Научная статья на тему 'Эколого-акмеологическая составляющая профессиональной подготовки бакалавра психологии'

Эколого-акмеологическая составляющая профессиональной подготовки бакалавра психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРА ПСИХОЛОГИИ / PSYCHOLOGIST TRAINING / ЭКОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ECOLOGY-ACMEOLOGICAL COMPONENT / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ECOLOGICAL COMPETENCE / ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МЕЖВИДОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ / INTERSPECIES INTERACTION BETWEEN MAN AND ANIMAL / ECOLOGY-PSYCHOLOGICAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гагарин Александр Валерьевич

В предлагаемой статье показана возможность реализации эколого-акмеологической составляющей профессиональной подготовки бакалавра психологии при изучении психологических аспектов межвидового взаимодействия человека и животных. Такая возможность связана, прежде всего, с непосредственным включением студентов в реальные активные экопсихологические взаимодействия в системе «Человек Животное», в ту или иную учебно-практическую деятельность с выполнением самостоятельных (экспериментальных), эмоционально окрашенных творческих заданий. Включение студентов в различные виды такого рода взаимодействий способствует развитию как профессиональных, так и эколого-ориентированных личностных компетенций будущих психологов, развитию профессионально-экологической культуры личности. Предлагается необходимый дидактический и методический материал, рекомендованы информационные ресурсы. Материал может быть полезен для преподавателей высшей школы, а также для студентов, обучающихся по психологическим и педагогическим направлениям профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гагарин Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECOLOGY-ACMEOLOGICAL COMPONENT OF A PSYCHOLOGIST TRAINING

The article presents realization of the ecology-acmeological component in the professional training of future psychologists while studying the module «Psychology of Interspecific Interaction». This component can be realized first of all in the study of psychological aspects of interaction of people and animals, and in the conditions of students involvement into real active interaction in the system «Man Nature» while doing some practical activities, creative and emotionally-based tasks that are focused on the formation of general professional and ecological competences of personality. The article provides didactic and methodological material that reflects the goals, organization, technology and information aspects of the educational module. The article can be useful for university instructors as well as for students majoring in Psychology and Education.

Текст научной работы на тему «Эколого-акмеологическая составляющая профессиональной подготовки бакалавра психологии»

ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Personal and professional development specialist

УДК 159.9

ЭКОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПСИХОЛОГИИ1

Александр Валерьевич Гагарин, доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; главный научный сотрудник ТЭКО центра Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова; е-mail: av.gagarin@migsu.ru

АННОТАЦИЯ

В предлагаемой статье показана возможность реализации эколого-акмеологической составляющей профессиональной подготовки бакалавра психологии при изучении психологических аспектов межвидового взаимодействия человека и животных. Такая возможность связана, прежде всего, с непосредственным включением студентов в реальные активные экопсихологические взаимодействия в системе «Человек - Животное», в ту или иную учебно-практическую деятельность с выполнением самостоятельных (экспериментальных), эмоционально окрашенных творческих заданий. Включение студентов в различные виды такого рода взаимодействий способствует развитию как профессиональных, так и эколого-ориентированных личностных компетенций будущих психологов, развитию профессионально-экологической культуры личности. Предлагается необходимый дидактический и методический материал, рекомендованы информационные ресурсы. Материал может быть полезен для преподавателей высшей школы, а также для студентов, обучающихся по психологическим и педагогическим направлениям профессиональной подготовки.

Ключевые слова: профессиональная подготовка бакалавра психологии, эколого-акмео-логическая составляющая, экологические компетенции, экопсихологические взаимодействия, межвидовое взаимодействие человека и животных.

В последние годы в рамках экологического подхода к развитию психики начинают говорить о необходимости смещения изучения человека и природы с антропоцентрической оси на природоцентрическую [13-15]. Сегодняшние проблемы человеческого общества диктуют необходимость осознания человеком своего единства с природой вообще и с животными - в частности, с целью выживания в условиях глобальных экологических проблем, связанных с нарушением равновесия во взаимоотношениях человека и природы [6-8, 12], немаловажное значение в котором имеют соответствующие межвидовые взаимодействия человека и различных групп животных.

При этом психологическое взаимодействие человека и животных практически не изучено. Предметом исследований выступают психологические особенности человека, либо воздействующего на животное, например при дрессировке животных, либо принимающе-

1 Предлагаемая статья выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в информационном обществе (№ 13-06-00479).

го воздействие от животного, например при анималотерапии, либо предметом исследования выступают психические особенности животных [12, 14].

Тем не менее, в практическом плане актуальность выявления психологических факторов, детерминант и условий межвидового взаимодействия человека и животных как компонентов единой экологической среды, априори включенных в те или иные виды эко-психологических взаимодействий, очевидна [13-15].

С другой стороны, актуальна и важна разработка различных моделей взаимодействия человека с животными, данные которых можно использовать в практической деятельности психолога, например, в рамках анималотерапии. Наконец, при изучении проблемы взаимодействия человека и животных, а также непосредственное включение при этом субъектов образовательного процесса в такого рода взаимодействие при выполнении тех или иных учебно-практических заданий, должно способствовать эффективному развитию экологических компетенций будущих психологов [1, 3, 4, 9-12, 17, 18].

В связи со сказанным в процессе апробации оригинальной версии курса «Зоопсихология и сравнительная психология», адресованной будущим психологам (бакалаврам психологии) [2, 5, 17, 18], нами подготовлен, дидактически проработан и в текущем учебном году успешно реализован в рамках указанного курса учебный модуль «Психология межвидового взаимодействия».

В рамках опытной работы проблематика межвидового взаимодействия стала центральным «идейным» звеном в реализации содержания дисциплины, что тематически было отражено, прежде всего, в программе лекционных и семинарских занятий, аудиторных практикумов, домашних экспериментальных заданий, итоговой индивидуальной письменной работы.

В предлагаемом материале приводится вариант дидактической адаптации указанной темы в содержание и организационную структуру курса в формате образовательного модуля. Он представлен вводными лекциями с преимущественно интерактивными элементами педагогического взаимодействия; традиционными и инновационными формами занятий с применением рефлексивных и активных развивающих методов; самостоятельной внеаудиторной познавательной и исследовательской деятельностью студентов; интерактивной текущей аттестации в рамках совместного освоения одного из элементов профессиональной деятельности будущего психолога («профессиональная рефлексия»); интерактивной текущей аттестацией по теме образовательного модуля в рамках образовательной рефлексии научного и прикладного содержания дисциплины [2, 5, 6, 17, 18].

В содержательном плане модуль включает вопросы психологии межвидового взаимодействия (система «Человек - Животное»): эволюционно-исторические, эколого-средовое (энвайронментальные), эколого-психологические и природо- (анимало-) терапевтические, психолого-педагогические, а также прикладные.

В организационном плане в модуль включены следующие технологические формы:

— лекция «Психология межвидового взаимодействия (система «Человек - Животное»);

— организационно-деятельностная игра «Взаимовыгодное межвидовое взаимодействие человека и животных: эволюционно-исторические предпосылки и психологические причины»;

— домашняя работа по наблюдению за особенностями взаимовыгодного взаимодействия человека и домашнего животного;

— обсуждение ее результатов;

— выполнение и защита индивидуальной письменной работы.

В начале изучения темы студентам предлагаются следующие задания для самоподготовки.

К лекции. Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов: понятие о межвидовом взаимодействии в системе «Человек - Животное»; об истории содержания человеком домашних животных; психологические причины активного взаимодействия человека с животными (на конкретных примерах); психологические функции взаимодействия человека с животными. Используйте конспект соответствующей лекции в следующем разделе пособия.

К организационно-деятельностной игре. Выполните домашнюю работу по наблюдению за особенностями взаимовыгодного межвидового взаимодействия человека и животного. Используйте предложенную в соответствующем разделе схему выполнения задания. Подготовьтесь к устному обсуждению полученных результатов в форме организационно-деятельностной игры.

К итоговой аттестации. Опишите личный опыт такого взаимодействия в рамках написания индивидуальной письменной работы. Оформите работу согласно приведенным ниже методическим указаниям. Подготовьтесь к ее устной защите и мультимедиа-презентации в рамках 10-15-минутной устной защиты аттестационного проекта на заключительном аудиторном занятии.

В план лекции-беседы «Психология межвидового взаимодействия (система «Человек - Животное») были включены следующие вопросы:

1. Краткая история содержания человеком домашних животных.

2. Психологические причины содержания человеком домашних животных.

3. Примеры, иллюстрирующие основные психологические причины привязанности человека к домашним животным.

4. Психологические функции взаимодействия человека с животными.

К лекции-беседе предлагается комплект дидактических материалов.

Тексты для самостоятельной подготовки: 1) краткая история содержания человеком домашних животных; 2) психологические причины содержания человеком домашних животных; 3) реальные примеры, иллюстрирующие основные психологические причины привязанности человека к домашним животным; 4) психологические функции взаимодействия человека с животными.

Центральным, системным технологическим компонентом в изучении темы «Психология межвидового взаимодействия» выступает домашняя экспериментальная работа. Студентам предлагается следующее задание (работа в группах по 3-4 человека):

1. Осуществите наблюдение за реальным взаимовыгодным взаимодействием человека и домашнего животного, предлагаемые возможные варианты которого приведены ниже.

2. Напишите эссе по выбранной вами проблематике (варианту) взаимовыгодного взаимодействия человека и животного, в котором отметьте особенности его проявления в поведении человека и животного, выполняемые психологические функции в жизнедеятельности его субъектов, ваше эмоционально окрашенное отношение к этому феномену.

3. Подготовьте мультимедиапрезентацию (от 7 до 10 слайдов с фотографиями, 2-3-минутными роликами, рисунками, пояснениями и т.д.), иллюстрирующую изученный вами вариант взаимовыгодного взаимодействия человека и домашнего животного.

4. Подготовьтесь к устному обсуждению с использованием мультимедиапрезента-ции полученных результатов в процессе участия в организационно-деятельностной игре «Взаимовыгодное межвидовое взаимодействие человека и животных: эволюционно-исторические предпосылки и психологические причины».

5. Используйте эссе и мультимедиапрезентацию также при подготовке индивидуальной письменной работы и в процессе защиты аттестационного проекта.

Предлагаются возможные варианты взаимовыгодного взаимодействия человека и животного для выполнения домашней экспериментальной работы.

Вариант 1. Домашнее животное как «Социальный коммуникатор». Возможное проблемное поле презентации: домашнее животное как «лучший друг» человека; как любимое существо; как источник опыта общения; как средство компенсации нехватки общения; как средство социальной реабилитации человека, попавшего в трудное положение (потеря родителей, «выпадение» из привычного социума, травмы, потеря трудоспособности и т.п.) или экстремальную жизненную ситуацию (крупные аварии, катастрофы, резкие изменения климата, жизненной среды обитания, вооруженные конфликты и т.п.).

Вариант 2. Домашнее животное как «Учитель» и «Воспитатель». Возможное проблемное поле презентации: взаимодействие с домашним животным как катализатор и средство самообразования и самовоспитания, как мотиватор познавательной (в т.ч. учебной, исследовательской) деятельности человека, как фактор формирования и развития

личности человека в целом (например, болезнь питомца как фактор нравственного развития и самовоспитания, формирования опыта поиска выхода из трудной ситуации и т.п.).

Вариант 3. Домашнее животное как «Стабилизатор» психологического климата в семье. Возможное проблемное поле презентации: система «Дети - Родители»: сравнение психологического климата семьи, где есть какое-либо животное (собака, кошка, хомяк, попугай и т.д.), и семьи, где животного нет; зависимость «благоприятности - неблагоприятности» семейной обстановки от наличия домашнего животного; изменение проблемной ситуации в семье с появлением в доме питомца; домашнее животное как компенсатор детской гиперактивности; животное как фактор улучшения взаимопонимания между поколениями.

Вариант 4. Домашнее животное как «Катализатор» комфортных взаимоотношений и средство профилактики конфликтов в семье. Возможное проблемное поле презентации: система «Супруг - Супруг»: сравнение уровня конфликтности в семьях, где есть животное и где нет животного; формы взаимодействия человека с домашним животным в профилактике семейных конфликтов (общение, игра, «беседа» и т.п.); питомец как фактор преодоления ситуации разобщения в семье и т.п.

Вариант 5. Домашнее животное как «Анималотерапевт». Возможное проблемное поле презентации: взаимодействие человека с домашним животным в профилактике психологических (детская и подростковая агрессия, потеря жизненных ориентиров, асоциальное поведение); нервно-психических (раздражительность, агрессивность, гиперактивность, дислексия) и психических расстройств (аутизм, психопатия, шизофрения).

Вариант 6. Домашнее животное как «Анималотерапевт». Возможное проблемное поле презентации: взаимодействие человека с домашним животным в профилактике психофизиологических расстройств (стресс, эмоциональное перенапряжение, аффект, повышенное артериальное давление, нарушение сна, склероз и т.д.) и соматических медицинских расстройств (ДЦП, ухудшение и потеря зрения, потеря двигательной активности, онкологические заболевания у детей).

Организационно-деятельностная игра «Взаимовыгодное межвидовое взаимодействие человека и животных: эволюционно-исторические предпосылки и психологические причины» проводится в группах, сформированных в процессе изучения реального случая взаимовыгодного взаимодействия человека и домашнего животного. Сделайте презентацию полученных в результате выполнения домашней экспериментальной работы материалов (устное выступление с мультимедиасопровождением до семи минут на каждую группу).

Основной этап игры. Работа в двух группах; в каждой группе определяется координатор-эксперт, который в процессе игры будет оценивать правильность ответов, а также ведущего.

Задание для первой группы. Ознакомьтесь с содержанием текста 1 — «Краткая история содержания человеком домашних животных» и текста 4 — «Реальные примеры, иллюстрирующие основные психологические аспекты взаимодействия человека и домашних животных» (в комплекте материалов к лекции «Психология межвидового взаимодействия (система «Человек - Животное»)».

Подготовьте максимально возможное количество вопросов, которые будут заданы участникам второй группы в ходе коллективной рефлексии проблемы.

Задание для второй группы. Ознакомьтесь с содержанием текста 4 «Реальные примеры, иллюстрирующие основные психологические аспекты взаимодействия человека и домашних животных» в комплекте материалов к лекции «Психология межвидового взаимодействия (система «Человек - Животное»)».

Подготовьте максимально возможное количество заведомо неверных утверждений по содержанию прочитанного текста, которые будут предложены первой группе для исправления в ходе коллективной рефлексии проблемы.

Через 45 минут проведите устное обсуждение результатов работы с текстом. По очереди (по группам) называйте подготовленные вопросы и неверные утверждения, отвечайте на поставленный вопрос либо исправляйте неверное утверждение.

Заключительный этап игры. В заключение подводятся итоги координаторами-экспертами от групп и ведущим.

Итоговым заданием в реализации модуля становится индивидуальная письменная работа согласно приведенному ниже алгоритму.

1. Проанализируйте текстовый материал к лекции «Психология межвидового взаимодействия (система «Человек - «Животное»)». Обратите внимание на приведенные в материалах реальные примеры, раскрывающие возможные психологические причины активного взаимодействия человека с животными.

2. Рассмотрите представленные в материале важнейшие функции взаимодействия человека с природными объектами. Перечислите и опишите важнейшие психологические функции взаимодействия человека с животными.

3. Проработайте статью психолога В.А. Ясвина «Межвидовая коммуникация Ното sapiens как предпосылка формирования субъективных отношений к различным животным», используя рекомендуемые источники информации (см. список рекомендуемых источников информации ниже). Обсудите результаты письменно при помощи алгоритма работы с текстом [5].

4. Из собственного жизненного опыта, из материалов средств массовой информации (пресса, телевидение, радио, Интернет) постарайтесь вспомнить конкретные примеры взаимовыгодного взаимодействия человека и животных. Опишите 3-5 примеров взаимовыгодного взаимодействия человека и животных.

5. Используя письменные материалы, полученные в результате выполнения предыдущих пунктов (1-4), а также текст эссе домашней экспериментальной работы по наблюдению за взаимовыгодным взаимодействием человека и животного, скомпилируйте текст индивидуальной письменной работы на тему «Психология межвидового взаимодействия человека и животных» по плану:

- вводная часть - актуальность и важность изучения проблемы межвидового взаимодействия человека и животных;

- основная часть: 1) психологические причины «привязанности» человека к животным на протяжении истории его эволюционно-исторического развития; 2) межвидовое взаимодействие в системе «Человек - Животное»: сущность, адаптационное значение, типы и их психологические функции; 3) понятие о взаимовыгодном взаимодействии человека и животных, конкретный пример такого взаимодействия в системе «Человек - Животное»; 4) мой личный опыт взаимодействия с животными, его конкретные примеры, значение в моей жизни;

- заключительная часть - совместное развитие и взаимовыгодное взаимодействие человека и животных как условие сохранения нашей цивилизации на планете Земля.

6. Оформите индивидуальную письменную работу в печатном виде согласно методическим рекомендациям студенту, приведенным в разделе «Дидактика курса», включив ее в аттестационный проект (необходимое условие допуска к итоговой аттестации).

7. Используя письменные и мультимедиаматериалы домашней экспериментальной работы по наблюдению за реальным случаем взаимовыгодного взаимодействия человека и животного, а также текст индивидуальной письменной работы, подготовьте презентацию ее результатов в рамках защиты аттестационного проекта на заключительном занятии по курсу «Зоопсихология и сравнительная психология».

В заключение отметим, что в качестве информационной базы для выполнения предлагаемых заданий модуля студенты активно используют специально созданный нами для этого ресурс, представляющий собой полную электронную версию предлагаемого учебного курса «Зоопсихология и сравнительная психология», обогащенную дополнительными электронными и информационными возможностями [2, 15, 16]. Использование студентами этого оригинального продукта оптимизирует их самостоятельную работу с традиционными и современными источниками информации, в том числе с помощью известных систем поиска и гиперссылок. В информационном плане расширяются возможности за счет базы ссылок с непосредственным выходом на сайты зоопсихологической тематики, на которых размещены учебные пособия, монографии, статьи, сайты образовательных и общественных организаций, зоопарков и другие учебные, методические, научные, информационные, популярные ресурсы.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Гагарин А.В. Развитие экологической компетентности личности в условиях экопсихоло-гических взаимодействий будущих специалистов: Теоретические аспекты и общие эмпирические исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Психология и педагогика». 2010. № 2. С. 83-89.

[2]. Гагарин А.В. Зоопсихология и сравнительная психология: Курс лекций, дидактические и учебно-методические материалы, рабочая тетрадь: Учеб. пособие. М., 2013. URL: http://elibrary. ru/download/91463296.pdf (дата обращения 03.02.2014).

[3]. Гагарин А.В. К определению сущности понятия «природоориентированная деятельность учащихся» // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Психология и педагогика». 2003. № 1. С. 211-223.

[4]. Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания: Дис. ... докт. пед. наук. М., 2004.

[5]. Гагарин А.В. Формирование личностно-профессиональных компетенций будущего психолога в курсе зоопсихологии и сравнительной психологии // Акмеология. 2013. № 1. С. 85-93.

[6]. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация: Учеб. пособие. М., 2012.

[7]. Глазачев С.Н. Наука в гуманитарном университете: становление традиции // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2008. № 1. С. 22-29.

[8]. Глазачев С.Н, Гагарин А.В. Экологическая культура специалиста-управленца: акмеологиче-ский аспект // Региональное образование XXI века: Проблемы и перспективы. 2012. № 3. С. 87-90.

[9]. Глазачева А.О., Глазачев С.Н. Формирование экологической компетентности будущего дизайнера в системе высшей школы//Акмеология. 2013. № 1. С. 93-98.

[10]. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Теоретические и эмпирические аспекты формирования экологического сознания учащихся в природоориентированной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Психология и педагогика». 2004. № 2. С. 82-102.

[11]. Иващенко А.В., ПановВ.И., Гагарин А.В. Эколого-ориентированное мировоззрение и его формирование в деятельности учащихся // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Психология и педагогика». 2006. № 2 (4). С. 59-68.

[12]. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Эколого-ориентированное мировоззрение личности: Монография. М., 2008.

[13]. Никольская А.В. Межвидовая коммуникация // Вестник ГУУ. 2011. № 8. С. 82-86.

[14]. Никольская А.В. Экопсихологическая модель межвидового взаимодействия человека с домашними животными. URL: http://www.twirpx.com/file/685570/ (дата обращения 09.03.2013).

[15]. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М., 2004.

[16]. Eco-Info: Экологическая психология, педагогика, акмеология в России. Информационно-образовательный портал. URL: http://ecopsy.info (дата обращения: 03.02.2014).

[17]. EcologicalAnthropology: Alexander Gagarin's to students. Информационно-образовательный портал. URL: http://eco-anthropology.ru/zoopsihologiya-isravnitelnaya-psihologiya/ (дата обращения: 03.02.2014).

[18]. Гагарин А.В. Формирование личностно-профессиональных компетенций будущего психолога в курсе зоопсихологии и сравнительной психологии // Акмеология. № 1. 2013. С. 85-93.

[19]. Гагарин А.В. Рефлексивные аспекты преподавания сравнительной психологии и зоопсихологии // Эволюционная и сравнительная психология в России: традиции и перспективы / Под ред. А.Н. Харитонова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. (Труды Института психологии РАН). С. 74-80.

THE ECOLOGY-ACMEOLOGICAL COMPONENT OF A PSYCHOLOGIST TRAINING

Alexander V. Gagarin, D.Ed., Professor, Department of Acmeology and Professional Psychology of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Scientific and Educational Center «TEKO» of Sholokhov Moscow State University for Humanities, е-mail: av.gagarin@migsu.ru

ABSRACT

The article presents realization of the ecology-acmeological component in the professional training of future psychologists while studying the module «Psychology of Interspecific Interaction». This component can be realized first of all in the study of psychological aspects of interaction of people and animals, and in the conditions of students involvement into real active interaction in the system «Man - Nature» while doing some practical activities, creative and emotionally-based tasks that are focused on the formation of general professional and ecological competences of personality. The article provides didactic and methodological material that reflects the goals, organization, technology and information aspects of the educational module. The article can be useful for university instructors as well as for students majoring in Psychology and Education. Key words: psychologist training, ecology-acmeological component, ecological competence, ecology-psychological communication, interspecies interaction between man and animal.

REFERENCES

[1]. GagarinA.V. Razvitie jekologicheskoj kompetentnosti lichnosti v uslovijah jekopsihologicheskih vzaimodejstvij budushhih specialistov: teoreticheskie aspekty i obshhie jempiricheskie issledovanija// Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Ser. «Psihologija i pedagogika». 2010. № 2. S. 83-89.

[2]. Gagarin A.V. Zoopsihologija i sravnitel'naja psihologija. Kurs lekcij, didakticheskie i uchebno-metodicheskie materialy, rabochaja tetrad': Ucheb. posobie. M., 2013. URL: http://elibrary.ru/ downloadZ91463296.pdf (data obrashhenija 03.02.2014).

[3]. Gagarin A.V. K opredeleniju sushhnosti ponjatija «prirodoorientirovannaja dejatel'nost' uchashhihsja» // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Ser. «Psihologija i pedagogika». 2003. № 1. S. 211-223.

[4]. Gagarin A.V. Prirodoorientirovannaja dejatel'nost' uchashhihsja kak uslovie formirovanija jekologicheskogo soznanija: Dis.... d-ra ped. nauk. M., 2004.

[5]. Gagarin A.V. Formirovanie lichnostno-professional'nyh kompetencij budushhego psihologa v kurse zoopsihologii i sravnitel'noj psihologii // Akmeologija. 2013. № 1. S. 85-93.

[6]. Gagarin A.V., Glazachev S.N. Jekologicheskaja akmeologija: pedagogicheskaja adaptacija: Ucheb. posobie. M., 2012.

[7]. Glazachev S.N. Nauka v gumanitarnom universitete: stanovlenie tradicii // Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaja sekcija). 2008. № 1. S. 22-29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[8]. Glazachev S.N, Gagarin A.V. Jekologicheskaja kul'tura specialista-upravlenca: akmeologicheskij aspekt//Regional'noe obrazovanie XXI veka: problemy i perspektivy. 2012. № 3. S. 87-90.

[9]. Glazacheva A.O., Glazachev S.N. Formirovanie jekologicheskoj kompetentnosti budushhego dizajnera v sisteme vysshej shkoly // Akmeologija. 2013. № 1. S. 93-98.

[10]. Ivashhenko A.V., Panov V.I., Gagarin A.V. Teoreticheskie i jempiricheskie aspekty formirovanija jekologicheskogo soznanija uchashhihsja v prirodoorientirovannoj dejatel'nost i// Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Ser. «Psihologija i pedagogika». 2004. № 2. S. 82-102.

[11]. Ivashhenko A.V., Panov V.I., Gagarin A.V. Jekologoorientirovannoe mirovozzrenie i ego formirovanie v dejatel'nosti uchashhihsja // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Ser. «Psihologija i pedagogika». 2006. № 2 (4). S. 59-68.

[12]. Ivashhenko A.V., Panov V.I., Gagarin A.V. Jekologoorientirovannoe mirovozzrenie lichnosti: Monografija. M., 2008.

[13]. Nikol'skajaA.V. Mezhvidovaja kommunikacija // Vestnik GUU. 2011. № 8. S. 82-86.

[14]. Nikolskaja A.V. Jekopsihologicheskaja model' mezhvidovogo vzaimodejstvija cheloveka s domashnimi zhivotnymi. URL: http://www.twirpx.com/file/685570/ (data obrashhenija 09.03.2013).

[15]. Panov V.I. Jekologicheskaja psihologija: Opyt postroenija metodologii. M., 2004.

[16]. Eco-Info: Jekologicheskaja psihologija, pedagogika, akmeologija v Rossii. Informacionno-obrazovatel'nyj portal. URL: http://ecopsy.info (data obrashhenija: 03.02.2014).

[17]. Ecological Anthropology: Alexander Gagarin's to students. Informacionno-obrazovatel'nyj portal. URL: http://eco-anthropology.ru/zoopsihologiya-isravnitelnaya-psihologiya/ (data obrashhenija: 03.02.2014).

[18]. Gagarin A.V. Formirovanie lichnostno-professional'nyh kompetencij budushhego psihologa v kurse zoopsihologii i sravnitel'noj psihologii // Akmeologija. 2013. № 1. S. 85-93.

[19]. Gagarin A.V. Refleksivnye aspekty prepodavanija sravnitel'noj psihologii i zoopsihologii // Jevoljucionnaja i sravnitel'naja psihologija v Rossii: tradicii i perspektivy / Pod red. A.N. Haritonova. M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2013. (Trudy Instituta psihologii RAN). S. 74-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.