Научная статья на тему 'Развитие налоговой политики по стимулированию инновационной деятельности'

Развитие налоговой политики по стимулированию инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / АМОРТИЗАЦИЯ / РАСХОДЫ НА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирова Е.А.

В статье рассматривается налоговая политика по стимулированию инновационной деятельности, оцениваются меры государственного регулирования технического обновления и модернизации, анализируется амортизационная политика. Автором предлагаются инструменты стимулирования инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие налоговой политики по стимулированию инновационной деятельности»

Е.А. Кирова

РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

DEVELOPMENT OF A TAX POLICY ON STIMULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация. В статье рассматривается налоговая политика по стимулированию инновационной деятельности, оцениваются меры государственного регулирования технического обновления и модернизации, анализируется амортизационная политика. Автором предлагаются инструменты стимулирования инвестиций.

Abstract. In article the tax policy on stimulation of innovative activity is considered, measures of state regulation of technical updating and modernization are estimated, the amortization policy is analyzed. The author offers instruments of stimulation of investments.

Ключевые слова. Налоговая политика, инновационная деятельность, налоговые льготы, амортизация, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Keywords. Tax policy, innovative activity, tax privileges, amortization, expenses on research and developmental works.

Правительством РФ одобрены 07.08.2011 «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». В период 2012-2014 годов будет продолжаться реализация ранее поставленных целей и задач. Отдельным направлением политики в области, повышения доходного потенциала налоговой системы станет оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства.

С 2012 г. вступили в силу благоприятные «инновационные» поправки в налоговом законодательстве для организаций - заказчиков НИОКР, без которых невозможно ни одно инновационное производство. Законодатели подробно прописали состав расходов НИОКР. Теперь это расходы на создание новой или усовершенствование производимой продукции (товаров, работ, услуг), а также на создание новых или усовершенствование применяемых технологий, методов организации производства и управления. Данные расходы будут признаваться для целей налогообложения независимо от результата соответствующих научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок после завершения этих работ и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки. С 2012 г. налогоплательщики вправе включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования.

Таким образом, отменено ограничение по списанию расходов на НИОКР, не давших положительного результата. Ранее расходы на безрезультатные НИОКР не уменьшали базу по налогу на прибыль организаций.

Особая льгота применяется в отношении расходов на НИОКР, включенных в перечень, установленный Правительством РФ. Данный перечень утвержден Постановлением Правительства от 24.12.2008 №988 и содержит более 120 позиций. Налогоплательщики, осуществляющие расходы на НИОКР, поименованные в правительственном перечне, могут к данным расходам применить коэффициент 1,5. Это означает, что повышающий коэффициент позволяет учесть в расходах по налогу на прибыль в 1,5 раза больше затрат на НИОКР, чем было фактически осуществлено. С 2012 г. воспользоваться этой льготой можно в периоде завершения НИОКР.

Правительственный перечень НИОКР содержит наиболее важные и перспективные виды исследований и разработок. Повышающий коэффициент 1,5 можно считать налоговым стимулом к проведению сложных и высокорисковых исследований. В целях пресечения получения необоснованной налоговой выгоды организации, применяющие повышающий коэффициент, будут обязаны представлять отчет о каждой выполненной НИОКР. Отчет представляется организацией в налоговую инспекцию по месту своего нахождения одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР, либо отдельные этапы работ. Налоговые органы вправе провести экспертизу отчета.

Если налогоплательщик не предоставит отчет, то он не сможет применить к расходам на НИОКР повышающий коэффициент 1,5. За ним остается право уменьшить полученные доходы на фактические расходы на НИОКР.

Следующей полезной налоговой новацией явилась возможность налогоплательщиков с 2012 г. создавать резерв предстоящих расходов на НИОКР на основании новой ст. 267.2 НК РФ. Резерв может

© Кирова Е.А., 2012

создаваться максимум на два года. Предельный размер отчислений в резерв напрямую зависит от доходов от реализации и расходов на НИОКР.

Если созданного резерва окажется недостаточно для финансирования НИОКР, фактические расходы в части превышения можно учесть как расходы на НИОКР по общим правилам НК РФ. В обратной ситуации, когда резерв использован не полностью, остаток подлежит восстановлению в составе внереализационных доходов того отчетного (налогового) периода, в котором произведены соответствующие отчисления в резерв.

Такой порядок удобен для налогоплательщиков. Организации по своему усмотрению могут формировать дополнительный резерв для обеспечения финансирования НИОКР.

Правила формирования расходов на НИОКР при налогообложении прибыли касаются только организаций, заказывающих соответствующие исследования, и не имеют отношения к специализированным компаниям-исполнителям, которые непосредственно выполняют НИОКР по договору.

Таким образом, данные налоговые нововведения создают благоприятные условия для признания расходов на НИОКР в целях налогообложения. Однако действительно существенной льготой в форме повышающего коэффициента 1,5 к расходам на НИОКР пользуются только те организации, которые ведут НИОКР по правительственному перечню. Другие налогоплательщики данной льготы лишены, хотя могут выполнять не менее дорогостоящие и рисковые НИОКР. Следовательно, реальной государственной поддержкой в форме снижения налога на прибыль пользуются только заказчики НИОКР по правительственному перечню. Все другие налогоплательщики льготы на НИОКР не имеют.

В целях стимулирования долгосрочного венчурного финансирования и повышения привлекательности инновационного бизнеса для частных инвестиций установлена новая ставка налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц в размере 0%, применяемая к налоговой базе по операциям с акциями российских организаций, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ) и являющимся акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, при условии владения ими на праве собственности более пяти лет.

В феврале 2012 г. Правительством РФ утвержден порядок отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики [1].

Акции, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, относятся к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики при соблюдении в совокупности следующих условий:

а) акции, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, с указанием об их обращении в специализированном секторе (направлении, сегменте) организации, имеющей право проводить биржевые торги, предметом которых являются ценные бумаги (далее - биржа), предназначенном для размещения и обращения ценных бумаг инновационных компаний, либо специально выделены (указаны) в качестве ценных бумаг инновационных компаний в структуре списка ценных бумаг, допущенных к торгам на бирже;

б) капитализация российской организации - эмитента акций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (далее - эмитент), в течение первой недели торгов после включения таких акций в список ценных бумаг, допущенных к торгам, с указанием об их обращении в специализированном секторе (направлении, сегменте), предназначенном для размещения и обращения ценных бумаг инновационных компаний в структуре списка ценных бумаг, допущенных к торгам на бирже, не превышает 10 млрд. рублей.

Капитализация эмитента определяется в порядке, установленном Федеральной службой по финансовым рынкам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Отнесение акций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики осуществляется биржей.

Биржа принимает решение об отнесении акций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям инновационного сектора экономики или отказывает эмитентам в данном решении, если им не соблюдены названные условия. Биржа направляет эмитенту уведомление о своем решении в течение 3 рабочих дней.

Биржа формирует перечень эмитентов акций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, которые отнесены к акциям инновационного сектора экономики. Биржа размещает перечень на своем официальном сайте в сети Интернет и представляет любому заинтересованному лицу по его запросу необходимую информацию.

Таким образом, в России формируется практика отнесения акций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям инновационного сектора экономики в целях применения нулевой ставки по налогу на прибыль и НДФЛ.

ФГУ «Аналитический центр при Правительстве РФ» провел обследование деловой активности промышленных предприятий и получил следующие результаты.

Распределение затрат на инновационную деятельность по данным исследования [2]:

- приобретение оборудования для технического обновления производства - 46%;

- освоение и внедрение нововведений - 25%;

- маркетинг инноваций - 19%;

- НИОКР и правовая защита НИОКР - 10%.

Факторы, ограничивающие процесс внедрения инноваций, по мнению респондентов:

- недостаток собственных финансовых средств - 48%;

- длительный период окупаемости инвестиций - 36%;

- высокий экономический риск - 27%;

- высокий уровень налогообложения - 22%;

- дефицит квалифицированных кадров - 17%;

- несовершенство нормативно-правовой базы инновационной деятельности - 16%;

- сложности в получении кредитов, неприемлемые условия кредитования, отсутствие собственной научно-технической и экспериментальной базы, недостаток информации о потребностях рынка в инновационной продукции - 10%.

Из приведенных статистических данных видно, что основная доля затрат на инновационную деятельность (46%) приходится на приобретение оборудования для технологического обновления производства. С другой стороны, аналогичную долю факторов, ограничивающих процесс внедрения инноваций (48%) респонденты назвали недостаток собственных финансовых средств.

В целях совершенствования амортизационной политики в среднесрочной перспективе намечено продолжить разработку новых подходов к классификации основных средств на группы и определение норм амортизации для этих групп. Будет продолжена работа по оценке эффективности применения повышающих коэффициентов к норме амортизации.

Повышению заинтересованности организаций в техническом перевооружении и повышении энергоэффективности производства должна способствовать предусмотренная возможность амортизации энергоэффективного оборудования с применением повышающего коэффициента 2.

В целях создания стимулов к модернизации и обновлению основных средств предполагается внести изменения в порядок применения амортизационной премии, с тем чтобы при реконструкции, модернизации, техническом перевооружении основных средств не восстанавливать примененную в отношении них 30-процентную амортизационную премию, предусмотрев при этом механизмы, предотвращающие злоупотребления данной льготой со стороны недобросовестных налогоплательщиков, многократно применяющих амортизационную премию к одним и тем же основным средствам при их перепродаже.

Вместе с тем осуществляемые меры в области амортизационной политики не связаны между собой в единый стимулирующий механизм повсеместного повышения инвестиционной активности и обновления основных фондов. Эти меры не меняют подходов к начислению амортизации и по существу не изменяют амортизационную политику.

Проблема заключается в том, что в отличие от развитых зарубежных стран амортизация в России не является инструментом регулирования расширенного воспроизводства основных средств. Амортизационные отчисления предназначены для восстановления основных фондов, включаются в расходы и уменьшают облагаемую прибыль организаций. В настоящее время для обеспечения модернизации основных средств, приобретения инновационных разработок организации должны обладать большими финансовыми ресурсами, чем это необходимо для простого воспроизводства техники. Поэтому действующий порядок начисления амортизации приводит к недостатку собственных финансовых средств на приобретение оборудования для технологического обновления производства.

Применение повышающих коэффициентов к нормам амортизации позволяет организациям быстрее перенести в расходы затраты на основные фонды, что уменьшает сумму налога на прибыль. При этом начисленная общая сумма амортизационных отчислений не превысит первоначальной стоимости основных средств, и организации опять будут испытывать недостаток собственных средств для замены оборудования в целях технологического обновления производства.

В результате проводимой малоэффективной амортизационной политики в стране продолжается процесс старения основных фондов.

Из таблицы 1 видно, что коэффициент выбытия основных фондов в 2006-2010 гг. достиг минимального значения и находится на одном уровне, равном 1. Это означает, что за последние шесть лет процесс ликвидации основных фондов не ускорился, и их полная замена такими темпами произойдет через 100 лет. Степень износа основных фондов за последние 10 лет увеличилась с 39,3% в 2000 г. до 45,6% в 2010 г. (см. таблицу 2)

Таблица 1

Коэффициенты обновления и выбытия основных фондов (в сопоставимых ценах) [3]

1992 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов в процентах от общей стоимости основных фондов на 3,6 1,9 1,8 3,0 3,3 4,0 4,4 4,1 4,1

конец года)

Коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов в процентах от общей стоимости основных фондов на начало года) 1,6 1,9 1,3 1,1 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0

Таблица 2

Степень износа основных фондов (на конец года; в процентах) [3]

1992 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Все основные фонды 42,5 39,5 39,3 45,2 46,3 46,2 45,3 45,3 45,6

Следующая проблема заключается в том, что амортизационные отчисления имеют целевое предназначение, но направляются эти средства на инвестиции не в полном объеме. Организации амортизационные отчисления предпочитают использовать как временно свободные денежные средства, тратят на другие цели, не связанные с воспроизводством основных фондов. Сегодня в России практически отсутствует контроль за целевым использованием амортизационных отчислений.

В условиях технического прогресса моральный износ основных средств опережает физический износ, что требует их быстрейшего обновления. В условиях отмены инвестиционной льготы, пожалуй, одним из самых эффективных инструментов стимулирования инвестиций мог бы стать амортизационный механизм при выполнении требования целевого использования амортизационных отчислений. Поэтому представляется целесообразным развивать амортизационную политику, менять подходы к начислению амортизации, применять нормы амортизации, позволяющие списывать в расходы более 100% первоначальной стоимости активной части современных основных средств, оказывающих значительное влияние на развитие производства. Новая амортизационная политика могла бы способствовать преодолению экономического отставания России. Но при этом необходимо обеспечить действенный контроль за целевым использованием амортизационных средств.

Налоговое законодательство в настоящее время содержит большое количество инструментов, направленных на поддержку инноваций, включая стимулирование налогоплательщиков в области осуществления НИОКР. Практика показывает, что уже недостаточно просто создавать благоприятные условия для технологического обновления и модернизации производства. Сегодня назрела необходимость в проведении более активной налоговой политики, побуждающей налогоплательщиков к технологическому обновлению производства.

Для этого, прежде всего, необходимо оценить эффективность налоговых преференций в целях корректировки налоговой политики. Отдельные общедоступные налоговые льготы не носят комплексного характера и не стимулируют единый полный процесс создания инноваций.

Развитие налоговой политики по стимулированию инновационной деятельности видится в проведении активных комплексных мер, побуждающих организации к созданию инноваций, оценке эффективности действующих льгот и жесткому контролю за использованием амортизационных средств.

Примечание - статья подготовлена при использовании СПС «Консультант Плюс» [4].

Литература

1. Постановление Правительства РФ №156 «Об утверждении Правил отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики» от 22.02.2012.

2. Инновационный Петербург: цифры и факты. СПб. КЭРППиТ. - 2009.

3. Россия в цифрах - 2011 г. // Федеральная служба государственной статистики.

4. СПС «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.