ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
В заключение можно сделать вывод, что северные и арктические регионы имеют очень большой потенциал развития. Как природная сокровищница, российская Арктика хранит ключ к будущему процветанию страны. Промышленное развитие приносит больше положительных последствий для населения
и государства, чем отрицательных, но только в том случае, если будет проводиться в комплексе с экологическим и культурным развитием. Если выполнение данного плана будет возможным, то возможно будет и сбалансированное развитие, как арктических регионов, так и национальной экономики.
Литература
1. Baldursson, S. Module 9. Non-Living Natural Resources of the Arctic and Their Use // BCS 311, 2013.
2. Duhaime, G., Caron, A. The Economy of the Circumpolar Arctic / The Economy of the North // Statistics Norway, 2006.
3. Kryukov, V., Wilsonn, G. Oil and gas in the North Circumpolar World. Module 9 // BCS 331, 2013.
4. McDorman, T. The Role of the Comission on the Limits of the Continental Shelf: A Technical Body in a Political World // The International Kournal of Marine and Coastal Law. - 2002. - V. 17. - N 3.
5. Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and Gas North of the Arctic Circle // US Geological Survey, 2008.
6. Инвестиционный справочник Республики Саха (Якутия). Правительство РС (Я). - Якутск, 2011.
7. Arctic Oil Drilling - Russian Companies Hold Talks // Barents Observer. 2012. [Электронный доступ]: http://www.marinelink.com/ news/companies-drilling344432.aspx
8. Drilling for Oil in the Arctic: Too Soon, Too Risky // World Wildlife Fund. 2010. [Электронный доступ]: http://www. globaliza-tion101. org/arctic-drilling
9. Газотранспортная система «Сила Сибири» // официальный сайт ОАО «Газпром», 2013. [Электронный доступ]: http:// www. gazprom.ru/about/production/projects/pipelines/ykv/
10. Интервью с министром экономики и промышленной политик РС (Я) и основная информация о развитии нефтегазового комплекса в РС (Я) // Якутия Сегодня, 2013. [Электронный доступ]: http://yatoday.ru/topics/4360
11. Региональное распределение налогов и налоговая политика // Коммерсант, 2013. [Электронный доступ]: http://www. kommersant.ru/doc/2198885
12. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики России по Республике Саха (Якутия). - Якутск: Сахастат, 2013. [Электронный доступ]: http://sakha.gks.ru/
13. Экология Якутии //Википедия. 2013. [Электронный доступ]: http://ru.wikipedia.org/wiki
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ВНУТРЕННЕГО УГЛЕРОДНОГО РЫНКА С УЧЕТОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА ЛЕСНОГО МАССИВА яКУТИИ
Т.В. Сивцева,
аспирант Финансово-экономического института Северо-Восточного университета имени М.К. Аммосова (г. Якутск)
Р.Р. Ноговицын,
директор Арктического инновационного центра Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, (г Якутск)
доктор экономических наук, профессор mggo04@mail.ru
В статье раскрывается экономическая значимость использования потенциала лесного массива Якутии в создании внутреннего углеродного рынка в контексте выполнения Указа Президента и распоряжения Правительства Российской Федерации, заложенных в Программе развития экономики до 2020 г.
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), киотский протокол, торговля квотами, сток углерода, экосистема
УДК 336.531.2:630 (571 56)
В настоящее время в разделе экономической науки, связанном с решением проблем охраны окружающей среды, актуализируются инициативы по созданию внутреннего углеродного рынка для обеспечения сокращения объема выбросов парниковых газов предприятиями, лесными и другими хозяйствами. Многие европейские страны приняли политические решения о введении налогов на выбросы углекислого газа.
Россия является участником Киотского протокола, принимает участие в работе его органов и представляет в секретариат РКИК ежегодные отчеты о выбросах ПГ (парникового газа). Указом Президента РФ от 30 сентября 2013 г № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов» [1] и распоряжением Правительства РФ от 2 апреля 2014 г. № 504-р [2] органам исполнительской власти субъектов РФ рекомендовано осуществлять необходимые мероприятия по обеспечению сокращения объема выбросов парниковых газов к 2020 г. до уровня не более 75% объема указанных выбросов в 1990 г.
Поскольку «Протокол Киото» обязывает научно-исследовательские институты разрабатывать стратегию компенсации промышленных выбросов биологической фиксацией атмос-
ферного углерода с учетом знания биологии круговорота углерода, [3] необходимо отметить, что на изучение лесного покрова планеты возлагаются основные надежды в реализации статей Киотского протокола в региональном секторе экономики.
Сегодня фитомасса лесов рассматривается как основная характеристика, определяющая ход процессов в лесных экосистемах и используемая в целях экологического мониторинга, устойчивого ведения лесного хозяйства, моделирования продуктивности лесов с учетом глобальных изменений, изучения структуры и биоразнообразия лесного покрова, оценки углеродо-доминирующей емкости лесов. Существует мнение, что сток углерода обеспечивается исключительно лесами северного полушария.
Республика Саха (Якутия) с ее обширными таежными, горно-лесными и тундровыми экосистемами представляет собой громадный резервуар органического материала, накопленного в течение столетий, а повсеместно распространенная, близко залегающая к поверхности земли, высокольдистая мерзлота является консервантом парниковых газов прошлых эпох, аккумулированных тысячелетиями. По нашим подсчетам, запасы
268
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ш
связанного углерода в почвах лесных и тундровых экосистем Якутии составляют 17133 млн т, примерно 1/4 часть общего запаса углерода в почвах лесорастительных регионов России.
Повышение средней годовой температуры воздуха в области развития криолитозоны способно вызвать активизацию биогеохимических процессов, ускорить высвобождение законсервированных в вечной мерзлоте парниковых газов. Вместе с тем, вклад мерзлотных экосистем в глобальный и континентальный баланс углерода до сих пор остается малоизученным.
По прогнозной оценке, удвоение концентрации углекислоты в атмосфере произойдет в середине текущего столетия, что приведет к увеличению планетарной температуры на 1,5°С. Повышение температуры может составить 7-8°С в средних и высоких широтах и достигать 12°С на полюсах. Анализ данных 400 обсерваторий мира, проведенный японскими учеными, показывает, что повышение планетарной температуры воздуха за 1980-1990 гг. составило в среднем 0,3°С. Из всех парниковых газов на долю углекислоты в повышении температуры воздуха приходится около 43%. Таким образом, обогащение атмосферы парниковыми газами представляет собой серьезную не только эколого-социально-экономическую, но и политическую проблему жизнеобеспечения человечества [4].
Оценка величины поглощения углерода мерзлотными экосистемами имеет прямой экономический выход в рамках ратификации Россией Киотского Протокола ООН по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу. Этот показатель может использоваться для подсчета индустриального выброса отдельно взятой страны. Любая добавочная верифицированная поглотительная емкость может быть продана в рамках торговли эмиссией. В конечном счете, легкоранимые мерзлотные экосистемы Якутии должны быть выведены в устойчивое русло развития в соответствии с функционированием социальной, экономической и экологической систем.
Согласно Киотскому протоколу, страны могут осуществлять инвестиции в проекты совместного осуществления непосредственно или через международные фонды. Кроме того, они могут разработать правила для инвестирования в проекты компаниями. К государственным проектам чаще прибегают страны ЕС, а частные проекты шире используются в Канаде и Японии.
До вступления Протокола в силу большинство проектов осуществлялось за счет международных или государственных фондов и в рамках различных международных и национальных программ.
Угроза, которую создает изменение климата для долгосрочного развития и которая не позволяет бедным переступить черту бедности, вызывает особую озабоченность Всемирного банка. Мероприятия в области углеродного финансирования представляют собой естественное продолжение миссии Банка, нацеленной на сокращение числа бедных. Банк делает все возможное, чтобы бедные страны смогли в своих интересах использовать те действия, которые предпринимаются на международной арене для противодействия изменениям климата, в том числе воспользоваться выгодами, создаваемыми развивающимся углеродным рынком сокращений выбросов парниковых газов [5].
Углеродные фонды стали создаваться вначале 2000-х гг. с целью покупки квот и инвестирования в проекты по сокращению выбросов парниковых газов. Полученные в результате осуществления сделок разрешения на выбросы поступают на счет фондов, которые предоставляют инвесторам гарантии выполнения обязательств по Киотскому протоколу. Странам, в которых могут осуществляться проекты по снижению выбросов, фонды предлагают набор примерных вариантов таких проектов, а также предоставляют техническую и консультационную помощь для их разработки.
Всемирный банк является распорядителем средств девяти углеродных фондов, участниками которых являются государственные и частные организации: Прототипный углеродный фонд (ПУФ); Нидерландский фонд проектов совместного осуществления и Нидерландский фонд Механизма чистого развития; Углеродный фонд местного развития (УФМР); Биоуглеродный
фонд; Итальянский углеродный фонд; Испанский углеродный фонд; Датский углеродный фонд.
Перечисленные фонды являются государственными или функционируют как государственно-частные партнерства, распорядителем средств которых является Всемирный банк, выступающий в качестве доверенного лица. Фонды покупают сокращения выбросов парниковых газов, получаемые при реализации проектов в развивающихся странах или странах с переходной экономикой, от имени участников фондов и осуществляют платежи при передаче сокращений выбросов.
Сокращения выбросов могут использоваться для выполнения обязательств в рамках Киотского протокола или в соответствии с другим регулируемым или добровольным режимом сокращения выбросов парниковых газов. Все единицы сокращения выбросов покупаются от лица участников фондов, представляющих государственный и частный сектор. Всемирный банк выполняет функцию честного посредника, добиваясь того, чтобы выгоды углеродного финансирования получали также и развивающиеся страны, и страны с переходной экономикой. Всемирный банк проводит регулярные консультации с целым рядом заинтересованных сторон, включая Комитет принимающих стран, состоящий из представителей развивающихся стран, для обсуждения структуры и деятельности углеродных фондов [6].
Таким образом, в настоящее время возникла значимая проблема в исследовании реализации статьи Киотского протокола как соглашения об охране и экономическом обосновании роли лесной экосистемы в обеспечении сокращения объема выброса парникового газа как необходимого условия для создания внутреннего углеродного рынка и инвестиции лесных проектов органами власти и ведомствами.
По оценкам многих экспертов участие в реализации Киотского протокола позволяет России стать крупнейшим продавцом квот на выбросы парникового газа на мировом рынке и привлечь десятки миллиардов долларов в виде зарубежных инвестиций.
Республика Саха (Якутия) имеет большие перспективы в сфере торговли квотами на парниковые газы, так как Якутия является одним из крупнейших регионов России по лесопокрытой площади и запасам древесины. Общая площадь лесного фонда равна 256,1 млн га, в том числе покрытая лесной растительностью — 158 млн га, огромный резервуар углерода в виде надземной и подземной биомассы растений и их остатков, гумуса и торфов.
По данным Т.Х Максимова в лиственничных лесах Сибири ежегодно аккумулируется от 0,4 до 1,0 млрд т. углерода в год, что сопоставимо с данными по европейским и тропическим лесам. Чистая биомная продуктивность (NBP) лиственничных лесов Сибири оценена в пределах 0,26086 млрд т углерода в год и обладает значительным потенциалом поглощения парниковых газов [7].
На основе анализа работ исследователей можно отметить следующую экономическую значимость от Киотского соглашения.
1. Создание внутреннего углеродного рынка в России будет способствовать привлечению инвестиций от крупных компаний в сектор экономики. К ним относятся инвестиции проектов по снижению объема выбросов парниковых газов и решение экологических проблем по сохранению лесного массива в мерзлотных экосистемах. Участие в работе глобального углеродного рынка выгодно для России и Якутии, т. к. уровень затрат на сокращение объема выброса парниковых газов в нашей стране один из самых низких в мире.
2. Наиболее существенным фактором, влияющим на снижение выброса парниковых газов, является использование имеющегося потенциала лесного массива в России, в том числе Якутии. Субсидирование предприятий и хозяйств в мероприятиях по обеспечению сокращения объема выбросов парниковых газов способствуют увеличению потенциала субъектов России по продаже квот на мировом рынке.
3. Для снижения объема выбросов парниковых газов лиственничными лесами в России необходимо уже в ближайшее время реализовать проекты с целью привлечения инвестиций
269
Ill
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
международных программ по снижению объема выбросов пар- снижению выбросов парникового газа, но и благоприятным никовых газов. Как показывают количественные оценки, скорей- фактором привлечения инвестиций по сохранению лесной
шее начало торговли квотами будет не только способствовать экосистемы.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 30 сентября 2013 г № 752 «О сокращении выбросов парниковых газов» // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70362064/
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. № 504-р // http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70530682/
3. Нагимов В.З., Артемьева И.Н., Луганский Н.А., Нагимов З.Я. Особенности формирования надземной фитомассы сосновых насаждений лишайникового типа леса // Леса России и хозяйство в них. — 2009. — Вып. 2(32). — С.3-9.
4. Thomas G., Rowntree PR. The boreal forest and climate // Quarterly Journal of the Royal Meteorological Society. — 1992. — V. 118. — 469-497.
5. Веретенников А.В. Газообмен и рост деревьев растений в условиях повышенного содержания СО2 в атмосфере // Газообмен растений в посевах и природных фитоценозах: Тезисы докладов. — Сыктывкар, 1992. — С.14-15.
6. Сивцева Т.В. Значимость лиственничных лесов Якутии для торговли углеродными единицами по Киотскому протоколу // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — № 20(161). — С. 40-44.
7. Максимов Т.Х. Круговорот углерода в лиственничных лесах якутского сектора криолитозоны: Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора биологических наук. — Красноярск, 2007.
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ КОНЦЕПЦИИ И СТРАТЕГИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В 1996-2000 гг.
Е.Г. Егоров,
главный научный сотрудник Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск), доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РС (Я) и РФ
ire2000@mail.ru
Т.О. Едисеева,
советник Главы Республики Саха (Якутия), кандидат экономических наук
Т.П. Егорова,
ученый секретарь Научно-исследовательского Института региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск), кандидат экономических наук,
ire2000@mail.ru
В статье изложен опыт первоначальной разработки концепции и стратегии модернизации экономики Республики Саха (Якутия) в 1996-2000 гг., когда в стране почти не были изучены теоретические и методологические проблемы модернизации экономики, как на национальном, так и на региональном уровнях. Показаны цели, задачи, направления, организационно-экономические и нормативно-правовые механизмы осуществления модернизации региональной экономики в условиях становления рыночных отношений и возможного выхода региона из системного кризиса.
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), региональная экономика, модернизация, опыт разработки концепции и стратегии.
УДК 332.1(571.56) ББК 65.9 (2Ро С.Яку)
В условиях переходного периода и системного кризиса в стране преобладала политика ускоренных преобразований социально-экономических отношений и мало внимания уделялось развитию реальной экономики, её материально-технической базы. В результате происходил обвальный спад производства в регионах страны, в том числе в Республике Саха (Якутия). На этом фоне начался процесс активного поиска путей выхода из системного кризиса. Правительство РФ и российская наука были ориентированы на разработку путей завершения переходного периода, усиления частной собственности, бюджетной и денежно-кредитной политики.
В 1995 г. Институт региональной экономики Севера Академии наук РС (Я) составил научный доклад «О научном подходе к разработке Программы выхода из экономического кризиса и социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)», в котором обосновал идею о приоритете материального производства, реального сектора экономики в качестве локомотива экономического роста [1]. К этой идее Правительство *
РС (Я) отнеслось вполне положительно и Президент РС (Я) М.Е. Николаев в мае 1996 г. дал задание Институту разработать Концепцию модернизации региональной экономики, которая 23 августа С.г. обсуждена и одобрена на Республиканской научно-практической конференции, была утверждена Правительством РС (Я) от 18 октября 1996 г. №421. По поручению Президента РС (Я) её основные положения нами в феврале
1997 г. были доложены на заседании Президиума СО РАН, который своим постановлением от 24.02.1997 г. №52 в принципе одобрил идею модернизации региональной экономики [2,
С. 90-91,95, 99-102].
Институт региональной экономики Севера АН РС (Я) в
1998 г. закончил разработку НИР и опубликовал монографию «Концепция модернизации региональной экономики: Якутия — XXI век» [2]. В ней был рекомендован сценарий самостоятельного развития региональной экономики республики в условиях укрепления её государственной и экономической самостоятельности. Модернизация экономики рассматрива-
* Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках проекта №01201460076.
270