Научная статья на тему 'Развитие национального самосознания детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности'

Развитие национального самосознания детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS / STRUCTURE OF NATIONAL IDENTITY / IDENTITY COMPONENTS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / TYPES AND FORMS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF EFFECTIVE DEVELOPMENT OF NATIONAL CONSCIOUSNESS / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ / КОМПОНЕНТЫ САМОСОЗНАНИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ И ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каневская Ж.О., Белоцерковец Н.И.

Социально-экономические изменения в стране, переход к гражданскому обществу и правовому государству, предъявляют новые требования к образованию, которое должно быть направлено на формирование личности с развитым национальным самосознанием. В работе представлены современные взгляды на технологию деятельности учителя начальных классов по формированию национального самосознания учащихся средствами внеурочной деятельности. Авторы приходят к выводу, что внеурочная деятельность является ценным педагогическим средством, использование которого в педагогической деятельности делает развитие национального самосознания детей младшего школьного возраста более целенаправленным и интересным. Эффективность воспитательной работы в данном направлении зависит от системности и последовательности ее проведения, взаимодействия семьи и школы, нацеленности на развитие творческой активности учащихся начальной школы и профессионализма педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF NATIONAL CONSCIOUSNESS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The ideas of the paper have been influenced by socio-economic changes in the country's transition to a civil society and rule of law, placing new demands on education, which should be directed to the formation of personality with a strong national identity. The paper presents modern views on the technology activities of primary school teachers for the formation of national consciousness of pupils by means of extracurricular activities. The authors come to the conclusion that an extracurricular activity is a valuable pedagogical tool, the use of which in teaching makes the development of national consciousness of children of younger school age more task-focused and interesting. The effectiveness of educational work in this direction depends on the consistency and continuity of its holding, the interaction of family and school, the focus on the development of creative activity of pupils of elementary school and the teacher's professionalism.

Текст научной работы на тему «Развитие национального самосознания детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности»

5. Четверикова О.Н. Разрушение будущего. Кто и как уничтожает суверенное образование в России. Институт высокого коммунита-ризма. Available at: http://communitarian.ru/publikacii/obrazovanie

6. Механик А. Между Фоменко и обезьяной. Эксперт-онлайн. Available at: http://expert.ru/expert/2008/07/mezhdu_fomenko_i_obezianoi/

7. Фурсов А.И. «Реформа» образования сквозь социальную и геополитическую призму. Электронная библиотека RoyalLib.com Available at: http://royallib.eom/read/fursov_andrey/reforma_obrazovaniya_skvoz_sotsialnuyu_i_geopoliticheskuyu_prizmu.html#O

8. Чадаев А. Последний звонок. Высшее образование в России перестало быть высшим. GlobalRus.ru - еженедельный информационно-аналитический журнал Available at: http://www.globalrus.ru/opinions/133279/

References

1. Pozdnyakov A.N. Obschie osnovy pedagogiki: tezisy lekcij: uchebnoe posobie. Saratov: Izdatel'skij centr «Nauka», 2009.

2. Yalalov F.G. Deyatel'nostno-kompetentnostnyj podhod k praktiko-orientirovannomu obrazovaniyu. 'Ejdos. Available at: http://www.eidos.ru/ journal/2007/0115-2.htm

3. Andreeva A.L. Kompetentnostnaya paradigma v obrazovanii: opyt filosofsko-metodologicheskogo analiza. Pedagogika. 2005; 4: 19 - 27.

4. Tehnologiya sliva obrazovaniya. Kompetentnostnyj podhod. LIVEJOURNAL Available at: http://morozovsb.livejournal.com/62060.html

5. Chetverikova O.N. Razrushenie buduschego. Kto i kak unichtozhaet suverennoe obrazovanie v Rossii. Institut vysokogo kommunitarizma. Available at: http://communitarian.ru/publikacii/obrazovanie

6. Mehanik A. Mezhdu Fomenko i obez'yanoj. 'Ekspert-onlajn. Available at: http://expert.ru/expert/2008/07/mezhdu_fomenko_i_obezianoi/

7. Fursov A.I. «Reforma» obrazovaniya skvoz' social'nuyu i geopoliticheskuyu prizmu. 'Elektronnaya biblioteka RoyalLib.com Available at: http://royallib.com/read/fursov_andrey/reforma_obrazovaniya_skvoz_sotsialnuyu_i_geopoliticheskuyu_prizmu.html#0

8. Chadaev A. Poslednij zvonok. Vysshee obrazovanie v Rossii perestalo byt' vysshim. GlobalRus.ru - ezhenedel'nyj informacionno-analiticheskij zhurnal Available at: http://www.globalrus.ru/opinions/133279/

Статья поступила в редакцию 02.12.15

УДК 37.035.6

Kanevskaya Zh.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol

State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: renzisa@mail.ru

Belotserkovets N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Preschool and Primary Education, Stavropol

State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: natalya_stv@list.ru

DEVELOPMENT OF NATIONAL CONSCIOUSNESS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES. The ideas of the paper have been influenced by socio-economic changes in the country's transition to a civil society and rule of law, placing new demands on education, which should be directed to the formation of personality with a strong national identity. The paper presents modern views on the technology activities of primary school teachers for the formation of national consciousness of pupils by means of extracurricular activities. The authors come to the conclusion that an extracurricular activity is a valuable pedagogical tool, the use of which in teaching makes the development of national consciousness of children of younger school age more task-focused and interesting. The effectiveness of educational work in this direction depends on the consistency and continuity of its holding, the interaction of family and school, the focus on the development of creative activity of pupils of elementary school and the teacher's professionalism.

Key words: national self-consciousness, structure of national identity, identity components, extracurricular activities, types and forms of extracurricular activities, pedagogical conditions of effective development of national consciousness.

Ж.О. Каневская, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и начального образования, Ставропольский государственный

педагогический институт, E-mail: renzisa@mail.ru

Н.И. Белоцерковец, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного и начального образования, Ставропольский

государственный педагогический институт, E-mail: natalya_stv@list.ru

РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социально-экономические изменения в стране, переход к гражданскому обществу и правовому государству, предъявляют новые требования к образованию, которое должно быть направлено на формирование личности с развитым национальным самосознанием. В работе представлены современные взгляды на технологию деятельности учителя начальных классов по формированию национального самосознания учащихся средствами внеурочной деятельности. Авторы приходят к выводу, что внеурочная деятельность является ценным педагогическим средством, использование которого в педагогической деятельности делает развитие национального самосознания детей младшего школьного возраста более целенаправленным и интересным. Эффективность воспитательной работы в данном направлении зависит от системности и последовательности ее проведения, взаимодействия семьи и школы, нацеленности на развитие творческой активности учащихся начальной школы и профессионализма педагога.

Ключевые слова: национальное самосознание, структура национального самосознания, компоненты самосознания, внеурочная деятельность, виды и формы внеурочной деятельности, педагогические условия эффективного развития национального самосознания

Социально-экономические изменения в стране, переход к гражданскому обществу и правовому государству, предъявляют новые требования к образованию, которое должно быть направлено на формирование личности с развитым национальным самосознанием, способной функционировать в многонациональном обществе.

Проблемой развития национального самосознания занимались многие ученые, педагоги, психологи и этнографы: С.А. Арутюнов, С.М. Арутюнян, Э.А. Баграмов, А.О. Бо-роноев, Ю.В. Бромлей, А.Х. Гаджиев, П.И. Гнатенко, А.И. Горячева, Л.Н. Гумилев, А.Ф. Даждомиров, Н.Д. Джандильдин, С.Т. Калтахчян, А.И. Китов, В.Н. Кукушкин, Г.У. Кцоева, В.С. Му-

хина, В.В. Пименов, Б.Ф. Поршнев, Г.В. Старовойтова, Г.Г. Шпет, А.А. Шогенов, В.А. Ядов и др.

На сегодняшний день не существует единой точки зрения на сущность понятия «национальное самосознание». Рассмотрев различные подходы к пониманию сущности данного термина можно сделать вывод, что национальное самосознание - это система представлений о национальной общности: о её национально-культурных и национально-психологических особенностях, формирующихся в ходе взаимодействия с другими национальными группами.

Т.А. Талалуева, в качестве компонентов национального самосознания выделяет когнитивный, в основе которого лежит

самоидентификация; аффективный, определяющий значимость членства в этнической группе, этнические предпочтения и регулятивный - этнические установки в отношении «своего» и «других» этносов, стратегию этнического поведения и межэтнического взаимодействия [1, с. 20].

О.Б. Мухаметтбердиев включает в структурное образование национального самосознания 4 уровня отражения: уровень когнитивно-рационального отражения (понятия, знания, символы, сведения); уровень аксиологического (оценочного) отражения; уровень эмоционального отражения и регулятивно-волевого (ориентации, установки, интересы, потребности) [2, с. 90].

В.Ю. Хотинец, рассматривая национальное самосознание как системное образование, выделяет в нем следующие компоненты: осознание особенностей этнической культуры, психологических особенностей своей этнической общности, осознание тождественности со своей этнической общностью и др. [3, с. 37].

Анализ психолого-педагогических источников показывает, что развитие национального самосознания представляет собой сложный и продолжительный процесс, который необходимо начинать уже в начальной школе, когда появляются психологические предпосылки для данной работы: осознание своей национальной принадлежности, понимание национальных различий, систематизирование знаний о других народах и культурах, формирование отношений к ним.

Требования к развитию национального самосознания младших школьников находят отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения. Так, в соответствии с ФГОС нОо, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, «необходимо воспитывать и развивать качества личности, отвечающие требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества» [4, с. 2].

Большими возможностями в развитии национального самосознания младших школьников обладает внеурочная деятельность, содержащая многочисленные и разнообразные формы работы для непринужденного общения учеников с учителями и между собой.

Внеурочная деятельность имеет различные виды и формы. С точки зрения Григорьева Д.В. для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности [5, с. 100]:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

Среди классических форм внеурочной деятельности можно выделить следующие: классный час, образовательные экскурсии, информационный час, предметная олимпиада. Помимо

Библиографический список

классических форм внеурочной деятельности существуют современные формы внеурочной деятельности: игра-соревнование, брейн-ринг, КВН, конкурсы, викторина, конференция, школьные клубы, дискуссия, праздники.

Во внеурочной деятельности по развитию национального самосознания младших школьников можно использовать любую из представленных выше форм, однако для большей эффективности необходимо учитывать ряд педагогических условий.

К педагогическим условиям эффективного развития национального самосознания младших школьников в процессе внеурочной деятельности относят, во-первых, обогащение кругозора младших школьников информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов. Данное условие возможно реализовать через использование фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки), потому что именно он содержит в себе ценности нации, особенности национальных характеров в полной и доступной мере для младших школьников, мыслящих образами, эмоционально воспринимающих ярко окрашенные события и факты. Это условие также предполагает развитие у учащихся потребностей принимать участие в общественной жизни и наличие у них таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира, чему способствуют такие формы внеурочной деятельности, как классные и информационные часы, образовательные экскурсии, организация ансамблей, школьного театра и др.

Следующим эффективным условием развития национального самосознания является включение детей разных национальностей в совместную познавательную внеурочную деятельность, направленную на развитие таких компонентов национального самосознания, как когнитивный, деятельностный и эмоциональный. Для реализации данного условия используются такие формы внеурочной деятельности как дискуссии, праздники национальных культур, школьные клубы, музейная деятельность. В этих формах работы младшие школьники разных национальностей учатся контактировать друг с другом, реализуют свои этнические знания и пополняют их в совместной деятельности.

Также необходимым педагогическим условием эффективного развития национального самосознания детей младшего школьного возраста является привлечение родителей учащихся к деятельности по развитию национального самосознания. Использование потенциала семьи можно осуществлять следующим образом: привлекать родителей к проведению занятий; выставок семейного творчества; презентаций национальных раритетов, семейных традиций; альбомов с фотографиями предметов быта и искусства, хранящихся в семье; участию во всех праздниках и развлечениях с этнокультурной тематикой. Такое совместное участие помогает объединить деятельность семьи и школы в работе по данному направлению.

Таким образом, внеурочная деятельность является ценным педагогическим средством, использование которого в педагогической деятельности делает развитие национального самосознания детей младшего школьного возраста более целенаправленным и интересным. Эффективность воспитательной работы в данном направлении зависит от системности и последовательности ее проведения, взаимодействия семьи и школы, нацеленности на развитие творческой активности учащихся начальной школы и профессионализма педагога.

1. Талалуева Т.А. Особенности самосознания и межэтнических отношений детей в период образования нового государства на территории бывшего СССР. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 1997.

2. Мухамметбердиев О.Б. Национальное самосознание. Москва, 1992.

3. Хотинец В.Ю. Исследование различных форм выражения этнического самосознания у студентов-удмуртов. Психологический журнал. 1997; 4: 36 - 42.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в редакции приказа от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) Available at: httpV/минобрна-уки.РФ

5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Москва, 2010.

References

1. Talalueva T.A. Osobennosti samosoznaniya i mezh'etnicheskih otnoshenij detej v period obrazovaniya novogo gosudarstva na territorii byvshego SSSR. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1997.

2. Muhammetberdiev O.B. Nacional'noe samosoznanie. Moskva, 1992.

3. Hotinec V.Yu. Issledovanie razlichnyh form vyrazheniya 'etnicheskogo samosoznaniya u studentov-udmurtov. Psihologicheskij zhurnal. 1997; 4: 36 - 42.

4. Federal'nyjgosudarstvennyjobrazovatel'nyjstandartnachal'nogo obschego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 6 oktyabrya 2009 g. №; v redakcii prikaza ot 26 noyabrya 2010 g. № 1241, ot 22 sentyabrya 2011 g. № 2357) Available at: http://minobrnauki.RF

5. Grigor'ev D.V. Vneurochnaya deyatel'nost'shkol'nikov. Metodicheskij konstruktor: posobie dlya uchitelya. Moskva, 2010.

Статья поступила в редакцию 08.12.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.