Научная статья на тему 'Развитие устной речи у детей 7-8 лет и его взаимосвязь с показателями интеллектуального развития'

Развитие устной речи у детей 7-8 лет и его взаимосвязь с показателями интеллектуального развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9056
792
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Ключевые слова
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / УСТНАЯ РЕЧЬ / ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ 7-8 ЛЕТ / SPEECH DEVELOPMENT / SPEECH / SEX DIFFERENCES / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / 7-8 YEAR-OLD CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хромова С. К., Логинова Е. С.

Проведено исследование устной речи у детей 7-8 лет. Определён уровень её развития, выявлены половые различия некоторых компонентов речевого развития, рассмотрены корреляционные связи показателей развития устной речи и показателей интеллектуального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There was examined speech ability in 7-8 year-old children. The level of speech maturation was assessed; sex differences of speech were analyzed; correlations between speech development and intellectual development were studied.

Текст научной работы на тему «Развитие устной речи у детей 7-8 лет и его взаимосвязь с показателями интеллектуального развития»

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

С.К. Хромова1, Е.С. Логинова ФГНУ Институт возрастной физиологии РАО, Москва

Проведено исследование устной речи у детей 7-8 лет. Определён уровень её развития, выявлены половые различия некоторых компонентов речевого развития, рассмотрены корреляционные связи показателей развития устной речи и показателей интеллектуального развития.

Ключевые слова: речевое развитие, устная речь, половые различия, интеллектуальное развитие, дети 7-8 лет.

Speech development in 7-8 year-old children and its correlation with intellectual development/ There was examined speech ability in 7-8 year-old children. The level of speech maturation was assessed; sex differences of speech were analyzed; correlations between speech development and intellectual development were studied.

Key words: speech development, speech, sex differences, intellectual development, 7-8 year-old children.

Исследованию речевого развития детей младшего школьного возраста посвящено много работ, раскрывающих возрастные особенности речевой деятельности, описывающих разнообразные нарушения и пути коррекции [3, 16, 17, 18, 28, 30, 31 и др.]. Известно, что в возрасте 7-8 лет под влиянием школьного обучения продолжают совершенствоваться все стороны речевого развития ребенка. В количественном и качественном отношении обогащается словарь, это дает возможность свободно общаться на различные темы и со сверстниками и с взрослыми. При монологической речи ребенок точнее подбирает слова для выражения мысли, строит сложные предложения, использует различные языковые средства для связи предложений, использует интонацию, логическое ударение. Огромное влияние на формирование у детей навыков грамматически правильной, лексически богатой речи оказывает культура речи окружающих взрослых. В этом возрасте ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, требующей точности изложения, определенной последовательности выполнения тех или иных действий. В тоже время сохраняются некоторые трудности употребления несклоняемых имен существительных, неверной постановке в слове ударения (мало употребляемые слова, слова иностранного происхождения), могут встречаться неточные употребления слов.

С началом школьного обучения нередко «всплывают» проблемы речевого развития, которые были не так очевидны в дошкольном возрасте. По разным литературным источникам нарушения звукопроизношения встречаются у 9-30 % учащихся первых классов; фонетико-фонематическое недоразвитие у 13-14 %, нарушения звукослоговой структуры слова у 30% детей этой возрастной группы

Контакты: 1 Хромова С.К. - E-mail: <skhromova1@yandex.ru>

[6, 7, 19]. Некоторые из этих детей получали коррекционную помощь в дошкольном возрасте, у некоторых выявляется речевое недоразвитие только в школе.

Речь таких детей носит преимущественно ситуативный характер, имеет форму диалога. Они испытывают выраженные трудности при изложении собственных мыслей, при продуцировании связных высказываний. Их ответы односложны. Речевые высказывания состоят из нераспространенных предложений, характерно неоднократное повторение отдельных слов в силу небогатого словарного запаса. У детей рассматриваемой группы отмечается более низкий уровень психологических предпосылок к овладению учебным материалом - недостаточный уровень развития произвольности. Наблюдаются своеобразные личностные особенности и психофизиологические характеристики, такие как снижение внимания, работоспособности, импульсивность. В дальнейшем у детей этой группы могут появиться разнообразные трудности письма и чтения.

В последнее время растет число исследований, отражающих половую специфику, как речевого развития, так и когнитивной деятельности в целом [2, 4, 5, 9, 10, 13 и др.]. Однако исследования эти немногочисленны. Рассматривая половые различия речевого развития отмечают, что к началу школьного обучения у девочек отмечается более высокий уровень вербального интеллекта и речемыслительной функции [15]. В тоже время, есть данные подтверждающие, что подобная закономерность справедлива только для детей со среднем уровнем интеллектуальных способностей. Данные отечественных исследователей указывают, что девочки опережают мальчиков по таким показателям развития как продуктивность и объем внимания, опосредованная память, сравнение; слуховая, моторно-слуховая память [11] высоким уровнем произвольной регуляции умственной, у них более развит фонематический слух [4, 14, 18], они обладают лучшим звукопроизношением [34]. Их речь оценивается как более грамотная. Речевое развитие мальчиков отличается менее интенсивным ростом активного словарного запаса, большим количеством аграмматизмов. Их высказывания содержат больше глаголов и междометий отчего в речи преобладают побудительные предложения [9]. В то же время мальчики лучше осуществляют поиск словесных ассоциаций, их рассказы отличаются большей динамичностью и информативностью, они опережают девочек по показателю креативности. Среди прочих показателей познавательной деятельности, влияющих на успешность начального этапа обучения, у мальчиков отмечают более низкий уровень сформированности произвольного внимания, кратковременной и слуховой памяти

[9, 10].

Учитывая роль речевого развития в общем интеллектуальном развитии ребёнка, представляется важным выделить связь между развитием речи и развитием интеллекта. Целью нашего исследования было определить уровень речевого развития у детей 7-8 лет, выявить половые особенности речевого развития на данном возрастном этапе и изучить взаимосвязи компонентов речевого и интеллектуального развития.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В проведенном нами исследовании особенностей развития устной речи учащихся первых классов приняло участие 128 человек (63 мальчика и 65

девочек). Все дети были праворукими. Исследование проводилось в средних общеобразовательных школах г. Москвы. Перед началом обследования у родителей были получены письменные разрешения на обследование.

Исследование устной речи проводилось по методике диагностики речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов [27] (использовался блок исследования устной речи), а также по полному варианту тестовой методики диагностики устной речи младших школьников [29]. Исследование интеллектуального уровня развития проводилось с помощью адаптированного варианта методики Д. Векслера [24].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты исследования устной речи (табл. 1) свидетельствуют о хорошем её развитии у большинства первоклассников - 76,56 % детей имеют 4 уровень речевого развития.

Таблица 1

Распределение детей 7-8 лет по уровням успешности различных сторон речевого развития по вариантам методики диагностики устной речи (показатели в %).

Речевая проба Уровень успешности выполнения речевых проб

4 3 2 1

Сенсомоторика 94,53±2,01 5,47±2,01 - -

Языковой анализ 80,47±3.50 16,41±3,27 0,78±0,78 2,34±4,01

Грамматика 77,34±3,70 21,88±3,65 0,78±0,78 -

Словарь и словообразователь ные процессы 69,53±4,07 22,66±3,70 7,03±2,26 0,78±0,78

Связная речь 37,50±4,28 23,44±3,74 25,78±3,87 13,28±3,00

Логико- грамматические конструкции 79,69±3,56 11,72±2,84 8,59±2,48 -

Номинативная функция(п=34) 72,37±7,75 27,73±7.75 - -

Общий показатель речевого развития 76,56±3,74 20,31±3,56 3,13±1,54 -

Высокие показатели развития сенсомоторного компонента речи выявлены у 94,53 % учащихся, навыки языкового и звукового анализа успешно сформированы у 80,47 % детей, хорошее умение строить разнообразные грамматические конструкции, правильно использовать приемы словоизменения, находить и исправлять грамматические ошибки отмечено у 77,34 % учеников, у 69,5 3% детей наблюдается достаточный словарный запас, грамотное использование словообразовательных навыков, умение точно называть предметы и действия (72,37 %). Хорошее понимание сложных логико-грамматических конструкций отмечено у 79,69 % учеников. Наибольшие трудности были отмечены при выполнении проб на исследование связной речи - лишь 37,5 % детей выполнили задания этой серии без значительных затруднений; у 49,22 % (3 и 2 уровни выполнения) учащихся предложенные задания вызвали серьезные проблемы, а 13,28 % первоклассников продемонстрировали очень низкие результаты.

Углубленное исследование сенсомоторной стороны речевого развития выявило статистически значимые различия между девочками и мальчиками при обследовании фонетико-фонематического восприятия (р<0,001) и при диагностике артикуляционной моторики (р<0,05). По общему показателю развития сенсомоторной стороны речи также обнаружена статистически значимая разница (р=0,001) - мальчики продемонстрировали более низкие результаты (табл. 2).

Таблица 2

Среднегрупповые значения показателей выполнения заданий сенсомоторного развития у мальчиков и девочек 7-8 лет (в баллах)

Компоненты сенсомоторного развития речи Пол М±т о % выпол пол-нения 1 Р

Фонетико- фонематическое восприятие М 11,56 ±0,287 2,033 77,1 -4,599 0,000

Д 13,42±0,281 1,866 89,5

Артикуляционна я моторика М 8,23 ±0,178 1,715 82,3 -2,128 0,036

Д 8,88±0,23 1,183 88,9

Звукопроизноше ние М 14,33±0,176 1,244 95,5 0,082 0,935

Д 14,30±0,227 1,510 95,3

Звукослоговая структура М 9,49±0,094 0,668 94,9 1,069 0,288

Д 9,32±0,134 0,886 93,2

Сенсомоторика М 43,61±0,394 2,803 87,22 -3,424 0,001

Д 45,93±0,562 3,748 91,86

Примечания: М - мальчики п=50

Д - девочки п=44

Известно, что фонематический слух является одним из базовых звеньев речевой деятельности, который обеспечивает другие виды психической активности в детском возрасте: перцептивную, когнитивную, регуляторную деятельность. Не-сформированность фонематических процессов приводит к дезорганизации собственного поведения, может быть причиной учебной дезадаптации, негативно влияет на коммуникативное. Недоразвитие фонематического анализа и синтеза приводит к изменению семантической структуры языка, нарушению значения и предметной отнесенности слов [33], что приводит к многочисленным вербальным заменам, нестабильности номинативной, обобщающей и регулирующей функций речи.

Анализ результатов полученных при исследовании всех остальных сторон речевого развития не выявил половых различий. Аналогичные данные были получены Малышевым Д.А., Емельяновой Т. В. [20].

Таким образом, большая часть первоклассников 7-8 лет (76,56%) достигают хорошего уровня речевого развития. В ходе исследования были выявлены половые особенности развития отдельных сторон речи, а именно превосходство девочек в уровне сформированности фонетико-фонематического восприятия, артикуляционной моторики и сенсомоторного уровня в целом.

С целью изучения взаимосвязи показателей речевого и интеллектуального развития для группы детей (п=23) был проведен корреляционный анализ методом ранговых корреляций Спирмена (рис. 1, табл. 3). Также была проанализирована психофизиологическая основа всех изучаемых показателей когнитивного развития (табл. 3, 4).

граммат

15

общ. показат

лог-грамм:

номина

11

8

10

3

4

5

Рис. 1. Взаимосвязи показателей развития устной речи с показателями интеллектуального теста Векслера у детей 7-8 лет

Корреляционные связи показателей развития устной речи и интеллекта у детей 7-8лет (п=23)

Речь Интеллект Грамматика Словарь и словообразование Связная речь Номинативная функция Логико-грамматические отношения Общий показатель развития устной речи

г Р г Р г Р г Р г Р г Р

с/т 1 ,542 ,008 ,445 ,033 ,572 ,004 ,520 ,011 ,566 ,005

с/т 2 ,560 ,005 ,419 ,047 ,530 ,009 ,488 ,018

с/т 3 ,425 ,,043

с/т 4 ,507 ,014 ,629 ,001 ,443 ,034 ,464 ,026

с/т 5 ,508 ,013 ,475 ,027 ,490 ,018 ,487 ,018

с/т 6 ,425 ,043

с/т 7 ,650 ,001 ,486 ,019 ,466 ,025 ,530 ,009 ,450 ,031 ,598 ,003

с/т 8 ,547 ,009 ,475 ,007 ,599 ,006

с/т 10 ,549 ,007

с/т 11 ,442 ,035

с/т 14 ,511 ,013

с/т 15 ,669 ,000 ,541 ,008 ,498 ,016 ,568 ,005

Как видно на рисунке 1 и таблице 3, показатели развития устной речи коррелируют со всеми вербальными показателями методики Векслера, и многими невербальными. Так, например, показатель развития грамматики коррелирует с интеллектуальными субтестами «осведомленность» (1) (г=0,542, р=0,008), «понятливость» (2), (г=0,560, р=0,005), «аналогии - сходство» (4), (г=0,507, р=0,014), «словарь» (5), (г=0,508, р=0,013), «недостающие детали» (7), (г=0,650, р=0,001), общий интеллектуальный показатель» (15), (г=0,669, р=0,000). Психофизиологической основой всех вышеперечисленных субтестов является сформированность произвольной организации и регуляции деятельности, произвольного внимания, долговременной слухоречевой памяти, вербально-логического мышления, достаточный объем активного словаря, способность анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать информацию, оперировать понятиями (табл. 4).

Психофизиологическая структура различных компонентов интеллектуального развития

Субтесты Психофизиологические функции

1. "Осведомленность" Долговременная слухо-речевая память. Уровень речевого развития и объем активного и пассивного словаря. Общий запас сведений и знаний. Социо-культурный уровень.

2. "Понятливость" Долговременная слухо-речевая память. Анализ ситуации. Абстрактное и логическое мышление. Способность к построению развернутого высказывания и умение применять правила. Произвольная регуляция деятельности. Социокультурный уровень. Эмоциональная зрелость.

3. "Арифметика" Слухо-речевая кратковременная, зрительная оперативная память. Вербально-логическое мышление. Произвольное, активное внимание. Сформированность счетных операций, пространственных представлений и зрительно-пространственного восприятия. Сформированность механизмов вербально-мнестических действий. Способность длительной работы без отвлечений и утомления (работоспособность). Скорость формирования новых навыков. Произвольная организация и регуляция деятельности.

4. "Сходство" Способность обобщать, анализировать, синтезировать и оперировать понятиями. Вербально-логическое и абстрактное мышление. Слухо-речевая долговременная память. Уровень речевого развития (состояние активного и пассивного словаря). Организация деятельности. Социокультурный уровень.

5. "Словарь" Вербально-логическое и абстрактное мышление, уровень речевого развития и умение строить развернутое высказывание, состояние активного и пассивного словаря. Долговременная слухо-речевая память. Произвольная регуляция и организация деятельности. Социокультурный уровень.

6. "Повторение цифр" Произвольная регуляция и организация деятельности. Работоспособность. Уровень сформированности последовательности вер-бально-мнестических действий. Слухо-речевая кратковременная и оперативная память. Произвольное внимание.

7. "Недостающие детали" Произвольная регуляция и организация деятельности. Пространственное восприятие. Произвольное зрительное внимание. Запас сведений и знаний. Импрессивная речь. (регулирующая функция внутренней речи). Умение решать перцептивные задачи.

8. "Последовательные картинки" Импрессивная речь и объем словарного запаса Наглядно-образное и логическое мышление, умение устанавливать причинно- следственные и временные связи. Пространственное восприятия. Произвольное внимания. Произвольная регуляция и организация деятельности.

9. "Кубики коса" Операции пространственного аназиза и синтеза, схематическое представление о пространстве. Конструктивное мышление. Зрительно-моторные координации. Произвольное зрительное внима-

ние. Произвольная регуляция и организация деятельности (планирование и контроль). Работоспособность. Темп деятельности.

10. "Сложение фигур" Зрительная память. Пространственный анализ и синтез. Регулирующая функция импрессивной речи. Произвольное внимание (устойчивость, распределение концентрация внимания). Зрительно-моторные координации. Зрительно-пространственное восприятие. Скорость и темп работы. Произвольная регуляция и организация деятельности. Способность к формированию новых навыков.

11. "Кодирование" Зрительная кратковременная память. Способность удерживать в памяти закономерность последовательности символов. Способность к формированию новых навыков. Произвольное внимание. Произвольная регуляция и организация деятельности. Умение решать перцептивные задачи. Уровень сформированности зрительно-моторных координаций. Темп и скорость работы.

12. "Лабиринт" Зрительно-моторные координации. Темп и скорость работы. Контроль движений. Внимание. Произвольная организация деятельности.

Успешность выполнения этих же проб в психофизиологической структуре речи определяется высоким уровнем развития зрительно-пространственного восприятия (часть тестового материала предполагает использование изображений), внимания (к изображенным предметам и персонажам, речевой инструкции исследователя), такими мыслительным операциями как анализ, синтез, сравнение, обобщение, хорошо развитой слухоречевой памятью (пробы на повторение предложений, выявлении грамматических ошибок, составлении предложений из слов в начальной форме, сохранным фонематическим слухом, а также богатым словарным запасом (табл. 5).

Таблица 5

Психофизиологическая структура различных компонентов речевой деятельности

Речевые пробы Функции, определяющие успешность выполнения пробы

Сенсомоторика Фонетико-фонематическое восприятие Произвольное внимание Произвольная организация, регуляция и контроль деятельности Артикуляционная моторика Серийная организация движений Физический слух

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Языковой анализ Произвольное внимание Произвольная организация, регуляция и контроль деятельности Фонетико-фонематическое восприятие Артикуляционная моторика Работоспособность

Грамматика Произвольное внимание Произвольная организация, регуляция и контроль деятельности Фонетико-фонематическое восприятие Слухоречевая память

- 96 -

Вербально-логическое мышление «языковое чутье» Пространственные представления (предложные конструкции) Зрительно-пространственное восприятие (картинки)

Словарь и навыки словообразования Произвольное внимание Произвольная организация и регуляция деятельности Слухоречевая память Вербально-логическое мышление Познавательная активность

Связная речь Произвольное внимание Произвольная организация, регуляция и контроль деятельности Слухоречевая память Вербально-логическое мышление Зрительно-пространственное восприятие (рассказ по картинке)

Номинативная функция Произвольное внимание Произвольная организация, регуляция и контроль деятельности Зрительно-пространственное восприятие (картинки) Вербально-логическое мышление Слухоречевая память

Логико- грамматические конструкции Произвольное внимание Произвольная организация, регуляция и контроль деятельности Зрительно-пространственное восприятие Вербально-логическое мышление Слухоречевая память

Отсутствие хотя бы одного из этих компонентов приводит к ошибкам. Так, достаточно частая ошибка, когда дети, составляя предложение по картинке, называли «больную подругу», «няню» - «мамой», «мальчика» - «дяденькой». Очень часто дети допускали недочеты в виде смысловой неполноты предложения, например, «Мальчик уступает место» («Мальчик уступает место старушке в трамвае»). В нашем предыдущем сообщении [32] рассматривались взаимосвязи речевого развития и зрительного восприятия, и было установлено, что у 7-ми летних детей количество корреляций между этими показателями невелико, и прослеживаются они в заданиях не связанных с использованием наглядного материала. Это даёт нам возможность предполагать, что причиной таких ошибок является не недостатки зрительного восприятия, а возрастная несформированность произвольного внимания, трудности организации, регуляции и контроля деятельности. При исследовании такого аспекта грамматического строя речи как слухоречевая память часть детей допускает ошибки в виде пропуска слова, замене слово на близкое по смыслу «внучка» - «девочка», «лошади» - «коровы». Подобные недочеты, на наш взгляд также связаны со слабостью произвольного внимания. Замены слов на близкие по звучанию. Например, «шар» - «шарф» могут быть обусловлены как нарушениями внимания, так и слабостью фонетико-фонематического восприятия, которая отмечается примерно у 16 % детей исследуемой группы.

Интересно, что наибольшее количество корреляционных связей показателей речевого развития было получено с субтестом 7 («недостающие детали») невербального блока интеллектуального теста: грамматика (г=0,650, р=0,001), словарь и словообразование (г=0,486, р=0,019), связная речь (г=0,466, р=0,025), номинатив-

ная функция (r=0,530, p=0,009), понимание логико-грамматических конструкций (r=0,450, p=0,031), общий показатель речевого развития (r=0,598, p=0,003). Психофизиологической основой данного субтеста является сформированность произвольной регуляции и организации деятельности, пространственного восприятия и зрительного внимания.

Таким образом, выявленные корреляционные взаимосвязи определяются общностью психофизиологической структуры деятельности, которая во многом определяется эффективностью произвольного внимания, организацией и регуляцией деятельности. Известно, что у 7 летних детей избирательное внимание остаётся ещё незрелым [21, 25, 35]. Недостаточная сформированность рассматриваемого показателя может быть обусловлена незрелостью фронто-таламической системы головного мозга. На поведенческом уровне это проявляется в недостаточном усвоения заданных инструкций, правил, алгоритмов; трудностях планирования последовательности будущих действий; импульсивности и снижение возможностей анализа информации; трудности переключения с одного способа действий на другой; снижение избирательности, неустойчивость под влиянием побочных воздействий; трудности контроля за осуществлением деятельности [35]. Критическим периодом в развитии мозговых механизмов этих функций является возраст от 6 до 8 лет. При переходе от 6-7 к 7-8 годам отмечается значимое повышение эффективности избирательного произвольного внимания, улучшение возможностей торможения непосредственных реакций, удержания усвоенной программы деятельности, опосредования собственных действий и принятия помощи взрослого [22]. В исследовании посвященном дифференцированному влиянию созревания коры и регуляторных структур на формирование школьно-значимых когнитивных функций у детей 7-8 лет [1] было показано, что несоответствие возрасту степени функциональной зрелости ФТС приводит к возникновению риска школьных трудностей, преимущественно связанных с несформированностью механизмов организации и регуляции деятельности.

Таким образом, в возрасте 7-8 лет степень сформированности фронто-таламической системы во многом определяет успешность речевого и интеллектуального развития, а вместе с тем и школьную успеваемость.

ВЫВОДЫ

1. Более 75 % детей 7-8 лет достигают хорошего уровня речевого развития. Наибольшие трудности дети испытывают в пробах на исследование связной речи.

2. Выявлены половые различия в речевых пробах при исследовании сенсомо-торной стороны речи. Девочки показали лучшие результаты сформированности фонетико-фонематического восприятия, артикуляционной моторики и развития сенсомоторного уровня в целом.

3. Обнаружены множественные корреляционные связи показателей речевого и интеллектуального развития, определяющиеся общностью функций, обеспечивающих успешность их реализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безруких, М. М. Дифференциальное влияние функциональной зрелости

коры и регуляторных структур мозга на показатели познавательной деятельности у детей 7-8 лет / М. М. Безруких, Р. И. Мачинская, Г. А. Сугробова // Физиология человека. - 1999. - Т. 25, № 5. - С. 14-21.

2. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. - СПб.: Питер, 2008. -430 с.

3. Божович, Е. Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования / Е.Д. Божович. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. - 288 с.

4. Бужигеева, М. Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения / М. Ю. Бужигеева // Педагогика, 2002, - № 8. - С. 29-35 .

5. Бужигеева, М. Ю. К вопросу о развитии речи у дошкольников: гендерный аспект / М. Ю. Бужигеева // Сибирский психологический журнал. - Томск, 2005. -№ 21. - С. 133-137.

6. Гаджиева, Ф. Г. Обучение выразительному чтению детей младшего школьного возраста / Ф. Г. Гаджиева, И. А. Гаджиев, М. Ф. Гаджиева // Международная научно-практическая конференция, посвященная 80-летию со дня рождения профессора Л.С. Волковой. «Актуальные проблемы механизмов и структуры нарушений устной и письменной речи». 15 сентября 2010. - СПб., 2010. - С. 52-56.

7. Гончарова, В. А. Распространенность нарушений устной речи первоклассников общеобразовательных школ / В. А. Гончарова. // Детская речь: норма и патология: Научные труды Регионального научно-практического семинара (1-2 ноября 2006 года). - Изд-во СГПУ Самара. - 2008. - 212 с.

8. Емельянова, Т. В. Показатели вербального развития и функциональной зрелости мозга первоклассников с разным уровнем сформированности речи / Т. В. Емельянова. Автореферат на соиск.степ.канд.биол.наук. 2007. - 18 с.

9. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки - два разных мира / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. - СПб., 1998. - 184 с.

10. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному / В. Д. Еремеева. - Самара, 2005. - 157 с.

11. Изменение параметров слухоречевой и зрительной памяти у здоровых детей школьного возраста в онтогенезе / А. Е. Назаренко, Т. Ю. Успенская, Н. Л. Горбачевская и др. // Нейрофизиологические основы формирования психических функций в норме и при анамалиях развития.Тезисы докладов юбилейной конференции, посвященной 80-летию со дня рождения проф. Новиковой Л. А. 4-6 декабря 1995. ИКП, РАО. 1995. - С. 41.

12. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. - СПб20..: Питер, 2003. - 554 с.

13. Клецина, И. С. Гендерная социализация / И. С. Клецина. - СПб., 1998. -

92 с.

14. Константинова, О. А. Гендерный подход к обучению школьников письменной речи / О. А. Константинова // Практическая психология и логопедия, 2005, № 1 (12). - С. 38-41.

15. Копосова, Т. С. Динамика развития когнитивных функций у детей в процессе их обучения с первого по четвертый класс в школах приполярного региона / Е. С. Копосова, Г. С. Картавкина, И. А. Онегина // Материалы

Международной научной конференции «Физиология развития человека» 22-24 июня 2009. - М., 2009. - С. 59-60.

16. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение) / А. Н. Корнев. -СПб.: «МиМ», 1997. - 284 с.

17. Левина, Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р. Е. Левина. - М., 1940. - 72 с.

18. Лексикон младшего школьника / И. Г. Овчинникова, Н. И. Береснева, Л.А. Дубровская и др. - Пермь: Изд-во Перм. Ун-та. - 2000. - 312 с.

19. Лоскутова, Е. В. Анализ готовности первоклассников к овладению письменной речью / Е. В. Лоскутова // Психолого-педагогические и социальные аспекты коррекции речевого развития / Материалы Всероссийской научно -практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Р. Е. Левиной. 17-21 ноября 2008 г. Волгоград. Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009.

20. Малышев, Д. А. Показатели зрительной и слуховой памяти у детей 7-8 лет с разным уровнем развития устной речи / Д. А. Малышев, Т. В. Емельянова // Новые исследования. 2011. - Т. 1, № 27. - С. 34-44.

21. Мачинская, Р. И. Созревание регуляторных структур мозга и организация внимания у детей младшего школьного возраста / Р. И. Мачинская, Е. В. Крупская // Когнитивные исследования, 2008. - Вып. 2. - С. 32-48.

22. Мачинская, Р. И. Функциональное созревание мозга и формирование нейрофизиологических механизмов избирательного произвольного внимания у детей младшего школьного возраста / Р. И. Мачинская // Физиология человека. -2006. - Т. 32, № 1. - С. 26-36.

23. Павлова, А. А. Методика выявления особенностей речевого развития детей / А. А. Павлова. Л. А. Шустова // Вопросы психологии. № 6, - 1987. -С. 123-129.

24. Панасюк, А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера ^^С) / А. Ю. Панасюк. - М., 1973. - 31 с.

25. Семёнова, О. А. Возрастные изменения произвольной регуляции деятельности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте / О. А. Семёнова, Д. А. Кошельков, Р. И. Мачинская // Культурно-историческая психология. - 2007. - № 4. - С. 39-49.

26. Семенович, А. В. Профилактика и коррекция дизонтогенеза фонетико-фонематических процессов в детском возрасте / А. В. Семенович, Т. Н. Ланина // Практическая психология и логопедия. № 4 (11). 2004. - С. 32-38.

27. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. - М.: АРКТИ, 2002. - 136 с.

28. Фотекова, Т. А. Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: нейропсихологический анализ: дисс. ... доктора психол. наук: 19.00.04: защищена 14.02.2003 / Т. А. Фотекова. МГУ им. Ломоносова. - М., 2003. - 302 с.

29. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова - М., АРКТИ, 2000. - 56 с.

30. Фотекова, Т. А. Сравнительное исследование особенностей познавательной деятельности при общем недоразвитии речи и при задержке

психического развития у младших школьников: автореферат дис. ... канд. психол. наук / Т. А. Фотекова. - М., 1993. - 17 с.

31. Фуреева, Е П. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа в массовой школе при общем недоразвитии речи / Е. П. Фуреева. - Ростов: Феникс, 2006. - 208 с.

32. Хрянин, А. В. Психофизиологическая структура взаимосвязи компонентов зрительного восприятия и речи у детей 5-6 и 7 лет / А. В. Хрянин, С. К. Хромова, Н. Н. Теребова // Новые исследования. - 2013. - № 1. - С. 28-41.

33. Цветкова, Л. С. Афазия и восстановительное обучение / Л. С. Цветкова. -М., 2002. - 256 с.

34. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учебное пособие для студ. высш. учебн. завед. / С. Н. Цейтлин - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

35. Шимликашвили, Ц. А. Почему ребенку трудно учиться и как ему помочь. Нейропсихологический подход / Ц. А. Шимликашвили, О. А. Семенова. - М., Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. - 300 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.