Научная статья на тему 'Кадровый потенциал социального обслуживания населения в сельской местности: управление и перспективы'

Кадровый потенциал социального обслуживания населения в сельской местности: управление и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1098
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кадровый потенциал социального обслуживания населения в сельской местности: управление и перспективы»

И. М. Короева

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ: УПРАВЛЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Политические и экономические изменения нашей страны в конце XX в. развивались на фоне спада производства, нарастания имущественной дифференциации, социального напряжения, ухудшения качества социального обслуживания населения, отсутствия профессиональных кадров, способных работать в условиях социальных трансформаций. Наиболее социально уязвимыми оказались многие отрасли социальной сферы, в т.ч. социальное обслуживание. Среди перечисленных отраслей особая роль принадлежит социальному обслуживанию - отрасли, обеспечивающей сохранение и поддержание на надлежащем уровне уровня и качества жизни населения, что в настоящее время является приоритетом в дальнейшем развитии российского государства. Основными результатами государственной политики последнего десятилетия XX в. в социальной сфере являлся фактический отказ государства от ответственности за поддержание и развитие данного сектора и перераспределение соответствующей функции в пользу муниципальных образований. В настоящее время ситуация меняется. Рыночные преобразования и развитие федеративных принципов устройства страны обусловили смещение центра тяжести в решении социальных проблем на региональный и местный уровни. Это обстоятельство связано с тем, что эффективность деятельности государства, как и любой другой управленческой системы, напрямую зависит от рационального распределения полномочий в сфере социального обслуживания между всеми уровнями власти.

Новая социальная стратегия предполагает оптимальное разделение ответственности за состояние социальной сферы между федеральными, региональными и местными властями, создание полноценной ресурсной базы

для реализации социальной политики. Такой подход отвечает задачам повышения роли государства в социальном процессе, укрепления единого социального пространства и централизованного контроля за его состоянием. Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления1. Местное самоуправление представляет собой тот специфический уровень власти, который, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, с другой - учитывает интересы местного населения. Хотя приоритеты в проведении социальной политики принадлежат государству, в обеспечении многих жизненных потребностей населения большую роль призвано играть местное самоуправление. Поскольку задачи местного самоуправления имеют преимущественно обслуживающий характер, усилиями муниципалитетов может эффективно решаться значительная часть социальных проблем. В настоящее время за счет местных бюджетов финансируется почти 100% расходов на среднее образование, 85% - на здравоохранение, 60% - на содержание детских садов, жилья, расходов на коммунальные услуги и т.п.2 Вместе с тем, вопросы организации института местного самоуправления и ресурсного обеспечения полномочий требуют существенного совершенствования, чтобы он мог успешно решать многие социальные задачи, в т.ч. в сфере социального обслуживания. Перспективным направлением функционирования социальной сферы муниципальных образований должна стать реализация правильно выстроенной системы при-

1 Муниципальное управление / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, Е. С. Савченко и др.; под общ. ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. - М., 2002. - С. 407.

2 Елисеев Е. А. Система управления социальной сферой города (Вопросы теории и практики). - Челябинск, 2008.

оритетов и механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели. Таким образом, проблема рационального управления в сфере социального обслуживания для муниципальных образований является актуальной и заслуживающей внимания, что подчеркивает актуальность проблемы, рассматриваемой в данной работе.

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам, из числа попавших в трудную жизненную ситуацию, на дому или в учреждениях социального обслуживания. Цель управления муниципальным сообществом - налаживание партнерских отношений между органами местного самоуправления, населением, предпринимателями в целях повышения качества жизни населения. Организация защиты социальноэкономических интересов населения, совершенствования социального обслуживания, привлечение средств граждан, выступающих в этом случае в качестве акционеров, к финансовому обеспечению развития территорий, является важнейшей функцией муниципального управления. Оптимизация управления в этом случае связана с эффективным использованием местных ресурсов, формированием соответствующей инфраструктуры в интересах повышения качества социального обслуживания. В этой связи муниципальное образование - сфера совместного существования людей, в которой социальные отношения составляют систему, целью которой является повышение качества жизни населения3. Социальное управление на разных уровнях (федеральном, региональном, местном) имеет особенности, без учета которых нельзя квалифицированно и рационально организовывать социальное воздействие. Сегодня в Рос-

сии насчитывается свыше 14 тыс. муниципальных образований, и из них лишь немногие являются донорами, остальные - дотационные, хотя располагают большими резервами и ресурсами, необходимыми для существенного обновления4. Вопросы местной экономики, социального обслуживания граждан, их личной безопасности, здоровья, культуры, науки и образования на этом уровне организации общества приобретают особую актуальность и требуют управленческого решения. В этих целях появилась специальность, утвержденная министерством в качестве профильной, для получения высшего образования - "Государственное и муниципальное управление", в т.ч. имеют возможность ее получить и жители Ба-лашовского района Саратовской области, т.к. на территории региона находится ФГОУ ВПО "Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина". Несколько лет вуз готовит студентов и проводит курсы профессиональной переподготовки действующих специалистов. Коллектив прикладывает усилия для налаживания связей с различными административными структурами области, городов и районов.

Местное самоуправление в России находится в начальной стадии своего становления. Этот процесс длителен, требует учета многих социальных, политических, экономических условий, степени готовности общественного сознания. С начала 1990-х гг. в ходе реализации государственной политики в сфере местного самоуправления стала возрождаться российская муниципальная научная школа. Сейчас рано говорить о сформировавшейся системе научно-методического обеспечения местного самоуправления, но следует выделить определенный этап ее становления. Существует перечень функций, которые в европейских странах предоставлены органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения, среди которых: общее управление и муниципальные нормы; социальное обслуживание и помощь на дому; социальное страхо-

3 Волкова О. А., Дурасанова Т. П., Егоренко А. О. Концепты уровня и качества жизни в современных социокультурных и экономических реалиях // Повышение уровня и качества жизни населения - стратегическое направление развития России на современном этапе: Материалы Региональной научно-практической конференции 6 декабря 2007 г. - Балашов, 2008. - С. 16-19.

4 Официальный сайт Правительства Саратовской области http://www.saratov.gov.ru/region/nacproject/

вание5. Европейские тенденции позволяют раскрыть смысл муниципального управления: не только политико-правовой и организационноуправленческий, но и сущностный - социальной защиты населения, в т.ч. и социального обслуживания населения.

Проводится граница между государственной властью и местным самоуправлением, т.к. специфичны задачи и социально-экономические функции этих систем управления, характер их взаимоотношений с людьми, находящимися в социально опасном положении. Россия - федеративное государство, в котором действуют три уровня власти, обладающие соответствующей компетенцией: федеральная власть, обеспечивающая единство конституционного строя, территориальную целостность страны, гарантии прав человека и хозяйствующих субъектов, функционирование объектов федеральной собственности и т.п.; государственная власть субъектов Российской Федерации, обладающих полномочиями власти и управления в соответствии с разделением предметов ведения с федеральными органами; реализация совместных интересов населения территориальных образований, решение вопросов, имеющих местное значение. Местное самоуправление занимает особое место в общей системе управления государством. Оно осуществляет связь между государством и населением, обладает всеми признаками власти, и прежде всего, обязательностью его решений для населения, проживающего на территории муниципального образования и нуждающегося в социальном обслуживании. Муниципальное управление - это организованный процесс руководства, регулирования и контроля со стороны органов местного самоуправления за развитием общественной жизни на данной тер-

ритории, в том числе качеством социального обслуживания. Государственное и муниципальное управление различаются не только тем, что осуществляются на разных уровнях организации власти, но также отличаются по целям, задачам, субъектам и объектам управления, реализуемым функциям, полномочиям, управленческим технологиям и процедурам. В муниципальном образовании управленческое воздействие опирается на права, обязанности и ответственность органов власти местного самоуправления и локализуется в пределах местного сообщества, т.е. распространяется на население, проживающее на территории определенного муниципального образования6 .

Муниципальное и государственное управление тесно взаимосвязаны: они выполняют общую для всех функцию - обеспечивают нормальные условия жизнедеятельности граждан, в особенности тех, которые оказались в социально опасном положении. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на принципах взаимодействия: законности; добровольности; учета совместных интересов и взаимной ответственности; сохранения независимости муниципальной власти.

Проанализировав нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы социального обслуживания населе-ния7, выделим основные формы социального обслуживания населения в населенных пунктах регионов Российской Федерации: стационарное социальное обслуживание; полустаци-онарное социальное обслуживание; социальное обслуживание на дому.

Стационарное социальное обслуживание осуществляется в стационарных учреждениях социального обслуживания (дома-интер-

5 Муниципальное управление / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, Е. С. Савченко и др.; под общ. ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушева. - М., 2002. - С. 113.

6 Государственное управление: основы теории и организации / Под ред. В. А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм. и доп. - М., 2002. - С. 289.

7 Закон "Об основах социального обслуживания в Российской Федерации" от 10.12.1995 г. № 181 - ФЗ; Закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.1995 г. № 122 - ФЗ; Постановление Правительства Российской Федерации "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" от 25 ноября 1995 года № 1151; Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" от 15 апреля 1996 года № 473; Постановление Правительства Российской Федерации "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" от 17 апреля 2002 года № 244; Закон "О социальной защите населения в Саратовской области" от 10.01.2000 г. № 7 - ЗСО.

наты, пансионаты, и др.) путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Стационарное социальное обслуживание обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Нестационарное социальное обслуживание включает в себя: социальное обслуживание на дому; социально-медицинское обслуживание на дому; срочное социальное обслуживание; социально-консультативную помощь. Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов. Осуществляется путем предоставления гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, частично утратившим способность к самообслуживанию, помощи на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и др. Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, клиентам социальной службы могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих различными расстройствами, тяжелыми заболеваниями, за исключением требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

Порядок и условия предоставления бесплатного надомного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федера-

ции. Законодательство, регулирующее отношения по социальному обслуживанию, охватывает большое количество актов, принятых различными государственными органами, которые часто дублируют друг друга. Анализ состояния регионального, муниципального и локального регулирования в сфере социального обслуживания свидетельствует о том, что соответствующая законодательная база субъектов Федерации сложилась и непрерывно развивается. Органами местного самоуправления пока предпринимаются лишь попытки улучшения качества и расширения объема предоставляемых населению социальных услуг Локальное регулирование отношений по социальному обслуживанию заключается в закреплении локальными актами дополнительных гарантий качества социального обслуживания.

Балашов (с 1780 г. уездный город) - четвертый по экономическому потенциалу город Саратовской области, находится в узле важнейших железных и автомобильных дорог, что во многом определяет его стратегическое значение для всей области. Балашовский район расположен в западной части Саратовской области. Население района составляет 131,1 тыс. чел. На территории района находится 60 сел и поселков. Сельскохозяйственным производством занимаются 24 товарищества и 293 крестьянских (фермерских) хозяйства. Специализация -зерново-маслично-животноводческая, со значительными посевами сахарной свеклы. Сегодня почти третья часть сельского населения -это граждане пожилого возраста и инвалиды, нуждающиеся в социальном обслуживании, в первую очередь, надомном.8 Демографическая ситуация осложняется миграцией трудоспособного населения в крупные города России, в первую очередь, в Москву и Подмосковье. Благодаря государственным мерам, направленным на повышение рождаемости, ситуация в последние годы изменилась, однако до последних лет количество населения резко уменьшалось не из-за миграции, а по причине низкой рождаемости и высокой смертности. И если с рождаемостью ситуация налаживается, то смертность населения, особенно мужского, находится на катастрофически высоком

8 Официальный сайт Правительства Саратовской области http://www.saratov.gov.ru/region/municipal areas/ balashov.php

уровне. Только в последние два года ситуация начала несколько уравниваться, однако смертность все еще превосходит рождаемость. С одной стороны, существует необходимость в повышении качества социального обслуживания сельского населения, так как существующие возможности муниципального образования ограничены. С другой стороны, повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос российской государственной по-литики9. Современный экономический кризис негативно сказывается на уровне и качестве жизни населения малого города и сельских населенных пунктов Балашовского муниципального района.

В таких условиях необходимо одновременно решать острейшие каждодневные проблемы, и закладывать новые, долгосрочные, тенденции роста. В качестве основных приоритетов страны стоит достижение главной цели -повышения качества жизни населения страны10 . В Саратовской области действует Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Правительстве Саратовской области и комиссии. В министерствах области, задействованных в реализации проектов, созданы оперативные штабы по разработке и контролю исполнения мер по каждому направлению. Стоит задача - расширять проведение проектных мероприятий на муниципальном уровне11.

Управление, направленное на социальную сферу, имеет характерные особенности:

1) присутствие на рынке большого числа получателей бюджетных средств с различными целями, задачами, интересами и сферой деятельности;

2) тесная связь муниципального рынка с политикой формирования и исполнения доходной и расходной частей муниципального бюджета;

3) высокая степень "внешнего" регулирования и управляемости муниципального рынка;

4) множественность организационноправовых форм субъектов муниципального рынка социальных услуг;

5) высокий уровень регламентированности поведения получателей социальных услуг, жесткий характер привязки финансирования к составленным сметам расходов по объему, структуре и признакам бюджетной классификации.

Развитие социального обслуживания, социальной сферы муниципального образования в целом связаны с реализацией приоритетных национальных проектов и развитием сельского хозяйства. В 2008 г. приоритетный национальный проект "Развитие агропромышленного комплекса" в Балашовском районе реализовывался по четырем основным направлениям: 1) приобретение племенного скота (в реализации национального проекта по данному направлению участвуют: ИП глава КФХ Милованова Т. М., КХ "Золотой колос", КХ "Родник", ЗАО "Полевое", ООО "Котоврас");

2) строительство и реконструкция животноводческих помещений; 3) кредитование личных подсобных хозяйств; в 2007 г. для развития малых форм хозяйствования через филиалы различных банков г. Балашова профинансировано более 200 ЛПХ и КФХ района; 4) развитие снабженческо-сбьгтовой кооперации12. В рамках реализации областной целевой программы "Развитие малого предпринимательства в Саратовской области на 2008-2010 годы" Министерством экономического развития и торговли объявлен прием заявлений на предоставление государственной поддержки в форме субсидий субъектам малого предпринимательства Саратовской области на возмещение процентной ставки по банковским кредитам на приобретение (создание) основных средств и части лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга)13. Решение социальных вопросов, в т.ч. проблем социального обслуживания, на местном уровне имеет многоотраслевую структуру, звенья которой тесно связаны между собой, но и имеют относительную самостоятельность, которой они пока явно недостаточно пользуются.

9 Приоритетные национальные проекты http: //www. rost.ru/

10 Приоритетные национальные проекты http: //www. rost.ru/

11 Официальный сайт Правительства Саратовской области http://www.saratov. gov.ru/region/nacproject/

12 Официальный сайт администрации Балашовского района Саратовской области http://www.sovteh.ru/inf/ 2007 13 04.html

13 Официальный сайт администрации Балашовского района Саратовской области http://www.sovteh.ru/index.html

Социальное обслуживание населения, проживающего на территории Балашовского муниципального образования, реализуется Центром социального обслуживания населения Балашовского района, который был образован в январе 1995 г.14. Центр создан на базе отделений социальной помощи на дому районного отдела социального обеспечения для осуществления организационной и практической деятельности по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. На момент образования в Центре было восемь отделений социальной помощи на дому, в штате состояло 98 социальных работников, которые оказывали социальные услуги на дому 500 пенсионерам. Кроме этого, в Центре открыты: в 1995 г. - служба срочной социальной помощи; отделение социальной помощи семье и детям (в 2001 г. оно переведено в Центр социальной помощи семье и детям "Семья"); в 1998 г. - специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; в 2002 г. - организационнометодическое отделение. Учреждение состоит на областном бюджетном финансировании. Финансовые ресурсы Учреждения в основном формируются за счет: бюджетных ассигнований; дохода, полученного от оплаты гражданами социальных услуг, входящих в гарантированный государством перечень социальных услуг и предоставления им дополнительных платных услуг; добровольных имущественных взносов и пожертвований от третьих лиц.

Центр организует деятельность отделений осуществляющих мероприятия по социальной поддержке, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и предоставлению им социальных услуг. Основными направлениями деятельности центра являются:

- оказание социальной поддержки семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- выявление семей и граждан, нуждающихся в социальной помощи, совместно с государственными и муниципальными органами, общественными организациями;

- осуществление дифференцированного учета семей и отдельных граждан, нуждающих-

ся в социальной помощи, определение форм, методов и периодичности ее предоставления;

- содействие в обеспечении нуждающихся в социальной поддержке граждан их правами и преимуществами, установленными действующим законодательством;

- оказание адресной социальной помощи, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социальноправовых услуг, различных видов материальной помощи;

- оказание гражданам гарантированных социальных и дополнительных услуг на постоянной, временной или разовой основе;

- привлечение различных государственных, муниципальных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социальной поддержки населения.

Специфика оказания социальных услуг определяется основными направлениями деятельности структурных подразделений Центра. Отделения социального обслуживания на дому предоставляют гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в посторонней помощи, социально-бытовые услуги на дому. Специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому оказывают социальнобытовые услуги и доврачебную медицинскую помощь гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию, страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями и т.п. Отделение срочного социального обслуживания оказывает адресную социальную поддержку семьям и гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию в виде материальной помощи (денежной и натуральной), социально-правовых, социальнопсихологических и социально-бытовых услуг разового характера. Организационно-методическое отделение изучает и анализирует экономическую и социально-демографическую ситуации в районе, выявляет граждан, нуждающихся в социальной помощи; оценивает эффективность деятельности структурных подразделений Центра; разрабатывает и распространяет методические и информационные материалы по актуальным вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; проводит мероприятия по повышению квалификации работников Центра).

Коллектив Центра применяет инновационные формы и методы работы с населением в сфере социального обслуживания: 1) проект "Формирование системы геронтологической помощи и ухода за пожилыми людьми"; цель: проведение комплексной социально-медицинской реабилитации пенсионеров и улучшение качества их жизни; 2) программа по оказанию социальной помощи долгожителям "Пусть дольше века длится жизнь"; цель: пропаганда позитивной роли долгожителей в обществе, предоставление социальной помощи и услуг престарелым гражданам, обеспечение условий для достойной старости; 3) добровольческая деятельность: школьные добровольческие отряды "Милосердие" (социально-бытовая помощь); волонтеры-пенсионеры (социальномедицинские услуги, изготовление вязанных и швейных изделий для малообеспеченных семей); цель: привлечение дополнительных сил для оказания социальных услуг престарелым гражданам и инвалидам; вовлечение молодежи и пенсионеров в социально-активную деятельность; 4) служба сиделок; цель: предоставление пожилым и нетрудоспособным гражданам постоянной помощи и ухода; 5) пункт проката реабилитационной техники; цель: повышение доступности социально-медицинских услуг пенсионерам, содействие восстановлению их здоровья; 6) выездные консультативные бригады; цель: предоставление социально-правовой и психологической помощи населению района; 7) бригады по оказанию социальнобытовых услуг населению; цель: расширение ассортимента социальных услуг; 8) "Телефон общения"; цель: снятие психологической напряженности у пожилых граждан, повышение доступности сельского населения к социально-правовым и консультативным услугам; 8) надомное библиотечное обслуживание и ежегодная благотворительная подписка на газеты; цель: повышение информированности пожилых; 9) Народный университет "Третий возраст"; цель: повышение информированности пожилых людей, активизация их участия в общественной жизни, самореализация клиентов; 10) клубы по интересам: "Добрые встречи"; "Посиделки"; "Воспоминание"; цель: социализация и социальная адаптация граждан пожилого возраста; 11) культурно-массовые мероприятия: вечера отдыха; огоньки; спектак-

ли; чествование долгожителей и супружеских пар; экскурсии; цель: организация досуга пожилых; 12) передвижная выставка "Творчество пожилых"; цель: привлечение населения к культурным ценностям, активизация творческих возможностей пенсионеров; 13) тематические буклеты, публикации, спецвыпуск газеты "Милосердие"; цель: информирование населения о деятельности Центра.

Важным направлением работы центра на пути повышения качества социального обслуживания является работа с кадрами. При Центре действуют:

1. Программа по оценке эффективности деятельности ЦСОН.

2. "Школа молодого социального работника".

3. "Наставничество".

4. Обучающие семинары: "Совершенствование профессиональной деятельности работников сферы социального обслуживания"; "Особенности организации социальномедицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов"; "Повышение эффективности социального обслуживания пожилых людей"; целью семинаров является повышение квалификации работников Центра и в конечном итоге улучшение качества социального обслуживания местного населения.

Все это позволяет совершенствовать формы и методы работы по социальному обслуживанию сельского населения, осуществлять анализ деятельности структурных подразделений Центра. Повышение эффективности социального обслуживания во многом объясняется спецификой управления, характеризующейся координаций деятельности различных органов, учреждения и служб, с которыми сотрудничает Центр социального обслуживания Балашовского района: Управление социальной защиты населения; Администрация ОМО Ба-лашовского района и Администрации сельских округов; Пенсионный фонд; Областной фонд социальной поддержки; Межрайонное бюро МСЭ; учреждения здравоохранения; учреждения культуры; Миграционная служба; учреждения образования; Центр занятости населения; Всероссийское общество инвалидов; коммунальные службы; Депутаты областной Думы и районного Совета; Дом-интернат для престарелых и инвалидов; правоохра-

нительные органы; Всероссийское общество слепых; Районный совет ветеранов; Военный комиссариат; организации и учреждения различных форм собственности; руководители сельскохозяйственных предприятий и коллективно-фермерских хозяйств.

Услуги в центре получают 1165 человек. Основной формой работы при изучении потребностей клиентов являются исследования потребностей людей и путей совершенствования социального обслуживания. Основные проблемы сельских жителей: отдаленность населенных пунктов от райцентра (расстояние до самого отдаленного 80 км); отсутствие или закрытие участковых больниц и ФАПов; нерегулярность транспортного сообщения; отсутствие квалифицированных кадров. Данные потребности напрямую определяют пути совершенствования социального обслуживания в муниципальном образовании.

В целях совершенствования качества социального обслуживания сельского населения можно предложить проект, направленный на совершенствование качества социального обслуживания населения в Балашовском муниципальном районе. Тема проекта: "Поддержка развития социальных услуг для пожилых людей и инвалидов, проживающих в сельской местности". Основным партнером в реализации проекта может выступать Общероссийская общественная организация "Всероссийское общество инвалидов". Цель проекта - способствовать повышению доступности и качества социальных услуг, оказываемых пожилым людям и инвалидам на селе, путем проведения мероприятий по обучению работников социальных служб и содействия им в усовершенствовании своих профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых для успешной деятельности в трудных условиях сельской местности. Основной задачей проекта стало определение наиболее эффективных методов работы с пожилыми людьми и инвалидами, проживающими в сельской местности. В рамках проекта предполагалось изучение передового опыта работы в этом направлении различных областей России, где найдены уникальные методики работы и социального обслуживания граждан сельской местности в новых экономических и правовых условиях.

Партнерами по проекту могут являться государственные органы управления социальной защиты населения Балашовского района, региональное отделение Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", администрация Балашовс-кого муниципального образования. За основу принят опыт социальных служб города. В рамках проекта предусматривается: визит в социальные службы г. Саратова для осуществления социально значимых, полезных и интересных мероприятий по обмену опытом; визит в Центр социального обслуживания населения г. Балашова для встречи с коллегами и подробного знакомства с опытом работы социальных служб; проведение круглого стола "Социальное обслуживание населения на селе"; подготовка и издание сборника материалов, рассказывающего о деятельности по оказанию уязвимым группам населения социальных услуг в сельской местности и о результатах этой работы за период реализации проекта.

Основным результатом проекта может стать активизация профессиональной творческой деятельности руководителей и специалистов стационарных и нестационарных учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.

Данный проект будет иметь важное значение для развития социальных услуг в сельской местности, систематизации опыта, определения методики, инновационных подходов для важнейшего аспекта развития регионов России - социального обслуживания на селе.

Работникам Центра социального обслуживания населения Балашовского района может быть рекомендовано:

- активизировать работу Центра в части расширения диапазона социальных услуг, предоставляемых жителям сельской местности;

- срочную социально-психологическую помощь, в настоящее время реально оказываемую гражданам, выделить в отдельную службу.

Муниципальная деятельность реализуется благодаря системе социальных услуг, предоставление которых обеспечивает составляющие качества жизни и служит важной составляющей частью муниципального управления. Целесообразность повышения эффективнос-

ти управления социальным обслуживанием в муниципальном образовании объясняется, на наш взгляд, следующими причинами:

1) решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, ориентированное на удовлетворение социальных нужд и потребностей, переносится на муниципальный уровень;

2) процесс децентрализации власти способствует передаче многих важных полномочий, особенно в социальной сфере, на муниципальный уровень;

3) наблюдается усиление конкуренции с частным сектором в сфере предоставления социальных услуг;

4) происходит сокращение финансирования сферы социальных услуг из-за постоянного дефицита бюджета;

5) дифференциация спроса на рынке социальных услуг определяется социальным расслоением современного общества по уровню доходов.

Управление социальным обслуживанием на муниципальном уровне для руководителей муниципальных образований имеет ряд положительных сторон:

1. Ориентация социальной политики на конкретных потребителей повышает эффективность реализации соответствующих муниципальных и государственных программ.

2. Решение социальных проблем на муниципальном уровне позволяет повысить уровень методов и технологий процесса социального управления, сконцентрировать усилия на решении острейших социальных проблем.

3. Исследовательские технологии по изучению рынка социальных услуг позволят создать информационно-социологическую базу

для подготовки концептуальных стратегических решений и разработке целевых и комплексных программ, отражающих протекающие в местном сообществе многообразные социальные процессы.

4. При рациональном использовании социального управления возрастает удовлетворенность деятельностью муниципалитетов со стороны потребителей общественных услуг, что будет способствовать стабилизации и социальному развитию местного сообщества.

5. Создаются условия по улучшению материального положения, уровня и качества жизни всех слоев и групп населения местного сообщества.

6. Формируются гарантии соблюдения прав граждан в области социальной защиты.

Управление в сфере социального обслуживания муниципального образования позволяет рассматривать этот процесс как особый инструмент планирования развития муниципального образования, подготовки, переподготовки, повышения квалификации соответствующих специалистов15.

В данном случае строится модель программно-целевого управления социальными процессами, которая целесообразна для социального развития.

К числу факторов, мешающих местному населению активно участвовать в решении социальных проблем, относятся: неуверенность в успехе собственного участия, отсутствие времени, информации, противодействие и бездействие должностных лиц. Преодолеть эти трудности призваны специально подготовленные профессиональные кадры, задачей которых является повышение качества социального обслуживания населения, проживающего в сельской местности.

15 Волкова О. А. Сущность профессионального самоопределения специалиста по социальной работе с лицами пожилого возраста // Инновационные формы социальной работы с пожилыми людьми: Сборник научных трудов; под общ. ред. О. М. Никулиной. - Балашов, 2004. - С. 6-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.