Научная статья на тему 'Современное состояние и перспективы развития сферы туризма в Российской Федерации'

Современное состояние и перспективы развития сферы туризма в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
16808
1100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INBOUND STREAM / ВЫЕЗДНОЙ ПОТОК / EXIT STREAM / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / КАЧЕСТВО ТУРИСТСКИХ УСЛУГ / QUALITY OF TOURIST SERVICES / ПОКАЗАТЕЛЬ / INDICATOR / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT OF / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ТУРИЗМ / TOURISM / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / TOURIST POTENTIAL / ТУРИСТСКИЙ РЕСУРС / TOURISM PRO-DUCT / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / TOURIST RESOURCES / РОСТ / GROWTH / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ВЪЕЗДНОЙ ПОТОК

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Квартальнов Андрей Вячеславович, Чабанюк Олег Васильевич

По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО) Россия по туристскому потенциалу занимает 5-е место в мире. Однако по реальной организации туризма, по числу туристских поездок, Россия находится на 45-м месте. Эти данные авторитетной туристской организации предельно ясно показывают актуальность исследуемой проблемы. Россия должна ускоренными темпами довести развитие туризма до реальных возможностей, а путь этот ясен: 40 экономических, организационных, технологических ступенек роста в развитии туризма. В статье исследуются проблемы и перспективы развития сферы туризма в России, анализируются объемы международных туристских прибытий и выездов российских граждан за период с 2002 по 2014 гг. Анализируется состояние нормативной базы, определяющее направления развития туризма в Российской Федерации. В работе рассмотрена роль Российской Федерации на рынке международных туристских услуг, выделены основные проблемы развития туризма в стране, намечены пути решения проблем туристской сферы в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Квартальнов Андрей Вячеславович, Чабанюк Олег Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern condition and perspectives of tourism development in the Russian Federation

According to the World Tourism Organization (UNWTO) Russia is ranked 5th in the world on the tourist potential. However, the actual organization of tourism in the number of tourist arrivals, Russia is on the 45th place. These data reputable Tourism Organization are extremely clearly show the relevance of the investigated problem. Russia must accelerated rates bring tourism development to the real possibilities, but the way this is clear: 40 economic, organizational, technological growth steps in the development of tourism. The article investigates the problems and perspectives tourism development in Russia, analyzed the volume of international tourist arrivals and departures of Russian citizens during the period from 2002 to 2014. Analyzes the state of normative base that guide the development of tourism in the Russian Federation. The role of the Russian Federation in the international market of tourist services was reviewed in work, identified the main problems of tourism development in the country, outlined ways solving the problems of tourist areas in Russia.

Текст научной работы на тему «Современное состояние и перспективы развития сферы туризма в Российской Федерации»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-7-42 УДК 338.2

современное состояние и перспективы развития сферы туризма

в российской федерации

квартальнов А.в., Чабанюк о.в.

По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО) Россия по туристскому потенциалу занимает 5-е место в мире. Однако по реальной организации туризма, по числу туристских поездок, Россия находится на 45-м месте. Эти данные авторитетной туристской организации предельно ясно показывают актуальность исследуемой проблемы. Россия должна ускоренными темпами довести развитие туризма до реальных возможностей, а путь этот ясен: 40 экономических, организационных, технологических ступенек роста в развитии туризма. В статье исследуются проблемы и перспективы развития сферы туризма в России, анализируются объемы международных туристских прибытий и выездов российских граждан за период с 2002 по 2014 гг. Анализируется состояние нормативной базы, определяющее направления развития туризма в Российской Федерации. В работе рассмотрена роль Российской Федерации на рынке международных туристских услуг, выделены основные проблемы развития туризма в стране, намечены пути решения проблем туристской сферы в России.

ключевые слова: въездной поток; выездной поток; качество жизни; качество туристских услуг; показатель; развитие; конкурентоспособность; стратегия; туризм; туристский потенциал; туристский продукт; туристский ресурс; рост; экология.

modern condition and perspectives of tourism development

in the Russian federation

Kvartalnov A.V., chabanuk o.V.

According to the World Tourism Organization (UNWTO) Russia is ranked 5th in the world on the tourist potential. However, the actual organization of tourism in the number of tourist arrivals, Russia is on the 45th place. These data reputable Tourism Organization are ex-

tremely clearly show the relevance of the investigated problem. Russia must accelerated rates bring tourism development to the real possibilities, but the way this is clear: 40 economic, organizational, technological growth steps in the development of tourism. The article investigates the problems and perspectives tourism development in Russia, analyzed the volume of international tourist arrivals and departures of Russian citizens during the periodfrom 2002 to 2014. Analyzes the state of normative base that guide the development of tourism in the Russian Federation. The role of the Russian Federation in the international market of tourist services was reviewed in work, identified the main problems of tourism development in the country, outlined ways solving the problems of tourist areas in Russia.

Keywords: inbound stream; exit stream; quality of life; the quality of tourist services; indicator; development of; competitiveness; strategy; tourism; tourist potential; tourism product; tourist resources; growth; ecology.

За последние два десятилетия туризм стал одним из основных видов международной экономической деятельности, сложной и комплексной сферой, оказывающей существенное влияние как на структуру и общую ситуацию в мировой экономике, так и на хозяйства многих стран и регионов мира. Международный туризм в ряде стран стал одним из важнейших, а в некоторых, главным источником поступления валюты и формирования доходной части бюджета.

В официальных документах, определяющих направления развития туризма, неизменно подчеркивается, что современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства [1].

В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года», принятой 31 мая 2014 года, было отмечено, что Российская Федерация сегодня занимает прочное положение на рынке международного туризма. В 2012 году Россия вошла в 10 стран-лидеров по количеству прибытий иностранных граждан, заявив серьезный темп роста этого показателя (13 процентов). На нашу страну в 2012 году приходилось 4,8 процента всего туристского потока в мире. При этом граждане Российской Федерации формируют по-прежнему активный выездной туристский поток. В 2012 году наша страна заняла 5-е место по расходам туристов.

По данным Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО), в Российской Федерации рост числа прибытий иностранных граждан в 2010 году составил 4,4 процента, в 2011 году - 11,9 процента, в 2012 году - 13 процентов. При этом объем поступлений от туризма соответственно в 2010 году составил 8,83 млрд. долл. США, в 2011 году - 11,328 млрд. долл. США и в 2012 году - 10,759 млрд. долл. США. Снижение доходов в 2012 году по сравнению

с 2011 годом при явном росте туристского потока является опасным фактором, который говорит о недостаточно эффективном использовании экономикой страны благоприятных тенден-

По данным ЮНВТО, число международных туристских прибытий в первой половине 2013 г. выросло на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и достигло почти 500 млн. туристских прибытий [1]. Численность поездок иностранных граждан, посетивших Россию в 2013 году, составила более 25 млн., а численность поездок россиян за рубеж - 54,069 млн. [2]. По данным Росстата, в первой половине 2014 года страну посетили 10,7 миллионов туристов: это в 10 раз больше, чем за аналогичный период 2013 года [3].

В «Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)», принятой Правительством РФ в июле 2010 г., отмечается, что туристско-рекреационный потенциал России огромен, что наша страна занимает пятое место в мире по уникальным природным объектам и девятое по объектам историко-культурного наследия. В документе говорится, что по оценке ЮНВТО наша страна может принимать до 40 млн. туристов, но в настоящее время принимает всего 2 млн. иностранцев в год и находится на 122-м месте по эффективности работы туристской отрасли [4].

В настоящее время ЮНВТО оценила туристский потенциал России в 70 миллионов туристов ежегодно [11].

Российская Федерация, имея высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю на 2012 год приходилось около 1 процента мирового туристского потока [5].

Туристский потенциал России определяется следующим.

Одним из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры.

По данным, представленным государственными органами охраны объектов культурного наследия субъектов Российской Федерации, по состоянию на 31 декабря 2013 г. под государственной охраной находилось 133627 объектов культурного наследия: 129499 памятников (в том числе 64504 федерального значения, 62652 регионального значения, 2343 местного значения), 3489 ансамблей (1318 федерального значения, 2142 регионального значения, 29 местного значения), 639 достопримечательных мест (в том числе 23 федерального значения, 609

регионального значения, 7 местного значения). При этом в составе ансамблей насчитывалось 18919 памятников [6]. Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры: на территории России находится 26 объектов, состоящих в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Основу историко-культурного и природного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно классифицировать по их характеристикам следующим образом: музеи и музеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения.

Важную роль в формировании культурного потенциала России и развитии туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России общее число государственных музеев на 31 декабря 2013 г., по данным ГИВЦ, составило 2730 [6].

В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (по состоянию на 2013 год в России действовали 160 музеев-заповедников и музеев-усадеб) [6].

Основу федеральной системы особо охраняемых природных территорий составляют 102 государственных природных заповедника, 47 национальных парков и 69 государственных природных заказников федерального значения. Во многих из них сохраняется не только природное наследие, но и уникальные историко-культурные объекты. Особое значение в организации интересных туристских маршрутов играют исторические города и поселения. В России 539 поселений относятся к историческим объектам. В них сохраняются не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты [1].

По вопросам развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № Пр-1814 разработана Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, которая базируется на следующих приоритетах устойчивого развития:

■ повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

■ экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

■ наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

■ экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

■ стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства [1].

Стратегия разработана на основе следующих документов в сфере стратегического планирования развития различных областей деятельности в Российской Федерации:

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, и государственных программ Российской Федерации предусматривает мероприятия в сфере туризма, перед которой стоят следующие задачи:

■ закрепление и удержание достигнутых результатов;

■ переориентация части потребительского спроса россиян на внутренний туризм;

■ привлечение иностранных туристов;

■ реализация стратегической роли туризма в духовном развитии, воспитании патриотизма и просвещении;

■ обеспечение роста качества жизни населения.

Стратегия является неотъемлемой частью Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, и полностью коррелирует с задачами государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, а также продолжает реализовывать запланированные в предыдущие годы мероприятия в сфере туризма [7].

Современный этап стратегического планирования развития туризма связан с необходимостью закрепления результатов, достигнутых на предыдущих этапах.

За последние 15 лет отрасль добилась определенного уровня развития, и к настоящему моменту появились предпосылки для интенсивного развития туризма, основанного на принципах комплексности, устойчивости и ориентации на человека.

Таким образом, целью развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года является комплексное развитие внутреннего и въездного туризма с учетом обеспечения экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации.

Выполнение поставленной цели требует решения следующего комплекса задач:

■ формирование доступной и комфортной туристской среды;

■ повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и мировом рынках;

■ реализация и усиление социальной роли туризма, в том числе развитие социального, лечебно-оздоровительного, детского, юношеского и молодежного туризма; совершенствование системы управления и статистического учета в сфере туризма;

■ обеспечение роста экономики и качества жизни населения регионов Российской Федерации за счет развития туризма;

■ комплексное обеспечение безопасности в сфере туризма и устойчивого развития сферы туристских услуг;

■ продвижение туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и международном туристских рынках;

■ интеграция сферы туристских услуг, предоставляемых Республикой Крым и г. Севастополем, в систему управления туризмом и профессиональное туристское сообщество Российской Федерации [4].

Приоритетными направлениями развития туризма в Российской Федерации являются:

■ развитие внутреннего и въездного туризма;

■ унификация качества туристских услуг в стране, приведение их в соответствие с международными стандартами;

■ создание и развитие комфортной информационной туристской среды, включая систему туристской навигации, знаки ориентирования, информацию о туристских ресурсах и программах регионов;

■ усиление роли туризма в просвещении и формировании культурно-нравственного потенциала населения регионов Российской Федерации;

■ координация усилий всех регионов по продвижению туристского продукта Российской Федерации [1].

Российская Федерация имеет значительный потенциал для роста внутреннего и въездного туризма, однако отечественный туристский продукт испытывает сильнейшую конкуренцию со стороны предложений международного рынка. В связи с этим необходимо разработать систему мер по повышению конкурентоспособности отечественного туристского продукта, включающих:

■ обеспечение высокого качества туристских услуг;

■ совершенствование профессионального образования в сфере туризма;

■ создание и поддержание эффективного уровня конкуренции в отрасли;

■ применение современных маркетинговых инструментов для формирования предложения туристских услуг в соответствии с потребностями реальной и целевой аудитории покупателей;

■ проработку возможных вариантов снижения цен на внутренние перевозки в пределах Российской Федерации;

■ создание и развитие российских систем бронирования туристских услуг на внутреннем рынке;

■ введение классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи.

Повышение качества туристских услуг сегодня является основной задачей всех участников отрасли. Российские и иностранные туристы, активно путешествующие по миру, накопили значительный туристский опыт, привыкли к мировым стандартам обслуживания. Отечественным туристским организациям приходится иметь дело с искушенным и требовательным потребителем.

Одним из наиболее активно используемых инструментов по оценке качества туристских услуг сегодня является классификация объектов туристской инфраструктуры. Необходимо внедрить единую систему классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, разработать процедуру оценки качества услуги и присвоения категории, а также механизм периодической переоценки и повышения или снижения уже присвоенной категории.

В целях повышения качества туристского продукта Российской Федерации необходимо обеспечить широкий ассортимент предлагаемых на рынке туристских программ и периодическое их обновление. Это позволит повысить интерес потребителя к туристскому продукту и увеличить число повторных посещений курортов и объектов туристской инфраструктуры [1].

В правительственных документах отмечено, что эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в России и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджет различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения [1].

Состояние развития сферы туризма косвенно характеризует статистика въездного туризма. Развитие въездного туризма в РФ представлено в таблице 1 [8, 9].

Здесь незаполненные клетки означают отсутствие данных. Для наглядности на рисунках 1, 2 приведены графические иллюстрации данных таблицы 1, характеризующие соответственно динамику числа поездок в РФ из отдельных стран и суммарное число поездок по всем странам за период 2003-2014 гг.

В приведенной таблице обращают на себя внимание значительное увеличение числа поездок из некоторых стран (Испания, Австрии, Нидерландов и др.). В основном туристы из этих стран посещают нашу страну с культурно-познавательными целями. Однако общее число прибытий иностранных туристов с целью отдыха за период 2003-2009 гг. имело тенденцию к снижению. Незначительный рост (2%) произошел лишь в 2006 г. В остальные годы происходило снижение прибытий. С 2010 года прослеживается динамика увеличения прибытий иностранных граждан в Россию.

Таблица 1

Развитие въездного туризма в РФ, число поездок

Страна 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Герма -ния 288551 351099 313547 328583 507000 526000 496000 514000 527000 566 000 575 000 530 000

Китай 203264 283839 204192 157361 314000 324000 311000 361000 515000 639 000 668 000 714 000

Финляндия 242075 242816 175557 148153 640000 661000 688000 658000 805000 915 000 893 000 977 000

США 125553 181721 156737 224970 247000 262000 248000 224000 235000 247 000 261 000 215 000

Польша 956188 353986 133096 234073 154000 551000 351000 334000 634000 899 000 460 000 227 000

Италия 114443 125397 125310 116000 178000 202000 166000 176000 186000 188 000 197 000 186 000

Латвия 42860 50501 119938 49396 206000 271000 364000 390000 405000 350 000 268 000 226 000

Великобритания 90831 115622 118996 124169 211000 224000 214000 190000 196000 208000 232 000 201 000

Франция 118548 141113 109305 102513 169000 165000 149000 155000 173000 180 000 180 000 169 000

Литва 29984 40652 70445 42662 256000 252000 178000 400000 474000 409 000 394 000 377 000

Эстония 53884 74165 64662 65385 168000 244000 328000 37700 391000 355 000 285 000 252 000

Испания 39376 51395 60180 53943 88000 117000 105000 98000 114000 86 000 91 000 81 000

Япония 55230 56780 50842 59581 71000 73000 61000 65000 62000 73 000 86 000 84 000

Швеция 26256 31892 45813 30967 50000 49000 50000 43000 50000 46 000 40 000 34 000

КНДР 31886 44397 43304 42951 8800 4900 6000 5900 10000 10 000 14 000 12 000

Нидерланды 26653 33101 32696 29014 64000 69000 60000 63000 69000 65 000 66 000 61 000

Израиль 23936 26924 30397 27133 56000 55000 60000 71000 86000 96 000 102 000 117 000

Австрия 22583 32404 29095 24370 56000 56000 58000 55000 57000 57 000 59 000 51 000

Швейцария 19244 24369 21343 27415 40000 38000 38000 36000 40000 42 000 43 000 41 000

Норвегия 19892 23672 21215 23729 38000 46000 39000 35000 38000 36 000 28 000 24 000

Греция 13658 18735 17558 16942 26000 29000 29000 23000 23000 22 000 24 000 20 100

Австралия 9065 14189 14684 19478 34000 34000 28000 26000 30000 39 000 42 000 42 000

Канада 14809 17432 13483 23547 40000 57000 54000 42000 46000 48 000 54 000 46 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Турция - - - - 160000 167000 117000 134000 164000 182 000 207 000 219 000

Болгария - - - - 19000 20000 21000 20000 21000 21 000 22 000 20 000

Венгрия - - - - 18000 19000 15000 15000 17000 17 000 19 000 18 000

Египет - - - - 3600 4200 4700 5300 6400 7 900 10 000 7 000

Кипр - - - - 6100 6800 5800 5800 6900 5 100 4 800 5 000

Куба - - - - 2600 2700 2 500 2 500 2 700 3 700 7 100 8 100

ОАЭ - - - - 1200 700 600 700 700 800 1 100 1 200

Румыния - - - - 6800 8800 7800 10000 12000 13000 16 000 14 000

Словакия - - - - 14000 14000 11000 14000 15000 16000 18 000 17 000

Таиланд - - - - 9500 9400 8700 9000 11000 13000 14 000 15 000

Тунис - - - - 700 800 700 900 800 1300 1 300 1 400

Филиппины - - - - 12000 7100 4600 5000 5200 5900 6900 7 900

Хорватия - - - - 7200 8000 7800 8300 8800 9400 10 000 8 700

Чехия - - - - 35000 38000 32000 34000 39000 43000 45 000 41 400

Всего 2 568 769 2 336 201 1 972 395 1 972 335 3 917 500 4 616 400 4 320 200 4267100 5476500 5 915 100 5444200 5 070 800

Сокращение въездного потока в нашу страну объясняется прежде всего возросшими ценами на товары и услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы из-за уменьшения числа отелей туристского класса, в результате чего произошло существенное удорожание пакета услуг, предлагаемого туристами при их путешествии в Россию.

Рис. 1. Данные по въездному туризму по отдельным странам за период 2003-2014 гг.

Рис. 2. Данные по въездному туризму по всем странамза период 2003-2014 гг.

Следует отметить, что въездной туристский поток составляет около 10% от общего потока иностранных граждан в Российскую Федерацию. Так, например, в 2007 г. общее количество поездок иностранных граждан в РФ по итогам года было равно 22 908 625, а туристский поток составил 2 213 597 чел. Общий въездной турпоток иностранцев в Россию в 2013 году составил 2,67 миллиона человек, что всего на 3,67% выше аналогичного показателя 2012 года. Общее же количество иностранных прибытий в РФ, включая туризм и деловые поездки, за год выросло на 9,28% и достигло 30,79 миллиона человек [10]. Данные о въездном потоке иностранных граждан в Российскую Федерацию представлены в таблице 2. В приведенной таблице включены статистические данные по всем странам, включая страны, из которых в Российскую Федерацию въехало менее ста граждан.

Таблица 2

Въездной поток иностранных граждан в РФ в 2013 г., тыс. чел.

цель Служебная туризм Частная транзит обслуга итого

Всего 5817 2665 19875 328 2106 30791

Остановимся теперь на выездном туризме, развитие которого в РФ характеризуется статистическими данными, представленными в таблице 3. Здесь незаполненные клетки означают отсутствие данных [8, 9].

Совокупный выездной поток с целью отдыха за период 2002 - 2009 гг. возрастал до 2008 г. с темпами, превышающими 10%. Лишь в 2006 г. прирост числа поездок составил 3,5%. Кризис 2009 г. и аномальная жара в 2010 г. привели к существенному сокращению числа поездок за рубеж.

Обращает внимание постоянное снижение туристского потока в Польшу, что связано с уменьшением числа коммерческих поездок российских граждан в Польшу по туристской визе. Растет число выездов россиян с целью туризма в страны пляжного отдыха: Египет, Болгарию, Турцию, Кипр. Значительно выросло число посещений россиянами Греции. Продолжает расти популярность Таиланда, Китая. Продолжает оставаться популярным у российских граждан отдых в Финляндии, Франции, Италии, Испании, Австрии, Чехии, Великобритании.

Таблица 3

Развитие выездного туризма в РФ (число поездок, тыс.)

Страна 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Турция 690,1 1038,6 1445,9 1562,7 1475,6 1995 2275 1996 2405 2715 2539 3096 3299

Египет 239,7 368,4 586,4 695,7 902,8 1262 1432 1622 2205 1459 1910 1912 2570

Китай 617,1 687,5 941 1151,6 1307 2152 2587 1286 1794 1868 1669 1327 1002

Финляндия 406,2 327,3 377,1 391,3 562,6 937 904 727 870 1123 622 951 401

Герма -ния 209 278,1 256 231,1 225,7 416 491 471 575 813 812 925 914

Италия 149,7 119 156,1 205,6 245,8 381 436 360 473 593 588 740 763

Испания 227,9 168,4 190,9 218,7 246,1 335 379 305 420 656 802 1022 991

Греция 89,7 91,4 100,3 146,3 198,8 250 355 286 390 616 694 1179 1020

Таиланд 40,3 54,8 80,5 70,9 144,8 240 266 235 469 783 900 1068 957

ОАЭ 172,6 145,8 175,2 166,7 173,9 223 239 223 298 405 560 666 614

Чехия 46,5 51,4 104,8 125 136,2 201 248 229 285 381 391 486 425

Болгария 55,5 73,1 91 121,2 148,3 180 214 212 267 343 392 503 501

Франция 87,4 112,2 138,5 174,1 138,6 229 281 238 256 302 329 401 387

Кипр 139,2 107,3 104,6 108,1 113,2 156 177 158 238 327 408 582 552

Израиль 46,5 26,6 23,6 27,7 23,7 52 105 138 190 232 226 242 230

Тунис 22,3 60,1 87,8 90,5 93 130 150 124 181 146 208 283 243

Швейцария 65,7 44,6 42,4 41,3 44,4 92 113 129 144 169 196 222 228

Австрия 24,2 28,8 43,9 50,5 53,4 103 126 114 153 211 237 290 245

Великобритания 39 51,6 66,9 72,3 60,7 137 171 126 148 182 188 208 202

Хорватия 44,3 33,5 50,9 58,1 73,6 103 122 77 100 109 111 84 72

Латвия 25,9 19 19,3 40,1 32,9 69 82 77 109 116 107 111 111

Литва 128,9 35,6 33,1 44,1 44,6 105 121 73 99 91 51 15 24

Польша 635,5 422 322 200,5 169,2 127 74 56 61 70 68 50 44

Япония 17,2 17,6 23 25 23,3 45 46 32 36 20 33 42 45

КНДР 1,6 1,6 2,4 2,9 2,8 0,4 2,3 7,7 0,6 1,2 1 1 1,2

Нидерланды 16,1 16,4 22,8 26,5 24 61 76 78 95 109 109 120 145

Норвегия 14 17,1 15 15,9 17,7 38 40 31 34 48 47 35 31

США 12,9 12,9 19,1 21,1 25,2 64 87 92 106 132 152 147 164

Венгрия 10,8 12,8 17,1 20,9 21,2 31 38 31 36 48 37 41 62

Швеция 9,6 14 20,6 22,2 12,3 27 32 27 32 58 35 46 49

Эстония 6,6 33 16,1 19,3 71,1 60 118 37 37 51 36 42 44

Куба - - - 8,9 15,9 17 24 23 39 58 63 46 45

Индия 4,2 12,5 28,3 35,2 39,6 61 71 68 81 98 112 175 179

Всего 4296,2 4483 5602,6 6192 6868 10279,4 11882,3 9688,7 12627 14333,2 14633 17058 16560,2

С целью туризма в страны пляжного отдыха: Египет, Болгарию, Турцию, Кипр. Значительно выросло число посещений россиянами Греции. Продолжает расти популярность Таиланда, Китая. Продолжает оставаться популярным у российских граждан отдых в Финляндии, Франции, Италии, Испании, Австралии, Чехии, Великобритании.

Для наглядности на рисунках 3, 4 приведены графические иллюстрации данных таблицы 3, характеризующие соответственно динамику числа поездок российских граждан в отдельные страны и суммарное число поездок по всем странам за период 2002-2014 гг.

Анализ статистики выездного потока показывает, что расширяются туристские предпочтения российских граждан: наряду с традиционным интересом к странам с теплыми морями у россиян все более популярными становятся страны, где пляжный отдых можно совместить с культурно-познавательной программой, а также с лечением.

Следует отметить, что выездной туристский поток составляет менее 30% от общего числа поездок россиян за рубеж.

Рис. 3. Данные по выездному туризму по отдельным странам за период 2002-2014 гг.

Рис. 4. Данные по выездному туризму по всем странам за период 2002-2014 гг.

Данные о выездном потоке российских граждан за рубеж в 2013 г. представлены в таблице 4. В приведенной таблице отсутствуют данные по странам, в которые въехало менее ста граждан РФ. Число зарубежных поездок, совершенных российскими гражданами в 2013 году, составило более 54 миллионов, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 13% [11].

Таблица 4

Выездной поток российских граждан за рубеж в 2013 г., тыс. чел.

цель Служебная туризм Частная обслуга итого

Всего 1032 18292 31798 2942 54064

Имеющие место тенденции роста выездного и снижения въездного туризма являются косвенным свидетельством неразвитости сферы туризма в России, неудовлетворительного состояния индустрии туризма в нашей стране. Тем не менее, отметим еще раз, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, что к основным факторам, благоприятствующим развитию в России сферы туризма, относятся большое число культурных и природных достопримечательностей; относительно небольшие стартовые инвестиции; относительно малый срок окупаемости затрат.

Позитивными для России тенденциями развития международного туризма являются следующие:

■ Российская Федерация демонстрирует в последние годы высокие темпы роста въездного потока и входит в десятку лидеров по приему иностранных граждан;

■ в ближайшей перспективе рост показателей количества туристских прибытий сохранится, хотя темпы его уменьшатся;

■ прогноз роста расходов туристов показывает, что, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию в ряде стран, туристы не снижают уровень своих расходов и такая тенденция сохранится в ближайшее десятилетие;

■ наибольший рост выездной активности показывают соседние с Российской Федерацией страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в то же время основными донорами туристского потока остаются развитые страны Западной Европы;

■ в результате роста политической нестабильности в мире многие страны Ближнего Востока перестают быть привлекательной туристской дестинацией, в том числе и для россиян;

■ растет количество туристских поездок жителей из стран с неустойчивой политической обстановкой, что создает возможность для усиления конкурентоспособности российского турпродукта на внутреннем и международном туристских рынках;

■ в мире растет интерес к культурно-познавательному и природо-ориентированному туризму, что делает Российскую Федерацию наиболее привлекательной туристской дести-нацией для российских и иностранных туристов;

■ туризм стал существенной потребностью современного человека, от которой опытный путешественник не может отказаться даже в результате влияния экономических или политических угроз.

Вместе с тем необходимо учитывать следующие негативные для Российской Федерации тенденции в развитии международного туризма:

■ Российская Федерация является одним из крупнейших доноров туристского потока в мире;

■ несмотря на двузначный темп роста показателей въезда иностранцев в Российскую Федерацию, отечественная экономика не может эффективно использовать благоприятную тенденцию и зарабатывает на туризме почти в пять раз меньше, чем другие страны при аналогичных темпах роста въездного туристского потока;

■ международные событийные мероприятия, привлекающие въездной туристский поток в Российскую Федерацию, не в полной мере выполняют задачу по привлечению российских туристов и максимизации экономического эффекта от их проведения;

■ усиливаются угрозы безопасности туристов на ставших для россиян традиционными направлениях массового туризма в результате действия политических, техногенных и природных факторов внешней среды;

■ растущая конкуренция в сфере международного туризма делает туристскую отрасль низкоприбыльной, а внутренний туристский продукт Российской Федерации неконкурентоспособным по цене.

Кроме того, необходимо отметить, что продолжающийся процесс мировой глобализации и упрощение визовых формальностей для граждан России снимает административные барьеры, обеспечивающие отчасти искусственную конкурентоспособность отечественного туристского продукта на внутреннем рынке. Россияне привыкли путешествовать по миру и высоко ценят уровень сервиса, готовы потратить на отдых значительные средства и являются искушенными и требовательными туристами. Это диктует необходимость модернизации материально-технической базы, использования передовых инновационных технологий в сфере туризма и адаптации туристского продукта согласно запросам современного российского и иностранного потребителя. Все указанные тенденции должны учитываться при разработке планов развития туризма в Российской Федерации.

Вместе с тем, необходимо отметить положительное влияние на развитие туризма в Российской Федерации проведение таких крупных спортивных мероприятий, как XXII Олимпийские

зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казани. России предстоит провести не менее значимые мероприятия - Кубок конфедераций FIFA 2017 года, чемпионат мира по футболу FIFA 2018 года и XXIX Всемирную зимнюю универсиаду 2019 года в г. Красноярске. Событийный туризм позволяет не только укрепить имидж страны на международной арене как открытого и гостеприимного государства, но и создает импульс для развития туристской инфраструктуры, которая будет служить многие годы, привлекая новые туристские потоки в регион.

По состоянию на конец 2012 года в России насчитывалось 1250 санаториев и пансионатов с лечением общей вместимостью 342 тыс. койко-мест. Число гостиниц и аналогичных средств размещения в стране в 2012 году выросло на 10,8 процента и составило 9316 единиц общей вместимостью 617,8 тыс. мест. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием увеличилась с 728 тыс. км в 2011 году до 928 тыс. км в 2012 году. Оборот предприятий общественного питания ежегодно растет примерно на 6 процентов, в 2012 году он достиг 1019,3 млрд. рублей.

К факторам, тормозящим развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, можно отнести следующие проблемы:

■ недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество средств коллективного размещения экономичной и средней ценовой категории с современным уровнем комфорта;

■ неразвитость транспортной инфраструктуры (низкие качество дорог и уровень придорожного обслуживания, неудовлетворительное состояние аэропортов и железнодорожных вокзалов и т.д.);

■ низкие качество и пропускная способность автомобильных дорог, паромного хозяйства и других объектов транспортной инфраструктуры;

■ дефицит и высокая степень износа транспортных средств, используемых для перевозки туристов (современных туристских автобусов, круизных судов, самолетов и других транспортных средств);

■ устаревшая и недостаточно эффективно используемая ресурсная база в сфере санаторно-курортного, оздоровительного и медицинского туризма (пансионаты и санатории), острая нехватка учреждений детско-юношеского туризма;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ плохое экологическое состояние и засоренность прибрежных зон водоемов и природных территорий в местах активного развития туризма, в том числе самодеятельного;

■ невыгодные экономические условия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, отсутствие готовых инвестиционных площадок и типовых инвестиционных проектов;

■ недостаточная предпринимательская активность населения в сфере туризма;

■ негативный опыт серии банкротств крупных туроператоров и высокие потребительские риски;

■ высокая стоимость отечественного туристского продукта, в первую очередь транспортного обслуживания, существенно снижающая конкурентоспособность внутреннего и въездного туризма;

■ высокая сезонная цикличность спроса на большинство туристских программ, большая продолжительность «низкого сезона» в регионах традиционного пляжного туризма, высокие средние постоянные издержки туристских предприятий;

■ несопоставимый размер емкости отельной базы традиционных отечественных курортов пляжного отдыха, допустимой рекреационной нагрузки и пропускной способности пляжей и других объектов туристской инфраструктуры;

■ недостаточный уровень практических навыков у выпускников программ профессиональной подготовки в сфере туризма;

■ традиционность подходов к формированию туристских программ, низкое разнообразие ассортимента туров по Российской Федерации, способных удовлетворить динамичный и взыскательный спрос современного потребителя;

■ отсутствие клиентоориентированной политики управления учреждениями культуры, необходимость модернизации их услуг;

■ недостаточное продвижение туристского продукта Российской Федерации;

■ низкая осведомленность россиян о туристских возможностях регионов Российской Федерации, разрозненность информационных ресурсов в сфере туризма и отсутствие единой системы информационной поддержки внутреннего и въездного туризма;

■ негативный имидж отечественного туристского продукта, низкая заинтересованность россиян в приобретении туров по Российской Федерации;

■ необходимость интеграции сферы туристских услуг, предоставляемых Республикой Крым и г. Севастополем, в систему управления и профессиональное туристское сообщество Российской Федерации.

Социальная роль туризма проявляется в его оздоровительной, просветительской, воспитательной функции. Развитие системы социального туризма с привлечением бюджетных и вне-

бюджетных источников финансирования является сегодня одним из основных направлений реализации потребностей социально незащищенных групп населения Российской Федерации и повышения доступности туристских услуг. Каждый регион должен уделить пристальное внимание задаче развития социального туризма. Необходимо искать пути применения финансовых механизмов поощрения работодателей, являющихся спонсорами социальных туристских программ или компенсирующих своим работникам часть затрат на туристские услуги на территории Российской Федерации. Всячески следует поощрять любую инициативу поддержки программ социального туризма со стороны бизнес-сообщества.

Важно добиться повышения доступности туристских услуг для наименее социально защищенных групп населения и учащихся.

Туризм выполняет также важную функцию по восстановлению здоровья населения. В этой связи особое внимание следует уделять развитию лечебно-оздоровительного туризма, совершенствованию его материально-технической базы, подготовке и привлечению кадров в эту сферу и активному продвижению лечебно-оздоровительного туризма на внутреннем рынке, в том числе путем организации сотрудничества (ознакомительных и обучающих мероприятий) с медицинскими работниками.

В целом развитие туризма должно обеспечивать значительный вклад в устойчивое развитие экономики региона путем увеличения налоговых платежей в местный бюджет, повышения качества жизни населения, обеспечения дополнительного финансирования программ по защите и восстановлению объектов культуры, исторического наследия и природы, проведения экологических программ, сохранения и развития социально-культурной среды региона [1].

Стратегии развития туризма позволят создать в России конкурентоспособный рынок качественных туристских услуг, обеспечив условия для полноценного отдыха российских граждан и иностранных туристов.

Россия располагает колоссальным природным и культурно-историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма. Однако индустрия туризма и гостеприимства в нашей стране, несмотря на провозглашаемые приоритеты государственной политики по ее поддержке, продолжает оставаться рисковой и недостаточно развитой отраслью при всевозрастающем спросе на ее услуги. Конкуренция со стороны международного туризма вынуждает российский туристско-рекреационный комплекс искать пути адаптации к новым условиям.

Изменчивость системы управления туристскими рисками связана с ежегодным прохождением туристской услугой различных этапов, с чередованием туристско-рекреационных циклов. Туристским организациям приходится сталкиваться с неравномерным пространственно-временным распределение туристов, финансовых ресурсов.

Основная масса туристов концентрируется в пределах небольшого временного интервала. Этот факт подтверждают данные о въездных и выездных туристских потоках, которые свидетельствуют о самой высокой концентрации туристов в летние месяцы [9]. Сезонная неравномерность распределения туристских потоков в Российской Федерации приведена в таблице 5.

Таблица 5

Сезонная неравномерность распредтения туристских потоков в РФ, % **

Период 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал

10,6 26,5 44,4 18,8

2008 год

14,3 25,4 37,1 23,2

17,3 29,2 34,1 19,2

2009 год

17,1 24,8 34,4 23,7

16,2 27,7 35,7 20,4

2010 год

16,8 24,6 34,9 23,7

17,3 26,2 34,8 21,7

2011 год

16,2 26,3 35,4 22,05

17,5 27,4 34,04 20,9

2012 год

18,8 24,09 35,05 22,03

18,4 28,1 34,6 18,8

2013 год

18,6 28,4 33,6 19,3

19,7 31,1

2014 год - -

19,8 31,4

* В числителе указана доля въездных туристских потоков, а в знаменателе - выездных.

** Составлено автором по материалам [9].

Таким образом, Россия располагает колоссальным природным и культурно-историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма. Среди факторов, сдерживающих приток туристов в Россию можно назвать недостаточное продвижение туристского продукта Российской Федерации, высокая стоимость отечественного туристского продукта, неразвитость транспортной инфраструктуры и так далее. По оценкам экспертов, потенциальные возможности России при условии поддержки государством развития туристической инфраструктуры позволят принимать до 70 миллионов иностранных туристов в год. Несмотря на свой высокий туристский потенциал, Россия пока занимает незначительное место на мировом туристском рынке - на её долю приходится лишь около 1% мирового туристского потока. Соз-

дание необходимых условий для становления туризма в России как высокодоходной отрасли экономики будет способствовать не только развитию туристской индустрии, но и более успешному реформированию всей экономической системы России.

Список литературы

1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. №941-р.

2. Туристическая Ассоциация «Мир без границ» [электронный ресурс] // Информация [сайт] URL: http://visit-russia.ru (дата обращения 21.12.2014).

3. Новости NEWSru.com [электронный ресурс] // Информация [сайт]. - URL: http://www. newsru.com/russia/15sep2014/tourism.html (дата обращения 21.12.2014).

4. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. №644.

5. Туризм в России: доходы и тенденции [электронный ресурс] // Информация [сайт]. - URL: http://www.gorod21veka.ru (дата обращения 21.12.2014).

6. ГАРАНТ.РУ [электронный ресурс] // Информация [сайт]. - URL: http://www.garant.ru/pro-ducts/ipo/prime/doc/70635190/#118#ixzz3NlBqd8yR (дата обращения 25.12.2014).

7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы». Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №317.

8. Туризм в России: Стат. сб. / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике. - М., 2000. 164 с.

9. Туризм в цифрах. 2011, 2012, 2013, 2014: Стат. сб. / ИИЦ «Статистика России, Федеральное агентство по туризму. - М.: ИИЦ «Статистика России». 39 с.

10. Турпром [Электронный ресурс] // Информация [сайт]. - URL: http://www.tourprom.ru/ news/24261].

11. UNWTO Tourism Highlights, 2012 Edition [Электронный ресурс] // [сайт]. - URL: http://mkt. unwto.org/ru/barometer

12. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ от 26.11.1996 г. (ред. от 03.05.2012 г.; с изм. и доп., вступающими в силу с 01.11. 2012).

References

1. Strategija razvitija turizma v Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [The strategy of tourism development in the Russian Federation for the period up to 2020]. Utverzhdena Rasporja-zheniem Pravitel'stva RF ot 31 maja 2014 g. №941-r.

2. TuristicheskajaAssociacija «Mir bezgranic» [Tourist Association «The World without Borders»]. Informacija. http://visit-russia.ru

3. Novosti NEWSru.com. Informacija. http://www.newsru.com/russia/15sep2014/tourism.html

4. Koncepcija federal'noj celevoj programmy «Razvitie vnutrennego i vyezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii (2011-2018 gody)» [The concept of the federal target program «Development of domestic and outbound tourism in the Russian Federation (2011-2018)».] Utverzhdena Postanov-leniem Pravitel'stva RF ot 2 avgusta 2011 g. №644.

5. Turizm v Rossii: dohody i tendencii [Tourism in Russia: income and trends] Informacija. - URL: http://www.gorod21veka.ru

6. GARANT.RU. Informacija. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70635190/#118#ixzz3 NlBqd8yR

7. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Razvitie kul'tury i turizma» na 2013-2020 gody» [Russian Federation State Program «Development of Culture and Tourism» for 20132020»]. Utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 15 aprelja 2014 g. №317.

8. Turizm vRossii [Tourism in Russia]: Stat. sb. / Gos. kom. Ros. Federacii po statistike. - M., 2000. 164 p.

9. Turizm v cifrah [Tourism in numbers]. 2011, 2012, 2013, 2014: Stat. sb. / IIC «Statistika Rossii, Federal'noe agentstvo po turizmu. - M.: IIC «Statistika Rossii». 39 p.

10. Turprom. Informacija. http://www.tourprom.ru/news/24261

11. UNWTO Tourism Highlights, 2012 Edition. Informacija. http://mkt.unwto.org/ru/barometer

12. Federal'nyj zakon «Ob osnovah turistskoj dejatel'nosti v Rossijskoj Federacii» [The Federal Law «About bases of tourist activity in the Russian Federation»]. № 132-FZ ot 26.11.1996 g. (red. ot 03.05.2012 g.; s izm. i dop., vstupajushhimi v silu s 01.11.2012).

данные об авторах

квартальнов Андрей вячеславович, д-р пед. наук, профессор

Воскресенский институт туризма - филиал Российской международной академии туризма

ул. Советская, 9, г. Воскресенск, Московская обл., 140200, Россия

Чабанюк Олег Васильевич, канд. экон. наук, профессор Воскресенского института туризма, зам. директора по научно-методической работе, зав. кафедрой туризма и гостеприимства

Воскресенский институт туризма - филиал Российской международной академии туризма

ул. Советская, 9, г. Воскресенск, Московская обл., 140200, Россия e-mail: Chabanuk_oleg@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Kvartalnov Andrey Vyacheslavovich, Doctor of Pedagogy, professor Voskresensk Tourism Institute - branch of Russian International Academy of Tourism ul. Sovetskaya, 9, Voskresensk, Moscow region, 140200, Russia e-mail: Chabanuk_oleg@mail.ru

Chabanuk Oleg Vasilievich, PhD in economics, professor of department of economics and management of Voskresensk Institute for Tourism, deputy director in charge for scientifically-methodical work, head of the department of tourism and hospitality

Voskresensk Tourism Institute - branch of Russian International Academy of Tourism ul. Sovetskaya, 9, Voskresensk, Moscow region, 140200, Russia e-mail: Chabanuk_oleg@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.