РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
© Белецкая Е.А.^
Белгородский государственный институт культуры и искусств,
г. Белгород
В данной статье рассматриваются особенности реализациигосу дарственной молодежной политики в Белгородской области под различными углами зрения: нормативно-правовом, кадровом, ценностно-мо-тивационном, институциональном срезе.
Забота об улучшении качества жизни в каждом регионе - это проблема, в первую очередь, местной и региональной властей. И решение может быть обеспечено через использование имеющегося финансово-экономического потенциала в установленных рамках общегосударственных интересов и социальных стандартов.
С этой целью в Белгородской области разработана и принята Программа улучшения качества жизни населения. Естественно, чтобы Программа могла дать положительный социальный эффект, требуется ее четкая ориентация на объект воплощения, максимальная приближенность к конкретным социальным категориям. Необходимы также конкретизация и уточнение ее положений в отношении каждой социальной группы населения. Учитывая особую социальную роль молодежи в обществе, решение этих задач требует максимальных усилий всех заинтересованных сторон.
Особенностью государственной молодежной политики в Белгородской области являетсясосредоточение не только на решении проблем молодежи в сфере получения образования, трудоустройства, уровня жизни, но и огромное внимание к сфере духовного развития [3, С. 100].
Государственную молодежную политику в Белгородской области можно рассматривать под различными углами зрения, выделив в ней нормативно-правовой, кадровый, ценностно-мотивационный, институциональный срезы.
1. Нормативно-правовой срез.
Рассматривая нормативно-правовой срез отрасли, необходимо отметить его положительную динамику как в качественном, так и в количественном аспектах. Нормативно-правовую основу молодежной политики в области составляют 41 постановление, 31 распоряжение губернатора области; 224 нормативно-правовых акта постоянного действия, 784 - едино-
♦ Заведующая кафедрой Социально-культурной деятельности, кандидат психологических наук, доцент
244
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
временного - на уровне глав местного самоуправления муниципальных образований. В области осуществляются 9 областных программ длительного периода действия: «Молодость Белгородчины» (2004-2008 гг.), «Молодой семье - доступное жилье» (2004-2010 гг.), «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области» (2006-2010 гг.), «Молодой рабочий» (2003-2008 гг.), «С верой в Отечество» (2006-2008 гг.), «Быть молодым - быть здоровым» (2004-2008 гг.), «Комплексные меры по организации деятельности студенческих трудовых отрядов области» (2004-2008 гг.), «Искоренение сквернословия среди населения Белгородской области» (2005-2008 гг.), «Обеспечение жильем молодых семей Белгородской области» (2006-2010 гг.) [4, С. 12].
Данные нормативно-правовые акты регулируют отношения среди самых разноплановых субъектов молодежной политики, на ее основании сложилась стройная система мероприятий молодежной политики Белгородской области. Во всех городах и районах приняты городские и районные программы.
2. Кадровый срез направлен на обеспечение молодежной политики соответствующего направления компетентными специалистами. Кадровый потенциал сферы молодежной политики Белгородской области составляет 541 человек, и, соответственно, на одного специалиста отрасли приходится 718 молодых жителей региона. Причем, кадровый ресурс системы государственной молодежной политики находится в постоянном развитии и активно обновляется [2, С. 15].
3. Ценностно-мотивационный срез.
Молодежная политика в контексте этого среза рассматривается как последовательная реализация ценностей и жизненных смслов, целенаправленного формирования мотивов жизнедеятельности молодых людей. Ценностно-мотивационный аспект государственной молодежной политики нашел свое отражение в областной комплексной программе «Молодость Белгородчины» на 2004-2008 гг., которая определяет несколько приоритетных направлений:
- трудоустройство;
- организация досуга;
- формирование смысложизненных ориентиров.
4. Институциональный срез.
Под этим углом зрения государственная молодежная политика в регионе рассматривается как система органов государственной молодежной политики и организаций. В настоящее время в области сложилась довольно четкая структура органов по делам молодежи, основу которой составляет управление по делам молодежи, входящее в состав Департамента образования, культуры и молодежной политики Правительства Белгородской области.
В реализации молодежной политики активное участие принимают 160 молодежных и 866 детских общественных объединений и организаций, 77 из которых включены в областной реестр организаций, получающих государственную поддержку из средств областного бюджета.
Разумеется, в настоящее время было бы преждевременно говорить о завершении процесса институционализации молодежной политики в регионе. Существует довольно много причин, которые осложняют данный процесс. Они связаны как с факторами внешнего, так и внутреннего характера. Во-первых, причины исторического характера. В первой половине 1990-х годов процесс формирования молодежной политики имел довольно противоречивые предпосылки. В связи с развитием многопартийности в нашей стране возникла необходимость создания системы управления государственной молодежной политики в РФ. Противоречивость целей выразилась в неопределенности восприятия этого направления государственной деятельности.
Во-вторых, общеполитические причины. Молодежь - мощный политический ресурс. Статус молодежи и ее роль в обществе заставляют все политические силы внимательно относиться к работе с данной категорией населения. Мероприятия государственных органов призваны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во все сферах жизнедеятельности. Молодежная политика должна формировать потребности молодых людей в общественном служении, в понимании своей ответственности за сегодняшний день общества и его будущее [1, С. 122].
В-третьих, административно-управленческие причины. Они связаны с особенностями функционирования органов по молодежной политики в системе регионального управленияРоссии. Для большинства регионов характерен низкий уровень информированности и доверия к их работе со стороны молодых людей. Они, как правило, испытывают определенный дефицит ресурсов, кадровые проблемы. Руководителям молодежных структур нередко приходиться балансировать между региональной властью, федеральными государственными органами по молодежной политике, от которых зависит выделение ресурсов на те или иные проекты и программы, лидерами молодежных организаций и самой молодежью.
Таким образом, несмотря на то, что государственная молодежная политика в Белгородской области оформлена в нормативном и организационном отношении, необходимо принятие дополнительных мер, направленных на придание ей действительно системного характера.
Список литературы:
1. Бабинцев В. П. Молодежь российского региона: духовные миры и жизненные стратегии. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 276 с.
246
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ
2. Беспаленко П.Н. Кадровое обеспечение государственной молодежной политики (на материалах Белгородской области) / П.Н. Беспаленко, В.М. Захаров, О.В. Соловьев. - Белгород: Белгородский филиал Орловской региональной академии государственной службы, 2002. - 178 с.
3. Овчинников В. В. Молодежь Белгородской области: вчера, сегодня, завтра / В.В. Овчинников, П.Н. Беспаленко. - Белгород, 2005. - 128 с.
4. Стратегия развития города Белгорода до 2025 г. и план действий органов местного самоуправления на 2007-2011 гг.: Утверждена решением Совета депутатов г. Белгорода от 30 января 2007 г. № 413. - 455 с.
ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
© Кондаков В.ЛД Усатов А.Н.¥, Усатов В.Н.*
Белгородский государственный университет, г. Белгород Алексеевский филиал Белгородского государственного университета, г. Алексеевка
В статье проводится масштабное исследование величины и характера двигательной активности студентов, занимающихся физической культурой в основной группе здоровья, в специальной медицинской группе, в группе спортивного отделения, а также студентов, обучающихся и проживающих в городе и в сельской местности. В результате сравнения доказывается, что двигательная активность оказывает непосредственное влияние на уровень успеваемости и уровень заболеваемости студентов.
По утверждению специалистов [3-4, 6], двигательная активность -один из важнейших компонентов здорового образа жизни человека, в основе которого лежит разумное, соответствующееполу, возрасту, состоянию здоровья систематическое использование средств физической культуры и спорта. Термин «двигательная активность» объединяет разнообразные двигательные действия, выполняемые в повседневной жизни, в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом.
♦ Заведующий кафедрой Физического воспитания № 1, кандидат педагогических наук, доцент
" Доцент кафедры Физического воспитания № 1
* Ассистент кафедры Физического воспитания