Научная статья на тему 'Образ птицы в подражательных танцевальных движениях народов Севера'

Образ птицы в подражательных танцевальных движениях народов Севера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1606
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРЯДОВЫЕ ТАНЦЫ / ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ ТАНЦЫ / RITUAL DANCES / ТРАДИЦИИ / TRADITIONS / FOLKLORE / ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / DANCE / IMITATIVE DANCING / РЕЛИГИОЗНЫЙ КУЛЬТ / RELIGIOUS CULT / ЯКУТЫ / YAKUTS / ЧУКЧИ / CHUKCHI / ЮКАГИРЫ / YUKAGIRS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ядреева А.П.

Народный танец является не только культурным явлением, отражающим художественными средствами окружающую действительность, но, будучи частью этнической культуры, способен оказывать влияние на формирование этнической идентичности и солидарности. В статье рассматриваются подражательные танцы в качестве объекта первобытного культа связанные с культом предков, тотемом рода, с образом небесного божества в образе женщины, несущего плодородие, счастье и благополучие. Всё указанное говорит о глубоком смысловом значении подражательных танцевальных движений птиц в культуре северных народов. Танцевальный фольклор всегда рассматривался как важный компонент традиционной народной культуры, как этнографический и историко-культурный источник. В основу танцев народов Севера заложены сюжеты из традиций и обрядов, преклонение тотемам родов, единение с природой отражается в подражании повадок птиц и зверей, ставших элементами того или иного танца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE BIRD IN THE IMITATIVE DANCE MOVEMENTS OF THE NORTH

Folk dance is not only a cultural phenomenon, reflecting the artistic means surrounding reality, but being a part of ethnic culture, it is able to exert influence on the formation of ethnic identity and solidarity. In the article the author studies an imitative dance as an object of worship of the primitive associated with the cult of ancestors, totem kind with the image of the heavenly deity in the form of a woman carrying a fertility, happiness and well-being. The research suggests a deep semantic meaning of imitative movements resembling the movements of birds in dancing from cultures of the northern peoples. A folklore dance has always been regarded as an important component of a traditional folk culture as ethnographic, historical and cultural resource of the North. Thus, the bases of northern cultures’ dances are plots of the traditions and rituals, worshiping of totems of tribes, a unity with nature. Imitation of movements of birds and animals has become an element of a dance in the northern cultures.

Текст научной работы на тему «Образ птицы в подражательных танцевальных движениях народов Севера»

щают вычислительную и исследовательскую работу студента. Практические занятия, проводимые с помощью компьютерной поддержки, имеют ряд преимуществ. Они позволяют воспитывать компьютерную грамотность, формируют общую культуру будущего специалиста, расширяют возможности индивидуального обучения, облегчают воспитательную работу, предоставляют большие возможности получения нужной информации.

Особое место в предложенной технологии отводится самостоятельной работе студента с учетом того, что достаточно большому объему курса «Математика» отводится недостаточное время на аудиторные занятия, не остается времени и на воспитание мотивации изучения дисциплины. В таких условиях только педагогический профессионализм позволяет преподавателю организовать самостоятельную работу студента так, чтобы сформировать у него необходимый объем математических знаний. Основной целью является научить студента активно и целенаправленно изучать учебный материал. Методическая деятельность преподавателя направлена на предоставление

Библиографический список

учебного материала и организацию методов его изучения. Можно перечислить большое количество способов и методов организации самостоятельной работы, но ее основной целью всегда являются конкретные знания основных математических понятий, умения применять их при решении задач и возможность контроля со стороны преподавателя. Здесь важно заметить, что объективный контроль со стороны преподавателя вызывает у студента ответственность, которая способствует повышению уровня знаний.

Таким образом, внедрение технологии профессионально-ориентированной математической подготовки современного специалиста на основе компьютерных средств обучения, это совместная деятельность преподавателя и студента направленная на изучение курса «Математика» с помощью информационно коммуникационных технологий. Результатом такой деятельности является формирование у студентов теоретических знаний курса, умений применять их в дальнейшей профессиональной деятельности.

1. Везиров Т.Г. Теория и практика использования информационных и компьютерных технологий в педагогическом образовании. Диссертация ... доктора педагогических наук. Ставрополь, 2002.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 2000.

3. Чомаева Л.Х. Роль и место курса «Математика» в системе инженерного образования. Проблемы преподавания математики и информатики в школе и ВУЗе. Махачкала. 2008: 85 - 87.

4. Чомаева Л.Х. Формирование модели методической системы обучения курсу «Математика» на основе электронного обучения. Вестник университета (ГУУ). 2008; 1: 170 - 172.

References

1. Vezirov T.G. Teoriya i praktika ispol'zovaniya informacionnyh i komp'yuternyh tehnologij v pedagogicheskom obrazovanii. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2002.

2. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. Moskva, 2000.

3. Chomaeva L.H. Rol' i mesto kursa «Matematika» v sisteme inzhenernogo obrazovaniya. Problemy prepodavaniya matematiki iinformatiki v shkole i VUZe. Mahachkala. 2008: 85 - 87.

4. Chomaeva L.H. Formirovanie modeli metodicheskoj sistemy obucheniya kursu «Matematika» na osnove 'elektronnogo obucheniya. Vestnik universiteta (GUU). 2008; 1: 170 - 172.

Статья поступила в редакцию 01.11.16

УДК 793.31(571.56)

Yadreyeva A.P., senior teacher, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia),

E-mail: alexyadreeva@mai.ru

THE IMAGE OF THE BIRD IN THE IMITATIVE DANCE MOVEMENTS OF THE NORTH. Folk dance is not only a cultural phenomenon, reflecting the artistic means surrounding reality, but being a part of ethnic culture, it is able to exert influence on the formation of ethnic identity and solidarity. In the article the author studies an imitative dance as an object of worship of the primitive associated with the cult of ancestors, totem kind with the image of the heavenly deity in the form of a woman carrying a fertility, happiness and well-being. The research suggests a deep semantic meaning of imitative movements resembling the movements of birds in dancing from cultures of the northern peoples. A folklore dance has always been regarded as an important component of a traditional folk culture as ethnographic, historical and cultural resource of the North. Thus, the bases of northern cultures' dances are plots of the traditions and rituals, worshiping of totems of tribes, a unity with nature. Imitation of movements of birds and animals has become an element of a dance in the northern cultures.

Key words: ritual dances, traditions, folklore, dance, imitative dancing, religious cult, Yakuts, Chukchi, Yukagirs.

А.П. Ядреева, ст. преп. каф. фольклора и культуры, Институт языков и культур Северо-Восточного Федерального

Университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: alexyadreeva@mai.ru

ОБРАЗ ПТИЦЫ В ПОДРАЖАТЕЛЬНЫХ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЯХ НАРОДОВ СЕВЕРА

Народный танец является не только культурным явлением, отражающим художественными средствами окружающую действительность, но, будучи частью этнической культуры, способен оказывать влияние на формирование этнической идентичности и солидарности. В статье рассматриваются подражательные танцы в качестве объекта первобытного культа связанные с культом предков, тотемом рода, с образом небесного божества в образе женщины, несущего плодородие, счастье и благополучие. Всё указанное говорит о глубоком смысловом значении подражательных танцевальных движений птиц в культуре северных народов. Танцевальный фольклор всегда рассматривался как важный компонент традиционной народной культуры, как этнографический и историко-культурный источник. В основу танцев народов Севера заложены сюжеты из традиций и обрядов, преклонение тотемам родов, единение с природой отражается в подражании повадок птиц и зверей, ставших элементами того или иного танца.

Ключевые слова: обрядовые танцы, традиции, танцевальный фольклор, подражательные танцы, религиозный культ, якуты, чукчи, юкагиры.

В новых условиях всеобщей интеграции в процессе формирования этнического сознания решающее значение приобретает ряд компонентов национальной культуры, среди которых особое место занимает народное танцевальное искусство.

Усиление интереса к динамике народного танца, к условиям появления в нем новаций, к причинам изменения традиционных танцевальных форм, элементов обусловлено, прежде всего, тем, что в последнее время скорость этих изменений стала намного

выше по сравнению с предшествующими периодами развития народной танцевальной культуры. В настоящее время достаточно очевидным становится то, что современная народная хореографическая культура не может быть сведена лишь к её традиционным компонентам. Нужен гармоничный, взвешенный подход к соотношению в ней традиций и новаций. Для изучения изображения отдельного образа и образной системы в целом необходим комплексный подход, который помогает полному раскрытию содержания танца. Целью данной работы является попытка рассмотреть подражательные образы птиц в системе традиционной танцевальной культуры народов Севера.

Танцевальный фольклор всегда рассматривался как важный компонент традиционной народной культуры, как этнографический и историко-культурный источник народов Севера. «В нем на протяжении длительного времени фиксировалась и сохранялась квинтэссенция двигательной культуры этноса - основной двигательный фонд, - как заметил Л.П. Выготский, - имевший яркую этническую специфику и довольно сложную структуру». В него входили: сакрально-функциональные группы движений человеческого тела, имеющие определенную смысловую направленность, характерную для многих религиозных культов; эстетически организованные движения обучающего, тренировочного, развлекательного и коммуникативного характера. Особое место автор уделяет бытовой пластике, характерной только для представителей данного этноса, содержащей конкретные семиотические значения: походка, позы, жесты, мимика [1, с. 64].

По мнению якутского музыковеда Г.Г. Алексеевой каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы. Из века в век передавались традиции самобытного искусства, все лучшее сохранилось в национальных праздниках, обрядах и обычаях. В северных танцах, в их мелодиях, пластике, красках воплощается вся щедрость, все богатство фантазии, своеобразие самобытного народного искусства [2, с. 47]. Безусловно, особое место в ней занимают подражательные танцы.

Изображения птиц в качестве объекта первобытного культа, по мнению исследователя Э.А. Королевой, появились уже в период палеолита. Нередко они были связаны с образом женщины. Эти изображения женских образов на камнях, рядом с водоплавающей птицей, а также скульптурные изображения женщин с гипертрофированными признаками пола и изгибами корпуса вправо и влево имеют глубокий смысл. В них зафиксирован ряд пластических элементов, сближающих образ женщины с образом птицы. Характерные положения рук, имитирующие крылья птицы, трехпалое изображение кисти являются знаком-символом птицы, а также гипертрофированные размеры половых признаков, символизирующее плодородие [3].

У народов Сибири и Севера Азии образ птицы связан с пер-вотворением, с космогоническими мифами о творении - рождением Вселенной, Земли и всего сущего на ней, а также, принесением плодородия, счастья и благополучия.

Существует предание, что якуты преклонялись перед белыми журавлями - стерхами «кыталык», которых они считали священной птицей, посланниками светлых божеств и предвестниками счастья, а их пение - зовом предков. Они символизируют верность и чистоту взаимоотношений. Если увидеть летающих стерхов или их танец считалось большим счастьем, т. е. тот человек счастлив, а кто видел их брачный танец - трижды счастлив. По представлениям, убить стерха или разорить его гнездо являлось тягчайшим грехом, чреватым трагическими последствиями.

Итак, образ птиц представляется в двух ипостасях, с одной стороны он связан с культом предков, является тотемом рода, с другой стороны, образом небесного божества в образе женщины, несущего плодородие, счастье и благополучие.

Теперь рассмотрим подражательные танцы птиц, которые известны у многих народов, в т. ч. у якутов, чукчей, бурят и юкагиров. В основном они были представлены «... в ритуальных танцах, где фиксируется широкий разворот крыльев, которому уделялось особое значение. Они имитируют взмах крыла птицы» [4].

Подражательные танцы птиц присутствуют у чукчей «Танец журавля» [4] и у якутов «В долине стерхов» [5]. Элементы подражательных движений птицы лебедя присутствуют в юкагирском

Библиографический список

танце-пантомиме, описание которого дала М.Я. Жорницкая и в круговом танце-ехор у бурят [6].

Отдельное внимание заслуживает долганский круговой танец «хэй-ро», который изучила известная исследовательница музыкальной культуры долган Г.Г. Алексеева [2]. Сразу укажем, что в большинстве случаев записи этих танцев тщательно не составлены, в них дается не полное описание движений. На наш взгляд, отсутствие какого-либо структурного элемента, т. е. отдельного движения не раскрывает смыслового значения всего танца. Поэтому при постановке подражательного танца часто встречаются трудности.

У верхнеколымских юкагиров, по описанию М.Я. Жорниц-кой, большой популярностью в прошлом пользовался парный танец-пантомима «лебедь», носивший характер импровизации. В нем участвовали только женщины. Вначале танца участницы становились рядом друг с другом и раскрывали в стороны руки. Затем поочередно взмахивали то правой, то левой рукой. Головой проделывали резкие движения, забрасывая ее то вправо, то влево, как лебедь свою шею. Танец сопровождался звуками, подражающими крику лебедей: «ганг - ганг» или «кли - кли -кли». Возможно, этот танец-пантомима впоследствии вошел в центр круга традиционного танца «Лондол».

У бурят существует хороводный танец-ехор «Ульмээшэ-лгэ», который танцевали в честь праматери - Белой Лебеди. Считалось, что «небесные девы» в серебристо-белых одеждах спускались на землю и устраивали игрища. Этот танец исполняется только девушками. Сначала участницы встают в затылок друг другу и набрасывают платок на плечи, держа его за два свободных конца. Затем разводят руки в стороны и двигаются по кругу на носочках. Музыкальный размер: 2/4 [7, с. 5 - 10]. Танец состоит из одного движения, который представлен «раскрытием крыльев» лебедя и «движение по кругу», воспевающего красоту лебедя.

Сюжет уже чукотского танца начинается с прилета журавлей, кружащихся над землей и осматривающих новое место. Они радуясь новому дню, природе и друг другу, опускаются на землю и кружась танцуют хоровод [4, с. 37 - 50]. Танец состоит из 8-ми движений и из следующих танцевальных фигур: 1) Прилёт журавлей; 2) Журавли осматривают новое место; 3) Хоровод; 4) Пары и линии; 5) Журавли курлыкают; 6) Отлёт журавлей.

В книге «Народные танцы Якутии» М.Я. Жорницкая дает следующее описание исполнения чукотского танца журавля: «... изображая танец журавля танцующие подпрыгивают то на одной, то на другой ноге, при этом выкрикивают по журавлиному, делают взмахи руками, тем самым, подражая движению крыльев журавлей. Также в танце исполняется резкое движение вытягивание шеи вперед и назад, при этом руки должны быть соединены ладонями, которые постепенно отводятся назад» [4, с. 121].

Исследователь танцевальной культуры якутов А.Г. Лукина отмечает, что танец птицы-стерха сохранился только как рудимент и утратил многое из своих пластически-образных движений [7, с. 15].

Вместе с тем исследовательница О.Б. Буксикова выявила, что у народов Сибири подражательное движение прыжки вверх на ногах, со звуковыми имитациями птичьих криков и пения, выполняли функцию установления связи с миром божеств, т.е. небесную дорогу. Семантическое значение движения прыжков выступает как приближение к божествам верхнего мира [8, с. 315 - 317]. Такое же значение могут иметь подскоки с вытянутыми и согнутыми ногами вверх.

Все вышеуказанное говорит о глубоком смысловом значении подражательных танцевальных движений птиц в культуре народов Севера. В основу традиционных танцев заложены сюжеты, связанные с традициями и обрядами конкретного этноса: преклонение тотемам родов, единение с северной природой отражается в подражании повадок птиц и зверей, ставших элементами того или иного танца. Специфика танцевального фольклора народов Севера в немалой степени определяется тем, что он является формой пластического образного освоения действительности. Вследствие этого, северные танцы отличаются экзотичностью, свободой пластики, динамикой ритма, сплетением вокала и горлового пения.

1. Выготский Л.П. Психология искусства. Москва, 1987.

2. Алексеева Г.Г. Хейро - журавлиная песня долган. Танцевальная культура народов Якутии: традиции и современность. Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции. Якутск, 2006.

3. Королева Э.А. Ранние формы танца. Кишинев, 1977.

4. Жорницкая М.Я. Народные танцы Якутии. Москва: Наука, 1966.

5. Толстякова С.П. Танцы земли Олонхо. Якутск: Центр культуры и искусства имени Кулаковского Министерства культуры Республики Саха (Якутия), 1993.

6. Николаева Д.А., Буксикова О.Б. Танцевально-игровая культура бурят Приангарья: учебно-методическое пособие. Улан-Удэ, 2001.

7. Лукина А.Г. Традиционные танцы Саха. Новосибирск, 2005.

8. Буксикова О.Б. Трансформация в хореографии традиционных игр народов Сибири: учебное пособие. Улан-Удэ, 2006. References

1. Vygotskij L.P. Psihologiya iskusstva. Moskva, 1987.

2. Alekseeva G.G. Hejro - zhuravlinaya pesnya dolgan. Tanceval'naya kul'tura narodov Yakutii: tradicii i sovremennost'. Tezisy dokladov respublikanskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Yakutsk, 2006.

3. Koroleva 'E.A. Rannie formy tanca. Kishinev, 1977.

4. Zhornickaya M.Ya. Narodnye tancy Yakutii. Moskva: Nauka, 1966.

5. Tolstyakova S.P. Tancy zemli Olonho. Yakutsk: Centr kul'tury i iskusstva imeni Kulakovskogo Ministerstva kul'tury Respubliki Saha (Yaku-tiya), 1993.

6. Nikolaeva D.A., Buksikova O.B. Tanceval'no-igrovaya kul'tura buryatPriangar'ya: uchebno-metodicheskoe posobie. Ulan-Ud'e, 2001.

7. Lukina A.G. Tradicionnye tancy Saha. Novosibirsk, 2005.

8. Buksikova O.B. Transformaciya vhoreografii tradicionnyh igr narodov Sibiri: uchebnoe posobie. Ulan-Ud'e, 2006.

Статья поступила в редакцию 09.11.16

УДК 377.030

Abdusalamov R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Information Law and Legal

Informatics, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: abd-rus@yandex.ru.

Magdilova L.V., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Information Law and Legal Informatics,

Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: maglar@mail.ru

METHODICAL ASPECTS OF TEACHING INFORMATION LAW TO LAW STUDENTS. The article presents a study of specifics in teaching methods at classes on information law to university students, based on current information legislation and research results in the field of legal regulation of the information sphere. The article considers a problem of studying information law in the transition to two-level training of lawyers, as well as the use of innovative learning technologies to improve the process of formation of common cultural and professional competences of future lawyers. The results of the research shows that there is need to develop methods of interactive forms of practical training, including active interaction of a teacher and students and students among themselves.

Key words: information society, information resources, information relations, information technology, information security, innovative educational technologies.

Р.А. Абдусаламов, канд. пед. наук, доц., зав. каф. информационного права и информатики юридического факультета,

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, E-mail: abd-rus@yandex.ru

Л.В. Магдилова, канд. экон. наук, доц. каф. информационного права и информатики юридического факультета,

Дагестанский государственный университет, г Махачкала, E-mail: maglar@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО» СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ

В статье представлено исследование особенностей учебной дисциплины информационного права, базирующегося на действующем информационном законодательстве и результатах научных исследований в области правового регулирования информационной сферы. В статье рассмотрена проблема изучения информационного права при переходе к двухуровневой системе подготовки юристов, а также использования инновационных технологий обучения для совершенствования процесса формирования общекультурных и профессиональных компетенций у будущих юристов. Результатом проведённого исследования являются разработанные методики интерактивных форм проведения практических занятий, включающих активное взаимодействие преподавателя и студентов, а также студентов между собой.

Ключевые слова: информационное общество, информационные ресурсы, информационные отношения, информационные технологии, информационная безопасность, инновационные образовательные технологии.

Переход высшего образования на двухступенчатую систему подготовки кадров предполагает формирование современного выпускника-юриста творческой личностью, способной под руководством преподавателя и самостоятельно осваивать интенсивно меняющееся законодательство и применять его нормы на практике. В этой связи предполагается разработка обновлённой модели и стандартов образования, а также соответствующего методического обеспечения. Современное развитие информационных технологий и информационных систем, создание компьютерных сетей, увеличение спектра предоставляемых информационных услуг, информационных продуктов и информационных ресурсов, расширение сферы информационной деятельности обусловили возникновение новой отрасли права - информационного права. Оно сложилось и развивается во многих странах мира, в том числе и в России. Информационное право, как относительно новое явление находится в стадии становления. Возникновение данной отрасли связано с возрастающей ролью информации в жизни общества, личности, государства и переходом от индустриального общества к информационному.

Информационное право можно рассматривать с трёх взаимосвязанных позиций: как юридическую науку, как комплексную отрасль права, как учебную дисциплину. Под наукой информационного права понимается отрасль юридической науки, изучающая общественные отношения в информационной сфере, их закономерности и отражение в праве, правоохранительной и правоприменительной практике, в общественной правосознании [1]. Информационное право как новая комплексная отрасль права - это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере - сфере производства, преобразования и потребления информации.

В современных условиях развития информационного общества и формирования государственной образовательной политики важнейшей задачей является сбалансированное развитие научного и учебного уровня знаний. Утверждение информационного права на уровне номенклатуры научной специальности в качестве самостоятельного направления юриспруденции не подкреплено решением о включении учебной дисциплины «Информационное право» в состав образовательных программ про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.