Научная статья на тему 'Этнокультурное исследование ценностных ориентации современных подростков'

Этнокультурное исследование ценностных ориентации современных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1553
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОССКУЛЬТУРНОЕ СРАВНЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК / CROSS-CULTURAL COMPARISON / VALUABLE ORIENTATIONS / MODERN TEENAGER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тудупова Туяна Цибановна

В статье приводятся результаты кросскультурного исследования особенностей ценностных ориентации подростков. Особое внимание уделяется анализу взаимосвязи между иерархией ценностных ориентации и степенью их реализованности. Делается вывод об общем и специфичном в ценностных ориентациях подростков различных этносоциальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic-cultural research of valuable orientations of modern teenagers

The results of cross-cultural research of teenagers'peculiarities of valuable orientation are given. Special attention is paid to the analysis of interconnection between hierarchy of valuable orientations and the level of their realization. The conclusion about the general and specific in the valuable orientations of teenagers of different ethnic-social groups is made.

Текст научной работы на тему «Этнокультурное исследование ценностных ориентации современных подростков»

Эрхитуева Любовь Ильинична - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета (Улан-Удэ). E-mail: luba7@rambler.ru

Erkhitueva Lyubov ’Il’inichna - candidate of psychological sciences, senior teacher of department of general and social psychology of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: luba7@rambler.ru

УДК 152.3 + 303 Т.Ц. Тудупова

ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

В статье приводятся результаты кросскультурного исследования особенностей ценностных ориентаций подростков. Особое внимание уделяется анализу взаимосвязи между иерархией ценностных ориентаций и степенью их реализованности. Делается вывод об общем и специфичном в ценностных ориентациях подростков различных этносоциальных групп. Ключевые слова: кросскультурное сравнение, ценностные ориентации, современный подросток.

T.Ts. Tudupova ethnic-cultural research of valuable orientations of modern teenagers

The results of cross-cultural research of teenagers ’ peculiarities of valuable orientation are given. Special attention is paid to the analysis of interconnection between hierarchy of valuable orientations and the level of their realization. The conclusion about the general and specific in the valuable orientations of teenagers of different ethnic-social groups is made.

Key words: cross-cultural comparison, valuable orientations, modern teenager.

В современном мире происходят глобальные процессы, ускоряется темп активности, зарождаются новые формы и стили коммуникаций, трансформируются личностные и социальные ценности. Эти процессы характерны и для российского общества, переживающего острый кризис практически во всех его сферах, что актуализирует необходимость научного исследования происходящих изменений в системе личностных ценностей. Исследование проблем ценностных ориентаций личности, особенно в переходные нестабильные периоды развития общества, имеет важное значение, поскольку ценностные установки являются индикаторами определенных противоречий, возникающих в общественном сознании, и показателями интересов и предпочтений отдельных людей и групп личностей.

Как в зарубежной, так и отечественной психологии исследование ценностных ориентаций в настоящее время рассматривается как одно из наиболее важных и актуальных направлений. Справедливо признается, что ценности являются системообразующим основанием личности, опосредуя специфику самоопределения, представлений о жизненной перспективе и способах ее достижения, конструирования своего жизненного мира, ориентировки в «надситуативных» условиях, становления целостной сферы духовности (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, М.Р. Гинзбург, Б.В. Зейгарник, А.А. Кроник, А.Н. Леонтьев, Д.А.

Леонтьев, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков и др.). Ценности не только детерминируют процесс познания человеком социального мира, но и направляют психическую регуляцию поведения человека в социальной среде, задавая важные смыслы человеческой жизнедеятельности, и в этом качестве они имеют как универсальную, так и культурно-специфическую природу.

Важность изучения кросскультурных особенностей, опосредующих иерархию ценностей в структуре личности, трудно переоценить. Региональные различия нашей страны уникальны для мировой практики: различия в ценностных ориентациях населения регионов России можно объяснить исходя из геоклиматических, конфессиональных, этнических концепций развития. Ценностные ориентации отдельного региона в значительной степени определяют особый образ жизни, обычаи, традиции, этнические нормы и т.д. В соответствии с ними люди строят модели своей повседневной деятельности, они входят в ментальность этноса, складываются в стандарты представлений, верования, предпочтения людей, которые выражаются в поведении. Будучи тесно связанной с природными, климатическими условиями, своеобразием этноса, исторически сложившимся бытом, обрядностью, трудовой деятельностью, система ценностных ориентаций личности во многом определяется региональным и этнокультурным своеобразием.

Ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Система ценностных ориентаций является одним из основных компонентов структуры личности, занимая пограничное состояние между ее мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно ценностные ориентации личности выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве важного контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые формы их регуляции; с другой -выступает в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является важнейшим психологическим органом саморазвития и личностного роста.

Согласно В.Ю. Хотинец [5, с. 62], в отношениях человека с окружающим миром обнаруживается культурно-ценностный потенциал человеческой общности. Иными словами, этнокультурное развитие в онтогенезе развертывается в континууме освоения культуры, которая не перестает предъявлять человеку определенного рода предписания санкций и ограничения. Центральным в этнокультурном развитии человека является усвоение способов взаимоотношений и взаимодействия с миром, сформированных в ходе овладения культурным опытом. Этнокультурный мир служит для человека средством развития его этнической индивидуальности, сущность которого определяется индивидуальностью этнокультуры.

Практически ценностные ориентации как личностнообразующая система складываются лишь к подростковому периоду онтогенеза, что обусловлено определенным уровнем развития самосознания детей, именно в этом периоде осознающих свое «Я» в системе общества. Установлено, что именно подростковый возраст является ключевым моментом формирования этнической идентичности. В психологической литературе отмечается, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает в подростковом возрасте. Однако некоторые исследователи отмечают наличие несформированной, или диффузной, этнической идентичности у подростков [3, 4]. Выявление характера и особенностей ценностных ориентаций позволяет прогнозировать общую направленность развития растущего человека как личности. Характеризуя уровень сформирован-ности личности, ценностные ориентации одно-

временно являются базовым образованием, обеспечивающим ее дальнейшее развитие, поэтому очень важно установить характер изменений ценностных ориентаций, их особенности и закономерности, присущие представителям различных этнических групп, что необходимо как для более глубокого проникновения в механизм формирования личности, так и для научно обоснованного совершенствования процесса воспитания подростков.

Известно, что система ценностей каждого человека как общественного индивида, выполняя регулятивные и прогностические функции, определяет направленность его развития как личности в системе социальных отношений. Человеческим взаимоотношениям свойственна пристрастность, выступающая в мотивах поведения, в сложном взаимоотношении доминирующих и подчиненных ценностей, структура которых вырабатывается в сознании субъекта в процессе присвоения им всего смыслозначимого пространства человеческого опыта. Ценностные представления, приобретаемые подрастающими людьми в процессе социализации их обществом через систему воспитания, чрезвычайно варьируются. Вместе с тем структура ценностных ориентаций, даже в том случае, если она очень «пластична» для отдельных индивидов, сохраняет преемственность с устойчивыми («базальными») ценностями, которые вырабатываются всем развитием отдельных социальных общностей, этнических групп, вносящих разный по своему потенциалу вклад в общий процесс развития общества на каждом из конкретных исторических этапов. Именно с этим обстоятельством связан тот факт, что каждый из народов обладает и вырабатывает систему ценностей, представленную категориями общечеловеческой значимости, например «добро» и «зло», и теми ценностями, в которых запечатлена социальная и культурная специфика, традиции и обычаи, нормы, образующие систему ценностных ориентаций. С психологической точки зрения именно ценностная ориентация является материалом, на основании которого кристаллизуется этническая культура, причем замер ценностной ориентации -это исследование сегодняшнего состояния этноса. Наибольший интерес представляют переломные периоды в жизни народа, когда можно наблюдать изменения в его сознании, поведении и отмечать, что остается неизменным, что отбрасывается, что видоизменяется и как [2].

В связи с тем, что объектом нашего исследо-

вания выступают подростки, закономерно было предположить, что результаты будут определяться в основном действием двух мощных «факторов»: с одной стороны, психологическими особенностями данной возрастной группы с вытекающими из этого положения следствиями; с другой

- общекультурными, общечеловеческими требованиями к подрастающему поколению, включающими с необходимостью этнопсихологический компонент (особенности этнокультурной среды, национального воспитания и т.д.)

В исследовании мы ставили перед собой следующие задачи:

1) провести кросскультурный сравнительный анализ иерархии ценностных ориентаций подростков - русских и бурят;

2) сравнить эмпирические распределения ранжирования подростками (бурятами и русскими) тех инструментальных и терминальных ценностей, которые по литературным данным испытывают наиболее сильное влияние этнокультурной среды.

Из всей выборки испытуемых, участвовавших в исследовании, для большей «чистоты» эксперимента были отобраны две группы подростков из русских (120 человек) и бурятских (108 человек) семей, в которых оба родителя общаются с детьми на родном языке, так как «в процессе социализации индивид осваивает исторически сложившиеся универсальные коммуникативные структуры своей общности - национальный язык, общие формы мышления, типические модели традиционной культуры» [1, с. 30]. Таким образом, косвенно снимается проблема, связанная с выделением групп только по признаку этнической принадлежности. В данном эксперименте в качестве контрольных были 2 группы по 145 человек (буряты и русские) из этнически смешанных классов общеобразовательных школ г. Улан-Удэ и Республики Бурятия. В исследовании использован модифицированный тест «Ценностные ориентации» М. Рокича в модификации Д.А. Леонтьева, дополненный приемом В. Пантелеева (измерение степени реализованности ценности в реальной жизнедеятельности), а также Опросник личностных ценностей Г. Кинга (ОЛЦ).

Полученные данные показали, что в выборке русских подростков высший доминирующий уровень иерархии ценностей - целей составили любовь, наличие хороших и верных друзей, материально обеспеченная жизнь, творчество, свобода, общественное признание. Высший домини-

рующий уровень ценностей - средств у данных подростков составили независимость, эффективность в делах, непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, смелость в отстаивании своего мнения. Средний предпочитаемый уровень терминальных ценностей составили развлечения, интересная работа, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, счастье других, а инструментальных - аккуратность, широта взглядов, честность, рационализм, твердая воля. На низшем уровне иерархии оказались из терминальных ценностей здоровье, познание, счастливая семейная жизнь, развитие, уверенность в себе, патриотизм, жизненная мудрость, а из инструментальных - терпимость, чуткость, ответственность, воспитанность, образованность, жизнерадостность, исполнительность.

Применение приема В. Пантелеева позволило выявить субъективные представления подростков о степени реализованности ценностей в реальной жизни. Такими ценностями оказались любовь (96%), здоровье (93%), активная деятельная жизнь (90%), твердая воля (90%), общительность (93%). Менее всего реализованы такие ценности, как независимость, патриотизм, материально обеспеченная жизнь (12%), жизненная мудрость (25%), смелость в отстаивании своего мнения, терпимость (30%).

Согласно данным методики Г.Кинга (Опросник личностных ценностей), для выборки русских подростков ориентация ценностей носит преимущественно прагматический характер (69%). Иными словами, ориентация ценностей подростков направлена на «успех - неудачу». Ценности аффективной направленности (в направлении «приятного - неприятного») в реальной жизни характерны для 27% подростков. У 4% подростков ориентация ценностей носит «моралистский» характер (в направлении «добра - зла»).

Результаты исследования иерархии ценностей в выборке подростков - бурят свидетельствуют о том, что для них наиболее приоритетными оказались среди терминальных ценностей такие ценности - цели, как наличие хороших и верных друзей, познание, жизненная мудрость, любовь, материально обеспеченная жизнь, патриотизм, а среди инструментальных ценностей высший доминирующий уровень иерархии ценностей составили такие ценности, как исполнительность, высокие запросы, рационализм, образованность, ответственность, воспитанность.

На среднем (предпочитаемом) уровне ие-

рархии по ранговым показателям терминальные ценности в выборке подростков - бурят распределились следующим образом: счастливая семейная жизнь, интересная работа, здоровье, активная деятельная жизнь, общественное признание. Средний уровень инструментальных ценностей составили общительность, твердая воля, жизнерадостность, деловая эффективность, аккуратность, смелость в отстаивании своего мнения. На низшем уровне иерархии оказались такие терминальные ценности, как развлечения, творчество, уверенность в себе, свобода, развитие, общественное признание, счастье других, и такие инструментальные ценности, как широта взглядов, самоконтроль, независимость, твердая воля, терпимость, смелость в отстаивании своего мнения.

Анализ субъективных представлений подростков о степени реализации ценностей в реальной жизни установил их следующий порядок: жизненная мудрость (96%), исполнительность (99%), общественное признание (94%), ответственность (90%). Менее всего реализованы такие ценности, как патриотизм (33%), независимость (31%), смелость в отстаивании своего мнения (30%), свобода (15%).

Анализ ориентации ценностей подростков -бурят, согласно методике Г. Кинга (ОЛЦ), показал доминирование прагматической ориентации (в направлении «успеха - неудачи») - 54% и моралистской ориентации (в направлении «добро - зло»)

- 42%. В меньшей степени ценности подростков в реальной жизни ориентированы в направлении «приятного - неприятного» (аффективная ориентация) - 4%.

Сравнительный анализ иерархии ценностных ориентаций русских и бурят по t - критерию Стьюдента показал, что между двумя выборками подростков существуют достоверные различия в абсолютных значениях анализируемого списка в иерархии терминальных ценностей: познание (Р = 0,98), жизненная мудрость (0,98), свобода (0,98), общественное признание (0,96), патриотизм (0,97), творчество (0,96), развлечения (0,95). В иерархии инструментальных ценностей достоверные различия в абсолютных значениях выявлены в следующих ценностях: образованность (0,96), независимость (0,98), ответственность (0,96), исполнительность (0,98), смелость в отстаивании собственного мнения (0,95), непримиримость к недостаткам в себе и в других (0,96).

Анализ полученных иерархий ценностных ориентаций подростков показал, что они имеют

и общие элементы (рис. 1, 2). Таковыми явились наличие хороших и верных друзей, любовь, материально обеспеченная жизнь, высокие запросы, которые можно отнести к базовым ценностям. Высокий показатель ценности «наличие хороших и верных друзей» в какой-то мере отражает естественный процесс личностного развития: подросткам свойственно ориентироваться на общение, коллектив, на первом месте по значимости кооперативные отношения. Вместе с тем, наряду с ориентацией на общество и коллектив, в подростковом возрасте особый интерес начинает вызывать собственная личность. В старшем подростковом возрасте значимым становится процесс индивидуализации личности, при котором особую ценность приобретает она сама, анализ ее внутренних процессов и состояний, соответствующих черт характера, чувств, желаний и т. д. Данное обстоятельство объясняет в определенной мере значимость такой ценностной ориентации, как «любовь», для подростков обеих этносоциальных групп.

Выявленная при сравнении группировки ценностей-целей и ценностей-средств значимость таких ценностей, как материально обеспеченная жизнь, высокие запросы, у русских и бурят отражает, по-видимому, те изменения, которые произошли в социально-экономической жизни страны в последнее время. Думается, что кризисное состояние общества существенно повлияло на психологический облик молодежи, более значимыми стали прагматические и эгоистические ценности. Формирование потребительского или производительного способов самореализации личности существенно связано с установкой подростка относительно материальных ценностей, которая во многом предопределяет прагматизм или альтруизм, творчество или потребительство в поведении. Можно предположить, что данные совпадения в ценностных доминантах у подростков обусловлены, прежде всего, фактором возраста; социокультурные условия здесь индифферентны. Однако они (социокультурные условия) в определенной степени влияют на ценности, занимающие у русских (свобода, творчество, смелость в отстаивании своего мнения, непримиримость к недостаткам в себе и в других и т.д.) и бурят (познание, жизненная мудрость, патриотизм, исполнительность, образованность, ответственность и др.) верхние иерархии, которые можно отнести к базальным ценностям национальных культур, транслирующихся из поколения в поколение.

20 18 § 16 ^ 14

ф

х .0

ц 10 I 8

І 6 о.

15 4

12

і

со

0-

2

0

Г-

-

- —

1 1 і ї

і |

Г і-

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

□ Русские подростки □ Бурятские подростки

Рис. 1. Иерархия терминальных ценностей русских и бурят.

Примечание: 1. Активная деятельная жизнь. 2. Жизненная мудрость. 3. Здоровье. 4. Интересная работа. 5. Патриотизм. 6. Любовь. 7. Материально обеспеченная жизнь. 8. Наличие хороших и верных друзей. 9. Общественное признание. 10. Познание. 11. Продуктивная жизнь. 12. Развитие. 13. Развлечение. 14. Свобода. 15. Счастливая семейная жизнь. 16. Счастье других. 17. Творчество. 18. Уверенность в себе.

0 I—

О

0

1 I 0

X .о і .о

сс н

1 0

2 > а і—

0

1

1_ і

СС

о.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

□ Русские подростки □ Бурятские подростки

Рис. 2. Иерархия инструментальных ценностей подростков

Примечания: 1. Аккуратность. 2. Воспитанность. 3. Высокие запросы. 4. Жизнерадостность. 5. Исполнительность.

6. Независимость. 7. Непримиримость к недостаткам в себе и в других. 8. Образованность. 9. Ответственность. 10. Рационализм. 11. Самоконтроль. 12. Смелость в отстаивании своего мнения. 13. Твердая воля. 14. Терпимость. 15. Честность. 16. Чуткость. 17. Широта взглядов. 18. Эффективность в делах.

Наряду с выявлением доминирующих в иерархии групп ценностных ориентаций были выделены блоки ценностей, наименее востребованные подростками: у русских это терминальные ценности (развитие, жизненная мудрость, патриотизм, здоровье) и инструментальные (исполнительность, жизнерадостность, образованность). У бурят не востребованы следующие ценности

- цели, уверенность в себе, развлечения, счастье других, творчество, свобода, и ценности-средства: смелость в отстаивании своего мнения, широта взглядов, независимость, непримиримость к недостаткам в себе и в других, самоконтроль. Отмечена следующая особенность: ряд наиболее предпочитаемых русскими ценностных ориентаций оказался на последнем месте в иерархии ценностных доминант бурят (творчество, свобода, общественное признание, развлечения, независимость). И наоборот, ценностные ориентации, значимые для подростков - бурят, имеют один из последних рангов в иерархии ценностей русских (жизненная мудрость, познание, патриотизм, исполнительность). На наш взгляд, данные различия также обусловлены социокультурными факторами.

Таким образом, сравнительный анализ эмпирических данных выявил, что имеются как общие элементы в иерархии ценностных ориентаций, так и расхождения, обусловленные этнокультурными факторами.

Выводы:

1. Сравнительный анализ иерархии ценностей подростков показал, что имеются как общие особенности, так и определенная специфика в ценностных ориентациях подростков различных этносоциальных групп.

2. Иерархия ценностных ориентаций в структуре личности подростка есть многоуровне-

вая упорядоченная совокупность, в которой определены и выделены следующие уровни: высший (доминирующий, приоритетный), средний (предпочитаемый) и низший (индифферентный).

3. Выявлены кросскультурные особенности иерархии ценностных ориентаций (ценностей - целей, ценностей - средств) в структуре личности, детерминируемые социокультурными условиями. При этом кросскультурные особенности иерархии ценностных ориентаций в структуре личности имеют противоречивую тенденцию выраженности: с одной стороны, выявлены противоположные ранги ценностных ориентаций у русских и бурят на высшем и низшем уровнях иерархии, с другой стороны, на этих же уровнях отмечаются сходства, касаемые степени реализо-ванности данных ценностей.

Литература

1. Дробижева Л.М., Кузнецов И.М., Кцоева ГУ Некоторые проблемы этнопсихологических исследовании // Психологический журнал. - 1988. - Т. 9. - №3. - С. 2-34.

2. Лурия С.В. Метаморфозы традиционного сознания: опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала. - СПб., 1994. - С. 66.

4. Собкин В.С. Сравнительный анализ особенностей ценностных ориентаций русских и еврейских подростков // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника: тр. по социол. образов. - Т. 3. -М.: Центр социологии образов. РАС, 1995. - С. 6-63. Вып. 4.

5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М.: ИП РАН; Академический проект, 2007.

6. Хотинец В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии. - 2001. - №5. - С. 60-73.

7. Тудупова Т.Ц. Этнопсихология направленности личности современного подростка. - Улан-Удэ, 2002.

Тудупова Туяна Цибановна - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). E-mail:tuyanatu@mail.ru

Tudupova Tuyana Tsibanovna - candidate of psychological science, assooiate professor, head of department of age and pedagogical psychology of Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail:tuyanatu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.