Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособности выпускника вуза'

Организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособности выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИК ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / РЫНОК ТРУДА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогач О.В, Рябова Т.М.

Авторами рассматривается актуальная проблема формирования конкурентоспособности молодого специалиста на рынке труда как фактора успешности и эффективности его трудоустройства. Определены условия формирования конкурентоспособности студентов:активизация учебно-познавательной и практической деятельности студентов на основе выявленных склонностей, интересов и способностей обучаемых; применение педагогической рефлексии; организация социального партнерства как организационно-педагогического условия. В выводе подчеркивается необходимость создания в образовательном пространстве вуза комплекса обозначенных выше организационно-педагогических условий для реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогач О.В, Рябова Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования конкурентоспособности выпускника вуза»

О.В. Рогач

Кандидат социологических, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального

университета.

Rogach!Olga!Vladimirovna!

Candidate of sociological sciences, associate professor of the department of management and administration of russian state social university

Т.М. Рябова

Кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления Российского государственного социального

университета. Ryabova Tatyana Mikhailovna

Candidate of sociological sciences, associate professor of the Department of Management and Administration of Russian State Social University

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

Organizational-pedagogical conditions of formation of competitiveness of graduates.

Аннотация: Авторами рассматривается актуальная проблема формирования конкурентоспособности молодого специалиста на рынке труда как фактора успешности и эффективности его трудоустройства. Определены условия формирования конкурентоспособности студентов:- активизация учебно-познавательной и практической деятельности студентов на основе выявленных склонностей, интересов и способностей обучаемых; применение педагогической рефлексии; организация социального партнерства как организационно-педагогического условия. В выводе подчеркивается необходимость создания в образовательном пространстве вуза комплекса обозначенных выше организационно-педагогических условий для реализации педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вузов.

Ключевые слова: выпускник вуза, профессиональное образование, педагогическая рефлексия, рынок труда, конкурентоспособность

Abstract: the author considers the actual problem of formation of competitiveness of young specialist in the labour market as a factor in the success and efficiency of its employment. The conditions of formation of competitiveness of students:- intensification of educational-cognitive and practical activities of

students based on identified aptitudes, interests and abilities of learners; the use of pedagogical reflection; organization of social partnership as the organizational-pedagogical conditions. The conclusion stresses the necessity of creation in educational space of the University complex are indicated above the organizational-pedagogical conditions for the implementation of the pedagogical strategy of formation of competitiveness of the graduate schools.

Key words: graduate, professional education, pedagogical reflection, labor market, competitiveness

Существующая сегодня система отечественного профессионального образования переживает новый этап своего развития, связанный с необходимостью формирования конкурентоспособной личности выпускника вуза. Подписав Болонскую декларацию, Россия не просто стала участницей образовательной конкурентной борьбы на международном уровне, но и начала «отходить» от традиционных образовательных подходов, ориентируясь в перспективе на опыт других стран в сфере становления конкурентоспособного на рынке труда выпускника высшего учебного заведения.

Многие отечественные исследователи предпринимают попытки определить сущность и содержание понятия «конкурентоспособность», как ключевой категории результата становления высококлассного специалиста. Интерпретируя «конкурентоспособность» с позиции формирования комплексного свойства личности, которая обладает соответствующими психофизиологическими, интеллектуальными и прочими ресурсами, а также нравственными аспектами своего отображения, базовые составляющие конкурентоспособности представлены профессионализмом, психологической

готовностью субъекта к участию в конкурентной борьбе и спецификой

6

социально-экономического развития территории.

Исходя из того, что принцип личностно-ориентированного трудоустройства молодых специалистов заложен в современный подход к решению проблем молодежного рынка труда, при котором и личностные, и

6 См.: Белых И. Л., Шилова М.И. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. вып. 4 (94). С. 39-45.

профессиональные характеристики выпускника вуза увязываются с потребностями организаций в кадрах, проблема формирования конкурентоспособного выпускника вуза приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что именно становление и развитие у личности такого качества как «конкурентоспособность», видится выходом из ситуации сложившейся с трудоустройством выпускников вузов.

Опираясь на современные представления об экономической составляющей содержания профессионального образования, выпускника высшего учебного заведения можно рассматривать как некий продукт производства в сфере транслирования образовательных технологий и предоставления вузом образовательных услуг. Данный продукт образовательной деятельности в конечном итоге подлежит распределению и потреблению через рынок труда, где сам процесс оценивания потребителем его качества осуществляется посредством сравнительного анализа параметров продукта требованиям, установленным к конкретным рабочим местам. При всем этом становится вполне очевидным, что приоритетным вектором практической деятельности современных отечественных вузов (при формировании такого свойства выпускника как конкурентоспособность) выступает необходимость максимального удовлетворения потребностей работодателя.

Некоторые исследователи придерживаются мнения, что на сегодняшний день работодателей в большей степени интересует именно совокупность личностно-профессиональных качеств молодого специалиста, чем наличие самого документа об окончании высшего учебного заведения. Во много это стало следствием тех коренных изменений, которые произошли за последние десятилетия в характере системы взаимодействия между работодателями и вузами, а также государственными и негосударственными учреждениями касательно вопросов подготовки высококвалифицированных специалистов. По сути, от эффективности привлечения работодателем в целях оптимизации и

развития своего кадрового потенциала квалифицированных специалистов, зависят его рыночная «жизнеспособность» и темпы экономического развития.

В сложившихся условиях рыночной экономки и в условиях развития интеграционных, глобализационных процессов современного профессионального образования студенты высших учебных заведений не только слабо конкурентоориентированы, но и не готовы к ведению серьезной конкурентной борьбы за свое профессиональное благополучие и успех на рынке труда, хотя потребность в высококвалифицированных кадрах в настоящее время остается относительно высокой. Ситуация снижения спроса среди работодателей на молодых специалистов, трансформация требований к профессиональной подготовке в вузах, ослабление взаимосвязи между высшими учебными заведениями и работодателями, - все это в своей совокупности снижает возможность выпускников вузов получить желаемое трудоустройство. Неспособность выпускников ориентироваться и выживать в условиях конкурентной борьбы актуализирует вопросы внедрения в отечественную практику профессионального образования адекватных организационно-педагогических условий формирования

конкурентоспособного выпускника вуза. Их практическая реализация позволит устранить негативные факторы, снижающие возможность профессиональной самореализации выпускника вуза.

Не отрицая значимость, существующих видов организационно-педагогических условий, однако ранжируя их согласно степени влияния на становление конкурентоспособности будущего специалиста в процессе его профессиональной подготовки в вузе, мы предполагаем, что формирование конкурентоспособности студентов будет успешным при наличии следующих условий:

Активизация учебно-познавательной и практической деятельности студентов на основе выявленных склонностей, интересов и способностей обучаемых. Мы исходим из того, что для успешного формирования конкурентоспособности выпускника вуза является характерным ориентация

159

образовательного процесса на развитие активности студентов в их познавательной и практической деятельности. Это связано с тем, что учебно-познавательная активность учащихся вузов выражается в деятельном состоянии студентов, предпринимаемых ими волевых действиях, а также напряженности внимания и всестороннем глубоком интересе к знаниям. Кроме того, активизация учебно-познавательной и практической деятельности студентов на основе выявленных склонностей, интересов и способностей обучаемых определяет их умение в самостоятельном порядке осуществлять планирование и организацию процесса познания, реализовывать контрольные мероприятия и производить оценивание своих образовательных результатов.

Вместе с тем активность обучаемых выступает своеобразным «пусковым механизмом», проявителем потребностно-мотивационной, морально-волевой и операционно-познавательной сторон личности студента. Таким образом, мы полагаем, что становление конкурентоспособных свойств и качеств личности студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузе детерминировано не только уровнем сформированности навыков и умений обучаемых, активизацией их мыслительной деятельности, но и зависит от степени развития мотивационно-потребностной сферы личности студента, где одной из ведущих потребностей выступает именно познавательная.

Согласно педагогической теории, учебно-познавательная и практическая деятельность студентов выступают составной частью дидактического процесса профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста в высшем учебном заведении. Исходя из данного положения, процесс формирования конкурентоспособности студента-выпускника высшего учебного заведения следует рассматривать не с позиции усиления его самодеятельности, а с точки зрения мобилизации преподавателем посредством использования специальных методик и средств интеллектуального, физического и нравственно-волевого потенциала обучаемых на достижение поставленных целей обучения.

Одним из принципиальных вопросов в эффективной реализации данного процесса в высшем учебном заведении выступает корректировка системы обучения, которая приводит к трансформации позиции студента в учебно-познавательной деятельности. Важно создать такую среду, в контексте которой студент выступает не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом взаимосвязанной практической деятельности. Указанный подход к организации учебно-воспитательной деятельности в вузе предполагает применение определенного инструментария, который обеспечивал бы его реализацию. В образовательном процессе таковыми являются средства, методы и формы обучения, используемые профессорско-преподавательским составом высшего учебного заведения.

К примеру, к методам, активизирующим учебно-познавательную и практическую деятельность студентов в процессе формирования их профессиональной компетентности, можно отнести деловые игры, которые в значительной степени способствуют росту активности обучаемых, формированию у студентов умений проводить анализ ситуации в фокусе разработки оперативных и стратегических целей и условий их успешного достижения.

Мы полагаем, что активизация учебно-познавательной и практической деятельности студентов на основе выявленных склонностей, интересов и способностей обучаемых даст студенту возможность «примерить» на себя вид профессиональной деятельности или конкретную специализацию, будет способствовать осознанию своих сильных и слабых сторон.

Применение педагогической рефлексии, обеспечивающей становление конкурентоспособности студентов вузов в процессе их профессиональной подготовки в высшем учебном заведении. Педагогическая рефлексия предполагает проведение студентом самоанализа и самооценки, а также осуществление учащимся самоконтроля своей образовательной и профессиональной деятельности, в целях поиска возможных направлений и оптимальных способов роста качества решений, стоящих перед ним задач.

161

Таким образом, применение педагогической рефлексии обеспечивает формирования профессиональных компетенций выпускников вуза и, соответственно, его конкурентоспособности на современном рынке труда.

Важное методологическое значение имеет тот факт, что рефлексия опосредует формирование внутренних мотивов и ценностных установок личности студента, а рефлексивные процессы ориентированы на развитие его самосознания, осмысление им своего состояния, выраженного во внутренних психологических актах и предпосылках своей мыслительной деятельности, а также через осмысление студентом действий стейкхолдеров образовательного пространства. Поэтому мы полагаем, что рефлексивные процессы являются инструментом, использование которого обеспечивает формирование личности конкурентоспособного специалиста в процессе его профессиональной подготовки в высшем учебном заведении.

Кроме того, развитие у студента рефлексивных способностей как своеобразного механизма самоопределения, самопознания и самоорганизации обуславливает перспективу применения личностно-ориентированного подхода к обучению. Развитие познавательной рефлексии обучаемых должно быть реализовано в специально сформированных для этого дидактических условиях, когда преподаватель и учащийся намерены в рамках совместных действий (взаимодействуя друг с другом) решать проблему. Условная равнозначность позиций педагога и студента позволяет признать за последним право на наличие собственной позиции в оценке и суждениях, своего оригинального взгляда на протекающие процессы, события и явления, которые студент может, аргументировано отстаивать в рамках учебного занятия. В свою очередь задача педагога заключается в отказе от категоричности в своих оценках и суждениях. Это не предполагает необходимость устранения оценивания как такового, а лишь несколько трансформирует его авторство, так как обучаемый наделяется правом проводить самооценку.

Мы полагаем, что добиться формирования конкурентоспособного выпускника вуза в реальной практике профессионального образования возможно только в рамках организации рефлексивной деятельности всех участников образовательного процесса. Кроме того процесс становления конкурентоспособности выпускника высшего учебного заведения с включением механизмов рефлексии становится управляемым, в связи с наличием самосознания студента, осмысления им оснований собственных поступков и действий. Данное обстоятельство определяет рефлексию как фактор формирования и наращивания профессионализма обучаемых, который проявляется в их способности к непрерывному, целенаправленному личностному и профессиональному самосовершенствованию, а также творческому росту на базе использования психологических механизмов саморегуляции и самоанализа.

Организация социального партнерства как организационно-педагогического условия формирования конкурентоспособности студентов вузов весьма актуально. Однако, на примере высшей школы государств с рыночной экономикой, хотелось бы еще раз заметить, что при наличии систематических сложностей и барьеров на пути подготовки высококвалифицированных, а, главное, конкурентоспособных молодых специалистов, чьи личностные и профессиональные характеристики соответствуют требованиям работодателей, решающее значение приобретает тесное сотрудничество между социальными партнерами, в лице предпринимателей, общественных организации, иных заинтересованных субъектов и, соответственно, высшими учебными заведениями.

Осознавая необходимость реализации данного организационно-педагогического условия в отечественной практике профессионального образования, в качестве одной из ведущих задач по модернизации содержания образования в высших учебных заведениях стоит - восстановление и укрепление взаимодействия высшей школы с практической стороной профессиональной подготовки специалистов. Другими словами с

163

работодателями и иными социальными партнерами. Обратим внимание, что и Министерство образования РФ в качестве одной из значимых проблем системы профессионального образования выделяет налаживание связи вузов с социальными партнерами для повышения эффективности функционирования и развития данной сферы.

Мы полагаем, что налаживание социального диалога между работодателями, службами занятости и, собственно, высшими профессиональными образовательными учреждениями должно оказать положительное воздействие на становление в профессиональном учреждении качественно новой организационно-педагогической системы. Это обусловлено тем, что в процессе осуществления социального диалога между участниками происходит становление мотивационной среды, в контексте которой субъекты педагогического процесса ориентируются на формирование востребованных и конкурентоспособных свойств и качеств личности молодого специалиста, полную реализацию своего интеллектуального, творческого и физического потенциала, профессиональных способностей и требуемых компетенций.

К.Г. Кязимов, исследуя различные аспекты профессионального обучения незанятого населения и безработных граждан, указывает на необходимость тесного взаимодействия образовательных учреждений, службы занятости населения и работодателей (организаций). Автор особо обращает внимание, что одним из приоритетных условий становления конкурентоспособности кадров, а также их последующего трудоустройства, выступает оптимизация процессов сотрудничества между вузами, работодателями и службами занятости. Проводя классификацию систем профессионального образования, К.Г. Кязимов выделяет три базовых типа -вузовскую, профессиональную и смешанную. В рамках смешанной системы профессионального обучения, которая показывает лучшие результаты, вуз и работодатель в совместном порядке дают молодым специалистам

7 См.: Кязимов К.Г. Взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда. - М.: Академия профессионального образования, 2005.

квалификацию. С этой точки зрения на организацию профессиональной подготовки она определяется по следующим показателям:

• степень ориентационной направленности студентов на получение перспективных профессиональных специализаций и достижение адекватного соответствия требования социально-экономического развития территории (общества, страны);

• степень развития у студентов умения преодолевать сложности в учебно-познавательной и практической деятельности, а также готовность обучаемых учиться на протяжении всей своей жизни;

• становление основ для «безболезненного перехода» в трудовой жизни, как на другие профессиональные задачи, так и в иные сферы профессиональной деятельности.

В свою очередь, В.Д. Рахманов обращает внимание на тот факт, что организация социального партнерства как организационно-педагогическое условие формирования конкурентоспособности студентов вузов предполагает процесс налаживания теоретического обучения учащихся с полноценной трудовой деятельностью по будущей специальности (постоянное чередование), а не с обычной учебно-производственной практикой. 8

В трудах С.Я. Батышева, акцентирующего свое исследовательское внимание на организации социального партнерства как организационно-педагогическом условии формирования конкурентоспособности студентов вузов, также говорится о необходимости профессионального обучения кадров непосредственно в организации. Более того, рассматривая профессиональное обучение в компании работодателя, с позиции маркетинга, автор стратегически обоснует значимость социального партнерства в перспективных планах социально-экономического развития страны.

Мы полагаем, что процесс организации социального партнерства несет в себе интегративную функцию всей системы обучения и воспитания студентов

8 См.: Рахманов В. Д. Обучение производственного персонала на предприятиях за рубежом. Соединенные Штаты Америки. М.: Трудрезервиздат. - 1957. - 112с.

в вузе, развитии у них профессиональных компетенций. Профессиональное обучение студентов в тандеме с работодателем обеспечивает глубокую проверку качества и прочности, полученных студентом по всем предметам знаний, формирование у них умения переносить приобретенные знания на решение профессиональных задач, становление и развитие социально значимых профессионально необходимых качеств личности молодого специалиста, формирование основ профессионального мастерства.

Организация, как потенциальный работодатель, обладает правом вносить предложения по оптимизации содержания или совершенствованию обучения студентов, согласно требованиям выбранной трудовой деятельности. Элементом организации социального партнерства в условиях предприятия может стать предварительная подготовка профессорско-преподавательского состава (в частности, преподавателей специальных дисциплин), которая предполагает осуществление совместного совещания с наставником (представитель работодателя) по вопросам профессиональной деятельности студентов, совместное утверждение преподавателем и наставником от организации программы и плана производственного обучения, видов и графика, выполняемых студентов работ и пр.

Интегративное представление организованно-педагогического условия в разрезе: государство, предприятия и учреждения профессионального образования, обеспечивает возможность для активизации личностного потенциала студента, проявления его интеллектуальных и творческих способностей, профессионального саморазвития в ходе накопления практического опыта решения профессиональных задач. Другими словами результатом, целенаправленного создания условий социального партнерства, обеспечивающих активное взаимодействие высших учебных заведений и частного сектора в контексте формирования и развития профессиональных компетенций студентов, становится формирование конкурентных преимуществ студента-выпускника на современном рынке труда.

Частный сектор, предоставляя учащимся рабочие места, принимает участие не только в отработке последними учебно-производственной практики или программ производственного обучения, но и должен принимать непосредственное участие в аттестации студентов с целью отбора наиболее подготовленных, тех, кто во время работы в организации показал наивысшие результаты. По инициативе компаний с наиболее конкурентоспособными студентами возможно заключение контрактов, обеспечивающих их дальнейшее трудоустройство.

Итак, мы полагаем, что без создания в образовательном пространстве вуза комплекса обозначенных выше организационно-педагогических условий не представляется возможным реализация педагогической стратегии формирования конкурентоспособности выпускника вузов.

Список литературы:

1. Белых И.Л., Шилова М.И. Формирование конкурентоспособности выпускника вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. вып. 4 (94). С. 39-45.

2. Кязимов К.Г. Взаимодействие учреждений профессионального образования с рынком труда. - М.: Академия профессионального образования, 2005.

3. Кулиш Т.Е., Пунина Г.А. Условия труда и их влияние на здоровье человека. Материалы Ивановских чтений. 2016. № 4-2 (9). С. 66-72.

4. Булыга К.А., Пунина Г.А. Методы оценки условий обучения при отборе. Материалы Ивановских чтений. 2016. № 4-1 (8). С. 7-10.

5. Рахманов В.Д. Обучение производственного персонала на предприятиях за рубежом. Соединенные Штаты Америки. М.: Трудрезервиздат. - 1957. - 112с.

6. Рогач О.В. Предпосылки становления государственно-общественного управления образованием в России. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 4. С. 203-208.

7. Рогач О.В. Перспективы использования механизма социального партнерства в образовательном пространстве средней школы. // Социодинамика. — 2017. - № 1. - С. 16-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.