Научная статья на тему 'Развитие творческой индивидуальности художника на основе изучения содержательных форм искусства'

Развитие творческой индивидуальности художника на основе изучения содержательных форм искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
466
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРОГЕНЕЗ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛОГИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ФОРМА / CREATIVE COLLECTIVE BODY / INDIVIDUALITY / ARTISTIC ABILITY / CREATIVE POTENTIAL / LOGICAL-SEMANTIC MODEL / SUBSTANTIAL FORM / CULTURE CHANGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зозуля Ольга Юрьевна

Потенциал художника понимается как система его наличных способностей и возможностей, без которых не бывает творчества. Рассматриваются логико-семантические модели, описывающие культурно-природные содержательные формы и процессы их генезиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Зозуля Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE INDIVIDUALITY ARTIST BASED STUDY SUBSTANTIVE ART FORMS

Creative individuality of a young painter is being understood in the current article as a system of inherent ability and opportunities available for the painter, without which is impossible creative work. Culture change of creative individuality of young painter become progressive character if substantial forms of his works take the adequate response in him near creative collective body.

Текст научной работы на тему «Развитие творческой индивидуальности художника на основе изучения содержательных форм искусства»

УДК 73/76

О. Ю. Зозуля

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ФОРМ ИСКУССТВА

Потенциал художника понимается как система его наличных способностей и возможностей, без которых не бывает творчества. Рассматриваются логико-семантические модели, описывающие культурноприродные содержательные формы и процессы их генезиса.

Ключевые слова: творческий коллектив, индивидуальность, культурогенез, художественные способности, творческий потенциал, логико-семантическая модель, содержательная форма

Современное общество нуждается в квалифицированных специалистах и призвано способствовать молодежи в поисках собственных путей развития наличных способностей и возможностей - своего творческого потенциала. Этот тезис в полной мере может быть отнесен к начинающим и молодым художникам, продолжающим совершенствоваться в своей профессии.

Известно, что не каждый начинающий художник становится творческой личностью и индивидуальностью. Его дальнейшее поступательное развитие невозможно без совершенствования имеющихся у него задатков в ходе целенаправленной художественной деятельности, итогом которойявляются уникальные содержательные формы изобразительного искусства. Во многом их появлению способствует профессиональная среда, создаваемая в коллективе молодых художников, когда творчество одного из них является условием творческой активности других. Коллектив - это микросреда, которая объединяет в творческом процессе людей с разными индивидуальными задатками и способностями. Живущие в нем художественные традиции являются основанием для поступательного развития потенциала каждого его нового участника и становления его индивидуальности [5].

Процесс усвоения и развития художественных традиций участниками творческого коллектива подчиняется известным законам психологии и педагогики творчества, открытым Э. Геннекеном, Т. Рибо, Дж. Морено, К. С. Станиславским и другими исследователями [5; 11; 15]. В данной статье эти законы интерпретируются применительно к развитию потенциала молодых художников.

Рассмотрим более подробно становление индивидуальности молодого художника, изучение которой является актуальным в современных педагогических и психолого-культурологических исследованиях [3]. Выделяются такие стадии вхождения молодого человека в мир культуры, как адаптация, освоение, усвоение, присвоение и культуротворчество. Поступательное развитие индивидуальности молодого человека предполагает последовательное прохождение этих стадий во взаимодействии со значимым для него старшим поколением и своими сверстниками. А. А. Майер отмечает, что на каждой стадии развития направленность творчества является разной - «сначала жизнетворчество, потом, наконец, культуротворчество» [8].

В контексте данной статьи положения А. А. Майера можно конкретизировать, а именно: формирование эстетической позиции молодого художника происходит в результате установления отношения соответствия между стадиями и сторонами в развитии близкого ему творческого коллектива. В процессе культуротворчества между объективно существующим внешним миром и внутренним миром каждого участника творческого коллектива устанавливается функциональное и дополнительное соответствие [10]. Оно реализуется путем выявления принципов красоты и гармонии применительно к новым живописным и графическим формам искусства, которые создаются в коллективе [5]. При этом в процессе выбора направления творчества начинающими и молодыми художниками важная роль отводится руководителю коллектива [7; 11; 15].

Культуротворчество - это высший уровень развития художника, содержательно связанный с

140

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

О. Ю. Зозуля

Развитие творческой индивидуальности художника на основе изучения содержательных форм искусства

функционированием его собственного воображения, опосредованного деятельностью творческого коллектива по осознанию содержательных форм культуры, обладающих теми качественными характеристиками, которые присущи творчеству всех участников коллектива. В процессе культуротворчества каждый участник творческого коллектива одновременно выступает и в роли субъекта культуры, и в роли ее объекта.

Существенно важным аспектом являются содержательные формы художественного творчества, являющиеся носителями эстетических ценностей, с помощью которых авторы художественных произведений передают обществу свое понимание окружающего мира и отношение к нему. Создаваемые ими эстетические ценности отражают потребности людей в сохранении и обеспечении полноты проявлений жизни во всех ее формах [16].

Ддя каждого художника формирование системы своих эстетических ценностей - процесс неоднозначный. Он сопряжен с определяющими для него моментами жизни как личной, так и профессиональной. Сопутствует становлению системы эстетических ценностей такой механизм психики художника, как переживание, ибо потребности всегда даны субъекту в качестве какого-то переживания, которое есть «факт собственной биографии личности» [14]. Посредством переживания происходит осознание личностного смысла того или иного вида творческой деятельности или происходящих событий.

Эмоционально-чувственные переживания

художника находят свое отражение в его художественных произведениях. Их форма максимально передает новое содержание и воспринимается как содержательная форма искусства [2; 9]. Содержательные формы выступают в качестве объектов культуры, являются носителями ценностных отношений людей и будят у них эмпатию (отзывчивость). Однако содержательной формой обладают не только произведения искусства, но и объекты природы; между ними существует отношение соответствия [12]. Содержательные формы вызывают эмоционально окрашенное состояние у их ценителей (сопереживание), а также служат для них творческими ориентирами в их деятельности,

выражая тем самым их эстетическое отношение к окружающим предметам и явлениям.

Содержательные формы воспринимаются в виде как отдельных образов, так и их замкнутых последовательностей - смыслообразов [4]. Благодаря содержательным формам, представленным в виде смыслообразов, молодой художник, как и творческий коллектив в целом, формирует свою меру понимания окружающего мира и мира художественного творчества, наделяет разные предметы своими смыслами и значениями.

Для раскрытия всей системы понятийнотерминологического аппарата выделяются логико-семантические модели понятий содержательная форма и генезис содержательных форм, которые мы кратко поясним.

Понятие содержательная форма диалектически соединяет в себе две противоположности - форму и содержание. По словам Я. Э. Голосовкера, «самый смысл формы как таковой скрывает в себе понятие “постоянство”. Внешняя форма ограничивает пространственную неопределенность определенностью объемных или плоскостных очертаний. В культуре форма абсолютна: либо по своей сущности, либо по своей тенденции. В природе форма относительна и приблизительна» [4, с. 127].

Согласно Я. Э. Голосовкеру, законом природы является «постоянство-в-измен-

чивости», а законом культуры - «изменчи-вость-в-постоянстве». Эволюция природы и эволюция культуры представляют собой как бы разные по уровню развития формы бытия, постоянства, вечности, которые друг в друга переходят и взаимодействуют. «В природе “вечность” есть деятельность, процесс творчества, т. е. изменчивость. В культуре “вечность” есть увековечение чего-либо в форме, в образе, в идее, т. е. в постоянстве» [Там же].

В культурологии переход от одних содержательных форм культуры к другим рассматривается как процесс культурогенеза. В этой науке сложилось несколько различных подходов к его осмыслению. Мы в своем анализе опираемся на классификацию этих подходов, предложенную А. В. Бондаревым [3], и выделяем четыре базовых направления осмысления культурогенеза.

141

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

О. Ю. Зозуля

Развитие творческой индивидуальности художника на основе изучения содержательных форм искусства

1. Культурогенез как процесс зарождения содержательных форм культуры (первоформ) в эпоху первобытности (М. С. Каган, И. Ф. Ке-фели, А. П. Садохина и др.) - палеокультурное направление.

2. Культурогенез как развитие форм культуры конкретных народов (Л. Н. Гумилев, Р. Х. Бариев, И. Н. Михеев) - этнокультурное направление.

3. Личностный культурогенез как процесс вхождения в мир форм культуры и культуротворческой деятельности человека (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. А. Майер) - психолого-культурологическое направление.

4. Культурогенез как перманентный процесс генерации новых культурных форм и сис-

тем (А. Я. Флиер, И. Л. Каган, С. М. Оленев и др.) - теоретико-информационное направление.

Направления эти дополняют друг друга и в трехмерной логико-семантической модели понятия генезис содержательных форм могут быть представлены в виде замкнутых линий осмысления культурогенеза (рис. 1). Направления этих линий (спины) определяют и качественные характеристики процессов формирования соответствующих содержательных форм (рис. 1), и особенности самих этих форм (рис. 2), которые динамичны, как и процессы их развития: природные - филогенез, онтогенез, образогенез; социальные - этногенез, формогенез, морфогенез [3]. Между понятиями содержательная форма и генезис содержательных форм имеется отношение соответствия (рис. 1, 2).

Линии осмысления культурогенеза:

> психолого-

культурологическое

— > этнокультурное

палеокультурное

> философское

А А

Рис. 1. Модель понятия генезис содержательных форм

А А

Линии деятельности:

> интеллектуальная

—> эволюционная

художественная

> педагогическая

Рис. 2. Модель понятия содержательная форма

142

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

О. Ю. Зозуля

Развитие творческой индивидуальности художника на основе изучения содержательных форм искусства

Актуальное «изменчивое» А как базовая характеристика природогенеза содержательных форм и потенциальное «постоянное» А как характеристика социогенеза содержательных форм - это два полюса в данных понятиях. Они могут быть наглядно представлены в трехмерном семантическом пространстве в виде полюсов вложенных одна в другую сферических диаграмм (рис. 1, 2) [7]. На каждой диаграмме равноудаленная от полюсов экваториальная плоскость отделяет на сфере области, отображающие признаки изменчивых содержательных форм и процессов их формирования, от областей, представляющих формы, обладающие признаками постоянства, и соответствующие процессы их формирования. Движение вдоль этой линии соответствует образованию сбалансированных (гармоничных) природно-культурных содержательных форм и может быть поддержано философской и педагогической деятельностью. Всякое иное движение вдоль поверхности сферической диаграммы содержательных форм может быть представлено в виде композиции независимых вращений (спинов) вокруг осей трехмерного семантического пространства - вдоль направляющих линий эволюционной деятельности живой природы, интеллектуальной и художественной деятельности сообществ людей - и осмыслено в рамках разных научных направлений педагогики творчества и культурологии.

На осях трехмерного семантического пространства содержательных форм находятся точки притяжения трех пар областей, представляющих отдельные семантические группы понятия содержательная форма с несбалансированными значениями признаков изменчивое и постоянное [5]. Это живые Ж и косные Ж формы природы, стереотипы поведения С и их следы в памяти - энграммы С , являющиеся формами «коллективного бессознательного» (по К.-Г. Юнгу [16]), образы О и их знаки О как формы сознания людей.

Под живыми формами Ж понимаются изменчивые формы, обладающие всеми признаками жизни. Важным условием, отличающим живую форму от неживой, является наличие механизмов воспроизведения на основе этой формы

других форм, которые подобны ей по внутреннему строению и по способам взаимодействия с внешней средой. Структура живой формы задается генотипом Ге , который во многом определяет ее фенотип. Косные формы понимаются как формы условно-постоянные Ж: формы твердой, водной и воздушной среды, в которых развиваются живые организмы и которые постепенно изменяют свои свойства в результате жизнедеятельности этих организмов и социальной деятельности людей. В своем развитом виде они выступают в качестве источников жизни Ис.

Ярким примером изменения живых форм природы являются процессы формирования новых цветовых форм живых организмов, которые демонстрируют наличие в природе плавных переходных форм окраски особей внутри одной и той же популяции живых организмов, возникающих в процессе их адаптации к разным условиям обитания.

В культуре в качестве механизмов «оживления» форм выступают механизмы творчества: воображение и фантазия. Они способствуют формированию подвижных внутренних форм сознания - образов О . В изобразительном искусстве образы сознания представляются в виде разнообразных цветовых форм, сохраняя определенное сходство с природными формами-аналогами. В отличие от интуиции (изменчивая форма сознания), логика, (обладающая постоянством) связана в культуре с эталонами, которые выступают в искусстве в качестве символов О . Живопись, поэзия, лишенные узнаваемых образов и их символов, становятся невразумительными, подобными речи, в которой слово лишено своего обычного значения.

В произведениях изобразительного искусства цветовая форма (Цф) является неким изменчивым постоянством, которое «мироподобно» [12], основано на живой форме природы, но изменяется под воздействием воображения человека, и в результате возникают новые содержательные формы (новые постоянства). Цветовая форма близка в этом смысле живому слову. Комбинируя признаки понятия живая форма с признаками цветовой формы в единое понятие живая цветовая форма Ж.ц, можно с его помощью охарак-

143

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

О. Ю. Зозуля

Развитие творческой индивидуальности художника на основе изучения содержательных форм искусства

теризовать набор цветовых форм изобразительного искусства, представляющих единый смыслообраз См (по терминологии Я. Э. Голосовкера).

Живая цветовая форма внешне сходна с живыми формами природы, поскольку обладает многими присущими им признаками жизненности. В то же время она не менее сходна по своему содержанию с другими художественными формами - искусства: живым художественным словом, музыкальным звуком, театральным жестом, кадром кино. Не менее живыми являются формы коллективного действия и соответствующие им психологические типы. Живые формы природы, живые формы искусства и живые формы коллективного поведения - содержательные формы окружающего мира, эстетическое отношение к которым вырабатывается у молодого художника педагогом при знакомстве с ними. Оказание педагогической поддержки при творческом осмыслении содержательных форм окружающего мира помогает молодому художнику найти близкие ориентиры для его творческой деятельности [6].

Рассматривая стереотипы поведения С и их энграммы С , выступающие в качестве связующего звена между формами живой природы и формами сознания, можно представить их и как «единый зафиксированный комплекс поведенческих реакций, происходящих под влиянием многократных повторений определенной последовательности раздражителей в единую цепь, которая воспроизводится любым раздражителем данной системы» [1, с. 316] как предобраз в психике [17, с. 201] соответственно. К.-Г. Юнг называет предобраз «архетипом», который всегда коллективен, присущ целым народам или эпохам.

В поведении человека архетипу Ар соответствует его темперамент и в целом его психотип Пс , чувственно воспринимаемый, имманентный всегда действенным законам природы и законам духовной жизни.

На основе логического анализа признаков понятий содержательная форма и генезис содержательных форм можно прийти к выводу, что цветовая форма искусства Цф основана не только на живой форме природы, но и на изначальном образе (архетипе), представленном в памяти человека в виде следов (энграмм), которые воспринимаются творческим человеком как коллективное бессознательное, эволюционный опыт разных народов (этносов) и служат для восприятия признаков жизненности наблюдаемых форм. Опираясь на них благодаря своему воображению, молодой художник способен сам создавать живые цветовые формы искусства.

Образная форма сознания молодого художника основывается прежде всего на наблюдаемых формах жизни, которые в своем развитии следуют закону природы «постоянство-в-измен-чивости» [4]. Эти формы жизни трансформируются воображением молодых художников и соотносятся ими с известными идеальными формами культуры, которые развиваются в соответствии с законом культуры «изменчивость-в-постоянстве» [Там же]. Постоянное освоение молодым художником в своем художественном сознании известных содержательных форм, создание новых цветовых форм искусства, находящих отклики в близком ему творческом коллективе, -необходимое условие поступательного развития его творческого потенциала и индивидуальности.

1. Батуев, А. С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебник для вузов / А. С. Батуев. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 317 с.

2. Бахтин, М. М. Эстетика творчества / М. М. Бахтин. - Москва: Педагогика, 1979. - 421 с.

3. Бондарев, А. В. От генетики культуры к культурогенетике: гомологические ряды отечественных теоретических поисков 1920-х - 1990-х гг. [Электронный ресурс] / А. В. Бондарев // Культурное многообразие - от прошлого к будущему: Второй российский культурологический конгресс. - Санкт-Петербург: ЭЙДОС: АСТЕРИОН, 2008. - Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/083/66083/files/IIc_tez.pdf.

4. Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер. - Москва: Наука, 1987. - 218 с.

5. Зозуля, О. Ю. Развитие художественно-творческого потенциала школьника в условиях профильного обучения изобразительной деятельности: моногр. / О. Ю. Зозуля. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2008. - 143 с.

144

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

О. Ю. Зозуля

Развитие творческой индивидуальности художника на основе изучения содержательных форм искусства

6. Зозуля, О. Ю. Развитие творческого потенциала учащегося с использованием цветовых форм региональной школы живописи / О. Ю. Зозуля // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - № 4. - С. 58-66.

7. Зозуля, О. Ю. Развитие творческой личности в коллективе молодых художников: моногр. / О. Ю. Зозуля. -Уфа: Башкортостан, 2012. - 176 с.

8. Майер, А. А. Культурогенез детства [Электронный ресурс] / А. А. Майер // Возрастная психология. - Режим

доступа: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1106414113&ar-

chive=01&start_from=&ucat=7&.

9. Мелик-Пашаев, А. А. Мир художника / А. А. Мелик-Пашаев. - Москва: Прогресс-Традиция, 2000. - 271 с.

10. Мещеряков, В. Т. Гармония и гармоническое развитие / В. Т. Мещеряков. - Ленинград: Наука, 1976. - 119 с.

11. Морено, Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Л. Морено. - Москва: Академический проект, 2004. - 320 с.

12. Мусинова, Н. Е. Проблема художественной формы в аспекте целостности: творчество Н. С. Гумилёва: моногр. / Н. Е. Мусинова. - Кострома: [б. и.], 2007. - 167 с.

13. Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана: каталог третьей республиканской выставки / С. В. Игнатенко. - Уфа: Белая Река, 2008. - 196 с.

14. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Москва: [б. и.], 1976. - 416 с.

15. Станиславский, К. С. Работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика / К. С. Станиславский. - Москва: Художественная литература, 1938. - 575 с.

16. Чернышевский, Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности / Н. Г. Чернышевский. -Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1955. - 221 с.

17. Юнг, К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. - Минск: Харвест, 2003. - 528 с.

Сдано 13.02.2014 O. Yu. Zozulya

DEVELOPMENT OF CREATIVE INDIVIDUALITY ARTIST BASED STUDY SUBSTANTIVE ART FORMS

Abstract. Creative individuality of a young painter is being understood in the current article as a system of inherent ability and opportunities available for the painter, without which is impossible creative work. Culture change of creative individuality of young painter become progressive character if substantial forms of his works take the adequate response in him near creative collective body.

Keywords: creative collective body, individuality, culture change, artistic ability, creative potential, logical-semantic model, substantial form

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Batuev, A. Fiziologiya vysshey nervnoy deyatel'nosti i sensornykh sistem [Physiology of higher nervous activity and sensory systems]: a textbook for high schools / A. Batuev. - St. Petersburg: Piter, 2005. - 317 p.

2. Bakhtin, M. M. Estetika tvorchestva [Aesthetics creativity] / M. M. Bakhtin. - Moscow: Pedagogika, 1979. - 421 p.

3. Bondarev, A. V. From genetics culture to cultureheritage: homologous series of domestic theoretical searches

1920-1990s. [Electronic resource] / A. V. Bondarev // Kul'turnoe mnogoobrazie - ot proshlogo k budushchemu: Vtoroy rossiyskiy kul'turologicheskiy kongress [Cultural manifold - from the past to the future: Second Russian Congress in Cultural]. - St. Petersburg: EIDOS:ASTERION, 2008. - URL:

http://window.edu.ru/resource/083/66083/files/IIc_tez.pdf.

4. Golosovker, J. E. Logika mifa [Logic myth] / J. E. Golosovker. - Moscow: Nauka, 1987. - 218 p.

5. Zozulya, O. Yu. Razwitie hudozhestwenno-tworcheskogo potentiala shkolnika w uslowiyakh profilnogo obucheniya izobrazitelnoi deyatelnosti [Development of artistic and creative potential of students in the context of vocational training expressive activity]: monograph / O. Yu. Zozulya. - Magnitogorsk: MaGU [MSU], 2008. - 143 p.

6. Zozulya, O. Yu. Development of student creativity using color forms a regional school of painting / O. Yu. Zozulya // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Gazette]. - 2008. - № 4. - P. 58-66.

7. Zozulya, O. Y Razwitie tworcheskoi lichnosti w kollektiwe molodykh hudozhnikow [The Development of a creative personality in the collective of young artists]: monograph / O. Yu. Zozulya. - Ufa: Bashkortostan, 2012. - 176 p.

145

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

О. Ю. Зозуля

Развитие творческой индивидуальности художника на основе изучения содержательных форм искусства

8. Meyer, A. A. Kulturogeneza childhood [Electronic resource] / A. A. Mayer // Vozrastnaya psikhologiya [Developmental Psychology]. - URL: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php7subaction =showfull&id=1106414113&archive=01&start_from=&ucat=7&.

9. Melik-Pashayev, A. A. Mir khudozhnika [World artist] / A. A. Melik-Pashayev. - Moscow: Progress-Traditsiya, 2000. - 271 p.

10. Mescheryakov V. T. Garmoniya i garmonicheskoe razvitie [Harmony and harmonious development] / V. T. Mescheryakov. - Liningrad: Nauka, 1976. - 119 с.

11. Moreno, J. L. Sociometry: experimental method and the science of society / J. L. Moreno. - Moscow: Akademichesky proekt, 2004. - 320 p.

12. Musinova, N. E. Problema khudozhestvennoy formy v aspekte tselostnosti: tvorchestvo N. S. Gumileva [Problem is an art form in terms of integrity: creativity N. S. Gumilev]: monograph. / N. E. Musinova. -Kostroma, 2007. - 167 p.

13. Professional'noe dekorativno-prikladnoe iskusstvo Bashkortostana [Professional arts and crafts Bashkortostan]: Listings third republican exhibition-ray / S. V. Ignatenko. - Ufa: Belaya Reka, 2008. - 196 p.

14. Rubinstein, S. L. Problemy obshchey psikhologii [Problems of General Psychology] / S. L. Rubinstein. -Moscow, 1976. - 416 p.

15. Stanislavski, K. S. Rabota aktera nad soboy. Rabota nad soboy v tvorcheskom protsesse perezhivaniya. Dnevnik uchenika [Job actor on himself. Work on an experience in the creative process. Diary pupil] / K. S. Stanislavsky. - Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1938. - 575 p.

16. Chernyshevsky, N. G. Esteticheskie otnosheniya iskusstva k deystvitel'nosti [Aesthetic Relations of Art to Reality] /

N. G. Chernyshevsky. - Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoy literatury, 1955. - 221 p.

17. Jung, C. G. Psikhologicheskie tipy [Psychological Types] / C. G. Jung. - Minsk: Kharvest, 2003. - 528 p.

Received 13.02.2014

146

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.