Научная статья на тему 'Развитие сельскохозяйственной школы в Симбирской губернии (вторая половина XIX века)'

Развитие сельскохозяйственной школы в Симбирской губернии (вторая половина XIX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
281
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НИЗШИЕ / СРЕДНИЕ И ВЫСШИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ / ЗЕМЛЕМЕРНО-ТАКСАТОРСКИЕ КЛАССЫ / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКАЯ КОЛОНИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ШКОЛЫ СЛЕСАРНОГО / ПЛОТНИЧНОГО / КУЗНЕЧНОГО И ИНЫХ РЕМЕСЕЛ / LOCKSMITH’S / BLACKSMITH’S AND OTHER TRADES / AGRICULTURAL EDUCATION / LOWER / MIDDLE AND HIGHER AGRICULTURAL SCHOOLS / LAND SURVEYER AND TAXATOR CLASSES / AGRICULTURAL PENAL COLONY / AGRICULTURAL SCHOOLS OF CARPENTRY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шубович Валерий Геннадьевич, Петрова Татьяна Николаевна

В статье раскрыт генезис развития сельскохозяйственной школы в Симбирской губернии во второй половине XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL SCHOOL IN THE SIMBIRSK REGION (THE SECOND HALF OF THE 19 TH CENTURY)

The article reveals the genesis of development of agricultural school in the Simbirsk region in the second half of the 19 th century.

Текст научной работы на тему «Развитие сельскохозяйственной школы в Симбирской губернии (вторая половина XIX века)»

УДК 371(09)

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ШКОЛЫ В СИМБИРСКОЙ ГУБЕРНИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА)

DEVELOPMENT OF AGRICULTURAL SCHOOL IN THE SIMBIRSK REGION (THE SECOND HALF OF THE 19th CENTURY)

В. Г. Шубович1, Т. Н. Петрова2

V. G. Shubovich, T. N. Petrova

'ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», г. Ульяновск

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье раскрыт генезис развития сельскохозяйственной школы в Симбирской губернии во второй половине XIX века.

Abstract. The article reveals the genesis of development of agricultural school in the Simbirsk region in the second half of the 19th century.

Ключевые слова: сельскохозяйственное образование, низшие, средние и высшие сельскохозяйственные школы, землемерно-таксаторские классы, воспитательно-исправительная земледельческая колония, сельскохозяйственные школы слесарного, плотничного, кузнечного и иных ремесел.

Keywords: agricultural education, lower, middle and higher agricultural schools, land surveyer and taxator classes, agricultural penal colony, agricultural schools of carpentry, locksmith's, blacksmith's and other trades.

Актуальность исследуемой проблемы. Одной из актуальных проблем в историко-педагогической науке является исследование особенностей развития сельскохозяйственного образования, которое в дореволюционной России формировалось на базе средних землемерных училищ и начальных землемерно-таксаторских классов.

Материал и методика исследований. Для решения проблемы исследования авторами были использованы архивные материалы и исторические документы. Методологической основой исследования являются проблемно-исторический и формационный подходы, работа основана на принципах историзма, объективности и описательности, систематизации и типизации историко-педагогических явлений.

Сложность исследуемой проблемы обусловила необходимость применения общенаучных, специально-исторических и системно-структурных методов: анализа и синтеза, обобщения и систематизации документов, описания, реконструктивного моделирования и др.

Результаты исследований и их обсуждение. Сельскохозяйственное образование в России формировалось в средних (землемерных училищах) и начальных (землемерно-таксаторских классах, низших сельскохозяйственных школах) учебных заведениях. Из 14 землемерных училищ, созданных в стране до 1913 г., одно было открыто в 1879 г. в г. Симбирске с целью подготовки техников для выполнения землемерных и межевых работ, для проведения таксационных исследований. Теоретическая часть обучения состояла из дублирующих дисциплины училища общеобразовательных (Закона Божьего, алгебры, русского языка, геометрии, тригонометрии, физики, рисования, космографии) и специальных (законоведения, геодезии, почвоведения, изучения межевых законов, растениеводства, сельскохозяйственной таксации и т. д.) предметов. Выпускникам училища присваивали звание землемера-таксатора. Следует отметить, что указанные выше учебные заведения пользовались повышенным интересом среди молодежи [13, 89-95].

Обучение специальностям сельскохозяйственной направленности проходило в зем-лемерно-таксаторских классах, которые были открыты в 1859 г. при Симбирской мужской гимназии, а срок обучения в них составлял два года. Это были первые сельскохозяйственные учебные заведения, в которые принимали юношей в пятнадцатилетнем возрасте, располагавших знаниями в объеме курса уездного училища и успешно сдавших вступительные экзамены. В классах преподавались специальные предметы, а также ежегодно в летний период (три месяца) проводились полевые практические занятия.

В конце XIX - начале XX в. с переходом экономики на новые капиталистические отношения повысился спрос на квалифицированные кадры, именно поэтому в Симбирской губернии начали открываться низшие сельскохозяйственные школы (НСШ), которые давали крестьянам базовые знания организации и ведения сельского хозяйства (садоводства, скотоводства, огородничества и пчеловодства) и основы знаний слесарного, кузнечного и плотничного ремесел. На трехлетнее обучение в НСШ принимались молодые люди, достигшие 14 лет, с двуклассным образованием, полученным в сельском училище [13, 91]. В НСШ организовывались и проводились четыре вида занятий: теоретические - по общеобразовательным и специальным предметам (русскому языку, православному вероучению, Закону Божьему, арифметике и черчению, геометрии, физике, истории, зоологии, химии, земледелию, скотоводству и др.); практические - по сельскому хозяйству; учебно-демонстративные и ремесленные. Практические занятия занимали до 50 % учебного времени и проводились после теоретических курсов, т. е. после 15 апреля.

Волна земельных переделов в рамках предстоящей отмены крепостного права способствовала в 1858 г. возникновению первых сельскохозяйственных школ. Так, по распоряжению Департамента уделов при Симбирской землемерной партии для обучения земельному делу было создано училище сельских мерщиков, которое готовило специалистов для Симбирского, Сызранского, Алатырского, Саратовского и Самарского удельных имений. На начало 1861 г. в данном училище обучалось 62 мерщика, они в летнее время проходили полевую практику, учились взвешивать на весах, чертить абрисы с натуры, мерить линии, знакомились с приемами работы с инструментами [1], [2], [3].

Учащиеся были разделены на три класса - старший, средний и низший. В первой половине дня они занимались черчением и один раз в неделю упражнялись в красивом почерке и вырисовке букв разных шрифтов. В послеобеденное время по два часа учились арифметике, геометрии, геодезии и правильному письму. В старшем классе, кроме названных предметов, преподавались основные правила оценки земель и лесоустройства.

В «Отчете о состоянии Симбирского удельного имения за 1860 год» управляющий конторой положительно отзывался об училище: «Школа мерщиков... находится в весьма удовлетворительном состоянии в отношении научном, нравственном и хозяйственном благодаря особой заботливости о ней заведующего Симбирскою землемерною партией Иванова. Достаточным основанием к такому мнению о состоянии школы служит то, что она, будучи открыта с половины 1858 года, образовала уже двух отличных мерщиков (Рогачева и Потапова) и подготовила 25 таких учеников, которые с надеждою на успех могут приступить к самостоятельным полевым работам в предстоящее лето и из которых 6 уже работали таким образом, и с отличным успехом, в лето 1860 года». К концу 1861 г. в школе мерщиков училось уже 68 человек [3].

После реформы, когда состоялось освобождение крестьян от крепостной зависимости, возникла большая необходимость в подготовленных специалистах-землемерах для размежевания земель между помещиками и крестьянами. В дореволюционный период делом сельскохозяйственного образования занимались преимущественно государственные органы (под руководством Департамента земледелия), затем - земские управы, кооперативные организации и отдельные крупные помещики. Сеть средних и низших сельскохозяйственных учебных заведений в дореволюционной России развивалась крайне медленно. Земледельческие училища, низшие сельскохозяйственные школы и курсы в несколько большем числе стали создаваться лишь после крестьянской реформы 1861 г. [10, 193].

В средних сельскохозяйственных училищах обучались агрономы, землеустроители, ветеринарные врачи, лесоводы и геодезисты, а в низших сельскохозяйственных училищах и школах - техники и младшие специалисты (полеводы, садоводы, коневоды, ветеринарные фельдшеры и др.). На краткосрочных сельскохозяйственных курсах готовились контрольные ассистенты по животноводству, младшие ветеринарные фельдшеры, земле-учетчики, лесники, работники лесоохраны, пчеловоды, мастера по мелиорации и др. Несмотря на ограниченную сеть учебных заведений, сельскохозяйственное образование в России играло прогрессивную роль как в области развития отечественной сельскохозяйственной науки, так и в деле подготовки специалистов данной отрасли. В этом отношении особо важную работу провели выдающиеся научные деятели - профессора высших учебных заведений Д. И. Менделеев, А. В. Советов, К. А. Тимирязев, П. А. Костычев, В. В. Докучаев, А. Н. Энгельгардт, И. А. Стебут, В. Р. Вильямс, П. С. Коссович, Д. Н. Прянишников, Н. П. Чирвинский, Е. А. Богданов, М. Ф. Иванов, П. Н. Кулешов и др. (в Петербурге и Голицынские курсы в Москве), которые в течение многих лет преподавали на этих курсах специальные дисциплины.

Осенью 1860 г. Государственный совет решил организовать при Симбирской мужской гимназии землемерно-таксаторские классы, которые готовили таксаторов, сельских мерщиков и чертежников. Учащиеся в этих классах овладевали умениями составлять карты имений, планировать участки, межевать земли [14, 425].

В землемерно-таксаторские классы принимались лица всех сословий и национальностей не моложе 15 лет со свидетельством об окончании 4-х классов гимназии или по экзамену. Продолжительность обучения составляла два года, кроме того, учащиеся в течение двух месяцев должны были проходить практику на полях. Здесь изучали топографию, нивелировку, черчение, иллюминовку, подписывание и накладку планов, планиметрию, таксацию, естественные науки и межевые законы. Все выпускники, получившие свидетельства, в течение двух лет обязаны были стажироваться в качестве межевых учеников под руководством опытных мерщиков [10, 193-197].

В 1861 г. в Симбирских землемерно-таксаторских классах обучалось 34 ученика, в 1862 г. - 23, в 1863 г. - 20. На содержание классов отпускалось по 5000 рублей в год. Все расходы, связанные с содержанием и обучением в них детей, ложились на плечи родителей, крестьян, в виде особой повинности - по 6 копеек в год с души [8, 18-20; 24-25].

Среди выпускников Симбирских землемерно-таксаторских классов был и Иван Яковлевич Яковлев, который впоследствии стал великим просветителем чувашского народа, автором национального алфавита и букваря. В апреле 1864 г. он успешно закончил эти классы, получил свидетельство на звание частного землемера и таксатора, проявил себя весьма даровитым стажером. И. Я. Яковлев вместо двух лет практиковался всего лишь несколько месяцев: в губернии не хватало кадров, поэтому наиболее способных выпускников досрочно переводили в мерщики. 16 мая 1864 г. он был утвержден Департаментом уделов в звании сельского мерщика с жалованьем 120 рублей в год и направлен в Сызрань. В 1866 г. был переведен в Алатырскую удельную контору, а в 1867 г. сдал экзамен за IV класс и поступил в V класс Симбирской мужской гимназии [10].

В России землемерно-таксаторских классов было около 40 с общим числом учеников не более 50 человек в каждом. В ходе реформы 1861 г. по мере окончания землемер-но-таксаторских работ по губерниям эти классы в течение 15 лет, с 1864 по 1879 г., закрывались [7], [12].

Некоторые школы, в частности сельскохозяйственные, открывались с целью исправления людей, оказавшихся в поле зрения полиции за те или иные правонарушения. Так, в Симбирской губернии при активном участии местной полиции, с санкции Министерства внутренних дел (МВД) Российской империи была создана воспитательно-исправительная земледельческая колония, открытая 30 августа 1879 г. на средства Общества земледельческих колоний и ремесленных приютов. Возраст воспитанников составлял от 10 до 18 лет. Знаний при поступлении не требовалось, так как в колонию направлялись по судебным приговорам. Количество воспитанников было не более 60 человек. Они занимались обработкой земли, также имелся сад в 30 десятин. Была сапожная мастерская, в которой ученики шили обувь для колонистов.

В воспитательно-исправительной земледельческой колонии изучались следующие предметы: Закон Божий, чтение, письмо, грамматика, арифметика, география, пение, земледелие, садоводство, огородничество, столярное и сапожное ремесло. Поскольку срок пребывания многих колонистов был короток, то и знания они получали недостаточные, поэтому каких-либо прав или аттестатов ученикам при выходе из колонии не выдавалось [6].

Позднее, 1 марта 1893 г., при Симбирском исправительном приюте для несовершеннолетних была открыта школа садоводства и огородничества II разряда с однолетним подготовительным классом. В печатном труде В. В. Пашкевича «Полеводство в Симбир-

ской губернии. Выпуск VII за 1904 год» отмечается, что сад «...Симбирского исправительного приюта для несовершеннолетних (бывший сад Карташева) - самый крупный во всем городе: он имеет размер в 30 десятин, из коих 10 десятин расположены на верхнем плато березовой гряды, а около 26 десятин - по крутым берегам Волги, обращенным к Востоку» [10, 185-186].

В 1890 г. Симбирская городская дума постановила открыть городскую школу садоводства, предоставив для устройства питомника принадлежащий городу «Обрезков сад». Еще в 1885 г. гордума обратила внимание на то, что жители заволжских слобод, имея значительные огороды, распахивают их исключительно под овощи, садоводство же в слободах хотя и существует, но основано на самых примитивных началах, а хмелеводство и вовсе отсутствует [9, 166].

Существовали и низшие сельскохозяйственные школы I разряда, к ним, например, относилась Симбирская низшая школа, открытая 8 октября 1896 г. при ферме, принадлежащей Симбирскому обществу сельского хозяйства, вблизи села Вырыпаевки. Участок, занимаемый фермой, был расположен на берегу реки Свияги. Вопрос об открытии в губернии низшей сельскохозяйственной школы неоднократно возникал еще в период 18781890 гг. Она должна была принести пользу как крупному, так и среднему землевладению, а также и крестьянскому населению, давая теоретически и практически подготовленных работников по сельскому хозяйству и его отраслям [4].

Цель школы, определенная ее Уставом, заключалась в распространении «в народе» преимущественно путем практических занятий основных понятий по сельскому хозяйству, садоводству, огородничеству и пчеловодству, а также ремеслам: слесарно-кузнечному и столярно-плотничному [12].

Возраст поступающих в подготовительный класс - не менее 13 лет. От них требуется знание общеобразовательных предметов в объеме курса одноклассных сельских училищ, а от поступающих в 1-й специальный класс - сельских двухклассных училищ. Плата за право учения и полное содержание в год составляла 60 рублей. Ученики пользовались помещением и питанием.

Питание учащихся было весьма простое, даже скудное. Мясо выдавалось только по праздникам. Вот примерное меню на неделю: понедельник - щи да каша; вторник - картофельный суп и каша; среда - горох или лапша и каша; четверг - горох и картофель жареный; пятница - щи, каша; суббота - горох и каша; воскресенье - пирог, картофельный суп и каша.

Кроме этого, утром и вечером, а иногда и в обед ученикам давался чай. Такое питание, без мяса, по мнению земской управы, «будет вполне достойным, и стол их не будет однообразным. Это питание стоило в будние дни 9,1 копейки, в праздничные дни -19,62 копейки на одного ученика» [10].

В год открытия школы было принято только 26 учеников. Но затем, с 26 октября 1897 г., помещение школы было расширено, надлежащим образом обставлено, классы и квартиры преподавателей размещены в особых, вновь выстроенных зданиях, следовательно, число учащихся тоже увеличилось.

Симбирская низшая школа считалась первой сельскохозяйственной ремесленной школой. Ее управляющим с августа 1899 г. был Матвей Федорович Одиноков; законоучителем - священник церкви села Вырыпаевки Александр Иванович Аронов; преподавателем садоводства и других специальных предметов - Вадим Васильевич Соколов. По-

мимо перечисленных должностей при школе имелись: фельдшер; слесарь-кузнец, который зимой заведовал слесаро-кузнечным мастерством, а летом исполнял обязанности мастера при складе земледельческих машин и орудий, кроме того, он занимался ремонтом машин; заведующий столярно-плотничной мастерской; конторщик; еще 13 человек, в том числе 7 постоянных рабочих [11], [12], [15].

В школе изучались такие предметы, как Закон Божий, законоведение, география, счетоводство, животноводство, скотоврачевание, пение, земледелие, естественная история, геометрия, садоводство и огородничество, пчеловодство. Приготовительный класс давал подготовку по русскому языку, арифметике, чистописанию, истории, естественным наукам, черчению.

Практические занятия делились на сельскохозяйственные, ремесленные, учебно-практические и дежурства. Как летний, так и зимний рабочий день (включая классные занятия) длился 10 часов.

В 1908 г. учащиеся вместе с педагогами-наставниками провели следующие работы:

- по полеводству: обработка 12,5 десятин - пахали, бороновали землю, распределяли навоз в борозды, заделывали навоз; экстирпировали; посев ржи - 9,5 десятин: сеяли вручную разброской и рядовой сеялкой, запахивали семена, сгребали и возили колосья, складывали снопы, молотили, веяли, убирали зерно и солому; работы с картофелем -11,5 десятин: пахали с осени, резали и сажали семенной картофель, заделывали клубни, бороновали, мотыжили, окучивали, выпахивали и убирали картофель для хранения на зиму;

- по огородничеству: пололи, копали на 1-2 штыка, делали грядки, дорожки, сеяли рассаду, рассаживали огородные овощи из парников, мотыжили, пололи, поливали, резали дерн, окучивали корнеплоды и капусту, прореживали огородные овощи, очищали парники, исполняли разные работы в теплице, убирали огородные овощи;

- по саду: проводили все садовые работы. В школе был еще и питомник, в котором высаживали дички, делали дорожки, мотыжили поверхность почвы под дичками, обкладывали их навозом, обрезали, прививали, поливали и выполняли прочие работы;

- по скотоводству: наблюдали и активно участвовали во всех работах по уходу, содержанию и разведению скота [5].

В сельскохозяйственной школе имелись опытные участки, расположенные на общих полях фермы.

Резюме. В дореволюционной России система специального образования состояла из сети сельскохозяйственных школ, ориентированных на частных сельскохозяйственных производителей. Эта система носила локальный характер, и ее развитие строилось в зависимости от предпочтений производителей и сельскохозяйственной конъюнктуры.

Сельскохозяйственные школы слесарного, плотничного, кузнечного и иных ремесел, полагаем, нельзя причислить к производственным, так как они обслуживали в основном потребности отдельных деревенских кустарей, и мы их относим к разряду специальных школ.

К сельскохозяйственным школам следует отнести и всевозможные сельскохозяйственные курсы, на которых обучались контрольные ассистенты по животноводству, младшие ветеринарные фельдшеры, землеучетчики, лесники, работники лесоохраны, пчеловоды, мастера по мелиорации и др.

Кроме того, в Симбирской губернии были и другие сельскохозяйственные учебные заведения, которые открывались с санкции МВД Российской империи, взаимодействовали с местной полицией и назывались воспитательно-исправительными земледельческими колониями.

Итак, во второй половине XIX в. достаточно широкий и развитый спектр учреждений сельскохозяйственной направленности свидетельствует о том, что в Симбирской губернии имелась высокая востребованность в специалистах-профессионалах данного профиля.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). - Ф. 320. - Оп. 1. - Ед. хр. 50.

2. ГАУО. - Ф. 320. - Оп. 1. - Ед. хр. 1219. - Л. 30 об.

3. ГАУО. - Ф. 320. - Оп. 1. - Ед. хр. 1247. - Л. 19., л. 34

4. ГАУО. - Ф. 99. - Оп. 1. - Ед. хр. 1167. - Л. 1-10.

5. ГАУО. - Ф. 99. - Оп. 1. - Д. 262. - Л. 151-152.

6. ГАУО. - Ф. Р-190. - Оп. 1. - Ед. хр. 1483. - Л. 30-31.

7. Картотека музея «Народное образование Симбирской губернии 70-80-х гг. XIX века».

8. Краснов, Н. Г. Иван Яковлевич и его потомки / Н. Г. Краснов. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1998. - 352 с.

9. Красовский, В. Э. Хронологический перечень событий Симбирской губернии. 1372-1901 /

B. Э. Красовский. - Симбирск : Губ. тип., 1901. - 181 с.

10. Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования : систематический сборник исторических сведений о г. Симбирске / П. Л. Мартынов. - Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. -400 с.

11. Отчет по ферме и школам: сельского хозяйства; садоводства; сельскохозяйственных монтеров Симбирского губернского земства за 1912 год / сост. И. М. Орлов. - Симбирск : Б. и., 1913. - 73 с. -(Библиотека ГАУО).

12. Петрова, Т. Н. Открытие первых новокрещенских школ в Среднем Поволжье и их историческое значение / Т. Н. Петрова. - Чебоксары : Новое время, 2012. - 98 с.

13. Шубович, В. Г. Правительственная политика в отношении к ремесленному образованию во второй половине XIX - начале XX в. / В. Г. Шубович // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 2. -

C. 89-95.

14. Энциклопедический словарь : в 86 т. Т. 12 : Жилы - Земпахъ. Репр. воспр. изд. «Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона» / под ред. И. Е. Андреевского. - Петербург : Семеновская Типо-Литографiя (И. А. Ефрона), 1894.

15. Юбилейный сборник 1864-1914 гг. Симбирское губернское земство. - Симбирск : Типография Балакирщикова, 1914. - 213 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.