Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности педагогов с учетом требований профессионального стандарта «Педагог»'

Развитие профессиональной компетентности педагогов с учетом требований профессионального стандарта «Педагог» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
913
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / САМОАНАЛИЗ И САМООЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ДЕФИЦИТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / СТАТУСНЫЕ ЗВАНИЯ ПЕДАГОГОВ / PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS / SELF-EXAMINATION AND SELF-APPRAISAL OF PROFESSIONAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE DEFICIT / INDIVIDUAL PLANS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENTS / THE TEACHERS' STATUS RANKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсиевская Ирина Николаевна

В статье рассматривается процесс подготовки к переходу образовательных организаций Алтайского края на работу в условиях действия профессионального стандарта «Педагог». Автор делится с читателями опытом, проблемами и перспективными задачами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсиевская Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TEACHERS’ PROFESSIONAL COMPETENCE ON THE BASIS OF REQUIREMENTS OF PROFESSIONAL STANDARDS «TEACHER»

In the article the process of preparation for the transition of educational organizations of the Altai Territory to work in the conditions of professional standard «Teacher» is examined. The author shares the experience, problems, and future tasks.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности педагогов с учетом требований профессионального стандарта «Педагог»»

тотранспорта, учебно-производственного участка кузовного ремонта. Это обусловлено дефицитом специалистов в данной сфере.

Благодаря имеющемуся замкнутому производству, студенты осваивают на практике полный цикл ремонтных работ по автотранспорту, что помогает им определиться со сферой ремонта и обслуживания для работы в дальнейшем. Такой практический опыт дает возможность легче адаптироваться к выполнению своей работы на более высоком уровне.

В настоящее время в многофункциональном центре прикладных квалификаций ресурсного центра автосервиса и дорожного хозяйства ведется обучение специалистов автотранспортного и дорожно-строительного направления по интегрированным программам. Рабочие учебные планы разрабатываются и согласовываются с потенциальными партнерами: ООО «Сиб-автобан», ООО «Сибмост», оОо «НВН-Сервис» (СТО), ООО «Автокомплекс „Автолайн"», ООО «НСК-Авто», ООО «Промис», ООО «Maxi Pro», ООО «Успех», ООО «Автомастерская 54» (СТО), МУП «САХ» и др. Социальные партнеры также принимают участие в формировании материальной базы. Разработаны и внедрены совместно с организациями отрасли учебные модули, учебно-методические материалы, программы профессионального образования, по которым проводится обучение. Это предприятия: ООО «СибТТК», ЗАО «Сибцентр-98», ООО «Кранбаш-сервис», ОАО «Новосибирскавтодор», ОАО «Но-восибирскагропромдорстрой» и др.

По окончании обучения проводится оценка результатов в форме экзамена и дипломного проектирования. Участие социальных партнеров

ведется по следующим направлениям: мониторинг качества подготовки специалистов, участие работодателей в работе государственной аттестационной комиссии.

Первые итоги деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций, созданного на базе ресурсного центра автосервиса и дорожного хозяйства: подготовлены специалисты по программам профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки — 462 человека; в том числе 354 человека по договорам с предприятиями (организациями).

Группы обучающихся на базе ресурсного центра сформированы на основе договоров и контрактов со службой занятости в количестве 15 единиц на сумму 855 247,35 рубля; договоров с 27 предприятиями на сумму 4 255 306,5 рубля; договоров с 56 физическими лицами.

1. Глотова Н. И. Стратегия совершенства подготовки кадров [Электронный ресурс] // Транспортная стратегия XXI век. - 2012. - № 16. - URL: http://www.sovstrat.ru/ journals/transportnaya-strategiya-21-vek/numbers/ nom-trans-16-201.html (дата обращения: 15.07.2016).

2. Романченко М. К. Опыт создания образовательного учреждения многоуровневого непрерывного профессионального образования по подготовке рабочих и специалистов // Образование и наука в современных условиях : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 26 июня 2016 г.) / редкол. О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (8). — С. 157-159. — DOI: 10.21661/r-111869.

3. О Методических рекомендациях по вопросу формирования многофункциональных центров прикладных квалификаций [Электронный ресурс] : письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.03.2013 г. № 06-115 URL: http://docs.cntd.ru/ document/499016371 (дата обращения: 06.09.2016).

УДК/UDC 371.1 И. Н. Овсиевская

I. Ovsievskaya

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ»

DEVELOPMENT OF TEACHERS' PROFESSIONAL COMPETENCE ON THE BASIS OF REQUIREMENTS OF PROFESSIONAL STANDARDS «TEACHER»

В статье рассматривается процесс подготовки к переходу образовательных организаций Алтайского края на работу в условиях действия профессионального стандарта «Педагог». Ав-

тор делится с читателями опытом, проблемами и перспективными задачами.

In the article the process of preparation for the transition of educational organizations of

the Altai Territory to work in the conditions of professional standard «Teacher» is examined. The author shares the experience, problems, and future tasks.

Ключевые слова: профессиональная компетентность педагогов, самоанализ и самооценка профессиональной компетентности, дефициты профессиональной компетентности, индивидуальные планы профессионального развития, статусные звания педагогов.

Keywords: professional competence of teachers, self-examination and self-appraisal of professional competence, professional competence deficit, individual plans of professional developments, the teachers' status ranks.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее — профессиональный стандарт «Педагог», или ПСП) [2] предназначен для решения серьезнейших задач управления в сфере образования: формирования кадровой политики в управлении персоналом, организации обучения и аттестация работников, заключения трудовых договоров, разработки должностных инструкций и установления системы оплаты труда. Профессиональный стандарт «Педагог» является важнейшим инструментом управления качеством образования, регламентирующим требования к квалификации учителя и воспитателя дошкольной образовательной организации (ДОУ) в том числе.

Данный документ имеет большое значение для решения задач управления качеством образования, поэтому в Алтайском крае развернута системная работа по подготовке руководителей и педагогов организаций общего образования к его внедрению. Эта работа проводилась в 2014-2015 годах в рамках деятельности федеральной стажировочной площадки «Улучшение качества государственно-общественного управления образованием на основе его децентрализации и распределенности» на базе Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования (АКИПКРО) по двум направлениям: повышение квалификации и аттестация педагогических работников. В 2016 году работа продолжена на основе регионального плана проектной командой, в состав которой входят сотрудники института повышения квалификации работников образования, педагоги и руководители 22 базовых образовательных организаций.

Мы начинали работу по освоению содержания профессионального стандарта «Педагог» с анализа перечня компетентностей, определяемых действующим Единым квалификационным справочником должностей руководителей [1], специалистов и служащих (ЕКС) и профессиональным стандартом «Педагог». Результатом анализа стало выделение профессиональных компетентностей учителей и воспитателей ДОУ, владение которыми не предусматривал ЕКС. Это стало отправной точкой организации работы по изучению педагогами профессионального стандарта.

В освоении содержания профессионального стандарта педагога большую роль сыграли общественно-профессиональные организации, такие как Ассоциация лучших школ Алтая, Губернаторский клуб учителей-новаторов,клуб «Учитель года Алтая», учебно-методические объединения педагогических работников. Они организовали обсуждение содержания стандарта. Одновременно на сайте АКИПКРО был создан интерактивный форум, на страницах которого шел обмен мнениями представителей педагогической общественности края. Высказывания педагогов и руководителей образовательных организаций не были однозначно положительными, многие отмечали сложность данного документа и отсутствие методических рекомендаций для его применения в практической работе.

На данном этапе члены проектной команды определили важные задачи — организовать работу по овладению учителями и воспитателями ДОУ содержанием профессионального стандарта, провести самоанализ и самооценку профессиональной компетентности в соответствии с требованиями ПСП. Для решения этих задач был разработан оценочный инструментарий и методические рекомендации по его использованию [6]. В 2014 году его апробация проходила на курсах повышения квалификации АКИПКРО, в 2015 году — в пилотных образовательных организациях.

В процедуре самоанализа и самооценки профессиональной компетентности в 2015 году приняли участие 183 педагога из 23 пилотных образовательных организаций: 73,7 % — учителя, 26,3 % — воспитатели ДОУ. Отдельным этапом этой работы стало проведение самооценки и выявление так называемых дефицитов профессиональной компетентности учителей математики и русского языка (модули «Предметное обучение. Математика», «Предметное обучение. Русский язык»), в кото-

ром приняли участие 44 учителя математики, 49 учителей русского языка из 13 пилотных образовательных организаций (56 %).

Как показали результаты самооценки, практически всем педагогам требуется помощь в развитии умений организации воспитательной работы; в освоении психолого-педагогической компетентностью; оценке метапредметных результатов обучения; использовании специальных подходов к образованию детей с ОВЗ, девиантным поведением; разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающегося и др.

Дефициты профессиональной компетентности учителей математики проявились в организации дистанционного обучения математике, проведении работы с родителями по проблематике математической культуры, формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, положительного восприятия интеллектуальных достижений одноклассников.

Дефициты учителей русского языка заключаются в недостаточном умении организовывать публичные выступления обучающихся, в том числе о дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции; участие обучающихся в театральных постановках; создание ими анимационных и других видеопродуктов. Учителя испытывают затруднения в формировании у обучающихся установки на коммуникацию, в том числе в гипермедиаформате, в формировании культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций.

Для педагогов дошкольных образовательных учреждений характерны следующие дефициты: организация самостоятельной деятельности детей, методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, оказание адресной помощи детям, специальные методы кор-рекционно-развивающей работы, разработка рабочей программы по вопросам формирования предпосылок универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, владение информационно-коммуникационными технологиями.

По результатам самоанализа и самооценки профессиональной компетентности педагогов пилотных образовательных организаций

членами проектной команды был составлен обобщенный перечень дефицитов профессиональной компетентности, который используется при определении тематики и содержания курсов повышения квалификации, при планировании деятельности предметных учебно-методических объединений педагогов. Руководители пилотных образовательных организаций на его основе проектируют дифференцированные программы развития профессиональной компетентности учителей и воспитателей ДОУ и разрабатывают технические задания на повышение квалификации педагогов [7].

В 2016 году во всех образовательных организациях общего образования края учителями и воспитателями ДОУ проведена самооценка профессиональной компетентности в соответствии с требованиями профессионального стандарта, на основе которой составлены планы индивидуального развития профессиональных компетенций педагогов. Решение этой задачи на практике вызвало ряд затруднений как у педагогов, так и руководителей образовательных организаций. Среди них можно выделить трудности психологического и организационного характера. Однако практика показала, что в образовательных организациях, в которых руководители провели серьезную разъяснительную и мотивационную работу, у педагогов не возникало эмоционального напряжения при проведении самооценки.

Организационно-методическое сопровождение этой работы осуществляют члены команды проекта АКИПКРО «Научно-методическое сопровождение подготовки к введению профессионального стандарта «Педагог». В рамках этой деятельности проведено 4 веби-нара для руководителей школ и ДОУ края, консультации по запросам.

По результатам мониторинга планирования профессионального развития педагогов, самоанализа и самооценки профессиональной деятельности и с учетом требований ПСП — более 94 % учителей и воспитателей образовательных организаций края провели самоанализ и самооценку профессиональной компетентности. Около 87,0 % педагогов образовательных организаций системы общего образования края подготовили индивидуальные планы профессионального развития, в которых предусмотрели мероприятия по преодолению выявленных дефицитов профессиональной компетентности [5].

В новом учебном году руководителям образовательных организаций предстоит работа

по обобщению информации индивидуальных планов профессионального развития педагогов и разработке дифференцированных программ развития профессиональной компетентности педагогических работников [3]. Для преодоления дефицитов профессиональной компетентности педагогов руководителям образовательных организаций рекомендовано использовать ресурсы учебно-методических объединений, профессиональные достижения конкретных педагогов, потенциал системы повышения квалификации региона.

Следует отметить, что серьезная работа проведена в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования по разработке и корректировке персонифицированных программ повышения квалификации. Как уже отмечалось ранее, основанием для заказа на персонифицированное повышение квалификации стали результаты самоанализа и самооценки профессионального развития педагогов — выявленные профессиональные дефициты, сформулированные на языке компетенций. Содержание рабочих программ учебных модулей направлено на освоение и развитие конкретных компетенций, процесс и результат овладения которыми зафиксирован в паспорте компетенции.

Для оценки степени овладения учителями и воспитателями ДОУ содержанием профессионального стандарта в 2014 году были разработаны тестовые задания и методические рекомендации по организации тестирования в онлайн-режиме. Выполнить задание в тестовой форме предлагается учителям и воспитателям ДОУ, обучающимся на курсах повышения квалификации в АКИПКРО. Назначение тестирования носит диагностический характер: для педагога — самооценка знания требований ПСП, для организаторов тестовой процедуры — основания для корректировки программы повышения квалификации по овладению содержанием ПСП. За 2014-2016 годы тест «Знание содержания профессионального стандарта «Педагог»» выполнили 3200 педагогов.

В результате тестирования учителей выявились затруднения:

• в области умений, необходимых для реализации:

— общепедагогической функции «обучение» — у 59,5 % респондентов;

— общепедагогической функции «воспитательная деятельность» — 41, 3 %;

— общепедагогической функции «развивающая деятельность» — 62 %;

— педагогической деятельности по проектированию и реализации программ — 51,5 %;

• в области реализации трудовых действий:

— общепедагогической функции «обучение» — 39,2 % респондентов;

— общепедагогической функции «воспитательная деятельность» — 41 %;

— общепедагогической функции «развивающая деятельность» — 52 %;

— педагогической деятельности по проектированию и реализации программ — 53,6 %.

Работа по преодолению выявленных затруднений организуется как в рамках курсовой подготовки, так и в процессе самообразования.

Профессиональный стандарт педагога является основой для осуществления дифференцированной оценки профессионального развития педагогов, которая в свою очередь направлена на стимулирование непрерывного развития профессиональной компетентности педагогов, повышение престижа профессии учителя, воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Членами проектной группы были определены основания для выделения уровней дифференциации профессиональной компетентности педагогов:

— мера самостоятельности в осуществлении профессиональной деятельности;

— характер и уровень решаемых задач;

— характер и уровень имеющихся знаний;

— характер и уровень распространения опыта.

Используя данные основания, были выделены 4 уровня профессиональной компетентности, определены характеристики каждого уровня в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог» и соответствующие им так называемые статусные звания:

— «педагог-наставник» — учитель, воспитатель ДОУ, имеющий первую или высшую квалификационную категорию, успешный опыт участия в проведении стажировок и успешное осуществление наставнической деятельности;

— «педагог-методист» — учитель, воспитатель ДОУ, имеющий первую или высшую квалификационную категорию, обобщение собственного опыта, получившего признание в ходе общественно-профессиональной экспертизы, в процессе стажировок, опубликованный на муниципальном, окружном или региональном уровнях;

— «педагог-мастер» — учитель, воспитатель ДОУ, аттестованный на высшую квалификационную категорию, имеющий опыт руководства инновационной деятельностью группы, опубликованные методические статьи в периодических изданиях, сборниках научно-практических конференций. Участвует в проведении стажировок на уровне образовательного округа, края;

— «педагог-исследователь» — учитель, воспитатель ДОУ, аттестованный на высшую квалификационную категорию, имеющий опыт руководства инновационным проектом, проведения обучающих мероприятий, стажировок для учителей края,страны. Реализует исследовательскую позицию в рамках профессиональной педагогической деятельности и публикует методические статьи по ее результатам в периодических изданиях, сборниках научно-практических конференций на федеральном уровне, ведет персональный методический блог.

Присвоение статусного звания осуществляется на основе оценки уровня профессиональной компетентности педагога в соответствии с требованиями ПСП.

На наш взгляд, присвоение статусных званий в образовательных организациях — один из возможных шагов по пути «горизонтальной карьеры» педагога и поощрение его профессионального развития.

Выполненные проектной группой разработки по дифференциации профессиональной компетентности педагогов на основе ПСП были предложены для обсуждения пилотным образовательным организациям и получили положительную оценку, что стало основанием для разработки примерного порядка присвоения образовательной организацией Алтайского края статусных званий педагогическим работникам на основе дифференцированной оценки уровня их профессионального развития [4]. Примерный порядок прошел процедуру согласования с Алтайским краевым отделением профсоюза работников образования и науки и был рекомендован пилотным образовательным организациям. Для присвоения статусных званий в пилотных школах и ДОУ были разработаны и утверждены локальные акты «Об утверждении порядка присвоения статусных званий педагогическим работникам на основе дифференцированной оценки уровня их профессионального развития», созданы комиссии по присвоению статусных званий.

Первым шагом к получению статусного звания является самооценка педагогом соб-

ственной профессиональной деятельности, отражающая степень владения компетенциями, необходимыми для учителя, воспитателя ДОУ, претендующего на определенное статусное звание. Для проведения самооценки педагогам предлагаются листы самооценки профессионального развития в соответствии с ПСП, разработанные для должностей «учитель» и «воспитатель» с учетом четырех уровней профессионального развития. Результаты самооценки профессионального развития вместе с заявлением педагога или представлением руководителя предметного учебно-методического объединения педагогов уровня образовательной организации (обязательно согласуется с руководителем учебно-методического объединения муниципального уровня, о чем свидетельствует гриф «Согласовано») передаются в комиссию образовательной организации.

Педагогу важно показать членам комиссии результаты собственной профессиональной деятельности, соответствующие содержательным характеристикам звания, на которое он претендует. Результаты профессиональной деятельности педагога могут быть оформлены в виде портфолио.

Комиссия по присвоению статусных званий может использовать результаты оценки профессиональной деятельности, полученные в процессе аттестации педагога на квалификационную категорию, если процедура присвоения статусного звания и аттестация педагога совпадают по времени.

В 2015 году комиссиями по присвоению статусных званий 11 пилотных образовательных организаций присвоены статусные звания 23 педагогам. Звание «педагог-методист» — 8 педагогам, из них аттестованы на первую категорию — 1 человек, на высшую — 7 человек. Звание «педагог-наставник» присвоено 13 педагогам, из них аттестованы на первую категорию — 5 человек, на высшую — 8 человек. Звание «педагог-мастер» присвоено 2 педагогам, аттестованным на высшую категорию.

Положительное отношение к получению статусных званий высказали 66,6 % педагогов образовательных организаций, 33,4 % — относятся неоднозначно. В 2016 году планируется присвоение статусных званий еще 10 педагогам пилотных образовательных организаций.

Таким образом, организованная в крае работа по подготовке к введению ПСП нацелена на развитие профессиональных компетенций учителей и воспитателей ДОУ. Но из-за отсутствия федеральных нормативных документов,

разработанных в соответствии с положениями ПСП и определяющих перечень и наименование должностей педагогов, регламентирующих процедуру аттестации и прочего, невозможно на региональном уровне спроектировать должностные инструкции, разработать инструментарий и методику оценки профессиональной компетентности педагогов в процессе их аттестации и при приеме на работу.

1. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» : приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 761н.

2. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г. № 544н.

3. Калашникова Н. Г., Жаркова Е. Н. Построение дифференцированной программы персонифицированного раз-

вития педагогов на основе оценки уровня соответствия компетенций педагога содержанию трудовых функций профессионального стандарта : метод. рекомендации. — Барнаул : АКИПКРО, 2015. — 52 с.

4. Организация аттестационной экспертизы с учетом профессионального стандарта : метод. рекомендации / сост.-разр. И. Н. Овсиевская. — Барнаул : АКИПКРО, 2015. — 104 с.

5. Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности : метод. рекомендации / сост. Т. Г. Блинова, Е. Н. Жаркова, И. Н. Стукалова, И. Н. Овсиевская. — Барнаул : КГБУ ДПО АКИПКРО, 2016. — 18 с.

6. Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог» : метод. рекомендации /сост. Н. Г. Калашникова, Е. Н. Жаркова, Т. Г. Блинова, И. Н. Стукалова. — Барнаул : КГБУ ДПО АКИПКРО, 2016. — 20 с.

7. Жаркова Е. Н., Калашникова Н. Г. Формирование индивидуальных технических заданий на повышение квалификации учителей (воспитателей) с учетом выявленных в ходе оценки квалификации дефицитов компетенций с точки зрения требований профессионального стандарта : метод. рекомендации. — Барнаул : АКИПКРО, 2015. — 39 с.

УДК/UDC 378.046.4+373 Е. В. Шамарина

E. Shamarina

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ORGANIZATION OF TRAINING SPECIALIST FOR SMALL SCHOOLS IN THE MODERN PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Работа выполнена при финансовой поддержке гранта ректора Алтайского государственного педагогического университета (г. Барнаул) в 2016 году.

В статье обобщен опыт организации подготовки специалистов для сельской малокомплектной школы, предложены его вариативные модели. Рассматриваются перспективные направления и формы сетевого взаимодействия педагогических вузов, способные интегрировать ресурсы по оптимизации процесса подготовки педагога для сельской малокомплектной школы.

The article presents a generalized experience of training for the rural ungraded schools, optional models of its preparation are offered for the consideration of areas and forms of networking

of pedagogical universities, capable of integrating the resources to optimize the process of teacher training for rural ungraded schools.

Ключевые слова: малокомплектная школа, модель подготовки специалиста для сельской малокомплектной школы, сетевое взаимодействие, дополнительное профессиональное образование.

Keywords: ungraded school, the model of specialist training for rural ungraded schools networking, networking, additional education.

В современной системе российского образования, как и в большинстве стран мира (Греция, Финляндия, Австралия, Норвегия, США, Казахстан, Киргизия и др.), существует феномен малочисленной сельской школы. В разных модификациях в отдельных национальных со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.