Научная статья на тему 'Развитие туризма как важнейшее направление экономической деятельности страны'

Развитие туризма как важнейшее направление экономической деятельности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1124
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / PAID SERVICES / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / TOURIST INDUSTRY / ИНВЕ СТИЦИИ / INVESTMENT / РЕГИОН / REGION / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / TOURIST AND RECREATIONAL FACILITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лавров Виктор Валерьевич, Скорчеллетти Дмитрий Сергеевич

В статье рассмотрены вопросы развития туризма в стране, определены значение и особенности туристской деятельности, представлены стати стические данные по международным прибытиям и экономическим харак теристикам развития туризма. Значительное внимание уделено вопросам финансирования объектов туристской индустрии и определению доли ту ристских услуг в общем объеме платных услуг, предоставляемых населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism DevelopmenT as The mosT imporTanT DirecTion of The counTry's economic acTiviTy

The article deals with tourism development in the country, defines particular fea tures and value of the tourist activity, presents some statistical data on internation al arrivals and economic characteristics of tourism development. Serious attention has been paid to the tourist industry financing and determining the proportion of tourist services in the total volume of paid services provided for the public.

Текст научной работы на тему «Развитие туризма как важнейшее направление экономической деятельности страны»

развитие туризма

как важнейшее направление

ЭКОНОмИЧЕСКОЙ ДЕяТЕльНОСТИ СТРАНЫ

tourism development as the most important direction of the country's economic activity

УДК 338.48

ЛАВРоВ Виктор Валерьевич

доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, кандидат экономических наук, vv_l@inbox.ru

LAVROV Victor Valerievich

Associate Professor, Department of the Economic and Social Processes Management, Saint-Petersburg State University of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, vv_1@inbox.ru

СКоРЧЕЛЛЕТТИ Дмитрий Сергеевич

профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, доктор экономических наук, профессор, uesp@gukit.ru

SKORCHELLETTI Dmitry Sergeevich

Professor of the Social and Economic Processes Management Department, Saint-Petersburg State University of Film and Television, Doctor of Economics, uesp@gukit.ru

Аннотация.

В статье рассмотрены вопросы развития туризма в стране, определены значение и особенности туристской деятельности, представлены статистические данные по международным прибытиям и экономическим характеристикам развития туризма. Значительное внимание уделено вопросам финансирования объектов туристской индустрии и определению доли туристских услуг в общем объеме платных услуг, предоставляемых населению.

Ключевые слова: туризм, платные услуги, туристская индустрия, инвестиции, регион, туристско-рекреационный комплекс.

Abstract.

The article deals with tourism development in the country, defines particular features and value of the tourist activity, presents some statistical data on international arrivals and economic characteristics of tourism development. Serious attention has been paid to the tourist industry financing and determining the proportion of tourist services in the total volume of paid services provided for the public.

Key words: tourism, paid services, tourist industry, investment, region, tourist and recreational facilities.

С каждым годом все больше внимания уделяется вопросам развития и совершенствования сферы услуг, причем развитие туристской индустрии представляет собой целый комплекс взаимосвязанных отраслей и видов деятельности. Следовательно, туризм представляет собой сложное социально-экономическое явление, включающее разнообразные виды деятельности по обслуживанию туристов. В современных экономических условиях происходит активное расширение интеграционных связей между странами в области развития международного туризма.

Как отмечено в книге В. А. Квартальнова: «Туризм - временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, в оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте» [1, с. 24].

Важно отметить, что в современных условиях для многих стран туризм представляет собой один из основных источников дохода, точно так же, как и для многих дотационных регионов страны развитие туризма - это прежде всего дополнительный источник получения средств в региональный бюджет. Туризм как сфера хозяйственной деятельности, как отрасль экономики имеет огромное значение и ряд характерных особенностей. Во-первых, туризм превратился в один из ведущих секторов мирового хозяйства и способствует развитию и углублению интеграционных связей между различными странами. Во-вторых, как было отмечено ранее, во многих странах мира туризм является одной из наиболее прибыльных отраслей экономики. В-третьих, в развитых странах большая часть населения проводит отпуска вне места своего постоянного проживания, что привело к становлению мощной индустрии туризма. В-четвертых, для ряда экономически слаборазвитых стран туризм стал эффективным источником получения иностранной валюты, используемой для экономического роста и решения социальных проблем. Следует отметить, что благодаря активному развитию предприятий туристско-

рекреационного комплекса, формируется база дополнительных рабочих мест, ускоряется развитие дорожного и гостиничного строительства, стимулируется производство всех видов транспортных средств. Именно туризм способствует сохранению народных промыслов и национальной культуры регионов и стран.

По прогнозам Всемирной туристской организации, к 2020 г. число туристских прибытий составит 1,6 млрд человек, мировые доходы от туризма в 2020 г. возрастут до 2 трлн долларов [2, с. 3].

Представленные факты свидетельствуют о большом потенциале возможностей развития туризма как в масштабах мировой хозяйственной системы, так и в масштабе отдельной страны. Быстрое развитие туризма способствует прогрессу и других отраслей экономики: торговли, транспорта, бытового обслуживания, производства товаров народного потребления, сельского хозяйства, строительства и др. Совокупность взаимосвязанных отраслей, обеспечивающих разнообразные потребности туристов, получила название индустрии туризма.

Анализ индустрии туризма позволил выявить ее следующие особенности [3]:

1. Современный туристский бизнес характеризуют глубокие изменения, нестабильность, высокая зависимость не только от факторов, непосредственно влияющих на рынок туристских услуг, но и от факторов, не связанных непосредственно с туризмом и путешествиями, но оказывающих существенное влияние на структуру и уровень спроса туристов.

2. Необходимо отметить, что российский рынок туризма как таковой не подлежит четкой регуляции со стороны органов власти, что приводит к отсутствию сбалансированности развития туристско-рекреационных комплексов и региональной разобщенности в предоставлении туристских услуг.

3. В настоящее время на рынке туристских услуг наблюдается тенденция сокращения количества независимых туристских предприятий. Стремительно увеличивается доля рынка, принадлежащая туристским сетям.

4. Высокий уровень конкуренции в сфере туризма.

8

петербургский экономический журнал • № 2 • 2014

5. Сезонность бизнеса. Максимальные прибыли туристические компании получают во время летнего сезона. Также к периодам повышенной потребительской активности можно отнести праздники, школьные и студенческие каникулы.

6. Большая зависимость результатов деятельности предприятий туристской индустрии от «человеческого фактора». Общая оценка клиентом качества услуг часто базируется не только на качестве исполнения услуг (качество блюда, организации поездки, проживания в отеле), но и на качестве и культуре обслуживания официанта, менеджера в турфирме при оформлении путевки, администратора в гостинице. По этой причине в туризме неизмеримо больше внимания должно уделяться управлению персоналом и регулированию межличностных отношений.

Важнейшим вопросом формирования статистической базы и определения результатов туристской деятельности в регионе является учет затрат туристов в процессе путешествия или отдыха в стране пребывания.

Как видно из представленной таблицы, в 2020 г. количество прибытий международных туристов составит 1 млрд 602 млн человек. Европа удержит доминирующие позиции

С экономических позиций достаточно сложно определить фактические затраты туристов в стране пребывания, так как практически не представляется возможным произвести разделение выручки, получаемой от туристов, и от граждан, проживающих в данной стране и являющихся ее жителями (резидентами) на каждом объекте туристского обслуживания (магазине, ресторане, гостинице и т. д.). Следовательно, туристские расходы можно определить только на основе опросов населения.

В настоящее время туризм получил значительное распространение во всем мире. Общий объем поступлений от международного туризма неуклонно увеличивается и за период 1950-2010 гг. он вырос более чем в 200 раз. Региональное распределение туристских потоков сложилось давно. С начала массовых туристских обменов по настоящее время на мировом рынке туризма заметно выделяются Европа и Северная Америка. На них приходится 4/5 прибытий в мире. Прогноз динамики международных туристских прибытий представлен в таблице 1.

(44,8%), на второе место выйдет Азиатско-Тихоокеанский регион (27,3%), а на третьем месте будет Америка (17,7%). Важным фактом является активное увеличение туристских прибы-

Таблица 1

Динамика международных туристских прибытий, млн чел.

Регион 2010 г. 2020 г. (прогноз) Отклонение Удельный вес 2020 г.

Европа 527 717 +190 44,8

Восточная Азия/Тихий океан 231 438 +207 27,3

Америка 195 284 +89 17,7

Африка 46 75 +29 4,7

Средний Восток 37 69 +32 4,3

Южная Азия 11 19 +8 1,2

Всего 1047 1602 +555 100

Источник: Выполнено автором на основе данных [4].

тий по всем регионам мира, что в общей сложности составит увеличение потока туристских прибытий за 10 лет на 555 млн чел.

Страны-лидеры по выезду туристов в 2020 г. представлены в таблице 2. Среди 10 стран-лидеров по выезду туристов будут первенствовать Германия (10,2% в мировом потоке),

за ней - Япония (8,8%) и США (7,7%). Доля десятки стран в мировом потоке по выезду туристов составит почти 50%. Россия - на 9 месте с показателем 1,9%. На 10 месте прогнозируется Италия (1,7% в мировом потоке).

Страны-лидеры по приему туристов в 2020 г. представлены в таблице 3.

Таблица 2

Страны-лидеры по выезду туристов в 2020 г.

Рейтинг Страна Выезд туристов, млн чел. Доля в мировом потоке, %

1 Германия 163,5 10,2

2 Япония 141,5 8,8

3 США 123,3 7,7

4 Китай 100,0 6,2

5 Великобритания 96,1 6,0

6 Франция 37,6 2,3

7 Нидерланды 35,4 2,2

8 Канада 31,3 2,0

9 Россия 30,5 1,9

10 Италия 29,7 1,7

Всего 788,9 49,0

Рейтинг Страна Въезд туристов, млн чел. Доля в мировом потоке, %

1 Китай 137,1 8,6

2 США 102,4 6,4

3 Франция 93,3 5,8

4 Испания 71,0 4,4

5 Гонконг (Китай) 59,3 3,7

6 Италия 52,9 3,3

7 Великобритания 52,8 3,3

8 Мексика 48,9 3,1

9 Россия 47,1 2,9

10 Чехия 44,1 2,7

Всего 708,9 44,2

Источник: [5, с. 7-8].

Таблица 3

Страны-лидеры по приему туристов в 2020 г.

10

Источник: [5, с. 8].

петербургский экономический журнал • № 2 • 2014

Как видно из таблицы, в числе стран-лидеров по приему туристов - Китай (8,6%), США (6,4%), Франция (5,8%), Испания (4,4%), Россия (2,9%), Чехия (2,7%). Доля этих десяти стран по приему туристов в 2020 г. в мировом потоке этой группы стран составит 44,2% [5, с. 7-8].

Анализируя данные представленных таблиц, можно отметить, что Россия занимает очень скромное положение по приему иностранных туристов и организации выезда российских туристов за пределы страны. Доля России в мировом потоке по выезду туристов составляет 1,9%, доля России в мировом потоке по приему туристов составляет 2,9%.

На основе представленных данных можно сделать вывод, что в масштабах Российской Федерации в общем объеме платных услуг обобщенная доля туристских услуг и услуг размещения туристов составляет в среднем около 4%, что катастрофически мало для страны с огромным туристско-рекреацион-ным потенциалом и разнообразием.

Долю туристских услуг в общем объеме платных услуг представим в виде круговой диаграммы (рисунок), что иллюстрирует представленные в таблице данные.

Туризм в современной мировой экономике, в экономике отдельных стран приобрета-

Следовательно, возможности туристско-рекреационного потенциала страны еще не достаточно реализуются и важнейшим вопросом современности является вопрос привлечения иностранных туристов в Россию и предоставление больших возможностей для развития внутреннего и въездного туризма, что приведет к увеличению уровня доходов от туристской деятельности. В связи с проводимым исследованием рассмотрим, какую долю в платных услугах населения занимает туристская индустрия. В таблице 4 представлены данные о платных услугах в сфере туризма и отдыха.

ет все более важную роль, так как является не только наиболее развивающимся экономическим комплексом, но и важнейшим катализатором экономического роста. Кроме того, постоянное появление новых видов туризма способствует развитию отрасли, и ведущее место среди наиболее перспективных видов туризма будет занимать конгресс-но-деловой и культурный туризм, те виды туризма, которые наиболее характерны для крупных городов. Туризм является важнейшим источником доходов для городов и окружающих их районов, особенно для тех, которые знамениты своим историче-

Таблица 4

Платные услуги в сфере туризма и отдыха

Показатель Год

2000 2005 2010 2012

Платные услуги населению - всего, в фактически действующих ценах, млн руб. 602755 2271733 4943482 6036839

Из них: туристские услуги 10639 33849 99879 121545

услуги гостиниц и иных средств размещения 16178 60098 112855 141012

Удельный вес в общем объеме платных услуг населению, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

туристских услуг 1,8 1,5 2,0 2,0

услуг гостиниц и иных средств размещения, % 2,7 2,6 2,3 2,3

Источник: [6, с. 33]

ским или культурным наследием. Туризм -социальный фактор отдыха, оздоровления, взаимопонимания между людьми, доступа

к историческим и культурным ценностям развития личности, политической стабильности, социального равновесия.

2% 2,3%

95,7%

□ прочие платные усуги населению

□ туристские услуги

□ услуги гостиниц и иных средств размещения

Рисунок

Доля туристских услуг и услуг размещения в общем объеме платных услуг в России

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании внутреннего валового продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Важно отметить, что в мире 10% инвестиций приходится на долю туризма. Для активного развития его требуются огромные средства, которые могут быть представлены в виде инвестиций и финансовых средств из федерального и региональных бюджетов.

Регионам, которые хотят стать туристскими центрами, необходимо существенно увеличить объем инвестиций в развитие туризма. Для координации деятельности в области развития туризма и целенаправленного распределения средств в России были определены семь туристско-рекреационных зон. Общий объем финансовых вложений в создание

и развитие туристско-рекреационных зон на период до 2026 г. составит 336 млрд руб., в том числе 44,5 млрд руб. будет направлено из федерального бюджета, 260,4 млрд руб. составят средства частных инвесторов, остальная сумма будет привлечена за счет средств региональных бюджетов [7, с. 45-47].

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что туризм как отрасль экономики занимает важнейшее место как в хозяйственном комплексе страны, регионов, отдельных городов, так и в мировой хозяйственной системе. Развитие туризма способствует дальнейшему углублению процесса интеграции и международной специализации. Необходимо уделять серьезное внимание индустрии туризма как крупному сектору экономики страны, как взаимосвязанной системе, оказывающей влияние как на экономические, так и на социальные процессы в обществе.

12

петербургский экономический журнал • № 2 • 2014

Список литературы

1. Квартальное В. А. Туризм. М.: Финансы и статистика, 2003. 320 с.

2. Гуляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003. 304 с.

3. Федулин А. А. Туристское образование / под общ. ред. А. А. Федулина. М.: Издательство «Логос», 2004. 288 с.

4. Чилова Е. П., Темкина И. М. Рынок международных туристских услуг: экономический и социальный эффект. URL: http://www.km.ru (дата обращения: 13.05.2014).

5. Горбылева З. М. Экономика туризма. Мн.: БГЭУ, 2004. 478 с.

6. Туризм в цифрах. 2013: Стат. сб. / ИИЦ «Статистика России, Федеральное агентство по туризму. М.: ИИЦ «Статистика России», 2013. 39 с.

7. Боголюбов В. С. Экономическая оценка инвестиций в развитие туризма. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.