Научная статья на тему 'Реализация национально-регионального компонента при проектировании занятий в детском саду'

Реализация национально-регионального компонента при проектировании занятий в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1064
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектирование занятий / национально-региональный компонент / реализация национально-регионального компонента / духовно-нравственное воспитание / дошкольники / Designing classes / national-regional component / implementation of the national-regional component / spiritual and moral education / preschoolers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азияна Арсеновна Ооржак

Статья посвящена проблеме реализации национально-регионального компонента при проектировании занятий в детском саду. В настоящей статье авторы при проектировании занятий учитывают культурно-исторические и этнические особенности народа республики Тыва: его традиции и обычаи, животный и растительный мир, средства народного фольклора, национальные игры и физические упражнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Азияна Арсеновна Ооржак

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL-REGIONAL COMPONENT IN THE DESIGN OF CLASSES IN KINDERGARTEN

The article is devoted to the implementation of the national-regional component in the design of classes in kindergarten. In this article, the authors take into account the cultural, historical and ethnic characteristics of the people of the Republic of Tuva: its traditions and customs, flora and fauna, means of folk folklore, national games and physical exercises.

Текст научной работы на тему «Реализация национально-регионального компонента при проектировании занятий в детском саду»

иных культурах на острые предметы искусственного происхождения (иглы, пилы и пр.) заставляет нас предполагать, что объект исследования тесно связан с особенностями истории, этногенеза, хозяйственно-культурного типа, мифологии и обрядовой жизни цаатанов, что может быть прояснено лишь в ходе последующей работы.

Так локальная традиция использования головы тайменя в качестве апотропея, с одной стороны, ярко характеризует общий мифоритуальный комплекс цаатанов (дукха), тувинцев Монголии, охотников-оленеводов, одного из самых консервативных в отношении типа хозяйства и ритуальных практик народов Сибири, с другой стороны - создает задел для будущих исследований.

Источники и литература

1. Анайбан З. В., Маннай-оол М. Х. Происхождение тувинцев. История вопроса // Новые исследования Тувы, 2013. - Вып. 3. - www.tuva.asia/journal/issue_19/6487-anayban-mannayool.html.

2. Анисимов А. Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. - Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР. [Ленингр. отд-ние], 1958. 235 с.

3. Вайнштейн С. И. Тувинцы-тоджинцы. Москва : Изд-во вост. лит., 1961. 218 с.

4. Вайнштейн С. И. Саянский очаг одомашнивания оленя // Советская этнография. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1970. - Вып. 6. - С. 37 - 52.

5. Вайнштейн, С. И. Происхождение и историческая этнография тувинского народа : автореф. дис. ... д-ра ист. н. М. 1969. 45 с.

6. Василевич Г. М., Левин М. Г. Типы оленеводства и их происхождение // Советская этнография. - М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1951. - Вып. 1. - С. 63-87.

7. Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки.(ХУШ - начало XX в.). Л.: Наука, 1969. 304 с.

8. Жуковская Е. Л. Судьба кочевой культуры. Рассказы о Монголии и монголах. Москва : Наука, 1990. 110 с.

9. Канунников Д. В. Полевые материалы экспедиции Музея кочевой культуры в Дархатскую котловину. Неопубликованы, 2015.

10. Клиценко Ю. В. Шаманские чумы эвенков по материалам катангской экспедиции А.А. Макаренко // Сибирская заимка, 2013. - http://zaimka.ru/klitsenko-makarenko/.

11. Левкиевская Е. Е. Славянский оберег. Семантика и структура. М.: Изд-во "Индрик", 2002. 336 с.

12. Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец Х1Х-начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1984. - 201 с.

13. Серен П. С. Тувинцы - оленеводы Монголии. Кызыл: Тываполиграф, 2016. 160 с.

УДК 373.24

10.24411/9999-021А-2019-10014

Азияна Арсеновна Ооржак, Елизавета Монгушовна Кенден-оол Тувинский государственный университет,

г. Кызыл, Россия

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Статья посвящена проблеме реализации национально-регионального компонента при проектировании занятий в детском саду. В настоящей статье авторы при проектировании занятий учитывают культурно-исторические и этнические особенности народа республики Тыва: его традиции и обычаи, животный и растительный мир, средства народного фольклора, национальные игры и физические упражнения.

Ключевые слова: проектирование занятий, национально-региональный компонент, реализация национально-регионального компонента, духовно-нравственное воспитание, дошкольники.

Aziyana Oorzhak, Elizaveta Kenden-ool Tuvan state universiy Kyzyl, Russia

IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL-REGIONAL COMPONENT IN THE DESIGN OF

CLASSES IN KINDERGARTEN

The article is devoted to the implementation of the national-regional component in the design of classes in kindergarten. In this article, the authors take into account the cultural, historical and ethnic characteristics of the people of the Republic of Tuva: its traditions and customs, flora and fauna, means of folk folklore, national games and physical exercises.

Keywords. Designing classes, national-regional component, implementation of the national-regional component, spiritual and moral education, preschoolers.

Процесс отчуждения, отстраненность от своих национальных корней, традиций и обычаев, от веры привело к духовному кризису общественного сознания, которое выражается в нивелировании ценностей подрастающим поколением.

В связи с внедрением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования серьезное внимание уделяется повышению качества подготовки специалистов среднего профессионального звена по изучению и использованию национально-регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО. Для выполнения социального заказа общества и государства необходимы высококвалифицированные, компетентные кадры.

Именно поэтому выпускники среднего профессионального звена должны:

- знать природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие региона;

- уметь отбирать содержание регионального компонента содержания образования, усвоение которого позволило бы выпускникам адаптироваться к условиям новой жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле.

Студент должен понимать, что содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды Республики Тыва.

В рамках модернизации системы российского образования поменялись цели и содержание образования, появились новые средства и технологии обучения, но основной формой обучения детей осталось занятие.

В чем же новизна современного занятия в условиях реализации ФГОС ДО? В соответствии с новыми стандартами педагогам необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, показать ему, что занятие - это не приобретение отвлеченных от жизни знаний, а - поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Важной задачей каждого педагога при реализации стандарта дошкольного образования является освоение технологии проектирования учебного занятия с учетом деятельностного подхода. Если раньше организованная образовательная деятельность осуществлялась в виде учебной деятельности, то современные стандарты предполагают проводить обучение детей через организацию различных детских видов деятельности. Согласно принципу интеграции развитие детей осуществляется при организации всех видов детской деятельности: игровой, речевой, двигательной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной. Совмещение нескольких видов деятельности, связанных одним сюжетом на занятиях с использованием национально-региональных составляющих, не утомляет детей, а способствует проявлению стойкого интереса к народным традициям. Обновление содержания образования требует от педагога максимального использования разнообразных видов деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Реализация национально-регионального компонента в содержании образовательной деятельности дошкольных организаций должна стать тем фундаментом, который будет обеспечивать освоение нравственного опыта и культуры подрастающим поколением.

В рамках каждого занятия определены различные виды детской деятельности, отражающие интеграцию образовательных областей в том или ином сочетании. В целом же комплекс представленных занятий охватывает содержание всех образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

В условиях реализации ФГОС ДО важность использования педагогами национально-региональных составляющих в воспитательно-образовательном процессе ДОО в сохранении и укреплении здоровья

детей, их гармоничного физического, интеллектуального, психического развития, а также в формировании духовно-нравственной культуры не вызывает сомнений.

Широкое распространение получили комплексные занятия. Комплексный подход к решению образовательных задач, органическое сочетание разных задач всестороннего развития и мышления на одном занятии являются важным условием повышения эффективности обучения.

Комплексное решение образовательных задач приводит к существенным сдвигам в развитии детей. Методика, применяющаяся на таких занятиях, обеспечивает высокий и средний уровень развития большинства обучающихся детей независимо от их индивидуальных способностей. У детей развивается поисковая активность, что является одним из показателей высокой результативности обучения.

Положительную оценку в практике получили интегративные (интегрированные) занятия, построенные по принципу объединения разных видов детской деятельности и средств развития детей. Как правило, при этом используют разные виды искусства, самостоятельную деятельность ребенка и интегрируют их по тематическому принципу. Например, интегративное занятие по образовательной области «Речевое развитие»: 1) чтение тувинской народной сказки «Ленивая сова», 2) коллективное рисование птиц, 3) рассказывание детей по рисункам сказки. Интегративное занятие по образовательной области «Физическое развитие» на тему «Табунщики» также может иметь следующую структуру: 1) рассказ воспитателя про праздник животноводов Наадым, 2) общеразвивающие упражнения «Лошадки», проведение подвижной игры «Чылгычылар», 3) оздоровительное упражнение для горла «Лошадка».

Вышеперечисленные виды занятий также применимы и для реализации национально-регионального компонента в образовательной деятельности детского сада.

На начальных этапах обучения нужно использовать другие формы работы, обеспечивающие условия для непроизвольной двигательной и речевой активности детей.

Занятия должны отвечать дидактическим требованиям, обоснованным в общей дидактике. Рассмотрим эти требования:

1. Тщательная предварительная подготовка к занятию.

Прежде всего, необходимо определить задачи занятия, содержание и место в системе других образовательных видов деятельности, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения. Следует также продумать структуру и ход занятия, подготовить соответствующий демонстрационный и литературный материал.

Соответствие материала занятия возрастным возможностям речевого и физического развития детей. Учебная речевая деятельность детей должна быть организована на достаточном уровне трудности. Обучение должно иметь развивающий характер. Иногда бывает трудно определить восприятие детьми намеченного материала. Поведение детей должно подсказать педагогу, как изменить заранее продуманный план с учетом их поведения и реакции.

Воспитательный характер занятия (принцип воспитывающего обучения). На предлагаемых авторами занятиях решается комплекс задач умственного, физического, духовно-нравственного, эстетического воспитания. Так, на занятии по образовательной области «Физическое развитие» на тему «Путешествие в Тоджу» решаются такие задачи духовно-нравственного воспитания детей 6-7 лет, как воспитание любви к малой родине, бережного отношения к природе. На занятии по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Верблюд» решаются задачи воспитания толерантного отношения ко всем живым существам, а также задачи воспитания читателя, способного к состраданию и сочувствию к героям сказки.

Воспитательное влияние на детей обеспечивается содержанием материала, характером организации обучения и взаимодействия воспитателя с детьми. Для реализации этой задачи педагог использует различные жанры тувинского детского фольклора (пословицы, поговорки, потешки, колыбельные песни, загадки, сказки и др.). Воспитательный характер обучения также может быть достигнут использованием тувинских национальных предметов быта (тос-карак - ритуальная ложка-девятиглазка, кымчы - кнут, кавай - колыбель, аяк - пиала, и др.), а также применим прием этимологии слов («Саарар» означает беспрестанное перемешивание чая, «Чолукшууру» - обряд приветствия, «Тарбаганы» - сурки, «Шошкудары» - бег в медленном темпе, «Челдирери» - бег приставными шагами, «Шалбалаары» -метание аркана на голову лошади и т.д.).

Эмоциональный характер занятий. Способность усваивать знания, овладевать навыками и умениями не может быть развита у маленьких детей путем принуждения. Например, для реализации эмоционального и психологического характера занятия по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Колыбель» педагогом используются тувинская национальная музыка, исполнение колыбельной песни - «Опей-ыры», как фоновое сопровождение образовательной деятельности детей. Кроме этого на этом занятии помощник педагога или второй воспитатель переодеваются в героиню - бабушку Севил,

которая знакомит с устройством тувинской юрты и колыбели. Все это способствует более эффективному вхождению детей в занятие, а также создает благоприятные, психологически комфортные условия.

Большое значение имеет их интерес к занятиям, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала. Эмоциональный настрой на занятии обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.

Структура занятия должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части - вводную, основную и заключительную. В вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия. На занятиях с использованием национально-регионального компонента педагог систематически организует ритуал вхождения в занятие, который способствует созданию соответствующих мотивов предстоящей деятельности с учетом возраста детей. Так, на занятии по физическому развитию на тему «Тарбаганы» педагог использует шапки и лапы тарбаганов. Дети с воспитателем надевают заранее заготовленные шапки и лапки животных и становятся настоящими сурками. На занятиях по речевому развитию педагогом используется тувинский традиционный обряд приветствия «Чолукшууру», где у каждого ребенка есть возможность окунуться в атмосферу национального быта.

В основной части решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной двигательной и речевой деятельности детей. Так, на занятии «Табунщики» по физическому развитию для реализации национально-регионального компонента в основной части проводится подвижная игра «Табунщики» («Чылгычылар»). На занятии по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Битва 60 богатырей» педагог проводит подвижную игру «Байлар болгаш араттар». На занятии по речевому развитию «Тувинская чайная церемония» в основной части педагог и его помощник, исполняющий роль бабушки Севил, непосредственно показывают как правильно заваривается тувинский молочный чай - «Суттуг шай», объясняют правила и приемы его приготовления. Для более эффективного вхождения в занятие проводится пальчиковая гимнастика с использованием Су-Джок шариков на стихи Монгуш Доржу «Тувинский чай».

Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель закрепить и обобщить знания, полученные на занятии. Здесь используются художественное слово, различные виды оздоровительной гимнастики, слушание тувинской национальной музыки, пение песен, хороводные и малоподвижные игры и др. Так, например, на занятии по чтению тувинской народной сказки «Верблюд» педагог в заключительной части играет на национальном музыкальном инструменте Хомус. На занятии по физическому развитию «Путешествие в Тоджу» в подготовительной к школе группе педагог проводит игру тувинского народа «Матпаадыр». На занятии «Битва 60 богатырей» педагог в заключительной части проводит релаксационную игру «Алдан-Маадырлар».

2. Правильная организация занятий.

Организация занятия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала, физкультурного оборудования и инвентаря; эстетичность помещения, пособий).

Рекомендуются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от педагога (в психологии отмечается значимость этих факторов для эффективности обучения). Например, на занятиях по физической культуре педагог может использовать цели с изображением голов лошадей, веревки, называя их по-тувински «аргамчы», гимнастические палки по количеству детей, которые будут имитировать «лошадок». Все эти атрибуты будут способствовать непосредственному вхождению в занятие, установлению доверительных отношений между педагогом и детьми, а также знакомству с национальной культурой Республики Тыва.

Мы убеждены в том, что современное дошкольное образование можно перестроить только с учетом национально-культурной основы, создавая образовательное пространство, включающее многообразие образовательных сред в ДОО и вне его, меняя суть, формы, содержание и рамки творчески-созидающей деятельности детей в ситуации рефлексивно-развивающего разновозрастного их общения как между собой, так и со взрослыми.

Завершая анализ проблемы использования национально-региональных составляющих на занятиях, подчеркнем, что осуществление целенаправленной взаимосвязи с одной стороны родителей, с другой -педагогов, обеспечит полноценную работу по формированию духовно-нравственной культуры у подрастающего поколения.

Источники и литература

1. Государственно-общественное управление в дошкольной образовательной организации: формирование духовно-нравственных компетенций дошкольников /Т.Ц. Дугарова, А.А. Ооржак. // Вестник ТГПУ. - 2015. -№ 11 (164). - С. 9-12.

2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой. Старшая группа / авт.-сост. Т.В. Ковригина, М.В. Косьяненко, О.В. Павлова. -Волгоград: Учитель, 2012. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Ваксильевой. - 3-е изд., испр.и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

3. Физическое развитие детей 2-7 лет: сюжетно-ролевые занятия / авт.-сост. Е.И. Подольская. - Изд. 2-е, перераб. - Волгоград: Учитель, 2013.

4. Яшина М.М., Алексеева Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ.высш. и сред..пед.учеб.заведений. - 3-е изд. - М.: Академия, 2000.

УДК 378+316.7

doi: 10.24411/9999-021A-2019-10015

Наталья Викторовна Кергилова Горно-Алтайский государственный университет,

г. Горно-Алтайск, Россия

К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОДЕРЖАНИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ

В статье автор отмечает, что система образования Республики Алтай отражает приоритеты и механизмы государственной образовательной политики Российской Федерации. Поэтому развитие системы этнокультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии российского образования, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию полиэтничности, защитить культурную самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

Ключевые слова: образование, система образования, этнокультурное образование, дошкольное образование, начальное образование.

Natalya Kirgilova Gorno-Altai state University, Gorno-Altaysk, Russia

ON THE IMPLEMENTATION OF THE ETHNO-CULTURAL COMPONENT OF THE CONTENT

OF EDUCATION IN THE ALTAI REPUBLIC

The author notes that the education system of the Altai Republic reflects the priorities and mechanisms of the state educational policy of the Russian Federation. Therefore, the development of the system of ethno-cultural education is an integral part of the overall strategy of Russian education, which is based on the need to preserve the socio-cultural situation of multi-ethnicity, to protect the cultural identity of each ethnic community, thereby creating a humanitarian Foundation for civil, supra-ethnic principles of social order. Keywords: education, education system, ethno-cultural education, preschool education, primary education.

Система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и родных языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Система образования Республики Алтай отражает приоритеты и механизмы государственной образовательной политики Российской Федерации. Развитие системы этнокультурного образования является неотъемлемой частью общей стратегии российского образования, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию полиэтничности, защитить культурную самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.