Научная статья на тему 'Реализация инвестиционных механизмов Киотского протокола для создания внутреннего углеродного рынка с учетом использования потенциала лесного массива Якутии'

Реализация инвестиционных механизмов Киотского протокола для создания внутреннего углеродного рынка с учетом использования потенциала лесного массива Якутии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ / ТОРГОВЛЯ КВОТАМИ / СТОК УГЛЕРОДА / ЭКОСИСТЕМА / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / KYOTO PROTOCOL / TRADE IN QUOTAS / CARBON DRAIN / ECOSYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сивцева Т.В., Ноговицын Р.Р.

В статье раскрывается экономическая значимость использования потенциала лесного массива Якутии в создании внутреннего углеродного рынка в контексте выполнения Указа Президента и распоряжения Правительства Россий­ской Федерации, заложенных в Программе развития экономики до 2020 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of investment mechanisms of Kyoto protocol for the creation of the internal carbonaceous market with regards to the decreasing volume of greenhouse gases emission by Yakutia forests (Russia, Yakutsk) (Russia, St. Petersburg)

The article discusses the economic significance associated with the use of the forest potential in Yakutia, particularly, for the creation of the internal carbonaceous market. The latter is required by the Presidential Decree and the Byelaw of the Government of Russian Federation titled the Program of Economic Development till the year of 2020

Текст научной работы на тему «Реализация инвестиционных механизмов Киотского протокола для создания внутреннего углеродного рынка с учетом использования потенциала лесного массива Якутии»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

В заключение можно сделать вывод, что северные и арктические регионы имеют очень большой потенциал развития. Как природная сокровищница, российская Арктика хранит ключ к будущему процветанию страны. Промышленное развитие приносит больше положительных последствий для населения

и государства, чем отрицательных, но только в том случае, если будет проводиться в комплексе с экологическим и культурным развитием. Если выполнение данного плана будет возможным, то возможно будет и сбалансированное развитие, как арктических регионов, так и национальной экономики.

Литература

1. Baldursson, S. Module 9. Non-Living Natural Resources of the Arctic and Their Use // BCS 311, 2013.

2. Duhaime, G., Caron, A. The Economy of the Circumpolar Arctic / The Economy of the North // Statistics Norway, 2006.

3. Kryukov, V., Wilsonn, G. Oil and gas in the North Circumpolar World. Module 9 // BCS 331, 2013.

4. McDorman, T. The Role of the Comission on the Limits of the Continental Shelf: A Technical Body in a Political World // The International Kournal of Marine and Coastal Law. - 2002. - V. 17. - N 3.

5. Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle // US Geological Survey, 2008.

6. Инвестиционный справочник Республики Саха (Якутия). Правительство РС (Я). - Якутск, 2011.

7. Arctic Oil Drilling - Russian Companies Hold Talks // Barents Observer. 2012. [Электронный доступ]: http://www.marinelink.com/ news/companies-drilling344432.aspx

8. Drilling for Oil in the Arctic: Too Soon, Too Risky // World Wildlife Fund. 2010. [Электронный доступ]: http://www. globaliza-tion101. org/arctic-drilling

9. Газотранспортная система «Сила Сибири» // официальный сайт ОАО «Газпром», 2013. [Электронный доступ]: http:// www. gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/ykv/

10. Интервью с министром экономики и промышленной политик РС (Я) и основная информация о развитии нефтегазового комплекса в РС (Я) // Якутия Сегодня, 2013. [Электронный доступ]: http://yatoday.ru/topics/4360

11. Региональное распределение налогов и налоговая политика // Коммерсант, 2013. [Электронный доступ]: http://www. kommersant.ru/doc/2198885

12. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики России по Республике Саха (Якутия). - Якутск: Сахастат, 2013. [Электронный доступ]: http://sakha.gks.ru/

13. Экология Якутии //Википедия. 2013. [Электронный доступ]: http://ru.wikipedia.org/wiki

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВНУТРЕННЕГО УГЛЕРОДНОГО РЫНКА С УЧЕТОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ЛЕСНОГО МАССИВА яКУТИИ

Т.В. Сивцева,

аспирант Финансово-экономического института Северо-Восточного университета имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

Р.Р. Ноговицын,

директор Арктического инновационного центра Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, (г Якутск)

доктор экономических наук, профессор mggo04@mail.ru

В статье раскрывается экономическая значимость использования потенциала лесного массива Якутии в создании внутреннего углеродного рынка в контексте выполнения Указа Президента и распоряжения Правительства Российской Федерации, заложенных в Программе развития экономики до 2020 г.

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), киотский протокол, торговля квотами, сток углерода, экосистема

УДК 336.531.2:630 (571 56)

В настоящее время в разделе экономической науки, связанном с решением проблем охраны окружающей среды, актуализируются инициативы по созданию внутреннего углеродного рынка для обеспечения сокращения объема выбросов парниковых газов предприятиями, лесными и другими хозяйствами. Многие европейские страны приняли политические решения о введении налогов на выбросы углекислого газа.

Россия является участником Киотского протокола, принимает участие в работе его органов и представляет в секретариат РКИК ежегодные отчеты о выбросах ПГ (парникового газа). Указом Президента РФ от 30 сентября 2013 г № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов» [1] и распоряжением Правительства РФ от 2 апреля 2014 г. № 504-р [2] органам исполнительской власти субъектов РФ рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия по обеспечению сокращения объема выбросов парниковых газов к 2020 г. до уровня не более 75% объема указанных выбросов в 1990 г.

Поскольку «Протокол Киото» обязывает научно-исследовательские институты разрабатывать стратегию компенсации промышленных выбросов биологической фиксацией атмос-

ферного углерода с учетом знания биологии круговорота углерода, [3] необходимо отметить, что на изучение лесного покрова планеты возлагаются основные надежды в реализации статей Киотского протокола в региональном секторе экономики.

Сегодня фитомасса лесов рассматривается как основная характеристика, определяющая ход процессов в лесных экосистемах и используемая в целях экологического мониторинга, устойчивого ведения лесного хозяйства, моделирования продуктивности лесов с учетом глобальных изменений, изучения структуры и биоразнообразия лесного покрова, оценки углеродо-доминирующей емкости лесов. Существует мнение, что сток углерода обеспечивается исключительно лесами северного полушария.

Республика Саха (Якутия) с ее обширными таежными, горно-лесными и тундровыми экосистемами представляет собой громадный резервуар органического материала, накопленного в течение столетий, а повсеместно распространенная, близко залегающая к поверхности земли, высокольдистая мерзлота является консервантом парниковых газов прошлых эпох, аккумулированных тысячелетиями. По нашим подсчетам, запасы

268

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

Ш

связанного углерода в почвах лесных и тундровых экосистем Якутии составляют 17133 млн т, примерно 1/4 часть общего запаса углерода в почвах лесорастительных регионов России.

Повышение средней годовой температуры воздуха в области развития криолитозоны способно вызвать активизацию биогеохимических процессов, ускорить высвобождение законсервированных в вечной мерзлоте парниковых газов. Вместе с тем, вклад мерзлотных экосистем в глобальный и континентальный баланс углерода до сих пор остается малоизученным.

По прогнозной оценке, удвоение концентрации углекислоты в атмосфере произойдет в середине текущего столетия, что приведет к увеличению планетарной температуры на 1,5°С. Повышение температуры может составить 7-8°С в средних и высоких широтах и достигать 12°С на полюсах. Анализ данных 400 обсерваторий мира, проведенный японскими учеными, показывает, что повышение планетарной температуры воздуха за 1980-1990 гг. составило в среднем 0,3°С. Из всех парниковых газов на долю углекислоты в повышении температуры воздуха приходится около 43%. Таким образом, обогащение атмосферы парниковыми газами представляет собой серьезную не только эколого-социально-экономическую, но и политическую проблему жизнеобеспечения человечества [4].

Оценка величины поглощения углерода мерзлотными экосистемами имеет прямой экономический выход в рамках ратификации Россией Киотского Протокола ООН по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу. Этот показатель может использоваться для подсчета индустриального выброса отдельно взятой страны. Любая добавочная верифицированная поглотительная емкость может быть продана в рамках торговли эмиссией. В конечном счете, легкоранимые мерзлотные экосистемы Якутии должны быть выведены в устойчивое русло развития в соответствии с функционированием социальной, экономической и экологической систем.

Согласно Киотскому протоколу, страны могут осуществлять инвестиции в проекты совместного осуществления непосредственно или через международные фонды. Кроме того, они могут разработать правила для инвестирования в проекты компаниями. К государственным проектам чаще прибегают страны ЕС, а частные проекты шире используются в Канаде и Японии.

До вступления Протокола в силу большинство проектов осуществлялось за счет международных или государственных фондов и в рамках различных международных и национальных программ.

Угроза, которую создает изменение климата для долгосрочного развития и которая не позволяет бедным переступить черту бедности, вызывает особую озабоченность Всемирного банка. Мероприятия в области углеродного финансирования представляют собой естественное продолжение миссии Банка, нацеленной на сокращение числа бедных. Банк делает все возможное, чтобы бедные страны смогли в своих интересах использовать те действия, которые предпринимаются на международной арене для противодействия изменениям климата, в том числе воспользоваться выгодами, создаваемыми развивающимся углеродным рынком сокращений выбросов парниковых газов [5].

Углеродные фонды стали создаваться вначале 2000-х гг. с целью покупки квот и инвестирования в проекты по сокращению выбросов парниковых газов. Полученные в результате осуществления сделок разрешения на выбросы поступают на счет фондов, которые предоставляют инвесторам гарантии выполнения обязательств по Киотскому протоколу. Странам, в которых могут осуществляться проекты по снижению выбросов, фонды предлагают набор примерных вариантов таких проектов, а также предоставляют техническую и консультационную помощь для их разработки.

Всемирный банк является распорядителем средств девяти углеродных фондов, участниками которых являются государственные и частные организации: Прототипный углеродный фонд (ПУФ); Нидерландский фонд проектов совместного осуществления и Нидерландский фонд Механизма чистого развития; Углеродный фонд местного развития (УФМР); Биоуглеродный

фонд; Итальянский углеродный фонд; Испанский углеродный фонд; Датский углеродный фонд.

Перечисленные фонды являются государственными или функционируют как государственно-частные партнерства, распорядителем средств которых является Всемирный банк, выступающий в качестве доверенного лица. Фонды покупают сокращения выбросов парниковых газов, получаемые при реализации проектов в развивающихся странах или странах с переходной экономикой, от имени участников фондов и осуществляют платежи при передаче сокращений выбросов.

Сокращения выбросов могут использоваться для выполнения обязательств в рамках Киотского протокола или в соответствии с другим регулируемым или добровольным режимом сокращения выбросов парниковых газов. Все единицы сокращения выбросов покупаются от лица участников фондов, представляющих государственный и частный сектор. Всемирный банк выполняет функцию честного посредника, добиваясь того, чтобы выгоды углеродного финансирования получали также и развивающиеся страны, и страны с переходной экономикой. Всемирный банк проводит регулярные консультации с целым рядом заинтересованных сторон, включая Комитет принимающих стран, состоящий из представителей развивающихся стран, для обсуждения структуры и деятельности углеродных фондов [6].

Таким образом, в настоящее время возникла значимая проблема в исследовании реализации статьи Киотского протокола как соглашения об охране и экономическом обосновании роли лесной экосистемы в обеспечении сокращения объема выброса парникового газа как необходимого условия для создания внутреннего углеродного рынка и инвестиции лесных проектов органами власти и ведомствами.

По оценкам многих экспертов участие в реализации Киотского протокола позволяет России стать крупнейшим продавцом квот на выбросы парникового газа на мировом рынке и привлечь десятки миллиардов долларов в виде зарубежных инвестиций.

Республика Саха (Якутия) имеет большие перспективы в сфере торговли квотами на парниковые газы, так как Якутия является одним из крупнейших регионов России по лесопокрытой площади и запасам древесины. Общая площадь лесного фонда равна 256,1 млн га, в том числе покрытая лесной растительностью — 158 млн га, огромный резервуар углерода в виде надземной и подземной биомассы растений и их остатков, гумуса и торфов.

По данным Т.Х Максимова в лиственничных лесах Сибири ежегодно аккумулируется от 0,4 до 1,0 млрд т. углерода в год, что сопоставимо с данными по европейским и тропическим лесам. Чистая биомная продуктивность (NBP) лиственничных лесов Сибири оценена в пределах 0,26086 млрд т углерода в год и обладает значительным потенциалом поглощения парниковых газов [7].

На основе анализа работ исследователей можно отметить следующую экономическую значимость от Киотского соглашения.

1. Создание внутреннего углеродного рынка в России будет способствовать привлечению инвестиций от крупных компаний в сектор экономики. К ним относятся инвестиции проектов по снижению объема выбросов парниковых газов и решение экологических проблем по сохранению лесного массива в мерзлотных экосистемах. Участие в работе глобального углеродного рынка выгодно для России и Якутии, т. к. уровень затрат на сокращение объема выброса парниковых газов в нашей стране один из самых низких в мире.

2. Наиболее существенным фактором, влияющим на снижение выброса парниковых газов, является использование имеющегося потенциала лесного массива в России, в том числе Якутии. Субсидирование предприятий и хозяйств в мероприятиях по обеспечению сокращения объема выбросов парниковых газов способствуют увеличению потенциала субъектов России по продаже квот на мировом рынке.

3. Для снижения объема выбросов парниковых газов лиственничными лесами в России необходимо уже в ближайшее время реализовать проекты с целью привлечения инвестиций

269

Ill

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ

международных программ по снижению объема выбросов пар- снижению выбросов парникового газа, но и благоприятным никовых газов. Как показывают количественные оценки, скорей- фактором привлечения инвестиций по сохранению лесной

шее начало торговли квотами будет не только способствовать экосистемы.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 30 сентября 2013 г № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов» // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70362064/

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 504-р // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70530682/

3. Нагимов В.З., Артемьева И.Н., Луганский Н.А., Нагимов З.Я. Особенности формирования надземной фитомассы сосновых насаждений лишайникового типа леса // Леса России и хозяйство в них. — 2009. — Вып. 2(32). — С.3-9.

4. Thomas G., Rowntree PR. The boreal forest and climate // Quarterly Journal of the Royal Meteorological Society. — 1992. — V. 118. — 469-497.

5. Веретенников А.В. Газообмен и рост деревьев растений в условиях повышенного содержания СО2 в атмосфере // Газообмен растений в посевах и природных фитоценозах: Тезисы докладов. — Сыктывкар, 1992. — С.14-15.

6. Сивцева Т.В. Значимость лиственничных лесов Якутии для торговли углеродными единицами по Киотскому протоколу // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — № 20(161). — С. 40-44.

7. Максимов Т.Х. Круговорот углерода в лиственничных лесах якутского сектора криолитозоны: Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора биологических наук. — Красноярск, 2007.

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ И СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В 1996-2000 гг.

Е.Г. Егоров,

главный научный сотрудник Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск), доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РС (Я) и РФ

ire2000@mail.ru

Т.О. Едисеева,

советник Главы Республики Саха (Якутия), кандидат экономических наук

Т.П. Егорова,

ученый секретарь Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск), кандидат экономических наук,

ire2000@mail.ru

В статье изложен опыт первоначальной разработки концепции и стратегии модернизации экономики Республики Саха (Якутия) в 1996-2000 гг., когда в стране почти не были изучены теоретические и методологические проблемы модернизации экономики, как на национальном, так и на региональном уровнях. Показаны цели, задачи, направления, организационно-экономические и нормативно-правовые механизмы осуществления модернизации региональной экономики в условиях становления рыночных отношений и возможного выхода региона из системного кризиса.

Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), региональная экономика, модернизация, опыт разработки концепции и стратегии.

УДК 332.1(571.56) ББК 65.9 (2Ро С.Яку)

В условиях переходного периода и системного кризиса в стране преобладала политика ускоренных преобразований социально-экономических отношений и мало внимания уделялось развитию реальной экономики, её материально-технической базы. В результате происходил обвальный спад производства в регионах страны, в том числе в Республике Саха (Якутия). На этом фоне начался процесс активного поиска путей выхода из системного кризиса. Правительство РФ и российская наука были ориентированы на разработку путей завершения переходного периода, усиления частной собственности, бюджетной и денежно-кредитной политики.

В 1995 г. Институт региональной экономики Севера Академии наук РС (Я) составил научный доклад «О научном подходе к разработке Программы выхода из экономического кризиса и социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)», в котором обосновал идею о приоритете материального производства, реального сектора экономики в качестве локомотива экономического роста [1]. К этой идее Правительство *

РС (Я) отнеслось вполне положительно и Президент РС (Я) М.Е. Николаев в мае 1996 г. дал задание Институту разработать Концепцию модернизации региональной экономики, которая 23 августа С.г. обсуждена и одобрена на Республиканской научно-практической конференции, была утверждена Правительством РС (Я) от 18 октября 1996 г. №421. По поручению Президента РС (Я) её основные положения нами в феврале

1997 г. были доложены на заседании Президиума СО РАН, который своим постановлением от 24.02.1997 г. №52 в принципе одобрил идею модернизации региональной экономики [2,

С. 90-91,95, 99-102].

Институт региональной экономики Севера АН РС (Я) в

1998 г. закончил разработку НИР и опубликовал монографию «Концепция модернизации региональной экономики: Якутия — XXI век» [2]. В ней был рекомендован сценарий самостоятельного развития региональной экономики республики в условиях укрепления её государственной и экономической самостоятельности. Модернизация экономики рассматрива-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках проекта №01201460076.

270

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.