Научная статья на тему 'Развитие системы образования в республике Туркменистан'

Развитие системы образования в республике Туркменистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8158
1036
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / РЕФОРМА / ПРИОРИТЕТ / EDUCATION / PUBLIC POLICY / REFORM / PRIORITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Елена Владимировна

В статье рассмотрена система образования в республике Туркменистан, этапы ее рефор мирования, осуществляемые в последние десятилетия. Выявлены проблемы, возникшие в ре зультате преобразований в первые годы независимости республики. Особое внимание уделено таким проблемам системы образования, как сокращение сроков обучения и объемов изучаемых предметов, как следствие увольнение педагогов, перевод с пятилетнего на двухгодичное об учение в высших учебных заведениях, привлечение к сбору урожая хлопка учащихся во время учебного года, слабая материально-техническая база учебных заведений, нехватка оборудова ния, отсутствие полных комплектов учебников и т. д. В статье приведены основные показа тели состояния и развития системы образования в настоящее время. Подробно рассмотрены системы начального, среднего и высшего профессионального образования, их специфические особенности. Особое внимание уделено значению создания в стране частных университетов как необходимому элементу конкуренции на рынке образовательных услуг и привлечения вы сококвалифицированных преподавателей из Туркменистана и из-за рубежа. Выявлена необ ходимость проведения анализа структуры спроса на трудовые ресурсы с целью планирования количества выпускников учреждений профессионального образования в соответствии с по требностями рынка труда. Автором освещены основные направления проводимых реформ сфе ры образования в республике на современном этапе. В статье обозначена необходимость даль нейшей модернизации современной системы образования Туркменистана с целью обеспечения всех сегментов экономики специалистами высокой квалификации и как следствие успешной интеграции страны в систему международных экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM IN THE REPUBLIC OF TURKMENISTAN

The article describes the system of education in the republic of Turkmenistan, the stages of its reform undertaken in the past decade and problems arising from the changes in the first years of the country’s independence. Particular attention is paid to such issues as decreased time of training, unsatisfactory volumes of subjects, teachers dismissal as a consequence, the transition from five to two-year training in higher education institutions, bringing students to harvest cotton during the school year, weak material and technical base of educational institutions, lack of equipment, lack of complete sets of textbooks, etc.The article presents the main indicators of the state and development of the education system at the moment. Considered in detail are the system of primary, secondary and higher education, their specific features. Particular attention is paid to the importance of establishing private universities in the country as a necessary element of competition in the education market and to attract highly qualified teachers from Turkmenistan and from abroad. The author identifies the need to analyze the structure of demand for labor, in order to plan the number of graduates of vocational education institutions in accordance with the needs of the labor market. The author highlights the essence of the reforms in education in the country at the present stage. The article stresses the need for further modernization of the contemporary system of education in Turkmenistan to ensure all segments of the economy are supplied with highly qualified specialists and, as a result, successful integration into the system of international economic relations is taking place.

Текст научной работы на тему «Развитие системы образования в республике Туркменистан»

ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И СЕРВИСА

УДК 37.014 DOI: 10.12737/6479

I РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТУРКМЕНИСТАН

Литвинова Елена Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление персоналом и государственное и муниципальное управление», litvinova.alena@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В статье рассмотрена система образования в республике Туркменистан, этапы ее реформирования, осуществляемые в последние десятилетия. Выявлены проблемы, возникшие в результате преобразований в первые годы независимости республики. Особое внимание уделено таким проблемам системы образования, как сокращение сроков обучения и объемов изучаемых предметов, как следствие увольнение педагогов, перевод с пятилетнего на двухгодичное обучение в высших учебных заведениях, привлечение к сбору урожая хлопка учащихся во время учебного года, слабая материально-техническая база учебных заведений, нехватка оборудования, отсутствие полных комплектов учебников и т. д. В статье приведены основные показатели состояния и развития системы образования в настоящее время. Подробно рассмотрены системы начального, среднего и высшего профессионального образования, их специфические особенности. Особое внимание уделено значению создания в стране частных университетов как необходимому элементу конкуренции на рынке образовательных услуг и привлечения высококвалифицированных преподавателей из Туркменистана и из-за рубежа. Выявлена необходимость проведения анализа структуры спроса на трудовые ресурсы с целью планирования количества выпускников учреждений профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда. Автором освещены основные направления проводимых реформ сферы образования в республике на современном этапе. В статье обозначена необходимость дальнейшей модернизации современной системы образования Туркменистана с целью обеспечения всех сегментов экономики специалистами высокой квалификации и как следствие успешной интеграции страны в систему международных экономических отношений.

Ключевые слова: образование, государственная политика, реформа, приоритет

Роль образования в современном мире нельзя недооценивать, поскольку этот процесс необходим в равной степени значимости как для самого человека, так и для развития страны.

Туркменистан — независимое нейтральное, динамично развивающееся государство в Центральноазиатском регионе, имеющее выгодное географическое положение, обладающее значительными минеральносырьевыми ресурсами, производственным, экономическим, кадровым потенциалом и развитой инфраструктурой. Население Туркменистана составляет более 6,2 млн человек. Туркменистан — многонациональное государство. В стране проживают представители более 100 наций и народностей [6].

Туркменистан обрел независимость 27 октября 1991 г. В первые годы независимости в Туркменистане была принята экономическая программа «10 лет стабильности», которая включала такие целевые национальные программы, как «Зерно», «Здоровье», «Образование», «Новое село» и т. д.

Реформа системы образования в Туркменистане началась 3 мая 1993 г. под предлогом необходимости избавления от коммунистической идеологии с объявления программы «Билим» (Образование). В соответствии с ней средние школы были переведены с десяти на девятилетнюю программу обучения, и начался перевод туркменского алфавита с кириллицы на латинскую графику. Отдельные предметы (физкультура, обществоведение)

85

ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

были исключены из школьной программы, объемы преподавания остальных предметов были существенно сокращены. В связи с сокращением сроков обучения и объемов изучаемых предметов, многие преподаватели были уволены. Перевод практически всех учебных заведений на туркменский язык обучения привел к ситуации, когда преподаватели, не владевшие или плохо владевшие этим языком, сами были вынуждены уйти с работы. Уволившиеся педагоги в основном были высококвалифицированными специалистами. В результате многим из них пришлось уехать из Туркменистана.

Возникшие проблемы усугублялись еще и тем, что учащихся ежегодно отрывают от учебного процесса для привлечения к сбору урожая хлопка. Учитывая, что академический год длится 9 месяцев, а учащиеся с пятого по девятый класс из-за хлопка ежегодно теряют до трех месяцев, получается, что учатся они не 9 лет, как заявлено, а всего лишь 7,5.

Система среднеспециальных учебных заведений сократилась как по количеству заведений, так и по количеству учащихся. Существовавшие раньше трехгодичные техникумы сельскохозяйственного профиля были закрыты, а вместо них созданы годичные агрошколы, которые по окончании обучения выдавали выпускникам сертификаты о получении соответствующей специальности.

Произошел перевод с пятилетнего на двухгодичное обучение в высших учебных заведениях. В 1995 г. были отменены вечерняя и заочная формы обучения. Резко сократилось количество студентов в среднеспециальных и высших учебных заведениях. Была закрыта Академия наук и почти все научноисследовательские институты. Для студентов очной формы обучения стали вводиться особые условия при приеме, связанные с необходимостью получения трудового стажа.

Вопрос об этапности образовательного процесса был решен следующим образом: двухгодичное обучение в вузе — производственная практика на предприятии по базовой профессии (два года) — возвращение в вуз для продолжения теоретической подготовки (усвоение мирового опыта).

Начиная с 1998 г., высшее образование в стране стало переводиться на коммерческую основу. Впрочем, понятие «коммерче-

ское образование» не вполне соотносится с российским пониманием этого термина. Дело в том, что оплачивать обучение студента должны предприятия, а также городские и областные администрации.

В июне 2004 г. Министерством образования Туркменистана был издан приказ, согласно которому были признаны недействительными все дипломы об окончании вузов, полученные за рубежом после 1993 г., и уволены лица, имеющие такие дипломы, с должностей государственной службы.

Страна стала испытывать острую нехватку квалифицированных кадров среднего и высшего звена во всех отраслях экономики и во всех сферах государственного управления.

С приходом к власти президента республики Гурбангулы Бердымухамедова в Туркмении была провозглашена новая реформа образования. Интеграция Туркменистана в систему международных экономических отношений, индустриализация страны потребовали от руководства страны обеспечения всех сегментов экономики специалистами высокой квалификации. Сфера образования стала важнейшим приоритетом государственной политики, сферой интеграции общенациональных интересов и интересов каждого гражданина.

В настоящее время система образования Туркменистана включает [4]:

• дошкольное образование;

• общее среднее образование;

• профессиональное образование.

Дошкольное образование в республике осуществляется в семьях, детских дошкольных учреждениях во взаимодействии с родителями. На семью возложена ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, приобщение ее к национальным традициям и общечеловеческим духовным и культурным ценностям. Государство содействует воспитанию и образованию детей, создает условия для изучения ими туркменского, английского и русского языков в дошкольных образовательных учреждениях, гарантируя им финансовую и материальную помощь.

В системе общего среднего образования в соответствии с Указом «Об улучшении системы образования Туркменистана» с 1 сентября 2007/08 учебного года был восста-

86 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4

Развитие системы образования в республике Туркменистан

новлен 10-летний срок обучения. Начиная с 2013—2014 учебного года, было введено двенадцатилетнее общее среднее образование [3]. Переход в средних школах республики на двенадцатилетнее обучение осуществляется с целью дальнейшего совершенствования деятельности общеобразовательных средних школ и обеспечения соответствия качества предоставляемых в них образовательных услуг мировому уровню.

Дети теперь поступают в школу в шестилетием возрасте. Начальное образование осуществляется с 1 по 4 классы, базовым средним образованием будут охвачены школьники 5—10 классов. В дальнейшем, на завершающем этапе, для получения аттестата об общем среднем образовании обучающимся будет предоставлена возможность продолжить учебу в 11—12 классах средней школы с правом выбора интересующего их профиля, либо в начальных и средних профессиональных учебных заведениях [3].

Дети шести и семи лет обучаются раздельно. Из-за возрастных особенностей для этих детей сформированы раздельные классы.

Профильное обучение в средних школах, в том числе в специализированных, а также школах-интернатах, предусматривает углубленное изучение таких дисциплин, как естественные науки (химия, биология); точные науки (математика, физика); гуманитарно-социальные знания (история, обществоведение, языки).

При этом в школьную программу запланировано ввести новые предметы, в частности, такие, как культурное наследие Туркменистана, основы экономики, экология, мировая культура, информационно-коммуникационные и инновационные технологии, моделирование и графика. Намечено увеличить количество часов, отводимых на обучение информатике, иностранным языкам, обществоведению, а также на получение школьниками трудовых навыков [3].

Переход на двенадцатилетнее среднее образование определяет необходимость увеличения численности педагогов.

Были также построены современные здания для разных типов учебных заведений в столице и регионах с тем, чтобы сеть учебных заведений могла принимать растущее число обучающихся. Так, в 2012 г. было объ-

явлено об открытии 114 новых школ не только в городах, но и в более отдаленных местах. В настоящее время в стране функционирует 1761 школа. Туркменские власти намерены существенно увеличить в школах количество классов, а также численность педагогов. Оценочное количество учащихся всех средних школ страны в 2013—2014 учебном году составляет 967 500 человек, а предусмотренных мест 992 300, то есть больше, чем необходимо [5].

В последние годы была улучшена материально-техническая база учебных заведений, которые были оснащены компьютерами, ноутбуками или интерактивными досками. Однако распределение оборудования часто происходит со значительной долей избирательности: во многих школах не хватает оснащения, и большинство из них совсем не получают никакого оборудования. Кроме того, работники школ еще не имеют достаточной подготовки в целом в сфере информационных технологий, и особенно в работе с учебным программным обеспечением и оборудованием. В регионах не везде есть доступ в Интернет и, что еще важнее, существует дефицит электроэнергии, что делает наличие информационных технологий бесполезным.

Школьные учебники являются постоянной проблемой туркменского образования. Тем не менее, некоторое улучшение наблюдается с 2007 г., и каждый год издаются новые учебники, по крайней мере, частично охватывающие школьные программы. Сегодня государству необходимо обеспечить полные комплекты учебников по каждому предмету.

Согласно Закону Туркменистана от 15 августа 2009 г. № 51-IV «Об образовании» к профессиональному образованию и обучению относятся:

• начальное профессиональное образование;

• среднее профессиональное образование;

• повышение квалификации и переподготовка кадров (непрерывное обучение);

• высшее профессиональное образование;

• обучение предпринимательству.

В соответствии с этим функционирующая в Туркменистане система профессионального образования включает три типа учебных заведений: начальные, средние и высшие профессиональные школы.

87

ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Более половины из общего числа обучаются в начальных (базовых) профессиональных школах, свыше трети — в высших учебных заведениях. Доля девушек/женщин, обучающихся в средних профшколах, выше, чем юношей/мужчин (рис. 1) [7].

Обучение в учреждениях начального профессионального образования проводится как по очной, так и очно-заочной (вечерней) формам обучения. В Туркменистане есть 127 учебных заведений и центров обучения, которые подчиняются соответствующим отраслевым министерствам и ведомствам. Эти учебные заведения размещены во всех регионах страны и поэтому доступ к этому уровню образования высокий.

К концу 2009 г. в начальных профессиональных школах обучалось 69 736 учащихся, в том числе 48 398 мужчин и 21 338 женщин. 65 из 131 учебного заведения начального профессионального образования подчиняются соответствующим отраслевым министерствам [8].

Эти учебные заведения расположены во всех регионах страны. Как правило, они не финансируются из государственного бюджета, за обучение платят студенты либо предприятия, которые подают заявку на профессиональную подготовку. По данным Министерства образования, учебные заведения предоставляют обучение по 268 специальностям на данном уровне. Большая часть программ охватывает такие пользующиеся спросом специальности, как бухгалтерия,

секретарское дело, но также есть и специализированные программы в области сельского хозяйства, текстильной промышленности, строительства, энергетики, экономики. Период обучения — от 3 до 18 месяцев. Недавно Министерством образования было принято решение, что минимальный срок обучения на данном уровне должен составлять 1 год.

По сравнению с другими странами, профессиональное обучение в Туркменистане предоставляется по узким специальностям, и только в отдельных случаях студенты также изучают предметы, которые входят в программу общего среднего образования или другие предметы, которые позволяют сформировать их личностные характеристики или ключевые компетенции. Из-за узкой специализации выпускники учебных заведений начального профессионального образования не обладают достаточной мобильностью на рынке труда и достаточными навыками для продолжения обучения. Министерства, ведомства, а также хякимлики (городские органы власти) велаятов (административных единиц республики) и г. Ашхабада самостоятельно определяют квоты по подготовке кадров по необходимым им специальностям. Ежегодно в средствах массовой информации размещаются перечни профессиональных школ, а также сроки и правила приема документов по специальностям, по которым будет осуществляться набор слушателей. В настоящее время начальные и средние профессиональные школы в сво-

Рис. 1. Распределение числа обучающихся по типу профессиональных школ и гендерному признаку в Туркменистане, %

88 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4

Развитие системы образования в республике Туркменистан

ем большинстве находятся в непосредственном подчинении у министерств и ведомств, а также у хякимликов велаятов и г. Ашхабада. Эти же структуры осуществляют анализ спроса по специальностям от секторов экономики, по конкретным предприятиям.

Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку на базе общего среднего образования специалистов среднего звена для соответствующих отраслей экономики, принимая во внимание потребности личности в получении и углублении профессионального образования.

Среднее профессиональное образование может быть получено в учреждениях среднего профессионального образования различного вида (колледж, средняя профессиональная школа и другие) и учреждениях высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий (таблица 1).

Обучение в учреждениях среднего профессионального образования проводится по очной системе обучения.

Среднее профессиональное образование в этих учебных заведениях можно получить по ряду специальностей: медицина, педагогика (дошкольное и начальное среднее образование), музыка, банковское дело, торговля, авиация (подготовка пилотов). Частично эти учебные заведения финансируются из государственного бюджета, частично — за счет платных услуг. В связи с тем, что эти учебные заведения подчиняются различным

министерствам, в том числе Министерству образования, образовательные маршруты не очерчены четко, и существуют очевидные пробелы в изучаемых предметах, особенно на среднем и после-среднем уровне. С целью гармонизации профессиональных и образовательных маршрутов вертикально и горизонтально необходимо проанализировать структуру спроса, чтобы можно было планировать количество выпуска в соответствии с потребностями рынка труда. Этот анализ также необходим для улучшения качества и соответствия профессиональных квалификаций выпускников профессиональных учреждений потребностям рынка труда.

С целью улучшения координации деятельности учебных заведений профессионального образования между различными министерствами в феврале 2009 г. в Министерстве образования был восстановлен департамент профессионального образования.

В то время как начальные профессиональные школы представлены во всех областях страны, большая часть средних профессиональных учебных заведений находится в Ашхабаде. Кроме отраслевых министерств, часть средних профессиональных школ также подчиняется хякимликам, городским органам власти.

В Туркменистане менее доступно получение высшего образования, что связано не столько с физическим доступом, так как подавляющее большинство высших учебных заведений также размещено в столице —

Таблица 1

Численность обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях [5]

Число самостоятельных учебных заведений Принято Обучаются

Всего Женщины Всего Женщины Обучаются платно

Туркменистан 18 1715 1224 4 024 2757 678

Ашхабад 7 926 636 20 898 1343 6780

Ахалский велаят 1 40 13 80 26 0

Балканский велаят 2 86 45 213 144 0

Дашогузский велаят 3 270 206 641 457 0

Лебапский велаят 2 89 67 287 195 0

Марыйский велаят 3 305 257 714 592 0

89

ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Ашхабаде, сколько с косвенными ограничениями (ограниченное число мест при приеме в вузы, повышенный спрос на отдельные специальности и т. д.).

Срок обучения в высших учебных заведениях составляет 5 лет, а в медицинских институтах и на некоторых факультетах, связанных с искусством, — до 6 лет. Выпускники имеют возможность подавать документы в приемные комиссии высших школ без наличия обязательного двухлетнего трудового стажа [1].

По гендерному признаку 36% процентов студентов вузов составляют женщины и 64% — мужчины. По отраслевой специализации среди обучающихся в вузах женщины превалируют только в здравоохранении (61%). Свыше 40% — удельный вес женщин среди студентов, обучающихся по таким специальностям, как просвещение (44%), искусство и кинематография (45%), экономика (43%). По многим специальностям в вузах обучается больше мужчин особенно в области права (85%) [7]. Хотя такие специальности, как транспорт, многие отрасли промышленности на практике традиционно считаются «мужскими».

Число студентов, согласно официальным источникам, стало неуклонно расти (рис. 2) [2].

Государственные высшие учебные заведения разделены на несколько групп: университеты, академии, институты, консерватории, вузы Минобороны, МВД и МНБ Туркменистана.

Одним из значимых государственных вузов республики является Академия государственной службы при Президенте Туркменистана, созданная согласно Указу Президента Туркменистана от 12 сентября 2008 г. в целях совершенствования научной и методической базы государственного управления, а также создания целостной национальной системы подготовки государственных служащих и повышения их профессионального уровня. Названным документом установлено, что двухгодичная учеба в Академии приравнивается ко второму высшему образованию. При этом Академии разрешено в установленном порядке приглашать опытных преподавателей и специалистов из-за рубежа. Слушателям предоставляются углубленные научно-практические знания в области права, экономики, управления, госрегулирования, информационных технологий, компьютерной грамотности, культуры, психологии управления и другие. В течение пяти лет существования Академии в ней прошли обучение и повысили профессиональный уровень свыше 800 государственных служащих: от глав местного самоуправления — арчинов, до руководителей министерств и ведомств [3].

До настоящего времени в Туркменистане действовали только государственные высшие учебные заведения. Создание частных университетов, запланированное на 2013— 14 гг., сможет привнести необходимый элемент конкуренции на этот рынок и привлечь

7000

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рис. 2. Численность студентов, поступивших в университеты Туркменистана, человек

90 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4

Развитие системы образования в республике Туркменистан

высококвалифицированных преподавате -лей из Туркменистана и из-за рубежа, а также даст молодому поколению страны возможность получения качественного образования.

Положительной тенденцией является и то, что в настоящее время юноши и девушки Туркменистана имеют возможность обучаться не только в своей стране, но и в ведущих высших школах мира. В 2011 г. официальная статистика зарегистрировала около 2000 студентов, выезжающих на учебу за рубеж с государственной поддержкой [2]. Есть и другие, которые в состоянии обучаться за рубежом на собственные средства. Специалистов для нефтегазовой отрасли, являющейся стратегической для республики, готовят такие крупнейшие российские вузы, как Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Тюменский университет нефти и газа, Уфимский государственный нефте-технический университет, Казанский государственный технологический университет, Российский государственный технологический университет (МАТИ), Московский государственный горный университет, Волгоградский технический университет. При этом российской стороной было выделено более ста стипендий на их обучение.

Будущих специалистов в области информационных технологий, сельского хозяйства, туризма и сервиса, архитектуры и строительства, медицины и спорта, экономики и финансов, морского судоходства и рыболовства, а также десятков других профессий подготовят в вузах Москвы и Санкт-Петербурга, Ульяновска и Воронежа, Белгорода и Иркутска, Ярославля, Казани и Астрахани. Юноши и девушки Туркменистана обучаются также и других странах мира, в частности в Турции, Беларуси, Украине, Кыргызстане и т. д.

Многие студенты обучаются при спонсорской поддержке ряда заинтересованных отраслевых ведомств и предприятий Туркменистана, которые гарантируют им после окончания вуза предоставление рабочих мест.

Заинтересованность в подготовке национальных кадров для Туркменистана выразили также многие крупные зарубежные компании, работающие в Туркменистане: «Комацу» (Япония), «Мерхав» (Израиль),

«Винтерсхалл» (Германия), «Петронас» (Малайзия) и др. [1].

Таким образом, в Туркменистане в последние годы активизировались реформы в системе профессионального образования, за короткий период увеличился охват молодежи профессиональным обучением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целях дальнейшего совершенствования системы образования необходимо создать новые учебные заведения по подготовке педагогов, повысить престиж педагогической профессии, улучшить их профессиональную подготовку, увеличить их заработную плату. Возможно, улучшить ситуацию могло бы временное привлечение иностранных ученых и преподавателей в туркменские вузы.

В последние несколько лет система образования в Туркменистане претерпела значительные изменения и сдвиги, что привело к неоднозначным результатам. Расширение объема школьного и высшего образования и увеличение числа студентов в университетах как внутри страны, так и за рубежом означает серьезный сдвиг от политики первого президента. Статистика показывает, что число студентов высших учебных заведений составляет около 24 тыс. человек, и 10—15 тыс. человек обучаются за рубежом. Эта цифра почти достигает аналогичного показателя в конце советского периода в конце 1980-х гг., когда в университетах Туркменской ССР училось более 40 тыс. студентов [2].

Перед национальной сферой образования Туркменистана сегодня стоит задача создания благоприятных условий для дальнейшей модернизации и выхода на уровень современных требований мировых образовательных стандартов. Дальнейшие преобразования системы образования республики станут надежным фундаментом для гармоничного и всестороннего воспитания и обучения молодого поколения туркменистанцев в лучших традициях педагогики и передового мирового опыта в области образования. Успешное решение поставленных задач станет еще одним важным шагом на пути к качественной модернизации всех отраслей национальной экономики и науки, и, как следствие, успешной интеграции Туркменистана в систему международных экономических отношений.

91

ЗАРУБЕЖНЫЕ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Литература

1. Первые шаги реформы Туркменского образования // Международный журнал «Туркменистан». 2007., № 9-10 (30-31).

2. С. Горак. Реформы образования в Туркменистане: благие намерения, слабое содержание? URL: http:// www.fergananews.com/articles/7907 (дата обращения: 25.03.2014).

3. Электронная газета «Туркменистан: золотой век». URL: http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=5941 (дата обращения: 01.04.2014).

4. Коррадини М., Дергунова И. Туркменистан. Обзор профессионального образования и обучения и рынка труда. Европейский фонд образования /ЕФО/ Май 2012 г.

5. Радио Озоди [Radio Ozodi]. URL: http://rus.ozodi.org/content/article/24922321.html (дата обращения:

25.01.2014) .

6. Официальный сайт Министерства Иностранных Дел Туркменистана [The official website of the Ministry of Foreign Affairs of Turkmenistan]. URL: http://mfa.gov.tm/ru/turkmenistan-ru/genral (дата обращения:

25.01.2014) .

7. Амманиязова Л. Человеческий капитал в Туркменистане: состояние и прогнозы. Совместный проект фонда «Наследие Евразии», Департамента информации и печати МИД России и Третьего Департамента стран СНГ МИД России. http://www.fundeh.org/files/projects/elements/80/amanniyazova.pdf (дата обращения: 27.01.2014).

8. Коррадини М., Дергунова И. Туркменистан — обзор системы профессионального образования и обучения и рынка труда, ЕФО, май 2012 г. http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf/0/FD47BD45ED215CF3 C1257A720056B93B/$file/Turkmenistan%20VET%20&%20labour%20market_RU.pdf (дата обращения:

27.01.2014) .

THE DEVELOPMENT OF THE EDUCATION SYSTEM IN THE REPUBLIC OF TURKMENISTAN

Litvinova Elena Vladimirovna, Ph.D. (Candidate of Sciences) in Economics,

Associate Professor of the Department of personnel management and the state and municipal management, litvinova.alena@mail.ru, Russian State University of Tourism and Service,

Moscow, Russian Federation

The article describes the system of education in the republic of Turkmenistan, the stages of its reform undertaken in the past decade and problems arising from the changes in the first years of the country’s independence. Particular attention is paid to such issues as decreased time of training, unsatisfactory volumes of subjects, teachers dismissal as a consequence, the transition from five to two-year training in higher education institutions, bringing students to harvest cotton during the school year, weak material and technical base of educational institutions, lack of equipment, lack of complete sets of textbooks, etc.

The article presents the main indicators of the state and development of the education system at the moment. Considered in detail are the system of primary, secondary and higher education, their specific features. Particular attention is paid to the importance of establishing private universities in the country as a necessary element of competition in the education market and to attract highly qualified teachers from Turkmenistan and from abroad. The author identifies the need to analyze the structure of demand for labor, in order to plan the number of graduates of vocational education institutions in accordance with the needs of the labor market. The author highlights the essence of the reforms in education in the country at the present stage. The article stresses the need for further modernization of the contemporary system of education in Turkmenistan to ensure all segments of the economy are supplied with highly qualified specialists and, as a result, successful integration into the system of international economic relations is taking place.

Keywords: education, public policy, reform, priority

92 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4

References

1. Pervye shagi reformy Turkmenskogo obrazovaniia [The first steps of the reform of Turkmen Education] // Mezhdunarodnyi zhurnal «Turkmenistan». 2007., № 9—10 (30—31).

2. Gorak S. Reformy obrazovaniia v Turkmenistane: blagie namereniia, slaboe so-derzhanie? [Education reforms in Turkmenistan: good intentions, poor content?] URL: http://www.fergananews.com/articles/7907 (data obrashcheniia: 25.03.2014).

3. Elektronnaia gazeta «Turkmenistan: zolotoi vek» [Electronic newspaper "Turkmenistan: the golden age"]. URL: http://www.turkmenistan.gov.tm/?id=5941 (Accessed on 01.04.2014).

4. Korradini M, Dergunova I. Turkmenistan. Obzor professional'nogo obrazovaniia i obucheniia i rynka truda [Turkmenistan. Review of vocational education and training and the labor market]. Evropeiskii fond obrazovaniia /EFO/ Mai 2012 g.

5. Radio Ozodi [Radio Ozodi]. URL: http://rus.ozodi.org/content/article/24922321.html (Accessed on

25.01.2014).

6. Ofitsial'nyi sait Ministerstva Inostrannykh Del Turkmenistana [The official website of the Ministry of Foreign Affairs of Turkmenistan]. URL: http://mfa.gov.tm/ru/turkmenistan-ru/genral (Accessed on 25.01.2014).

7. Ammaniiazova L. Chelovecheskii kapital v Turkmenistane: sostoianie i prognozy [Human capital in Turkmenistan: conditions and forecasts]. Sovmestnyi proekt fonda «Nasledie Evrazii», Departamenta informatsii i pechati MID Rossii i Tret'ego Departamenta stran SNG MID Rossii [The joint project of "Eurasia Heritage", the Press and Information Department of the Ministry of Foreign Affairs of Russia and the Third Department of the CIS countries of the Russian Foreign Ministry]. http://www.fundeh.org/files/projects/elements/80/amanniyazova. pdf (Accessed on 27.01.2014).

8. Korradini M, Dergunova I. Turkmenistan — obzor sistemy professional'no-go obrazovaniia i obucheniia i ryeka truda [Turkmenistan — a review of the system of vocational education and training and labor market], EFO, mai 2012 g. http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf/0/FD47BD45ED215CF3C1257A720056B93B/$file/ Turkmenistan%20VET%20&%20labour%20market_RU.pdf (Accessed on 27.01.2014).

УДК 37 DOI: 10.12737/6480

АНАЛИЗ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА В НОРВЕГИИ

Сахарчук Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук,

декан факультета туризма и гостеприимства, e.sakharchuk2013@yandex.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Настоящая статья представляет собой очередную публикацию результатов исследования зарубежных моделей подготовки кадров для сферы туризма. Все публикации цикла основаны на едином концептуальном представлении профессионального образования в сфере туризма как деятельностной системы, обладающей целеполаганием и инвариантными и вариативными структурными элементами, надсистемными ограничителями, ресурсами и т. п. Сравнительный анализ зарубежных моделей подготовки кадров для туризма позволяет выявлять основные сущностные характеристики структуры и содержания моделей, влияющие на эффективность систем образования, под которой понимается максимальное достижение целей образовательной деятельности для ее субъектов. В целях анализа модели подготовки кадров для сферы туризма Норвегии были применены авторские методики анализа структуры и содержания профессионального образования в сфере туризма, разработанные в целях исследования количественных и качественных параметров образования, в качестве источников информации автором используются как вторичные (аналитические отчеты, статистические данные), так и первичные (результаты опросов и интервью представителей образования, обучающихся; непосредственно педагогическая документация) источники. К результатам исследования норвежской модели подготовки кадров для туризма следует отнести: исследования рамочных условий становления и развития системы подготовки кадров для туризма Норвегии; исследование занятости в сфере туризма Норвегии, имеющей выраженную специ-

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.