведение обучающегося в этих условиях). Предпринимаются несистематизированные попытки использовать потенциал информационных технологий для развития личности обучающегося, развития его способности к альтернативному мышлению, формирования умения разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, процессов, явлений, взаимосвязей между ними. Изменяется роль преподавателя: он перестает быть доминирующим источником информации, контролирующим ее поступление в процессе обучения, а становится аналитиком потока компьютерной информации и консультантом обучающихся. Появились первые определения понятия «информационная образовательная среда» (М. И. Нежурина, 1998 г.), однако компоненты ИОС носят несистематизированный характер.

ы>

о

Этапы Техническое оснащение Нормативная правовая база Содержание информатизации образования Сущность и компоненты ИОС

III этап. 2001-2005 гг. Этап активного использования Интернет-среды Мощные персональные компьютеры, быстродействующие накопители большой емкости, новые информационные и телекоммуникационные технологии: мультимедиа и виртуальной реальности 1. Проект «Компьютеризация сельских школ — 2001». 2. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (на 2001-2005 годы)». 3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. 4. Присоединение России к Болонскому соглашению. 5. Федеральная централизованная программа «Электронная Россия (2002-2010 годы). 6. Программа «Научное, научно-методическое обеспечение развития технологий информационного общества и индустрии образования на 2003-2004 годы». 7. Программа «Создание системы открытого образования (СОО) на 2003-2004 годы». 8. Федеральный образовательный стандарт (апр. 2004 г.) 1. Активное использование Интернета в учебной, научной и методической деятельности более чем в 100 вузах России. 2. Активная работа \VWW-сервера Министерства образования РФ «Информика», содержащего большой объем информации в базах данных: «Вузы России», «Нормативные и распорядительные документы Минобразования России», «Образовательные стандарты» и др. 3. Использование интерактивного телевидения (в т. ч. с использованием мультимедийной информации в интерактивном режиме). 4. Подготовка кадров для информационного общества. 5. Развитие информационно-коммуникационных технологий управления образованием Создание ИОС осуществляется с целью формирования основ информационного мировоззрения обучающихся. В образовательном процессе широко используются Интернет-технологии: Интернет-проекты, телекоммуникационные проекты, видеоконференции; для управления: виртуальные кафедры и деканаты, сетевые сообщества педагогов и студентов. Это обеспечивает возможности удаленного доступа педагогов и учащихся к научной и учебно-методической информации. ИОС насыщается цифровыми образовательными Интернет-ресурсами. Возникает новая форма взаимодействия педагогов и обучающихся, не зависящая от их места нахождения и времени. У обучающихся формируются компетентности по поиску, отбору и структурированию информационных материалов, полученных из глобальной сети. Проводятся исследования сущности ИОС с позиций Интернета. В основу выделения компонентов положены информационный и технологический аспекты ИОС

IV этап. 2006 — до наст. вр. Этап психолого-технологическо-го обеспечения эффективного функционирования образовательной системы в условиях ИОС Компьютеры, обеспеченные многоядерными процессорами 1. Национальный проект «Образование», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол № 2 от 21.12.2005 г.). 2. На основе международного опыта при поддержке Всемирного банка реализован проект 1. Разработано 17 образовательных предметных Интернет-порталов. 2. Педагогами разрабатываются собственные мультимедийные учебные материалы. 3. Создана и размещена в Интернете единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (в том числе по Формирование ИОС осуществляется с целью смены методической основы обучения и освоения каждым педагогом широкого круга методов и организационных форм обучения, поддерживаемых соответствующими современными средствами ИКТ (информационный и знание-вый аспекты НОС). Пересмотр и радикальное изменение содержания образования на всех его

X X

о

DD Ш С. S

о

X X

о ф

ш

U DD

Ф □

о

■в-

ф

о о

S

о

X

В)

ь г

X

о

3

0

01 "О

ш

U

о

DD ш

X

Этапы Техническое оснащение Нормативная правовая база Содержание информатизации образования Сущность и компоненты ИОС

«Информатизация системы образования (ИСО). 3. Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2006-2010 гг.». 4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р.). 5. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. (утв. распоряжением Правительства РФ от 7.02.2011 г. № 163-р) 34 профессиям начального профессионального образования и по 11 специальностям среднего профессионального образования) и вариативные электронные образовательные ресурсы для основного общего и среднего (полного) общего образования (по 10 дисциплинам). 4. Реализована программа повышения квалификации в области информационно-коммуникационных технологий педагогов общеобразовательных, общепрофессиональных дисциплин и мастеров производственного обучения. 5. Включение образовательных учреждений в информационное пространство российского общества уровнях позволяет готовить обучающихся к жизни и деятельности в информационном обществе, формируя у них новые, необходимые для этих условий личные качества и навыки (ценностно-целевой компонент). В образовательный процесс включаются обучающие системы на основе «облачных технологий» (технико-технологичес-кий компонент). Обучение осуществляется на основе ассоциативного метода усвоения информации (программно-технологический компонент). В новых образовательных условиях происходит усиление функции поддержки студента преподавателем и необходимости организации обратной связи преподавателя с каждым обучающимся при реализации его индивидуальной траектории обучения (коммуникационный компонент). ИОС рассматривается как: - новая педагогическая система; - учебно-методический и организационный комплекс; - педагогическое явление, связанное с новыми знаниями, фактами, информацией, экономикой и культурой

Современный этап психолого-технологического обеспечения эффективного функционирования образовательной системы в условиях ИОС — это этап формирования целостной ИОС в органическом единстве всех ее компонентов. Он характеризуется необходимостью уточнения сущности, содержания, компонентного состава, определением уровней педагогического проектирования, их содержательного наполнения, выделением системных специфических принципов моделирования ИОС, обеспечивающих эффективную профессиональную подготовку и позволяющих повысить эффективность обучения, в том числе дистанционного (табл. 1).

Таким образом, анализ точек зрения на информационно-образовательную среду и его проекция на предмет нашего исследования позволили: 1) уточнить сущность понятия ИОС, под которой в дальнейшем мы будем понимать систему педагогических условий, объединяющую в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педа-

Библиографический список

гогические технологии, направленные на формирование личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных компетенций;

2) выделить компоненты ИОС и определить их содержательное наполнение:

- ценностно-целевой — включает совокупность целей и ценностей профессионального образования, которые могут быть значимы для индивида, образовательного учреждения и социума;

- программно-технологический — охватывает методы, формы, средства, программы управления образовательным процессом;

- информационно-знаниевый — содержит информационные образовательные ресурсы, систему компетенций обучающегося, составляющих основу его профессиональной деятельности;

- коммуникационный — включает формы взаимодействия между субъектами педагогического процесса;

- технико-технологический — содержит технические средства обучения, оболочки дистанционного обучения, новые информационные технологии, в т. ч. телекоммуникационные сети.

1. Пасхин, Е. Н. Философско-методологические аспекты информатизации образования [Текст] / Е. Н. Пасхин // Системы и средства информатики : Информационные технологии в образовании : От компьютерной грамотности — к информационной культуре общества / отв. ред. И. А. Мизин. — Вып. 8. — М. : Наука, Физматлит, 1996. — С. 84-90.

2. Урсул, А. Д. Информатизация общества : Введение в социальную информатику [Текст] / А. Д. Урсул. — М., 1990. — 268 с.

3. Винницкий, Ю. А. Информатизация образования : Проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Ю. А. Винницкий. — Режим доступа: ИНр://еЬида!аху.1п1е!.ги/1пЬех.рИр?ас1=аНасМ &1уре=Ыодеп1гу&1Ь=3409.

4. Дуранов, М. Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней [Текст] : монография / М. Е. Дуранов. — Челябинск : Изд-во ЧГАКИ, 2002. — 276 с.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : «Питер», 2004. — 720 с.

6. Ваграменко, Я. А. Информатизация общего образования : Итоги и направления дальнейшей работы [Текст] / Я. А. Ваграменко // Педагогическая информатика. — 1997. — № 1. — С. 41-51.

7. Хуторской, А. В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении [ Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал « Эйдос». — 2005. — 1 сент. — Режим доступа: ИНр://шшш.е1Ьоэ.ги/]оигпа!/2005/0901.Мт.

8. Брановский, Ю. С. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании [Текст] : учеб. пособие / Ю. С. Брановский, Т. Д. Шапошникова ; Кубан. гос. тех-нол. ун-т. — Краснодар : Изд-во КубГТУ, 2001. — 415 с.

9. Абросимов, А. Г. Развитие информационно-образовательной среды высшего учебного заведения на основе информационных и телекоммуникационных технологий [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук // А. Г. Абросимов. — М., 2005. — 261 с.

10. Андреев, А. А. Прикладная философия открытого образования : Педагогический аспект [Текст] / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. — М. : Изд-во МГОУ, 2002. — 168 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Захарова, И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / И. Г. Захарова. — Тюмень : Изд-во ТТУ, 2003. — 399 с.

12. Ильченко, О. А. Организационно-педагогические условия разработки и применения сетевых курсов в учебном процессе (на примере подготовки специалистов с высшим образованием) [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук / О. А. Ильченко. — Москва, 2002. — 20 с.

13. Курылев, А. С. Проектирование информационно-образовательной среды открытого профессионального образования [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. С. Курылев. — Калининград, 2008. — 40 с.

14. Лобанова, Е. В. Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Е. В. Лобанова. — М., 2005. — 314 с.

15. Назаров, С. А. Педагогическая модель информационно-образовательной среды технического вуза [Текст] / С. А. Назаров, В. А. Назаров, Т. С. Каменева // Педагогические науки. — № 6. — 2006. — С. 292-297.

16. Ясвин, В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию [Текст] / В. А. Ясвин. — М. : Смысл, 2001. — 365 с.

17. Львов, Л. В. Повышение эффективности системы подготовки педагогов профессионального обучения [Текст] : монография / Л. В. Львов. — Челябинск : Ид-во ЧГАА, 2009. — 154 с.

18. Малиатаки, В. В. Информационная образовательная среда : Исторический аспект [Электронный ресурс] / В. В. Малиатаки // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2008. — № 82-2. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-obrazovatelnaya-згеЬачзЬпсИеэ^у-аэреМ.

19. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы : Постановление ВС СССР от 12.04.1984 г. № 13-Х1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_12023.htm.

20. Роберт, И. В. Концепция информатизации образования [Текст] / И. В. Роберт ; ВНИК ГКНО СССР // Информатика и образование. — 1990. — № 1. — С. 3-9.

21. Уваров, А. Ю. Вступая в век информации [Текст] / А. Ю. Уваров // Информатика и образование. — 1995. — № 2.

22. Пасхин, Е. Н. Философско-методологические аспекты информатизации образования [Текст] / Е. Н. Пасхин // Системы и средства информатики : Информационные технологии в образовании : От компьютерной грамотности — к информационной культуре общества / отв. ред. И. А. Мизин. — Вып. 8. — М. : Наука, Физматлит, 1996. — С. 84-90.

23. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] : учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. К. Петров ; под ред. Е. С. Полат. — М. : Изд. центр «Академия», 1999. — 224 с.

24. Шолохович, В. Ф. Информационные технологии обучения [Текст] / В. Ф. Шолохович // Информатика и образование. — 1998. — № 2. — С. 5-13.

25. Развитие единой образовательной информационной среды (на 2001-2005 годы) : Федеральная целевая программа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.inforegion. ru/ru/main/science/IT_education/REOIS.

26. Электронная Россия (на 2002-2010 годы) : Федеральная централизованная программа [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.nbuv.gov.ua/law/01ru-er.html.

27. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elementy.ru/Library9/r1340.htm.

28. Проект «Информатизация системы образования (ИСО)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/ft/005463/34873.pdf.

29. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fip.kpmo.ru/fip/info/13430.html.

УДК 378 И. В. Краснова, ст. преп.

Уральского филиала Российской академии правосудия, г. Челябинск, e-mail: innakra@74.ru

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность проблемы подготовки студентов юридических вузов к педагогической деятельности автор рассматривает с позиции выделенных противоречий социально-педагогического, научно-педагогического, научно-методического характера. Необходимость моделирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.