Научная статья на тему 'Педагогический потенциал народных подвижных игр в сельских дошкольных образовательных учреждениях'

Педагогический потенциал народных подвижных игр в сельских дошкольных образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1523
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / OUTDOOR GAMES / PRE-SCHOOL EDUCATION / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаськов Алексей Владимирович, Мендот Элла Эрес-ооловна, Жамц Сандандоржийн

Народные подвижные игры и виды спорта одна из основных форм преимущественного применения и организации учебных занятий в современных дошкольных образовательных учреждениях по физической культуре и спорту, формирования двигательной активности детей 5-6 лет дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаськов Алексей Владимирович, Мендот Элла Эрес-ооловна, Жамц Сандандоржийн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF PEOPLE’S OUTDOOR GAMES IN RURAL PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

National outdoor games and kinds of sport are one of the main forms of application and organization of classes in modern preschools educational institutions in physical culture and sport, formation of moving activity of 5-6 year children of preschool age.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал народных подвижных игр в сельских дошкольных образовательных учреждениях»

УДК 373.2.016 (571.52)

© А.В. Гаськов, Э.Э. Мендот, С. Жамц

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В СЕЛЬСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Народные подвижные игры и виды спорта - одна из основных форм преимущественного применения и организации учебных занятий в современных дошкольных образовательных учреждениях по физической культуре и спорту, формирования двигательной активности детей 5-6 лет дошкольного возраста.

Ключевые слова: подвижные игры, дошкольное образование, физическая культура.

A. V. Gaskov, E.E. Mendot, S. Zhamts

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF PEOPLE’S OUTDOOR GAMES IN RURAL PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

National outdoor games and kinds of sport are one of the main forms of application and organization of classes in modern preschools educational institutions in physical culture and sport, formation of moving activity of 5-6 year children of preschool age.

Keywords: outdoor games, pre-school education, physical culture.

Игра представляет собой исторически сложившееся средство воспитания. Возникновение игры относится к далекому прошлому возникновения человеческого общества. Основой происхождения игры является труд человека. На протяжении всей истории человеческого общества игра всегда отражала действительность, характерные стороны уклада жизни, труда и быта людей [2].

В 20-е годы, когда формировалась в Советской России новая система физического воспитания, многие передовые педагоги считали, что в основе ее должны быть народные игры, которые имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Народные подвижные игры и состязания развивают жизненно важные двигательные умения, при этом формируют характер, нравственные принципы, эстетические качества, они стали как бы самостоятельной системой. Тувинскому народу испокон веков был присущ кочевой скотоводческий образ жизни с проживанием в юртах. Он наложил отпечаток на национальную этнопе-дагогику и ее составную часть - физическую культуру. Они направлены на развитие трудовых навыков, силы, быстроты, выносливости, двигательных умений, координации движений, закаливание организма.

Сохранение культурных наследий народа, их совершенствование по мере развития общественного сознания является необходимым условием существования народа как нации.

Взаимовлияние культуры народов стало обычным явлением. Оно дает возможность общения народов, взаимопонимания друг друга, большой стимул для выравнивания общего развития культуры человечества.

Благодаря разнообразию народных подвижных игр дети 5-6 лет сами могут регулировать нагрузку в соответствии со своими возможностями. Народные подвижные игры и состязания привлекают всех ребят независимо от возраста, способностей и подготовки и являются подлинно массовым, доступным средством их физического, нравственного, эстетического воспитания. Особенностью подвижных игр является активная двигательная деятельность, включающая все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, лазание, метание в цель и т.д. Простота правил, несложность и естественность физических упражнений, составляющих игровые действия, широкая вариативность движений, возможность проявлять инициативу, волю, воображение и многое другое. В процессе игры дети осваивали все основные виды человеческой деятельности, в том числе и трудовой.

Игра являлась основой всего воспитательного, образовательного и оздоровительного процесса. О целительном воздействии различных игр на организм ребенка, на становление его характера, личностных качеств тувинцы знали с древних времен. Считали, что в игре ребенок находит возможности реализовать присущие ему двигательные действия, творческую энергию, физические и умственные силы, удовлетворить потребность в общении со сверстниками, познать окружающую природу. Привитие подрас-135

тающему поколению трудолюбия, физического совершенства и психической стойкости с помощью народных игр было обычной и повседневной заботой. Поэтому рациональное использование тувинских народных подвижных игр и состязаний на занятиях позволяет эффективно организовать процесс физического воспитания в детских образовательных учреждениях.

При ее проведении проявляются творческие способности, ведь народные игры и состязания влияют на мировоззрение подрастающего поколения. Природные условия, особенности исторического развития отдельных народов придавали играм национальное своеобразие и делали их оригинальными, поэтому разные народы имеют специфические, характерные для своей среды игры.

Во время своего путешествия по Туве в 19021903 гг. русский этнограф Ф. Кон в книге «За 50 лет» описал некоторые тувинские игры. Он проанализировал ход игры в шахматы. Автор монографии «Западная Монголия и Урянхайский край» Г. Грумм-Гржимайло описал состязательные игры. Более конкретный анализ тувинских игр и их видов сделал этнограф И.У.Самбуу, который посвятил данной теме несколько работ. Исследовав и описав тувинские подвижные игры, он дал новый дополнительный материал по изучению исторической этнографии тувинского народа. В основе данной работы лежат материалы, собранные автором в разных районах Тувы во время экспедиционных исследований. В качестве их дополнения и подтверждения использовались фольклорные и археологические материалы.

Играя, дети упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, овладевают необходимыми навыками и умениями. Игры особенно полезны на этапе начального освоения физических упражнений. Неоднократное повторение игровых действий помогает детям в дальнейшем легче перестраиваться при изучении техники движений, в различных видах спорта повышаются количественные показатели развития двигательных качеств.

Особенности движений детей, их координационные возможности от возраста к возрасту значительно изменяются, что существенно влияет на организацию занятий по физическому воспитанию.

Игра как сложное социальное, психологическое и педагогическое явление - это и отражение реальных социальных действий и окружающей среды. Природные условия, особенности исто-

рического развития отдельных народов придавали играм национальное своеобразие и делали их оригинальными [4].

Великий русский педагог К.Д. Ушинский с полным основанием утверждал, что в игре ребенка «... формируются все стороны души человеческий ум, его сердце и его воля» [7].

Большое воспитательное содержание заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей дошкольного возраста, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, игра «Аскак кадай» (Хромая старуха) или «Аза кадай» (Баба-Яга) требует внимания, выдержки, сообразительности, ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости. Игра «Аскак кадай» (Хромая старуха) учит детей умению определять расстояние, развивать глазомер и слуховое восприятие, также все физические качества (улучшает координацию, развивает быстроту реакции, ловкости, подвижности, ориентировку на местности) [5, 1].

Игра «Кажык» имеет очень древнее происхождение. Игры в кости имеют развивающее значение, особенно полезны они в развитии пальцев, суставов рук, мышц рук, гибкости пальцев; не применяя большого физического напряжения, она улучшает координацию движений рук и органы зрения; способствует быстроте реакции. Игра требует от игрока предельной внимательности, и здесь проявляются индивидуальные особенности.

Одна из особенностей тувинских народных подвижных игр «Баг кагары», «Ак ыяш», «Ар-гамчы тыртары» и других - воспитание у детей нравственных качеств.

Процесс игры во многом развивает способность детей к созидательному, планомерному, точному и тонкому восприятию окружающего мира. Так, например, игры «Тевек», «Ак ыяш», «Кууйлу», «Аскак кадай», «Адыр бут», «Кажык» учат умению определять расстояние, развивают глазомер и слуховое восприятие, также все физические качества.

Тувинские народные подвижные игры по своему содержанию направлены на развитие всех физических качеств, они не имеют внешнего сходства с общепринятыми, способствуют

решению образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.

К физическим упражнениям, формирующим эстетические чувства, в первую очередь относятся национальные виды борьбы «Хуреш». Само богатырское телосложение борцов, рельефные мышцы ног, рук, технические приемы вызывают восхищение зрителей. Все это способствует умению видеть красивое, формированию у детей эстетических чувств.

Тувинской национальной борьбе «Хуреш» надо уделять особое внимание. Описание зрелищного и очень выразительного танца борца-победителя «Девиг» демонстрирует мощь и красоту сильного мужского тела и имитирует полет птицы Гаруды. Это вид спорта, где собраны все прекрасные качества человека, которые борец-тувинец демонстрирует перед зрителями. Танец «Девиг» имитирует взлет и парение орла, плавные движения - мах крыльями, танцующего орла перед боем. Это достояние, богатство народа, золотой слиток, самородок среди руд [3].

Использование народных подвижных игр и состязаний на занятиях физического воспитания детей 5-6 лет дошкольного возраста позволяет целенаправленно воздействовать на процесс укрепления здоровья, повышения уровня физической подготовленности и улучшения в целом здоровья.

О.Ч. Ондар, изучая тувинскую национальную борьбу «Хуреш», пришел к выводу, что ритуал «Девиг» - тщательно продуманное разминочное упражнение борца-хурешиста к сватке.

Он дает возможность разумно управлять своим предстартовым состоянием, придает соревнованиям по тувинской национальной борьбе «Ху-реш» зрелищность, динамичность, театрализо-ванность, воспитывает у молодого поколения уважение к традициям тувинского народа, к сопернику и зрителям. Поэтому разучивание ритуала «Девиг» необходимо включать в учебнотренировочный процесс в ДОУ, школах и в секциях по борьбе с самого начала обучения.

В настоящее время не хватает динамики в национальной борьбе, значит надо подумать, чтобы она стала более динамичной. В частности, по нашему мнению, в национальной борьбе «Хуреш» не надо делать весовых категорий. Отсутствие весовых и возрастных категорий в тувинской борьбе «Хуреш» было ее особенностью.

Поэтому методику обучения национальной борьбе «Хуреш» надо применять с малых лет в дошкольных образовательных учреждениях, учить правильно исполнять танец орла «Девиг».

Для детей 5-6 лет дошкольного возраста сначала рассказать сказку, показать цветные рисунки и кинофильмы танца «Девиг» и борющихся бор-цов-тувинцев. Увиденные движения дети и воспитатель или инструктор по физической культуре вместе выполняют как утреннюю гигиеническую гимнастику под музыку и во время прогулки можно организовать соревнования среди мальчиков по национальной борьбе «Хуреш».

А. Калзан также подробно рассмотрел популярную игру «Сайзанак» (игра в аал или о хозяйстве), в которой дети разыгрывали по ролям события из повседневной жизни взрослых, пользуясь при этом камешками или деревянными палочками как фигурами человека. Современные дети между собой разговаривают, т.е. исполняют роль мамы и папы, чабана, табунщика, доярки и свадебные обряды. Это развивало речь и воображение детей.

Игра «Скачки» развивает детей у быстроту, выносливость, ловкость и прыгучесть. Детская игра является одной из самых распространенных и пользуется большой популярностью среди детей от 3 до 8 лет. Содержание игры заключается в проведении соревнований в беге на «лошад-ках»-прутиках - скачки. Игра «Скачки» - эмоциональная, веселая, с соревновательным элементом, где выявляются ловкость, быстрота и силовые качества детей, улучшаются функциональные возможности организма ребенка. Эта игра может служить подводящим упражнением для обучения специальным беговым упражнениям (бег колесом, приставными шагами, семенящий бег, прыжки двумя ногами вперед, бег с высоко поднятым коленом) [5]. Имеются и многообразные виды прыжков, характерные для игр тувинских детей. Состязаются в обычных прыжках в длину и перепрыгивании через небольшие ручейки, прыгают в длину при условии, когда обе ноги не должны разъединиться, прыжки на одной ноге или скаканье на одной ноге (аскан-гырлаары), прыжки с шестом через бревно или ручеек (узун ыяш биле даяныпкаш шураары).

Народные подвижные игры и состязания в современных сельских дошкольных образовательных учреждениях в Республике Тыва воспитывают общительность, сплоченность, познавательную деятельность, обогащают знаниями, новыми представлениями, направляют и развивают творческое и тактическое мышление, внимание и двигательную память, сообразительность. В играх представлены широкие возможности воспитания чувства уважения к другим народам. Подвижные игры удовлетворяют есте-

ственную потребность детей в движении, содействуют развитию двух характерных и важных видов взаимоотношений между людьми - соревновательной борьбы и сотрудничества (4, 1994, 1978).

Указанные особенности народных подвижных игр позволяют использовать их не только как эффективное средство физического воспитания детей и молодежи, но и оказывать с помощью игр существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности.

Кроме того, велико оздоровительное значение подвижных игр, связанное с их влиянием на физическое и психическое развитие детей, а также воздействием на функциональное совершенствование их организма.

Таким образом, народные подвижные игры и состязания эффективно использовать в обучении и воспитании сельских детей 5-6 лет дошкольного возраста. Основной задачей физической культуры всегда являлось и является здоровье детей и их физическое развитие, совершенствование и развитие движений посредством использования народных игр и физических упражнений в национальных видах спорта.

Одними из ценнейших сторон подвижных игр являются их массовость и комплексное воздействие на физическую подготовленность детей. Подвижные игры способствуют функциональному совершенствованию организма, разви-

тию физических качеств и формированию двигательных умений и навыков. С помощью этих игр можно успешно развивать физические качества сельских детей 5-6 лет дошкольного возраста, подготавливая их к трудовой деятельности.

Игры, как песни, передаются из поколения в поколение через традиции, обычаи народа, закрепляют национальные черты, являясь связующими элементами, скрепляющими нацию, народ. Игре столько же лет, сколько человечеству. Поэтому мы рекомендуем в сельских дошкольных образовательных учреждениях обучение народным подвижным игр начинать именно с 5-6 лет. Игры являются необходимой частью народной системы физического воспитания.

Литература

1. Аг-оол Е.М. Тувинские игры, элементы национальных видов спорта и танцев на уроках физической культуры в начальной школе. - Кызыл, 2004. 55 с.

2. Геллер Е.М. Наш друг - игра. - Минск: Народная асвета, 1979. - 96 с.

3. Кужугет А.К. Зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев. - Кызыл, 2002. -79 с.

4. Самбуу И.У. Из истории тувинских игр: Историко-этнографический очерк. - Кызыл, 1974, 1978. - 32 с.

5. Ооржак Х.Д-Н. Подвижные игры народов Южной Сибири. - Кызыл, 1995.

6. Черемисин В.П. Народные игры в системе воспитания детей и подростков. - Малаховка, 2000. - 108 с.

7. Ушинский КД Сочинения. - М., 1925. - Т.1. - С. 589.

Гаськов Алексей Владимирович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории физической культуры Бурятского государственного университета (БГУ) Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: gaskov@bsu.ru

Мендот Элла Эрес-ооловна, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель кафедры физической культуры ТувГУ г. Кызыла.

Жамц Сандандоржийн, ректор института физкультуры Монгольского государственного педагогического университета, г. Улан-Батор.

Gaskov Aleksey Vladimirovich, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of theory of physical culture, Buryat State University, Ulan-Ude, Smolin str., 24a, tel. 8(3012)216989, 8-902-564-53-22. E-mail: gas-kov@bsu.ru

Mendot Ella Eres-oolovna, candidate of pedagogical sciences, senior teacher, department of physical culture Tuva State University, Kyzyl, ph.89232634576

Zhamts Sandandorzhiin, Rector of the Institute of Physical Culture, Mongolian State Pedagogical University, ph. 97611311979 E-mail: s.jamts@gmail.com

УДК 79-05. 394.3

© Эмма Э. Мендот, Инга Э. Мендот, Элла Э. Мендот ЗРЕЛИЩНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ ТУВИНСКОГО НАРОДА

Зрелищные спортивные игры развивают жизненно важные двигательные умения, при этом формируют характер, нравственные принципы, эстетические качества, они стали как бы самостоятельной системой воспитания. В статье рассматривается значение народных зрелищных игр.

Ключевые слова: зрелищные, впечатляющий, эффективный номер, традиция, обычаи, быт, труд, представления о чести, мужестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.