Научная статья на тему 'Развитие туристической индустрии теневая экономика (региональный аспект)'

Развитие туристической индустрии теневая экономика (региональный аспект) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1301
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ТУРИЗМ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чернов С. Б., Боровая Н. С.

Туризм, как отрасль, напрямую связана с природно-климатическими и историко-культурными особенностями территорий и имеет существенную дифференциацию в уровне развития по субъектам Российской Федерации. Индустрия туризма подвержена теневизации ввиду использования значительных сумм наличных денег в этой сфере. В качестве одного из условий развития индустрии туризма в стране и обеспечения отдыха граждан на территории России определяется противодействие теневой экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE TOURIST INDUSTRY AND THE SHADOW ECONOMY (REGIONAL ASPECT)

Tourism as an industry directly relates with the natural-climatic, historical-and-cultural peculiarities of regions and has a significant differentiation in the level of development in regions of the Russian Federation. The tourism industry is exposed to the «shadow» economy because of the use of significant amounts of cash money in this field. In this case the opposition to the «shadow» economic activity is determined as one of the conditions for the development of the tourism industry in the country and the rest of the citizens on the territory of Russia.

Текст научной работы на тему «Развитие туристической индустрии теневая экономика (региональный аспект)»

17.3. РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

Чернов С. Б., к.э.н., доцент

Место работы: Государственный университет

управления

Chernov_S_B@mail.ru

Боровая Н. С., аспирант, Государственный университет управления

Nadja_liam@mail.ru

Аннотация: Туризм, как отрасль, напрямую связана с природно-климатическими и историко-культурными особенностями территорий и имеет существенную дифференциацию в уровне развития по субъектам Российской Федерации. Индустрия туризма подвержена теневизации ввиду использования значительных сумм наличных денег в этой сфере. В качестве одного из условий развития индустрии туризма в стране и обеспечения отдыха граждан на территории России определяется противодействие теневой экономической деятельности.

Ключевые слова: регион, региональное развитие, туризм, теневая экономика, экономический анализ.

THE DEVELOPMENT OF THE TOURIST INDUSTRY AND THE SHADOW ECONOMY (REGIONAL ASPECT)

Chernov Sergey, Ph D, docent

Place of employment: State University of Management

Chernov_S_B@mail.ru Borovaya Nadezda, post-graduate student, State University of Management

Nadja_liam@mail.ru

Annotation: Tourism as an industry directly relates with the natural-climatic, historical-and-cultural peculiarities of regions and has a significant differentiation in the level of development in regions of the Russian Federation. The tourism industry is exposed to the «shadow» economy because of the use of significant amounts of cash money in this field. In this case the opposition to the «shadow» economic activity is determined as one of the conditions for the development of the tourism industry in the country and the rest of the citizens on the territory of Russia.

Keywords: region, regional development, tourism, shadow economy, economic analysis.

Россия до сих пор находится на 59 месте в мировом рейтинге туристической популярности. Ежегодно в Россию прибывает до 2 миллионов иностранцев, однако потенциал страны позволяет принимать десятки миллионов туристов ежегодно. Создание условий для развития туризма является также фактором формирования здорового образа жизни населения, что способно внести также свой вклад в улучшение демографической ситуации в Российской Федерации. Содействие развитию культурнопознавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению культурно-исторического наследия, облика исторических поселений является одним из механизмов развития сферы культуры. Кроме того, развитие системы внутреннего туризма способно содействовать реализации молодежной

политики в Российской Федерации, стимулируя интерес молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды.

Развитие туристической отрасли будет напрямую способствовать многополярному развитию территории страны и формированию новых зон опережающего развития. Растущий спрос даст импульс развитию современного гостиничного бизнеса, связанного с ним производства товаров и услуг, а также модернизации пищевой промышленности и сельского хозяйства, повышающей их конкурентоспособность на внутреннем и внешних рынках, легкой промышленности, развитию транспорта и строительства.

Уровень развития туризма как отрасли напрямую связанной с природно-климатическими и историкокультурными особенностями территорий имеет существенную объективно обусловленную дифференциацию по субъектам Российской Федерации. Однако стоит отметить, что развитие туристической отрасли в отдельных регионах России, обладающих высоким потенциалом развития туризма, в значительной степени сдерживается экономическими и инфраструктурными факторами.

Основными сдерживающими факторами развития туристической отрасли для большинства перспективных с точки зрения туризма регионов являются:

- низкий уровень развития туристской инфраструктуры;

- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;

- недостаточное продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках;

- теневые способы извлечения прибыли в сфере туризма.

Развитие туристического комплекса СевероКавказского федерального округа сдерживается, помимо того, негативным имиджем Северного Кавказа, недостаточным уровнем обеспечения безопасности, наличием ограниченного, регламентированного режима посещения территории части субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа, для иностранных граждан. Неэффективное

позиционирование туристического продукта среди конкретных целевых групп является одним из препятствий для реализации туристического потенциала Северо-Кавказского федерального округа.

По данным Пограничной службы ФСБ России, в 2010 году Россию посетило 2 134 тысяч иностранных туристов, большинство из которых - граждане государств дальнего зарубежья (доля граждан стран СНГ в общем числе поездок в Российской Федерации с туристической целью составила только 5,1 процента). При этом выехало российских туристов за границу почти в 6 раз больше (12 605 тыс. человек), и тоже в основном в страны дальнего зарубежья.

Согласно данным Росстата, в 2010 году на территории России осуществляли деятельность 8,1 тыс. туристических фирм, из которых 1,0 тысяча -организации города Москвы и Московской области. Также десятку регионов с наибольшим количеством туристических фирм формируют республики Татарстан и Башкортостан, Краснодарский край,

Челябинская Ростовская, Новосибирская,

Свердловская области, г. Санкт-Петербург. Меньше всего зарегистрировано туристических фирм на территории республик Тыва, Калмыкия, Дагестан, Чеченской и Кабардино-Балкарской республик, Магаданской области, Ямало-Ненецкого, Ненецкого и Чукотского автономных округов, Еврейской автономной области.

За 2010 год населению было реализовано 4,4 млн. турпакетов, 30,7% которых приходилось на город Москву. При этом в столице из числа всех реализованных населению туристических путевок, общее количество которых составило 1,3 миллиона, на туризм внутри страны приходилось только 4,8% (64,1 тысяч). В среднем по России эта цифра составляет 19,9 процента.

Вместе с тем следует отметить, что туризм во многих странах подвержен значительной теневизации в виду использования значительных сумм наличных денег в этой сфере. Теневая экономика - это система производственных отношений, возникающих в сфере производства, обмена, распределения и потребления экономических благ, которые наносят вред обществу, государству, муниципалитетам, легальным организациям, домашним хозяйствам и разрушают их. Экономический ущерб от проявлений теневой экономики носит многогранный характер и сказывается на процессе восстановления деловой активности в легальной экономике.

Теневая экономика для беднейшей части населения может рассматриваться как источник выживания. Низкие доходы мотивируют потребителей услуг туристической индустрии ориентироваться не на качество обслуживания, а на низкие цены, соглашаясь с нарушениями прав потребителей и другими незаконными действиями со стороны предпринимателей. Для богатейшей части населения теневая экономика представляет источник роскоши и паразитического потребления (казино, рестораны, зарубежные увеселительные туры, порно индустрия и т.д.). Анализируя поведение персонала в сфере туристического бизнеса, следует отметить, что при отсутствии законных источников дохода работа в теневой организации может рассматриваться отдельным человеком как благо, что особенно опасно в современных условиях социально-экономического кризиса.

Большие теневые доходы, возникающие в сфере туристической индустрии, привлекают внимание организаторов преступных сообществ для их теневого перераспределения в сферу деятельности организованной преступности. Наиболее опасно использование получаемых теневых доходов для финансирования террористической деятельности.

Общеуголовная преступность (кражи, грабежи, разбои и т.д.), террористические атаки приводят не только к потерям человеческих жизней, физическому уничтожению имущества и нанесению вреда здоровью и имуществу законопослушных людей, но и создают атмосферу страха и неуверенности в завтрашнем дне, сокращают инвестиционную привлекательность индустрии туризма. Уменьшение деловой активности в совокупности с ростом издержек на обеспечение собственной безопасности приводит к снижению рентабельности организаций индустрии туризма, а инвестиционные риски, рост затрат на безопасность

предпринимательской деятельности раскручивают механизм инфляции издержек.

Не меньшую опасность для общества представляет то обстоятельство, что для обеспечения расширенного воспроизводства теневого капитала при распределении теневых благ и услуг в орбиту теневой экономики вовлекаются коррумпированные государственные и муниципальные служащие. Как следствие в обществе возникает механизм «коррупционных ожиданий» как со стороны части представителей предпринимательских кругов, так и со стороны части работников государственного и муниципального аппарата управления. Средства, выделяемые на подкуп чиновников, формируют коррупционную нагрузку на бизнес и называются общими коррупционными издержками фирм, увеличение которых перекладывается на покупателей продукции (оказываемых услуг) путем роста цен. В условиях падения совокупного спроса и развития кризисных процессов все это является одним из тормозов оживления российской экономики и предание ей статуса непривлекательности с точки зрения инвесторов.

К подобным результатам может приводить и легальный лоббизм, целью которого является принятие или отклонение законопроекта, действие или бездействие органов исполнительной, судебной власти. Лоббизмом называется деятельность тех лиц, которые способствуют принятию органами власти выгодных лоббистам решений. Легальный лоббизм -это давление на представителей органов государственной и муниципальной власти путём проведения какими-либо лицами незапрещенных

законом действий. Целью легального лоббизма, как и теневого, является принятие или отклонение законопроекта, действие или бездействие органов исполнительной, судебной власти. К формам легального лоббизма можно отнести узаконенные мероприятия по формированию выгодных лоббисту (лоббистам) мировоззренческих взглядов у

должностных лиц органов государственной и муниципальной власти, вследствие чего последние осуществляют лоббируемые действия. Формирование выгодных лоббисту (лоббистам) мировоззренческих взглядов у должностных лиц осуществляется как опосредованно через мобилизацию общественного мнения, так и напрямую в ходе непосредственных контактов между ними. По своей сути легальный

лоббизм не наносит ущерба существующим

экономическим отношениям и в определенной ситуации может служить фактором роста национальной экономики. Но в случаях продавливания узкокорыстных, например, националистических или крайне религиозных интересов, последствия легального лоббизма не отличаются от последствий коррупционного поведения. В настоящее время можно сталкиваться с лоббированием интересов иностранных участников индустрии туризма, что приводит к оттоку финансовых ресурсов из Российской Федерации и к стагнации ее отдельных территорий.

Нарушение экологических норм также отталкивает потенциальных покупателей туристических услуг в России и вынуждает их вывозить накопленные денежные средства на курорты иностранных государств. К подобным негативным последствиям приводят многочисленные факты сброса мусора вдоль дорог.

Сокращение совокупного спроса и доходов в легальной экономике вызывает рост привлекательности деятельности в неофициальной (второй) форме теневой экономики. Неучтенная выручка, выплата «конвертной» заработной платы и на этой основе сокращение налоговых платежей в бюджет, «откаты» должностным лицам государственных, муниципальных и коммерческих структур позволяют некоторой части предпринимателей не уходить с рынка за счет вытеснения с него законопослушных представителей туристического бизнеса.

Снижение издержек и рост выручки незаконными способами закрепляет техническую отсталость российских организаций, не способствует выработке столь необходимой в настоящее время стратегии сокращения затрат на единицу выпускаемой продукции, а теневые доходы могут быть направлены для развития организованной преступности и террористических организаций.

В фиктивной части теневой экономике распространились случаи построения «туристических пирамид» путем установления оплаты отдыха первых туристических групп по заниженным ценам и компенсирования убытков за счет привлечения на отдых последующих клиентов. Характерными примерами таких пирамид является деятельность организаций «Ланта-тур» и «Капитал-тур». Имеющаяся страховка у «Ланта-тур» в 100 млн. руб. в «Ингосстрахе» оказалась не способна компенсировать все убытки пострадавших туристов. При этом следует отметить, что у большинства туристических организаций размеры страховок составляют в лучшем случае 30 млн. руб.

Государство обязано переломить негативные тенденции в данной сфере и обеспечить формирование перспективных центров опережающего экономического роста, к которым относятся туристско-рекреационные кластеры на территориях с уникальными природными ресурсами и природными ландшафтами, а также богатым историко-культурным наследием.

Уникальные природные ресурсы и богатейшее историко-культурное наследие России открывают широкие потенциальные возможности для развития в субъектах Российской Федерации практически всех видов туризма:

- лечебно-оздоровительного,

- горнолыжного,

- спортивного,

- экстремального,

- делового,

- экологического,

- культурно-познавательного,

- паломнического,

- сельского,

- специализированного (археологического, конного, спелеологического, этнографического),

- охотничьего и рыболовного.

Один из самых популярных видов отдыха у россиян

- рекреационный (пляжный) - доступен на Черноморском и Азовском побережьях (Южный федеральный округ), а также на Балтийском побережье (Северо-Западный федеральный округ) и пляжах Японского моря (Дальневосточный федеральный округ).

В приморских и горных регионах, обладающих высоким природно-рекреационным потенциалом (Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская

Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край и Ставропольский край),

предполагается сконцентрировать усилия на приоритетном развитии туристической отрасли

рекреационных услуг с высоким уровнем менеджмента и сервиса с учетом интенсивного развития рекреации на Черноморском побережье, в связи с проведением XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи.

Центрами культурно-познавательного туризма страны являются Центральный и Северо-Западный федеральные округа. При этом потенциальные возможности для развития культурно-познавательного туризма есть в отдельных регионах Южного, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного

федеральных округов.

Некоторые регионы Южного, Северо-Кавказского, Уральского, Сибирского, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов в настоящее время уже являются крупными горнолыжными курортами, другие - обладают большими перспективами с точки зрения развития активного туризма.

Традиционные оздоровительные методики поддерживаются в ряде регионов Южного и СевероКавказского федеральных округов, известных своими уникальными природно-климатическими ресурсами. Перспективными для развития этого вида туризма также являются регионы Приволжского федерального округа.

Богатое природное наследие, разнообразие флоры и фауны представляют уникальные возможности для развития экологического туризма в России. Основные регионы развития экологического туризма в России сосредоточены в Дальневосточном, Приволжском, Уральском, Северо-Западном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Большой потенциал имеют регионы Центрального и Сибирского федеральных округов.

Одним из наиболее популярных и динамично развивающихся видов путешествий являются морские и речные круизы. Круизный туризм в большей степени развит в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах. Перспективными регионами для развития круизного туризма являются Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.

Активно развивается сельский туризм в СевероЗападном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. Большими перспективами с точки зрения сельского туризма обладают отдельные регионы Центрального федерального округа.

Развитие туризма внутри нашей страны с использованием имеющегося разнообразнейшего потенциала отдельных территорий: от экстремального туризма на Севере до лечебно-оздоровительного на Юге - позволит не только повысить уровень социально-экономического развития отдельных центров развития туризма, но и увеличить валовой внутренний продукт страны и качество жизни граждан Российской Федерации. Поэтому необходимо развивать наиболее популярные виды туризма -пляжный, культурно-познавательный,

оздоровительный, автотуризм, круизный, яхтенный,

горнолыжный и другие виды активного отдыха, а также создавать туристские кластеры в перспективных регионах страны.

Необходима государственная поддержка развития организаций индустрии туризма на территории Российской Федерации, но любые финансовые программы поддержки индустрии туризма должны строиться на принципах гласности и открытости для общественного контроля за счет: публичности

финансовой отчетности организаций; раскрытия информации об объемах получаемых доходах первыми должностными лицами организации; запрета на выплату премий, дивидендов и прочих доплат в течение одного года со дня получения и использования государственных источников

финансирования.

Государственная помощь должна оказываться

только тем организациям, которые разработали и внедряют программы сокращения издержек на выпускаемую продукцию и оказываемые услуги. Таким образом, полноценный отдых граждан Российской Федерации следует развивать на территории России, а противодействие теневой экономической деятельности служит одним из важных условий успешного развития организаций индустрии туризма.

Список литературы:

1. Федеральная целевая программа «Развитие

внутреннего и въездного туризма в Российской

Федерации (2011 - 2018 годы)».

2. Чернов С.Б. Теневая экономика / учебное пособие. - М.: ГУУ, 2012.

3. Чернов С.Б. Функции теневой экономики. / Вестник университета. Теоретический и научно-методический журнал. ФГБОУВПО ГУУ, 2012, № 13, с. 101-108.

Reference list:

РЕЦЕНЗИЯ

на рецензию представлена статья, подготовленная с. Б. Черновым, к.э.н., доцентом кафедры политэкономии Государственного университета управления и Н. С. Боровой, аспирантом кафедры политэкономии Государственного университета управления.

В статье проведен анализ основных параметров развития туризма как отрасли, напрямую связанной с природноклиматическими и историко-культурными особенностями территорий, а потому имеющей существенную дифференциацию в уровне развития по субъектам страны.

Статья имеет актуальный характер, так как изучение и использование особенностей развития туристической отрасли является одним из факторов повышения конкурентоспособности экономик регионов, обладающих высоким потенциалом развития туризма.

Авторы статьи демонстрируют новый подход, вовлекая в сферу анализа влияние теневого сектора экономики на развитие туризма в России. В статье делается вывод о том, что одним из важных условий успешного развития организаций индустрии туризма и обеспечения достойного отдыха граждан Российской Федерации на территории России является противодействие теневой экономической деятельности.

Статья хорошо оформлена, отвечает всем требованиям, предъявляемым к подобному виду работ, и рекомендуется к опубликованию.

Профессор кафедры политэкономии Института инновационного управления экономикой Государственного университета управления заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, д.э.н., профессор

Б. А. Денисов

1. The Federal target program «Development of internal and entrance tourism in the Russian Federation (2011 - 2018)».

2. Chernov S.B. The shadow economy / school-book. - M.: 2012.

3. Chernov S.B. The functions of the shadow economy. / Bulletin of the University. Theoretical and scientific-methodical magazine. 2012, № 13, p. 101-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.