Научная статья на тему 'Реализация экологической составляющей подготовки психолога на примере интерактивного образовательного модуля «Психология межвидового взаимодействия»'

Реализация экологической составляющей подготовки психолога на примере интерактивного образовательного модуля «Психология межвидового взаимодействия» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
215
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПСИХОЛОГА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / И СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ПСИХОЛОГИЯ МЕЖВИДОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гагарин А. В.

На примере образовательного модуля «Психология межвидового взаимодействия» в учебном курсе «Зоопсихология и сравнительная психология» показана возможность реализации экологической составляющей профессиональной подготовки психолога. Показано, что данная составляющая может быть реализована, прежде всего, при изучении психологических аспектов взаимодействия человека и животных, а также в условиях непосредственного включения студентов в реальные активные взаимодействия в системе «Человек – Природа», в ту или иную учебно-практическую деятельность с выполнением соответствующих самостоятельных творческих, эмоционально окрашенных заданий, направленных на формирование как общих профессиональных, так и экологических компетенций будущих психологов. В статье предлагается соответствующий дидактический и методический материал, в известной мере отражающий целесодержательные, организационные, технологические, информационные аспекты рассматриваемого образовательного модуля. Материал может быть полезен для преподавателей высшей школы, а также для студентов, обучающихся по психологическим и педагогическим направлениям профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация экологической составляющей подготовки психолога на примере интерактивного образовательного модуля «Психология межвидового взаимодействия»»

Педагогические технологии экологического образования

А.В. Гагарин

Реализация экологической составляющей подготовки психолога на примере интерактивного образовательного модуля «Психология межвидового взаимодействия»1

На примере образовательного модуля «Психология межвидового взаимодействия» в учебном курсе «Зоопсихология и сравнительная психология» показана возможность реализации экологической составляющей профессиональной подготовки психолога. Показано, что данная составляющая может быть реализована, прежде всего, при изучении психологических аспектов взаимодействия человека и животных, а также в условиях непосредственного включения студентов в реальные активные взаимодействия в системе «Человек - Природа», в ту или иную учебно-практическую деятельность с выполнением соответствующих самостоятельных творческих, эмоционально окрашенных заданий, направленных на формирование как общих профессиональных, так и экологических компетенций будущих психологов. В статье предлагается соответствующий дидактический и методический материал, в известной мере отражающий целесодержательные, организационные, технологические, информационные аспекты рассматриваемого образовательного модуля. Материал может быть полезен для преподавателей высшей школы, а также для студентов, обучающихся по психологическим и педагогическим направлениям профессиональной подготовки.

1 Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в информационном обществе» №13-06-00479 8130600004794, 2013-2015 гг.

Ключевые слова: подготовка психолога, экологическая составляющая, экологическая психология, экологические компетенции, учебная дисциплина «зоопсихология и сравнительная психология», образовательный модуль «Психология межвидового взаимодействия».

В последние годы в рамках экопсихологического подхода к развитию |

психики начинают говорить о необходимости смещения изучения чело- о

века и природы с антропоцентрической оси на природоцентрическую [13-15]. Сегодняшние проблемы человеческого общества диктуют необходимость осознания человеком своего единства с природой вообще, и с животными, - в частности, с целью выживания в условиях глобальных экологических проблем, связанных с нарушением равновесия во взаимоотношениях человека и природы [6-8; 12], немаловажное значение в котором имеют соответствующие межвидовые взаимодействия человека и различных групп животных.

При этом психологическое взаимодействие человека и животных практически не изучено. Предметом исследований выступают психические особенности животных или психологические особенности человека, воздействующего на животного, например, при дрессировке животных, либо принимающего воздействие от животного, например, при анимало-терапии [12; 14].

Тем не менее, в практическом плане актуальность выявления психологических факторов, детерминант и условий межвидового взаимодействия человека и животных как компонентов единой экологической среды, априори включенных в те или иные виды экопсихологических взаимодействий, очевидна [13-15].

С другой стороны, актуальна и важна разработка различных моделей взаимодействия человека с животными, данные которых можно использовать в практической деятельности психолога, например, в рамках ани-малотерапии. Наконец, при изучении проблемы взаимодействия человека и животных, а также непосредственное включение при этом субъектов образовательного процесса в такого рода взаимодействие при выполнении тех или иных учебно-практических заданий должно способствовать эффективному развитию экологических компетенций будущих психологов [1, 3, 4, 9-12].

В связи со сказанным в процессе апробации оригинальной версии курса «Зоопсихология и сравнительная психология», адресованной будущим психологам (бакалаврам психологии) [2; 5], нами подготовлен, дидактически проработан и в текущем учебном году успешно реализован в рам-

51

технологии

Педагогические технологии экологического образования

ках указанного курса учебный модуль «Психология межвидового взаимодействия».

Следует отметить, что в рамках опытной работы проблематика межвидового взаимодействия стала центральным «идейным» звеном в реализации содержания дисциплины, что тематически было отражено, прежде всего, в программе лекционных и семинарских занятий, аудиторных практикумов, домашних экспериментальных заданий, итоговой индивидуальной письменной работы.

В предлагаемом ниже материале приводится вариант дидактической адаптации указанной темы в содержание и организационную структуру курса.

Многолетний опыт его реализации показал, что в условиях непрерывного реформирования системы высшего образования дидактически корректной формой организации учебного процесса (в плане определения оптимальной последовательности различных форм учебной деятельности, является 6-часовая «триада» - три 2-часовых занятия, объединенных единой тематикой образовательного модуля. Например: вводная лекция -2 часа; семинар - 2 часа, аудиторно-практическое занятие - 2 часа.

Данная организационная форма оправдала себя как в условиях временных ограничений, когда требуется оптимизация учебной нагрузки (вечернее отделение, группы выходного дня и т.п.), так и в большой мере в условиях учебного процесса на очном отделении.

три спаренных занятия, соответствующих конкретному образовательному модулю, позволяют студенту осваивать курс на повышенном уровне погружения в проблему и его рефлексии, а преподавателю эффективно выстроить формальную и содержательную логику реализации дисциплины, не говоря о других преимуществах, касающихся организационных моментов.

В структурном отношении модуль представлен вводными лекциями с преимущественно интерактивными элементами педагогического взаимодействия; традиционными и инновационными формами занятий с применением рефлексивных и активных развивающих методов; самостоятельной внеаудиторной познавательной и исследовательской деятельностью студентов; интерактивной текущей аттестации в рамках совместного освоения одного из элементов профессиональной деятельности будущего психолога («профессиональная рефлексия»); интерактивной текущей аттестацией по теме образовательного модуля в рамках образовательной рефлексии научного и прикладного содержания дисциплины [2; 5; 6].

Предлагаемый образовательный модуль в содержательном плане включает в себя вопросы психологии межвидового взаимодействия (система «Человек - Животное»): эволюционно-исторические, эколого-средовое

(энвайронментальные), эколого-психологические и природо-(анимало-) терапевтические, психолого-педагогические, а также прикладные.

В организационном плане в модуль включены следующие технологические формы:

- лекция «Психология межвидового взаимодействия (система «Человек - Животное»); |

- организационно-деятельностная игра «Взаимовыгодное межвидовое о взаимодействие человека и животных: эволюционно-исторические предпосылки и психологические причины»;

- домашняя работа по наблюдению за особенностями взаимовыгодного взаимодействия человека и домашнего животного;

- обсуждение ее результатов;

- выполнение и защита индивидуальной письменной работы.

В начале изучения темы студентам предлагаются следующие задания для самоподготовки.

К лекции. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов: понятие о межвидовом взаимодействии в системе «Человек - Животное»; понятие об истории содержания человеком домашних животных; психологические причины активного взаимодействия человека с животными (на конкретных примерах); психологические функции взаимодействия человека с животными.

К организационно-деятельностной игре. Выполните домашнюю работу по наблюдению за особенностями взаимовыгодного межвидового взаимодействия человека и животного. Используйте предложенную в соответствующем разделе схему выполнения задания. Подготовьтесь к устному обсуждению полученных результатов в форме организационнодеятельностной игры.

К итоговой аттестации. Опишите личный опыт взаимовыгодного межвидового взаимодействия человека и животного в рамках написания индивидуальной письменной работы. Оформите работу согласно приведенным ниже методическим указаниям. Подготовьтесь к ее устной защите и мультимедиапрезентации в рамках 10-15-минутной устной защиты аттестационного проекта на заключительном аудиторном занятии.

В план лекции-беседы «Психология межвидового взаимодействия (система «Человек - Животное») были включены следующие вопросы.

1. Краткая история содержания человеком домашних животных человеком.

2. Психологические причины содержания человеком домашних животных.

3. Реальные примеры, иллюстрирующие основные психологические причины привязанности человека к домашним животным.

53

технологии

Педагогические технологии экологического образования

4. Психологические функции взаимодействия человека с животными.

К лекции-беседе предлагается комплект дидактических материалов.

Тексты для самостоятельной подготовки: 1) краткая история содержания человеком домашних животных человеком; 2) психологические причины содержания человеком домашних животных; 3) реальные примеры, иллюстрирующие основные психологические причины привязанности человека к домашним животным; 4) психологические функции взаимодействия человека с животными.

Центральным, системным технологическим компонентом в изучении темы «Психология межвидового взаимодействия» выступает домашняя экспериментальная работа. Студентам предлагается следующее задание (работа в группах по 3-4 человека).

1. Осуществите наблюдение за реальным взаимовыгодного взаимодействия человека и домашнего животного, предлагаемые возможные варианты которого приведены ниже.

2. Напишите эссе по выбранной Вами проблематике (варианту) взаимовыгодного взаимодействия человека и животного, в котором отметьте особенности его проявления в поведении человека и животного, психологические причины порождения, выполняемые психологические функции в жизнедеятельности его субъектов, Ваше эмоционально окрашенное отношение к данному феномену.

3. Подготовьте мультимедиапрезентацию (от 7 до 10 слайдов с фотографиями, 2-3-минутными роликами, рисунками, пояснениями и т.д.), иллюстрирующую изученный Вами вариант взаимовыгодного взаимодействия человека и домашнего животного.

4. Подготовьтесь к устному обсуждению с использованием мультимедиапрезентации полученных результатов в процессе участия в организационно-деятельностной игре «Взаимовыгодное межвидовое взаимодействие человека и животных: эволюционно-исторические предпосылки и психологические причины».

5. Используйте эссе и мультимедиапрезентацию также при подготовке индивидуальной письменной работы и в процессе защиты аттестационного проекта.

Предлагаются возможные варианты взаимовыгодного взаимодействия человека и животного для выполнения домашней экспериментальной работы.

Вариант 1. Домашнее животное как «Социальный коммуникатор». Возможное проблемное поле презентации: домашнее животное как «лучший друг» человека; как любимое существо; как источник опыта общения; как средство компенсации нехватки общения; как средство социаль-

ной реабилитации человека, попавшего в трудное положение (потеря родителей, «выпадение» из привычного социума, травмы, потеря трудоспособности и т.п.) или экстремальную жизненную ситуацию (крупные аварии, катастрофы, резкие изменения климата, жизненной среды обитания, вооруженные конфликты и т.п.).

Вариант 2. Домашнее животное как «Учитель» и «Воспитатель». |

Возможное проблемное поле презентации: взаимодействие с домашним и животным как катализатор и средство самообразования и самовоспитания, как мотиватор познавательной (в т.ч. учебной, исследовательской) деятельности человека, как фактор формирования и развития личности человека в целом (например, болезнь питомца как фактор нравственного развития и самовоспитания, формирования опыта поиска выхода из трудной ситуации и т.п.).

Вариант 3. Домашнее животное как «Стабилизатор» психологического климата в семье. Возможное проблемное поле презентации: система «Дети - Родители»: сравнение психологического климата семьи, где есть какое-либо животное (собака, кошка, хомяк, попугай и т.д.), и семьи, где животного нет; зависимость «благоприятности/неблагоприятности» семейной обстановки от наличия домашнего животного; изменение проблемной ситуации в семье с появлением в доме питомца; домашнее животное как компенсатор детской гиперактивности; животное как фактор улучшения взаимопонимания между поколениями.

Вариант 4. Домашнее животное как «Катализатор» комфортных взаимоотношений и средство профилактики конфликтов в семье. Возможное проблемное поле презентации: система «Супруг - Супруг»: сравнение уровня конфликтности в семьях, где есть животное и где его нет; формы взаимодействия человека с домашним животным в профилактике семейных конфликтов (общение, игра, «беседа» и т.п.); питомец как фактор преодоления ситуации разобщения в семье и т.п.

Вариант 5. Домашнее животное как «Анималотерапевт». Возможное проблемное поле презентации: взаимодействие человека с домашним животным в профилактике психологических (детская и подростковая агрессия, потеря жизненных ориентиров, асоциальное поведение); нервнопсихических (раздражительность, агрессивность, гиперактивность, дислексия) и психических расстройств (аутизм, психопатия, шизофрения).

Вариант 6. Домашнее животное как «Анималотерапевт». Возможное проблемное поле презентации: взаимодействие человека с домашним животным в профилактике психофизиологических расстройств (стресс, эмоциональное перенапряжение, аффект, повышенное артериальное давление, нарушение сна, склероз и т.д.) и соматических медицинских рас-

55

технологии

Педагогические технологии экологического образования

стройств (ДЦП, ухудшение и потеря зрения, потеря двигательной активности, онкологические заболевания у детей).

Организационно-деятельностная игра «Взаимовыгодное межвидовое взаимодействие человека и животных: эволюционно-исторические предпосылки и психологические причины» проводится в группах, сформированных в процессе изучения реального случая взаимовыгодного взаимодействия человека и домашнего животного. Задание: сделайте презентацию полученных в результате выполнения домашней экспериментальной работы материалов (устное выступление с мультимедиасопровождением до 7 минут на каждую группу).

Основной этап игры. Работа в двух группах; в каждой группе определяется координатор-эксперт, который в процессе игры будет оценивать правильность ответов, а также работу ведущего.

Задание для 1-й группы. Ознакомьтесь с содержанием текстов 1 «Краткая история содержания человеком домашних животных» и 4 «Реальные примеры, иллюстрирующие основные психологические аспекты взаимодействия человека и домашних животных» в комплекте материалов к лекции «Психология межвидового взаимодействия (система “Человек -Животное”)».

Подготовьте максимально возможное количество вопросов, которые будут заданы участникам 2-й группы в ходе коллективной рефлексии проблемы.

Задание для 2-й группы. ознакомьтесь с содержанием текста 4 «Реальные примеры, иллюстрирующие основные психологические аспекты взаимодействия человека и домашних животных» в комплекте материалов к лекции «Психология межвидового взаимодействия (система “Человек -Животное”)».

Подготовьте максимально возможное количество заведомо неверных утверждений по содержания прочитанного текста, которые будут предложены 1-й группе для исправления в ходе коллективной рефлексии проблемы.

Через 45 мин. проведите устное обсуждение результатов работы с текстом. По очереди (по группам) называйте подготовленные вопросы и неверные утверждения, отвечайте на поставленный вопрос либо исправляйте неверное утверждение.

Заключительный этап игры. В заключении подводится итог координа-торами-экспертами от групп и ведущим.

Итоговым заданием в реализации модуля является выполнение индивидуальной письменной работы согласно приведенному ниже алгоритму.

1. Проанализируйте текстовый материал к лекции «Психология межвидового взаимодействия (система “Человек - Животное”)». Обратите внимание на приведенные в данных материалах реальные примеры, раскрывающие возможные психологические причины активного взаимодействия человека с животными.

2. Рассмотрите представленные в данном материале важнейшие функ- |

ции взаимодействия человека с природными объектами. Перечислите и и

опишите важнейшие психологические функции взаимодействия человека

с животными.

3. Проработайте статью психолога В.А. Ясвина «Межвидовая коммуникация Homo Sapiens как предпосылка формирования субъективных отношений к различным животным», используя рекомендуемые источники информации (список рекомендуемых источников информации см. ниже). обсудите результаты письменно при помощи алгоритма работы с текстом [5].

4. Из собственного жизненного опыта, из материалов средств массовой информации (пресса, телевидение, радио, интернет) постарайтесь вспомнить конкретные реальные примеры взаимовыгодного взаимодействия человека и животных. Опишите несколько (3-5) реальных примеров взаимовыгодного взаимодействия человека и животных.

5. Используя письменные материалы, полученные в результате выполнения предыдущих пунктов (1-4), а также текст эссе домашней экспериментальной работы по наблюдению за реальным случаем взаимовыгодного взаимодействия человека и животного, скомпилируйте текст индивидуальной письменной работы на тему «Психология межвидового взаимодействия человека и животных» по следующему плану:

- вводная часть - актуальность и важность изучения проблемы межвидового взаимодействия человека и животных;

- основная часть - 1) психологические причины «привязанности» человека к животным на протяжении истории его эволюционно-исторического развития; 2) межвидовое взаимодействие в системе «человек -Животное»: сущность, адаптационное значение, типы и их психологические функции; 3) понятие о взаимовыгодном взаимодействии человека и животных, конкретный пример такого взаимодействия в системе «человек - Животное»; 4) мой личный опыт взаимодействия с животными, его конкретные примеры, значение в моей жизни;

- заключительная часть - совместное развитие и взаимовыгодное взаимодействие человека и животных как условие сохранения нашей цивилизации на планете Земля.

57

технологии

Педагогические технологии экологического образования

6. Оформите индивидуальную письменную работу в печатном виде согласно методическим рекомендациям студенту, приведенным в разделе «Дидактика курса», включив ее в аттестационный проект (необходимое условие допуска к итоговой аттестации).

7. Используя письменные и мультимедиа материалы домашней экспериментальной работы по наблюдению за реальным случаем взаимовыгодного взаимодействия человека и животного, а также текст индивидуальной письменной работы, подготовьте презентацию ее результатов в рамках защиты аттестационного проекта на заключительном занятии по курсу «Зоопсихология и сравнительная психология».

В заключение отметим, что в качестве информационной базы для выполнения предлагаемых заданий модуля студентами активно используется специально созданный нами для этого ресурс, представляющий собой полную электронную версию предлагаемого учебного курса «Зоопсихология и сравнительная психология», обогащенную дополнительными электронными и информационными возможностями [4]. Создание, непрерывное обновление, обогащение и корректировка его контента направлено на создание максимальных возможностей как для самостоятельного освоения отдельных образовательных модулей, так и всего курса в целом. Данный оригинальный продукт оптимизирует самостоятельную работу с традиционными и современными источниками информации, в том числе посредством известных систем поиска и гиперссылок. В информационном плане его возможности расширены за счет обширной базы ссылок с непосредственным выходом на сайты зоопсихологической тематики, на которых размещены учебные пособия, монографии, статьи, сайты образовательных и общественных организаций, зоопарков и др. учебные, методические, научные, информационные, популярные ресурсы.

На портале «Есо-ШЪ» [16] размещены информационные, учебные, методические, научно-популярные электронные материалы и ресурсы для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей по эколо-го-психологической, эколого-педагогической, эколого-акмеологической проблематике. Портал включает динамическое содержание (видеоролики и сюжеты). Дается информация о каждом научном направлении, о персоналиях, ссылки на электронные варианты книг, статей и др. публикаций, другие важные ссылки по тематике. Приводятся сведения о ведущих исследователях в данной сфере, их научно-педагогическом статусе, направлениях научно-педагогической и общественной деятельности, интересах и хобби, контакты для взаимодействия. В специальном разделе очерчены границы проблемного поля аспирантских и докторских иссле-

дований, приводятся ключевые публикации, информация о выполненных по данной проблематике грантах и проектах. На сайте в открытом доступе размещена авторефераты защищенных и планируемых к защите диссертаций соискателей, работающих в рамках данной проблематики. на портале имеются все возможности для электронного общения (форумы, блоги, контактные формы и т.д.). |

Использование информационно-коммуникационных технологий и средств электронного обучения в курсе «Зоопсихология и сравнительная психология» также обеспечено специально созданным для этого ресурсом «Ecological Anthropology: Alexander Gagarin’s to students» [17], где предлагается полная электронная версия учебного курса, обогащенная дополнительными электронными и информационными возможностями.

В целом, создание, непрерывное обновление, обогащение и корректировка контента указанных интернет-порталов направлено на использование максимальных возможностей как для самостоятельного освоения отдельных образовательных модулей, так и курса в целом.

Данные оригинальные продукты оптимизирует самостоятельную работу с традиционными и современными источниками информации, в том числе посредством известных систем поиска и гиперссылок.

В информационном плане расширены возможности за счет обширной базы ссылок с непосредственным выходом на сайты зоопсихологиче-ской тематики, на которых размещены учебные пособия, монографии, статьи, сайты образовательных и общественных организаций, зоопарков и др. учебные, методические, научные, информационные, популярные ресурсы.

Библиографический список

1. Гагарин А.В. Развитие экологической компетентности личности в условиях экопсихологических взаимодействий будущих специалистов: теоретические аспекты и общие эмпирические исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Психология и педагогика». 2010. № 2. С. 83-89.

2. Гагарин А.В. Зоопсихология и сравнительная психология. Курс лекций, дидактические и учебно-методические материалы, рабочая тетрадь: Учеб. пособие. М., 2013.

3. Гагарин А.В. К определению сущности понятия «природоориентированная деятельность учащихся» // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Психология и педагогика». 2003. № 1. С. 211-223.

4. Г агарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59

технологии

педагогические технологии экологического образования

5. Гагарин А.В. Формирование личностно-профессиональных компетенций будущего психолога в курсе зоопсихологии и сравнительной психологии // Акмеология. 2013. № 1. С. 85-93.

6. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация: Учеб. пособие. М., 2012.

7. Глазачев С.Н. Наука в гуманитарном университете: становление традиции // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2008. № 1. С. 22-29.

8. Глазачев С.Н, Гагарин А.В. Экологическая культура специалиста-управлен-ца: акмеологический аспект // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 3. С. 87-90.

9. Глазачева А.О., Глазачев С.Н. Формирование экологической компетентности будущего дизайнера в системе высшей школы // Акмеология. 2013. № 1. С. 93-98.

10. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Теоретические и эмпирические аспекты формирования экологического сознания учащихся в природоориентированной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Психология и педагогика». 2004. № 2. С. 82-102.

11. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение и его формирование в деятельности учащихся // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Психология и педагогика». 2006. № 2 (4). С. 59-68.

12. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. М., 2008.

13. Никольская А.В. Межвидовая коммуникация // Вестник ГУУ. 2011. № 8. С. 82-86.

14. Никольская А.В. Экопсихологическая модель межвидового взаимодействия человека с домашними животными. URL: http://www.twirpx.com/file/685570/ (дата обращения 09.03.2013).

15. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.. 2004.

16. Eco-Info: Экологическая психология, педагогика, акмеология в России. Информационно-образовательный портал. URL: http://ecopsy.info (дата обращения: 25.05.2013).

17. Ecological Anthropology: Alexander Gagarin’s to students. Информационнообразовательный портал. URL: http://eco-anthropology.ru/zoopsihologiya-i-sravnitelnaya-psihologiya/ (дата обращения: 10.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.