Научная статья на тему 'Развитие социально - культурных технологий в системе социальной защиты населения'

Развитие социально - культурных технологий в системе социальной защиты населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
438
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Абдулгалимов А. М., Керимова М. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие социально - культурных технологий в системе социальной защиты населения»

УДК 658.6

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

А.М. Абдулгалимов, д.э.н., профессор, М.К. Керимова, аспирантка, Дагестанского государственного технического университета

Преобладающей моделью нестационарного социального обслуживания в России являются центры социального обслуживания населения, которые осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам. При этом в составе указанных учреждений социальной защиты населения функционируют отделения различного профиля, центры реабилитации инвалидов, дома - интернаты для престарелых и инвалидов, центры реабилитации ветеранов войны и труда, геронтологические центры.

Прежде всего, необходимо отметить, что в связи с разграничением с 1 января 2005 года полномочий по мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления финансирование учреждений социального обслуживания населения осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации, внебюджетных поступлений, в том числе средств, поступающих от граждан в качестве платы за социальное обслуживание, и доходов от предпринимательской деятельности [1]. Правом внеочередного принятия на обслуживание центром пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, супруги погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, труженики тыла, одинокие нетрудоспособные граждане и инвалиды.

Социальные услуги, в том числе входящие в федеральный или территориальный перечни гарантированных государством услуг, оказываются бесплатно либо на условиях частичной или полной оплаты. Тарифы на оказание платных услуг пересматриваются по мере изменения размеров пенсий и прожиточного минимума и утверждаются на уровне субъектов Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Республики Дагестан утверждено положение о порядке и условиях предоставления надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания населения, а также на условиях полной или частичной оплаты [2]. При этом установлено, что одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже величины прожиточного минимума, социальные услуги государственными учреждениями предоставляются бесплатно.

В системе социального обслуживания населения функционируют следующие структурные подразделения:

• отделения социального обслуживания на дому;

• специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому граждан с ограниченной подвижностью;

• отделения срочной социальной помощи;

• отделения дневного пребывания;

• социально-реабилитационные отделения;

• отделения экстренной психологической помощи (кабинет релаксации);

• социальные столовые;

• социальные магазины, аптеки и др.

В настоящее время система социального обслуживания населения обеспечивает реализацию стационарной, полустационарной, надомной, социально-консультационной форм социального обслуживания, а деятельность специалистов осуществляется на принципах комплексности, системности и адресности обслуживания населения.

Для планирования работы центра социального обслуживания населения может быть предложено составление перспективного (на год), текущего (на квартал), месячного (по отделениям и службам) планов, которые имеют экономический (на основе заявок и предложений) и тематический (к Международному женскому дню, Дню Победы, Международному дню пожилых людей, Пасхе) характер.

Перспективный план работы центра может содержать следующие разделы:

• организационная работа (пополнение банка данных о катего-

риях населения, нуждающихся в обслуживании, открытие отделений, служб, работа с прессой, организация досуга);

• кадровая политика, повышение профессионального мастерства сотрудников;

• сотрудничество с религиозными и другими организациями, осуществляющими благотворительную деятельность;

• работа медико-социальной службы;

• организация научно-методического обеспечения;

• укрепление материально-технической базы центра, улучшение условий труда.

Квартальные планы составляются на основе перспективного плана работы центра с учетом текущих задач и имеют структуру, аналогичную структуре годового плана, но более детальную, с указанием даты исполнения.

Планы работы отделений и служб составляются на основании перспективного и квартального планов работы центра с учетом особенностей текущего периода и специфики подразделений. Предусматриваются такие основные направления работы служб, как контроль за качеством обслуживания, обобщение и распространение передового опыта работы специалистов и социальных работников, организация деятельности клубов по интересам, «посиделок», работа с предпринимателями и организациями по привлечению внебюджетных средств.

Основная цель социального обслуживания на дому - максимальное продление проживания граждан в привычной для них среде обитания, поддержание их личностного и социального статуса, защита прав и законных интересов. Среди основных надомных услуг, гарантированных государством, предусмотрены организация питания и доставка продуктов на дом, помощь в приобретении медикаментов и товаров первой необходимости, содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в учреждения здравоохранения, помощь в поддержании условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями, организация разнообразных социально-бытовых услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, доставка воды, оплата коммунальных услуг), помощь в оформлении документов, содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших граждан. Территории, обслуживаемые социальными работниками, максимально приближены к месту проживания самих социальных работников, что позволяет сократить время, которое требуется на дорогу, увеличить количество посещений и продлить время обслуживания.

Для обслуживания граждан, страдающих тяжелыми заболеваниями, в том числе онколо гическими в поздних стадиях развития болезни, или нуждающихся, кроме социально-бытового обслуживания, в доврачебной помощи, предназначено специализированное отделение социально-медицинской помощи на дому. Помимо социальных работников, в отделении работают медицинские сестры, которые проводят назначенные лечащим врачом процедуры, включая подкожные и внутримышечные инъекции; оказывают санитарно-гигиеническую помощь (обтирания, гигиенические ванны, смена нательного и постельного белья, кормление ослабленных клиентов). Бытовые услуги (приготовление пищи, стирка белья, уборка квартиры) предоставляются социальными работниками на основе частичной оплаты.

Одно из основных мест в социальном обслуживании пожилых людей и инвалидов, проживающих в домашних условиях, не получающих помощи от своих близких и не способных или мало способных к передвижению и самообслуживанию, отводится патронажу, который служит альтернативой помещению клиента в стационарные социальные или медицинские учреждения, позволяет ему сохранить привычную среду обитания, связи, некоторую независимость. Социальное обслуживание на дому остается предпочтительным для лиц старшего возраста. Социальные работники выявляют граждан, нуждающихся в данном виде обслуживания, и стараются увеличивать спектр оказываемых им услуг.

Основной целью срочного социального обслуживания является

оказание неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Данный вид социального обслуживания, в частности, предусматривает предоставление следующих гарантированных государством услуг:

• разовое обеспечение остро нуждающихся граждан бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

• обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости;

• разовое оказание материальной помощи;

• содействие в получении временного жилья;

• оказание экстренной психологической помощи;

• оказание юридической помощи в пределах своей компетенции.

Деятельность отделения срочной социальной помощи строится на принципах сотрудничества с различными государственными, общественными организациями и отдельными гражданами. Данная служба предназначена, прежде всего, для принятия безотлагательных мер временного характера, направленных на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.

В отделение срочной социальной помощи ежедневно обращаются десятки людей. По различным вопросам звонят из поликлиник, больниц, ЖЭКов, префектур, соседи пожилых одиноких граждан. Специалисты отделения помогают одеждой, продуктами, поддерживают добрым словом, определяют престарелых людей, инвалидов в дома-интернаты, больницы, обследуют материально-бытовые условия.

В целях обеспечения пожилых одиноких граждан, инвалидов предметами первой необходимости (обувью, одеждой, продуктами питания) создаются комнаты натуральной помощи, через которые распределяется гуманитарная помощь. Приоритет в предоставлении гуманитарной, безвозмездной помощи, как правило, отдается нуждающимся инвалидам, одиноким пенсионерам, доходы которых не достигают прожиточного минимума. Специалисты отделения срочной социальной помощи решают, кому необходимо оказать помощь в первую очередь, и следят за выполнением решения. В штатное расписание службы включены юрист и психолог, оказывающие консультативную помощь. При этом решаются следующие задачи:

• выявлении и учете на территории района семей и отдельных граждан, нуждающихся в медико-психологической помощи;

• осуществлении необходимого патронажа граждан пожилого возраста и инвалидов с использованием современных методов профилактики, диагностики, лечения;

• приеме граждан в центре и по месту жительства;

• бесплатном предоставлении медикаментов малообеспеченным гражданам;

• оказании психологической поддержки;

• проведении санитарно-просветительной работы по гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, активного долголетия путем организации клубов общения, школ здоровья, лекций, лечебно-оздоровительных мероприятий.

Так, организуются группы общения, различные клубы, школы здоровья. Врачи проводят с социальными работниками практические занятия по овладению навыками оказания первой медицинской помощи при кровотечении, обмороках, ушибах, переломах, сердечной недостаточности, учат измерять артериальное давление, накладывать компрессы.

В учреждениях социального обслуживания населения входят и пансионаты для престарелых граждан, в которых созданы условия, приближенные к домашним: здесь имеются спальни, столовая, комната отдыха (холл), кухня, ванная комната, оснащенные мебелью и бытовой техникой. Основные задачи, которые решаются пансионатом, включают:

• организацию рационального и диетического питания с учетом возраста и здоровья проживающих;

• уход за престарелыми лицами, создание для них благоприятного микроклимата и целесообразного режима обслуживания;

• организацию медицинского лечения нуждающихся в нем проживающих;

• проведение диспансеризации лиц пожилого возраста, организацию консультативной помощи специалистов, госпитализацию больных в лечебно-профилактические учреждения;

• проведение санитарно-гигиенических мероприятий;

• обеспечение нуждающихся лиц старшего возраста слуховыми аппаратами, очками, протезно-ортопедическими изделиями, а также некоторыми средствами передвижения;

• организацию культурно-массовой работы с учетом состояния здоровья и возраста проживающих.

В пансионат по соответствующим путевкам принимаются на 2 недели все желающие пенсионеры, которые по состоянию здоровья нуждаются в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи. Как правило, основной контингент пансионата составляют одинокие пожилые люди, имеющие проблемы со здоровьем, пережившие на своем веку много трудностей. Плата за проживание в пансионате взимается согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. № 473 «О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» [3].

Новой формой работы с пенсионерами и инвалидами стало заключение договоров о пожизненном содержании с иждивением. Начало этой работе положило принятое решение о социальной поддержке одиноких пожилых граждан в обмен на добровольную передачу ими своей жилой площади, что позволило приостановить процесс отчуждения жилья лиц старшего возраста в пользу коммерческих структур.

Согласно заключаемым договорам купли-продажи управления социальной защиты населения обязуется содержать пенсионера; оказывать ему социально-бытовые услуги, включая стирку белья, уборку квартиры, оплату коммунальных услуг, электроэнергии, налога на квартиру; предоставлять бесплатные санаторно-курортные путевки; производить ремонт квартиры; в случае смерти захоронить на кладбище, заранее указанном клиентом. Объем предоставляемых за месяц социальных услуг составляет не менее двух минимальных размеров оплаты труда.

Исходя из пожеланий пенсионеров и инвалидов сотрудники центра социального обслуживания населения организуют для них проведение религиозных праздников и обрядов (поминовение умерших родителей и родственников, исповедание и причащение). Взаимодействие центра с религиозными организациями способствует поддержанию духовного и нравственного здоровья пожилых людей, оказанию им психологической помощи.

Одним из важнейших критериев жизни лиц старшего возраста является правильная организация досуга - в единстве труда, быта и отдыха. Организация труда пожилых людей включает создание разнообразных мастерских, надомный труд (шитье, вязание, макраме, резьба по дереву, выращивание рассады), проведение конкурсов, выставок, ярмарок-распродаж изготовленных изделий. К организации быта пожилых людей относятся проведение субботников и общественных уборок, озеленение территории, прилегающей к месту проживания, подъездов и лестничных площадок жилых домов, ремонт помещений собственными силами, взаимное оказание бытовых услуг (реставрация одежды и обуви, услуги прачечной, стрижка, ремонт бытовой техники, предметов домашнего обихода). Отдых пожилых людей организуется в формах индивидуальной работы, культурно-массовых мероприятий, деятельности любительских объединений по интересам (художественных, спортивных).

Культурно-массовая работа центра социального обслуживания населения включает систематическую индивидуальную работу с теми пожилыми людьми и инвалидами, которые по состоянию здоровья не выходят из дома, а также организацию массовых мероприятий.

Индивидуальная работа с пожилыми людьми и инвалидами предусматривает доставку городской газеты, поздравления обслуживаемых с праздниками и юбилеями, проведение чаепитий и благотворительных обедов по торжественным дням, религиозных мероприятий. Для любителей чтения есть передвижная библиотека художественной и научно-популярной литературы, имеются журналы и подшивки газет. Социальные работники обсуждают со своими подопечными прочитанные материалы.

Одна из острых проблем, с которыми сталкиваются сотрудники центра, — это одиночество, дефицит общения обслуживаемых пожилых людей. Поэтому в целях обеспечения активного участия лиц старшего возраста в досуговой и творческой работе, формирования у них жизнеутверждающего мировоззрения используются такие ставшие популярными формы организации досуговой деятельности, как клубы по интересам, «посиделки», «школы здоровья», Дни здоровья, тематические вечера, экскурсии, выставки.

Мероприятия проводятся в здании центра и по месту жительства. Практика показывает, что «посиделки» на дому — очень удобная форма профилактики отчуждения пожилых людей, которая помогает создать хорошее настроение, даже улучшить самочувствие клиентов, особенно тех, которые не выходят из своего дома.

В клубах по интересам, действующих в отделениях дневного пребывания центра социального обслуживания населения, пенсионеры готовят экспонаты для выставок рукоделия и кулинарии, собирают рецепты забытых полезных блюд, составляют меню из доступных и дешевых продуктов, обмениваются фасонами вязаных вещей, демонстрируют модели реставрированной одежды.

Клубы по интересам объединяют клиентов центра с достаточно высоким интеллектуальным уровнем. Совет клуба, состоящий из наиболее активных женщин, организует мероприятия совместно с психологом учреждения. На встречи с членами клуба приглашаются врачи-гомеопаты, фитотерапевты, преподаватели музыкальной школы, специалисты центра нетрадиционной медицины, психологи, работники библиотеки.

Важнейшая задача оздоровления пожилого человека — дать конкретные советы, как самому бороться с недугами, активизируя защитные силы организма, как без применения лекарственных средств избавиться от неприятных ощущений, повысить работоспособность, улучшить сон, нормализовать давление, снять нервно-психическое напряжение. Активизировать защитные силы организма помогают гимнастика, массаж, правильное дыхание, психологическая медитация, релаксация. Указанные задачи решает в своей деятельности клуб «Помоги себе сам». Занятия в клубе посвящаются комплексу оздоровительных утренних процедур, практическим приемам преодоления бессонницы (использование аромата цветов, массажа биологически активных точек, снотворной гимнастики), точечному массажу при гипертонической болезни.

Важным направлением социальной работы выступает популяризация здорового образа жизни старшего поколения. В связи с этим программа школы здоровья предусматривает проведение занятий по таким темам, как «Средства, способствующие сохранению здоровья в старшем возрасте», «Особенности реабилитации здоровья женщин после шестидесяти лет», «Анатомо-физиологические особенности человека пожилого возраста», «Дыхательная гимнастика для лиц пожилого возраста», «Уроки тибетской медицины», «Рациональное питание для сохранения и восстановления молодости», «Закаливание в третьем возрасте», «Лечение с применением точечного массажа», «Как овладеть жизненной энергией, направлять ее и правильно расходовать», «Тайны естественного оздоровления, внутренняя гигиена тела, очищение организма».

К праздничным датам (День Победы, Международный день пожилых людей, День инвалидов) приурочиваются тематические вечера, концерты в актовом зале центра или в помещении районного Совета ветеранов. Приглашаются детские коллективы (из школ, детских садов и клубов, музыкальных школ), хоры ветеранов и клуба «Огонек» общества инвалидов, барды, люди с интересной судьбой. Несомненно, такие встречи имеют для пожилых людей большое значение и надолго остаются памяти. Для проведения мероприятий привлекаются финансовые средства спонсоров, предприятий и организаций, где раньше работали клиенты.

Разнообразие в личную жизнь пенсионеров, которые практически не покидают свои квартиры, вносят, помимо врачей и священнослужителей, студенты-практиканты. Работая в качестве волонтеров, они общаются с пожилыми людьми, слушают их рассказы, проводят генеральную уборку жилых помещений.

Развитию практики социокультурной деятельности пожилых людей в условиях центра социального обслуживания населения призвана способствовать система повышения профессионального уровня сотрудников. На ежедневных оперативных совещаниях заведующих службами и отделениями центра рассматриваются вопросы организации различных направлений деятельности учреж-

дения, утверждаются планы мероприятий. Регулярно рассматриваются вопросы об эффективности работы консультативного пункта, о подготовке культурно-массовых мероприятий, о работе с общественными организациями района, о взаимодействии служб центра с религиозными организациями по оказанию помощи верующим клиентам в проведении различных обрядов, о пополнении банка данных о категориях населения, нуждающихся в социальном обслуживании на дому, о работе отделения срочной социальной помощи с участниками Великой Отечественной войны.

Качество обслуживания пожилых клиентов центра во многом зависит также от таких вопросов, выносимых на обсуждение, как проведение декад по привлечению внебюджетных средств, распределение гуманитарной помощи, работа со средствами массовой информации (размещение материалов в газете, на радио и телевидении), контроль за деятельностью социальных работников и специалистов по социальной работе в виде тематических и фронтальных проверок, отчетов о выполнении служебных обязанностей.

Практикуется проведение занятий с социальными работниками по обучению приемам оказания первой медицинской помощи, а также по делопроизводству, обмену опытом; организуются лекции, посвященные психологическим, медицинским, экономическим проблемам, выступления руководящих работников, юристов, психологов.

Система повышения квалификации социальных работников предусматривает освоение инновационных технологий социальной работы по следующим дисциплинам:

• «Социальная политика государства и система социальной защиты населения»;

• «Учреждения и организации социального обслуживания, виды услуг, помощи»;

• «Социальное обслуживание граждан старшего возраста»;

• «Основы анатомии и физиологии человека. Геронтология и гериатрия»;

• «Основы первой медицинской помощи пожилым людям»;

• «Этика социального работника»;

• «Социокультурные технологии» [4].

Анализ практики работы центров социального обслуживания населения наглядно показывает, как с каждым годом развивается и совершенствуется система социального обслуживания старшего поколения, идет поиск новых, наиболее эффективных социальных технологий.

Литература:

1. Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Постановление Правительства Республики Дагестан от 30 декабря 2005 года № 241 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания населения, а также на условиях полной или частичной оплаты»

3. Медико - социальные проблемы пожилых людей (материалы II съезда геронтологов и гериатров России, Москва, октябрь 2003 года)

4. Информатизация и технологизация социального пространства. Материалы к I Международному симпозиуму по социальным технологиям, г. Новгород, 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.