Научная статья на тему 'Развитие организационной структуры предприятий на основе теории жизненных циклов'

Развитие организационной структуры предприятий на основе теории жизненных циклов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3399
541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ / СТАДИИ РАЗВИТИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / NATURAL MODEL / LIFE CYCLE OF ORGANIZATION / REGULARITY OF ORGANIZATION DEVELOPMENT / STAGE OF DEVELOPMENT / ORGANIZING STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егунова Надежда Владимировна

Статья посвящена изучению изменения организационной структуры предприятий в результате их развития исходя из концепции жизненных циклов. В зарубежной и российской литературе существуют различные мнения относительно того, сколько стадий и фаз содержит жизненный цикл организации, предлагаются модели, состоящие из разного числа этапов жизненного цикла организаций. В соответствии со стадией жизненного цикла изменяется организационная структура предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational development of enterprises based on the theory of life cycles

The article is devoted to the studying changes in organizing structure of enterprises as a result of their development in the view of concept of the life cycles. In foreign and Russian literature there are different opinions on the number of stages and phases the life cycle of organization contains, the models, including different number of organization life cycle stages are offered. The organizational structure of enterprise changes in accordance with the stage of life cycle.

Текст научной работы на тему «Развитие организационной структуры предприятий на основе теории жизненных циклов»

8(301-) 21-34-83. Audit», East-Siberian State Technological University. 670000,

Ivanova Zhanna Aleksandrovna, candidate of economical scienc- Ulan-Ude, Smolin str. 26, tel. 8(301-2) 21-34-83.

es, associate professor of department «Accounting, Analysis and

УДК 658 Н.В. Егунова

Развитие организационной структуры предприятий на основе теории жизненных циклов

Статья посвящена изучению изменения организационной структуры предприятий в результате их развития исходя из концепции жизненных циклов. В зарубежной и российской литературе существуют различные мнения относительно того, сколько стадий и фаз содержит жизненный цикл организации, предлагаются модели, состоящие из разного числа этапов жизненного цикла организаций. В соответствии со стадией жизненного цикла изменяется организационная структура предприятий.

Ключевые слова: естественная модель, жизненный цикл организации, закономерность развития организаций, стадии развития, организационная структура.

N.V. Egunova

Organizational development of enterprises based on the theory of life cycles

The article is devoted to the studying changes in organizing structure of enterprises as a result of their development in the view of concept of the life cycles. In foreign and Russian literature there are different opinions on the number of stages and phases the life cycle of organization contains, the models, including different number of organization life cycle stages are offered. The organizational structure of enterprise changes in accordance with the stage of life cycle.

Keywords: natural model, life cycle of organization, regularity of organization development, stage of development, organizing structure.

В условиях трансформации российской экономики совершенствование и развитие организационной структуры предприятий позволяют предприятиям быстрее адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды. Теория жизненных циклов является инструментом, с помощью которого можно исследовать закономерности развития предприятий и их организационных структур на разных этапах. Модели жизненного цикла способны дать системное представление об организационных проблемах и отношениях, возникающих в процессе саморазвития предприятий, позволяют определить на какой стадии жизненного цикла находиться предприятие, прогнозировать развитие событий и возникновение критических ситуаций, а значит, дают возможность подготовиться к ним надлежащим образом, что помогает руководству сосредоточиться на решении реальных проблем развития.

С.Г. Хэнкс считает, что модель жизненного цикла «...может обеспечить карту пути, идентифицирующую критические организационные переходы, а также ловушки, которые организация должна стремиться избежать во время своего роста в размерах и сложности. Точная модель жизненного цикла может обеспечить график прибав-

ления уровней управления, формализуя организационные процедуры и системы и пересматривая приоритеты организации. Она может помочь менеджменту знать, когда отказаться от заботливо выращенных в прошлом стратегий или процедур, которые только препятствуют будущему росту».

Теория жизненных циклов организации - одна из распространенных современных эволюционнотелеологических, естественных моделей, рассматривающая организационное развитие как некий аналог процессов развития биологического организма. Развитие организации понимается как естественный, поэтапный и во многом запрограммированный процесс, предусматривающий неизбежное прохождение ею ряда последовательных фаз (стадий), при этом изменяются логика ее функционирования и тип стратегий. Поэтапно снижается гибкость реагирования на внешние изменения, но вместе с тем повышается способность к контролю внутри организации. В концепции исключается возможность миновать какую-либо фазу [7].

Теория жизненных циклов является развитием и составной частью естественной модели теории организации и управления.

Естественная модель в теории организации

- особый взгляд на природу, закономерности функционирования и развития организации. Организация рассматривается как социальный организм (квазиприродный объект), телеологически, эволюционно и поэтапно развивающийся и функционирующий по своим законам, центральной проблемой которого, как и в биологических организмах, является его выживание. Логика формирования формальной структуры этой модели состоит в осмыслении, узаконивании и институционализации уже реально сложившихся отношений в организации. Специфика естественной модели в теории организации проявляется в понимании природы и механизмов формирования организационной структуры, которая рассматривается как самовозникающий и стихийно (гомеостатически) поддерживающийся социальный институт (К. Бо-улдинг, Ф. Селзник). Природу и функции этого института можно осмыслить лишь в связи с разнообразными потребностями организационной системы (Ф. Селзник) - социальными функциями. С точки зрения других сторонников естественной модели в теории организации сходство организации с природными системами заключается также в том, что и те и другие имеют определенный жизненный цикл развития: рождение, развитие, рост, зрелость, смерть [7, с. 44].

В работе [7, с. 189] рассматривается несколько моделей жизненного цикла, предложенных западными учеными. Впервые вопрос о закономерности и цикличности развития организаций поставил известный специалист по общей теории систем К. Боулдинг (К. Boulding) Он отмечал, что все организации проходят несколько фаз от рождения до зрелости и смерти, для каждой из которых характерны свои особенности функционирования.

Известная версия циклической модели развития организации разработана представителями астонской группы Б. Хайнингсом и Р. Гринвудом. Они описывали организационное развитие как закономерный, телеологически заданный процесс, когда по мере развития организации изменяется ее способность к осуществлению радикальных инноваций.

Еще одну версию теории жизненных циклов организации выдвинул сторонник эмпирического подхода А. Чендлер, который связывал изменения в деятельности организации с изменениями в ее взаимоотношениях с внешней средой.

Наиболее полный обзор моделей жизненного цикла развития организаций, разработанных зару-

бежными исследователями, представлен в статье Г.В. Широковой. В ней описаны сравнительные характеристики тринадцати моделей жизненного цикла организации. Многие модели настолько оригинальны, что их никогда еще не пытались синтезировать и представить в виде обобщенной модели. Вместе с тем подавляющая часть литературы носит, скорее, теоретический и концептуальный характер.

Большинство авторов берут за основу тезисы

А.Чандлера, что организации развивают различные типы структур в ответ на общий рост и вызовы рынка.

Д. Миллер и П.Г. Фризен характеризуют стадии жизненного цикла как некую конфигурацию определенных контекстуальных и структурных переменных.

С.Х. Хэнкс пишет: «Организационные структуры, производственные системы, процедуры обработки информации, стратегии и окружающая среда - все влияет друг на друга. Мы считаем, что это происходит таким образом, который приводит к созданию небольшого числа чрезвычайно общих конфигураций. Конфигурации могут представлять общие организационные структуры, общие сценарии создания стратегии в контексте, и даже общие развивающие или промежуточные результаты». Он предлагает определить стадию жизненных циклов организации как «уникальную конфигурацию переменных, связанных с организационным контекстом и структурой».

В литературе существуют различные мнения относительно того, сколько стадий и фаз содержит жизненный цикл организации. В работах предлагается модели, состоящие из разного числа этапов жизненного цикла организаций. В исследованиях Смита, Митчелла и Саммера, Липитта и Шмидта, а также Шейна предлагается трехэтапная модель. Четырехэтапные модели используются в работах Казаньяна, Куина и Камерона. Фламхольтц предлагает семиэтапную модель. Восьмиэтапная модель представлена в работе Торберта.

Пятиэтапная модель синтезирована на основе многочисленных теоретических исследований. С.Х. Хэнкс, К.Д. Ватсон, Е. Джансен, Г.Н. Чандлер, Д.К. Гэлбрэйт, Миллер и Фризен, Скотт и Брюс делают вывод, что организации теоретически развиваются через пять общих стадий: создание компании, расширение, зрелость, диверсификация и упадок. Д.Л. Лестер, Д.А. Парнелл и А. Карагер для проведения эмпирического исследования разработали оригинальную пятиэтапную

модель и представили подробное обоснование выбора именно этого подхода. Авторы предлагают следующие стадии: существование, выживание, успех, обновление и упадок. С.Х. Хэнкс, С.Ватсон, Р.К. Казаньян, Д. Миллер, П.Г. Фризен, В. Смит, Т.Р. Митчелл, С.Е. Саммер в эмпирических исследованиях также подтверждают обоснованность использования именно пятиэтапной модели жизненного цикла организации.

В рассмотренных исследованиях авторы используют разные термины для обозначения этапов развития организации - «стадии жизненного цикла» (Адизес, Миллер, Р.Е. Куин, К. Камерон,

В. Смит, Т.Р. Митчелл и С.Е. Саммер), «стадии роста» (Е.Г. Фламхольтц, Гелбрэйт, Р.К. Казаньян, Б.Р. Скотт и Р. Брюс, Ф. Друкер Питер), «стадии развития» (Н. Черчилль, В. Льюис, Б.Р. Скотт и Р Брюс) [6, с. 19-20].

Наибольшую известность в нашей стране получили модели жизненных циклов И. Адезиса и Л.Е. Грейнера, книги которых переведены на русский язык. Совмещенное использование этих двух моделей дает возможность для более полного изучения характеристик разных стадий жизненного цикла предприятий, изменений по стадиям организационной структуры и системы управления.

Модель Л.Е. Грейнера рассматривает преобразование управленческого аппарата по мере развития организации. Развитие понимается как рост, поэтому модель применима только к крупным организациям. Особенностью ее является представление развития по спирали, которое не предполагает упадка. Используются следующие параметры: возраст организации, ее размер, этапы эволюции и революции, темпы роста отрасли. Модель Л.Е. Грейнера является базовой, или исходной, для многих других моделей: «... Растущая организация движется через пять различных фаз развития, каждая из которых содержит относительно спокойный период роста, который заканчивается управленческим кризисом. Каждый эволюционный период характеризуется доминирующим стилем управления, используемым для обеспечения роста, в то время как каждый революционный период характеризуется проблемой управления, которая должна быть решена до того, как рост может быть продолжен». Л.Е. Грейнер выделяет следующие пять фаз развития:

• креативность;

• директивное руководство;

• делегирование;

• координация;

• сотрудничество.

Развивая идеи Л.Е. Грейнера, И. Адизес предлагает методологию, которая может быть применена для повышения эффективности организаций и оптимизации их развития на основе теории жизненных циклов. Методология И. Адизеса является диагностической, позволяющей выявить различные типы проблем. Будучи методологией вмешательства, она одновременно является и лечебной, и профилактической. Ее цель заключается в том, чтобы помочь организации справиться с нормальными и аномальными проблемами развития и старения. Достичь состояния Расцвета и развить в себе внутренние способности, позволяющие находиться в этом состоянии как можно дольше [1, с. 300]. Модель жизненных циклов И. Адизеса включает десять последующих универсальных фаз развития организации:

ухаживание - организация еще не появилась на свет и существует только в качестве идеи;

младенчество - организация начинает функционировать, но не имеет разработанной политики, системы, процедур или бюджета. Отличается высокой степенью централизации. Служебная иерархия проявляется крайне слабо. Организация не имеет управленческой структуры и у нее небольшое число зафиксированных норм и правил, следовательно, функционирует несогласованно и поэтому сталкивается с высокой вероятностью быстрого перерастания проблем в кризисные ситуации. Руководитель, держащий все в своих руках, не хочет делиться ни с кем своими полномочиями, и таким образом, преданность основателя имеет решающее значение для выживания организации;

«давай-давай» - объемы продаж растут быстрыми темпами, поэтому компании нуждаются в постоянной реорганизации. Основатель незаменим, лидеры придают мало значения организационной структуре, процессам управления, ролям, обязанностям и системе вознаграждения, их больше интересует внешний мир - совместные предприятия, стратегические альянсы. Работоспособная организационная структура создается вокруг людей. Организации присущи неотчетливые коммуникации, нечеткие обязанности, внутренняя дезорганизация. Вместе с тем деятельность организации стабилизируется и формируется формальная структура;

юность - второе рождение и взросление организации. Признание основателем суверенитета организации. Смена руководства: от предприни-

мательства к профессиональному менеджменту. Трудности изменения стиля руководства, бессистемное делегирование полномочий. Интеграционная роль монополизируется.

расцвет - период, для которого характерно достижение баланса между самоконтролем и гибкостью. Институционализированный процесс управления. Сросшиеся цели, сознательно выбранный фокус и приоритеты. Компании располагают функциональными системами и организационными структурами. Организационная плодовитость, внутри- и межорганизационная интеграция и связанность;

старение - период старения организации, в котором внешне сохраняются все черты, характерные для периода расцвета, но исчезает дух предпринимательства и растет дух консерватизма, все в меньшей степени учитываются требования внешней среды. Организация отдает предпочтения форме, а не функции, полномочия не уравновешиваются ответственностью;

аристократизм - стареющая организация, она не ориентирована на целедостижение и теряет способность к внутренним инновациям, снижается эффективность ее деятельности. Проявляется мало интереса к завоеванию новых рынков, освоению новых технологий и расширению границ;

салем-сити - в организации возникают межличностные конфликты, реальные проблемы организации отходят на второй план, не разрешаются, продолжается снижаться эффективность деятельности;

бюрократизм: искусственно поддерживае-

мая жизнь - организация живет за счет внешних субсидий. Полностью изолируется от требований внешней среды, фокусируясь на самой себе. Дезинтеграция, отсутствует ориентация не целедо-стижение;

организационная смерть - организация перестает существовать в силу того, что не может быть полезной обществу.

П. Друкер, хотя и не использует понятие жизненного цикла организации, но выделяет различные стадии роста бизнеса. В своей работе он пишет: «Можно выделить как минимум четыре, а то и пять, различных стадий роста бизнеса, каждая из которых имеет свои характерные черты и проблемы». Он выделяет единоличный бизнес, малый бизнес, бизнес умеренного, или среднего, размера и крупный бизнес.

В результате эмпирических исследований и обзора работ зарубежных авторов Г.В. Широко-

ва приходит к следующему результату: «...предполагается, что организации развиваются через пять общих стадий: зарождение, расширение, зрелость, диверсификация и упадок. Проходя через стадии развития, организации постепенно стареют и увеличиваются в размере. Предполагается, что темп роста является самым высоким на стадиях роста и возрождения, медленным на стадиях зрелости и совершенно прекращается на стадии упадка. Структурная форма развивается от простой к функциональной и затем дивизиональной, организация становится все более и более формальной и специализированной, и принятие решения становится менее централизованным, когда организация растет» [6, с. 20].

Каждая фаза жизненного цикла характеризуется различными контекстуальными и структурными переменными: возраст, размер, темп роста предприятия и отрасли, стратегии, концентрация собственности, доминирующие проблемы менеджмента, стратегии, структуры и системы управления, стиль руководства, процедуры корпоративного планирования, динамика процессов коммуникаций, мотиваций и ролевых функций.

Российские исследователи и консультанты Е. Емельянов и С. Поварницына рассматривают жизненный путь организации в бизнесе с социокультурной точки зрения, основываясь на собственном опыте управленческого консультирования. Они выделяют четыре этапа жизненного цикла организационного развития, для каждого из которых характерна определенная организационная структура, система взаимоотношений между сотрудниками, организацией и внешней средой: тусовка - преобладают неформальные отношения, «общинный» менталитет, равноправие, идеологическое (харизматическое) лидерство и непрофессиональное - дружеское или патерналистское - управление;

механизация - повсеместная формализация отношений, процессов и процедур. Организация переходит к регулярному менеджменту. Значительно углубляется разделение труда, составляются подробные должностные инструкции и правила внутреннего распорядка. Большое значение придается стандартизации и утилитарности;

внутреннее предпринимательство - главной задачей организации, которая фактически представляет собой несколько разных бизнесов, становится повышение эффективности деятельности. Имеет место широкое делегирование полномочий, децентрализация власти, внутренние

предпринимательские инициативы сотрудников и подразделений, которые регулируются детально разработанной политикой и стратегией организации;

управление качеством - компания нацеливается на захват стратегических приоритетов на рынке через создание собственных стандартов качества.

Авторы модели уточняют, что каждый из этих макроэтапов подразделяется на шесть стадий: формирование, рост, стабилизация, стагнация, кризис, распад.

По мнению автора статьи, предприятия в своем развитии проходят пять стадий жизненного цикла: зарождение, рост, зрелость, реструктуризация и спад. В жизненном цикле предприятия очень важное место принадлежит четвертой стадии - стадии реструктуризации. Этап реструктуризации наступает тогда, когда предприятие исчерпало возможности внутреннего роста и перед ним встает проблема поиска возможностей дальнейшего развития за счет внешнего роста. Этот этап характеризуется дифференциацией товаров и рынков. Внешнее развитие предприятий дает им возможность развиваться в будущем. Возможности развития посредством внешнего роста в организационном плане предоставляются самые разнообразные. Это - слияния и поглощения компаний, создание финансово-монополистических и финансово-промышленных групп. Таким образом, предприятие превращается в более крупное, либо разбивается на более мелкие предприятия в результате аутсорсинга. Если предприятие не использует эти возможности, изменение внешней

среды может привести к ликвидации экономической организации.

Литература

1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / пер. с англ.; под науч. ред. А.Г. Сеферяна. - СПб.: Питер, 2007.

2. Грейнер Л.Е. Эволюция и революция в процессе роста организаций // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. - 2002. - Вып. 4.

3. Емельянов Е.Н., Поварницина С.Е. Психология бизнеса. - М., 1998.

4. Друкер Питер Ф. Практика менеджмента.: пер. с англ. - М.: Вильямс, 2000. - 398 с.

5. Широкова Г. Модели жизненных циклов российских компаний: результаты эмпирического исследования // Проблемы теории и практики управления. - 2006.

6. Широкова Г.В. Теория жизненных циклов организаций: анализ основных моделей // Менеджмент в России и за рубежом. - 2007. - № 2. - С. 15-22.

7. Щербина В.В. Социальные теории организации. М.: ИНФРА - М., 2000.

8. Hanks S.H. The Organization Life Cycle: Integrating Content and Process // Journal of Small Business Strategy. - 1990.- № 1. - P. 1-13.

Егунова Надежда Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, организация и управление предприятиями перерабатывающей промышленности и сферы услуг» Восточно-Сибирского государственного технологического университета. 670013, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 40в, тел. 8(301-2) 23-53-32, 89021677792.

Egunova Nadezhda Vladimirovna - candidate of economical sciences, associate professor of department «Economy, organization and management of the enterprises of processing industry and services», East-Siberian State Technological University. 670013, Ulan-Ude, Smolin str. 40, tel. 8(301-2) 29-73-01.

УДК 658.18 В.Б. Булатова

Проблемы банкротства: теоретический аспект и мировая практика реформирования

Основной целью исследования является анализ теоретических подходов к проблеме банкротства. Основное внимание уделяется рыночным механизмам финансового регулирования, формам и выбору процедур банкротства.

Ключевые слова: дефолт по текущим операциям; дефолт на базе акционерного капитала; дефолт ликвидности; стратегический дефолт; чистая приведенная стоимость; «справедливая» рыночная цена фирмы; неплатежеспособность «в смысле банкротства»; независимый «практикующий» эксперт по вопросам банкротства; «права на реорганизацию»; системы, характеризующиеся сравнительно меньшим развитием финансовых рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.