Научная статья на тему 'Становление института президентства в республике Саха (Якутия)'

Становление института президентства в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
436
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА (ПРЕЗИДЕНТСТВО) / ВЛАСТЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / КРИЗИС / КОНСТИТУЦИЯ / ВЫБОРЫ / PRESIDENCY / POWER / EXECUTIVE POWER / CRISIS / CONSTITUTION / ELECTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Егоров Петр Михайлович

В статье рассмотрены проблемы создания и развития института президентства в Республике Саха (Якутия). Данная статья будет интересна специалистам в области политологии и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT OF THE INSTITUTE OF PRESIDENCY IN THE REPUBLIC SAKHA (YAKUTIA)

The article is devoted to the problems of creation of institute of presidency in the Republic Sakha (Yakutia). It is interested for experts of Law(s) and specialists in political science

Текст научной работы на тему «Становление института президентства в республике Саха (Якутия)»

Литература

1. Курманов З. Кризис власти в Кыргызстане: пути выхода // 24 марта 2005 г.: «народная революция»: сб. ст. -Бишкек, 2005.

2. Богатырев В. Место и роль политических партий в Кыргызстане - Политические партии в Кыргызстане. -Бишкек: Ин-т общественной политики 1РР, 2007.

3. Казакпаев М. К вопросу правового регулирования деятельности политических партий в Кыргызстане // Известия вузов. - 2007. - №4.

4. Ногойбаева Э. Отсутствие технологий коммуникационного договора как «камень преткновения» в развитии

Кыргызстана // Ориентир. - 2008. - №3.

5. Наматбаев А. Постмартовские проблемы: как решить? // Мартовская революция в Кыргызстане: шаг вперед или...: материалы науч.-практ. конф. - Бишкек, 2005.

Дыйканов Жумабек Сабырович, аспирант кафедры истории и политологии Государственного университета управления, г. Москва.

Dyikanov Zhumabek Sabyrovich, post-graduate student of department of history and political science, State University of Management, Moscow.

Тел.: 8 926 571 91 15, E-mail: juma_rm@mail.ru

УДК 342.51 (571.56)

П.М. Егоров

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ПРЕЗИДЕНТСТВА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

В статье рассмотрены проблемы создания и развития института президентства в Республике Саха (Якутия). Данная статья будет интересна специалистам в области политологии и права.

Ключевые слова: институт президентства (президентство), власть, исполнительная власть, кризис, Конституция, выборы.

P.M. Egorov

ESTABLISHMENT OF THE INSTITUTE OF PRESIDENCY IN THE REPUBLIC SAKHA (YAKUTIA)

The article is devoted to the problems of creation of institute of presidency in the Republic Sakha (Yakutia). It is interested for experts of Law(s) and specialists in political science.

Key words: presidency, power, executive power, crisis, Constitution, election.

Становление института президентства в Республике Саха (Якутия) отразило сложное соотношение сил внутри самой республики и особенности ее взаимоотношений с федеральным центром. С приходом к власти М.С. Горбачева начались кардинальные преобразования во всех сферах жизни советского общества. Для проведения реформ в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса и роста межнациональных конфликтов происходило падение авторитета М.С. Горбачева в партийных рядах, и ему было необходимо сосредоточить в своих руках исполнительную власть. Осенью 1989 г. у М. С. Горбачева возникла идея учреждения института президента [12, 237]. 14 марта

1990 г. Внеочередной третий съезд народных депутатов СССР принял закон СССР №1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР» и избрал М.С. Горбачева первым президентом СССР.

Учреждение института президента СССР явилось одной из основных причин создания аналогичного органа власти в РСФСР и других союзных республиках, стремившихся к большей независимости от влияния союзного центра. В результате всероссийского референдума, прошедшего в марте

1991 г., большинство граждан высказались за создание поста президента РСФСР. IV Съезд народных депутатов РСФСР, состоявшийся 24 мая 1991 г., утвердил ранее принятые законы «О Президенте РСФСР» № 1098-1 и «О выборах Президента РСФСР» № 1096-1. На президентских выбо-

рах 12 июня 1991 г. победу одержал Б.Н. Ельцин.

Введение президентского поста в России, в свою очередь, привело к появлению президентства в бывших автономных республиках, входящих в состав РСФСР. В начале 90-х гг. в Якутии произошла консолидация региональной элиты на основе идей суверенитета - стремления к большей экономической и политической самостоятельности. Результатом данной политики явилось повышение конституционного статуса Якутии, преобразование ее из автономной в советскую социалистическую республику. Принятие 27 сентября 1990 г. «Декларации о государственном суверенитете Якутской -Саха Советской Социалистической Республики» (далее Я-СССР) вслед за Декларацией о государственном суверенитете России от 12 июня 1990 г., имело большое значение в процессе появления в Якутии института президентства.

В 1990 г. в Якутии началась работа над новой Конституцией республики. Первоначально были выработаны два проекта: в первом варианте исполнительную ветвь власти представлял Совет Министров, во втором проекте предусматривалось, что исполнительную власть возглавлял президент со своим кабинетом министров, избираемый Верховным Советом. Как писал один из разработчиков конституции ЯСССР П.Л. Казарян: «Это подразумевает парламентского президента. Верховный Совет не только выбирает, но и отстраняет президента от должности. Уместно говорить, что может возникнуть вопрос о процедуре выбора президента:

почему не избрать его всеобщим голосованием? Именно здесь кроется один из подводных камней демократии. Ведь при таких выборах президент становится бесконтрольным со стороны законодательной власти» [5]. Проектами предусматривалось установление в республике парламентарной системы государственного правления. Верховный Совет определял все полномочия президента, его администрации и всей исполнительной власти. Однако эти варианты Конституции республики не были приняты.

Введение поста президента в Якутии было инициировано постановлением Верховного Совета РСФСР от 11 октября 1991 г. №1741-1 «О главах исполнительной власти республик в составе РСФСР». В нем устанавливалось, что главой исполнительной власти республики в составе РСФСР должен быть президент, являющийся высшим должностным лицом и возглавляющий правительство республики, а также входящий в единую систему исполнительной власти РСФСР. Введение института президентства руководство республики связывало с необходимостью укрепления государственности, исполнительной власти и защиты суверенитета республики, а также возможностью стабилизации социально-политической ситуации в республике [8]. Однако большинство населения республики не поддерживало идеи установления президентской системы правления, что показал социологический опрос, проведенный в январе

1991 г., 81% населения Якутии высказался против [11].

Правовые основы президентства в республике были заложены 17 октября 1991 г. принятием Верховным Советом Я-СССР соответствующих законов «О Президенте Якутской - Саха Советской Социалистической Республики» и «О выборах Президента Якутской - Саха Советской Социалистической Республики». Закон «О Президенте Я-СССР» включал требования, согласно которым президентом Якутии мог быть избран только гражданин республики, непрерывно проживающий в ней не менее 15 лет, в возрасте не моложе 40 и не старше 60 лет, свободно владеющий обоими государственными языками республики и обладающий избирательным правом [2], что затрудняло участие в президентских выборах представителей русскоязычного населения республики. Вместе с президентом вводилась также должность вице-президента республики, для которой не было предусмотрено конституционного ограничения на владение языком. Дабы исключить межэтнические трения, было установлено негласное правило, согласно которому в связке с претендентами, баллотирующимися на пост президента, всегда шли русскоязычные соискатели на должность вице-президента. В частности, на президентских выборах 1991 г. вместе с М.Е. Николаевым и И.Д. Черовым, свободно владеющими государственными языками республики, выдвигались русскоязычные В.А. Штыров и В.Л. Шемчук.

Становление института президентства республики проходило в сложной обстановке: попытки реформирования советской системы привели к углублению кризиса в стране, системной дезинтеграции в экономике, общественной и политической сферах. После событий августа 1991 г. в Москве были упразднены органы КПСС и отменено подписание нового Союзного договора. Распад Советского Союза привел к дезинтеграции традиционных связей между хозяйственными субъектами и резкому сокращению производства, набирала темпы инфляция. 13 августа 1991 г. президиум Верховного Совета Я-СССР в одностороннем порядке принял решение об объявлении имущества государственных предприятий, объединений, организаций и учреждений, расположенных на ее территории, своей исключительной собственностью. Более того, после августовских событий в Москве республика немедленно прекратила поставки золота и алмазов в союзный Минфин и Гохран [4, с. 55]. Этими действиями руководство республики добилось подписания соглашения по экономическим вопросам между правительствами Российской Федерации и Я-СССР от 12 декабря 1991 г. В соответствии с ними республика получила право на 20% ювелирных алмазов, а также на то, чтобы выкупать по специальному курсу 10% золота, добытого на ее территории.

Жители промышленных районов Якутии, в свою очередь, боялись дальнейшей автономизации Якутии. Седьмая внеочередная сессия Мирнинско-го горсовета рассматривала вопрос о возможности проведения референдума о целесообразности образования автономии в составе Якутии [9]. Председателю Верховного Совета Я-СССР М.Е. Николаеву пришлось до выборов Президента Якутии посетить Мирнинский район для встреч с трудовыми коллективами, населением и депутатским корпусом. М. Е. Николаев разрешил создавшуюся конфликтную ситуацию, заявив, что «Якутия не намерена отделяться от России, мы во всем заодно с Россией и впредь будем строить свои взаимоотношения на основе федеративного договора, а не по указке сверху, как было раньше» [10].

20 декабря 1991 г. состоялись выборы первого президента Я-СССР, победу на них одержал М. Е. Николаев, председатель Верховного Совета Я-СССР, который набрал 76,7% голосов от общего числа избирателей. Кандидатуру его основного соперника - И. Д. Черова, министра транспорта и связи республики, поддержали 7,3% избирателей. Вице-президентом Якутии стал В.А. Штыров, министр строительства и инвестиций республики. Победа М.Е. Николаева была, во-первых, предопределена тем, что после ликвидации региональных органов КПСС в его руках как председателя Верховного Совета Я-СССР оказалась сосредоточена реальная власть. Во-вторых, в результате деятельности М. Е. Николаева республикой были получены значительные политические и экономические пре-

ференции, что положительно воспринималось большинством населения.

4 апреля 1992 г. на внеочередной XII сессии Верховного Совета была принята Конституция Республики Саха (Якутии). Конституция определила президента как высшее должностное лицо и главу исполнительной власти в республике, хотя существовал вариант наделения президента полномочиями главы государства, но данный вариант был отвергнут Верховным Советом. Президент Республики Саха (Якутия) непосредственно руководил правительством. Совмещение президентского и премьерского постов было оправдано необходимостью концентрации полномочий для преодоления экономического кризиса в условиях неопределенности политического будущего, да и сам термин «глава исполнительной власти» предполагает не только активное участие президента в формировании правительства, но и руководство его деятельностью. Права Президента республики были ограничены. Он не имел права роспуска либо приостановления деятельности парламента и местных представительных органов власти, также Конституция установила, что полномочия президента не могут быть использованы для изменения конституционного строя республики.

Следующим этапом становления института президентства в Республике Саха (Якутия) стало принятие на референдуме Конституции России 12 декабря 1993 г. Этому событию, как известно, предшествовал разгон в сентябре-октябре 1993 г. Верховного Совета. Тогда президентом РФ Б.Н. Ельциным был сломлен первый комплект посткомму-нистических российских политических институтов [14]. Завершением этого столкновения стала серия указов президента РФ Б.Н. Ельцина, прекращающих деятельность советов всех уровней, также был ликвидирован пост вице-президента России. В соответствии с новой Конституцией президент Российской Федерации получил существенно более широкие полномочия. В России была закреплена исключительно сильная модель института президентства. В последнее время ряд исследователей выдвигает тезис о том, что в России произошло формирование «авторитарно-олигархического режима в виде суперпрезидентской республики» [7, с.22-28].

12 октября 1993 г. состоялась внеочередная ХХ сессия Верховного Совета Республики Саха (Якутия), которая объявила о самороспуске Верховного Совета Якутии. Высшим представительным и законодательным органом государственной власти Республики Саха (Якутия) стало Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я), состоящее из верхней и нижней палат. В отличие от федерального института президентства, в республике была сохранена должность вице-президента. Неопределенность

статуса вице-президента не раз превращалась в арену соперничества между политическими группами. Впервые дискуссия об этой должности раз-

вернулась в 1995 г., когда вице-президент Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров был избран президентом акционерной компании «Алмазы России-Саха». Тогда государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) 16 ноября 1995 г. на совместном заседании палат приняло специальное постановление №3-П, в соответствии с которым было разрешено В.А. Штырову совмещать должность вице-президента Республики Саха (Якутия) с должностью президента АК «Алмазы России-Саха». 13 марта 1996 г. палата республики Государственного собрания, заслушав информацию о работе АК «Алмазы России-Саха», постановила одобрить деятельность руководства компании. Конституционный суд РС(Я) признал вышеуказанные правовые акты соответствующими Конституции РС(Я) и тем самым согласился с практикой совмещения должности вице-президента Республики Саха (Якутия) с должностью президента АК «Алмазы России-Саха». Однако в схожей ситуации Конституционный суд РС(Я) 7 мая 1997 г. постановлением №4-П признал неконституционным совмещение С. С. Борисовым должности вицепрезидента с должностью главы местной администрации. Таким образом, по идентичным фактическим обстоятельствам Конституционный суд РС(Я) в одном случае совмещение должностей признал правильным, а в другом - запретил его.

Новый этап в развитии института президентства в Республике Саха (Якутия) начался, когда президентом РФ В.В. Путиным была инициирована реформа федеративных отношений, призванная укрепить центральную власть. Из состава Совета Федерации были выведены региональные лидеры, которые заменялись представителями исполнительной и законодательной власти субъектов РФ. Руководители субъектов в составе РФ, перестав быть членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ, не обладают неприкосновенностью. Президент РФ получил право отрешать глав субъектов РФ, в том числе президентов республик, от должности. В дальнейшем произошел отказ от прямых выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, теперь они должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства. Этим самым был усилен федеральный контроль за региональной властью, создан институт федерального вмешательства.

Президент Республики Саха (Якутия) В. А. Штыров заявил, что он «является сторонником укрепления государственности Российской Федерации» [13]. В Республике Саха (Якутия) началась работа по приведению в соответствие республиканской Конституции с федеральным законодательством. В Конституцию Республики Саха (Якутия) были внесены многочисленные поправки и дополнения, согласно которым государственное собрание (Ил Ту-мэн) было преобразовано из двухпалатного в однопалатное. Были заметно сокращены полномочия парламента, теперь он не может отстранять от

должности президента Республики Саха (Якутия). У президента Республики Саха (Якутия) появилось право роспуска государственного собрания (Ил Тумэн), об этом прямо говорится в новых дополнениях в Конституцию Республики Саха (Якутия), согласно ст. 70 п. 11, президент Республики Саха (Якутия) «распускает Государственное Собрание (Ил Тумэн) по основаниям, предусмотренным законом» [1]. В Конституции Якутии был закреплен новый порядок наделения полномочиями Президента республики.

В 2006 г. вновь развернулась дискуссия о должности вице-президента. Большинство депутатов парламента республики высказалось против сохранения должности вице-президента, считая, что этот пост, как отдельный институт, ограничивает полномочия высшего должностного лица и не соответствует федеральному законодательству, и поэтому структура органов исполнительной власти размывается. Однако сторонники сохранения поста вицепрезидента сослались на то, «что если президент республики взаимодействует с руководством Российской Федерации, а также с Дальневосточным федеральным округом, то вице-президент занимается делами внутри республики. Также надо учесть, что Республика Саха (Якутия) - многонациональная республика. Национальный вопрос - тонкий и чувствительный» [6]. В итоге должность вице-президента Республики Саха (Якутия) была сохранена.

В заключение следует сказать, что становление института президентства происходило в условиях политического и экономического кризиса в стране. Решающую роль во введении поста президента в Республике Саха (Якутия) сыграла модернизация политической системы страны, начавшаяся с приходом к власти М. С. Горбачева. Проблема института президентства в Республике Саха (Якутия) является сложной и многогранной. Происходит процесс усиления института президентства в ущерб законодательной и судебной власти. Наряду с Президентом республики, который, согласно федеральному законодательству и Конституции Якутии, возглавляет исполнительную власть, существуют посты вице-президента и премьер-министра, возглавляющего правительство, есть дублирование полномочий. Автор считает необходимым устранить двое-

властие в исполнительной ветви власти, наделив президента РС(Я) исключительно представительскими полномочиями, либо ликвидировав должности вице-президента и премьер-министра правительства, что в полной мере будет отвечать требованиям федерального законодательства.

Литература

1. Конституция (Основной закон) Республики Саха (Якутия) принята XII сессии Верховного Совета РС(Я) 4 апреля 1992 г. Вступила в силу 27 апреля 1992 г. // Якутские ведомости. - 1992. - № 7. 26 апреля.

2. О Президенте Якутской - Саха Советской Социалистической Республики: закон Якутской - Саха Советской Социалистической Республики от 16.10.1991 г. № 643-XII // Сборник законов Республики Саха (Якутия) за 1990-1991 гг. - С.167.

3. О выборах Президента Якутской - Саха Советской Социалистической Республики: закон Якутской - Саха Советской Социалистической Республики от 17.10.1991 г. №646-XII // Сборник законов Республики Саха (Якутия) за 1990-1991 гг. - С. 171.

4. Игнатьева В.Б. Республика Саха (Якутия): ретроспектива этнополитической истории. - Новосибирск, 1999. - 143 с.

5. Казарян П. Л. Нужна сильная власть // Социалистическая Якутия. 20 декабря 1990 г.

6. Пресс-служба Парламента. 31-е очередное пленарное заседание Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2006 г.

7. Россия политическая / под общ. ред. Л. Шевцовой. -М.: Московский Центр Карнеги, 1998. - 379 с. - С.22-28.

8. Советы Якутии. - 1991. - 13 ноября.

9. Седьмая сессия горсовета // Мирнинский рабочий. -1991. - 29 октября.

10. Так жить больше нельзя // Мирнинский рабочий. -1991. - 26 ноября.

11. Тарасов Ю.С. В зеркале общественного мнения // Якутия. - 1992. - 26 дек.

12. Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым: по дневниковым записям. - М.: Прогресс, 1993. - 528 с.

13. Якутия. 2002. 21 сентября.

14. Richard Sakwa. Russian Politics and Society. - London; N.Y., 2002.

Егоров Петр Михайлович, мл. науч. сотрудник сектора этносоциологии Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Якутск.

Egorov Petr Michaylovich, younger scientific employee of the Institute of Humanitarian researches and problems of Indigenous Peoples of the North, Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. Yakutsk.

E-mail: epm77@mail.ru

УДК 316.3.33

С.М. Коба

СОЦИАЛЬНАЯ БАЗА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ

Статья посвящена разработке категории «социальная база политических партий». Осуществлена попытка обозначить ее содержательные компоненты характеризующие «социальную базу политических партий» как конструкт, обладающий определенным объяснительным потенциалом и обеспечивающий контакт теории с познаваемой реальностью.

Ключевые слова: социальная база, социальная система, структура, политические партии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.