Научная статья на тему 'Развитие волонтерской деятельности в высших учебных заведениях'

Развитие волонтерской деятельности в высших учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3119
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЕР / ВУЗ / ВОЛОНТЕРСКИЙ ЦЕНТР / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOLUNTEERING / VOLUNTEER / HIGHER SCHOOL / VOLUNTEER CENTER / VOLUNTEERISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Первушина Елена Александровна

В статье проведен анализ развития волонтерской деятельности в высших учебных заведениях. Представлены основные этапы создания волонтерского центра в вузе от разработки концепции волонтерской деятельности до критериев ее оценки. Рассматриваются основные проблемы и направления развития волонтерской деятельности в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VOLUNTEER ACTIVITIES AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The article analyzes the development of volunteer activities at higher education institutions, considers the basic steps for creating a volunteer center at university: from conceptual development of volunteerism to elaboration of criteria for its estimation. The author dwell on the main problems for the development of volunteering at universities, such as an inadequate the legal and regulatory framework, uncertain status of volunteer activities at higher education institution, decrease of students’ interest, non-interaction between participation in volunteer projects and formation of professional skills. The main tasks for volunteer centers: popularization of the ideas and values of volunteerism among the students and the development of the effective teaching system for volunteers.

Текст научной работы на тему «Развитие волонтерской деятельности в высших учебных заведениях»

112

Высшее образование в России • № 11, 2014

Е.А. ПЕРВУШИНА, канд. экон. н., доцент

Московский финансовопромышленный университет «Синергия»

Развитие волонтерской деятельности в высших учебных заведениях

В статье проведен анализ развития волонтерской деятельности в высших учебных заведениях. Представлены основные этапы создания волонтерского центра в вузе -от разработки концепции волонтерской деятельности до критериев ее оценки. Рассматриваются основные проблемы и направления развития волонтерской деятельности в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, волонтер, вуз, волонтерский центр, волонтерское движение, добровольческая деятельность

В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «волонтер» трактуется как синоним слова «доброволец» - тот, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу. Действующее законодательство использует термины «добровольцы» и «волонтеры» с разным значением. Правовой статус волонтера определен в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», использующем термин «доброволец». Согласно определению, это физическое лицо, осуществляющее благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности). В проекте Федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)» доброволец (волонтер) - это физическое лицо, осуществляющее в свободное от работы (учебы) время добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой(волонтерской)деятельности затрат). Таким образом, можно сказать, что основная цель, стоящая перед

волонтером,-оказание помощи другим людям, а также получение удовлетворения своих личных и социальных потребностей.

11 ноября 2013 г. в Москве состоялась X Общероссийская конференция по добровольчеству «Стратегия развития добровольчества в России - 2020. Дорожная карта ». Начальник отдела молодежной политики Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ С.В. Волкова привела следующую статистику:

• в движении участвуют:

- более 100 образовательных учреждений;

- 800 организаций-партнеров;

- 100 000 добровольцев из всехрегио-нов России;

• проведено более 4000 акций, проектов и мероприятий;

• получено более 7 5 млн. рублей субсидии Министерства образования и науки РФ в рамках программы социального развития за 2012 год 1.

Анализ направлений деятельности различных волонтерских центров вузов позволяет выделить следующие ее формы и направления:

v работа с социально незащищенными группами населения (дети-сироты, ин-

1 Материалы X Общероссийской конференции по добровольчеству «Стратегия развития добровольчества в России - 2020. Дорожная карта».URL: http://edu-vo l.ru/node/9066

Социология образования

113

валиды, пожилые люди, бездомные и другие);

v просветительская деятельность (пропаганда здорового и безопасного образа жизни, профилактика наркомании, СПИДа и т.п.);

v помощь населению в чрезвычайных ситуациях;

v природоохранная деятельность и экодвижение (пропаганда экологических ценностей, уборка различных объектов, поддержка и защита животных, акции в сфере охраны окружающей и природной среды, помощь заповедникам, паркам и т.д.);

v облуживание мероприятий (помощь в организации и проведении массовых и спортивных мероприятий; сопровождение делегаций; организация выходных и праздничных дней в общественных местах и местах массового отдыха для жителей и гостей города);

v образовательная деятельность (проведение олимпийских и волонтерских уроков в школах, пропаганда безопасности на дорогах, организация и проведение лагерей для волонтеров).

Развитие волонтерского движения позволяет высшему учебному заведению:

□ создать благоприятный имидж вуза на федеральном и региональном уровнях;

□ выявить наиболее активных, талантливых и ответственных студентов;

□ содействовать социально-экономическому развитию страны и региона за счет повышения социальной активности молодежи;

□ развивать связи со стратегическими партнерами, с региональными и муниципальными властями, бизнес-сообществом и общественными организациями;

□ наладить сотрудничество с региональными и местными общественными организациями, участвующими в волонтерской деятельности.

Создание волонтерского центра в вузе представляет сложную задачу: необходи-

мо решить организационные вопросы, провести набор сотрудников, определить цели и задачи, а также направления деятельности этого подразделения. Остановимся на основных этапах создания волонтерского центра.

На первом этапе необходимо разработать Положение о волонтерской деятельности в вузе. В нем определяются концептуальные основы деятельности волонтерского центра: миссия, стратегия, цели и задачи, основные направления деятельности. Они должны быть понятны всем сотрудникам и волонтерам, а также разделяться ими и служить основой для формирования целей и задач волонтерского центра. Как правило, волонтерский центр подчиняется проректору по воспитательной или социальной работе. Руководство волонтерским центром осуществляет директор, который отвечает за планирование, организацию, координацию, контроль и развитие деятельности волонтерского центра.

На следующем этапе необходимо подготовить и утвердить нормативно-правовые документы волонтерского центра: приказ о создании, штатное расписание, должностные инструкции сотрудников, бюджет. Следует отметить, что основными источниками финансирования деятельности волонтерского центра в высшем учебном заведении, как правило, являются собственные средства высшего учебного заведения, привлекаемые средства региональных и местных органов власти, спонсорские средства, гранты.

Структуру волонтерского центра во многом определяют его функции. Безусловно, это не единственный фактор - на его структуру и численность влияют и задачи центра, и размеры финансирования. На наш взгляд, минимальный кадровый состав волонтерского центра должен быть сформирован следующим образом: директор, специалист по работе с волонтерами и специалист по работе с организациями. Важно учитывать, что наиболее активные волон-

114

Высшее образование в России • № 11, 2014

теры также могут выполнять определенные функции в рамках деятельности волонтерского центра. При увеличении финансирования деятельности центра его структура может развиваться в соответствии с новыми целями и задачами.

Для формирования позитивного имиджа, привлечения волонтеров, продвижения проектов и популяризации волонтерской деятельности в рамках третьего этапа разрабатывается программа информационной поддержки и продвижения деятельности волонтерского центра [1]. В качестве PR-мероприятий возможны следующие:

• организация Дней открытых дверей;

• проведение презентаций волонтерского центра (среди студентов вуза и других образовательных организаций);

• создание видеороликов о деятельности волонтерского центра и рекламной продукции (буклеты, листовки и т.п.);

• регулярное освещение мероприятий, проводимых волонтерским центром, в СМИ и сети Интернет.

• создание специализированного сайта волонтерского центра.

К участию в деятельности волонтерского центра также необходимо привлекать партнерские организации. Таковыми могут выступать студенческие общественные организации, бизнес-структуры, общественные организации.

Следующий этап - поиск и обучение волонтеров. Привлечение и отбор волонтеров осуществляются в первую очередь из числа студентов вуза. При отборе кандидатов следует обращать внимание на такие личные качества, как ответственность, исполнительность, толерантность, доброжелательность, стрессоустойчивость, умение работать в команде.

Для обеспечения высокого качества волонтерской деятельности необходимо проводить обучение волонтеров. В рамках данного этапа разрабатываются тренинговые программы и учебно-методические матери-

алы. Программы обучения, направленные на формирование личностных компетенций волонтеров, должны включать следующие модули:

> умение быстро ориентироваться в различных ситуациях (особенно в сложных и конфликтных);

> способность налаживать деловые связи;

> приветливость и дружелюбие;

> желание оказать содействие;

> коммуникабельность;

> гибкость и терпение;

> пунктуальность и организованность;

> умение работать в команде;

> умение работать с большими объемами информации;

> ответственность и исполнительность;

> клиентоориентированность и доброжелательность.

Обучение волонтеров может проводиться в различных формах:

• очное обучение. Проходит непосредственно в вузе. Включает в себя тренинги, лекции, презентации, дискуссии, работу в группах, решение кейсов и другие формы проведения занятий;

• обучение на практике. Проводится на объектах представителями Оргкомитета мероприятий. Включает в себя практические занятия на объектах, участие в репетициях или тестовых соревнованиях, а также обучающие экскурсии. Особое внимание уделяется отработке и закреплению навыков и знаний, которые волонтеры будут применять на практике;

• дистанционное обучение. Основывается на использовании сети Интернет и предусматривает изучение учебныхматери-алов, выполнение домашних заданий, прохождение тестов.

На следующем этапе необходимо разработать комплексную программу мотивации волонтеров в целях эффективной реализации поставленных целей и задач. Мотивы, которые способствуют приходу студентов в волонтерское движение, в России

Социология образования

115

еще только складываются. На сегодняшний день можно выделить следующие:

• возможность непосредственно участвовать в крупных мероприятиях;

• возможность приобрести уникальный опыт во время организации и проведения мероприятий;

• возможность бесплатного посещения мероприятий(например,волонтерам спортивных соревнований предоставляют бесплатные билеты);

• уникальная языковая практика;

• бесплатное проживание, питание во время работы, проезд от места размещения до места работы;

• редкая возможность увидеть все особенности организации мероприятий изнутри, что важно для будущего профессионального и карьерного роста;

• возможность познакомиться с новыми людьми и приобрести новых друзей.

Программа мотивации волонтеров должна базироваться на сочетании различных материальныхи нематериальных стимулов. Деятельность волонтеров нуждается в признании как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях. В качестве мер поощрения деятельности волонтеров на вузовском уровне могут быть использованы следующие: церемонии награждения лучших волонтеров; благодарственные письма за подписью ректора, проректора, директора волонтерского центра; скидки на обучение (в случае платного образования); рекомендательные письма будущему работодателю с описанием реализованных волонтером проектов; возможность зачесть волонтерство в качестве практики или стажировки; скидки на посещение мероприятий; отражение деятельности волонтера в публикациях на портале вуза, на сайте волонтерского центра, в различных других средствах массовой информации, с которыми взаимодействует пресс-служба вуза.

На последнем этапе проводится оценка волонтерской деятельности в высшем учебном заведении. Результаты оценки по-

казывают, насколько успешно были реализованы задачи организаторов по работе с волонтерами. Приведем некоторые примеры критериев оценки волонтерской деятельности в вузе:

- количество проектов и мероприятий по направлениям деятельности волонтерского центра;

- объем привлеченных бюджетных и спонсорских средств;

- публикации в СМИ о волонтерской деятельности в вузе;

- отзывы организаторов, посетителей мероприятий о деятельности волонтеров (благодарственные письма, дипломы);

- количество волонтеров, отказавшихся от работы на мероприятиях.

К основным проблемам развития волонтерской деятельности в высших учебных заведениях, на наш взгляд, относятся следующие:

v несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей волонтерскую деятельность (Федеральный закон «О добровольчестве (волонтерстве)» до сегодняшнего дня не принят);

v статус волонтерской деятельности в высших учебных заведениях. На современном этапе среди молодежи отмечается снижение интереса к волонтерской деятельности (за исключением участия в крупных спортивных мероприятиях) и низкая социальная активность;

v отсутствие связи между участием студентов в волонтерских проектах и развитием их профессиональных навыков;

v низкий уровень взаимодействия высших учебных заведений с некоммерческими организациями.

На основании вышеизложенного основными задачами развития волонтерской деятельности в высших учебных заведениях являются:

• пропаганда идей и ценностей волонтерства в студенческой среде;

• создание эффективной системы обучения волонтеров:

116

Высшее образование в России • № 11, 2014

• распространение технологии «обучение через волонтерство»(например,на факультете спортивного менеджмента МФПУ «Синергия» студенты, начиная с первого курса, работают волонтерами на спортивных соревнованиях [2];

• включение курса «Волонтерская деятельность » в учебные планы всех факультетов вуза.

Определяя основные проблемы и направления развития волонтерской деятельности, отметим уникальную волонтерскую программу, реализованную 26 вузами России под руководством Оргкомитета «Сочи 2014 ». Участниками данной программы стали 25 тысяч волонтеров из всех регионов России, которых назвали настоящим лицом Игр в Сочи. Работа волонтеров на Играх получила самые высокие оценки как со стороны руководства Международного олимпийского комитета и Международного паралимпийского комитета, так и со стороны высших руководителей российского государства. За три года работы волонтерскими центрами накоплен бесценный опыт при-

влечения, отбора, подготовки и обучения волонтеров, который, безусловно, должен использоваться в будущем. Так, например, в МФПУ «Синергия» волонтерство будет развиваться на факультете спортивного менеджмента, что крайне важно для формирования у студентов профессиональных компетенций в рамках их будущей профессии. Необходимо отметить, что волонтерство полезно для студентов и с точки зрения формирования у них общекультурных компетенций, общечеловеческих и гуманитарных ценностей.

Литература

1. Первушина Е.А. PR-деятельность в волон-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

терском центре «Сочи 2014» // Сборник материалов Восьмого Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества -2013». М.: Экон-информ, 2013. С. 698-699.

2. Леднев В.А. Чтобы стать классным спе-

циалистом, нужно поработать волонте-ром//Качество образования. 2011. № 12.

С. 42-44.

Автор:

ПЕРВУШИНА Елена Александровна - канд. экон. наук, доцент кафедры корпоративной культуры и паблик рилейшнз, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», EPervushina@mfpa.ru

PERVUSHINA E.A. DEVELOPMENT OF VOLUNTEER ACTIVITIES AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Abstract. The article analyzes the development of volunteer activities at higher education institutions, considers the basic steps for creating a volunteer center at university: from conceptual development of volunteerism to elaboration of criteria for its estimation. The author dwell on the main problems for the development of volunteering at universities, such as an inadequate the legal and regulatory framework, uncertain status of volunteer activities at higher education institution, decrease of students’ interest, non-interaction between participation in volunteer projects and formation of professional skills. The main tasks for volunteer centers: popularization of the ideas and values of volunteerism among the students and the development of the effective teaching system for volunteers.

Keywords: volunteering, volunteer, higher school, volunteer center, volunteerism

References

1. Pervushina E.A. [PR activity in the volunteer center «Sochi 2014»]. Sbornik materialov Vos’mogo Mezhdunarodnogo nauchnogo kongressa «Rol’ biznesa v transformatsii rossiiskogo obshchestva - 2013» [Proc. ofthe MUIF «Synergy» «The role of business in a society transformation - 2013»]. Moscow: Econ-inform Publ., 2013, no. 700, pp. 698-699. (In Russ.)

Социология образования

117

2. Lednev V.A. (2011) [It is necessary to work as a volunteer to become first-trade expert]. Kachestvo obrazovaniya [Quality of education]. No. 12, pp. 42-44. (In Russ.)

Author:

PERVUSHINA Elena A. - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof, of Corporate Culture and PR Department, Moscow University for Industry and Finance “Synergy”, Moscow, Russia, EPervushina@mfpa.ru

О.Р. ЧЕПЬЮК, канд. экон. наук, зав. лабораторией М.Ю. ГИНЗБУРГ, канд. экон. наук, доцент

ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Студенческий центр инновационного предпринимательства в университете

В настоящей статье рассмотрены форматы взаимодействия студенческого бизнес-инкубатора как центра молодежного инновационного предпринимательства с подразделениями и внешней средой университета. Проанализированы проблемы и предложены решения, опирающиеся на опыт студенческого бизнес-инкубатора Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Ключевые слова: студенческий бизнес-инкубатор, инновационное предпринимательство, предпринимательский университет, молодежное бизнес-движение

Предпринимательство - неотъемлемая часть экономической системы хозяйствования страны. Предприниматели очень нужны государству: без них невозможно представить будущее экономики и развитие социальной сферы, они являются своеобразным двигателем научного прогресса, создавая новые рабочие места, а значит, и возможности для самореализации и развития людей. Сложившаяся отраслевая структура промышленности и занятости на малых предприятиях свидетельствует о развитии предпринимательства в России преимущественно в сфере торговли и операций с недвижимостью. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2013 г. 14,5% занятых в малом бизнесе работали на обрабатывающих производствах, 4,7% - в сельском хозяйстве, 12,7% - в строительстве, 30,0% - в торговле, 20,7% - в сфере недвижимости, 17,4% - в прочих областях деятельности. При этом в сфере научных исследований и раз-

работок было сосредоточено всего 0,7% действующих предприятий малого бизнеса [1]. Приоритетные отрасли реального сектора экономики и инновационные направления развиваются пока в недостаточной степени.

Предприниматель должен ориентироваться в различных областях, прежде всего - в экономике, финансах, юриспруденции; ему необходимы профессиональные знания и в той сфере, где он организует свое дело. Предприниматель должен знать законы и инструкции в области предпринимательства, налоговое законодательство, основы бухгалтерской деятельности, маркетинга и менеджмента. Он должен уметь реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию на рынке, эффективно контактировать с клиентом, правильно оформлять отчетную документацию. Предпринимателю необходимо обладать навыками психолога, умением общаться с людьми, увлекать их своими идеями. Очевидно, что немногие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.