Научная статья на тему 'Становление сети низших сельскохозяйственных школ в Курской губернии в конце XIX - начале XX века'

Становление сети низших сельскохозяйственных школ в Курской губернии в конце XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
273
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / НИЗШАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ШКОЛА / РЕМЕСЛЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ / ИСТОЧНИКИ / СЕТЬ / ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЫ / ЧАСТНАЯ ИНИЦИАТИВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сорокина Т.А.

В статье рассматривается многофакторный процесс становления и развития сети и формирование системы низших сельскохозяйственных учебных заведений в Курской губернии в конце XIX начале XX в. В статье показано, что развитие буржуазных отношений в аграрной сфере и предпринимательства в сельском хозяйстве, технический прогресс стимулировали землевладельцев и прогрессивных сельских хозяев открывать низшие сельскохозяйственные школы как фактор повышения хозяйственной эффективности и культурно-образовательного уровня сельских жителей губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление сети низших сельскохозяйственных школ в Курской губернии в конце XIX - начале XX века»

УДК 930.1

СТАНОВЛЕНИЕ СЕТИ НИЗШИХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ШКОЛ В КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

© 2019 Т. А. Сорокина

соискатель кафедры истории России e-mail: istor_kgu@mail.ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается многофакторный процесс становления и развития сети и формирование системы низших сельскохозяйственных учебных заведений в Курской губернии в конце XIX - начале XX в. В статье показано, что развитие буржуазных отношений в аграрной сфере и предпринимательства в сельском хозяйстве, технический прогресс стимулировали землевладельцев и прогрессивных сельских хозяев открывать низшие сельскохозяйственные школы как фактор повышения хозяйственной эффективности и культурно-образовательного уровня сельских жителей губернии.

Ключевые слова: историография, низшая сельскохозяйственная школа, ремесленная сельскохозяйственная мастерская, источники, сеть, землевладельцы, частная инициатива

Дореволюционная отечественная историография свидетельствует о том, что в России проблемы сельскохозяйственного образования общегосударственное значение начинают приобретать со второй половины XIX в. С этого времени, по мнению И.Н. Миклашевского, сельскохозяйственное образование стало утрачивать принудительный характер [16, с. 2]. На это обращал внимание и Н.П. Москальский.. «С восшествием на престол Императора Александра II и с освобождением в 1861 г. помещичьих крестьян от крепостной зависимости, а затем и государственных крестьян от попечительства Министерства государственных имуществ, - писал он, - система сельскохозяйственного образования в России совершенно изменилась» [18, c. 368].

В условиях упрочения рыночных отношений это было весьма значимо для развития крестьянского хозяйства в стране. Однако в своём сочинении правительственный агроном Ф. И. Гейдук в 1891 г. отмечал, что «...какого-либо плана размещения этих училищ по Европейской России, очевидно, не существует, а, по-видимому, есть только предположение основать их возможно больше, вследствие этого имеется в настоящее время в некоторых губерниях по две таких школы, между тем как во многих других, хотя и преимущественно земледельческих, не существует пока ни одной» [3, c. 8]. Следовательно, в этот период развитие сети учебных заведений определялось в большей степени частнособственнической инициативой.

В Курской губернии процесс учреждения низших сельскохозяйственных школ стал развиваться как естественная реализация инициативы крупных землевладельцев и предпринимателей, был поддержан земствами, и, начиная с 1883 г., в нём центральное место заняли государственные структуры. Другой особенностью этого процесса стало то, что первое учебное заведение в губернии было учреждено как сельскохозяйственно-ремесленное. Следовательно, развивавшиеся в сельском хозяйстве предпринимательские отношения, повышая его эффективность, стимулировали и развитие процесса промышленной переработки аграрного сырья. Естественно, что для этого требовались специально подготовленные кадры массовых профессий.

Первой низшей сельскохозяйственной школой в Курской губернии стала открытая 1 ноября 1877 г. в селе Шебекино Белгородского уезда Марьинская

сельскохозяйственная школа для рабочих [2, с. 5]. Её в своём имении на основе особого положения о ней учредили Н.А. и А.А. Ребиндеры. Для крестьян это было необычное дело. Недопонимание сущности образования всегда будет сказываться на организации учебной работы.

В 1875 г. братья Ребиндеры обратились к «крестьянам соседних селений отдать в наймы своих детей - мальчиков 13-14-летнего возраста в шебекинскую экономию сроком на 5 лет за установленную плату, на хозяйственном продовольствии и одежде, с тем, что в зимнее время они будут посещать состоящую при имении сельскую народную школу, а по окончанию курса в оной и сельскохозяйственную школу, если таковая будет учреждена» [Там же, с. 1]. В пореформенное время в сельском хозяйстве региона развивался процесс формирования слоя самостоятельных сельских хозяев, работавших на принципах предпринимательства, и, как следствие этого, формировалась прослойка наёмных работников. В новых условиях им требовались специальные сельскохозяйственные и ремесленные знания.

Источники показывают, что Марьинская сельскохозяйственная школа для рабочих начала работать в 1877 г., а не в 1875, как указывается в различных источниках и трудах. В годовом отчёте школы записано: «1 ноября 1877 г. последовало открытие Марьинской сельскохозяйственной школы, куда и поступил 21 человек мальчиков, окончивших курс в Шебекинском сельском народном училище» [Там же, с. 5]. Следовательно, в 1875 г. состоялся первый набор в общеобразовательное сельское народное училище.

До 6 июня 1884 г. «школа содержалась исключительно на средства её учредителей и имела целью «образование сельских рабочих, нарядчиков сельских работ и приказчиков, теоретически и практически подготовленных к лучшим приёмам при производстве сельскохозяйственных работ» [23, с. 23]. В 1875 г. на учёбу в школу было принято 50 учащихся. Однако практика в определённой степени опровергла ожидания учредителей. Дело в том, что 30 учеников первого набора покинули учебное заведение «после того как их одели, пятеро покинули после года обучения из-за замечаний по поводу небрежного отношения к машинам» [2, с. 1]. Несмотря на названные трудности и вопреки ожиданиям, первый выпуск из школы состоялся в определенный срок. В 1880 г. хозяйство Ребиндеров получило 12 подготовленных работников [19, с. 191].

В соответствии с Нормальным Положением о низших сельскохозяйственных школах от 27 декабря 1883 г. 6 июня 1884 г. Марьинская сельскохозяйственная школа для рабочих была реорганизована в Марьинскую низшую сельскохозяйственную школу 1-го разряда. «Школа эта имеет целью, - говорилось в Уставе, - распространение, преимущественно путём практических занятий, основных познаний по сельскому хозяйству вообще, а отчасти и по свеклосахарному и винокуренному производствам, а также в применении к исправлению земледельческих машин и орудий» [7, л. 22]

Второй в Курской губернии стала учреждённая на основе Нормального Положения Кучеровская низшая сельскохозяйственная школа 1 -го разряда имени князя А.И. Васильчикова. Она была учреждена в своём имении «Кучеров хутор» площадью 170 десятин [24, с. 38] на собственные средства земским деятелем и землевладельцем Суджанского уезда К.П. Арнольди. В соответствии с Уставом школа имела «...целью распространения в народе, преимущественно путем практических занятий, основных познаний по сельскому хозяйству вообще, а отчасти по плодоводству, огородничеству и пчеловодству, а также по ремеслам столярному и кузнечному» [29, с. 28].

Анализ источникового материала показывает, что в Курской губернии к 1893 г. полноценно действовали две низшие сельскохозяйственные школы 1-го разряда. В соответствии с Положением 27 декабря 1883 г. в школах 1-го разряда преподавались

следующие предметы: «а) объяснение простейших способов измерения земли;

б) необходимые для земледельца основные сведения из естественных наук;

в) практическое земледелие, с кратким изложением особых частей его (огородничества, садоводства, лесоводства и проч.), свойственных той местности, где школы существуют, а также с указанием вредных для хозяйства животных и способов их истребления; г) скотоводство и простейшие способы скотоврачевания; д) главнейшие законы, относящиеся до крестьянского быта; е) церковное пение». Также законодатель допускал возможность изучения в школах сведений по другим отраслям сельского хозяйства» [20, с. 492-493].

В начале 1893 г. в России насчитывалось 50 низших сельскохозяйственных учебных заведений всех типов [3, с. 7]. К началу 1894 г. в империи действовало 45 общих сельскохозяйственных школ. Из них 8 располагались в Сибири. Следовательно, в 50 губерниях Европейской России было только 36 сельхозшкол. Одна школа работала на Кавказе. Следовательно, на 14 уездов приходилась одна школа. В Черноземье работали 19 и в Нечерноземье 17 низших сельскохозяйственных школ. В Черноземье одна школа приходилась на 11 уездов, в Нечерноземье - на 17 [1, с. 5]. В конце XIX в. в 24 губерниях сельскохозяйственных школ не было. А в Курской губернии уже работали 2 частные низшие сельскохозяйственные школы 1 -го разряда (см.: [2, с. 1; 10, л. 18]). Этот факт подтверждает хозяйственную дальновидность курских землевладельцев и их активность в решении социально-образовательных проблем населения региона.

Рыночные формы хозяйствования, внедряемые в аграрную сферу региона в конце XIX в., активно стимулировали работу земств по развитию низшего сельскохозяйственного образования. Существенно значимыми в деятельности хозяйственных структур, земств, обществ и частных лиц были совещания при Департаменте земледелия, съезды сельских хозяев, прошедшие в 1895 г. (см.: [31; 32]). В результате в Курской губернии за период с 1896 по 1904 г. было учреждено восемь низших сельскохозяйственных учебных заведений: четыре школы садовых рабочих, сельская ремесленная учебная мастерская, школа скотоводства и маслоделия, Кучеровское низшее культур-техническое училище и учебная корзиночная мастерская для кустарей. Их учредителями выступили губернское и уездные земства, частные лица и казна.

В апреле 1896 г. в г. Короче при Корочанчком земском питомнике на средства Министерства земледелия и государственных имуществ и Курского губернского земства открылась Корочанская школа садовых рабочих [5, л. 11]. В этом же году начала работать частная школа садовых рабочих при питомниках М.А. Перроте, бывших И.Н. Гангардта. В 1903 г. в Курской губернии стали работать сразу две школы садовых рабочих: Хлебниковская школа садовых рабочих в имении гг. Хлебниковых «Кинь-Грусть» Щигровского уезда и Теребужская школа садовых рабочих в имении отставного ротмистра К.Ф. Оржельского в с. Теребуж Щигровского уезда. Они открылись на основе Нормального Положения 1883 г., которое устанавливало, что кроме общих сельскохозяйственных школ «...могут быть ... специальные, открываемые для распространения знаний, относящихся до отдельных отраслей сельского хозяйства (как, напр., по садоводству, огородничеству, пчеловодству и т.п.). Те и другие учебные заведения разделяются, соответственно объёму учебного курса, на школы первого и второго разрядов» [20, с. 492]. Вновь открытые школы относились к специальным школам 2-го разряда. В них «предметы и объём преподавания устанавливаются Министерством государственных имуществ, сообразно с той целью, для которой школы сии предназначаются, но, во всяком случае, приближаясь к учебному курсу общих заведений данного рода» [20, с. 493].

Цели школ садоводства определялись в их учредительных документах. В правилах Теребужской школы садоводства устанавливалось, что она «имеет целью преимущественно путём практических занятий и работ подготовлять опытных в деле садоводства и огородничества садовых рабочих и, по возможности, пчеловодов» [6, л. 45]. В ряде практических школ велась общеобразовательная подготовка. Из устава Обоянской практической школы садоводства видно, что «в свободное от практики время с учениками ведутся занятия по обучению чтению, письму и счёту в пределах не свыше курса одноклассных сельских школ, так и по объяснению важнейших явлений природы и сообщению сведений по садоводству, огородничеству и пчеловодству по программам, утверждённым Департаментом земледелия. В общем на эти занятия употребляется приблизительно 10 % всего рабочего времени» [13, л. 7].

В России конца XIX в. активно развивался процесс «насаждения» низших сельскохозяйственных учебных заведений, но фактически отсутствовало планирование этой работы. Вместе с тем Положение о сельских ремесленных учебных мастерских можно считать началом планирования развития сети учебных заведений. В утверждённом 10 марта 1897 г. Положении законодатель установил «учредить в 1897 г., в виде опыта, шесть сельских ремесленных учебных мастерских». Законодатель выделял «на устройство и обзаведение шести казённых сельских ремесленных учебных мастерских не свыше 81. 240 р.» [25, а 109].

В соответствии с планом из шести сельских учебных мастерских, предполагавшихся к учреждению, одну планировалось открыть в Щигровском уезде Курской губернии. Первые казённые мастерские были открыты в 1898 г. Петровская мастерская на 31 ученика открылась в Саратовской губернии, Щигровская (39 учеников) - в Курской, Новосильская (23 ученика) - в Тульской, Будылская (на 26 учеников) -в Харьковской, Екатеринославская (41 ученик) - в Екатеринославской, Черноморская (16 учеников) - в Черноморской губерниях. Стоимость каждой из них равнялась 23 400 рублям [27, л. 304].

Щигровская сельская ремесленная учебная мастерская имела целью «подготовлять для сельского хозяйства рабочих, опытных в уходе за земледельческими машинами и орудиями, в ремонте их и в изготовлении заново орудий и несложных частей названных машин, а также других предметов сельского обихода, для производства коих требуется знание плотнично-столярного и кузнечно-слесарного мастерств» [25, а 110]. Для Курской губернии это был новый тип учебного заведения, подтверждавший устойчивость процесса использования техники и оборудования в аграрной сфере пореформенной губернии.

В целях подготовки кадров, способных вести землеустроительные работы, в Курской губернии в 1899 г. при Кучеровской низшей сельскохозяйственной школе 1 -го разряда на пожертвованном К.П. Арнольди земельном участке с постройками [11, л. 50] были открыты первые в Российской империи культур-технические курсы, реорганизованные в 1911 г. в Кучеровское казённое культур-техническое училище [12, л. 19] Училище имело целью «подготовить молодых людей, в качестве младших техников, для работ сельского инженерного и гидротехнического искусства» [Там же, л. 20].

В Курской губернии прогрессивные сдвиги в земледелии и садоводстве стимулировали развитие животноводства. В с. Коншин Новооскльского уезда открылась Коншинская низшая сельскохозяйственная школа скотоводства и маслоделия 2-го разряда имени Е.Г. Петтеш [15, а 38]. Она стала работать 16 сентября 1901 г. на основании Общего нормального устава для школ молочного хозяйства от 2 августа 1890 г. Ученики практическим путём получали знания «по выращиванию крупного рогатого скота, уходу за ним, оказанию помощи при заболеваниях и по переработке молока в простейшие продукты» [28, а 76].

Из вышеизложенного видно, что за период с ноября 1877 по январь 1900 г. в Курской губернии начали работать две низшие сельскохозяйственные школы 1 -го разряда - Марьинская в Белгородском и Кучеровская в Суджанском уездах и одно ремесленное училище в г. Путивле. Источники показывает, что процесс развития сети низших сельскохозяйственных школ в России шёл медленно и территориально неравномерно. Так, к началу 1894 г. в Новгородской и Бессарабской губерниях действовало по три школы, в Смоленской, Харьковской, Черниговской, Полтавской, Курской и Херсонской - по две, в 18 губерниях - по одной, а в 24 их не было совсем [1, с. 41]. В.А. Бекетов не называет ремесленное училище Маклаковых, по нашему мнению, потому, что оно находилось в ведении Министерства народного просвещения.

Источники показывают, что в период с 1904 по 1907 г. в Курской губернии сеть низших сельскохозяйственных школ не расширялась. Это «затишье» не было связано с революцией 1905-1907 гг. Вступление в силу Положения о сельскохозяйственном образовании от 26 мая 1904 г. показало, что многие из действовавших школ в определённых частях не соответствовали требованиям нового законодательства. Поэтому подготовленные учредительные документы для открытия новых школ следовало привести в соответствие с новым законодательством.

За период с 1907 по 1917 г. в Курской губернии были учреждены и начали работу 12 низших сельскохозяйственных учебных заведений. Техническое переоснащение хозяйственной деятельности стимулировало развитие ремесленного сельскохозяйственного образования. В 1907 г. в слободе Борисовка Грайворонского уезда открылась школа ремесленных учеников [21, с. LXXX], в 1914 г. - низшая ремесленная школа в слободе Велико-Михайловке Путивльского уезда, в 1915 г. -учебно-ремесленная мастерская в селе Суходол Фатежского уезда, мастерская столярного и кузнечного ремёсел при церковно-приходской школе в селе Клепалы Путивльского уезда [22, с. LXXII].

Активно развивались садоводческие школы. В 1908 г. открылась школа садовых рабочих Н.И. Дмитриева в имении Заветном Щигровского уезда [21, с. LXXXIV]. В 1910 г. при Курском детском приюте имени великой княгини Ксении Александровны в г. Курске началось практическое обучение мальчиков садоводству, открылась Обоянская практическая школа садоводства, учрежденная Обоянским уездным земством, около г. Обояни. С 1914 г. стали работать постоянные женские курсы по обучению садоводству при Курском епархиальном училище [15, с.44, 69].

К началу XX в. относится учреждение в Курской губернии низших женских сельскохозяйственных учебных заведений. Они в губернии стали открываться позже, чем в других регионах империи. Их учреждали земства и частные лица. В 1911 г. открылись земские курсы по подготовке мастериц молочного хозяйства в имении В.Л. Аненкова в с. Орлянка Тимского уезда [9, л. 56 об.]. Земское руководство, открывая курсы, исходило из знания реального положения населения и потребностей в кадрах. Это существенно влияло на типологию создаваемых учебных заведений. Поэтому 3 октября 1910 г. уездное земское собрание предложило «устроить шестимесячные курсы для подготовки дешёвых мастериц по молочному хозяйству» [Там же, л. 6], на которые «принимались лица женского пола всех сословий не моложе 16 лет, вполне грамотные». Обучение на курсах было песплатным. Расходы слушательниц на проживание и питание составляли 10-14 рублей за период обучения [Там же, л. 15].

Первым стационарным низшим женским сельскохозяйственным учебным заведением в Курской губернии стала женская практическая школа усадебного хозяйства и домоводства имени Рыловниковых. Её учредила жена статского советника А.Н. Волжина в своём имении «Семеново» Рыльского уезда [15, с. 52]. Школа имела

«целью сообщать местному женскому населению сведения по всем отраслям усадебного хозяйства и домоводства, а также подготовлять мастериц по этим отраслям» [33, а 1].

В начале XX в. в среде сельских хозяев и взрослого населения Курской губернии возрос интерес к сельскохозяйственному образованию. Руководство учебных заведений региона адекватно отреагировало на запросы. Мы уже отмечали, что в 1899 г. при Кучеровской сельскохозяйственной школе 1 -го разряда открылись культур-технические курсы, ставшие в 1911 г. самостоятельным училищем. В этих условиях А.Н. Волжина в мае 1913 г.а писала: «Желая шире распространить земледельческое знание между местным населением, не отрывая его от своих хозяйств, я прошу Департамент земледелия и землеустройства разрешить открыть при моём имении в деревне Семеново народную сельско-хозяйственную школу на основании утверждённого 29- го ноября 1912 года, для чего у меня есть готовое помещение - дом из шести комнат, правда, может быть не приспособленный специально для школы, но если таковая пойдёт хорошо, то я в продолжение пяти лет выстрою новое помещение» [14, л. 10].

В условиях развития низшего сельскохозяйственного образования в Курской губернии зарождались новые способы формирования сети учебных заведений и совершенствовалась их типология. В начале XX в. наиболее передовые сельскохозяйственные школы приобретали более высокий статус сельскохозяйственных училищ. В это время частные лица-учредители школ стали передавать их земствам и казне. Так, в 1914 г. Кучеровская частная сельскохозяйственная школа 1-го разряда стала земским низшим сельскохозяйственным училищем 1-го разряда (см.: [26, а 5]). Это было вызвано тем, что в рыночной повседневности многие землевладельцы не имели возможности содержать учебные заведения, а властные структуры и земства уже имели необходимый опыт данной работы.

В конце XIX - начале XX в. в Курской губернии сформировалась относительно гибкая сеть и система низших сельскохозяйственных учебных заведений. К 1916 г. она состояла из 23 учебных заведения и постоянных курсов. Если учесть, что в Российской империи в это время насчитывалось и работало 395 низших сельскохозяйственных учебных заведений различных ведомств [30, а 185], то учебные заведения Курской губернии составляли 5,8 % от общей их численности. Это хороший показатель в условиях становления низшего сельскохозяйственного образования в пореформенной России.

В Курской губернии учреждались мужские и женские низшие сельскохозяйственные школы с преобладанием мужских. Это были общие сельскохозяйственные и специальные школы. По типам в губернии преобладали общие сельскохозяйственные школы 1-го и 2-го разряда, сельские ремесленные учебные мастерские, практические школы садоводства, скотоводства и маслоделия, усадебного хозяйства и домоводства, постоянно действовавшие сельскохозяйственные курсы и корзиночные учебные мастерские.

Учебные заведения на территории губернии размещались территориально неравномерно. Больше всего их было в Щигровском (4), Путивльском (3), Корочанском, Курском, Суджанском, Фатежском (по 2) уездах. Специальные учебные заведения работали в Рыльском, Новооскольском и Щигровском уездах. В Курской губернии приоритет в их открытии принадлежал частным лицам, земствам, обществам. Государственное участие в этом процессе состояло в формировании нормативно-правовой базы, финансовой поддержке, работе по планированию и организации контроля над деятельностью сельскохозяйственных школ.

Вместе с тем следует признать, что в условиях недостатка учебных заведений и активности местных землевладельцев работа по планированию развития сети низших сельскохозяйственных школ практически не велась. Места их учреждения определялись финансово-материальными возможностями прогрессивных сельских хозяев. Однако сельскохозяйственные общества и земства Курской губернии постепенно, особенно на рубеже XIX-XX вв. стали осознавать экономическую значимость планирования. В частности, состоявшейся 20-21 сентября 1893 г. в г. Курске губернский съезд садоводов и фруктоводов решил: «ходатайствовать перед Губернским земством и перед Министерством государственных имуществ об учреждении школы садоводства с ассигнованием потребных на то средств при питомниках И.Н. Гангардт Корочанского уезда» [4, л. 3-5]. Также съезд рассмотрел вопрос о необходимости «иметь вторую школу в центре губернии» [4, л. 5].

О начале планирования свидетельствует также совместное прошение Курского губернского земства и уполномоченного по сельскохозяйственной части в Курской губернии в Департамент земледелия об открытии «среднего сельскохозяйственного училища . на пожертвованный для этой цели г. Останковичем капитал в сумме четырехсот тысяч рублей» [8, л. 1]. В ответном письме директора Департамента от 20 октября 1908 г. говорилось, что «Главное управление земледелия и землеустройства готово оказать зависящее от него содействие к осуществлению сказанного учебного заведения». Для этого Глауправление «готово принять на свой счёт, примерно 1/3 единовременных расходов и до 1/ 2 ежегодных». При наличии в губернии свободной казенной земли «необходимый участок мог бы быть отведен к пользе будущего учебного заведения бесплатно» [Там же]. Однако земледельческое училище в Курской губернии не открылось.

В целом в конце XIX - начале XX в. в Курской губернии сложилась достаточно разветвлённая сеть и гибкая система низших сельскохозяйственных учебных заведений. Несмотря на то что развитие сети определялось финансово-хозяйственными возможностями учредителей, в начале XX в. стала формироваться устойчивая тенденция планирования развития низших сельскохозяйственных школ. Важно подчеркнуть, что в данном процессе при государственной поддержке участвовали все заинтересованные лица и организации, что подчёркивало социально-экономическую значимость низшего сельскохозяйственного образования.

1. Бекетов В.А. Низшие сельскохозяйственные школы и потребности крестьянского частновладельческого хозяйства. Воронеж, 1898. С. 5.

2. Годовой отчёт Марьинской сельскохозяйственной школы для рабочих, в имении гг. Ребиндер Курской губернии, Белгородского уезда, в с. Шебекино в период времени с 1- го сентября 1877 г. по 1-е сентября 1878 года. Б.м., б. г. С. 5.

3. Гейдук Ф.И. Наши низшие Сельско-хозяйственные школы. Одесса, 1891. С. 8.

4. ГАКО. Ф. 341. Оп. 1. Д. 137. Л. 3-5

5. ГАКО. Ф. 1504. Оп. 1. Д. 18. Л. 11.

6. ГАКО. Ф. 1504. Оп. 1. Д. 26. Л. 45.

7. ГАКО. Ф. 1504. Оп. 1. Д. 57. Л. 22.

8. ГАКО. Ф. 1504. Оп. 1. Д. 86. Л. 1.

9. ГАКО. Ф. 1504. Оп. 1. Д. 153. Л. 56 об.

10. ГАКО. Ф. 1504. Оп. 1. Д. 198. Л. 18.

11. ГАКО. Ф. 1504. Оп. 1. Д. 239. Л. 50.

12. ГАКО. Ф. 1504. Оп. 1. Д. 240. Л. 19.

13. ГАКО. Ф. 1504. Оп. 1. Д. 243. Л. 7.

14. ГАКО. Ф. 1504. Оп. 1. Д. 244. Л. 10.

15. Краткие статистические сведения по подведомственным Департаменту Земледелия сельскохозяйственным учебным заведениям. Вып. IV. Сведения к 1 января 1915 года. Пг., 1915. С. 38.

16. Миклашевский И.Н. Очерки из истории сельскохозяйственного образования в России. 17. Оттиск из журнала «Техническое образование». СПб.,1893. С. 2.

18.Москальский Н.П. Сельскохозяйственное образование//Сельское и лесное хозяйство России. СПб.,1893. С. 368.

19. Небольсин А.Г. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. СПб., 1884. С.191.

20. Нормальное Положение о низших сельскохозяйственных школах. Закон. Высочайше утверждённое 27 декабря 1883 года // ПСЗРИ. Собр. третье. Т. 3. 1883. СПб., 1886. С. 491-494.

21. Обзор Курской губернии за 1908 год. Курск, 1909. Таблицы. С. LXXX.

22. Обзор Курской губернии за 1915 год. Курск, 1916. Таблицы. С. LXXII.

23. Отчет Уполномоченного Министерства Земледелия и государственных имуществ по сельскохозяйственной части в Курской губернии П.Н. Соковнина за 1900 год. Курск, 1901. С.23.

24. Переверзев И. Сборник сведений об условиях поступления и содержания в сельскохозяйственных, технических, ремесленных и иных профессиональных средних и низших учебных заведениях мужских и женских. СПб., 1897. С. 38.

25. Положение о сельскохозяйственных ремесленных учебных мастерских. Закон. Высочайше утвержденное 10 марта 1897 г. // ПСЗРИ. Собр. третье. Т. VII. 1897. СПб., 1900. С. 109-111.

26. Положение о Кучеровском низшем сельскохозяйственном училище. Утверждено 29 января 1915 года. Курск, 1915. 5 с.

27. РГИА. Ф. 25. Оп. 5. Д. 48. Л. 304.

28. Сборник статистических сведений по сельскохозяйственному образованию. Вып. V. СПб., 1905. Таблица 9. С. 76.

29. Слобожанин М. Как мы устроили мужицкую академию // Русская школа.

1896. № 9/10. С. 28.

30. Третьяков А.В. Низшая сельскохозяйственная школа России в конце XIX -начале XX века. Курск, 1998. 200 с.

31. Труды совещания о низших сельскохозяйственных школах при Департаменте Земледелия в январе 1895 года. СПб., 1895. 159 с,

32. Труды Всероссийского съезда сельских хозяев созванного императорским Московским обществом сельского хозяйства с 10 по 20 декабря 1895 г. Вып. I—II. М.,

1897. 160 с

33. Устав женской практической школы усадебного хозяйства и домоводства имени Рыловниковых. Утверждён 5 марта 1911 года. Рыльск, 1911. С. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.