Научная статья на тему 'Поступательное развитие художественно-творческого потенциала молодого художника в творческом коллективе'

Поступательное развитие художественно-творческого потенциала молодого художника в творческом коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ФОРМА / РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА / CREATIVE COLLECTIVE BODY / INDIVIDUALITY / PROGRESSIVE DEVELOPMENT / ARTISTIC ABILITY / SUBSTANTIAL FORM / EXPERIMENTAL RESULTS / REFERENCE POINT OF CREATIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зозуля Ольга Юрьевна

На основе анализа результатов педагогического эксперимента показывается, что поступательное развитие художественно-творческого потенциала молодого художника в творческом коллективе осуществляется в процессе сотворчества и обмена творческими результатами - содержательными формами изобразительного искусства, что способствует профессиональному становлению творческой индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Progressive Development of the Young Painter Potential in a Creative Collective Body

Based on the analysis results of the pedagogical experiment shows that the progressive development of artistic and creative potential of the young artist in the group which carried out the process of co-creation and sharing of creative results meaningful forms of visual art that promotes the professional development of creative individuality of the young artist.

Текст научной работы на тему «Поступательное развитие художественно-творческого потенциала молодого художника в творческом коллективе»

УДК 73/76

О. Ю. Зозуля

ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДОГО ХУДОЖНИКА В ТВОРЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

На основе анализа результатов педагогического эксперимента показывается, что поступательное развитие художественно-творческого потенциала молодого художника в творческом коллективе осуществляется в процессе сотворчества и обмена творческими результатами - содержательными формами изобразительного искусства, что способствует профессиональному становлению творческой индивидуальности.

Ключевые слова: творческий коллектив, индивидуальность, поступательное развитие, художественные способности, творческий ориентир, содержательная форма, результаты эксперимента

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

А. Дистервег

В отечественной и зарубежной литературе накоплен опыт теоретических и экспериментальных исследований, а также способов развития творческих способностей и художественно-творческого потенциала учащихся [1; 4; 8-9]. В то же время педагоги в области изобразительного искусства постоянно заняты поиском новых, более эффективных методов и способов художественного воспитания и обучения, способствующих развитию творческого потенциала учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (задатков, одаренности). Особенно важно найти решение этой задачи в условиях профессионального обучения и освоения художественной профессии.

Целью данной работы является изложение результатов экспериментальных исследований одного из возможных способов поддержки поступательности развития художественно-творческого потенциала молодых художников в условиях профессионального обучения изобразительной деятельности в рамках творческого коллектива «Уфимский батик» [2-3; 7] и творческой группы «Южноуральский батик».

Процесс усвоения и развития художественных традиций участниками творческого

коллектива подчиняется известным законам психологии и педагогики творчества [2; 5-6]. В данной статье эти законы интерпретируются применительно к развитию художественно-творческого потенциала молодых художников творческого коллектива «Уфимский батик» [3], которое осуществляется в процессе сотворчества и обмена творческими результатами - содержательными формами, реализуемыми в виде коллекций платьев, палантинов, платков, галстуков, панно и различных аксессуаров. В эволюции этих форм находит свое отражение процесс эстетического развития участников коллектива. Известно, что творческий коллектив не может сохранить устойчивость в окружающей культурной среде без наследования имеющихся художественных традиций, сложившихся народных промыслов, ранее возникших школ профессиональных художников и творческих коллективов. Объединение «Уфимский батик» наследует традиции башкирской школы живописи, создано в 2006 г. в городе Уфе на базе творческого центра «Биктырыш» и занимается художественным конструированием коллекций панно, одежды и аксессуаров. Перед коллективом стоят конкретные задачи - подготовка творческих работ и участие в выставках, показах мод; творческая атмосфера создается не только его руководителем, но и всеми членами. Каждый вносит свое видение и индивидуальные творческие предложения, работая над эскизами к создаваемым коллекциям и сериям работ.

129

Ориентируясь на цветовые формы искусства профессиональных художников региональной школы живописи, коллектив «Уфимский батик» в качестве источников творчества использует цветовые формы природы, художественные композиции мастеров России и Башкортостана [7]. Для творчества этих мастеров характерно ритмичное чередование цветовых пятен и разделяющих их линий, которое наиболее последовательно и емко реализуется в батике - при нанесении резервирующего состава на ткань для разделения цветовых пятен. Эти приемы описываются нами специальным условным термином «батиковость» [2-3], который обозначает определенный способ синтеза разных культурных форм, используемых при создании художественных композиций.

Проблема, возникающая перед личностью каждого молодого художника и творческим коллективом в целом, состоит в том, чтобы добиться профессиональных высот в художественном конструировании. Она трансформируется в проблему, стоящую перед руководителем коллектива (педагогом), а именно: какие условия необходимо создать для развития художественно-творческого потенциала участников коллектива? Решение видится нам в том, чтобы найти правильные творческие ориентиры для каждой творческой личности и для коллектива в целом. Необходимо педагогически поддержать молодых художников, помочь им найти место содержательным формам своего творчества в ряду известных форм изобразительного искусства, а также познакомить их с художественными приемами создания цветовых форм, используемыми профессиональными художниками региональной школы живописи.

Для выявления индивидуальных особенностей молодых художников коллектива «Уфимский батик» проведено тестирование их творческих способностей, по результатам которого определен профиль творческой личности каждого. Методика тестирования основывается на базовом тесте, разработанном Г. М. Гладышевым по материалам работы В. И. Андреева [2-3]. Качественные показатели (характеристики) профиля личности каждо-

го соотнесены с качественными характеристиками близких ему цветовых форм, характерных для творчества отдельных профессиональных художников башкирской школы живописи (мажорных М или минорных М , дискретных Д или непрерывных Д, ритмичных Р или аритмичных Р ) [2; 7]. Согласно концепции профессионального выбора Дж. Холланда [10], молодым художникам предлагаются творческие ориентиры, учитывающие их индивидуальные особенности (см. рис.).

Д

Д

Творческие ориентиры молодых художников

Такой способ профессионального ориентирования обладает инновационными признаками и позволяет более эффективно сориентировать молодого художника в мире цветовых форм, созданных предыдущими поколениями художников, помочь ему в процессе своего профессионального роста, постепенно стать в один ряд с художниками-профессионалами и наравне с ними творить [2-3].

По результатам тестирования индивидуальных особенностей участников творческого коллектива выявлены предполагаемые области их задатков, которые соотнесены с семантическими группами секторов а, с и е (на рис. заштрихованы). В результате исследования сделан вывод, что в творческом коллективе «Уфимский батик» собрались художники, которые в целом ориентированы на восприятие и создание конкретно-образных цветовых форм. Именно общность художественного видения способствует успешному выполнению коллективной работы над коллекциями.

При разработке художественных композиций художники трех взаимно дополняющих

130

групп (Р М Д) коллектива, ориентированных на создание ритмичных, мажорных и непрерывных форм, совместно обсуждая свои эскизы, получают адекватные отклики и воплощают содержательные формы своего творчества в виде создаваемых коллекций, чем достигается поступательное развитие их художественно-творческого потенциала. При этом каждый член коллектива, используя свои индивидуальные особенности, совершенствуется в близких ему видах деятельности (эстетической, практической или интеллектуальной). Кроме того, взаимно дополняя друг друга в разных видах деятельности, участники коллектива в процессе творческой работы обретают новое качество, которое проявляется в росте профессионального уровня каждого участника коллектива, их художественно-творческого потенциала и коллектива в целом.

Опыт освоения региональных культурных традиций помогает молодым художникам глубже понять собственные культурные истоки, утвердиться в них и создавать новые содержательные формы искусства в рамках творческого коллектива своих современников.

Результаты коллективной творческой работы «Уфимский батик», представленные в виде коллекции аксессуаров и модных моделей одежды, отмечены дипломами второй и третьей степени на городских и республиканских конкурсных показах мод [7]. В 2013 г. творческому коллективу «Уфимский батик» было присвоено звание образцового коллектива за профессиональный вклад в развитие культуры Башкортостана.

В настоящее время наработанные практические результаты внедряются в учебный процесс бакалавров и магистров Челябинской академии

культуры и искусств в рамках дисциплины «Основы производственного мастерства» (роспись ткани) и работы творческой группы «ЮжноУральский батик» при кафедре декоративно-прикладного искусства. Некоторые члены коллектива «Уфимский батик» продолжают свое обучение в магистратуре Челябинской академии культуры и искусств и одновременно становятся участниками творческой группы «ЮжноУральский батик», создающей содержательные формы - с учетом принципов батиковости - в виде творческих коллекций палантинов («Самоцветы и цветы Урала», «Буквицы. Глаголь добро»), туник («Лунные коты», «Диковинные птицы») и серии творческих панно с акцентом на живые цветовые формы природы (триптихи: «Весенние метаморфозы камней и цветов Урала», «Южные бабочки», «Восточная красавица», «Райские птицы»; диптихи: «Весенние напевы», «Красоты края», «Коты», «Поэзия произведений», а также отдельные композиционные панно: «Морозные узоры. Снегири и свиристели», «Восточные огурцы», «Конь» и т. д.).

Разработанный нами подход профессионального обучения изобразительной деятельности в рамках коллективного сотворчества на основе учета индивидуальных особенностей (способностей) каждого участника творческого коллектива и соотнесения профиля его личности с близкими для него творческими ориентирами в виде содержательных форм изобразительного искусства способствует выражению качественно нового видения и понимания мира, становлению его индивидуальности и поступательному развитию художественно-творческого потенциала каждого молодого художника в близком ему творческом объединении.

1. Гладышев, Г. М. Педагогические условия развития духовно-творческого потенциала будущего художника-педагога : дис. ... канд. пед. наук / Г. М. Гладышев. - Оренбург : Оренбургский государственный педагогический университет, 2000. - 205 с.

2. Зозуля, О. Ю. Развитие художественно-творческого потенциала школьника в условиях профильного обучения изобразительной деятельности : монография / О. Ю. Зозуля. - Магнитогорск : Магнитогорский государственный университет, 2008. - 143 с.

3. Зозуля, О. Ю. Развитие творческой личности в коллективе молодых художников : монография / О. Ю. Зозуля. - Уфа : Башкортостан, 2012. - 176 с.

4. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. - Москва : Педагогика, 1987. - 144 с.

131

5. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Л. Морено. - Москва : Академический проект, 2004. - 320 с.

6. Станиславский, К. С. Работа актера над собой. Работа над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика / К. С. Станиславский. - Москва : Художественная литература, 1938. - 575 с.

7. Профессиональное декоративно-прикладное искусство Башкортостана : Каталог третьей республиканской выставки / С. В. Игнатенко. - Уфа : Белая Река, 2008. - 196 с.

8. Ростовщик, В. Д. Развитие художественно-творческого потенциала младших школьников в процессе изобразительной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. Д. Ростовщик. - Херсон, 2003. - 25 с.

9. Станько, И. В. Развитие художественно-творческого потенциала учащихся старших классов в школьной дизайн-образовательной среде : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. В. Станько. - Улан-Удэ, 2005. - 26 с.

10. Holland, J. L. The Psychology of vocational Choice / J. L. Holland. - Waltham, Mass., 1966.

Сдано 13.02.2014 O. Yu. Zozulya

PROGRESSIVE DEVELOPMENT OF THE YOUNG PAINTER POTENTIAL IN A CREATIVE COLLECTIVE BODY

Based on the analysis results of the pedagogical experiment shows that the progressive development of artistic and creative potential of the young artist in the group which carried out the process of co-creation and sharing of creative results - meaningful forms of visual art that promotes the professional development of creative individuality of the young artist.

Keywords: creative collective body, individuality, progressive development, artistic ability, reference point of creativity, substantial form, experimental results

1.Gladyshev, G. M. Pedagogkheskie uslowiya razwitiya duhowno-tworcheskogo potentiala budusthego hu-dozhnika [Pedagogical conditions of the development of spiritual and creative potential of the artist-teacher]: Dis. ... cand. ped. sciences / G. M. Gladyshev. - Orenburg: OGPU, 2000. - 205 p.

2. Zozulya, O.,Y Razwitie hudozhestwenno-tworcheskogo potentiala shkolnika w uslowiyakh profilnogo obucheniya izobrazitelnoi deyatelnosti [Development of artistic and creative potential of students in the context of vocational training expressive activity]: monograph / O. Y Zozulya. - Magnitogorsk: MaGU [MSU], 2008. - 143 p.

3. Zozulya, O. Y Razwitie tworcheskoi lichnosti w kollektiwe molodykh hudozhnikow [The Development of a creative personality in the collective of young artists]: monograph / O. Yu. Zozulya. - Ufa: Bashkortostan, 2012. - 176 p.

4. Melik-Pashaev, A. A. Stupenki k tworchestwu : Hudozhestwennoe razwitie rebyonka w semiye [Steps to creativity: the Artistic development of children in the family] / A. A. Melik-Pashaev, Z. N. Novljanskaja. - Moscow: Pedagogika [Pedagogics], 1987. - 144 p.

5. Moreno, Ya. L. Sociometriya: Experimentalnyi method i nauka ob obshestwe [Sociometry: Experimental method and the science about society] / Ya. L. Moreno. - Moscow: Academichesky project, 2004. - 320 p.

6. Stanislavsky, K. S. Rabota aktyora nad soboy. Rabota nad soboy w tworcheskon processe perezhwaniya Dnewnik uchenika [The work of actor on yourself. Work on yourself in the creative process of experiencing. Diary of a student] / K. S. Stanislavsky. - Moscow: Khudozhestwennaya Literatura, 1938. - 575 p.

7. Professionalnoe decorativno-prikladnoe iskusstwo Bashkortostana [Professional decorative and applied arts of Bashkortostan]: Catalogue third Republican exhibition / S. V. Ignatenko. - Ufa: Belaya Reka [White River], 2008. - 196 p.

8. Rostowtshik, W. D. Razwitie khudozhestwenno-tworcheskogo potentiala mladshykh shkolnikow w processe izobrazitelnoy deyatelnosti [Development of artistic and creative potential of the younger students in the process of fine art activity]: synopsis ... Cand. Ped. Sciences / W. D. Rostowtshik. - Kherson, 2003. - 25 p.

9. Stanko, I. Razwitie khudozhestwenno-tworcheskogo potentiala uchashikhsya starshykh klassow w shkolnoy dizain-obrazowatelnoi srede [Century the Development of artistic and creative potential of pupils of the senior classes in the school, design educational environment]: synopsis ... Cand. Ped. Sciences 13.00.01 / I. Stanko. - Ulan-Ude, 2005. - 26 p.

10. Holland, T. L. The Psychology of vocational Choice. - Waltham, Mass., 1966.

132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.