Научная статья на тему 'Состояние кадрового обеспечения в территориальных органах ФСИН России: проблемы и перспективы'

Состояние кадрового обеспечения в территориальных органах ФСИН России: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
790
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / LAW / НАКАЗАНИЕ / PUNISHMENT / ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ / EXECUTION OF PUNISHMENT / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО / PENAL LAW / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / CRIMINAL LAW / ПРИГОВОР / SENTENCE / СРОК / TERM / ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Александр Владимирович

В настоящей работе будут проанализированы проблемные аспекты и перспективы развития состояния кадрового обеспечения в территориальных органах ФСИН России. Данный институт является очень важным элементом правовой системы страны, так как обеспечивает исполнение наказаний лиц, осужденных за совершение не только преступлений, как нарушение правовой нормы, но и как нарушение, внесение дисбаланса в развитие социума. Кроме того, в работе будет затронут территориальный аспект, как значимая материя в реализации исполнительной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние кадрового обеспечения в территориальных органах ФСИН России: проблемы и перспективы»

Стадия оценки результатов является заключительной формой проведения следственного действия, на которой следователь и иные участники осмотра оценивают полученные результаты с возможностью их использования в дальнейшем расследовании преступления.

Таким образом, при расследовании неправомерного доступа к компьютерной информации одним из важных неотложных следственных действий является следственный осмотр, при производстве которого следует использовать различные тактические приемы общего, организационного, логического, психологического и тактического характера на подготовительной и рабочей стадии, а также на стадиях фиксации и оценки результатов с соблюдением условий относимости, допустимости, достоверности, достаточности доказательств.

Список литературы / References

1. Уголовный кодекс РФ. М.: Проспект, 2017. 272 с.

2. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика: учебник / под ред. Р.С. Белкина. М.: НОРМА, 2011. 990 с.

3. Коровин Н.К. Характеристика преступника, сформировавшаяся в онтогенезе человека и её использование в расследовании преступлений // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право, 2016. № 5. С. 146-149.

4. Гаврилин Ю.В. Расследование неправомерного доступа к компьютерной информации.: Автореф. дис... канд. юр. наук. М., 2000. 23 с.

5. Мусаева У.А. Специфика проведения следственного осмотра по делам о преступлениях в сфере компьютерной информации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, 2013. № 4-2. С. 297-301.

6. Коровин Н.К. Тактика применения криминалистической видеозаписи при расследовании преступлений в сфере интеллектуальной собственности // Биржа интеллектуальной собственности, 2010. Т. 9. № 7. С. 50-52.

СОСТОЯНИЕ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ФСИН РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Иванов А.В. Email: Ivanov1789@scientifictext.ru

Иванов Александр Владимирович — слушатель, направление: государственное и муниципальное управление, Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Брянск

Аннотация: в настоящей работе будут проанализированы проблемные аспекты и перспективы развития состояния кадрового обеспечения в территориальных органах ФСИН России. Данный институт является очень важным элементом правовой системы страны, так как обеспечивает исполнение наказаний лиц, осужденных за совершение не только преступлений, как нарушение правовой нормы, но и как нарушение, внесение дисбаланса в развитие социума. Кроме того, в работе будет затронут территориальный аспект, как значимая материя в реализации исполнительной политики государства.

Ключевые слова: право, наказание, исполнение наказания, уголовно-исполнительное право, уголовное право, приговор, срок, обеспечение наказания.

STAFFING CONDITION IN TERRITORIAL AUTHORITIES OF FSIN OF RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS Ivanov A.V.

Ivanov Alexander Vladimirovich — Student, DIRECTION: PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION, FEDERAL STATE EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION ACADEMY OF LAW AND MANAGEMENT THE FEDERAL SERVICE OF EXECUTION OF PUNISHMENTS OF RUSSIA, BRYANSK

Abstract: in the present work will analyze the problematic aspects and prospects of development of the state of staffing in the territorial bodies of the FSIN of Russia. This Institute is a very important element of the national legal system, since it ensures the enforcement of sentences of persons convicted of committing not only the crime of violation of legal norms, but also as a violation, modification imbalance in the development of society. In addition, work will be affected in the territorial dimension, as a significant matter in the implementation of Executive policy. Keywords: law, punishment, execution of punishment, penal law, criminal law, sentence, term, punishment.

УДК 34.08

Кадровое обеспечение любой сферы деятельности является важным аспектом в осуществлении деятельности, так как именно сотрудники определяют качество выполняемой работы. Поэтому, изучение предмета данного научного исследования видится актуальной задачей на современном этапе развития уголовно-исполнительной политики России.

К важным источникам деятельности по обеспечению кадрового состава органов ФСИН относятся такие документы, как Приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы» [1] и Приказ ФСИН России от 28.08.2010 № 385 (ред. от 24.10.2013) «Об утверждении Порядка организации работы по инспектированию деятельности образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний» [2], которые содержат в себе основополагающие начала деятельности сотрудников ФСИН, а также конкретизируют ее.

В настоящее время на территории Российской Федерации обучают будущих сотрудников анализируемой службы в Академии ФСИН в г. Рязани, а также в Пскове, в Владимире, Вологде, Воронеже, Перми, Самаре. Указанные учреждения являются ключевыми в части обеспечения службы кадрами, так как подготавливают качественных специалистов в данной сфере [3].

Первостепенной задачей работы с кадрами подразделений УИС является снижение их текучести, создание благоприятного психологического климата в подразделениях, проявление заботы о подчиненных, решение социальных проблем, формирование качественного резерва кадров на выдвижение на вышестоящую должность, обеспечение профессиональной подготовки и воспитания личного состава, укрепление дисциплины и законности. Профессиональная подготовка руководителей УИС обеспечивает повышение их образовательного уровня [4].

Проведя анализ штатной численности сотрудников за последние 5 лет увидим тенденцию к сокращению численности штата с 2141 до 1661, т.е. на 381 единицу, или на 17,7%, из них высший, старший и средний начсостав был сокращен с 1054 до 857 единиц, или на 18,6%, а рядовой и младший начальствующий состав с 1087 до 919, или на 15%, что отразилось на нагрузке на каждого сотрудника. А зачастую и сказывается на качестве несения службы, т.к. объем службы не изменился, а штатное количество сотрудников уменьшилось для решения тех же задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Таким образом, в условиях оптимизации важна правильная организация службы, а так же комплектование вакантных должностей. Наиболее большое количество вакантных должностей высшего, старшего и среднего начсостава наблюдалось в 2012 году и составило 9,4% от штатной численности, т.е. в то время когда пенсионное обеспечение сотрудников увеличилось. В связи с уменьшением штатной численности очень важно комплектование вакантных должностей.

Комплектование должностей начальствующего состава можно разделить условно на 2 большие группы:

- кандидаты на службу, обратившиеся в результате профориентационных мероприятий;

- кандидаты из числа выпускников ведомственных заведений ФСИН России.

Очень важна работа по подбору кандидатов на обучение в ведомственные учебные заведения ФСИН России.

На протяжении ряда лет, проблемным вопросом остается комплектование ведомственных учебных заведений ФСИН России по различным причинам. Основные причины, которые называли респонденты при опросе:

- мало слышал о такой структуре, как ФСИН (чаще респонденты используют ассоциацию «тюрьма»);

- сформированное мнение СМИ о пенитенциарной системе больше как негативное (это и статьи, и фильмы);

- престиж службы (в ФСБ, МВД, а также военная служба престижней - больше льгот);

- ведомственный вуз далеко от места жительства.

Очень важно закрепление «молодых» сотрудников, которые являются выпускниками учебных заведений ФСИН России на местах, поэтому крайне необходим в системе УИС институт наставничества. Особую роль в формировании молодого сотрудника, как специалиста, играет начальный период его службы. Именно в начальный период происходит приспособление к новым условиям профессиональной деятельности.

Недопустим в наставничестве формальный подход.

Вот как отзывается о наставнике выпускник Воронежского института ФСИН России, назначенный на должность инженера ИТОСиВ отдела охраны: «Назначение наставника из числа более опытных сотрудников несомненно облегчило психологическую адаптацию и позволило преодолеть различные профессиональные затруднения».

Испытывают затруднения и выпускники с применением полученных знаний на практике. Так, например, выпускник Псковского юридического института был назначен на должность старшего инспектора филиала УИИ: «Прежде всего, эти трудности связаны с большим багажом теоретических знаний, полученных во время учебы, и малым объемом практически умений и навыков, выработанных во время практических занятий. Выпускник, начав работать, зачастую делает ошибки, не зная, как применить полученные знания в служебной деятельности, поэтому у него развиваются суетливость, нервозность».

Для территориального органа важно, чтобы сотрудники обучались и на заочном обучении в ведомственных учебных заведениях, а не в гражданских вузах. Руководством уделяется этому вопросу большое внимание.

Рассмотрим динамику численности сотрудников, обучающихся в ведомственных образовательных учреждениях ФСИН России (заочное обучение).

Таблица 1. Численность сотрудников, обучающихся в ведомственных учебных заведениях

Год Рядовой младший начсостав Средний и старший начсостав Всего

2011 24 12 36

2012 24 15 39

2013 40 18 58

2014 62 15 77

2015 50 18 68

Как видим из таблицы, численность сотрудников, обучающихся в ведомственных образовательных учреждениях ФСИН России, увеличивается, т.е. видна положительная динамика.

Сравнивая 2011 и 2014 годы, можем сказать, что данный показатель увеличился в 2,14. Это говорит о том, что руководством территориального органа уделяется внимание образованию сотрудников, комплектованию учебных заведений, а также свидетельствует о заинтересованности самих сотрудников в получении высшего профессионального образования в учебных заведениях ФСИН России.

Однако, часть сотрудников, которые обучаются в ведомственных вузах, после их окончания не всегда продвигаются по служебной лестнице и имеют карьерный рост, что крайне негативно сказывается на комплектовании ведомственных учебных заведений.

Вопросы расстановки и рационального использования кадров УИС регламентируются нормативно-правовыми актами, которые определяют различные элементы кадровой работы в процессе формирования кадрового состава учреждений и органов УИС. Но организационно -правовой механизм формирования кадрового состава УИС на данный момент нечетко

нормативно обеспечен. Об этом свидетельствует отсутствие единого нормативного правового акта, который определяет содержание кадровой работы, принципы, порядок и основные направления формирования кадрового состава УИС, а также квалификационные и иные профессионально значимые требования к сотрудникам УИС.

Формирование кадров УИС должно осуществляться исключительно в соответствии с предъявляемыми к сотрудникам квалификационными требованиями, деловыми и личными качествами, и это полностью соответствует концепции профессиональных компетенций и подчеркивает актуальность их разработки и внедрения их в УИС. При этом личностные качества сотрудников УИС должны рассматриваться в контексте требований к принципам служебного поведения, предъявляемых к государственным служащим. Такой подход позволил бы юридически закрепить совокупность требований к сотрудникам УИС.

Одной из наиболее важных проблем выступает повышение образовательного и профессионального уровня сотрудников УИС. Нормативные документы последних, относящиеся к аттестации и переподготовке, делают акцент на высокий уровень компетенции и профессионализма сотрудников.

При разработке нормативно-правовой базы организации государственной службы в уголовно-исполнительной системе следует регламентировать особенности работы с сотрудниками - женщинами: раскрыть механизм заключения контракта на период отпуска сотрудника по уходу за ребенком до достижения им установленного законом возраста, регламентировать льготную выслугу при работе на неполный рабочий день. На сегодняшний день просто необходимо Положение о службе в УИС. В нем нужно конкретизировать гарантии защиты прав сотрудников в процессе прохождения службы, а также формы ответственности за их нарушения.

Надо привести правовые основы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе и организацию работы с кадрами, в соответствие с законодательством о государственной службе в Российской Федерации. Объем и сложность стоящих перед УИС задач, включая задачи, связанные с реформированием системы, требуют повышения уровня подготовки сотрудников, привлечения на службу квалифицированных специалистов, обладающих высоким уровнем знаний, навыками правовой культуры и высокими гражданскими морально-волевыми качествами.

По моему мнению, с этими задачами хорошо справляются ведомственные учебные заведения ФСИН России, которые готовят будущих сотрудников по разным направлениям деятельности. Также важным элементом выступает институт наставничества, который на данном этапе, к сожалению, по различным причинам не всегда эффективно работает. И еще одна составляющая - формирование резерва руководящих кадров.

Совершенствование кадрового обеспечения ФСИН России с очевидностью несет в себе стимулирующую нагрузку, заключающуюся в получении довольно широкого спектра дополнительных гарантий при выполнении той или иной работы (службы).

К элементам социальной защиты сотрудников УИС следует относить гарантии, предусмотренные законодательством, позволяющие сотрудникам чувствовать себя более востребованными и защищенными, необходимыми государству и обществу. Государственные гарантии повышают уровень ментальности и престижности службы в органах, исполняющих наказания, формируют у социальной общности, представленной коллективами сотрудников учреждений и органов УИС, адекватное восприятие и оценку правоохранительной службы [5].

Таким образом, современное состояние анализируемой проблематики достаточно положительное, однако имеет ряд недостатков, которые необходимо исправлять, ввиду большой социальной значимости этой сферы деятельности.

Список литературы / References

1. Приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.09.2012 N 25452) // По информации, опубликованной в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 41, 08.10.2012, информация размещена на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации по адресу: http://www.minjust.ru.

2. Приказ ФСИН России от 28.08.2010 № 385 (ред. от 24.10.2013) «Об утверждении Порядка организации работы по инспектированию деятельности образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний» (Зарегистрировано в Минюсте России

11.11.2010 № 18938) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 50, 13.12.2010.

3. Миронченко С.Ю. Правовые и организационные основы подготовки кадров органов внутренних дел в условиях реформы системы государственной службы Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 15.

4. Тарасова М.И. К вопросу о социальных гарантиях сотрудников уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2015. № 3. С. 9-14.

5. Никитина Т.В. Коммуникативная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2013. № 1. С. 20-22.

6. Кикоть В.Я. Организационно-правовое и информационное обеспечение реализации кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002.

7. Кожевина М.А. Милицейское образование в Советской России: организация и правовое регулирование: автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2005.

8. Якупов А.Г., Муратова Н.Г. Представительство несовершеннолетних // Юридические и социально-педагогические аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних и молодежи Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 2015. С. 80-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.