Научная статья на тему 'Развитие правовой культуры в контексте медиатизации образовательной среды'

Развитие правовой культуры в контексте медиатизации образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / МЕДИАТЕХНОЛОГИИ / ЛАБОРАТОРИЯ УЧЕБНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL CULTURE / MEDIA TECHNOLOGY / LABORATORY OF EDUCATIONAL TELEVISION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Венидиктов Сергей Викторович, Даниленко Сергей Иванович

В статье рассматривается роль современных медиатехнологий в процессе правовой социализации учащихся высших учебных заведений. На примере деятельности лаборатории учебного телевидения, созданной в Могилевском высшем колледже МВД Республики Беларусь, предлагается модель участия образовательных медиа в развитии правовой культуры обучаемых, повышении правовой грамотности населения региона, обеспечении заведения медийными дидактическими материалами, активизации идеологической составляющей образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF LEGAL CULTURE IN THE EDUCATION ENVIRONMENT MEDIATIZATION CONTEXT

The article discusses the role of modern media technologies in the process of legal socialization of students. On the example of the laboratory of educational television, created in Mogilev High College of the Ministry of Interior of the Republic of Belarus, the authors offer the model of educational media participation in the students’ legal culture development, citizens’ legal awareness raising, media teaching materials creation, the ideological component of the educational process enhance.

Текст научной работы на тему «Развитие правовой культуры в контексте медиатизации образовательной среды»

С.В. Венидиктов, С.И. Даниленко,

кандидат филологических наук, доцент кандидат филологических наук, доцент

Могилевский высший колледж Могилевский высший колледж

Министерства внутренних дел Министерства внутренних дел

Республики Беларус ь Республики Беларус ь

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ МЕДИАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

THE DEVELOPMENT OF LEGAL CULTURE IN THE EDUCATION ENVIRONMENT MEDIATIZATION CONTEXT

В статье рассматривается роль современных медиатехнологий в процессе правовой социализации учащихся высших учебных заведений. На примере деятельности лаборатории учебного телевидения, созданной в Могилевском высшем колледже МВД Республики Беларусь, предлагается модель участия образовательных медиа в развитии правовой культуры обучаемых, повышении правовой грамотности населения региона, обеспечении заведения медийными дидактическими материалами, активизации идеологической составляющей образовательного процесса.

The article discusses the role of modern media technologies in the process of legal socialization of students. On the example of the laboratory of educational television, created in Mogilev High College of the Ministry of Interior of the Republic of Belarus, the authors offer the model of educational media participation in the students ’ legal culture development, citizens ’ legal awareness raising, media teaching materials creation, the ideological component of the educational process enhance.

В условиях функционирования учебного заведения системы Министерства внутренних дел особое значение приобретает создание условий для развития правовой культуры обучаемых. Под правовой культурой мы понимаем способ практического правового поведения, определяемый системой правовых и гражданских ценностей — исторически сложившихся устойчивых и нормативно -укорененных в общественном сознании представлений-образов о значимости правовых явлений и институтов с точки зрения их способности удовлетворять потребности человека, общества или государства.

Учреждения высшего образования в процессе правовой социализации учащихся, распространения научно-обоснованных представлений о сущности действующих в обществе закономерностей, причинах и факторах функционирования и развития различных социальных структур выполняют двоякую функцию: с одной стороны, действуют в рамках единой национальной модели, с другой — отражают специфику конкретного учебного заведения. В связи с этим значительными возможностями, на наш взгляд, обладают современные медиатехнологии. Использование их потенциала способно в корне менять содержание социального взаимодействия, оказывать влияние на поведенческие установки и ценностные ориентации граждан, обеспечивая устойчивость общества в целом и политической системы в частности [4; 5]. Важнейшим условием формирования правовой культуры населения является наличие широкого доступа к объективной информации, позволяющего оперативно и адекватно реагировать на происходящие

общественные процессы. Таким образом, между правовой культурой общества и информационной системой устанавливаются взаимодополняющие связи и отношения. Поэтому учебные медиаструктуры могут выступать не только как средство освоения медиаспециализации, но и как действенный ресурс тиражирования норм правовой культуры, оптимизации преподавания дисциплин социальногуманитарного цикла, а также активизации идеологического процесса в учебном заведении.

В 2012 г., проанализировав зарубежный теоретический и практический опыт в сфере современных образовательных медиатехнологий, кафедра социально -гуманитарных дисциплин Могилёвского высшего колледжа МВД Республики Беларусь реализовала проект лаборатории учебного телевидения. Проектом предусмотрено создание творческого объединения, включающего в себя руководителя телевизионного центра, курсантов колледжа (9 человек постоянно, до 10 человек вспомогательно), службу транспортного и технического обеспечения. Для функционирования лаборатории выделено помещение, оборудованное видео- и компьютерной техникой, обеспечивающей полный цикл создания виде опродукции.

Данное подразделение ориентировано на соответствие следующим требованиям:

1. Максимальная интеграция теоретической подготовки и практической деятельности курсантов.

2. Следование основным тенденциям развития современного телевидения в техническом плане, что сделает практический опыт выпуск -ников актуальным и востребованным.

3. Возможность для курсантов в процессе деятельности лаборатории приобрести опыт социальной коммуникации, чрезвычайно важный в контексте современных идеологических процессов.

Лаборатория учебного телевидения пресле-дует следующие цели:

1. Обеспечение учебного заведения медий-ными дидактическими материалами.

2. Оптимизация процесса преподавания ряда гуманитарных дисциплин в высшем колледже.

3. Информационная интеграция в правовой сектор медиасферы Могилевской области и республики.

4. Развитие правовой культуры обучаемых, а также содействие повышению правовой грамотно сти нас еления р егиона.

5. Укрепление и поддержание положитель-ного имиджа учебного заведения, привлечение абитуриентов.

6. С оциализация курс антов высшего колледжа.

7. Создание дополнительных ресурсов для активизации идеологической составляющей образовательного процесса.

Функционирование лаборатории учебного телевидения при кафедре социально-гуманитар -ных дисциплин Могилевского высшего колледжа МВД Республики Беларусь предусматривает че -тыре основных направления [1; 2].

1. Учебное:

а) создание учебных фильмов и иных видов аудиовизуального дидактического обеспечения;

б) подготовка видеоинструкций;

в) внедрение в учебный процесс видеоуроков и сюжетов для лекционного материала и т. д.

Учебные материалы, созданные в колледже, промаркированы символикой учреждения и могут предоставляться другим учебным заведениям Беларуси. Например, подготовленный в тестовом режиме видеофильм, показывающий распорядок дня курсантов колледжа, используется в качестве наглядного средства профессиональной ориента -ции, а также транслируется в эфире Могилевско -го городского телевидения.

2. Научно-методическое: работа в направле -нии аудиовизуализации передовых научных раз -работок профессорско-преподавательского состава как высшего колледжа, так и иных учреждений высшего образования Республики Бела -русь в сфере методики преподавания и иннова -ционных педагогических технологий. Данное направление предусматривает создание на базе лаборатории центра инновационного развития образовательного пространства с привлечением к сотрудничеству заинтересованных лиц. В даль -нейшем планируется разработка информационного видеобюллетеня, содержащего:

а) видеосъемку учебно-методических мастер-классов;

б) отдельные выступления ведущих специа-листов на научно-практических конференциях, проводимых как в высшем колледже, так и в иных учебных заведениях;

в) видеорепортажи из центра инновацион-ного развития образовательного пространства, отражающие дискуссионные моменты, актуаль -

ные для развития образовательной сферы Рес-публики Бе ларусь,

г) актуальные видеоинтервью и новости из учебных заведений различного уровня;

д) отражение взаимодействия с комплектующими органами в сфере совершенствования подготовки специалистов для органов внутренних дел Республики Беларусь.

3. Информационное: участие телевизионной лаборатории в освещении событий в правовой сфере (происшествия, профилактическая работа, деятельность органов и подразделений Министерства внутренних дел Республики Беларусь, судебной системы и т. п.) во взаимодействии с Управлением внутренних дел Могилевского облисполкома.

В ноябре 2012 г. совместно с Могилевским городским телевидением запланировано начало работы над циклом правовых телепрограмм (рабочее название проекта — «По всем статьям»). Проект, направленный на анализ социальных предпосылок детской, подростковой и молодежной преступности, предусматривает проведение съемок на территории исправительных учреждений закрытого типа, показ реальных человеческих историй, комментарии психологов, сотрудников органов исполнительной и судебной власти.

Важность данного направления деятельности лаборатории учебного телевидения, на наш взгляд, связана с тем, что информация о деятельности системы права и правоохранительных органов является основой формирования единого правосознания, гражданской морали — «иммунной системы» общества. В этой сфере формируется картина социальной конфликтности, выясняются причины социальных проблем [3]. При этом деятельность медиаструктур в освещении правовой тематики не только содействует формированию правового сознания граждан, но также определяет изменения в общественно-политической сфере. Если, например, в эфире уделяется неоправданно много внимания теме преступности, то граждане будут объективно считать, что ее уровень гораздо выше реального. В результате общественность, настроенная либерально, возможно, для решения этой проблемы предложит увеличить количество социальных работников, настроенная авторитарно

— предпочтет более строгие виды наказания за преступления. Необходимо учитывать и то, что правовые программы предусматривают особую ответственность авторов: неадекватное отражение событий, излишняя драматизация, искажение фактов способны сформировать у аудитории неверное представление о криминальной обстановке в обществе. Подобные аспекты деятельности средств массовой информации будут изучаться курсантами, входящими в состав творческой группы лаборатории учебного телевидения, во время теоретических занятий.

Возможность трансляции создаваемых лабораторией проектов в эфире городского телевидения, размещения на интернет-сайте городского телеканала (http://www.tv2.by) будет способствовать развитию правовой культуры населения региона. Кроме того, видеоматериалы, подготовленные в процессе работы над программой «По всем стать-

ям», будут использованы в качестве иллюстрационного материала для профильных учебных дисциплин. Существенно, что съемка, интервьюирование и монтаж будут осуществляться курсантами Могилевского высшего колледжа МВД Республики Беларусь, входящими в состав творческой группы лаборатории учебного телевидения.

4. Имиджевое:

а) отмеченное выше присутствие курсантов колледжа в эфире городского телевидения по -зволит сделать учебное заведение более откры-тым массовой аудитории, как следствие — повы -сить прес тиж кол ле джа;

б) созданные в колледже учебные и информационные программы будут представлены к участию в республиканских творческих конкурсах по линии МВД, а также в республиканских и международных конкурсах студенческих видеофильмов;

в) дополнительная социализация курсантов посредством телевизионного эфира будет способствовать улучшению имиджа сотрудников органов внутренних дел.

Курсанты, прошедшие курс подготовки на базе лаборатории учебного телевидения, смогут успешно выполнять должностные обязанности пресс-офицеров в различных подразделениях органов внутренних дел. Приобретенные в кол -ледже навыки взаимодействия со средствами массовой информации будут способствовать улучшению имиджа органов внутренних дел Республики Беларусь в целом.

Вся телевизионная продукция, созданная на базе лаборатории, будет находиться в открытом доступе на интранет-ресурсе колледжа, а также на сайте учебного заведения, что обеспечит круглосуточный доступ аудитории.

В этой связи необходимо отметить, что реализация проекта происходит в соответствии с программой создания общенационального студенческого видеоканала «Университет-ТВ» по предложению Администрации Президента Республики Беларусь и при поддержке главы государства. В начале 2012 г. «Университет-ТВ» транслировался на инфоэкранах в медицинском, педагогическом, технологическом университетах, Белгосуниверси-тете, университете информатики и радиоэлектроники, университете культуры, университете физической культуры, высшем государственном колледже связи, институте журналистики БГУ, лингвистическом университете. Могилевский высший колледж МВД Республики Беларусь сможет обеспечить наполнение видеоканала правовыми и другими общественно значимыми проектами, что создает базу для выхода учебного телевизионного центра на республиканский уровень и для контактов с иными учебными заведениями. Особенно тесное взаимодействие планируется наладить с Академией МВД Республики Беларусь. Координация деятельности, взаимный обмен проектами, совместное использование кадрового, творческого и научного потенциала будет способствовать повышению эффективности функционирования лаборатории учебного телевидения и более полному использованию его образовательного потенциала.

Реализуемый в высшем колледже проект яв -ляется пилотным в образовательном пространст -ве Республики Беларусь, в связи с чем возникла настоятельная необходимость в разработке ло -кальной нормативной базы, регулирующей функционирование, кадровое и техническое обеспечение медиапроцесса. Для этого был соз -дан проект положения, регламентирующего творческие и организационные аспекты деятель -ности лаборатории. Положение прошло процедуру рассмотрения и утверждения на заседании совета учебного заведения. Опыт работы в этом направлении, безусловно, будет способствовать распространению усилий в сфере медиатизации образовательного процесса в учебных заведени -ях, обеспечивающих получение первой и второй ступеней высшего образования.

Таким образом, можно констатировать, что создание лаборатории учебного телевидения в Могилёвском высшем колледже МВД Республики Беларусь является действенным средством успешной социализации будущих офицеров органов внутренних дел в русле дальнейшей гуманизации правоохранительной сферы. При этом потенциал образовательных медиа в формировании правовой культуры может быть реализован исключительно при непосредственном участии студенческих медиаструктур в общественной жизни региона и государства, а также при использовании эффективных моделей взаимодействия с региональными средств ами массовой информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Венидиктов С.В., Даниленко С .И. Идео -логическая подготовка и медиаобразование : проект учебного телецентра Могилевского высшего колледжа МВД Республики Беларусь // Проблемы борьбы с преступностью и подготов -ки кадров для правоохранительных органов : тез. докл. междунар. научн.-практ. конф. (Минск, 21 янв. 2011). — Минск, Академия МВД, 2011. — С. 228—229.

2. Венидиктов С .В., Даниленко С .И. Ме -диатехнологии в учебном процессе как сред -ство формирования правовой культуры (на примере проекта учебного телецентра МВК МВД РБ) // Правовая культура как условие формирования правового государства: международная научно -практическая конферен -ция. — Витебск : ВГУ им. П. М. Машерова, 2010. — С. 94—95.

3. Кириллова, Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну — М. : Академический проект, 2008. — 448 с.

4. Mathews David. Listening to the Public: A New Agenda for Higher Education? // Higher Education for the Public Good: Emerging Voices from a National Movement / ed. Adrianna J. Kezar, Tony C. Chambers, and John C. Burkhardt. — San Francisco: Jossey-Bass, 2005.

— Р. 71—86.

5. Ronan Bernie. The Civic Spectrum: How Students Become Engaged Citizens. — The Kettering Foundation, 2011. — 36 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.