Научная статья на тему 'Развитие субъектов малого предпринимательства в регионе (на примере Челябинской области)'

Развитие субъектов малого предпринимательства в регионе (на примере Челябинской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СРЕДНИЙ И МАЛЫЙ БИЗНЕС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корниенко Елена Леонидовна

Проводится исследование текущего состояния и перспективы развития малого бизнеса региона и страны в целом. По результатам исследования предлагается принять серию стратегических решений в целях повышения конкурентоспособности малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие субъектов малого предпринимательства в регионе (на примере Челябинской области)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 3 (141). Экономика. Вып. 19. С. 78-84.

Е. Л. Корниенко

развитие субъектов малого предпринимательства в регионе (на примере челябинской ОБЛАСТИ)

Проводится исследование текущего состояния и перспективы развития малого бизнеса региона и страны в целом. По результатам исследования предлагается принять серию стратегических решений в целях повышения конкурентоспособности малого бизнеса.

Ключевые слова: малое предпринимательство, средний и малый бизнес, конкурентоспособность.

Средний и малый бизнес — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут гармонично развиваться. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. На сегодняшний день проблемы развития малого и среднего бизнеса являются наиболее обсуждаемыми в аспекте:

— развития инфраструктуры поддержки;

— финансовой, имущественной, информационной и консультационной поддержки;

— снижения процедур давления органов власти;

— развития конкурентоспособных и эффективных производств.

Последняя цель особенно часто рассматривается в контексте влияния интеграции в глобальное экономическое пространство на малый и средний бизнес. Результаты исследования, представленные в статье, позволяют оценить текущее состояние и перспективы развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В качестве информационной базы исследования использованы официальные данные Федеральной службы государственной статистики и Территориального органа Федеральной

службы государственной статистики по Челябинской области за 2005-2006 гг.

Конкурентоспособность субъектов малого предпринимательства (СМП) региона и страны в целом — понятие достаточно широкое. определяемое исходя из целого ряда составных частей (основные: ВВП и ВРП на душу населения, производительность труда, занятость, вклад в общем объеме налоговых поступлений), которые дополняют друг друга, обеспечивают устойчивый экономический рост и повышение благосостояния населения страны в условиях интеграции в глобальное экономическое пространство [1; 7].

Развитие СМП Челябинской области характеризует динамика показателей за анализируемые периоды 2000-2006 гг. и 2005-2007 гг. (рис. 1) [3; 4; 7].

С 2000 по 2006 г. экономический рост определялся в основном за счет экстенсивного фактора (увеличения численности), так как общая доля занятых в экономике области увеличилась на 21 829 человек, или на 10,5 %.

Динамика показателей за период 2005-2007 гг. отражает более эффективный рост доли занятых в сфере малого бизнеса, о чем свидетельствует показатель ВРП и объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет области.

За 2000-2006 гг. За 2005-2007 гг.

]1,8 Рост доли малых предприятий в общем объеме инвестиций области | 4,9

Рост общего количества предприятий в сфере малого бизнеса Рост доли занятых в сфере малого бизнеса

| 26,4

110,5 1 11,5

1 8,7 Рост доли в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет области Ц2,7

16,2 Рост доли в ВРП 17,2

0 20 40 0 20 40

Доля общего объема показателя по области, %

Рис. 1. Вклад СМП в экономику Челябинской области

Сравнительное сопоставление структуры малого предпринимательства Челябинской области и структуры СМП России по видам экономической деятельности за период 2005-2006 гг. представлено в табл. 1 [4; 6].

Удельный вес малых предприятий в общем обороте организаций области в 2006 г. составил 24,5 %, основная доля от общего объема реализации по соответствующим видам деятельности сосредоточена в оптовой и розничной торговле — 74,1 %.

В динамике за 2005-2006 гг. отмечается общее снижение рыночной доли СМП региона на 1,6 % — в основном за счет снижения показателей по видам экономической деятельности:

— предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг — на 10,3 %

(9,1 %);

- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — на 8,7 % (74,1 %);

-рыболовство и рыбоводство — на 7,1 % (6,2 %);

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — на 7,0 % (23,6 %);

- государственное управление и обеспечение военной безопасностью; обязательное социальное обеспечение — на 5,6 % (0,0 %).

Отмечается незначительный рост объема реализации по другим видам экономической деятельности СМП региона:

- гостиницы и рестораны — на 7,2 % (20,8 %);

- добыча полезных ископаемых — на 1,7 % (4,8 %).

Таблица 1

Структура субъектов малого предпринимательства в 2005-2006 гг. (% от общего объема реализации в экономике)

№ п/п Вид экономической деятельности 2005 2006

Челябинская область Российская Федерация Челябинская область Российская Федерация

Всего 26,1 14,3 24,5 15,1

1 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1,8 4,4 2,3 4,6

2 Рыболовство, рыбоводство 13,3 19,6 6,2 18,4

3 Добыча полезных ископаемых 3,1 4,8 4,8 4,6

4 Обрабатывающие производства 2,5 15,1 3,1 16,4

5 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,2 2,4 0,1 3,1

6 Строительство 31,7 31,7 32,1 31,9

7 Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 82,8 24,8 74,1 26,4

8 Гостиницы и рестораны 13,6 15,0 20,8 15,4

9 Транспорт и связь 3,3 8,9 4,4 9,4

10 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 30,6 27,6 23,6 27,4

11 Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 5,6 0,0 0,0 0,0

12 Образование 1,0 0,2 1,4 0,2

13 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 8,0 2,5 5,2 2,7

14 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 19,4 10,4 9,1 9,9

1 Показатели доли СМП по России принимались без учета СМП, основным видом деятельности которых является финансовая деятельность.

К основным показателям, отражающим характер развития (интенсивное или экстенсивное) СМП региона в настоящее время можно отнести показатель производительности труда в СМП по видам экономической деятельности. Регрессионный анализ в зависимости от производительности труда (тыс. р. / 1 чел.) производился по 13 видам экономической деятельности [2. С. 208].

Уравнение регрессии в нашем случае имеет вид

у = -0,14167 + 0,00001х,

(1)

где у — результативный показатель (производительность труда в СМП);

х — функционально независимый фактор (среднесписочная численность).

показывает, что при увеличении объема производства на 1 % производительность труда в среднем будет увеличиваться на 2,3 % (3,6 %);

- средней относительной ошибкой аппроксимации 3, значение которой по Челябинской области составляет 1,62 % (1,35 % — по Российской Федерации), говорит о том, что модель согласуется с исходными данными.

Самая низкая производительность труда, как следует из рис. 2, в оптовой и розничной торговле, на предприятиях ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования: по Челябинской области у = 0,26 % (по Российской Федерации — -0,08%). Лучшим по этому показателю среди СМП Челябинской области является рыболовство и рыбоводство, где наш показатель

и

О

X

А

ч

ё

о

о

е

о

си

&

о

4,00

3,00

2,00

1,00

0,00

-1,00

-Л=-

1,8218

О с )§ в с

^ О ес

т я-1 Ы

о &

£ 8,5

О

Э « о <5 5 Э ^ с

к !х

&

С

К К &

о 1 *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

&н!§ £

к

* § о Й 2 1= н 2 £

0 2 &

^0-1 * и £

° 3 с к у

& х

и Ц

и

к |

2 ® ,

£ § £ I?4 £

О «

о ^

8 8

& &

& И е $ ^ и к к> к ^ 2 § ^ £ ^ 5. (£

Н § £

Ч о

'О —

С

Вид экономической деятельности

□ Челябинская область Ц Российская Федерация

Рис. 2. Относительные показатели эффективности производительности труда СМП по Челябинской области и Российской Федерации, %

Из уравнения регрессии следует, что при увеличении объема производства на единицу его измерения (тыс. р.) производительность труда в среднем увеличивается на 0,000 01 тыс. р. (в среднем по Российской Федерации — на 0,0004 тыс. р.1).

Для интерпретации модели можно также воспользоваться и другими коэффициентами, а именно:

- коэффициентом эластичности, значение которого е = 2,3 (3,6 — общероссийский показатель)

1 Здесь расчет показателей проводился отдельно. Уравнение регрессии имеет следующий вид: у = = -260222,9 + 0,0004х.

на 3,83 % выше среднероссийского значения по совокупности рассматриваемых видов экономической деятельности СМП. В Челябинской области показатели производительности труда выше общероссийских значений в субъектах малого предпринимательства, относящихся:

-к образованию — соответственно 2,05 и 1,98 %;

- производству и распределению энергии, газа и воды — 1,98 и 1,47 %;

-операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг — 1,18 и 0,96 %;

- строительству — 1,16 и 0,83 %; -обрабатывающим производствам — 0,96

и 0,70 %;

— добыче полезных ископаемых — 1,23 % и 1,23 %.

Показатель производительности труда по остальным видам деятельности СМП региона не отличается от общероссийских.

Для более детального анализа развития СМП в регионе был использован принцип Парето и модель, предложенная фирмой Boston Consulting Group (BCG) [1. С. 353], где темп роста рынка и относительная доля рынка используются для классификации компаний и отнесения их к одной из четырех категорий. Результаты анализа по итогам 2005-2006 гг. представлены на рис. 3 и 4.

Обе матрицы строятся в следующих осях координат: доля рынка, которую занимает СМП в разрезе вида экономической деятельности; темпы роста данного рынка [1. С. 353].

«Звезда»

Гостиницы и рестораны Cтроительство

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

«Дойная корова наличности»

Высокая

«Отпрыски»

Добыча полезных ископаемых Транспорт и связь Обрабатывающие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Образование

Здравоохранение и предоставление социальных услуг Рыболовство, рыбоводство Финансовая деятельность

«Хлопотные дети»

Низкая

Отпосительпая доля рынка вида экономической деятельпости, %

Рис. 3. Матрица BCG для СМП Челябинской области (2005-2006 гг.)

«Звезда»

Cтроительство

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Обрабатывающие производства

«Дойная корова наличности»

Высокая

«Отпрыски»

Здравоохранение и предоставление социальных услуг Добыча полезных ископаемых

Образование Транспорт и связь Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Гостиницы и рестораны Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг Рыболовство, рыбоводство Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Финансовая деятельность

«Хлопотные дети»

Низкая

Относительная доля рынка вида экономической деятельности, %

Рис. 4. Матрица BCG для СМП Российской Федерации (2005-2006 гг.)

Субъекты малого предпринимательства классифицируют по четырем основным категориям:

1. «Звезда» — это бизнес с быстрым ростом и высокой долей рынка. Значительные финансовые вложения благодаря высоким темпам роста генерируют мощный денежный поток. Нуждаются в умелом менеджменте для удержания позиций.

2. «Дойная корова наличности» — это бизнес с низкими темпами роста и большой долей рынка. Являются генератором денежного потока и обеспечивают функционирование предприятия. Доходы и денежные потоки высоки, необходимые инвестиции незначительны.

3. «Хлопотные дети» — это бизнес с небольшой долей рынка в отраслях с низкими темпами роста. Здесь инвестиции связаны с высоким риском.

4. «Отпрыски» — это бизнес с высокими темпами роста и низкой долей рынка. Требуют значительных инвестиций и не генерируют денежный поток. Необходимо прилагать значительные усилия по увеличению доли рынка.

Исследование показало, что в СМП, относящихся к категориям «хлопотные дети» и «отпрыски» (далее — проблемные предприятия), занято около трети общей численности работающих в среднем и малом бизнесе (рис. 5) [7-9], в отличие от «звезд» и «дойных коров наличности» (далее — лидеры), поскольку у них меньше

о

т

о

б

а

р

60-

50

40

30

20

10

р

О

«Звезда»

«Дойная корова «Отпрыски» «Хлопотные

наличности» дети»

Категория

□ Челябинская область Q Российская Федерация

Рис. 5. Доля среднесписочной численности работников СМП, сгруппированных с учетом категории матрицы BCG для Челябинской области и Российской Федерации за 2006 г.

0

ресурсов для самофинансирования, как изначально, так и в процессе деятельности, поэтому они нуждаются в большей поддержке. Именно

которые в своей массе образуют «круг барьеров», влияющий на эффективность и конкурентоспособность СМП (рис. 6).

Рис. 6. «Круг барьеров» СМП для развития и повышения конкурентоспособности

и эффективности деятельности

при оказании целевой государственной поддержки проблемные предприятия могут стать «точками экономического роста» как региона, так и страны в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как показал анализ производительности труда по видам экономической деятельности СМП, именно у проблемных предприятий она значительно выше, чем у лидеров, так как их рынок еще не насыщен и существует множество барьеров для вхождения в данные отрасли, прежде всего:

—ограничены финансовые возможности для создания предприятий и дальнейшего их развития;

— процедуры лицензирования и сертификации деятельности трудоемки и требуют значительных затрат;

— общие процедуры получения и оформления земельных участков и разрешений на строительство и т. д. занимают много времени и труда.

Для оценки текущей государственной поддержки СМП региона приведем данные о субсидировании затрат и выделении грантов СМП Челябинской области в 2007 г.:

— финансовая поддержка на общую сумму 30 406,0 тыс. р. была оказана 171 СМП, из них — 118 находятся в Челябинской области;

— 69 % СМП получили государственную финансовую поддержку на сумму 22 910,2 тыс. р. (75 % от общего объема денежных средств) [7].

Несмотря на действующую программу поддержки малого предпринимательства в Челябинской области, существует ряд вопросов,

Всевозможные административные барьеры, недостаток финансовых ресурсов, проблемы кадрового обеспечения и прочие трудности не дают развиваться в полном объеме не только проблемным предприятиям, но и лидерам. На сегодняшний день среди лидеров СМП не так много конкурентоспособных предприятий. По данным экспертного опроса, проведенного автором в апреле 2008 г., более половины опрошенных СМП уверены, что малых предприятий, способных конкурировать с зарубежными производителями, в нашей стране нет. По мнению 33 % респондентов, лишь 10 % малых фирм сегодня готовы к работе по нормам и правилам ВТО1.

Таким образом, для повышения эффективности и конкурентоспособности СМП, проблемных предприятий прежде всего необходимы комплексные механизмы оказания государственной поддержки, не предусмотренные в настоящее время. Развитие данных СМП связано с чрезмерными рисками в инновационной деятельности, к которым относятся как новые производственные технологии, так и любые новые знания, способные повысить эффективность деятельности и конкурентоспособность СМП.

1 Пометка автора: В опросе участвовало 30 предприятий: из них 50 % — оказывают услуги; 25 % — производство и 25 % — торговля (оптовая и розничная). По форме собственности: 63 % респондентов — предприниматели без образования юридического лица и 37 % — юридические лица (ООО и ОАО).

На основании проведенного исследования, автор предлагает обобщить возможные механизмы по реализации государственных программ поддержки и стимулирования развития СМП и повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности (табл. 2).

Результаты исследования текущего состояния СМП региона и РФ позволяют выделить основные приоритеты для осуществления государственных программ, направленных на стимулирование развития и повышения эффективности и конкурентоспособности действующих СМП.

Таблица 2

Рекомендуемые механизмы по реализации программ поддержки и развития Смп

Основные проблемы Возможные механизмы решения проблем мерами государственной политики

Отсутствие финансовых ресурсов Государственные заказы Интерпартнерство Временная субконтракция (на начальном этапе) Частичная государственная гарантия при получении кредитных ресурсов (при стратегически значимых контрактах) Частичное финансирование по внедрению стандартов качества и технических регламентов Содействие кооперации между СМП различных видов деятельности. Помощь в преодолении административных барьеров

Отсутствие имущественных ресурсов Предоставление информации о свободных площадях Размещение в СМИ информации о выставлении на продажу государственной и муниципальной собственности (за 6 месяцев) с возможной рассрочкой платежа или посредством лизинга Упрощение процедур получения и оформления земельных участков и разрешений на строительство объектов Содействие в присоединении к электрическим, газораспределительным, тепловым сетям, сетям водоснабжения и водоотведения

Проблема кадрового обеспечения Организация и проведение семинаров по обучению кадров Информационная поддержка в области изменения законодательства Содействие по аттестации рабочих мест Оказание психологической поддержки и консультаций по вопросам семейного ведения бизнеса Законодательное регулирование вопросов трудовой дисциплины со стороны наемного работника (внедрение механизмов закрепления обученных работников на рабочих местах), разработка типовых контрактов и должностных инструкций Стимулирование кооперации предприятий через отраслевые союзы и ассоциации. Помощь в организации и проведении встреч с участием представителей органов государственной и муниципальной власти

Высокие риски инновационной деятельности Законодательное закрепление дополнительных стимулов для инвестиций (налоговые кредиты, налоговые льготы) Развитие сотрудничества СМП с вузами и НИИ (разработка технических регламентов, оказание помощи в разработке бизнес-планов, в переводе с иностранных языков и т. д.) Информационная поддержка и помощь в привлечении потенциальных инвесторов Содействие в закреплении и регистрации авторских прав, патентов

Основные проблемы Возможные механизмы решения проблем мерами государственной политики

Высокие издержки увеличения дополнительных рынков сбыта Информационная поддержка и содействие в участии в региональных и международных выставках Создание условий для международной сертификации Упрощение процедур предоставления экспортных гарантий и возврата НДС

Отсутствие четкого представления о СМП в действующем законодательстве Законодательное закрепление понятия СМП в налоговом законодательстве РФ с учетом вступившего в силу Закона № 209-ФЗ Определение четких правил об организации и ведении бухгалтерского учета СМП (с учетом индивидуальных предпринимателей) Разработка единых форм для СМП в целях организации единой классификации хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц вне зависимости от размеров предприятия) для целей налогообложения, налогового контроля, статистического наблюдения и международного анализа

Основные принципы данных рекомендаций: проведение дифференцированной политики для различных категорий СМП, выявление основных барьеров, сдерживающих развитие у проблемных предприятий, стимулирование повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятий-лидеров. Данные направления решаются не столько «финансовыми вливаниями», сколько сотрудничеством между органами государственной власти и СМП.

Список литературы

1. Качалина, Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент / Л. Н. Качалина. М. : Эксмо, 2006. 464 с.

2. Статистика : учебник / под ред. В. С. Мхита-ряна. М. : Экономистъ, 2005. 671 с.

3. Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года. Челябинск : Прав-во Челяб. обл., 2007. 56 с.

4. Малое предпринимательство в Челябинской области : сборник. Челябинск : Челябинскстат, 2007. 71 с.

5. Commission Recommendation of 6 May 2003 concerning the definition of micro, small and medium-sized enterprises 2003/361/EC N 1422 // Official Journal of the European Union. 2003. 5 May. L. 124/36-124/41.

6. URL: http://www.gks.ru

7. URL: http://www.econom-chelreg.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.