Научная статья на тему 'Региональные особенности взаимодействия власти и институтов гражданского общества в многонациональном социуме (на примере Москвы)'

Региональные особенности взаимодействия власти и институтов гражданского общества в многонациональном социуме (на примере Москвы) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
166
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ АВТОНОМИИ / ЗЕМЛЯЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / КАЗАЧЬЕ ДВИЖЕНИЕ / ВОЛОНТЕРСТВО / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / INSTITUTES OF CIVIC SOCIETY / NATIONAL CULTURAL AUTONOMIES / FRIENDLY ASSOCIATIONS OF PEOPLE FROM THE SAME AREA / COSSACK MOVEMENT / VOLUNTEER MOVEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чистяков Александр Васильевич

Актуальность теоретического осмысления современной практики взаимодействия власти и институтов гражданского общества, особенно в многонациональных мегаполисах приобретает все возрастающее значение. Происходящие в городе Москве общественные и социальные процессы все больше увеличивают потребность в слаженной и эффективной деятельности органов исполнительной власти и большого числа НКО, при этом все более востребованным становится накопленный опыт работы в этом направлении за предыдущее двадцатилетие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL PECULIARITIES OF RELATIONS OF AUTHORITIES AND CIVIC SOCIETY INSTITUTES IN A MULTYETHNIC COMMUNITY (AT THE E AMPLE OF MOSCOW)

Importance of theoretical interpretation of relations of authorities and institutions of civic society, especially in multiethnic megapolises is acquiring growing importance. Social processes in Moscow are constantly increasing the need for effective cooperation of the government bodies and growing number of noncommercial organizations. An experience of past twenty years of activity in this sphere is becoming more in demand

Текст научной работы на тему «Региональные особенности взаимодействия власти и институтов гражданского общества в многонациональном социуме (на примере Москвы)»

■ ■ ■ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ СОЦИУМЕ (НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ)

Автор: ЧИСТЯКОВ А.В.

ЧИСТЯКОВ Александр Васильевич - председатель Комитета общественных связей города Москвы.

Адрес: 121205, Россия, Москва, ул. Новый Арбат, 36/9.

Тел.: 8(495)633-60-10. E-mail: kos@mos.ru

Аннотация: актуальность теоретического осмысления современной практики взаимодействия власти и институтов гражданского общества, особенно в многонациональных мегаполисах приобретает все возрастающее значение. Происходящие в городе Москве общественные и социальные процессы все больше увеличивают потребность в слаженной и эффективной деятельности органов исполнительной власти и большого числа НКО, при этом все более востребованным становится накопленный опыт работы в этом направлении за предыдущее двадцатилетие.

Ключевые слова: институты гражданского общества, национальные культурные автономии, земляческие общественные объединения, казачье движение, волонтерство, добровольчество.

Индикатором успешного развития общества выступают показатели качества взаимодействия органов власти и гражданского общества. В том случае, если они объединены общими идеями, целями следует ожидать наиболее эффективного и стремительного развития экономической и общественной жизни. Наоборот, в обществе, где власть не может наладить диалог с гражданским обществом, или эти два важнейших института общества тратят свои ресурсы в бесплодной взаимной борьбе, нельзя ожидать успешного развития самого общества и государства.

Что сейчас представляет собой «гражданское общество», какие изменения произошли за последние почти 20 лет развития общественного сектора. Вообще понятия «гражданское общество», «общественный сектор», «общественные объединения» и т.п. стали широко употребляться, особенно, применительно к социальной сфере, сравнительно недавно. Пусковым механизмом можно считать принятие основополагающих правовых документов, регламентирующих деятельность общественных объединений. Но основой является, безусловно, Конституция Российской Федерации и к деятельности некоммерческих организаций она имеет самое непосредственное отношение.

Важно отметить, что в соответствии с действующим законодательством введено понятие социально ориентированных некоммерческих организаций: социально ориентированными организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

В 2010 году Московский городской ресурсный центр гражданского общества проводил опрос с целью выяснить, как представители московских некоммерческих орга-

низаций (НКО), власти, бизнес структур и др. относятся к данным изменениям в законодательстве, как оценивают значимость нового законодательства по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Основная часть опрошенных считает, что внесенные изменения соответствуют их ожиданиям (24,3%), но закон сможет заработать только при внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ (24,2%). 13% опрошенных считают, что новые изменения только запутали непростое законодательство в некоммерческом секторе. По мнению относительного большинства опрошенных (16,8%), социальная поддержка незащищенных граждан является показателем социально ориентированной организации. Очень важно, что респонденты обозначают в равной степени как деятельность социально ориентированных организаций следующие формы: благотворительная деятельность (7,8%), работа объединений ветеранов ВОВ и других военных конфликтов (7%), защита прав женщин (7,3%) и решение проблем занятости (7,1%). Минимум опрошенных, считают, что социально ориентированной можно назвать образовательную деятельность на основании формирования целевого капитала (1,4%) и работу профильных и отраслевых объединений коммерческих организаций (1,4%). Несмотря на то, что статус социально ориентированной организации определен законодательством, представители НКО считают, что ключевым критерием, подтверждающим этот статус, является изучение фактической деятельности организации (37,5%). Максимально широкую трактовку социально ориентированной деятельности можно рассматривать и как достоинство нового закона, не допускающего предоставление различных индивидуальных льгот и, в целом, поддерживающего необходимость публичности как собственно деятельности социально ориентированных организаций, так и мер по их поддержки со стороны органов власти и местного самоуправления.

Согласно данным Министерства юстиции РФ, в реестре НКО ныне содержатся сведения о 40442 НКО. На начало 2013 г. в Москве зарегистрировано 31655 НКО, в том числе 8692 общественных организаций, 43 религиозных организаций, 1399 общественных фондов, 92 национально-культурных автономий, 16 общественных учреждений, 20 592 иных некоммерческих организаций или на одну тысячу человек приходится более 3-х некоммерческих организаций (3,6). По сравнению с 2010 годом данное количество НКО на одну тысячу человек заметно увеличилось (2,6 организаций НКО в 2010 г.). Однако доля реально действующих некоммерческих организаций, в общей численности официально зарегистрированных, оценивается около 35-38%, т.е. общее количество НКО, реально действующих окажется не более 10-15 тыс. НКО. Эти данные подтверждаются и постоянным мониторингом некоммерческого сектора города Москвы.

Важным показателем уровня развития общественного сектора столицы является структура НКО по организационно-правовой форме (на основании данных Минюста России, 01.01.2013 г.).

Примерно половина от общего числа зарегистрированных организаций третьего сектора приходится на некоммерческие организации - 57,4 %. Из их числа лидирующую позицию занимают некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации (27,3 % и 25,4 % соответственно). На общественные объединения приходится 42,6 % от общего числа НКО, зарегистрированных за период с 1991 г. по 2012 г. Из них 64,0% общественных организаций, 10,7% - общественные фонды, 5,5% - религиозные организации.

Наиболее распространенными организационно-правовыми формами организаций являются: общественные организации - 12846, некоммерческие партнерства - 5026, автономные некоммерческие организации - 4673, некоммерческие фонды - 4072, некоммерческие учреждения - 2465, профессиональные союзы - 2119, общественные фонды - 1461, объединения юридических лиц - 1149, союзы общественных объединений - 112, религиозные организации- 746, иные - 1629.

В Москве образовано 92 национально-культурных автономий (НКА), наиболее многочисленные из них - татарская национально-культурная автономия и армянская национально-культурная автономия; более 100 «землячеств». Еще около 700 общественных и иных некоммерческих организаций содействуют развитию взаимовыгодных торгово-экономических, научно-технических и гуманитарно-культурных связей; решают вопросы межрегионального сотрудничества; помогают своим землякам обустроиться в столице; поддерживают земляков, нуждающихся в помощи; оказывают им различную помощь (юридическую, материальную и др.); реализуют оригинальные социально значимые программы и проекты; участвуют в общественной жизни г. Москвы, и т.д. Землячества представлены практически всеми крупными регионами.

На территории региона действует более 740 религиозных организаций, представляющих различные конфессии и вероисповедания. Крупнейшими религиозными организациями г. Москвы являются: православные, протестантские, иудейские. Доминирующее положение у Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) - около 30% (196 организаций), Евангельские христиане - около 7 %, другие православные организации

- 6%; Иудаизм - около 4 %; Христиане веры евангельской - около 4 % и др.

Некоммерческие организации, в форме некоммерческих партнерств, создаются на основе членства и учреждаются физическими и/или юридическими лицами с целью содействия членам организации в осуществлении деятельности, направленной на достижении различных культурных, социальных, образовательных, научных и прочих целей. Некоммерческие партнерства существуют за счет членских взносов и также могут осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение поставленных целей без дальнейшего распределения прибыли между учредителями. На сегодняшний момент это наиболее распространенная организационно-правовая форма среди некоммерческих организаций. Основное место занимают профессиональные партнерства - 37%.

Регионы России обладают высоким материальным, интеллектуальным и культурным потенциалом. В настоящее время около 70% жителей города Москвы - выходцы из разных регионов России. Многие из них и составляют основу землячеств. За последние годы национально-культурные автономии в столице сформировались и продолжают развиваться. По официальным данным в столице насчитывается 92 зарегистрированных национально-культурных автономий из 990 НКА России. Они позволяют гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности, малочисленным, разрозненно расселенным народам, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования. На сегодняшний день в стране действует около 1 тыс. субъектных национально-культурных автономий, из них порядка 700 - местные. Еще 16 НКА обладают статусом федеральных.

Землячества представлены различными неполитическими общественными организациями, способными решать многие вопросы. За последние годы земляческое движение в столице сформировалось и продолжает развиваться.

Существует целый ряд организаций, активно сотрудничающих с Государственным бюджетным учреждением (ГБУ) города Москвы «Московский Дом Национальностей», центром этнокультурного развития москвичей различных национальностей, создающим условия для удовлетворения национально-культурных и национально-образовательных запросов, полноправного общественного и культурного развития всех народов. Он обеспечивает взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в реализации национальной политики Москвы, укреплении толерантности и гармонизации межэтнических отношений.

Последнее время в г. Москве возрождается казачье движение. Во всех районах столицы существуют казачьи общества, входящие в состав различных формирований, действующих на территории Центрального Федерального округа РФ.

По данным Министерства юстиции РФ в г. Москве официально зарегистрировано 76 казачьих организаций. Наиболее распространенными правовыми формами являются:

- общественные организации (региональные и межрегиональные) - 76%;

- фонды - 9%;

- объединения юридических лиц - 9%;

- некоммерческие партнерства - 4%;

- автономные некоммерческие организации - 2%.

Рейтинг видов деятельности НКО, работающих в городе Москве, на основании проведенной оценки деятельности участников, показал, что в своей проектной деятельности организации работали в основном в сфере проведения культурно - досуговых, патриотических мероприятий, на втором месте - социальная поддержка и работа с населением, так же одним из важных направлений является образовательная и просветительская деятельность, правовая защита. Работа с детьми и молодежью, пропаганда здорового образа жизни так же является одним из приоритетных направлений деятельности организаций. Первое место в рейтинге услуг, предоставляемых столичными НКО города Москвы, последние несколько лет занимали информационно-просветительская деятельность, образование и культурное воспитание различных категорий населения. Организация культурно-досуговых и культурно-массовых мероприятий занимает второе место. Тройку лидеров замыкает пропаганда здорового образа жизни и ценности здоровья, а четвертое место разделяют между собой поддержка социально незащищенных категорий населения и правовая помощь.

Так, например, межрегиональная благотворительная общественная организация «Орден милосердия и социальной защиты» реализовала проект «Толерантность - мост в будущее», базировавшийся на деятельности Дискуссионного общественно-политического клуба «Молодежная трибуна», существующего при Ордене Милосердия с 2003 г. В процессе осуществления программы основными способами воспитания молодежи стали проведение семинаров, круглых столов, конференций, с ведением свободных дискуссий по интересующим все стороны проблемам и с изложением любых, даже самых экзотических, точек зрения. Важно было то, что в результате дискуссии возрастало не отторжение, а понимание оппонента и сближение точек зрения на решение проблемы.

Приоритетность видов деятельности непосредственно влияет и на выбор приоритетных объектов деятельности НКО. В качестве основных объектов своей деятельности НКО г. Москвы, выбирают социальные слои и группы, нуждающиеся в помощи: дети (в том числе дети-инвалиды, дети из социально уязвимых категорий населения и т.д.) -

25%, пожилые люди, в том числе с ограниченными физическими возможностями, пенсионеры; ветераны войны и труда - 32% и молодежь - 27%.1

Еще одним важным направлением в работе стало добровольчество. Оно еще не массовое явление, но, тем не менее, многие некоммерческие организации используют в качестве своего ресурса добровольный труд, а некоторые даже проводят кампании по привлечению добровольцев. Таких организаций, активно ведущих деятельность по привлечению добровольцев, насчитывается более 100. Добровольчество (волонтерство), как идея социального служения, почти столь же древняя, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и/или жить. Несмотря на столь значительную роль добровольчества, количественный и качественный учет их работы - весьма сложное дело.

Крупное исследование в этой сфере провел Фонд Общественное Мнение в рамках проекта «Ресурс добровольческого движения авангардных групп для российской модернизации». Согласно его данным информированность горожан о деятельности добровольцев пока еще невелика. На вопрос «Вы знаете, что-то слышали или ничего не знаете о деятельности активистов в нашем городе?» ответили: «знаю» только 15%., «что-то слышали» - 35%.

Неинформированных больше всего среди людей старшего поколения (55 лет и старше) - 53% против 44% в среднем, а также среди респондентов без высшего образования (среднее и ниже) - их также 53%. Соответственно, молодые и люди среднего возраста, а также лица с высшим образованием информированы о деятельности активистов лучше. Это позволяет предположить, что более молодые и образованные россияне больше включены в добровольчество.

В целом респонденты чаще знают или слышали о деятельности культурных, просветительских, научных, досуговых и спортивных обществ и групп (40%), а также обществ и групп самопомощи и помощи слабым (40%). Реже горожане знают о деятельности профессиональных объединений (профсоюзах) и обществах защиты интересов жителей и самоуправления (34% и 32% соответственно). Информированность или неинфор-мированность о добровольцах является важным различительным признаком респондентов, позволяющим говорить не просто об информационном эхе добровольчества, но о социальной среде добровольческой деятельности.

Следует отметить, что из года в год растет осведомленность и доверие граждан к деятельности НКО. Многие жители Москвы отмечают рост профессионализма кадров НКО, больший процент населения Москвы убеждается, что некоммерческий сектор более эффективно оказывает социальные услуги населению, чем государственные и муниципальные структуры. Все больше москвичей выражает готовность не только финансовыми пожертвованиями, но и своим волонтерским трудом поддерживать социальные инициативы НКО.

В то же время отмечается недостаточно высокий уровень гражданской и политической культуры граждан. Зачастую возникают проблемы, связанные с незнанием понятийного аппарата, низкой правовой грамотностью, отсутствием достоверной информации.

1 «Портрет участников Реестра негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти города Москвы, декабрь 2011». www.mosportal.ru

И в этой связи растет роль НКО в построении отношений между гражданами и властью. Существует острая необходимость в экспертах НКО, которые, с одной стороны, разделяют стремления граждан решить социальные проблемы общества, а с другой стороны, способны оформить обращения граждан в грамотный документ, профессионально использовать институты гражданского общества для законного влияния на процессы, происходящие в различных отраслях, для эффективного отстаивания прав граждан.

В плане информационно-методической и консультационной поддержки 44% организаций используют традиционные переговорные площадки с властью в виде форумов, конференций, семинаров, совещаний активов. Для такого же количества (43%) данная форма взаимодействия является традиционной и перспективной, однако лишь 16% опрошенных считают ее эффективной. Организации предпочитают более конкретные способы поддержки своей деятельности, например, финансовую поддержку проектов, и довольно низко оценивают крупные переговорные площадки.

33% опрошенных организаций являются участниками экспертных групп, общественных советов при органах власти. Общественные советы, использующие экспертную деятельность, созданы при всех префектурах округов, при многих московских департаментах и комитатах и их окружных управлениях, управах, органах местного самоуправления. Деятельность советов эффективной и перспективной считают 20,8% и 25% соответственно.

Советы - постоянно действующий орган, объединяющий представителей всех секторов общества, безусловно, перспективный демократический способ взаимодействия, подчас сильно разобщенных между собой социальных групп.

Наиболее близкой для жителей города Москвы структурой является Общественный Совет при префектуре или управе.

Важной составляющей его работы является открытость, любой житель района имеет возможность знакомиться с деятельностью совета, оценивать эффективность работы созданного органа. Наиболее простой и малозатратный способ информирования граждан - размещение информации в сети Интернет.

Однако, оценивая деятельности общественных советов при префектурах города Москвы, представители НКО отмечали, что общественные советы еще не созрели для реального диалога с властью. Состав советов изначально формировался по принципу лояльности к действующей власти, и они пока не готовы поменять вектор мышления и поведения. К сожалению, закрепление механизма общественной экспертизы автоматически не создало предпосылок для его использования членами общественных советов.

Такой механизм взаимодействия как методическая, организационная и консультативная помощь используют 33% опрошенных организаций , 29% будут использовать эту форму в перспективе. Но лишь 12,3% отмечают ее эффективность. Видимо, эффективность взаимодействия в методической, консультативной и организационной областях - это перспектива, ее развитие можно связать с развитием деятельности советов и обмена информацией, проведением совместных с властью и НКО семинаров.

В настоящий момент происходят серьезные изменения, затрагивающие все аспекты жизни гражданского общества. Меняются представления о роли общества и силе его влияния не только на принятие управленческих решений, меняется структура самой власти, проводится ревизия функций государственного регулирования, декларируется создание новой модели государства, предполагающей полную и качественную реализацию необходимых государственных функций, провозглашается принятие мер по по-

вышению эффективности реализации возложенных на государство функций, меняются отношения между обществом и властью.

Можно сказать, в обществе с любым составом и формой организации, индикатором успешного развития общества выступает тесное взаимодействие органов власти и гражданского общества. В этом случае, как показывает опыт города Москвы, если они объединены общими идеями, целями следует ожидать наиболее эффективного развития экономической и общественной жизни.

■ ■ ■ REGIONAL PECULIARITIES OF RELATIONS OF AUTHORITIES AND CIVIC SOCIETY INSTITUTES IN A MULTYETHNIC COMMUNITY (AT THE EXAMPLE OF MOSCOW)

Author: CHISTYAKOV A.V.

CHISTYAKOV Alexander Vasilyevich, Head of the Committee of Public Relations of Moscow City. Address: 121205, Russian Federation, Moscow, Novyi Arbat St., 36/9.

Tel.: +7(495)633-60-10. E-mail: kos@mos.ru

Annotation. Importance of theoretical interpretation of relations of authorities and institutions of civic society, especially in multiethnic megapolises is acquiring growing importance. Social processes in Moscow are constantly increasing the need for effective cooperation of the government bodies and growing number of noncommercial organizations. An experience of past twenty years of activity in this sphere is becoming more in demand.

Keywords: institutes of civic society, national cultural autonomies, friendly associations of people from the same area, Cossack movement, volunteer movement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.