Научная статья на тему 'Развитие социального партнерства в сфере культуры'

Развитие социального партнерства в сфере культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5699
703
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие социального партнерства в сфере культуры»

О.Ю. Мацукевич

Развитие социального партнерства в сфере культуры

Социальное партнерство в сфере культуры определяется нами как система взаимодействий между гражданским обществом, властью и бизнесом, организованное на принципах равенства, добровольности, равно-значимости и дополнительности участников, которая генерирует способы осуществления совместной жизнедеятельности людей в виде социальнокультурных программ, актуализирующих активность личности в создании новых смыслов, образов, идей, ценностей, соответствующих потребностям гуманизации среды жизнедеятельности.

В условиях модернизации российского общества, при сокращении государственных культурно-досуговых учреждений и просветительских программ, формируется запрос на поиск новых форм и технологий реализации социально-культурной деятельности. Такая ситуация обусловлена передачей государством своих необеспеченных реальными ресурсами полномочий в сфере культуры в пользу структур гражданского общества, некоммерческих организаций и частных инициатив в механизмах социального партнерства.

Следствием оптимизации механизмов социального партнерства в Москве стали ежегодно проводимые международные фестивали (Рождественский и Пасхальный фестивали, «Роза ветров», «Лучезарный ангел», «Октоберфест», «Я-автор», «Филантроп», «Бриз» и др.). Широкую популярность завоевали кинофестивали для детей и юношества «Сказка», «...Надцатилетие», фестиваль короткометражных фильмов «Дебютное кино», фестиваль отечественного кино «Московская премьера», Международный кинофорум «Я и семья», фестиваль военного фильма «Г еорги-евская ленточка» и др. О многообразии проявлений любительского творчества горожан свидетельствует деятельность многочисленных объединений по интересам (клубы исторической реконструкции «Русские Витязи», «Ратоборцы», «Солнцеворот», «Свентовит», благотворительные организации «Подари жизнь», «Особенные дети», «Защитим свой дом» и др.).

Поэтому закономерны результаты мониторинга удовлетворенности москвичей диапазоном культурных услуг в мегаполисе. В частности, показатели, положительно оценивающие качество культурно-досуговых предложений на период 2008-2010 гг. возросли на 7% , и на 11% - по сравнению с 2007 годом.

В социальной философии принято считать, что сам термин «социальное партнерство» появился после первой мировой войны как противовес теории классовой борьбы, претендовавшей с середины XIX века на роль главного регулятора исторического процесса. В основе представлений о

социальном партнерстве была этика Фейербаха, концепция «гармонизации отношений» Л. Блана и П. Прудона, идеи Ф. Лассаля и других теоретиков социал-демократического пути. Позже теоретической базой социального партнерства стала синергетика Хакена, теория самоорганизации Морена, модели детерминированного хаоса Пригожина.

В дискурсе теории и методики социально-культурного менеджмента, нами выделены исследования В.М. Чижикова, В.А.Есакова, Н. Н. Ярошенко, наиболее полно отражающие технологические основы развития социального партнерства в условиях мегаполиса, а также исследования А.Д. Жаркова, отражающие закономерности организации культурно-досуговой деятельности по месту жительства.

Фактически, практика развития крупных мегаполисов актуализирует поиск технологий преодоления кризиса воспитательной городской среды и организации социально-культурной деятельности некоммерческих общественных объединений, цель которых - одухотворение жизненного пространства и приобщение жителей к культурным ценностям; развитие самодеятельной активности и содержательного досуга по месту жительства; преодоление одиночества и отчуждения посредством фестивальных движений, профилактика социальных деструкций в условиях массовой физкультурно-оздоровительной работы, оптимизация жизненного пространства в создании общества равных возможностей.

В данной социокультурной ситуации некоммерческие общественные объединения активно работают по проблемам преодоления гражданской пассивности, формированию социального капитала, формируется новое качество социально-культурной деятельности - функция модератора общественного взаимодействия. Одной из задач социально-культурной деятельности некоммерческой общественной организации является умение восстанавливать и поддерживать социальные связи между личностью и обществом, «очеловечивать» отношения между людьми, используя не только средства культурно-досуговой работы, но и широкий арсенал культуротворческих методик, стимулирующих междусубъектное взаимодействие и общение. Такие методики позволяют оптимизировать процессы личностного развития представителей различных социальных и этнических групп, с успехом регулируют эмоциональную и нравственную обстановку в мегаполисе.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации, некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая свою прибыль между участниками [1]. И.К.Скрынник отмечает, что «некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и других нематери-

альных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи.» [2]. Однако такие цели охватывают организации, которые могут сильно различаться по своей структуре, функциям, природе происхождения, к ним могут относиться учреждения культуры, университеты и больницы, благотворительные фонды и спортивные клубы, исследовательские центры, просветительские организации и общественные организации граждан, правительственные и муниципальные учреждения, церковные организации.

Среди всех коммерческих общественных организаций по принципу содержания, характеру деятельности можно выделить две функциональные группы. В основе деятельности НКО может быть:

- инкультурация: формирование правовой, политической, экономической, художественной, многих других культур, пропаганда здорового образа жизни, семейных ценностей, бережного отношения к окружающей среде, экономии электроэнергии, безопасного вождения автомобиля и т.п.

- донорство: оказание непосредственной помощи (материальной, бытовой, медицинской, экологической и пр.).

Таким образом, НКО объединяет задача создания общественных благ, оказания социальных услуг, которую они могут решать более эффективно, чем государственные или коммерческие организации. При этом институты некоммерческого сектора объединяет также главная идея, идея человека, берущего в свои руки инициативу в решении общественных проблем. По свидетельству Лестора М. Саламона, сегодня она и ее реальное воплощение сопровождается взрывом организационной, частной волонтерской (добровольческой) деятельности и находит отклик во всем мире [3: 1]. Однако в России потенциал развития третьего сектора сдерживается острым дефицитом квалифицированных менеджеров НКО, последствиями экономического кризиса, меняющейся правовой средой.

Сущность социального партнерства определяется нами как вид отношений между властью, обществом и бизнесом, основанных на совместных действиях и усилиях сторон, объединенных общим интересом (выгодой для обеих сторон), направленных на коэволюцию посредством реализации конкретных задач, релевантно понимаемых участниками отношений. Как следствие, социальное партнерство представляет собой результат сознательной, специально организованной деятельности, в основе которой заложены способы организации взаимоотношений сторон для достижения общих целей развития. Причем реализация потенциала взаимодействия между этими сторонами происходит за счет нахождения компромиссов, взаимоприемлемых решений цивилизованными, а не силовыми методами.

Нормативной стороной механизма социального партнерства являются принципы:

- равенство субъектов партнерства, недискриминированность какой-либо группы по сравнению с другими;

- социальных приоритетов в выборе предметов сотрудничества, (поддержка молодых специалистов, женщин с несовершеннолетними детьми, инвалидов, пенсионеров и пр.);

- доминирования общих целей над личными интересами. Формирование партнерской культуры, воспитание человека, его моральнонравственной культуры по принципу: общая задача, общие интересы превыше достижения личных целей или каждый выигрывает больше от достижения общей цели;

- взаимозависимости и взаимоответственности субъектов партнерства;

- публичности, прозрачности, осведомленности.

Поэтому современным руководителям некоммерческих общественных организаций необходимо знать основы организации социально-культурной деятельности как ресурса развития гражданского общества, преодоления духовного вакуума и инертности среды жизнедеятельности, социального воспитания и культуры досуга. Вместе с тем, характеристика социальнокультурной среды мегаполиса обусловливает знание закономерностей функционирования мегаполиса: город делится на десятки субкультур, добровольное подчинение общим правилам общежития огромного числа людей, незнакомых друг с другом, преследующих разные социальные интересы и часто принадлежащих к разным культурам.

Для мегаполисов характерны значительные диспропорции в развитии отдельных сторон городской жизни. Это связано с неоднородностью населения (возрастной, национальной, социальной, религиозной и т.п.), разными ценностными предпочтениями различных групп, различающихся экологическими условиями жизни и уровнями социального развития среды в разных районах города.

Управлять жизнью такого объединения, постоянно раздираемого различиями в социальных интересах, национальном происхождении, культуре, религии и пр. разных групп населения и объединенного только общей территорией проживания и политической властью, весьма трудно. Особенно ярко эти тенденции дают о себе знать в Москве, ситуация в которой осложняется ее столичным статусом [4].

В культуре мегаполиса сложно все: поддержание порядка, решение социальных проблем, развитие, занятость людей, но, пожалуй, наиболее сложной является культурная жизнь. По степени различий культурных запросов и предпочтений население Москвы превосходит Россию в целом. Поэтому специфика заключается в компромиссном решении разнообразных противоречий естественного развития города. Это конфликты

между необходимостью: сохранения культурного наследия, исторического облика города и потребностями экономического роста и развития; обеспечения устойчивого роста производства и сохранением экологического баланса и комфортной среды обитания; обеспечения города трудовыми ресурсами и стремлением уменьшить нагрузку на социальную сферу города. Сюда же относятся: проблема старения населения вследствие увеличения продолжительности жизни горожан, что увеличивает нагрузку на социальную сферу; необходимость поиска баланса между либерализацией предпринимательства и сопутствующим ростом теневой экономики; несоответствие административных границ и фактических: мегаполис - это не только сам город, но и его пригороды, жители которых работают в Москве.

Поэтому в оценках населения недостаточная обеспеченность социально-культурной деятельности, в первую очередь, связана со следующими проблемами:

- неравномерность размещения объектов культуры, недостаток учреждений районного уровня в ряде отдаленных от центральной части города районов, сохранение сравнительно высокого «порога доступности» действующих учреждений;

- объемы и виды услуг, оказываемые учреждениями культуры, не в полной мере соответствуют запросам, предпочтениям и ожиданиям граждан;

- недостаточное оснащение учреждений культуры современным высокотехнологичным оборудованием для культурно-досуговой и творческой деятельности, образования и самообразования, проведения мероприятий, деятельности любительских объединений, а также средствами обеспечения доступности учреждений культуры для различных категорий населения, в том числе людей с ограничениями жизнедеятельности;

- недостаточное использование возможностей негосударственных структур, работающих в сфере культуры и искусства, неразвитость форм взаимодействия с ними государственных учреждений культуры и, как следствие, недостаточное развитие услуг в сфере культуры, оказываемых негосударственными (общественными, некоммерческими, частными) организациями;

- дефицит крупных современных комплексов международного уровня для проведения фестивальных и других программ в различных жанрах искусства (музыкального, театрального, кино), концертнофилармонической и выставочной деятельности, использования их в качестве базы для концертных и работы других художественных коллективов.

Фактически, современный этап становления теории социально-культурной деятельности характеризуется поиском ответов на них. Наряду с традиционными исследованиями методик реабилитации, особенностей развивающего досуга, народно-художественного творчества, в настоящее время актуализируются такие задачи как инспирирование гражданских

инициатив, формирование толерантного сознания, блокирование асоциального поведения. По мнению Н.Н. Ярошенко, теория социально-культурной деятельности сегодня активнее разворачивается к проблемам преодоления гражданской пассивности, формированию социального капитала. В сущности, на практике, по словам ученого, «формируется новое качество социально-культурной деятельности - функция модератора общественного взаимодействия» [5: 324]. Действительно, в современном российском обществе активизируются защитные реакции, что выражается в спорадических, несистемных попытках создания непосредственных социальных интерфейсов для управления развитием сферы культуры через развитие некоммерческих организаций.

Усиление роли гражданского участия в управлении сферой культуры связано со встречными действиями органов власти и самих граждан. С одной стороны, это повышение заинтересованности населения в участии в развитии местных территорий, а, с другой, - наделение реальными полномочиями органов местного самоуправления.

По мнению одного из ведущих экспертов в области развития социального партнерства В.И. Редюхина [6: 28], работа по вовлечению населения в процессы самоорганизации для развития местных территорий связана с включением всех заинтересованных в развитии местного самоуправления сторон в публичное обсуждение насущных проблем жителей. Ведущая роль в этом процессе отводится созданию клубов межличностного, делового, профессионального общения представителей общественности и местной власти, организации ярмарок творческих работ, конкурсов социально-значимых проектов - акциям взаимного признания местной власти и общественности, поддержке СМИ.

Думается, что социальное партнерство в сфере культуры - это один из методов не только сохранения и наращивания социокультурного капитала, но и способ его применения - технология эффективного, развивающего потребления обществом ценностей культуры.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 // ФЗ РФ. - 1994. - №32. - Ст.3301.

2. Скрынник, И.К. Неформальное образование как средство повышения эффективности деятельности некоммерческих организаций: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. / И.К. Скрынник. - Ставрополь, 2006. - 217 с.

3. Salamon, L. The global associational revolution: The rise of the third sector on the world scene / L. Salamon // Occasional Paper №15. - Baltimore: Institute for Policy Studies, Johns Hopkins University, 1993.

4. Есаков, В.А. Мегаполис и его культура (на примере Москвы) / В.А. Есаков. - Москва: Альфа-М.,2008. - 208 с.

5. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности: учеб. / Н.Н. Ярошенко. - Москва: МГУКИ,2007. - 360 с.

6. Редюхин, В.И. Технологии социального партнерства / В.И. Редюхин // Социальное партнерство: информ. бюл. / Коми Регион, центр упр. для женщин; Проект ПРООН. 2001. - № 11. - С. 38-41.

А.Г. Черкасова

Газеты: смерть или жизнь?

Аналитики журналистики и РЯ считают, что вскоре все газеты и журналы станут корпоративными. И в этом будет заключаться их новая жизнь. Привычный формат прессы «для всех» отомрет.

Между тем, многие исследователи сферы коммуникаций зачастую оставляют корпоративные СМИ без должного внимания. И напрасно: практика показывает, что корпоративные масс-медиа прочно обосновались в информационном поле не только коммерческих, но и государственных, и общественных структур. Так, на конференции Гильдии издателей периодической печати в сентябре 2011 года была приведена динамика рынка корпоративных медиа России на основе исследования ГУ ВШЭ и данных одной из ведущих на рынке компаний - издательского дома «МедиаЛайн» (рис.1.).

'total market growth MediaLine growth

Рис.1. Динамика рынка корпоративной прессы России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.