Научная статья на тему 'Реализация государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия) в период президентства Е. А. Борисова'

Реализация государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия) в период президентства Е. А. Борисова Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
147
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Егоров П.М.

В данной статье рассматривается процесс реализации государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия) в период президентства Егора Афанасьевича Борисова. Произведен анализ нормативно-правовых актов, отчетов органов государственной власти и статистических данных, касающихся сферы реализации молодежной политики на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия) в период президентства Е. А. Борисова»

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА Е.А. БОРИСОВА

© Егоров П.М.*

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, г. Якутск

В данной статье рассматривается процесс реализации государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия) в период президентства Егора Афанасьевича Борисова. Произведен анализ нормативно-правовых актов, отчетов органов государственной власти и статистических данных, касающихся сферы реализации молодежной политики на региональном уровне.

Ключевые слова Республика Саха (Якутия), институт президентства в субъекте Федерации, молодежь, государственная молодежная политика, нормативно-правовая база.

В своей работе мы попытались рассмотреть реализацию государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия) в период президентства Егора Афанасьевича Борисова в 2010-2014 гг. Е.А. Борисов является третьим и последним по счету Президентом Республики Саха (Якутия). Как известно до 31 мая 2010 г. он занимал должность Председателя Правительства Республики Саха (Якутия), когда Президент России Д.А.Медведев подписал указ о досрочном прекращении полномочий Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Анатольевича Штырова [1]. Е.А. Борисов был назначен временно исполняющим обязанности Президента Республики Саха (Якутия). 17 июня 2010 г. по инициативе Президента РФ Д.А. Медведева кандидатура Е.А. Борисова была внесена для голосования в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Большинство депутатов проголосовало за наделение Е.А. Борисова полномочиями Президента Якутии сроком на пять лет [2].

На посту Президента Республики Саха (Якутия) Егор Афанасьевич Борисов продолжил реализацию начатой предыдущим Президентом РС (Я) В.А. Штыровым долгосрочной стратегии - Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, в которой заложены основные приоритеты, размещение экономических, трудовых и производственных ресурсов [3]. Удалось сделать многое: осуществляется отраслевая диверсификация экономики, проводится технологическое обновление базовых отраслей, ведется строительство инфраструктурных объектов [4].

Помимо вышеуказанных приоритетов руководство республики уделяет большое внимание государственной молодежной политике в Республике Саха (Якутия), целью которой является содействие молодым гражданам в

* Младший научный сотрудник сектора Этносоциологии, кандидат политических наук.

реализации ими своих прав и свобод, социальному становлению, культурному, духовному и физическому развитию, создание и ресурсное обеспечение условий для их самоопределения и самореализации. В связи с чем, одним из основных направлений деятельности Правительства Республики Саха (Якутия) является реализация государственной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Республики Саха (Якутия) на 20112015 годы» и ведомственной целевой программы «Молодежь Республики Саха (Якутия) на 2010-2012 годы» [5].

Достижение поставленных целей по указанным документам, осуществляется путем эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность через организацию трудовых и студенческих отрядов. Сегодня студенческие отряды принимают активное участие во всех крупных и масштабных проектах и мероприятиях не только республики, но и страны.

Движение молодежных студенческих отрядов в Республике Саха (Якутия) возрождено в 2003 году и с 2007 года входит состав молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды», как Якутское региональное отделение.

На сегодняшний день в молодежную общероссийскую общественную организацию «Российские студенческие отряды» входят более 230 тысяч молодых людей из 72 субъектов Российской Федерации.

Основными направлениями движения современных студенческих отрядов являются следующие: строительные, педагогические, сельскохозяйственные, сервисные отряды, а также железнодорожные отряды проводников.

Хорошей традицией стала проведение ежегодной Республиканской школы командиров и комиссаров на базе ФМФ «Ленский край» по программам молодежного актива «Год молодежи: время лидеров». В 2010 году данная школа была перенесена в село Хотуччу МО «Жомконский 1 наслег» Хангаласского улуса и прошла в рамках благотворительной акции по восстановлению населенных пунктов пострадавших от весеннего паводка.

В Республике организован «Центр социально-психологической поддержки молодежи РС (Я)» который ведет профилактику асоциальных явлений среди молодежи. Центр проводит индивидуальные психологические консультации по различным вопросам, социально-психологические тренинги и практикумы, психопросветительские лекции, а также психодиагностики. Отдельно следует отметить эффективную работу психологов с детьми ограниченными возможностями и их родителями. Так с 2007 года, согласно договору с республиканским медицинским центром реализуется программа психологического сопровождения детей.

Работа с подростками и молодежью из группы риска проводится в виде тренинговых занятий для учащихся по запросу Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) и образовательных учреждений, а также по форме индивидуальной психологической реабилитации и коррекции поведения по

плану КДН. Следует отметить, что в этом году усилена работа со специализированными учреждениями. Заключено соглашение о сотрудничестве с Республиканской школой закрытого типа для детей дивиантного поведения в с. Хатассы. Кроме того, ведется плановая работа с ФБУ Межрайонной УИН № 1 УФСИН РФ по РС (Я).

Совместно с Центрами занятости населения систематически проводится работа с безработной молодежью. Так, в рамках соглашения о сотрудничестве психологи центра в улусах один раз в неделю проводят консультации населению, по отдельному графику проводятся психологические тренинги для безработной молодежи.

3 июля 2010 года за № 144 вышел Указ Президента Республики Саха (Якутия) «Об утверждении Положения о молодежном Правительстве Республики Саха (Якутия)». Согласно Положению Молодежное правительство является консультативным органом, функционирующим на общественных началах. Утвержденным Положением определен статус и порядок деятельности молодежного Правительства Республики Саха (Якутия). Координация деятельности молодежного Правительства возложена на Министерство по молодежной политике РС (Я) и Департамент кадровой политики, государственной и муниципальной службы Администрации Президента и Правительства РС (Я). Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности молодежного Правительства Республики Саха (Якутия) включено в рамках целевых программ, реализация которых возложена на Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия). Срок полномочий молодежного Правительства составляет 5 лет [6].

В дополнение к федеральному материнскому (семейному) капиталу с 2011 года установлен республиканский материнский капитал «Семья» в размере 100 тыс. руб. и расширены направления его использования [7].

В целях поддержки талантливой молодежи, развития творческой инициативы педагогических кадров учреждены различные гранты Президента и Правительства РС (Я). В 2010 году руководство Республики Саха (Якутия) продолжило программу строительства школ, так были введены в эксплуатацию 10 зданий школ в сельской местности. На фоне острой проблемы недостаточности мест для детей дошкольного возраста, положительной тенденцией является разработка и реализация программы строительства в республике дошкольных учреждений.

Настоящим прорывом в развитии профессионального образования на территории республики стало создание Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова на базе Якутского государственного университета [8].

Одной из самых значимых социальных проблем в республике является проблема пьянства и алкоголизма, которая затрагивает не только взрослое население, но и молодежь. Только по официальным данным от пьянства и алкоголизма в нашей республике ежегодно погибает более 500 человек, то есть

исчезает население целого среднестатистического сельского наслега [9]. В своем обращении к населению республики Егор Афанасьевич отметил что: «Сегодня есть настоятельная необходимость изменения сложившейся ситуации совместными решительными действиями общества, бизнеса и государства в борьбе с алкоголизмом и пьянством» [10]. Проявляя заботу о здоровье населения и борясь с алкоголизмом Президент РС (Я) Е.А. Борисов 21 сентября 2010 г. первый в России ввел временное ограничение продажи алкоголя подписав указ № 265 «О мерах по профилактике алкоголизма в Республике Саха (Якутия)» [11], который позднее был принят на федеральном уровне. Общественность с одобрением восприняла инициативы руководства республики по профилактике алкоголизма, и в свою очередь общественными организациями в последние годы ощутимо усилены работы по организации досуга молодежи и активной пропаганды здорового образа жизни среди молодого поколения.

О том, что государственная молодежная политика в Республике Саха (Якутия) развивается достаточно успешно, свидетельствуют результаты социологических исследований в молодежной среде [12]. В частности они показывают, что молодежь, составляя четвертую часть населения Якутии, стала играть заметную роль в социальных переменах, в реализации курса модернизации экономики республики. Вместе с тем, существуют множество нерешенных проблем молодежи Якутии, это - неполная занятость / безработица лиц трудоспособного возраста, необеспеченность жильем, распространение асоциальных явлений, преступность и др. Особую остроту они имеют в малых городах и сельских поселениях республики, которые теряют свою привлекательность по причине отсутствия работы, жилья, разнообразного досуга, низкой заработной платы и т.д., что стимулирует отток молодежи из малых населенных пунктов в крупные города Якутии. Состояние транзита, в котором пребывает Российское государство, требует конструирования идентичности и соответствующих ей ценностей, передающих не только личностный смысл жизни отдельного человека, но и идеалов, способных сплотить членов трансформирующегося общества.

Список литературы:

1. Егоров П.М. Становление института президентства в Республике Саха (Якутия) // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. -№ 14. - С. 278-281.

2. О наделении Борисова Егора Афанасьевича полномочиями Президента Республики Саха (Якутия): постановление Гос. Собрания (Ил Тумэн) Рес. Саха (Якутия) от 17 июня 2010 г. ГС № 783 -IV // Якутия. - 2010. -18 июня (№ 106).

3. Ермолаев Т.С. Становление и развитие государственности Республики Саха (Якутия). 1917-1995 гг.: автореф. дисс. ... канд. истор. наук / Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН. - Якутск, 1999.

4. Маклашова Е.Г. Властное пространство федеративной России: региональное развитие и интересы федеральной власти // Региональные проблемы. - 2009. - № 12. - С. 83-87.

5. Адаменко А.М. Государственная молодежная политика в субъекте Федерации: на материалах Республики Саха (Якутия) // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2015. - № 32 -С. 199-204.

6. Отчет за 9 месяцев 2010 г. о реализации ВЦП «Молодежь РС(Я) на 2010-2012 гг.» / Министерство по делам молодежи и семейной политики Республики Саха (Якутия). - Якутск, 2011.

7. Константинова Т.Н. Родовые общины Южной Якутии в условиях промышленного освоения // Арктика и Север. - 2011. - № 4. - С. 42-50.

8. Отчет органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия) о работе за 2010 г. Полный текст доклада Президента Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова в Госсобрании (Ил Тумэн) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://il-tumen.sakha.ru/?id=17018&y=2011&m=4.

9. Жегусов Ю.И. Молодежь Республики Саха (Якутия) и антиалкогольная политика // Теория и практика общественного развития. -2012. - № 5. -С. 70-74.

10. За трезвую жизнь - во имя будущего республики - Обращение Президента РС (Я) Егора Афанасьевича Борисова // Якутия. - 2010. - № 173.

11. О мерах по профилактике алкоголизма в Республике Саха (Якутия): указ Президента Респ. Саха (Якутия) от 21 сентября 2010 г. №265 // Якутия. -2010. - 22 сент. (№ 173).

12. Егоров П.М. Анализ мнения учащейся молодежи г. Якутска о деятельности Главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. -2014. - № 13. -С. 168-173.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПОТЕНЦИАЛ ИНТЕГРАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В АТР КАК ФАКТОРЫ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ СО СТРАНАМИ АТР

© Сидоров А.С.*

Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Орёл

На основе анализа основных интеграционных моделей взаимодействия в АТР в статье анализируется современное состояние интеграцион-

* Аспирант кафедры «Политология, государственное и муниципальное управление».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.