Научная статья на тему 'Развитие мобильности магистрантов педагогического направления: электронный портфолио'

Развитие мобильности магистрантов педагогического направления: электронный портфолио Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиротинина Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие мобильности магистрантов педагогического направления: электронный портфолио»

РАЗВИТИЕ

МОБИЛЬНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ:

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОРТФОЛИО

Л. А. Сиротинина

Мобильность является стратегическим ресурсом личности в условиях современной конкурентной среды и образования в течение всей жизни. Одним из основных условий Болонского процесса является поддержка академической мобильности студентов на основе системы ECTS (единая система зачетных единиц). Осуществление данного принципа позволяет эффективно использовать достижение каждой из стран-участниц Болонского процесса и в полной мере реализовывать идею объединенной Европы.

Для второго уровня высшего образования (магистратура) мобильность является наиболее актуальным и востребованным качеством, которое необходимо развивать адекватными педагогическими технологиями. Актуальность развития мобильности на уровне магистратуры связана с «претензиями» студентов и осознанным самостоятельным выбором конкретной образовательной программы, в определенном вузе с целеполаганием на развитие собственной профессиональной карьеры. По-существу, выбор и поступление в магистратуру уже является элементом проявления как академической, так и профессиональной мобильности, поскольку при поступлении в магистратуру происходит смена социальной позиции (или претензия на нее).

Электронный портфолио позволяет индивиду в открытой информационной среде создавать и развивать досье образовательных и профессиональных компетенций, свидетельствующих об индивидуальном прогрессе, а также позволяет презентовать его различным целевым группам и демонстрировать конкурентные преимущества. Опыт использования различных моделей портфолио, на различных этапах обучения, для различных целей известен в вузах г. Красноярска, Новосибирска, Казани, Самары, Москвы, Санкт-Петербурга и др. Осмысление российского и европейского опыта использования епортфолио и его адаптация к запросам второй ступени высшего образования (магистратуры) является актуальным и необходим в условиях модернизации педагогического образования в России. Однако, несмотря на существующий опыт в области изучения технологии портфолио специалистами различных научных школ и направлений, до настоящего времени нет системных исследований о возможностях технологии портфолио для поддержки академической мобильности; недостаточно обобщен отечественный и зарубежный опыт его использования в условиях открытого общества и образования в течение всей жизни; не в полной мере освещены педагогические условия использования учебного портфолио в системе подготовки магистрантов педагогического направления.

В качестве базового определения сущностных и содержательных характеристик академической мобильности, мы опираемся на определение Т. М. Трегубовой, которая рассматривает «мобильность как интегративное

133

качество личности, характеризующее способность индивида осознающего необходимость непрерывного самообразования и умеющего с его помощью развивать свой образовательный и профессионально-творческий потенциал, адаптированный к изменению условий образовательной деятельности». Мобильность рассматривается ею «как деятельность субъекта образовательного процесса, детерминированного меняющимися образовательную среду событиями, результатом которой является самореализация личности в образовании и профессии». Мобильность способствует реформированию современного профессионального образования, обеспечивая свободное перемещение личности в мире образования, направленное на повышение качества жизни и профессиональной деятельности конкурентоспособного специалиста.

В качестве значимых личностных качеств магистранта, свидетельствующих о возможности развития мобильности в условиях открытого общества, мы выделяем и исследуем самостоятельность, целеполагание, рефлексию. Формированию вышеперечисленных качеств, способствует технология епортфолио, отражающая артефакты научно-исследовательской практикоориентированной подготовки магистрантов педагогического направления. Актуализация высоких профессиональных притязаний осуществляется за счет параллельного освоения магистрантами нескольких программных сред для разработки портфолио и возможностей Europass, в частности его раздела EuroCV. В конце обучения магистранты, по желанию, выкладывают ряд материалов из индивидуального портфолио, используя инструменты Europass (EuroCV, Language Pasport, Europass Mobility, Sertificate Supplement), что позволяет актуализировать образовательные и профессиональные интересы обучаемых в условиях непрерывного образования и способствует формированию мобильности.

Электронный портфолио магистра в совокупности с Europass будет полезен ему в течении всей жизни за счет содействия процессам мобильности, профессионального развития и содействия в трудоустройстве. Помимо прозрачности и поддержки мобильности электронный портфолио является средством поддержки обучения и выстраивания карьеры педагогического работника.

Список литературы

1. Гладков Г. И. Болонский процесс / Справка для участников научно-практической конференции «Университетская политология в России в национальном и европейском контекстах» 10 дек. 2004 г. URL: http. www.bologna.mgimo.ru/mgimo.php?cat_id=11&page=>

2. Трегубова Т. М., Сахиева Р. Г., Масалимова А. Р. и др. Академическая мобильность студентов высших учебных заведений: отечественный и зарубежный опыт ее формирования: моногр. Казань: Отечество, 2008. - 131 с.

134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.