Научная статья на тему 'Характеристика волонтерского движения как социокультурного явления'

Характеристика волонтерского движения как социокультурного явления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3830
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР / БЕЗВОЗМЕЗДНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / ВИДЫ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файзуллин Ильшат Фархуллович

В последние годы волонтерское движение стало неотъемлемой составляющей организации и проведения крупных международных спортивных соревнований. Развитие волонтерского движения в сфере физической культуры и спорта требует научно-обоснованных технологий подготовки лиц, желающих и готовых к эффективной добровольческой деятельности. Одним из первых шагов, необходимых для научного решения этой актуальной в социально-практическом плане проблемы, выступает раскрытие сущности и содержания волонтерского движения. В статье обоснована социально-практическая и научная актуальность теоретического исследования понятия «волонтерское движение», уточнены его существенные признаки, осуществлена систематизация видов волонтерской деятельности с учетом различных оснований, приведена их качественная характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Файзуллин Ильшат Фархуллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of the volunteer movement as sociocultural phenomenon

Recently the volunteer movement has become an integral part of organization and staging of the big international sports events. Development of the volunteer movement in the sphere of physical culture and sports requires the science-based technologies of training of those who are willing and ready for effective volunteerism. Revealing of the essence of the volunteer movement is among the first steps to solve this problem scientifically relevant in the socio-practical aspect. This is the goal of our research. The article contains the substantiation of the socio-practical and scientific relevance of the theoretical concept “volunteer movement”, specification of its dominant features, systematization of types of volunteerism in view of various grounds, along with their qualitative characteristics.

Текст научной работы на тему «Характеристика волонтерского движения как социокультурного явления»

физической культуры дошкольников / С.О. Филиппова // Теория и практика физической культуры. - 2QQ6. - № 9. - С. 15-17.

9. Филиппова, С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников : дис. ... д-ра пед. наук / Филиппова С.О. - СПб., 2qQ2. - 51S с.

REFERENCES

1. Kartavtseva, A.I. (2Q1Q), Integrated approach in adaptive physical training of not hearing children of the advanced preschool age: Abstract of the thesis of the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg.

2. Lukina, G.G. (2QQ3), Prevention and correction of violations of the musculoskeletal device at preschool children in the course of physical training, Thesis of the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg.

3. Mitin, A.E. (2Q12), “Application of humanitarian technologies by the teacher on AFK in work with parents of disabled children”, Adaptive physical culture, No. 1, рр. 15-17.

4. Filippova, S.O., Petrenkina, N.L., Solovyova, T.V., Vegera, A.I., Lukina, G.G., Mitin, A.E. and etc. (2Q1Q), in Filippova, S.O. (Ed.), Assessment of physical activity of preschool children by means of monitors of a warm rhythm of "Polar”, publishing house “Bell”, St. Petersburg.

5. Ponomarev, G.N. and Umnyakova, N.L. (2Q12), “Motive deprivation of children of preschool age as social and pedagogical problem”, Adaptive physical culture, No. 2, рр. 43-45.

6. Runova, M.A. (2QQQ), Physical activity of the child in kindergarten, publishing house “Mozaika-Sintez”, Moscow.

7. Ed. Filippova, S.O. and Ponomarev G.N. (2Q1Q), The theory and technique of physical culture of preschool children, publishing house “Childhood-press”, St. Petersburg.

S. Filippova, S.O. (2QQ6), “The perspective directions of scientific researches in the field of physical culture of preschool children”, Theory and practice ofphysical culture, No. 9, рр.15-17.

9. Filippova, S.O. (2QQ2), Physical culture in an education system of preschool children, Thesis of the doctor of pedagogical sciences, St. Petersburg.

Контактная информация: mitin.75@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.12.2013.

УДК 364.0+329.78

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ЯВЛЕНИЯ

Ильшат Фархуллович Файзуллин, соискатель,

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Казань

Аннотация

В последние годы волонтерское движение стало неотъемлемой составляющей организации и проведения крупных международных спортивных соревнований. Развитие волонтерского движения в сфере физической культуры и спорта требует научно-обоснованных технологий подготовки лиц, желающих и готовых к эффективной добровольческой деятельности. Одним из первых шагов, необходимых для научного решения этой актуальной в социально-практическом плане проблемы, выступает раскрытие сущности и содержания волонтерского движения. В статье обоснована социально-практическая и научная актуальность теоретического исследования понятия «волонтерское движение», уточнены его существенные признаки, осуществлена систематизация видов волонтерской деятельности с учетом различных оснований, приведена их качественная характеристика.

Ключевые слова: волонтерское движение, добровольческий характер, безвозмездность, социальная значимость, виды волонтерской деятельности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p164-168

CHARACTERISTICS OF THE VOLUNTEER MOVEMENT AS SOCIOCULTURAL

PHENOMENON

Il'shat Farhullovich Fayzullin, the competitor,

Volga Region State Academy of Physical Culture and Tourism, Kazan

Annotation

Recently the volunteer movement has become an integral part of organization and staging of the big international sports events. Development of the volunteer movement in the sphere of physical culture and sports requires the science-based technologies of training of those who are willing and ready for effective volunteerism. Revealing of the essence of the volunteer movement is among the first steps to solve this problem scientifically relevant in the socio-practical aspect. This is the goal of our research. The article contains the substantiation of the socio-practical and scientific relevance of the theoretical concept “volunteer movement”, specification of its dominant features, systematization of types of volunteerism in view of various grounds, along with their qualitative characteristics.

Keywords: volunteer movement, voluntary character, gratuitousness, social importance, types of volunteerism.

Волонтерство - это одновременно и уникальная система знаний и технологий в сфере развития человеческих ресурсов. Она выступает важнейшим инструментом мобилизации общественной инициативы, социальной консолидации и самоорганизации общества, повышения эффективности государственной социальной политики.

По определению Организации Объединенных Наций «добровольчество» (волонтерство) как духовное свойство и гражданская добродетель имеет глубокие корни в человеческой духовности, обусловленные общественной природой человека. Чувствовать боль и сопереживать нуждам окружающих людей, проявлять заботу о них, оказывать им добровольную и безвозмездную помощь своими действиями и поступками — все это является проявлением высших альтруистических человеческих побуждений, когда люди помогают друг другу из любви и сострадания [1]. Другой не менее значимой ценностью волонтерства является возможность каждому волонтеру почувствовать себя через совершаемые действия и поступки человеком в подлинном смысле этого слова, для которого альтруизм является одной из наиболее значимых духовных ценностей.

Добровольчество привносит дух единения в жизнь любого сообщества, а на уровне малых социальных групп способствует формированию межличностных связей между ее членами на основе принятия всеми системы общечеловеческих ценностей.

В последние годы волонтерское движение становится неотъемлемой составляющей организации и проведения крупных международных спортивных соревнований. К ним можно отнести Олимпийские Игры 2008 года в Пекине, в которые были привлечены 250000 волонтеров, Всемирные студенческие игры «Универсиада -2013» в Казани с участием 20000 добровольцев. Развитие волонтерского движения в сфере физической культуры и спорта требует научно-обоснованных технологий подготовки лиц, желающих принять участие в организации и проведении различного рода физкультурнооздоровительных, физкультурно-рекреационных и спортивных мероприятий.

Одним из первых шагов, необходимых для научного решения этой актуальной в социально-практическом плане проблемы, выступает раскрытие сущности и содержания волонтерского движения, определения его роли и места в жизни современного общества.

В подходах к определению сущности понятия «волонтерское движение» наблюдаются определенные различия, обусловленные акцентированием внимания со стороны авторов на отдельные стороны данного многозначного социально-культурного феномена.

Эти подходы не противоречат друг другу, а являются взаимодополняющими, дающими в своей совокупности целостное представление о его наиболее существенных характеристиках.

Волонтер - это французское слово «уо1оп1а1п>, которое переводится как желающий, доброволец. Из этого определения вытекает безвозмездный характер деятельности волонтеров.

Ряд авторов считают, что существенной характеристикой деятельности волонтеров является социальная значимость ее результатов. Например, Л. А. Кудринская [2] подчеркивает, что понятие «добровольчество», а в современной западной социологии «волонтерство» (Уо1ип1ееп5т) применяется для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества. Обобщая существующие подходы к определению существенных признаков волонтерского движения, мы сформулировали свое авторское понимание сущности данного социокультурного феномена.

Волонтерское движение рассматривается нами как совершаемая по доброй воле безвозмездная общественно полезная деятельность. Данное определение носит уточняющий характер и необходимо нам для рассмотрения содержания понятия «волонтерское движение».

Волонтерская деятельность может носить неорганизованный и организованный характер.

Неформальный, неорганизованный характер наблюдается в тех случаях, когда деятельность вызвана спонтанным проявлением стремления человека оказать помощь окружающим людям, как правило, во время чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф.

Управляемая (организованная) волонтерская деятельность осуществляется через некоммерческие, государственные или бизнес организации в виде спланированного и управляемого процесса по развитию, координации предоставления добровольческих услуг и обучению методам добровольческого управления, осуществляемого профессионально подготовленными людьми, работающими на оплачиваемой или на добровольной основе [1].

Е. Шекова также считает, что добровольность труда волонтеров отнюдь не исключает его определенной организации и правового регулирования на уровне договоров, строго определяющих взаимоотношения сторон. Она пишет: «Также, несмотря на добровольность, волонтерство не исключает ответственности, например, за выполнение норм и требований, сохранность материальных ценностей, деятельность, подрывающую репутацию организации [3, С. 54].

Волонтерская деятельность с учетом продолжительности и систематичности осуществления может иметь характер:

• единичного краткосрочного несистематического участия в массовых добровольческих акциях, например, сдачи крови;

• регулярной или периодической, систематически осуществляемой общественно полезной деятельности (например, один раз в неделю или несколько раз в месяц по 34 часа);

• долгосрочной деятельности волонтера в организации на постоянной основе в течение определенного срока, например, от 3 месяцев до 1 года (по согласованному временному графику работы).

Все виды волонтерской деятельности можно систематизировать с учетом их направленности и содержания:

• обслуживание (традиционные формы и виды оказания социальной помощи нуждающимся людям; оказание профессиональных услуг; техническая помощь;

• гражданская активность (взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления; работа в комитетах самоуправления, общественных советах);

• руководящая деятельность (руководство НКО; членство в советах директо-

ров, наблюдательных советах; руководство проектами и программами);

• взаимопомощь и самопомощь (деятельность групп граждан по месту жительства в интересах ее членов, направленная улучшение состояния двора, микрорайона, города, а также на решение проблем конкретных незащищенных групп населения - организаций инвалидов, многодетных семей);

• сбор добровольных пожертвований для благотворительности или реализации конкретной социально значимой цели, добровольческих программ, проектов;

• защита и/или содействие реализации людьми своих гражданских прав и интересов, участие в общественных (социальных, экологических) акциях, кампаниях по отстаиванию общественных интересов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Волонтерское движение, как проявление гуманизации общества, становится в последние годы неотъемлемой составляющей организации и проведения крупных международных спортивных соревнований. Раскрытие сущности и содержания волонтерского движения является необходимым для его развития и эффективного внедрения в сферу спортивной деятельности.

Выявлено, что в подходах к определению сущности понятия «волонтерское движение» наблюдаются определенные различия, обусловленные многозначностью его проявлений. В качестве существенных признаков волонтерского движения большинством авторов выделяются добровольческий характер; отсутствие материального вознаграждения; социальная и личная значимость его результатов.

Виды волонтерского движения различаются по:

• вовлеченности людей (индивидуальная - коллективная);

• организованности (неформальное, неорганизованное - управляемое, организованное);

• продолжительности и систематичности осуществления (краткосрочное несистематическое; регулярное систематическое; долгосрочное);

• направленности и содержанию (обслуживание; гражданская активность; руководящая деятельность; взаимопомощь и самопомощь; сбор добровольных пожертвований; защита и/или содействие реализации людьми своих гражданских прав и интересов).

С учетом этого нами уточняется сущность понятия «волонтерское движение», которое рассматривается как общественно полезная безвозмездная деятельность различной направленности и содержания, совершаемая по доброй воле человеком или группой людей в стихийной или организованной форме в виде единичных краткосрочных действий или регулярной систематической деятельности в течение достаточно продолжительного времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жукова, Л. А. Дорогою добра : методическое пособие по развитию добровольческого движения / Л.А. Жукова, Н.Н. Будыльникова, О.Н. Ждановская. - 2-е изд., перераб. и доп. -

Вологда : [б. и.], 2011. - 75 с.

2. Кудринская, Л. А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика / Л. А. Кудринская Л. А. // Социологические исследования. - 2006 . - № 5. - С. 15-22.

3. Шекова, Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения / Е. Щекова // Человек и труд. - 2003. - № 4. - С. 53-60.

REFERENCES

1. Zhukova L.A., Budylnikova, N.N. and Zhdanovskaya O.N. (2011), On the way of kindness: teacher edition on development of the volunteer movement, Vologda.

2. Kudrinskaya, L.A. (2006), “Volunteerism: essence, functions, specifics”, Sotsiologicheskie is-

sledovaniya: Nauchny i obschestvenno-politicheskiy zhurnal, No. 5, pp. 15-22.

3. Shekova, E. (2003), Volunteer labor relations: main definitions, Chelovek i trud, No. 4, pp.

53-60.

Контактная информация: filshat@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 10.12.2013.

УДК 615.825

ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Светлана Лаврентьевна Фетисова, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Михайлович Фокин, кандидат педагогических наук,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург,

Тамара Сергеевна Лебедева, воспитатель,

Детский сад «Кудесница» компенсирующего вида Петроградского района (ГБДОУ «Кудесница»), Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена проблеме совершенствования процесса обучения детей с различными нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида. В ней анализируются особенности построения занятий физической культурой с использованием подвижных и спортивных игр. Предметом исследования является оздоровительная и коррекционная работа на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения слуха. Данная работа раскрывает особенности организации и методики проведения подвижных и спортивных игр с детьми дошкольного возраста имеющих различные нарушения слуха. Полученные данные в ходе эксперимента показывают возможность организации занятий физическими упражнениями с использованием подвижных и спортивных игр для детей, имеющих нарушения слуха, способствующих не только улучшению показателей их координационных способностей, но так же повышению эффективности коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида.

Ключевые слова: подвижные и спортивные игры, дети с нарушением слуха, дошкольные учреждения компенсирующего вида.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p168-172 MOBILE GAMES AND SPORTS AS THE DEVELOPMENT TOOL OF COORDINATION ABILITIES AT PRESCHOOL CHILDREN WITH THE HEARING

DISORDER

Svetlana Lavrentyevna Fetisova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Alexander Mikhaylovich Fokin, the candidate of pedagogical sciences,

The Herzen State Pedagogical University of Russian, St. Petersburg,

Tamara Sergeevna Lebedeva, the educator,

Kindergarten of “Kudesnitsa” of a compensating type, Petrogradsky district, St. Petersburg

Annotation

Article is devoted to the problem of improvement of process of training of children with various hearing disorder at preschool institution of the compensating type. It analyzes the features of physical culture classes with use of the mobile games and sports. Object of the research is improving and correctional work in physical exercises classes with the children at preschool age having hearing disorder. This article opens the features of the organization and technique of carrying out the mobile games and sports with children at preschool age having various hearing disorder. The obtained data during experiment show pos-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.