Научная статья на тему 'Реалии подражательных танцев в фольклоре малочисленных народов Республики (Саха) Якутия и инуитов Канады'

Реалии подражательных танцев в фольклоре малочисленных народов Республики (Саха) Якутия и инуитов Канады Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
163
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / ЮКАГИРЫ / ИНУИТЫ / IMITATIVE DANCES / THE YUKAGIRS / THE INUIT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Захарова К. И.

Статья рассматривает сходства и различия в фольклоре малочисленных народов Республики (Саха) Якутия и инуитов Канады. Подражательные танцы один из элементов фольклора, который требует детального исследования. В данной статье представлен сравнительный анализ различных видов танцев юкагиров и инуитов. Рассмотрев детальный анализ подражательных танцев у инуитов и юкагиров можно сделать вывод о том, что фольклор двух народностей имеет схожести в подаче и элементах их содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALIA OF IMMITATIVE DANCES IN FOLKLORE OF INDIGENOUS PEOPLES: THE YUKAGIRS (THE REPUBLIC OF SAKHA YAKUTIA) AND THE INUIT (CANADA)

The article considers the similarities and differences in folklore of indigenous peoples of the Republic (Sakha) Yakutia and the Inuit of Canada. The imitative dance is one of the elements of folklore which requires a detailed research. This article was presented a comparative analysis of different types of dances: the Inuit`s and the Yukagir`s. Having considered the detailed analysis of the imitative dance of the Inuit and the Yukagirs we can give the conclusion that the folklore of the two peoples has a similarity in the supply of elements and their contents.

Текст научной работы на тему «Реалии подражательных танцев в фольклоре малочисленных народов Республики (Саха) Якутия и инуитов Канады»

В согласии с положениями христианской демократии, Аденауэр и Эрхард сформулировали новую экономическую политику -социальную рыночную экономику или ордолиберализм. Кроме всего прочего, налоги для небогатых людей были резко снижены, тогда как обеспеченные граждане несли налоговое бремя, достигавшее 85-90%. Перераспределяемые средства государство вкладывало в социальную инфраструктуру и гарантии. Идея, положенная в основу такой политики, была прагматической -необходимость создать обеспеченный класс потребителя для национального производства, и она обернулась невиданным успехом. В уникальных же исторических условиях низкого неравенства средний класс впервые стал наиболее значительной экономической силой и, как следствие, приобрёл статус опорного. Этот феномен и позволил сформироваться в ФРГ «европейской послевоенной демократии» - совершенно особенной конфигурации государства, которое действует в интересах среднего класса и его ближайшего окружения, а значит в интересах абсолютного большинства населения; государства, которого история не видела ни до, ни после.

Распадающийся Советский Союз и молодая Российская Федерация, по очевидным историческим причинам, также отличались крайне низким экономическим неравенством. Конечно, неравенство здесь присутствовало в других формах: неравенство связей, неравенство положений. С этим явлением столкнулись молодые реформаторы Егор Гайдар и Анатолий Чубайс, когда совершили попытку приватизации с помощью открытых аукционов. Быстро стало понятно [3], что в таких условиях национальное богатство будет распределено крайне неравномерно: всё оно сконцентрируется в руках красных директоров, номенклатуры и первых коммерсантов (которые также использовали связи и статусы). Вместо открытых аукционов была предложена другая идея, в основе которой лежали благие намерения, «ваучерная» приватизация. По задумке, каждому россиянину должен был достаться, более или менее равный другим, кусочек богатства, что, в свою очередь, подорвало бы экономическую мощь красных директоров (как возможного опорного класса антидемократических сил). Тем не менее, по разным причинам, реформаторам не хватило политической воли и/или политических возможностей последовательно реализовать свой план. Они смирились с тем, что, в отсутствии должного контроля, государственное имущество досталось всё тем же директорам, коммерсантам и номенкалтурным работникам. Справедливость приватизации было отдана в жертву скорости - реформаторы боялись реванша коммунистов и стремились как можно быстрей избавиться от остатков административной экономики. В реальности риск возвращения коммунистов стал реальным не из-за сохранения элементов советской системы, а из игнорирования необходимости создания социальной прослойки, которая бы поддерживала реформы, - опорного класса либеральной демократии.

В условиях, в которые реформаторы сами себя поставили, для сохранения власти они прибегли к последнему доступному инструменту классостроительства - залоговым аукционам. Опять же, в теории, сформированный таким способом, класс олигархов должен были выполнить первоочередную задачу - не допустить прихода коммунистов к власти, после чего он будет заинтересован в создании чётких правил игры, подразумевающих работающую правовую системы и демократию. Однако Анатолий Чубайс и Альфред Кох не смогли тогда понять, что олигархия не может стать опорным классом демократии. В 1997 году Правительство Кириенко - Чубайса - Немцова попыталось навязать цивилизованные правила игры, но в ответ получило сопротивление олигархов, войну компроматов, и невозможность продолжить реформы вплоть до 1998 года и кризиса, после которого реформы так и не были завершены.

Литература

1. Крауч К. Постдемократия. М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2010. - 192 с.

2. Пикетти Т. Capital in the Twenty-First Century, Harvard University Press, 2014. - 696 с.

3. Чубайс А.Б. Приватизация по-российски. М.: Вагриус, 1999. - 366 с.

References

1. Crouch C. Postdemokratiya. M.: Visshaya Shkola Ekonomiki (Gosudarstvennii Universitet), 2010. - 192 s.

2. Pikkety T. Capital in the Twenty-First Century, Harvard University Press, 2014 - 696 s.

3. Chubais A.B. Privatizatsiya po-rossiisky. M.: Vagrius, 1999. - 366 s.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE SCIENCES Захарова К.И.

Магистрант 1 курса обучения Института зарубежной филологии и регионоведения по направлению теоретическое и прикладное языкознание,

Северо-восточный Федеральный университет им. М.К. Аммосова РЕАЛИИ ПОДРАЖАТЕЛЬНЫХ ТАНЦЕВ В ФОЛЬКЛОРЕ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ (САХА)

ЯКУТИЯ И ИНУИТОВ КАНАДЫ

Аннотация

Статья рассматривает сходства и различия в фольклоре малочисленных народов Республики (Саха) Якутия и инуитов Канады. Подражательные танцы — один из элементов фольклора, который требует детального исследования.

В данной статье представлен сравнительный анализ различных видов танцев юкагиров и инуитов. Рассмотрев детальный анализ подражательных танцев у инуитов и юкагиров можно сделать вывод о том, что фольклор двух народностей имеет схожести в подаче и элементах их содержания.

Ключевые слова: подражательные танцы, юкагиры, инуиты.

Zakharova K.I.

Master (of the 1st year study) of Arts Programme in Theoretical and Applied Linguistics,

North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov THE REALIA OF IMMITATIVE DANCES IN FOLKLORE OF INDIGENOUS PEOPLES: THE YUKAGIRS (THE REPUBLIC OF SAKHA YAKUTIA) AND THE INUIT (CANADA)

Abstract

The article considers the similarities and differences in folklore of indigenous peoples of the Republic (Sakha) Yakutia and the Inuit of Canada. The imitative dance is one of the elements of folklore which requires a detailed research.

This article was presented a comparative analysis of different types of dances: the Inuit's and the Yukagir's. Having considered the detailed analysis of the imitative dance of the Inuit and the Yukagirs we can give the conclusion that the folklore of the two peoples has a similarity in the supply of elements and their contents.

Keywords: imitative dances, the Yukagirs, the inuit.

Арктическая цивилизация существует уже несколько тысячелетий и только в XIX-XX вв. мировая наука открыла для себя уникальные явления культуры, созданные коренными народами Севера. Вызывает восхищение то, что северные народы, проживающие на гигантских просторах Российской Федерации, смогли не только выжить, но и создать свою неповторимую традиционную культуру.

134

Народы крайнего Севера на протяжении веков создали самобытное, оригинальное танцевальное искусство, которое занимает видное место в духовной культуре народов нашей многонациональной страны. Развитие народного танцевального искусства крайнего Севера было обусловлено особенностями производства и быта населения, географическими условиями края. Все это нашло своеобразное отражение в различных жанрах традиционных танцев и игр народов Севера. Эти танцы и игры богаты темами и сюжетами и отличаются локальными особенностями, связанными с историей расселения этих народов по территории их современного обитания. Описание и классификация традиционного танцевального фольклора народов Севера, вернее того танцевального наследия, которое бытовало на Севере, по крайней мере, еще в конце XIX - начале XX в., позволило показать общее и специфическое в танцах каждого из ее народов. Однако проследить в деталях всю историю народной хореографии крайнего Севера невозможно из-за ограниченности сведении о развитии на протяжении веков каждого варианта танца или игры [2, 117].

Юкагиры - (самоназвание одул ~ wадул) являются одним из самых древнейших народов Северо-Востока Азии. По данным археологии, древние одулы сюда прибыли около 6 тыс. лет тому назад, прибыли со стороны Уральских гор.

Следующим положительным фактором, позволяющим решить проблему сохранения фольклора и традиционной культуры, является этническая память. Именно она играет решающую роль в сохранении этноса среди обрусевших, объякутившихся, оламутившихся и очукочившихся юкагиров, которые продолжают причислять себя к юкагирам, сохраняя самоидентичность. Именно этническая память укрепляет решимость многих юкагиров сохранять свой язык, фольклор, культуру, оставленных им на вечное хранение предками.

Таким образом, несмотря на то, что фольклор юкагиров фактически прекратил функционирование в своей привычной устной разговорной форме, все же имеются реальные условия для его сохранения как одного из средств воспитания подрастающего поколения и как одного из самых главных структур этнической культуры.

Юкагирские танцы, как и танцы их соседей, сопровождались отдельными звукоподражаниями, ритмическими придыханиями, хорканьем. Песен-импровизаций, как правило, не было. Основу танцевального сопровождения любого танца составляет ритм, а у юкагиров ритм прослеживается особенно четко, он создается ударами ноги о землю, звоном подвесок на костюме и на переднике. Слова, сопровождающие танец, по всей вероятности, являются более поздними по происхождению; возможно, они заимствованы от эвенков и чукчей.

Приведем описание юкагирского танца с запевом, сделанное В.И. Иохельсоном в пос. Нелемное Верхнеколымского района Республики Саха (Якутия).

Начало танца простое: переступание с ноги на ногу. Ведущий, взяв под руки стоящих рядом, крикнув «эраЬат», заводит танец. Исполнители делают шаг левой ногой влево по кругу, корпус наклоняется влево, правая нога чуть отрывается от земли. На слог «хля» тяжесть корпуса переходит на правую ногу, левая нога чуть отрывается от земли. Как только образовался замкнутый круг, все участники переходят на придыхательные звуки «Им», «Иа» и начинают делать основное движение юкагирского танца: легкие перескоки и удары стоп, описанные выше [7, 49].

В современном варианте «Лондола», в отличие от эвенского, чукотского, якутского танцев, в центре хоровода - пара солистов, которая представляет любовную пару лебедей. Весь круг вращается по ходу солнца вокруг них. Солисты проделывают самостоятельные движения, не связанные с общим кругом, а именно «лебедь кружится вокруг лебедки, поднимая попеременно-то правое, то левое крыло (руку), в то время как лебедка старается избежать его прикосновения» [5, 26].

Тесный контакт юкагиров с чукчами и эвенами привел к тому, что в исполнении движения танца и его характере ясно прослеживаются чукотские элементы, и только у некоторых юкагиров сохранилась память о существовании собственного танца с наличием в центре пары. Но каковы были его движения, они не знают и не могут воспроизвести, заявляя: «Сейчас мы танцуем по-чукотски».

В Нижнеколымском районе все знают о существовании танца «ПИЧГЭИН'ЭН», что в переводе с чукотского языка на русский означает «горлом кричать». Танцуют его чукчи вместе с юкагирами, но чукчи считают его своим. Движения этого танца исполняются на расслабленных ногах, с расслабленным корпусом. По выражению чукчи Н.И. Таврата, «у танцующих нет костей».

При исполнении танца «Пичгэйн'эн» для начала собирается небольшое количество людей, образуется круг. Положив руки друг другу на плечи, танцующие наклоняют корпус чуть вперед, голова полуопущена книзу, в коленях ноги чуть согнуты. Движение начинается влево по кругу. Небольшой шаг влево левой ногой, ступня повернута вправо внутрь, левое плечо повернуто вправо по направлению в центр круга, правая нога приставляется к левой на невысокие полупальцы с небольшим ударом о землю, пятка ноги чуть приподнята, в колене нога расслаблена. Затем небольшой шаг вправо правой ногой, ступня правой ноги повернута влево, левую ногу приставляют к правой на невысокие полупальцы, чуть ударяя носком о землю, в колене нога расслаблена, правое плечо повернуто налево по направлению к центру круга. Одновременно поворачивают голову направо и налево. Запев чукотского танца состоит из хорканья (подражания храпу оленей на разные голоса) [6, 124].

Лишь небольшая локальная группа юкагиров, живущая в Верхнеколымском районе по рекам Нелемной, Ясачной и Коркодону, сохранила движения, присущие юкагирскому танцу. Здесь и сегодня можно увидеть в основном парные или индивидуальные имитационно-подражательные танцы, которые пластически передают повадки оленя, волка, лебедя, ворона и др. [5, 83].

Инуиты (эскимосы) - самые северные обитатели Земли. Их редкие и малочисленные ныне поселения узкой полосой растянулись от берингоморского побережья Чукотского полуострова вдоль прибрежной полосы Аляски и прилегающих к ней островов, по побережью и островам Канадского арктического архипелага до покрытой вечными ледниками Гренландии.

Инуитский фольклор и культура, как и фольклор аборигенов населения северо-восточных районов Дальнего Востока и Северной Америки, представляет важный источник для изучения и понимания древней и современной культуры инуитов.

Хореографическое искусство инуитов, несомненно, очень древнее. Об этом говорят орнаментированные пластины из моржового клыка на женских черепах - находки из древнеэскимосских погребений. Аналогичны им сохранившиеся до наших дней кожаные головные повязки у науканских инуитов, которые они надевали во время танцев на празднике, посвященном проводам кита [1, 84].

Перед исполнением своих танцев эскимосы надевают специальные перчатки, которые придают особую выразительность танцу, вся пластика которого построена на движениях рук.

Каждый инуитский танец, кроме импровизированного, исполняется на определенную, закрепленную за ним мелодию. Движения чередуются в строго установленном порядке. Большинство состоит из короткого вступления, середины (двух частей) и лаконичной концовки.

Вступление - дробные удары в бубен, сопровождающиеся протяжными возгласами «аэ-ой-яй-ой». Исполнитель становится во вторую позицию, чуть согнув ноги в коленях. Первая часть проходит в медленном темпе - движения замедленные, вялые, описательного характера. Исполнитель как бы постепенно вспоминает танец, входит в его ритм. Затем он меняет позу и во второй части те же движения повторяет в более быстром темпе, танец становится темпераментным, работает верхняя часть тела (корпус, голова и особенно руки). Каждое движение он проделывает четко, выразительно, время от времени выкрикивая «она! ок! ая!», продвигаясь скользящими прыжками то в одну, то в другую сторону. Женщины танцуют более лаконично и менее темпераментно [8, 348].

Рассмотрев детальный анализ подражательных танцев у инуитов и юкагиров можно сделать вывод о том, что фольклор двух народностей имеет схожести в подаче и элементах их содержания. Сравнительный анализ представлен в табл. 1. (см.табл.1)

135

Таблица 1

Народы Подражательные танцы Описание Атрибуты

Юкагиры • Лондол «танец Массовый круговой танец, сопровождаемый Зимний наряд: распашные

лебедей» словами, звукоподражаниями, гортанными меховые дошки, передники-

(Верхне-Колымский звуками имитирующими морских животных фартуки, узкая, облегающая

вариант «Лондола» села и птиц, произносимыми запевалой и ноги обувь;

Нелемное) повторяемыми всеми участниками. Танцуют его чукчи вместе с юкагирами, но чукчи считают его своим. Движения этого Летний наряд: Одежда из ровдуги, капорообразные, расшитые

• Пичгэйн'эн танца исполняются на расслабленных ногах, бисером шапки, торбаса -

«горлом кричать» (Нижне-Колымский район) с расслабленным корпусом. По выражению чукчи Н.И. Таврата, «у танцующих нет костей». мурэ (эвены).

Инуиты • Наг' уяк Игровая песня-танец инуитов «Полет чайки саяк (разновидность бубна);

айгуг' акук «Полет чайки против ветра» (аудиозапись); • Мытых' льюк «Танец ворона»; • «Морской топорок»; • К' аяк туляге «Охота на каяке», «Охота на моржа» • «Охота на кита». против ветра» в сопровождении народного инструмента саяк (разновидность бубна). Имели определенный сюжет и зафиксированную структуру с чередованием движений. Танец, воспроизводящий все этапы охоты на него. Этот танец исполняется всеми участниками, сидя на одном месте: движутся только руки и голова. специальные перчатки.

Переломный характер времени, в котором мы живем, сложные социальные и международные коллизии, остро ставят вопрос о целесообразной системе ценностей и взглядов на мир и отношения человека к миру. Отсюда значительно повышается и социальный статус, и само мировоззрение конкретного народа, усиливается его роль в жизни общества и человека. Традиции и обычаи остались живы в сознании людей старшего поколения, стариков, уже уходящих в мир иной, но они оставляют нам свое духовное богатство, которые на сегодняшний день во многом уже утрачены и забыты, но культура народа бессмертна, если ее продолжают и развивают потомки.

Литература

1. Арктическая раса // БРЭ. Т.2. М.,2005.

2. Емельянова Т.Н., Южанинова М.В. Народы крайнего Севера и Дальнего Востока России Н30 в трудах исследователей XX в. - М.: Северные просторы, 2002.

3. Иванова-Унарова З.И. Традиционное искусство народов Северо-Востока Сибири (эвенки, эвены, юкагиры, долганы, чукчи, коряки). - Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 2005

4. Никитина Л.А. Северные танцы/ Л.А. Никитина, В.А. Анисимов. - Якутск: Алаас, 2013. - 284с.

5. Нилов В.Н., Северный танец: традиции и современность, М. - 2005, 82-86с.

6. Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. - М, 2003.

7. Уткин К.Д. Религиозные и философские воззрения коренных народов Якутии: Учебное пособие в 5 частях. - Якутск: Бичик, 2000.

8. Эскимосы // Сибирь. Атлас Азиатской России. - М.: Топ-книга, Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2007. - 664 с.

References

1. Arkticheskaja rasa // BRJe. T.2. M.,2005.

2. Emel'janova T.N., Juzhaninova M.V. Narody krajnego Severa i Dal'nego Vostoka Rossii N30 v trudah issledovatelej XX v. - M.: Severnye prostory, 2002.

3. Ivanova-Unarova Z.I. Tradicionnoe iskusstvo narodov Severo-Vostoka Sibiri (jevenki, jeveny, jukagiry, dolgany, chukchi, korjaki). - Jakutsk: Izd-vo Jakutskogo un-ta, 2005

4. Nikitina L.A. Severnye tancy/ L.A. Nikitina, V.A. Anisimov. - Jakutsk: Alaas, 2013. - 284s.

5. Nilov V.N., Severnyj tanec: tradicii i sovremennost', M. - 2005, 82-86s.

6. Suljandziga R.V., Kudrjashova D.A., Suljandziga P.V. Korennye malochislennye narody Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossijskoj Federacii. Obzor sovremennogo polozhenija. - M, 2003.

7. Utkin K.D. Religioznye i filosofskie vozzrenija korennyh narodov Jakutii: Uchebnoe posobie v 5 chastjah. - Jakutsk: Bichik, 2000.

8. Jeskimosy // Sibir'. Atlas Aziatskoj Rossii. - M.: Top-kniga, Feorija, Dizajn. Informacija. Kartografija, 2007. - 664 s.

Минченко К. А.

Магистрант,

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова АНИМИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ТРАДИЦИЯХ И ОБЫЧАЯХ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И КАНАДЫ

Аннотация

В статье рассмотрены анимистические воззрения эвенов и инуитов. Автор показывает, что в современной духовной культуре эвенов Якутии и инуитов Канады сохраняются традиционные религиозные воззрения. И распространение анимизма связано с тем, что его видение окружающего мира является истинным и объективным, независимо от конкретного места происхождения практик.

Ключевые слова: анимизм, эвены, инуиты.

136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.