Научная статья на тему 'Развитие ценностных ориентаций как проблема научной психологии'

Развитие ценностных ориентаций как проблема научной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
837
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / АНОМИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭТНИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / VALUE ORIENTATIONS / ANOMIE / TOLERANCE / VALUES / MORAL VALUES / ETHNIC IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пирмагомедова Эльмира Абудиновна

Статья представляет большой интерес в теоретической и практической сфере исследования развивающихся подростков. Изучается происхождение возрастной характеристики и значение индивидуальности в формировании ценностных установок. Описываются эффективные психологические диагностики и психологические развивающие методики на каждом этапе исследования преобразований ценностных ориентировок и переоценка нравственных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of value orientations as a problem of scientific psychology

The article is of a great interest in theoretical and applied sphere of research of developing value orientations of teenagers` individuality, and is published to utter demand of psychology and pedagogic science. The origin of age characteristics and meaning of individuality in formation of values have been studied. The effective psycho diagnostics and psycho correctional methods at every stage of research of values transformations and revaluation have been depicted. It is shown that value sphere of teenager can be not only controlled but actively build up as well.

Текст научной работы на тему «Развитие ценностных ориентаций как проблема научной психологии»

ВЫВОД. Таким образом, разработанная методика развития у сотрудников ГПС МЧС России профессиональной устойчивости к выполнению задач при ликвидации пожаров высокой категории сложности, показала в процессе педагогического эксперимента высокую эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Капустина, Е.Г. Факторы, определяющие высокую эффективность применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях // Актуальные проблемы профессиональной деятельности специалистов : сборник научных трудов молодых ученых. Ч. 1. - СПб., 2010. - № 6. - С. 97-102.

2. Лаухина, И.В. Структурно-функциональная модель формирования личностных качеств у сотрудников ГПС МЧС России в процессе профессионального становления в пожарных частях // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 8 (54). - С. 75-79.

3. Северин, Н.Н. Управление физической подготовкой личного состава подразделений государственной противопожарной службы МЧС России с учетом особенностей профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Северин Н.Н. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2005. - 28 с.

4. Ткачев, В.И. Физическая подготовка сотрудников ГПС МЧС России с использованием упражнений в составе пожарного расчета : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ткачев В.И. ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2007. - 24 с.

Контактная информация: a bolotin@mail.ru

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНОЙ

ПСИХОЛОГИИ

Эльмира Абудиновна Пирмагомедова, старший преподаватель, соискатель, Дагестанского государственный педагогический университет

Аннотация

Статья представляет большой интерес в теоретической и практической сфере исследования развивающихся подростков. Изучается происхождение возрастной характеристики и значение индивидуальности в формировании ценностных установок. Описываются эффективные психологические диагностики и психологические развивающие методики на каждом этапе исследования преобразований ценностных ориентировок и переоценка нравственных ценностей.

Ключевые слова: ценностные ориентации, аномия, толерантность, ценностные установки, нравственные ценности, этническое сознание.

DEVELOPMENT OF VALUE ORIENTATIONS AS A PROBLEM OF SCIENTIFIC

PSYCHOLOGY

Elmira Abudinovna Pirmagomedova, the senior teacher, competitor,

The Dagestan state pedagogical university

Annotation

The article is of a great interest in theoretical and applied sphere of research of developing value orientations of teenagers' individuality, and is published to utter demand of psychology and pedagogic science. The origin of age characteristics and meaning of individuality in formation of values have been studied. The effective psycho diagnostics and psycho correctional methods at every stage of research of values transformations and revaluation have been depicted. It is shown that value sphere of teenager can be not only controlled but actively build up as well.

Keywords: value orientations, anomie, tolerance, values, moral values, ethnic identification.

Решение национальных проблем стало одним из главных факторов стабилизации российского общества. Востребованы задачи формирования основ этнического сознания, позитивного отношения к своему этносу, толерантность и осознание ценно-

сти каждого этноса, осмысление его личностно-развивающего потенциала, необходимости культуры межнационального общения. Ситуация социальной нестабильности в период формирования новых жизненно важных ценностей, происходящие макросоци-альные изменения в мировоззренческих конструктах растущей личности, обусловили чрезвычайно низкий уровень культуры межэтнического общения, послужили тем психотравмирующим фактором, который привел к деформации миропонимания и миро-принятия. Всё вышесказанное усугубляет острую необходимость изучения и нахождения путей формирования, поиск системы гармоничных отношений общечеловеческих и национальных ценностей человека. Актуальность нашего исследования определена необходимостью решения вопросов, касающихся культуры межнационального общения, психологических условий обеспечивающих развитие позитивного отношения учащихся к этническим и общечеловеческим ценностям, имеющих прогностические значения, способствующих личностному развитию старшего подростка, так как именно этот возраст является наиболее сензитивным для усвоения норм и правил нравственного поведения. Расширяясь границы самосознания антагонистически призваны бороться друг с другом, приводя личность к двойным моральным стандартам и расплывчатым ценностям. Следствием чего становится тенденция углубления кризиса межнациональных отношений, вызванное распадом федеральных государств, резкий рост межнациональных конфликтов и межэтнической неприязни, вызванных как объективными, так и субъективными факторами. Свидетельствами этому являются конфликты на Балканах, в Грузии, Украине, Приднестровье, в Ливане и Израиле и мн. др. Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом и самим собой. Всё это неоднородно отзывается в мировоззрении народов бывшего СССР и России, в частности, отражаясь на его социальном и психическом самочувствии.

Решение национальных проблем стало одним из главных факторов стабилизации российского общества. Востребованы задачи формирования основ этнического сознания, позитивного отношения к своему этносу, толерантность и осознание ценности каждого этноса, осмысление его личностно-развивающего потенциала, необходимости культуры межнационального общения.

Ценностная система в структуре личности имеет качественные и количественные характеристики. Причем качественный показатель определен компонентами и содержанием смысловых клеше и эмоциональной окраской. Количественный - местом в ранге значений в нравственной сфере личности конкретной ценности. Функциональный номинал каждой ценности зависит от онтогенеза духовного развития, от степени развития нравственной сферы, от уровня сформированности самосознания личности. Все феномены самости проецируются сквозь конкретные ценности. Мы из результатов теоретического анализа можем выделить несколько стадий ценностного развития личности:

- «адаптированный контакт»- период подбора соответствующей стратегии реагирования на социальную, психологическую или физиологическую ситуацию развития.

- формирование» - признание востребованных ценностей и переброска в блок доминирования в процессе организации поведения.

- «замещение»- разрушение или ретуширование не востребованных ценностей, перестройка установок на ценностные ориентации личности, активное внедрение адаптивных форм реагирования, активация блоков психологической защиты, демонстрация востребованных ценностей.

- «паттернизация»- создание стойких или временных паттернов в сознании человека, ценностная рефлексия, создание адекватных программ поведения, активная демонстрация стратегии «свой среди чужих, свой среди своих».

- «гармонизация»- стремление к гармонии межличностных отношений, кон-

серватизм в подражании поведению значимых других, покой, переоценка ценностного материала и переучет психологического ресурса.

- «принятие»- стабильность и равновесие психологического ресурса, включение в свой арсенал реагирования новых стратегий, генерация ценностной сферы в поведение и сознание личности. Интеграция общечеловеческих ценностей в этнические и далее в личностные.

- «развитие»- интенсивное нравственное развитие, рост духовности, повышение уровня всех видов самосознания, укрепление силы духа.

Анализируя наработанные в современной педагогической психологии темы, мы пришли к выводу, что психолого-педагогическими условиями полноценного развития ценностной сферы личности и реализации индивидуальных возможностей подростка являются:

- ориентация подростка на позитивную оценку и восприятие им способности к социальной самозащите как неотъемлемого качества современного человека,

- наличие знаний о своей личности, умений и навыков гибкого взаимодействия в образовательном пространстве;

- потребность творческих исканий, принятия адекватных решений, уверенности в своих силах и возможностях.

Ценностные ориентации

направленность

интро - на себя

эгоцентристские

здоровьесбер

егающие

Образователь ный ресурс

Рис.1. Психолого-педагогическая модель организации ценностных ориентаций

личности

Разработанная психолого-педагогическая модель (рис.1) представляет собой единый процесс образования, воспитания, социализации и индивидуализации, выполняющая регулятивную функцию в системе «Ценность» и включает в себя модель идеально сложившейся личности и ее отношений с конструктом мира и собой в нем. Источником гармоничного развития личности является доброжелательное отношение к общечеловеческой культуре и этнокультуре, в частности, приобретенное через богатство и разнообразие социальных связей. В арсенале средств, позволяющих оптимизировать психологическую ценностную зрелость личности, находятся приемы нравственно-ориентированного обучения, умения и навыки адекватного ситуации развития общей стратегии развития, но важнейшим из них выступает целостная система психо-лого-педагогических воздействий на личность на уровне рационального и иррационального поля восприятия.

Необходимо отметить, что структура ценностных ориентаций имеет гендерно обусловленную специфику. Так, девочки гораздо чаще выбирают ценности семейнобытового ранга, а мальчики - статусно обеспеченные.

Из проведённого эмпирического исследования следует, что система ценностных

ориентаций подростков в условиях полиэтнической среды как поля возможной ассимиляции, колонизации и интеграции определяется воспитательной традицией, растянут во времени. Ценности служат основой мировоззрения и сознания человека.

Подростки, не имея стойкой иерархии ценностей наиболее подвержены ассимиляции и интеграции в ценностные пространства других народов, социальных групп. Мы наблюдали значительную разницу в характере доминирующих полиценностей дагестанских подростков и условно разделили на моно системы ценностных ориентаций:

- направленные на мировое «западное» пространство; - на восточные традиции; - смешанный тип не устойчивых ценностей; - местный колорит этнической идентичности; исламские ценности.

Может показаться, что наша классификация включает в себя понятия не одного ряда, но в сознании так, же нет чёткой границы и «заборов», оно функционирует по принципу необходимого и достаточного в определении ценностных предпочтений.

В период нашего исследования наблюдалась значительная переоценка системы ценностей и предпочтений подростка, это мы объясняем внешнеполитическими, внешнеэкономическими влияниями, а так же степенью успешности опыта в разных возможно новых видах деятельности.

Необходимо отметить, что в анализе гендерных предпочтений ценностной задачи, мальчики смелее идут на риск, отказываясь от семейных, национальных приоритетных в обществе ценностей, они в большей степени готовы менять кумиров, стратегии оценок чем девочки. Так же больший процент мальчиков попал в группу со «смешанным типом не устойчивых ценностей». Вполне объяснимо это традициями семейного раздельного воспитания мальчиков и девочек в Дагестане. Мы пришли к следующим выводам: 1. ценностные ориентации образуют специфические пласты - паттерны нравственного сознания человека, организация которых построена по принципу сообразности и значимости в онтогенезе индивидуального развития. В структуре ценностных ориентаций можно выделить средообразующие ценности - любовь природе родного края, экологические интересы планеты; общество сохраняющие ценности -дружелюбие, толерантность, любовь к людям, к семье, к мировому культурному пространству; здоровье сберегающие ценности - адекватная самооценка, жизнерадостность. 2.Сравнительный анализ данных по разновозрастной выборке эмпирической части исследования показал, что подростковый возраст является сензитивным для формирования позитивных гуманных ценностных ориентаций, если психологопедагогические воздействия тех или иных воспитательных систем будут формировать и соответствующий индивидуально-психологический склад подростка, который с определенного момента начинает оказывать влияние на выборы его экстернальных связей и интернальных отношений, на ценностное ориентации к другим людям и миру. В связи с этим, условием успешного развития личности подростка является обеспечение открытого взаимодействия, которое может определять оптимальную настройку контуров внешнего и внутреннего регулирования системы психической организации человека за счет активного обмена нравственной энергией и информацией с внешней средой. 3. Человек как «элемент» мироздания одновременно принадлежит к разным системам ценностей, взаимодействуя с которыми он приобретает различные качества и свойства. Идея об индивидуальной изменчивости личности учитывает элементы этнической общности, духовно-нравственный уровень развития цивилизации, степень включенности в социум, возрастную группу и т.д. Типичные родовые системные качества человека, выражающие тенденции эволюционной системы к самосохранению, стоящие за различными проявлениями активности, являются основанием и энергетическим допингом реализации общечеловеческих ценностей. Паттерны нравственного сознания, такие как Совесть, Доброта, Ненасилие, Любовь, Благодарность, Прощение, Доверие, Справедливость, Стыд и другие духовно-нравственные образования, успешно выполняют роль регулятора и регламентатора энергетических потерь и направлений организации ценностных ориентиров растущей личности. 4.Ключевая роль в раз-

витии ценностных ориентаций подростка принадлежит индивидуальным и личностным детерминантам. Перечень личностных черт и свойств весьма разнообразен - от эмоциональной чувствительности и тревожности до установки ценностных ориентаций и самосознания личности.

На основании полученных результатов экспериментального исследования, сравнительного анализа данных с применением критерия Х2 двух групп испытуемых -контрольной и экспериментальной, проведённое исследование позволяет сформулировать выводы относительно приоритетных факторов и характеристик ценностных ориентаций подростков:

Особенности образовательного пространства школы, где возможна реализация психокоррекционной программы, проведения уроков психологии, тренингов проявляются в психологических характеристиках ее участников, в частности в трансформации ценностных ориентаций, с акцентом на перевес значений общечеловеческих и национальных ценностей и девальвацией меркантильных ценностей. Чтобы использовать возможности среды, подросток проявляет соответствующую активность, то есть он становится реальным субъектом ценностной сферы развития, субъектом образовательного пространства, а не остается объектом влияния его условий и факторов.

Нарушенные отношения в социуме существенно изменяют образ ценностных приоритетов подростка, затем начинают оказывать обратное влияние на черты личности, характера, деформируя их и закрепляя в реальных поведенческих актах сформированные психологические особенности. К сожалению, необходимо констатировать тот факт, когда в стране отсутствует система нравственного воспитания, вполне объяснимый отсутствием государственной идеологии и политики среднего и высшего образования.

Исследование ценностей подростка необходимо проводить с учётом сложных и многофункциональных изменений растущей психики, что позволяет определить их место в структуре личности. Результаты экспериментальных исследований, полученные нами, открывают широкие возможности для дальнейших исследований психологических особенностей подростков, влияющих на их духовные возможности и нравственные потенции в различных условиях жизнедеятельности.

Контактная информация: gadiiev82@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНЫХ СУЖДЕНИЙ В РАННЕЙ ЮНОСТИ

Анна Олеговна Посаженникова, соискатель, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

(СПбГИПСР)

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития уровней морального сознания в связи с социально-психологическими особенностями формирования личности в ранней юности. Анализируются теоретические подходы отечественных и зарубежных авторов к изучению различных аспектов морального сознания. Представлены результаты, полученные в ходе исследования уровней развития моральных суждений подростков. Показано наличие связи уровней развития моральных суждений с особенностями ценностно-мотивационной сферы у представителей исследуемых социальных групп. Описываются гендерные особенности становления моральных суждений.

Ключевые слова: гендерные особенности, гипотетико-дедуктивное мышление, мораль, моральное сознание, моральные суждения, мотивационная сфера, ранняя юность, стадии и уровни развития моральных суждений, ценности, эмпатия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.