Научная статья на тему 'Это наша с тобой биография… (75-летию академии ФСИН России посвящается)'

Это наша с тобой биография… (75-летию академии ФСИН России посвящается) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ УИС / LAW-ENFORCEMENT BODIES / PENAL STAFF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Реент Юрий Арсенович

В статье рассматриваются история становления, развития и современное состояние Академии ФСИН России как высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUR BIOGRAPHY … TO THE 75TH ANNIVERSARY OF THE ACADEMY OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

The article deals with the history, development and present life of a higher educational institution the Academy of the Federal Penal Service of Russia.

Текст научной работы на тему «Это наша с тобой биография… (75-летию академии ФСИН России посвящается)»

УДК 343.8 ББК 67.409р311 Р33

Ju.A. REENT*

OUR BIOGRAPHY ... TO THE 75TH ANNIVERSARY OF THE ACADEMY OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

Аннотация: в статье рассматриваются история становления, развития и современное состояние Академии ФСИН России как высшего учебного заведения.

Ключевые слова: правоохранительные органы, подготовкакадров для УИС.

Annotation: the article deals with the history, development and present life of a higher educational institution - the Academy of the Federal Penal Service of Russia.

Key words: law-enforcement bodies, penal staff training.

ЮРИИ

АРСЕНОВИЧ

РЕЕНТ*

ЭТО НАША С ТОБОЙ БИОГРАФИЯ.. (75-летию Академии ФСИН России посвящается)

Первые попытки создания в Рязани учебных заведений (курсов) по подготовке начальствующего состава правоохранительных органов относятся к 1921 г., однако такие учреждения быстро закрывались из-за недостатка финансирования. Постоянно действующим учебным заведением стали Рязанские курсы по переподготовкеучастковых инспекторов милиции. Решение об их создании было оформлено приказом Управления НКВД по Московской области от 10 сентября 1934 г. № 345. Фактически курсы начали действовать с 1 ноября того же года. 15 апреля 1935 г. осуществлен первый выпуск участковых инспекторов. А уже ранней осенью 1936 г. курсы были преобразованы в Рязанскую школу среднего начсостава управления Рабоче-крестьянской милиции. В приказе начальника управления НКВД СССР по Московскойобласти от 15 декабря 1936 г. № 2328 она именуется Рязанской школой сержантов милиции. Сержант милиции в те годы было младшим офицерским званием. Срок обучения увеличился до двух лет. Команднопреподавательский корпус был передислоцирован из Тульской школы подготовки среднего начсостава милиции. Курсантов отбирали как из числа практических работников, так и среди отслужившей армию молодежи на предприятиях Московской области. Следует отметить, что область эта была образована в 1928 г. путем слияния Московской, Рязанской, Калининской, Тульской и других губерний центра России. Таким образом, школой охватывался достаточно крупный и во всех отношениях значимый регион.

Вскоре учебное заведение поменяло наименование. В тревожном1937 г. его назвали 18-й Рязанской школой Рабоче-крестьянской милиции. Версии о причинах переименования существуют различные (облегчение учета, «засекречивание» профиля подготовки и т. п.), но, на наш взгляд, все они непринципиальны. И программа подготовки, и места распределения специалистов остались прежними.

* Доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры философии и истории Академии ФСИН России. E-mail: reent2@yandex.ru.

К 75-летию Академии ФСИН России

К 75-летию Академии ФСИН России

В 1939 г. вновь меняется наименование учебного заведения. Теперь это Рязанская школа усовершенствования начсостава Рабоче-крестьянской милиции (РШУНС РКМ). Акция была связана с некоторым функциональным видоизменением учреждения. Раньше курсантов набирали из органов внутренних дел после окончания воинской службы, из гражданских заведений и с предприятий. Теперь на учебу принимали исключительно сотрудниковмилиции, рекомендованных к выдвижению на вышестоящие должности.

С момента образования первых постоянных курсов в 1934 г. учебное заведение располагалось по известному и сегодня адресу: Первомайский проспект (в то время - улица), д. 8. Под школу было выделено не все здание. В разные периоды там одновременно находились уездный Совет рабочих и крестьянских депутатов, районный народный суд и другие учреждения. По воспоминаниям сотрудников особое неудобство доставляла располагавшаяся в подвале пекарня. Отсутствие эффективной вентиляционной системы приводило к тому, что приятный запах свежего хлеба оставался на улице, а жгущий глаза дым от подгоревшего масла почти постоянно стоял в учебных классах.

Утро 22 июня 1941 г. резко изменило установившийся уклад жизни и разделило ее на два периода - мирный и военный. Вечером14 июня 1941 г. в срочном порядке готовится приказ начальника учреждения № 128, где предписывается всему личному составу быть в полной готовности к выступлению в полевой лагерь, расположенный в с. Солотча, утром следующего дня.

Преподавательский состав РШУНС РКМ целенаправленно накапливал методические наработки для обучения организационным особенностям военного времени поступающий на курсы контингент. Вновь была произведена реорганизация учебного заведения. Теперь оно называлось Рязанской межобластной школой милиции. Суть реформы очевидна: учитывая окрепшую материально-техническую и учебнометодическую базу школы, было решено расширить регион, для которого велась подготовка специалистов. В полтора раза увеличился штат обучаемых курсантов, их число превысило 180 человек.

В течение 1941 г. 25 % личного состава органов внутренних дел было мобилизовано на фронт. Процесс этот не прекращался и в последующий период. Освободившиеся места заняли инвалиды, женщины, пожилые люди. Число

сотрудников со стажем работы, достигавшим 1 год, на превышало 40 %. В этих условиях единственная надежда была на обеспечение высокого уровня подготовки начальствующего состава, способного на должном уровне организовать служебную деятельность вверенных им подразделений. В 1941-1942 гг. объемы подготовки специалистов снизились. Выпуск, состоявшийся 11 апреля 1942 г., составил только 63 человека.

Вместе со стабилизацией дел на фронте постепенно восстановился и учебный процесс, количество обучаемых выросло сначала до 130, а к 1944 г. - до 184. Для подготовки и переподготовки активно стали привлекаться женщины -сотрудники органов внутренних дел. С сентября 1943 г. мужчин направлять на обучение в школу перестали практически полностью. «Женский» выпуск октября 1944 г. составил 188 человек. Так продолжалось до конца 1945 г., когда основным контингентом обучаемых стали возвращающиеся домой фронтовики.

С 1943 г. восстанавливается применявшаяся до войны схема направления подготовленных специалистов непосредственно в комплектующие школу органы. Предполагалось распределять обучавшихся по местам их постоянного жительства. Рязанская школа становится одним из ведущих специальных учебных заведений НКВД СССР. В годы Великой Отечественной войны школа готовила не только милицейские кадры, но и оперативный состав для действующих на фронте частей и соединений. Индивидуальным распределением выпускников занималась специальная служба.

В 1947 г. межобластная школа милиции становится Рязанской школой начсостава милиции. Это был очередной шаг вперед. Если ранее здесь готовили специалистов только для укрупненной Московской области, потом - для большей части европейской России, то теперь школа вышла на всесоюзный уровень. В новых условиях терялся смысл обучения «с нуля» совершенно не подготовленных новобранцев. В распоряжении комплектующих органов было вполне достаточно фронтовиков и имеющих практический опыт службы сотрудников органов внутренних дел. Сержантский состав и младшие офицеры запаса составили основу нового контингента курсантов.

С октября 1949 г. учебное заведение меняет подведомственность и переименовывается в Рязанскую школу милиции МГБ СССР. В том же году окончательно закрепляется цикловая схема обучения курсантов. Все изучаемые

дисциплины распределяются между циклами -своеобразными прообразами кафедр. Всего их четыре: специальных дисциплин, общеобразовательных дисциплин, социально-экономический и юридический. На должности преподавателей трех последних из названных циклов назначается вольнонаемный состав. Представителям «кафедры» специальных дисциплин и оперативным работникам специальные звания начсостава милиции были заменены на воинские звания офицеров госбезопасности.

Более строгими становятся требования, предъявляемые к обучаемым. Учащаются случаи отчисления абитуриентов. Формулировка была одна - не выдержал испытания. Реальными причинами могли стать проживание на оккупированных территориях как кандидата, так и его родственников; раскулачивание родителей; «неясность принадлежности к комсомолу). Еще жестче было отношение к зачисленным. Так, за самовольную отлучку из расположения школы слушателей подвергали аресту до 5 суток с содержанием на гауптвахте при областном управлении МГБ.

В августе 1951 г. впервые была организована 9-месячная переподготовкасотрудниковуго-ловного розыска. Опыт оказался успешным, и через год на постоянной основе набирается группа из 25 человек со всех концов страны. Основная масса слушателей обучалась по 2-летней программе подготовки участковых инспекторов. Именно эта специализация представлялась наиболее универсальной, а значит, самой востребованной непосредственно на местах.

Школа давала профессиональное образование, но не заменяла общего. Выпускники, желавшие продолжить обучение, должны были закончить среднюю общеобразовательную школу. По свидетельствам старожилов, такая возможность не исключалась и в процессе «милицейского» обучения.

В 1953 г. Рязанская школа милиции вновь передается в МВД СССР. Было принято решение освободить здания учебного заведения переводимому в Рязань 2-му Московскому медицинскому институту, а личный состав школы переправить в г. Чаплыгин. Приказом по Рязанской школе милиции от 20 сентября 1954 г. № 219 назначается экспертная комиссия «для отбора и уничтожения дел, хранящихся в отделениях и частях». Через два дня в соответствии с приказом № 221 в связи с ликвидацией Рязанской школы милиции МВД СССР младший начсостав милиции из органов милиции был уволен по сокращению штатов. Известные проблемы

встали и перед преподавательским составом. Часть из них уволили по болезни или по сокращению штатов. Однако на этом история учебного заведения не закончилась. Все только начиналось, хотя и приобретало несколько иное качество.

Действительно, в 1954 г. Рязанская школа милиции МВД СССР ликвидируется, но на ее базе создается Рязанская школа переподготовки начальствующего состава МВД СССР. Именно с этого момента для учебного заведения основным заказчиком по подготовке специалистов становится исправительно-трудовая система. На переподготовкунаправляли практических работников в звании капитанов, майоров и даже полковников, которые не имели соответствующей теоретической базы. 17 мая 1961 г. учебное заведение было вновь преобразовано, теперь в Рязанскую специальную среднюю школу подготовки начальствующего состава МВД РСФСР.

Всего с 1921 по 1970 год сменилось 16 вывесок, после чего учебное заведение перешло в более престижный разряд и стало Рязанской высшей школой МВД СССР. Часть преподавателей, все курсанты и слушатели были передислоцированы для продолжения учебы в Уфимскую специальную среднюю школу подготовки начсостава МВД СССР.

Аттестация вуза в 1995 г. в качестве Рязанского института права и экономики подтвердила его репутацию как одной из лучших и самой многопрофильной после академии кузницы кадров МВД России. Произошедший в 1999 г. перевод вуза в Министерство юстиции изменил лишь ведомственную принадлежность. Задачи, стоящие перед курсантами, слушателями, профессорско-преподавательским и начальствующим составом, остались прежними. Это глубокое овладение профессией и достойная служба на благо Отечества.

В начале 2001 г. вуз повысил свой статус и стал академией. Сегодня она имеет в своей структуре высшие академические курсы, фа-культетуправления, юридический, экономический, психологический факультеты, факультет подготовки научно-педагогических кадров, Институт подготовки государственных и муниципальных служащих, а также филиал в г. Кирове. В настоящее время здесь обучается более 5000 слушателей, курсантов, студентов адъюнктов и докторантов. Вуз осуществляет подготовку специалистов для Федеральной службы исполнения наказаний по программам высшего профессионального, послевузовскогопрофессио-

К 75-летию Академии ФСИН России

К 75-летию Академии ФСИН России

нального и дополнительного образования в соответствии с лицензией, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 24 ноября 2005 г. Реализация образовательных программ в академии осуществляется по очной (5 лет), очно-заочной (6 лет), заочной (6 лет), заочной сокращенной (3 года), дистанционной формам обучения на бюджетной и внебюджетной основах.

С середины 90-х годов существует практика подготовки специалистов с высшим образованием на контрактной (внебюджетной) основе по заочной форме обучения. Это, как правило, работники судов, юстиции, государственных финансово-экономических органов, не имеющие соответствующего высшего образования. В 1999 г. впервые осуществлен набор студентов на специальность «Юриспруденция» по очной форме обучения и студентов-заочников по сокращенной (3 года) программе, имеющих высшее неюридическое образование, с оплатой образовательных услуг.

Решением ученого совета от 4 апреля 2000 г. в составе академии был образован факультет подготовки специалистов на внебюджетной основе, преобразованный в июне 2006 г. в Институт подготовки государственныхи муниципальных служащих. Образовательная деятельность здесь осуществляется по следующим направлениям: подготовкадипломированных специалистов, бакалавров, магистров, послевузовское обучение в аспирантуре, первоначальная подготовка и повышение квалификации мировых судей, помощников мировых судей, государственных гражданских служащих, судебных приставов, арбитражных управляющих, сотрудников частных охранных структур, подготовка водителей категории «В», подготовка к сдаче кандидатских экзаменов, углубленное изучение иностранных языков, учеба на подготовительных курсах абитуриентов. Кроме того, институт организует занятия в специализированных классах двадцати школ г. Рязани.

Одним из важнейших элементов системы подготовки персонала в уголовно-исполнительной системе выступает дополнительное профессиональное образование, в частности, профессиональная переподготовкаи повышение квалификации . Руководство Федеральной службы исполнения наказаний видит в нем перспективы успешного реформирования УИС, обеспечения соответствия ее деятельности международным стандартам и правилам.

Для осуществления профессиональной переподготовки и повышения квалификации руково-

дящего состава учреждений и органов УИС на базе Академии ФСИН России были образованы высшие академические курсы (ВАК). Обучение проводится на основе: краткосрочных программ повышения квалификации (от 72 до 100 учебных часов с выдачей удостоверения государственногообразца); среднесрочных программ (от 100 до 500 учебных часов с выдачей свидетельства); профессиональной переподготовки (от 500 до 1000 учебных часов с выдачей диплома).

За период с 1979 г. по настоящее время профессиональную переподготовкуи повышение квалификации прошли около 19 тыс. сотрудников УИС. С 2003 г. ВАК осуществляет профессиональную переподготовкуи повышение квалификации руководящегосостава УИС. В среднем за год на ВАК проходит обучение около 600 слушателей по 20 различным направлениям профессиональной деятельности пенитенциарной системы. Здесь же осуществляется профессиональная подготовка высшего руководящего состава, формирующего резерв руководящих кадров ФСИН России. Для этого разработана качественно новая система комплексного обучения, состоящая из четырех уровней.

Кадровый потенциал академии достаточно высок: 36 докторов и более 190 кандидатов наук. В Академии ФСИН России сформировались научные направления, в том числе по уголовному праву, уголовно-исполнительному праву, криминологии, социальному, государственномууп-равлению, организации правоохранительной деятельности, юридической психологии и пенитенциарной педагогики. Работают 2 диссертационных совета по защите кандидатских и докторских диссертаций: по психолого-педагоги-ческим и юридическим наукам.

Акцент в издательской деятельности академии делается на обеспечении учебной литературой образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний. Редакционно-издательский отдел академии осуществляет подготовку 3 научных журналов («Человек: преступление и наказание», «Уголовно-исполнительное право», «Прикладная юридическая психология»), «Гуманитарно-пенитенциарного вестника», «Вестника юридической клиники при Академии ФСИН России» и учебных пособий из серии «Библиотечка сотрудника УИС». Решением Президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России научный журнал «Человек: преступление и наказание» включен в перечень ведущих научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы ос-

новные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.

Академия реализует 9 проектов международного сотрудничества с такими государствами, как Азербайджан, Беларусь, Великобритания, Монголия, Норвегия, Украина, Финляндия, Федеративная Республика Германия, Швейцария. Для правоохранительных органов Азербайджана и Таджикистана ведется подготовка слушателей на очном отделении вуза.

В вузе успешно функционируют 24 научных кружка, в которых состоят наиболее активные курсанты, слушатели и студенты академии. Они участвуют в конференциях, олимпиадах, викторинах, издают свои первые научные труды в вузовских сборниках. Кроме того, в академии работают юридическая клиника по оказанию правовой помощи населению (в том числе осужденным), 3 общественные научно-исследовательские лаборатории по проблемам реформирования уголовно-исполнительной системы.

С 19 по 22 июня 2009 г. в г. Санкт-Петербурге проходил конкурс «Золотая медаль “Европейское качество”». В мероприятии приняли участие 400 высших учебных заведений России, в том числе такие авторитетные, как Московский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Томский государственный университет. Конкурс проходил в шести номинациях: «100 лучших вузов России», «Лучшая реализация Болонского соглашения», «Лучшая кафедра», «Факультет года», «Лучший учебник года», «Ректор года». Вузы оценивались по следующим критериям оценки: удовлетворенность качеством подготовки специалистов; научно-технический и интеллектуальный потенциал вуза, трудоустройство выпускников вуза, уровень исследований и научных работ и др.

Академия ФСИН России стала лауреатом конкурса во всех заявленных номинациях и вошла в сотню лучших вузов России.

К 75-летию Академии ФСИН России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.