Научная статья на тему 'Развитие профессиональной конкурентоспособности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в колледже'

Развитие профессиональной конкурентоспособности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / профессиональная подготовка / социальное партнерство / competitiveness / professional education / social partnership

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришин Алексей Владимирович

В статье рассматриваются особенности и организационнопедагогические условия повышения эффективности развития качеств конкурентоспособной личности специалиста в условиях колледжа. Представлены пути определения комплекса организационно-педагогических условий, способствующих формированию конкурентоспособности выпускников колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришин Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Competitiveness Development of To-be Specialists in the Process of the College Professional Education

The article dwells upon peculiarities and pedagogical conditions of an effective competitive personality development of a specialist in the process of college education. The complex of pedagogical conditions leading to the college graduates competitiveness formation is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной конкурентоспособности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в колледже»

УДК 373.6 ББК Ч 45/47

Гришин Алексей Владимирович

кандидат педагогических наук

Г. Челябинск Grishin Alexey Vladimirovich

Candidate of Pedagogics Chelyabinsk

Развитие профессиональной конкурентоспособности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в колледже Professional Competitiveness Development of To-be Specialists in the Process of

the College Professional Education

В статье рассматриваются особенности и организационно-педагогические условия повышения эффективности развития качеств конкурентоспособной личности специалиста в условиях колледжа. Представлены пути определения комплекса организационно-педагогических условий, способствующих формированию конкурентоспособности выпускников колледжа.

The article dwells upon peculiarities and pedagogical conditions of an effective competitive personality development of a specialist in the process of college education. The complex of pedagogical conditions leading to the college graduates competitiveness formation is presented in the article.

Ключевые слова: конкурентоспособность, профессиональная подготовка, социальное партнерство

Key words: competitiveness, professional education, social partnership

Практика современной рыночной экономики требует решения задачи формирования специалистов нового типа, конкурентоспособных, стремящихся к непрерывному повышению профессионального мастерства и обладающих высокой адаптационной и профессиональной мобильностью.

Конкурентоспособность, профессионализм и компетентность специалиста - это те качества, от которых зависят жизненные и трудовые успехи.

Направления функционирования и развития профессиональной школы в России базируется на законе РФ «Об образовании», Концепции модернизации российского образования до 2010г., Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025г., Федеральной программе развития российского образования на 2000 - 2005гг., Типовых положениях об образовательном учреждении профессионального образования (начальном, среднем и высшем учебном заведении) Российской Федерации.

Формирование конкурентоспособности студентов, факторы, содействующие и препятствующие ее совершенствованию, выявление ступеней роста профессиональных качеств личности специалиста и процесса его становления в ходе профессиональной подготовки - вот что должно исследоваться на основе системного, личностно-деятельностного и других методологических подходов.

В российской педагогике профессионального образования проблема формирования конкурентоспособности специалистов была раскрыта в социальном, экономическом, организационном и педагогическом аспекте. Это нашло свое отражение в трудах С.Я. Батышева, А.П. Беляева, В.М. Демина, Г.И. Ибрагимова, А.Я. Найна, Ю.Н. Петрова, П.Н. Осипова, Л.Г. Семушиной, Н.Г. Ярошенко и др.

Анализ литературы по проблеме нашего исследования позволяет сделать вывод, что формирование конкурентоспособности студентов профессиональных образовательных учреждений различных типов является важным этапом на пути становления личности профессионала, активного деятеля, способного творчески применять свои знания на практике. В частности исследователи на основании изучения опыта работы средней и высшей профессиональной школы выделяют ряд противоречий между:

- потребностью общества в конкурентоспособных, профессионально-компетентных специалистах и недостаточным уровнем их профессиональной подготовки в профессиональных образовательных учреждениях;

- необходимостью повышения эффективности профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов и недостаточной разработанностью программно-методического обеспечения процесса организации учебно-познавательной и учебно-трудовой деятельности (А.А.Ангеловский, В. А. Беликов и др.).

Важным аспектом решения проблемы формирования конкурентоспособного специалиста является определение качеств личности профессионала (специалиста). Одним из общих вариантов их выделения является следующий:

- компетентность (знание необходимых нормативных актов, владение специальными знаниями по профессии, осведомленность в смежных областях, широкий профессиональный кругозор);

- организованность (способность четко организовать свой труд и труд подчиненных, способность прогнозировать и планировать, координировать и регулировать, контролировать и анализировать профессиональную деятельность);

- предприимчивость (заинтересованность и инициативность во внедрении инноваций в профессиональную деятельность, совершенствовать ее технологию, улучшать условия труда);

- лидерство (способность к руководству и воспитанию деловых качеств у коллег, сотрудников, к выработке принципов организации труда);

- адаптивность (способность адаптироваться к новой ситуации и предпринимать адекватные подходы к решению возникающих профессиональных проблем, способность быстро и четко принимать решения);

- социальная ответственность (способность сочетать в работе государственные, корпоративные и личные интересы);

- работоспособность (способность в короткие сроки справляться с большим объемом работы, своевременно выполнять профессиональные обязанности);

- контактность (способность поддерживать контакты с другими участниками профессиональной деятельности, создавать атмосферу доверия, взаимной поддержки и взаимопонимания).

Мы предположили и экспериментально доказали, что эффективность процесса формирования конкурентоспособности студентов может быть обеспечена только на основе трудовой деятельности в процессе профессиональной подготовки. При этом важным является аспект реализации комплекса организационно-педагогических условий эффективности процесса подготовки студентов.

При определении комплекса организационно-педагогических условий эффективности развития конкурентоспособности студентов учреждения профессионального образования в процессе профессиональной подготовки мы исходим из предположения, что решение проблемы развития конкурентоспособности студентов, возможно при учете двух аспектов:

1) организационного - организация образовательного процесса в рамках модели;

2) личностного - взаимодействие субъектов образовательного процесса. В связи с этим речь идет об организационно-педагогических условиях.

С учетом определения общего понятия условий мы определяем организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности студентов учреждения профессионального образования в процессе профессиональной подготовки как совокупность внешних обстоятельств образовательного процесса, внутренних особенностей личности студента, учебно-профессиональной деятельности студентов, уровня профессиональной подготовки преподавателей учреждения профессионального образования, от которых зависит формирование и развитие профессионально значимых качеств личности конкурентоспособного специалиста.

При определении комплекса организационно-педагогических условий развития конкурентоспособности студентов учреждения профессионального образования мы учитывали взаимосвязи между понятиями «профессиональная конкурентоспособность студентов учреждения профессионального образования», «профессиональная подготовка» и учебно-профессиональная деятельность.

Мы также имеем в виду, что с одной стороны, комплекс организационно-педагогических условий относится к разработке стратегии развития профессионального образования в целом, с другой - является достаточно универсальным и может быть применен к разработке стратегии формирования конкурентоспособности будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки.

Для определения комплекса организационно-педагогических условий, способствующих формированию конкурентоспособности студентов, нами были намечены такие пути, как:

- фиксация социального заказа общества к средней профессиональной школе по уровню подготовки будущих специалистов;

- выявление специфики процесса профессиональной подготовки и учебно-профессиональной деятельности студентов;

- учет сущности конкурентоспособности будущих специалистов;

- системно-функциональная характеристика профессиональной подготовки будущих конкурентоспособных специалистов;

- учет требований методологических подходов (системного, деятельностного, личностно-профессионального и др.).

В основе разработки комплекса организационно-педагогических условий, по нашему мнению, может лежать идея непрерывности профессиональной подготовки - осуществление профессиональной подготовки на основе принципа непрерывности, ведущим аспектом которого является требование опережения обучения.

Важным педагогическим аспектом определения условий эффективности Вестник ЧГПУ72008 16

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ развития профессиональной конкурентоспособности студентов и эффективности их профессиональной подготовки является выделение и реализация общих принципов эффективности профессионального образования.

Мы в своем исследовании при определении комплекса условий несомненно должны руководствоваться основными положениями Закона «Об образовании», в частности учитываем, что основными принципами развития системы образования определяются следующие:

- приоритет общечеловеческих ценностей;

- свободное развитие личности;

- общедоступность образования;

- бесплатность общего образования;

- всесторонняя защита потребителя образования;

- единство образовательного пространства;

- выделение базового компонента образования;

-демократический государственно-общественный характер управления образованием;

- светский характер образования;

- возможность получения образования на родном языке;

- связь образования с национальными и региональными культурами и традициями;

- преемственность образовательных программ;

- вариативность образования;

- разграничение компетенций субъектов системы.

Важной особенностью Закона РФ "Об образовании" является требование об установлении (определении) стандарта образования, в том числе и профессионального. Государственный образовательный стандарт становится основной нормативной базой функционирования и развития образовательных систем.

Однако для реализации целого ряда принципов пока нет необходимых условий, в том числе и организационно-педагогических.

Исходя из вышесказанного, мы в рамках нашей концепции сформулировали положение, что эффективно развивать конкурентоспособность студентов учреждения профессионального образования в процессе профессиональной подготовки можно при выполнении комплекса следующих условий:

а) активизация учебно-профессиональной деятельности студентов как компонента процесса их профессиональной подготовки на основе выявленных интересов, склонностей, способностей;

б) использование личностно-профессиональной рефлексии как фактора развития конкурентоспособности студентов;

в) организация социального партнерства студентов на основе комплекса деятельности в процессе профессиональной подготовки;

г) реализация методической модели процесса профессиональной подготовки, ориентированной на развитие конкурентоспособности студентов.

Первое условие: активизация учебно-профессиональной деятельности студентов как компонента процесса их профессиональной подготовки на основе выявленных интересов, склонностей, способностей.

Суть этого условия мы видим в том, чтобы обеспечить развитие конкурентоспособности путем активизации учебно-профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки. Но с учетом общим принципов эффективности профессионального образования активизация осуществляется на основе выявленных особенностей студентов, определяющих их профессиональную направленность, творческую инициативность и самоорганизованность.

Ключевыми понятиями данного условия являются деятельность и активизация деятельности.

Развитие конкурентоспособности студентов учреждения профессионального образования на основе учебно-профессиональной

деятельности в процессе профессиональной подготовки зависит от уровня сформированности умений и навыков, способов деятельности, развития мотивационно-потребностной сферы личности студента.

Учебно-профессиональная активность студентов является одной из двух составных частей процесса профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста: первая - активность студента, вторая-активная деятельность преподавателя по активизации всех видов деятельности студентов.

Профессиональная активность студента мы рассматриваем как его отношение к содержанию и процессу учебно-профессиональной деятельности, стремление к эффективному овладению знаниями, умениями, опытом деятельности.

В ходе исследования мы приходим к выводу о необходимости активизации познавательной и практической деятельности на основе выявленных интересов, склонностей, способностей студентов на основе учебно-профессиональной деятельности в процессе формирования конкурентоспособности студентов учреждения профессионального образования.

Второе условие - использование личностно-профессиональной рефлексии как фактора развития конкурентоспособности студентов.

Рефлексивные процессы являются показателем осознанного отношения к процессу обучения и инструментом развития конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки. Процесс развития конкурентоспособности студентов становится управляемым с включением механизмов рефлексии, которые характеризуют самосознание человека, осмысление им оснований собственных действий и поступков. Кроме того, в качестве исходного момента рефлексия предполагает наблюдение человека за самим собой, своей деятельностью и способами её осуществления. На основе рефлексии строятся такие процессы, как самоанализ, самооценка,

самовоспитание, словом, идет самопроектирование субъекта, усвоение того, что он считает нужным иметь в своем «Я».

Рефлексия на основе учебно-профессиональной деятельности обеспечивает возможность субъектам и объектам профессиональной подготовки встать на точку зрения другого человека, сопоставить мотивы и потребности к рефлексивному преодолению затруднений в познавательном процессе.

Роль профессионально-личностной рефлексии в развитии конкурентоспособности студентов учреждения профессионального

образования заключается в следующем:

- рефлексия необходима при осуществлении учебно-профессиональной деятельности;

- на основе рефлексии осуществляется управление всеми видами деятельности студентов;

- рефлексия является одним из основных механизмов развития деятельности студента, ее творческих аспектов;

- рефлексия необходима при описании феноменологии и механизмов учебно-профессиональной деятельности студента для последующей трансляции и воспроизводства их в профессиональной деятельности.

Таким образом, профессионально-личностная рефлексия является инструментом развития конкурентоспособного будущих специалистов на основе учебно-профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки. Реализуя свои замыслы, учитывая особенности ситуации, конкурентоспособный специалист должен уметь выстраивать кооперации с различными людьми, анализировать, контролировать и оценивать результаты своей работы и вносить необходимые изменения.

Третье условие - организация социального партнерства студентов на основе учебно-профессиональной деятельности в процессе

профессиональной подготовки.

Как мы уже отмечали, взаимодействие всех субъектов и объектов процесса профессиональной подготовки является важным фактором его эффективности. Речь идет о взаимодействии студентов, преподавателей и работодателей. Учебно-профессиональная деятельность является способом реализации этого

взаимодействии.

Одной из актуальных проблем системы профессионального образования организацию постоянного взаимодействия с социальными партнерами для обеспечения функционирования этой сферы. О привлечении работодателей и других специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка говорится в перечне основных задач государства в сфере образования.

Понятие «социальное партнерство» в нашей стране подтверждено на государственном уровне: оно введено в новый Учебно-профессиональной кодекс Российской Федерации. В нем социальное партнерство трактуется как система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений.

С учетом предмета и цели нашего исследования социальное партнерство может рассматриваться как взаимовыгодное сотрудничество между студентами, преподавателями, учреждением профессионального обрзоавания в целом, работодателем (предприятием, заинтересованным в подготовке специалистов), городской службой занятости, городской администрацией.

В нашем исследовании в рамках социального партнерства существенную роль занимает организация учебно-профессиональной деятельности студентов в процессе производственного обучения и производственной практики в условиях предприятия.

Четвертое условие - реализация методической модели процесса профессиональной подготовки, ориентированной на развитие конкурентоспособности студентов.

В самом общем виде профессиональная подготовка включает в себя следующие компоненты - процесс овладения профессиональными знаниями, умениями, навыка, а также процесс формирования профессионально значимых качеств.

Мы придерживаемся подхода, согласно которому выделяются следующие основные элементы процесса профессиональной подготовки:

- человек и его сущностные характеристики;

- социально-экономическая среда, сфера культурной и духовной жизни общества;

- единая система непрерывного профессионального образования;

- система и процесс воспитания, обучения и развития обучающегося;

- педагогическая наука;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- инженер, педагог (мастер производственного обучения) (А.Я. Найн, Ф.Н.Клюева).

Кроме названных элементов мы выделяем также работодателя и посредника, в качестве которого выступает учреждение профессионального образования.

По нашему мнению, овладение учебной и профессиональной деятельностью возможно на основе определения их структуры, на основе выделения общих компонентов этих структур, то есть путем разработки и использования совмещенных алгоритмов учебно-профессиональной, учебной и профессиональной деятельности.

Обобщенный алгоритм совмещенной учебно-профессиональной деятельности и профессиональной подготовки студентов учреждения профессионального образования имеет следующий вид:

1. Формулирование целей образования.

2. Формирование мотивов образования.

3. Установление исходного уровня (состояния) образовательного процесса.

4. Разработка программы действий, предусматривающей основные переходные состояния процесса образования.

5. Получение по определенным параметрам информации о состоянии процесса образования.

6. Переработка информации, полученной по каналам обратной связи, выработка и внесение в учебный процесс корректирующих взаимодействий.

Таким образом, выделение и характеристика организационно-педагогических условий эффективного развития профессиональной конкурентоспособности студентов учреждения профессионального образования было осуществлено нами с учетом социального заказа общества к профессиональной школе по уровню подготовки будущих специалистов; особенностей учебно-профессиональной деятельности как компонента процесса профессиональной подготовки.

Сформулированные нами условия обеспечивают наибольший эффект при комплексной реализации. Организационно-педагогические условия развития профессиональной конкурентоспособности студентов на основе учебно-профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки являются необходимыми и достаточными. Без комплекса обозначенных условий не сможет эффективно функционировать методическая модель организации процесса профессиональной подготовки студентов учреждения профессионального образования.

Библиографический список

1. Амиргазин Е. К. Формирование профессиональной компетентности специалиста в СПО / Е. К. Амиргазин. - Кокчетав : Кокшетау университет, 2004. - С. 210-211

2. Найн А.Я., Клюев Ф.Н. Проблемы развития профессионального образования; региональный аспект. - Челябинск: Изд-во ин-та разв. проф. обр., 1998. - 264с.

3. Сумцова Н.В., Едронова В.Н. Обеспечение качества образования: пути повышения

эффективности учебного процесса // Высшее образование сегодня. - №6. - 2003. - С. 30-36.

4. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста //

Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. -С.20-26.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации // Российская газета. - 2002 -31 декабря. -С.21-29.

Bibliography

1. Amirgazin E. K. Formation of a Professional Competence in Specialized Secondary Education / E.K. Amirgazin. - Kokchetav: Kokchetay University, 2004. - P. 210-211

2. Nayn A.J., Klyuyev F.N. Problems of Professional Education Development: Regional Aspect. - Chelyabinsk: Institute of Professional Education Development Publishing House., 1998. - 264p.

3. Sumtsova N.V., Edronova V. V.N. Maintenance of Education Quality: Ways of Educational Process Efficiency Improvement // Higher Education Today. - №6. - 2003. - P. 30-36.

4. Tatur Yu.G. Competence in the Structure of Professional Training Quality Model // Higher Education Today. - 2004. -№ 3.-P.20-26.

5. The Labour Code of Russian Federation // Russian Newspaper. - 2002 - On December, 31st. - P.21-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.