Научная статья на тему 'Развитие самооценки интегрированных систем менеджмента качества предприятий в промышленной сфере'

Развитие самооценки интегрированных систем менеджмента качества предприятий в промышленной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / SELF-RATING / QUALITY MANAGEMENT / INDUSTRIAL ENTERPRISE / INTEGRATED SYSTEM OF MANAGEMENT OF QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасимов Борис Иванович, Герасимова Елена Борисовна, Колмыков Сергей Анатольевич, Лукашина Юлия Юрьевна, Сизикин Александр Юрьевич

Анализируется процесс разработки комплекса практических мер в области самооценки интегрированных систем менеджмента качества (СМК) предприятий и организаций. На разработку комплекса практических мер в рассматриваемой области в значительной степени оказывают воздействие ценностные ориентации высшего менеджмента предприятия. В соответствии с системным подходом предприятие воспринимается как открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой. Внешняя среда содержит те элементы хозяйственной системы, которые оказывают воздействие на предприятие, его функционирование, результаты и последствия деятельности, но не относятся к внутренним переменным. Отличительные особенности реализуемой продукции имеют существенное значение в определении и развитии миссии СМК. Это связано с тем, что СМК создается для формирования условий для разработки продукции требуемого качества, с необходимыми свойствами. Предприятие должно разработать определенные действия с целью устранения условий, способствующих возникновению возможных несоответствий, для предотвращения их появления. Действия, направленные на соответствующее предотвращение, должны формироваться с учетом вероятных последствий возможного возникновения противоречий и затруднений. Реализация данных процедур позволит ускорить работу по непрерывной самооценке системы менеджмента качества промышленного предприятия, оперативно корректировать возникающие отклонения от планов и реагировать на непредвиденные изменения внешней среды деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Герасимов Борис Иванович, Герасимова Елена Борисовна, Колмыков Сергей Анатольевич, Лукашина Юлия Юрьевна, Сизикин Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SELF-RATING OF INTEGRATED SYSTEMS OF MANAGEMENT OF QUALITY OF ENTERPRISES IN INDUSTRIAL SPHERE

Process of development of set of practical steps in self-rating sphere of integrated systems of management of quality (SMQ) of enterprises and organizations was analyzed. On development of complex of practical steps in the sphere reviewed largely have influence value orientations of higher management of enterprise. According to system approach the enterprise is perceived as open system, actively cooperating with the external sphere. External sphere contains those elements of economic system, which influence the enterprise, its functioning, results and circumstances of activity, but do not refer to internal variables. Peculiar features of the selling of goods have significant meaning in defining and development of mission of SMQ. This is connected with the reason that SMQ is made for forming of conditions for development of production of the quality needed, with the necessary qualities. Enterprise must develop certain actions with the aim of removal of conditions, contributing the appearance of possible inconsistency for preventing their appearance. Actions, aimed at corresponding prevent, must form taking in account possible consequences of appearance of contradictions and difficulties. Realization of the processes can help accelerate the work of non-stopping self-rating of system of management of quality of industrial enterprise, promptly correct the deviation of the plans and react on unforeseen changes of external sphere of activity of enterprise.

Текст научной работы на тему «Развитие самооценки интегрированных систем менеджмента качества предприятий в промышленной сфере»

УДК 655.531.4

РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ В ПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЕ

Борис Иванович ГЕРАСИМОВ

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономический анализ и качество», е-mail: econa@admin.tstu.ru Елена Борисовна ГЕРАСИМОВА Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономический анализ», е-mail: gerasim_ova@inbox.com Сергей Анатольевич КОЛМЫКОВ Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономический анализ и качество», е-mail: econa@admin.tstu.ru

Юлия Юрьевна ЛУКАШИНА Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра «Экономический анализ и качество», е-mail: econa@admin.tstu.ru. Александр Юрьевич СИЗИКИН Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономический анализ и качество», е-mail: sizikin@bk.ru

Анализируется процесс разработки комплекса практических мер в области самооценки интегрированных систем менеджмента качества (СМК) предприятий и организаций. На разработку комплекса практических мер в рассматриваемой области в значительной степени оказывают воздействие ценностные ориентации высшего менеджмента предприятия. В соответствии с системным подходом предприятие воспринимается как открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой. Внешняя среда содержит те элементы хозяйственной системы, которые оказывают воздействие на предприятие, его функционирование, результаты и последствия деятельности, но не относятся к внутренним переменным. Отличительные особенности реализуемой продукции имеют существенное значение в определении и развитии миссии СМК. Это связано с тем, что СМК создается для формирования условий для разработки продукции требуемого качества, с необходимыми свойствами. Предприятие должно разработать определенные действия с целью устранения условий, способствующих возникновению возможных несоответствий, для предотвращения их появления. Действия, направленные на соответствующее предотвращение, должны формироваться с учетом вероятных последствий возможного возникновения противоречий и затруднений. Реализация данных процедур позволит ускорить работу по непрерывной самооценке системы менеджмента качества промышленного предприятия, оперативно корректировать возникающие отклонения от планов и реагировать на непредвиденные изменения внешней среды деятельности предприятия.

Ключевые слова: самооценка; управление качеством; промышленное предприятие; интегрированная система менеджмента качества.

От лучшего качества выигрывают все, от плохого качества проигрывает каждый.

Э. Деминг

Для уверенного менеджмента качеством продукции предприятий и организаций были сформированы следующие базовые этапы.

1. Разработка комплекса практических мер в области системы менеджмента качества (СМК).

Процесс разработки комплекса практических мер в области СМК можно декомпозировать на два уровня: стратегический и операционный. Стратегическое планирова-

ние СМК содержит следующие этапы: формирование целей предприятия, оценку и изучение внешней и внутренней среды, управленческое изучение сильных и слабых сторон, изучение стратегических вариантов действий, выбор стратегии.

Убедительно аргументированные цели являются ключевым элементом эффективной разработки комплекса практических мер в рассматриваемой области, но они не гарантируют полноценных и четких ориентиров для принятия решения и проведения политики предприятия. Цель определяет, что предприятие хочет достичь и в какой момент времени она желает получить необходимый результат. Метод достижения цели - как -рассматривается только в общем смысле, а именно - какой профильной деятельностью занимается предприятие. Данный подход предоставляет значительную свободу действий. Персонал, ответственный за полноценную реализацию поставленных целей, движимый в своем созидательном стремлении, может проводить такую политику, которая, по сути, не гарантирует реализацию поставленных целей. Во избежание подобного рода ситуации представители высшего менеджмента должны установить вспомогательные планы и выдать четкие указания по сопровождению мероприятий по достижению целей и наладить процесс осуществления стратегического плана.

Базовой задачей этих предписаний является сосредоточение последующих решений и политики предприятия на реализации различных вариантов действий, которые, по мнению высшего менеджмента, в большей степени способствуют достижению общей цели. Базовыми элементами оперативного планирования осуществления миссии СМК являются: тактика, политика, процедуры и правила.

На разработку комплекса практических мер в рассматриваемой области в значительной степени оказывают воздействие ценностные ориентации высшего менеджмента предприятия.

2. Определение и разработка миссии СМК.

Для формирования миссии СМК промышленного предприятия (1111) требуется установить условия, в которых выполняет свою деятельность предприятие на рассмат-

риваемый период времени. Отмеченный этап является одним из ключевых этапов, оказывающих непосредственное воздействие на продуктивное функционирование предприятия. Общепринято дефрагментировать условия на два компонента: внешние условия и внутренние.

1.1. Внешние условия.

В соответствии с системным подходом предприятие воспринимается как открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой. Внешняя среда содержит те элементы хозяйственной системы, которые оказывают воздействие на предприятие, ее функционирование, результаты и последствия деятельности, но не относятся к внутренним переменным. Базовыми параметрами внешней среды являются ее сложность, постоянное изменение и неопределенность. Сложность внешней среды как системы отличается присутствием значительного объема составляющих, каждый из которых является подсистемой, а также взаимосвязями между этими элементами. Сложность внешней среды выражается в некоторых моментах.

В конкретной ситуации на деятельность предприятия оказывает воздействие значительное число параметров. Они имеют различное происхождение. К техническим параметрам относятся использующиеся технологии, материалы и т. д. Социальные условия и параметры содержат социальные нормы, ценности, предпочтения и т. д. Организационные параметры - это используемые организационные структуры, типы хозяйственных связей и пр. Кроме того, можно отметить и экономические, правовые, политические, культурно-исторические параметры и условия. На функционирование предприятия оказывает непосредственное воздействие и международное окружение, особенно если предприятие реализует производственные и бизнес-взаимодействия с зарубежными поставщиками / потребителями.

По характеру влияния на предприятие выделяют среду прямого влияния и среду опосредованного влияния. К среде прямого влияния относятся: подрядчики; предприятия, осуществляющие свою непосредственную деятельность в этой же отрасли и в этой же географической локации; лица, приобретающие и использующие выпускаемую предприятием продукцию, а также государ-

ственные органы и правовые нормы, непосредственно оказывающие воздействие на функционирование предприятия. К среде опосредованного влияния относятся параметры внешней среды, которые оказывают воздействие на предприятие опосредовано. Это современные экономические реалии, уровень занятости населения, темпы инфляции, инновационный прогресс, инвестиционный климат и т. д.

Сложность внешней среды проявляется не только в значительном объеме и разнообразии ее составляющих, но и в их связях. Сложность внешней среды оказывает неодинаковое воздействие на различные внутренние переменные предприятия, что наиболее ярко проявляется при сложной структуре предприятия.

В соответствии с процессным подходом к менеджменту воздействия внешней среды на предприятие являются процессом. Его ключевой задачей является трансформация в самой внешней среде. Трансформация во внешней среде отличается скоростью этих изменений. Они касаются и законодательной базы хозяйственной деятельности, и состояния конкурентной среды и т. д.

Непрерывные изменения внешней среды оказывают непосредственное влияние на возрастание ее воздействия на функционирование предприятий, в особенности данное положение затрагивает предприятия, осуществляющие международные коммуникации (проводящих операции на внешних рынках, включающих зарубежные филиалы и т. д.). Увеличивается неравномерность трансформаций ряда внутренних переменных предприятий под влиянием внешней среды.

Для учета сложности и состояния постоянного изменения внешней среды при формировании решений в области менеджмента требуется информация. Однако полнота и точность данной информации на момент принятия решения не является исчерпывающей. Сужены и возможности предприятия в получении и конкретизации информации для отдельно взятой ситуации. Под влиянием постоянного изменения внешней среды потребность в информации увеличивается, а возможность ее оперативного получения применительно к конкретной ситуации уменьшается. Это приводит к возрастанию степени неопределенности внешней среды.

Базовыми параметрами среды прямого влияния являются: подрядчики; лица, приобретающие и использующие выпускаемую предприятием продукцию; предприятия, осуществляющие свою непосредственную деятельность в этой же отрасли и в этой же географической локации; государственные органы и нормативные акты, непосредственно влияющие на функционирование предприятия. Изучение среды прямого влияния содержит рассмотрение отдельных параметров и их взаимодействия.

Подрядчики обеспечивают удовлетворение нужды предприятия в различных ресурсах. Базовые виды ресурсов: человеческие, природные, капитал и т. д.

Потребители приобретают продукцию или услуги. Потребителей можно дефрагмен-тировать по основанию «объем спроса» на мелких и крупных. Фиксация и дальнейшая проработка запросов крупных потребителей -обязательное условие успешного функционирования предприятия. В зависимости от отношения к потребителям можно говорить о проводимой предприятием политике в данном направлении: реализовывать уже выпускаемую продукцию; выпускать продукцию, удовлетворяющую определенные потребности потребителя; воспитывать своего собственного потребителя путем всестороннего обоснования целесообразности приобретения продукции, которая будет выпускаться.

Как отмечают ведущие экономисты, предприятие способно успешно функционировать только при условии, что его продукция необходима потребителям, в связи с этим следующей составляющей определения и разработки миссии СМК ПП является всестороннее изучение потребителей. 1111 требуется выяснить - какую проблему способен разрешить потребитель благодаря выпускаемой предприятием продукции. Например, интернет-магазин стандартов «Российского научно-технического центра информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия» оказывает услуги, сокращающие время, обеспечивающие полноту и достоверность информации в рамках Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и т. д.

Государственные и муниципальные органы также непосредственно влияют на предприятия и, следовательно, относятся к

среде прямого влияния. Это налоговая и санитарная инспекции, органы статистического учета и т. д.

Следующий параметр - это состояние рыночной среды. Здесь в первую очередь устанавливаются особенности окружающей рыночной среды - монополия, олигополия или монополистическая конкуренция.

Предприятия отрасли стремятся увеличить собственное влияние, по этой причине они ведут борьбу за различные объекты. Наиболее часто она ведется за рынки сбыта продукции. На сегодняшний день это в т. ч. и борьба с производителями продуктов заменителей.

Объектами конкуренции могут выступать и ресурсы: людские, природные, интеллектуальные, средства производства и т. д.

Параметры среды опосредованного влияния имеют более развитую структуру. Они в меньшей мере, чем параметры среды прямого влияния, подвержены воздействию предприятия. Информация о среде опосредованного влияния нередко недостаточная. В условиях увеличения степени влияния этой среды на конкурентные преимущества предприятия здесь менеджмент вынужден опираться на субъективные оценки, а не на аналитические данные.

Технологии как параметр среды опосредованного влияния дают представление об общем уровне производительных сил. Состояние экономики как параметр среды опосредованного влияния содержит ряд особенностей. Социокультурные параметры отображаются в социальных ценностях и установках, приоритетах, национальных традициях, оказывающих воздействие на функционирование предприятия.

1.2. Внутренние условия.

К базовым внутренним переменным принято относить: цели, структуру, задачи, технологии и людей.

1.2.1. Цель, согласно Л.И. Лопатникову, -это желаемое состояние выходов системы (конечное состояние) в результате управляемого процесса ее развития [1].

1.2.2. В целом предприятие образовано из нескольких уровней менеджмента и различных отделов, непосредственно взаимодействующих между собой, что и понимается под структурой предприятия. Иными словами, это совокупность подразделений пред-

приятия, объединенных различными видами связей [2]. Все подразделения предприятия можно отнести к тем или иным внутренним производственным звеньям. Данные звенья относятся к деятельности, реализуемой для предприятия в целом. При этом необходимо иметь в виду, что ряд функций может реали-зовываться несколькими подразделениями независимо друг от друга. В ходе изучения структуры как неотъемлемого элемента внутренней среды зачастую сосредотачиваются на двух ключевых вопросах: разделение труда и контроль.

1.2.3. Задача - это ряд конечных действий, который необходимо осуществить заданным способом и в заданных временных рамках. Каждая должность на предприятии содержит комплекс задач, которые требуется реализовать для достижения целей предприятия. Задачи принято дефрагментировать на три направления: кадровые задачи - работа с персоналом предприятия; технологические и производственные задачи - работа со станками, сырьем и т. п.; информационно-коммуникационные задачи.

1.2.4. Технология - это совокупность способов и технических приемов, используемых для достижения поставленных целей. В рассматриваемом нами случае к технологии можно отнести порядок построения процесса для наиболее рационального применения разного рода ресурсов. Технология, в некотором роде, является способом, который дает возможность реализовать какие-либо усовершенствования.

1.2.5. Сотрудники являются центральным элементом в любой системе менеджмента.

Кроме того, любое IIII при определении и формировании миссии должно принимать во внимание особенности реализуемой продукции. Согласно международным стандартам серии ISO 9000, выделяют категории продукции:

«- оборудование - технические средства;

- перерабатываемые материалы - материальная продукция, получаемая путем переработки сырья в заданное состояние;

- услуга - процессы, осуществляемые с целью удовлетворения нужд предприятий и организаций, материальных и социально-культурных нужд потребителя;

- интеллектуальная продукция, под которой понимается продукт интеллектуальной деятельности в форме вычислительных программ, баз данных, в форме концепций, методик, алгоритмов и др.» [3].

Отличительные особенности реализуемой продукции имеют существенное значение в определении и развитии миссии СМК, это связано с тем, что СМК создается для формирования условий для разработки продукции требуемого качества, с необходимыми свойствами. Таким образом, следует четко установить параметры предполагаемой к производству и реализации продукции.

3. Осуществление миссии.

Осуществление миссии подразумевает ее

реализацию в функционировании предприятия.

Осуществление миссии подразумевает формирование комплекса определенных действий: делегирование полномочий, выбор организационной структуры, мотивация.

4. Надзор за реализацией миссии СМК и внесение в нее изменений.

Заключительным этапом является контроль за реализацией миссии СМК и внесение в нее изменений. Контроль предполагает проведение сравнительного анализа предполагаемых / зафиксированных в планах и реально достигнутых результатов. Каждое предприятие обязано осуществлять контроль за реализацией миссии СМК.

Это дает возможность установить, насколько эффективно она реализуется, а также соотносить ее с трансформацией внешней среды. В последнем случае компания обязана подвергать модификации и миссию СМК. Подобный контроль дает возможность установить - где имеются противоречия и затруднения при осуществлении миссии СМК. Далее следует установить причины, способствующие возникновению противоречий и затруднений, используя корректирующие действия. Отмеченные действия должны в полной мере соответствовать последствиям установленных противоречий и затруднений.

Предприятие должно разработать определенные действия с целью устранения условий, способствующих возникновению возможных несоответствий для предотвращения их появления. Действия, направленные на соответствующее предотвращение, должны

формироваться с учетом вероятных последствий возможного возникновения противоречий и затруднений.

Должна быть предложена четко формализованная процедура для формирования требований к:

а) установлению возможных противоречий и затруднений, причин и условий их возникновения;

б) оцениванию целесообразности действий, направленных на предотвращение формирования условий, способствующих возникновению возможных противоречий и затруднений;

в) формированию и реализации требуемых действий;

г) фиксации итогов выполненных мероприятий;

д) изучению реализованных на практике мероприятий по предотвращению.

Реализация данных процедур позволит ускорить работу по непрерывной самооценке системы менеджмента качества промышленного предприятия, оперативно корректировать возникающие отклонения от планов и реагировать на непредвиденные изменения внешней среды деятельности предприятия.

1. Экономико-математический словарь: словарь современной экономической науки. М., 2003.

2. Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я) / отв. ред. В.И. Суслов. Новосибирск, 2008.

3. Основные категории продукции. URL: http:// studopedia.ru/3_186196_osnovnie-kategorii-produktsii.html (дата обращения: 20.01.2015).

1. Ekonomiko-matematicheskiy slovar': slovar' sovremennoy ekonomicheskoy nauki. M., 2003.

2. Tolkovyy slovar' "Innovatsionnaya deyatel'nost'". Terminy innovatsionnogo menedzhmenta i smezhnykh oblastey (ot A do Ya) / otv. red. V.I. Suslov. Novosibirsk, 2008.

3. Osnovnye kategorii produktsii. URL: http:// studopedia. ru/3_186196_osnovnie -kategorii-produktsii.html (data obrashcheniya: 20.01.2015).

Поступила в редакцию 24.02.2015 г.

tymahhtaphtie haykh. nphknaghtie acnektti экoнoмнкн h ynpabmhha hapoghtim xo3ahctbom

UDC 655.531.4

DEVELOPMENT OF SELF-RATING OF INTEGRATED SYSTEMS OF MANAGEMENT OF QUALITY OF ENTERPRISES IN INDUSTRIAL SPHERE

Boris Ivanovich GERASIMOV, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor of "Economic Analysis and Quality" Department, e-mail: econa@admin.tstu.ru

Elena Borisovna GERASIMOVA, Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor of "Economic Analysis" Department, e-mail: gerasim_ova@inbox.com

Sergey Anatolyevich KOLMYKOV, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of "Economic Analysis and Quality" Department, e-mail: econa@admin.tstu.ru

Yulia Yurievna LUKASHINA, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Competitor, "Economic Analysis and Quality" Department, e-mail: econa@admin.tstu.ru

Aleksandr Yurievich SIZIKIN, Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of "Economic Analysis and Quality" Department, e-mail: sizikin@bk.ru

Process of development of set of practical steps in self-rating sphere of integrated systems of management of quality (SMQ) of enterprises and organizations was analyzed. On development of complex of practical steps in the sphere reviewed largely have influence value orientations of higher management of enterprise. According to system approach the enterprise is perceived as open system, actively cooperating with the external sphere. External sphere contains those elements of economic system, which influence the enterprise, its functioning, results and circumstances of activity, but do not refer to internal variables. Peculiar features of the selling of goods have significant meaning in defining and development of mission of SMQ. This is connected with the reason that SMQ is made for forming of conditions for development of production of the quality needed, with the necessary qualities. Enterprise must develop certain actions with the aim of removal of conditions, contributing the appearance of possible inconsistency for preventing their appearance. Actions, aimed at corresponding prevent, must form taking in account possible consequences of appearance of contradictions and difficulties. Realization of the processes can help accelerate the work of non-stopping self-rating of system of management of quality of industrial enterprise, promptly correct the deviation of the plans and react on unforeseen changes of external sphere of activity of enterprise. Key words: self-rating; quality management; industrial enterprise; integrated system of management of quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.