Научная статья на тему 'Государственная поддержка инновационной деятельности и модернизации'

Государственная поддержка инновационной деятельности и модернизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1109
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATIVE ACTIVITIES / TAX STIMULATION / TAX POLICIES / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирова Елена Александровна

В статье рассматривается государственное регулирование инноваций, оцениваются меры государственной поддержки инновационной деятельности и модернизации, предлагаются инструменты стимулирования инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State support for innovation and modernization

The article deals with the state regulation of innovation and, contains an estimation of the measures of state support for innovation, and modernization. The author offers tools for investment incentives.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка инновационной деятельности и модернизации»

Кирова Елена Александровна, Д.э.н., профессор ФГБОУ ВПО «Г осударственный университет

управления»

Elena Kirova, Doctor of Economic Sciences, Professor

E-mail: kirova-elena@yandex.ru

Государственная поддержка инновационной деятельности и

модернизации

State support for innovation and modernization

Аннотация: В статье рассматривается государственное регулирование инноваций, оцениваются меры государственной поддержки инновационной деятельности и модернизации, предлагаются инструменты стимулирования инвестиций.

Ключевые слова: Инновационная деятельность, инвестиции, налоговое

стимулирование, налоговая политика.

The Abstract: The article deals with the state regulation of innovation and, contains an estimation of the measures of state support for innovation, and modernization. The author offers tools for investment incentives.

Keywords: Innovative activities, tax stimulation, tax policies, investments.

Сегодня в России происходит переход к инновационному типу развития. Инновационный тип развития предполагает достижение устойчивых темпов роста национальной экономики за счет фактора непрерывного введения в производство инноваций. В условиях жесткой конкуренции инновации играют ключевую роль в развитии экономики. При этом важное значение приобретает эффективная налоговая политика, нацеленная на государственное стимулирование инноваций.

В настоящее время институт инновационной деятельности находится на этапе формирования, отсутствует четкий понятийный аппарат в области инноваций. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ (ред. от 21.07.2011) «О науке и государственной научнотехнической политике» толкует инновации как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. Такое определение позволяет трактовать инновации очень широко и распространять на все сферы деятельности. Инновация сейчас стала модным словом, под которым чаще всего подразумевается улучшение, совершенствование, модернизация, практически любое нововведение. Однако инновация отличается от обычного совершенствования качественным ростом эффективности процессов или продукции, появлением новых потребительских свойств товаров. Проблема также заключается в том, что

не определены критерии оценки инноваций. Совершенно не понятно какие значительные улучшения можно считать инновационными, а какие нет. Неизвестно, что понимать под новым продуктом (товаром, услугой), процессом, предполагают ли они какие-либо аналоги или обладают принципиально новыми потребительскими свойствами. Хотя инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы или обеспечивает ее качественный рост. Поскольку инновация - явление многогранное, видимо, трудно выработать единые критерии оценки. При отсутствии четких критериев оценки отнесение той или иной продукции к инновационной приобретает субъективный характер.

Несмотря на несколько абстрактное определение инноваций, содержащееся в Законе, и вытекающий субъективный подход к их оценке, из документа следует, что инновации осуществляются путем реализации инновационного проекта. Инновационный проект -комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научнотехнических результатов. При этом возникает вопрос: кто же все-таки определяет статус проекта как инновационного? В Законе вполне логично определена инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Именно на такую деятельность по Закону направлена всесторонняя государственная поддержка.

Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в следующих формах:

- предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;

- предоставления информационной поддержки;

- формирования спроса на инновационную продукцию;

- финансового обеспечения (в том числе субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставной капитал);

- обеспечения инфраструктуры;

- в других формах.

Цели и основные направления государственной поддержки инновационной деятельности определяются в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации, принимаемой Правительством РФ.

Сегодня основными целями государственной налоговой политики в области налогов официально признаны:

создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков;

поддержка инноваций и модернизации в РФ (1).

Любая инновация предполагает процесс: инвестиции - разработка - процесс внедрения

- получение качественного улучшения. Поэтому стимулирование позволит получить наилучший результат, если оно будет охватывать все стадии инновационного процесса.

Субъектами инновационной деятельности должны быть не только создатели, но и потребители инновационного продукта. Поэтому меры стимулирующего характера должны распространяться как на производителя, так и на потребителя инноваций.

Опираясь на мировой опыт государственного стимулирования инноваций, можно сделать вывод, что страны самостоятельно формируют меры государственной поддержки инноваций. Где-то основной упор делается на активную государственную поддержку разработок, где-то на первый план выходит налоговое стимулирование разработчиков. Вместе с тем инструмент налоговых льгот не рассматривается самодостаточным для регулирования инновационных процессов. Он встроен в систему мер: прямое бюджетное финансирование, гранты, создание государственных корпораций с государственным участием, субсидирование процентных ставок, амортизационная политика, таможенные преференции, государственный заказ.

Например, прямое финансирование инновационных предприятий (гранты, займы на льготных условиях, иные программы финансирования) характерны для таких стран как Великобритания, Г ермания, Дания, Индия, КНР, Норвегия, США, Франция, Швеция.

Налоговые льготы инновационным предприятиям предоставляют Великобритания, Франция, США, Польша, КНР, Испания, Индия, Греция и др. страны.

Усилия многих стран также направлены на создание инфраструктуры инновационной деятельности. Например, поддержка технопарков и технологических инкубаторов характерна для Германии, Дании, Индии, КНР, Швеции.

Стимулирование патентования, информационную и методическую поддержку участников инновационной деятельности осуществляют Германия, США, Швеция.

Обобщенный зарубежный опыт свидетельствует о сбалансированном регулировании как посредством прямого участия государства в инновационных компаниях, так и путем косвенной поддержки и развития инновационной инфраструктуры.

В зарубежных странах, где развит инновационный сектор экономики, для поддержки спроса и предложения инноваций используются следующие основные налоговые инструменты:

- уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль корпораций на суммы расходов на НИОКР и других аналогичных расходов (налоговый вычет) - применяется в Великобритании, Германии, Китае, Австралии;

- вычет суммы затрат на НИОКР либо ее прироста по сравнению с некоторым периодом из уже начисленной суммы налога на прибыль корпораций либо налогов на фонд оплаты труда (такая мера называется «налоговый кредит» или «налоговый исследовательский кредит», и ее не следует путать с инвестиционным налоговым кредитом) - применяется в Канаде, Франции, Нидерландах, Японии, Швеции, США;

- применение методов ускоренной амортизации по инновационному оборудованию (вплоть до единовременного отнесения всей стоимости оборудования на затраты) -применяется в США, Франции, Великобритании, Японии;

- возможность переноса убытков на прошлые или будущие периоды (в том числе и для всех налогоплательщиков) - применяется в Бельгии, Франции, Великобритании;

- освобождение инновационных компаний или отдельных видов имущества, применяемого в инновационной деятельности, от обложения имущественными налогами -применяется во Франции, Японии;

- налоговые каникулы, то есть определенный законодательством срок, в течение которого инновационные предприятия могут не платить один или несколько налогов, -применяется в Китае, США, Канаде;

- инвестиционный налоговый кредит - по сути, предоставление отсрочки по внесению платежей по налогу на прибыль в части сумм, направленных на осуществление инноваций, на несколько лет с последующей выплатой и суммы «кредита» государству, и процентов по нему, - применяются во Франции, Испании.

Все перечисленные меры лишь в небольшой части реализованы в России. В налоговом законодательстве понятие «инновация» вообще не употребляется. Налоговые льготы и послабления касаются НИОКР, применяются путем амортизации основных средств, установления пониженных ставок страховых взносов. Большие налоговые льготы предоставлены участникам проекта «Сколково».

В Основных направлениях налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (одобрены Правительством РФ 20.05.2010) создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в целом провозглашены главными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе (2).

В 2011 г. принят Федеральный закон от 07.06.2011 №132-Ф3, содержащий благоприятные «инновационные» поправки для организаций - заказчиков НИОКР, без которых невозможно ни одно инновационное производство. Законодатели подробно прописали состав расходов НИОКР. Теперь это расходы на создание новой или усовершенствование производимой продукции (товаров, работ, услуг), а также на создание новых или усовершенствование применяемых технологий, методов организации производства и управления. Данные расходы будут признаваться для целей налогообложения независимо от результата соответствующих научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок после завершения этих работ и (или) подписания сторонами акта сдачи-приемки. С 2012 г. налогоплательщики вправе включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором завершены такие исследования.(3).

Таким образом, отменено ограничение по списанию расходов на НИОКР, не давших положительного результата. Ранее расходы на безрезультатные НИОКР не уменьшали базу по налогу на прибыль организаций.

Особая льгота применяется в отношении расходов на НИОКР, включенных в перечень, установленный Правительством РФ. Данный перечень утвержден Постановлением Правительства от 24.12.2008 №988 и содержит более 120 позиций. Налогоплательщики, осуществляющие расходы на НИОКР, поименованные в правительственном перечне, могут к данным расходам применить коэффициент 1,5. Это означает, что повышающий коэффициент позволяет учесть в расходах по налогу на прибыль в 1,5 раза больше затрат на НИОКР, чем было фактически осуществлено. С 2012 г. воспользоваться этой льготой можно в периоде завершения НИОКР.

Правительственный перечень НИОКР содержит наиболее важные и перспективные виды исследований и разработок. Повышающий коэффициент 1,5 можно считать налоговым стимулом к проведению сложных и высокорисковых исследований. В целях пресечения получения необоснованной налоговой выгоды организации, применяющие повышающий коэффициент, будут обязаны представлять отчет о каждой выполненной НИОКР. Отчет представляется организацией в налоговую инспекцию по месту своего нахождения одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР, либо отдельные этапы работ. Налоговые органы вправе провести экспертизу отчета.

Если налогоплательщик не предоставит отчет, то он не сможет применить к расходам на НИОКР повышающий коэффициент 1,5. За ним остается право уменьшить полученные доходы на фактические расходы на НИОКР.

Следующей полезной налоговой новацией явилась возможность налогоплательщиков с 2012 г. создавать резерв предстоящих расходов на НИОКР на основании новой ст. 267.2 НК РФ. Резерв может создаваться максимум на два года. Предельный размер отчислений в резерв напрямую зависит от доходов от реализации и расходов на НИОКР.

Если созданного резерва окажется недостаточно для финансирования НИОКР, фактические расходы в части превышения можно учесть как расходы на НИОКР по общим правилам НК РФ. В обратной ситуации, когда резерв использован не полностью, остаток подлежит восстановлению в составе внереализационных доходов того отчетного (налогового) периода, в котором произведены соответствующие отчисления в резерв.

Такой порядок удобен для налогоплательщиков. Организации по своему усмотрению могут формировать дополнительный резерв для обеспечения финансирования НИОКР.

Правила формирования расходов на НИОКР при налогообложении прибыли касаются только организаций, заказывающих соответствующие исследования, и не имеют отношения к специализированным компаниям-исполнителям, которые непосредственно выполняют НИОКР по договору.

Таким образом, летние налоговые поправки 2011 г. создают благоприятные условия для признания расходов на НИОКР в целях налогообложения. Однако действительно существенной льготой в форме повышающего коэффициента 1,5 к расходам на НИОКР пользуются только те организации, которые ведут НИОКР по правительственному перечню. Другие налогоплательщики данной льготы лишены, хотя могут выполнять не менее дорогостоящие и рисковые НИОКР. Следовательно, реальной государственной поддержкой в форме снижения налога на прибыль пользуются только заказчики НИОКР по правительственному перечню. Все другие налогоплательщики льготы на НИОКР не имеют.

Летом 2011 г. Правительством России приняты «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (одобрено Правительством РФ 07.08.2011).

В период 2012 - 2014 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» и «Основными направлениями налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов». При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.

В целях более гибкого регулирования отнесения на расходы затрат на приобретение, реконструкцию и модернизацию основных средств в среднесрочной перспективе продолжится разработка новых подходов к классификации основных средств на группы и определение норм амортизации для этих групп, учитывающих скорость развития технологий, влияющих на обновление основных средств.

Предполагается разработка перечня видов основных средств, в отношении которых при предоставлении в лизинг к основной норме амортизации может применяться повышающий коэффициент.

Повышению заинтересованности организаций в технологическом перевооружении и повышении энергоэффективности производства должна способствовать предусмотренная возможность амортизации энергоэффективного оборудования с применением повышающего коэффициента 2. Для реализации этой нормы будет разработан и утвержден перечень основных средств, относящихся к объектам, имеющим высокую энергетическую

эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности.(4).

Следует заметить, что меры в области амортизационной политики не связаны между собой в единый стимулирующий механизм повсеместного повышения инвестиционной активности и обновления основных фондов. Эти меры не меняют подходов к начислению амортизации и по существу не изменяют амортизационную политику.

В результате проводимой малоэффективной амортизационной политики в стране продолжается процесс старения основных фондов.

Из таблицы 1 видно, что коэффициент выбытия основных фондов в 2006 - 2010 гг. достиг минимального значения и находится на одном уровне, равном 1. Это означает, что за последние шеть лет процесс ликвидации основных фондов не ускорился, и их полная замена такими темпами произойдет через 100 лет. Степень износа основных фондов за последние 10 лет увеличилась с 39,3% в 2000 г. до 45,6% в 2010 г. (см. таблицу 2)

Таблица 1. - Коэффициенты обновления и выбытия основных фондов

(в сопоставимых ценах) (5)

1992 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Коэффициент обновления (ввод в действие основных фондов в процентах от общей стоимости основных фондов на конец года) 3,6 1,9 1,8 3,0 3,3 4,0 4,4 4,1 4,1

Коэффициент выбытия (ликвидация основных фондов в процентах от общей стоимости основных фондов на начало года) 1,6 1,9 1,3 1,1 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0

Таблица 2. - Степень износа основных фондов(на конец года; в процентах) (5)

1992 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Все основные фонды 42,5 39,5 39,3 45,2 46,3 46,2 45,3 45,3 45,6

Проблема заключается в том, что в отличие от развитых зарубежных стран амортизация в России не является инструментом регулирования расширенного воспроизводства основных средств. Амортизационные отчисления предназначены для восстановления основных фондов, включаются в расходы и уменьшают облагаемую прибыль организаций. Хотя амортизационные отчисления имеют целевое предназначение, направляются эти средства на инвестиции не в полном объеме. Организации эти средства часто предпочитают использовать как временно свободные денежные ресурсы или тратить на

другие цели, не связанные с воспроизводством основных средств. Сегодня практически в России отсутствует контроль за целевым использованием амортизационных отчислений.

В условиях технического прогресса моральный износ основных средств опережает физический износ, что требует их быстрейшего обновления. В условиях отмены инвестиционной льготы, пожалуй, одним из самых эффективных инструментов стимулирования инвестиций мог бы стать амортизационный механизм при выполнении требования целевого использования амортизационных отчислений.

В настоящее время для обеспечения модернизации основных средств, приобретения инновационных разработок организации должны обладать большими финансовыми ресурсами, чем это необходимо для простого воспроизводства техники. Поэтому представляется целесообразным развивать амортизационную политику, менять подходы к начислению амортизации, применять нормы амортизации, позволяющие списывать в расходы более 100% первоначальной стоимости активной части современных основных средств, оказывающих значительное влияние на развитие производства.

Таким образом, отдельные общедоступные налоговые льготы не носят комплексного характера и не стимулируют единый полный процесс создания инновации: инвестиции -разработка - процесс внедрения - получение качественного улучшения. Инновационная политика России должна быть направлена на внедрение целого комплекса мер поддержки организаций, которые разрабатывают и внедряют высокие технологии, а также организаций, которые приобретают эти технологии.

Практика показывает, что недостаточно просто создавать благоприятные условия организациям для технологического обновления, модернизации производства. Сегодня нужна более активная налоговая политика, побуждающая налогоплательщиков проводить модернизацию и обновление производства. Новая амортизационная политика могла бы способствовать преодолению экономического отставания России. При этом необходимо обеспечить действенный контроль за целевым использованием амортизационных средств.

Примечание - Статья подготовлена при использовании СПС «Консультант Плюс».(6).

ЛИТЕРАТУРА

1. ФЗ от 23.08.1996 №127-ФЗ (ред. от 21.07.2011) «О науке и государственной научно-технической политике».

2. Основные направления налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов (одобрены Правительством РФ от 20.05.2010).

3. Федеральный закон от 07.06.2011 №132-ФЗ.

4. Основные направления налоговой политики Российской Федерации нВ 2012 год и на плановые период 2013 и 2014 годов (одобрено Правительством РФ 07.08.2011).

5. Россия в цифрах - 2011 г. Федеральная служба государственной статистики.

6. СПС «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.