Научная статья на тему 'Развитие российской банковской системы в условиях вступления России в вто'

Развитие российской банковской системы в условиях вступления России в вто Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / УРУГВАЙСКИЙ РАУНД / ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ГАТТ/ВТО / THE FUNDAMENTAL PRINCIPLES AND RULES OF GATT / WTO / РОССИЙСКИЕ БАНКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ МСФО / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / БАНКИ С ИНОСТРАННЫМ КАПИТАЛОМ / WTO / URUGUAY ROUND / RUSSIAN BANKS / INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS IFRS / MANAGEMENT AND FINANCIAL REPORTING / BANKS WITH FOREIGN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозюк Ю.В., Горбатенко А.П.

В статье рассматриваются проблемы развития российских коммерческих банков в условиях вступления России в ВТО. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т. е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д. Показано, что основные составляющие проблемы - это переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), интеграция управленческой и финансовой отчетности, а также развитие банков с иностранным капиталом. Таким образом, вступление России в ВТО усиливает конкуренцию между банками и в то же время стимулирует российские банки повышать эффективность деятельности и их финансовую устойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN BANKING SYSTEM UNDER RUSSIAN ACCESSION TO WTO

This article discusses the development of Russian commercial banks in terms of Russia’s accession to the WTO. WTO urged to regulate trade and political relations of the participants on the basis of the Agreement package Uruguay Round of multilateral trade negotiations (1986 1994 gg.). These documents form the legal basis of international trade. Fundamental principles and rules of GATT / WTO are: trade without discrimination, that is mutual granting of most-favored-nation (MFN) in trade and mutual granting of national treatment to goods and services of foreign origin; regulation of trade mainly tariff methods; avoiding the use of quantitative and other restrictions; transparency of trade policy; trade dispute through consultation and negotiation, etc. It is shown that the main components of the problem is the transition to International Financial Reporting Standards (IFRS), the integration of management and financial reporting, as well as development banks with foreign capital. Thus, Russia’s accession to the WTO has increased competition between banks and at the same time stimulates the Russian banks to improve their operational efficiency and financial sustainability.

Текст научной работы на тему «Развитие российской банковской системы в условиях вступления России в вто»

развития территорий, повышению качества жизни на них. Это, в свою очередь, предполагает разработку и практическую реализацию принципиально новой модели управления инвестиционным процессом в рамках публичного управления.

Литература:

1. Акулов А.О. Влияние угольной промышленности на окружающую среду и перспективы развития по модели декаплинга // Регион: экономика и социология. 2014. №1. С. 272-288.

2. Асемоглу Д., Джонсон С., Робинсон Д. Институты как фундаментальная причина долгосрочного экономического роста // Эковест. 2006. №5. С. 4-43.

3. Дзарасов Р.С. Механизм накопления капитала и инвестиционные стратегии российских корпораций. Дисс. ... докт. экон. наук. М., 2009. 370 с.

4. Итоги углубленного анализа банковской, страховой и финансовой статистики. Записка Международного валютного фонда. URL: www.unece.org/fileadmin/DAM/stats/documents/ece/ces/.../8_R_. pdf (дата обращения 09.07.2014).

5. Классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС). Утвержден Приказом Федеральной службы

государственной статистики от 02.08.2004 №110.

6. Кулюшин Е.Н. Влияние существующей институциональной среды на инвестиционные отношения как фактор роста экономического потенциала государства // Экономические науки. 2010. №8. С. 42-45.

7. Потеенко А.Г. Совершенствование институтов, обеспечивающих улучшение соотношения «инвестиции - инновации» // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №4. С. 181-184.

8. Тамбовцев В.Л. Улучшение защиты прав собственности -неиспользуемый резерв экономического роста в России // Вопросы экономики. 2006. №1. С. 22-38.

9. Фадейкина Н.В. Меры по стимулированию инновационной деятельности и обеспечению индустриально-инновационного развития республики Казахстан // Сибирская финансовая школа. 2010. №2. С. 116-123.

10. Хрусталев А.А., Тищенко Т.В., Соколов А.И. Программно-целевое управление бюджетом: опыт и перспективы в России. М.: Дело, 2013. 246 с.

11. Clague C., Keefer C., Knack S., Olson M. Contract-Intensive money: contract enforcement, property rights and economic performance // Journal of economic growth. 1999. Vol. 4. P. 185-212.

РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ

ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Морозюк Ю.В., д.э.н., профессор кафедры «Общий менеджмент и управление проектами» ФГОБУВПО «Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации» Горбатенко А.П., аспирант Российского государственного социального университета

В статье рассматриваются проблемы развития российских коммерческих банков в условиях вступления России в ВТО. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли. Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т. е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Показано, что основные составляющие проблемы - это переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), интеграция управленческой и финансовой отчетности, а также развитие банков с иностранным капиталом.

Таким образом, вступление России в ВТО усиливает конкуренцию между банками и в то же время стимулирует российские банки повышать эффективность деятельности и их финансовую устойчивость.

Ключевые слова: ВТО, Уругвайский раунд, основополагающие принципы и правила ГАТТ/ВТО, российские банки, международные стандарты финансовой отчетности МСФО, управленческая и финансовая отчетность, банки с иностранным капиталом.

DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN BANKING SYSTEM UNDER RUSSIAN

ACCESSION TO WTO

Morozyuk Yu., doctor of economics, professor of the General management and project management chair, FGOBU VPO «Financial university

under the Government of the Russian Federation» Gorbatenko A., the post- graduate student, Russian state social university

This article discusses the development of Russian commercial banks in terms of Russia's accession to the WTO. WTO urged to regulate trade and political relations of the participants on the basis of the Agreement package Uruguay Round of multilateral trade negotiations (19861994 gg.). These documents form the legal basis of international trade. Fundamental principles and rules of GATT / WTO are: trade without discrimination, that is mutual granting of most-favored-nation (MFN) in trade and mutual granting of national treatment to goods and services of foreign origin; regulation of trade mainly tariff methods; avoiding the use of quantitative and other restrictions; transparency of trade policy; trade dispute through consultation and negotiation, etc. It is shown that the main components of the problem - is the transition to International Financial Reporting Standards (IFRS), the integration of management and financial reporting, as well as development banks with foreign capital. Thus, Russia's accession to the WTO has increased competition between banks and at the same time stimulates the Russian banks to improve their operational efficiency and financial sustainability.

Keywords: WTO, the Uruguay Round, the fundamental principles and rules of GATT / WTO, the Russian banks, international financial reporting standards IFRS, management and financial reporting, banks with foreign capital.

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и

имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и

услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

- создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

- доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

- возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Необходимым условием интеграции России в мировую экономику и, прежде всего, в свете предстоящего присоединения России к ВТО является внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в российских коммерческих банках . Новая система бухгалтерского учета и аудита, поможет российским банкам и финансовым компаниям в размещении своих ценных бумаг на внешних рынках и расширенном привлечении иностранных инвестиций.

Необходимость ведения бухгалтерского учета, подготовки и представления отчетности по международным стандартам в коммерческих банках определяет необходимость и возможность сближения и интеграции финансового (бухгалтерского) и управленческого учета.

Согласно концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (утверждена приказом Минфина России от 01.07.2004 №180), к 2010 году на обязательное составление отчетности по МСФО должны были перейти все общественно значимые компании. К таким компаниям относятся те, «в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц» [1, с. 9-10], т.е. это:

■ компании, имеющие ценные бумаги, находящиеся в свободном обращении;

■ финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц;

■ другие общественно значимые компании.

Таким образом, коммерческие банки входят в состав организаций, которым вменяется обязательное составление отчетности по международным стандартам. В отличие от РСБУ, где учет скован жесткой регламентацией, стандарты МСФО:

- изначально ориентируются на конкретных пользователей и исходят из критерия полезности финансовой информации для принятия пользователем управленческих решений;

- адекватно отражают экономическую суть операций и поэтому больше подходят для управленческой отчетности;

- разработаны для представления информации о деятельности компании внешним пользователям;

- являются результатами обобщения многолетнего опыта - методологии, математического и учетного аппарата, проработанных форм отчетности, используемых на практике во многих странах с развитой рыночной экономикой.

Применение единых стандартов для подготовки финансовой (бухгалтерской) и управленческой отчетности в коммерческих банках дает возможность более четкого представления оборота капитала, процессов его накопления и использования, обеспечивает единое понимание экономической сути хозяйственных операций всеми руководителями банка.

Согласно Методическим рекомендациям «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой от-

четности разрабатываемым на основе МСФО (IAS) 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов» при подготовке финансовой отчетности кредитным организациям рекомендуется применять метод трансформации, включающий в себя три этапа, где:

на первом этапе осуществляется перегруппировка статей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках исходя из экономической сущности активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов кредитной организации для приведения их в соответствие с МСФО;

на втором этапе определяется перечень необходимых корректировок статей отчета о финансовом положении и отчета о прибылях и убытках для приведения их в соответствие с МСФО и статей отчета о совокупных доходах;

на третьем этапе производится расчет сумм необходимых корректировок статей отчета о финансовом положении, отчета о прибылях и убытках и отчета о совокупных доходах для приведения их в соответствие с МСФО.

Для большей ориентации на международные правила ведения учета, усиления глобализации рынка товаров и услуг и предпринимательской деятельности, необходима интеграция внутренней (управленческой) и внешней (финансовой) систем учета из соображений экономического эффекта, а также по причине политики банков, все более последовательно ориентирующихся на рынки финансовых средств для удовлетворения растущей потребности акционеров.оиления глобализации рынка товаров и услуг и пред-принимтельской деятелностиине боьшей ориентации нам международные праивла веде

В результате стремления к полному слиянию систем учета объекты отчетности, периоды отчетности, стоимостные показатели, иерархии и целевые значения должны стать максимально идентичными, а масштаб слияния зависит от индивидуальных стратегий унификации в коммерческих банках. Из-за законодательного нормирования внешней системы учета в большинстве случаев требуется адаптация внутренней системы учета к внешней. Одной из важнейших предпосылок интеграции учета является создание общего банка данных, что может быть реализовано за счет перехода от обычной двухкруговой системы (управленческая и финансовая бухгалтерии) к однокруговой системе, в которой существует одна единица учета и один банк данных, используемые для различных целей по-разному.

Одно из преимуществ интеграции заключается в том, что отпадает необходимость выстраивать соответствие между отражением операций в управленческом и бухгалтерском учете, так как все операции квалифицируются и отражаются единообразно.

Считаем, что в коммерческих банках для интеграции управленческого и финансового учетов может быть успешно применена однокруговая (интегрированная) система учета - с единым планом счетов, единым подходом и методом оценки затрат, формирования себестоимости и т.д., с дальнейшим выделением для каждого элемента затрат и результатов специальных счетов управленческой бухгалтерии.

Вторым направлением в условиях вступления в ВТО после перехода на МСФО является регулирование деятельности банков с иностранным участием.

Россия на переговорах по присоединению России к ВТО действительно готова увеличить квоту для иностранных банков на российском рынке до 25% (в настоящее время эта квота составляет 12%). Но со стороны иностранного капитала нет достаточной веры в то, что ситуация в России стабильна и предсказуема.

На современном этапе расширилась доля коммерческих банков с иностранным капиталом - общая его доля в совокупном капитале возросла вдвое.Банки с иностранным участием - зарубежные кредитные организации, которые действуют в России. Существует только одна форма такого участия - через дочерний российский банк. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» не позволяет иностранным кредитным организациям открывать представительства и филиалы на территории РФ.

При этом закон требует уведомлять Банк России при покупке иностранным юридическим или физическим лицом доли в кредитной организации от 1% до 10%. А на больший пакет необходимо получить разрешение ЦБ.

Приход иностранных банков в Россию начал набирать обороты с начала 2000-х, когда в экономике наметилась стабилизация. В 2003 году доля иностранного капитала в российской банковской системе

составляла около 5%. К 2006 году зарубежные банки имели свой интерес в 149 кредитных организациях, при этом 51 банк полностью принадлежал иностранцам. Доля иностранного капитала в российской банковской системе превысила 11%.

Пик экспансии международных финансовых организаций в Россию пришелся на докризисный 2008 год, когда 28,5% совокупного собственного капитала банков приходилось на иностранцев. Однако начало международного финансового кризиса привело к общему закрытию инвестиционных проектов. На конец 2010 года доля иностранцев в отечественной банковской системе снизилась до 28%, а к середине 2011-го - до 27%. На осень 2011 года активы кредитных организаций, принадлежащих иностранным инвесторам, составляют не более 18% от общих активов. Всего лицензию на осуществление банковских операций имеют около 200 организаций с иностранным участием. 142 из них находятся в Москве, 13 - в Санкт-Петербурге.

Аналитики выделяют две причины снижения активности иностранных банков в России: во-первых, проблемы материнских кредитных организаций, связанные с кризисом в экономике развитых стран, а во-вторых, жесткую конкуренцию на российском рынке, прежде всего с банками с государственным участием.

Такие кредитные организации, как голландская Rabobank Groep NV, один из мировых лидеров по автокредитам, Morgan Stanley ушли с российского рынка вообще. О своих намерениях продать дочерние подразделения в РФ заявили скандинавский Swedbank, британская банковская группа Barclays и бельгийская группа KBC. Один из крупнейших европейских банков HSBC отказался от розничного бизнеса в России, отдав предпочтение работе с корпоративными клиентами.

В то же время ряд кредитных организаций с иностранным участием успешно развивает свой российский бизнес. Наиболее известные дочерние банки зарубежных финансовых институтов -Ситибанк, Райффайзенбанк, ЮниКредит Банк, ОТП Банк и др.

Как правило, тарифы и пакеты предлагаемых ими услуг примерно соответствуют предложениям полностью российских банков [2].

ЗАО КБ "Ситибанк", дочерний банк Citigroup, начал свою деятельность в России в 1993 году, став одним из первых российских банков с иностранным капиталом, а также первым представив Ситибанк в СНГ. Сегодня ЗАО КБ "Ситибанк" - один из ведущих российских банков, насчитывающий более 3500 сотрудников в Москве и Санкт-Петербурге и обслуживающий более 1200 корпоративных клиентов.

В настоящий момент дочерние банки Ситибанка открыты в трех странах СНГ - в России, на Украине и в Казахстане.

Около 3500 квалифицированных сотрудников банка предоставляют банковские услуги мирового класса более чем 1900 российским и зарубежным клиентам.

Ситибанк предлагает инновационные решения в таких традиционных банковских областях, как расчетно-кассовое обслуживание, торговые и валютные операции, кредитование, а также операции с ценными бумагами

Центральный банк либерализует порядок открытия филиалов "дочками" иностранных банков в России. Такое решение регулятор принял в развитие договоренностей, достигнутых в процессе вступления России в ВТО.

Банк России намерен отменить выдачу разрешений на открытие филиалов российскими банками, находящимися под контролем банков-нерезидентов. Таким образом, этот процесс из разрешительного станет уведомительным, и работающие в России банковские "дочки" кредитных организаций-нерезидентов будут уравнены в правах с остальными российскими банками. Такая договоренность была достигнута в рамках переговорного процесса по вступлению России в ВТО в дополнение к условию о запрете иностранным банкам открывать в России филиалы (им разрешено иметь только дочерние банковские организации).

"Спецрежим" открытия филиалов действует в отношении "дочек" согласно положению "Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями и о порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидентов" еще с 1997 года. "Дочки" банков-нерезидентов в последние годы не проявляли особой активности в развитии филиальной сети: так, в 2011 году ЦБ выдал шесть соответствующих разрешений, в 2010-м - четыре, в 2009-м - одно.

Нововведение ЦБ сократит "дочкам" иностранных банков сроки открытия филиалов, указывают участники рынка. Сейчас для того, чтобы открыть филиал, такой банк должен заранее отправить в ЦБ запрос на разрешение сделать это в конкретном городе. Только после получения разрешения банк направляет в ЦБ пакет документов на регистрацию филиала. В целом, по словам банкиров, такая процедура занимает около двух месяцев, если регулятор не имеет претензий к документам. Российский банк может сразу направить в ЦБ документы на регистрацию филиала, минуя первый этап. Мера регулятора представляется весьма позитивной с точки зрения выравнивания конкурентных условий для всех российских банков, однако нельзя не заметить предложение Минфина (содержится в стратегии развития банковского сектора до 2015 года) законодательно закрепить запрет иностранным банкам открывать в России филиалы. До сих пор законодательно такой запрет не закреплен, но и норма, прямо разрешающая иностранным банкам открывать филиалы в России, отсутствует. Фактически на данный момент ни одного такого филиала не зарегистрировано [5].

Таким образом, вступление России в ВТО усиливает конкуренцию между банками и в то же время стимулирует российские банки повышать эффективность деятельности и их финансовую устойчивость.

Литература:

1. Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М., РИОР, 2009. - 236 с.

2. Суховерхов А. Банк с иностранным участием. www.banki.ru

3. Морозюк Ю.В., Морозюк С.Н. Человеческий фактор в управлении социально-экономическими системами. - М.: Финакадемия 2010. - 186 с.

4. Морозюк Ю.В., Морозюк С.Н. Человеческий фактор Психологические аспекты управления (В контексте обеспечения экономической безопасности). - М.: Финансовый университет 2011.-132 с.

5. http://bankir.rU/novos1:i/s/mos1:rannym-bankam-uprostya1:-razvitie-setei-10014234/#ixzz1v3uNJRrU

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.