Научная статья на тему 'Развитие толерантности в условиях общеобразовательной организации'

Развитие толерантности в условиях общеобразовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТЕРПИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / TOLERANCE / TOLERANT RELATIONS / ADOLESCENCE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасимова Вера Александровна, Трусова Виктория Рудольфовна, Молина Инна Борисовна

Исследуется вопрос развития толерантности в подростковом возрасте. Дан развернутый анализ понятия «толерантность», приведены эмпирические данные результатов работы по профилактической программе общеобразовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF TOLERANCE IN TERMS OF educational institution

Тhe Article is devoted to the study of the development of tolerance in adolescence. Given a detailed analysis of the notion of tolerance, the empirical data of results of the preventive program of educational institution.

Текст научной работы на тему «Развитие толерантности в условиях общеобразовательной организации»

ВЫПУСК 1/2018

УДК 37.035

Вера Александровна Гасимова

кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Пермский государственный институт культуры», Пермь, Россия 614000, Пермь, ул. Газеты «Звезда», 18, е-mail: rectorat@psiac.ru

Виктория Рудольфовна Трусова

директор

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 118» г. Перми, Пермь, Россия 614053, Пермь, ул. Колыбалова, 44, е-mail: sch118@yandex.ru

Инна Борисовна Молина

педагог-психолог

МАОУ «Средняя образовательная школа № 118» г. Перми, Пермь, Россия 614053, г. Пермь, ул., Колыбалова, 44, е-mail: sch118@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Vera A. Gasimova

candidate of psychological Sciences, the senior lecturer

Perm State Institute of culture, Perm, Russia 614000, Perm, Gazetа «Zvezda» str., 18, е-mail: rectorat@psiac.ru

Victoria R. Trusova

director

School № 118, Perm, Russia 614053, Perm, Kolybalov str., 44, е-mail: sch118@yandex.ru

Inna B. Molina

teacher-psychologist School № 118, Perm, Russia 614053, Perm, Kolybalov str., 44, е-mail: sch118@yandex.ru

THE DEVELOPMENT OF TOLERANCE IN TERMS OF EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация. Исследуется вопрос развития толерантности в подростковом возрасте. Дан развернутый анализ понятия «толерантность», приведены эмпирические данные результатов работы по профилактической программе общеобразовательной организации.

Ключевые слова: толерантность, терпимые отношения, подростковый возраст, образовательная среда, образовательное учреждение.

© Гасимова В.А., Трусова В.Р., Молина И.Б., 2018

êi ВЕСТНИК ПГТПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

Abstract. The Article is devoted to the study of the development of tolerance in adolescence. Given a detailed analysis of the notion of tolerance, the empirical data of results of the preventive program of educational institution.

Key words: tolerance, tolerant relations, adolescence, educational environment, educational institution.

Проблема толерантности актуальна в наше неспокойное время, что обусловлено идущими в мире процессами глобализации. Формирование и развитие толерантности приходится на школьные годы, а точнее, на подростковый возраст. Именно он является сенситивным с точки зрения формирования рефлексивного отношения к таким понятиям, как «свой», «чужой». Особое внимание к данному периоду развития ребенка уделяется потому, что в подростковом возрасте происходят существенные изменения в личности, которые характеризуются становлением Я-концепции, формированием идеалов и трансформацией системы межличностных отношений.

В отечественной и зарубежной литературе проблемами формирования и развития толерантности занимались С. Бондырева, Р. Валитова, В. Лекторский, Н. Кильберг-Шахзадова, С. Баднер, М. Уолтер, Р. Харрис, О. Хеффе. Авторы отмечают, что процесс формирования и развития толерантности связан с социализацией личности, которая обеспечивает адаптацию личности к активной деятельности, ее интеграцию в социальную систему, осознание мотивации, выработку суждений, основанных на нормах, правилах и ценностях. Толерантность, будучи приобретенным в процессе жизнедеятельности качеством, отражает такие типичные черты, как терпимость, сочувствие, сопереживание. При этом толерантность не означает отказа от собственных взглядов, убеждений, а, напротив, «является признаком уверенности в себе... не боится сравнения с другими точками зрения» [6, с. 457].

Пермский край издревле является многонациональным, жители региона терпимы к разным нациям и народностям, проживающим на территории Прикамья. Здесь мы видим проявление так называемой житейской толерантности, выражающейся в терпимости к различиям среди людей, умении жить, не мешая друг другу, способности иметь права, не нарушая прав окружающих людей.

Микрорайон, в котором находится МАОУ «СОШ № 118» г. Перми, также полинационален. На его территории проживают русские, татары, цыгане, а в последние 5-7 лет появились семьи из ближнего зарубежья - республик бывшего СССР: украинцы, узбеки, азербайджанцы и др. В связи с этим руководством школы было принято решение о разработке и внедрении профилактической программы по развитию толерантности «Я, ты, мы...» в среднем звене. Цель программы: развить уровень толерантности учащихся в связи с изменившейся средой в микрорайоне. Программа включает в себя 16 занятий по развитию толерантного отношения к детям разных национальностей.

ВЫПУСК 1/2018

С октября 2016 по март 2017 года на параллели 7-8-х классов была создана экспериментальная площадка. Один класс из параллели был экспериментальным, в нем проводилась программа по развитию толерантности, второй класс - контрольным, занятия по программе в нем не проводились.

В ходе работы по программе были сделаны два диагностических среза: 1) выявляющий уровень толерантности учащихся 7-8 классов до начала работы по программе и 2) выявляющий уровень толерантности учащихся 7-8-х классов после работы по программе.

Участники. В программе приняли участие 90 школьников 7-8-х классов МАОУ «СОШ № 118» г. Перми, возраст - в диапазоне от 13 до 15 лет (М = 13.96, SD = .54). Экспериментальная группа - учащиеся 7а и 8а классов -44 человека. Контрольная группа - учащиеся 7б и 8б классов - 46 человек.

Используемые методики. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова, 2002). Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко, 1998). Вопросник для измерения толерантности (В.С. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура, 2000).

Исследовательский дизайн. Для сравнения результатов экспериментальной и контрольной групп использовался t-критерий Стьюдента.

Результаты работы. Исходные данные имели нормальное распределение. По результатам диагностики перед прохождением программы значимых различий между классами по показателям не было. После прохождения программы значимые различия между экспериментальными и контрольными классами были выявлены по трем показателям в пользу экспериментальных классов (р < 0,01): 1) непринятие или непонимание индивидуальности другого человека, 2) неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров, 3) неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные неприятности. Это показатели общей коммуникативной толерантности, свидетельствующие о толерантных и интолерантных установках личности, проявляющихся в процессе общения.

В целом можно сказать, что профилактическая программа по развитию толерантности «Я, ты, мы...» в среднем звене способствует улучшению и совершенствованию общей коммуникативной толерантности, являющейся важной составляющей коммуникативных процессов, столь значимых в подростковом возрасте.

Список литературы

1. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности. - Москва: Московия, 2009. - 311 с.

2. Бондырева С.К., Колесов Д.Б. Толерантность (введение в проблему) -Москва: МПСИ, 2003. 2-е изд. - 240 с. - (Библиотека психолога).

ЙЁ ВЕСТНИК ПГТПУ

Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки

3. Емельянова Е В. Практикум по этнической психологии: учеб. пособие. -Иркутск: ИГУ, 2015. - 158 с.

4. Зенович-Калужский Д.В. Воспитание толерантности и межэтнической толерантности у подростков - важная проблема современного образования // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - № 37. - С. 25-27.

5. Клейнберг Ю.А. Толерантность и деструктивная толерантность: понятия, подходы, типология, характеристика // Общество и право. - 2012. -№ 4(41). - С. 329-334.

6. Краткая философская энциклопедия / ред.-сост. Е.Ф. Губский, В.Г. Кораблева, В.А. Лутченко. - Москва: Прогресс-Энциклопедия, 1994. -576 с.

7. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. - 1997. - № 11. - С. 284.

8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2001. - 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.