Научная статья на тему 'Развитие свободного общения дошкольников'

Развитие свободного общения дошкольников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
634
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIE SPRECHAKTIVITäT / DIE PRODUKTIVE TäTIGKEIT / РАЗВИТИЕ / РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ / СВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DIE ENTWICKLUNG / DEN FREIEN VERKEHR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Яковлева Ирина Васильевна, Самсонова Светлана Николаевна

Данная статья посвящена проблеме развития свободного общения дошкольников. Представлены возможные направления, задания, игры и другие виды деятельности в работе с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Die Entwicklung des freien Verkehrs der Vorschulkinder

Der Vorliegende Artikel ist dem Problem der Entwicklung des freien Verkehrs der Vorschulkinder gewidmet. Es sind die möglichen Richtungen, die Aufgabe, die Spiele und andere Tätigkeitsarten in der Arbeit mit den Kindern vorgestellt.

Текст научной работы на тему «Развитие свободного общения дошкольников»

Section 5. Pedagogy

References:

1. Hillocks G. Ways of thinking, ways of teaching. - New York: Teachers College Press. - 1999.

2. Lucy Pollard. Introduction to Teaching-English, Lucy Pollard - 2008.

3. Wyse D. Teaching English, language and literacy: From new theory to classroom practice. Invited presentation at Beijing Language and Culture University (BLCU), Department of English, Beijing. - 2012, 12 March.

Jakowlewa Irina Wassiljewna, Samsonowa Swetlana Nikolaewna, Die Jelezki staatliche Universität von ihm. I. A. Bunina, der BewerberFakultät für Pädagogik und Psychologie der Vorschule E-mail: yakovlevairinavas070882@mail. ru

Die Entwicklung des freien Verkehrs der Vorschulkinder

Abstrakt: der Vorliegende Artikel ist dem Problem der Entwicklung des freien Verkehrs der Vorschulkinder gewidmet. Es sind die möglichen Richtungen, die Aufgabe, die Spiele und andere Tätigkeitsarten in der Arbeit mit den Kindern vorgestellt.

Keywords: die Entwicklung, die Sprechaktivität, den freien Verkehr, die produktive Tätigkeit.

Яковлева Ирина Васильевна, Самсонова Светлана Николаевна, Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, соискатель, дошкольный факультет E-mail: yakovlevairinavas070882@mail.ru

Развитие свободного общения дошкольников

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме развития свободного общения дошкольников. Представлены возможные направления, задания, игры и другие виды деятельности в работе с детьми.

Ключевые слова: развитие, речевая активность, свободное общение, продуктивная деятельность.

Умение общаться это целое искусство, сложнейший, многоуровневый процесс установления и развития отношений между людьми. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. Речевая активность — фактор, предполагающий общую активность в игре и социальной жизни, быстрые речевые реакции в диалоге и выбор слов, интенсивное построение фразы [1].

Большинство сложностей и ошибок возникают в результате неумения слушать, натянутости разговора, влезания вне очереди, негативного настроения, желания быть правым всегда и во всем, засорения нелитературными элементами, недостаточной интонационной выразительности речи и многого другого. В результате чего между детьми дошкольного возраста разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений.

Они ссорятся, чувствуют обиду, ревнуют, высказывают претензии, а иногда делают мелкие гадости. Подобная ситуация может привести к возникновению негативных форм поведения у детей, отклонениям в развитии (замкнутости, агрессивности, тревожности, неуверенности в себе, неадекватности поведения).

Возникает острая необходимость своевременно обратить внимание на такие проявления детей и помочь преодолеть их. Умение планировать и направлять свои действия и поступки во взаимодействии с миром, развитие свободного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает красочными лучами сферу их ощущений, во многом определяет характер отношения ребенка к тому, что его окружает.

С увеличением инновационных технологий (компьютер, телевизор, айфон), серьёзное волнение и

152

Секция 5. Педагогика

беспокойство вызывает коммуникативное развитие дошкольников. Лучшими друзьями детей становятся компьютерные игры и мультфильмы. Отсюда столько проблем в овладение свободной речью, что приводит к трудностям в обучение и накладывают отпечаток на последующую деятельность, так как не всегда имеется возможность устранить речевой недостаток в детстве.

В федеральных государственных стандартах отводится особое место решению такой задачи, как развитие свободного общения дошкольников. Что в дальнейшем может привести к разрешению ряда таких вопросов, как ограниченный круг общения, не владение навыками активного слушания, не умение создавать благоприятную обстановку для разговора, не способность улаживать конфликт.

Именно с этой целью, выделяем следующие направления:

- развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении;

- использование элементов описательных монологов и объяснительной речи;

- выработка потребности в деловом и интеллектуальном общении;

- формирование умения воспринимать и понимать эмоции собеседника;

- развитие ситуативно-делового общения в различных видах деятельности.

Чтобы добиться необходимых, а главное эффективных результатов, способствующих развитию свободного общения дошкольников, предлагаем следующие виды деятельности с детьми.

1) Расскажи стихотворение без слов: «Кошкин дом» С. Я. Маршак, «Мойдодыр» К. И. Чуковский.

2) «Праздник в семье» (детям предлагается рассказать о подготовке и проведение любого семейного праздника: Новый год, Рождество и т. д.).

3) «Самое яркое впечатление в твоей жизни» (если ребёнок затрудняется, можно предложить ему рассказать о его мечте или помочь наводящими вопросами).

4) Проблемная ситуация: младший брат или сестра просят у тебя новую игрушку, с которой ты не хочешь делиться. Как бы ты поступил?

5) Детям предлагается послушать сказку «Витя — озорник».

Жил в небольшом городке мальчик Витя. Он постоянно животных обижал, дразнил, растения выдёргивал. И вот однажды, налетел ветер - буян, подхватил Витю и унёс его в волшебный лес. А там всё горит и сверкает солнечным светом, словно в сказке, эту

таинственную тишину нарушает лишь шорох птиц, притаившихся на ветвях деревьях. В лесу кипит жизнь. По травинкам снуют букашки, в воздухе жужжат дикие пчелы. Идёт Витя и вдруг видит, упал маленький птенчик из гнезда и никак не может забраться назад. Сжалился над ним Витя - помог птенчику попасть домой. Идёт он дальше и вдруг - ручеёк, сидит около него Хомка - хомячок, мохнатенький бочок и горько плачет. Спрашивает его Витя: «Что ты плачешь, Хомячок?». А тот отвечает: «Налетел вчера ураган и завалил ручеёк ветками, сучками да листьями. Затопила вода мою норку. Где мне теперь жить - поживать, зиму - зимовать?». «Давай я помогу тебе», - отвечает Витя: «Почищу ручеёк». Сделал мальчик доброе дело и пошёл дальше. Видит, сидит в капкане Зайка - зазнайка и горюет. Сжалился над ним Витя и освободил из железной ловушки. Узнал о добрых поступках Вити ветер - буян и перенёс его обратно домой. Перестал Витя плохие поступки совершать, а стал жить - поживать, животным и людям помогать.

После рассказа сказки с детьми проводится беседа по её содержанию и дошкольникам предлагается придумать добрые дела и поступки.

6) Игры.

Игра «Самый — самый».

Цель. Учить детей образовывать новые слова с помощью суффикса — ейш, знакомить с оттенками лексических значений слов.

Ход игры. Ребёнку задают вопрос:

- «Карандаш какой?»

- Длинный.

- А этот карандаш самый длинный, значит он какой?

- Длиннейший.

- Снег какой?

- Белый.

- А этот снег самый белый, значит он какой?

- Белейший.

Игра «Отгадай, чья голова?».

Цель: упражнять дошкольников в образовании притяжательных прилагательных.

Ход игры. У кошки голова чья? — кошачья. У собак голова чья? — собачья. У кролика — кроличья, у грача — грачиная, у вороны — воронья, у сороки — сорочья, у журавля — журавлиная, у бобра — бобровая, у моржа — моржовая, у зубра — зубровая.

Игра «Мир, в котором мы живём».

Цель. Расширять словарь детей, развивать грамматический строй речи, воображение, познакомить с разными видами животных.

153

Section 5. Pedagogy

Ход игры. Детям задают вопрос:

- Какие животные прыгают?

- Зайцы, кенгуру, белки.

- А ты знаешь, что зайцы бывают разные: есть заяц русак, беляк, полосатый заяц.

- Как вы думаете, почему они получили такое название? (ответы детей).

Далее рассказывают детям об этих животных.

- Какие животные ползают?

- Черепаха, ящерица, варан, змея.

- Черепахи тоже бывают разные: красноухая, зелёная, звёздчатая.

- Почему они так называются? (ответы детей).

- А кто плавает?

- Дельфин, рыбы, акулы.

- Акулы бывают разных видов: тигровая, гигантская, акула - молот, белая.

- Давайте подумаем, почему они получили такое название? (ответы детей).

- Давайте вспомним, кто летает?

- Птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.

- А каких птиц вы знаете?

- Голубь, ворона, галка, скворец, аист.

- Ребята, аист бывает белый, чёрный, аист-клювач.

- Почему аист так называется? (ответы детей).

- А сейчас, давайте придумаем предложения со словами заяц, черепаха, акула, аист.

Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, создаёт благоприятные условия для личностного и психического развития, помогает освоить родной язык, что в свою очередь способствует возникновению у ребёнка желания активно участвовать в общении.

И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых самые необщительные, стеснительные и нерешительные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Таким образом, это позволяет ребёнку вступать в свободное общение с детьми и взрослыми в самых разнообразных видах деятельности, проявлять к нему свой интерес, договариваться о совместных действиях, узнавать эмоциональное состояние собеседника. Формируется произносительная и темпоритмическая сторона речи, четкость произношения каждого слова, правильность ударения в слове, умение формулировать свою мысль, развиваются диалогическая и монологическая речь, обогащается словарный запас и формируются предпосылки письменной речи.

Список литературы:

1. Красильникова, Л. В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет: учебно - метод. пособие/Л. В. Красильникова. - Н. Новгород: НГПУ - 2009. - 160 с.

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.