Научная статья на тему 'Епортфолио в профессиональном развитии, трудоустройстве и образовании на протяжении всей жизни'

Епортфолио в профессиональном развитии, трудоустройстве и образовании на протяжении всей жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Епортфолио в профессиональном развитии, трудоустройстве и образовании на протяжении всей жизни»

ЕПОРТФОЛИО

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ,

ТРУДОУСТРОЙСТВЕ И ОБРАЗОВАНИИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ

О. Г. Смолянинова

Электронный портфолио (епортфолио), по мнению образовательных аналитиков и HR-менеджеров, относится к трендовой технологии для рефлексии собственных ресурсов, профессионального развития, планирования карьеры и успешного трудоустройства в течение всей жизни.

Технология епортфолио на протяжении последних семи лет используется в институте Педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета на различных ступенях образования и профессионального развития, для следующих целей: (а) в системе обучения бакалавров по направлению «Педагогика», «Психолого-педагогическое образование» (рефлексия педагогической практики, демонстрация образовательных достижений, поступление в магистратуру, трудоустройство) [1]; (б) в профессиональном развитии и планировании карьеры магистров по направлению «Педагогическое образование» (планирование карьеры, рефлексия научноисследовательской практики, демонстрация профессиональных достижений, мобильность, трудоустройство) [4]; (в) в системе переподготовки и повышении квалификации преподавателей высшей школы по программам для аспирантов «Преподаватель высшей школы», дополнительной квалификации «Преподаватель» [1]; (г) в системе трудоустройства выпускников вузов и су-зов в рамках проекта «Поддержка мобильности выпускников СПО/ВПО Красноярского края средствами электронного портфолио», выполняемый при поддержке фонда науки Красноярского края и Агентства труда и занятости населения Красноярского края в 2012 г.) и др.

В рамках российских и международных проектов был проанализирован опыт использования технологии епортфолио в Европе и Российской Федерации на различных ступенях образования: в системе среднего, среднего профессионального, высшего образования и образования в течение всей жизни. Было проведено исследование использования электронного портфолио для поиска работы посредством сети Интернет, а также проведен анализ современного программного обеспечения для разработки электронного портфолио трудоустройства. В рамках проекта EraNet посредством он-лайн анкетирования изучались целевые установки и предпочтения различных целевых групп, возможности и перспективы использования епортфолио в образовании и трудоустройстве. В результате исследования российского и зарубежного опыта использования технологии епортфолио на протяжении всей жизни мы пришли к следующим заключениям. Несмотря на то, что технология епортфолио хронологически раньше стартовала в системе образования США, наиболее системно и масштабно данная технология охватывает различные

образовательные и профессиональные институты в Европе, и как ни парадоксально, в Красноярском крае. На сегодняшний день в нашем крае технология епортфолио используется в системе общего, среднего

44

профессионального, высшего образования для аттестации педагогов и трудоустройства. Создана модель электронного портфолио трудоустройства выпускников региона, достигнуты договоренности с Агентством труда и занятости населения Красноярского края по размещению епортфолио ищущих работу граждан (или переносу данных из портфолио обучающихся) на портале Агентства. Данная модель проходит пилотную апробацию в Сибирском федеральном университете, Красноярском государственном медицинском университете, ряде колледжей Красноярского края. В качестве базового программного обеспечения была выбрана система MAHARA, имеющая открытый код доступа.

Обратимся к успешным образцам международного опыта использования технологии епортфолио. Следует отметить, что в Англии накоплен наиболее системный опыт использования епортфолио для профессионализации обучающихся на уровне общего образования, профессионального развития в системе высшего образования, поддержки переходов между различными уровнями образования, планирования карьеры и трудоустройства. Об этом свидетельствуют масштабные исследования и совместные усилия консорциумов университетов, школ, работодателей. Многие исследования и практические разработки в комплексном использовании технологии епортфолио на различных ступенях образования и процессах трудоустройства поддержаны региональными и национальными фондами и Советом Европы (например, проекты епортфолио для обучения в течение всей жизни JISC, Nottingham [3]). В Голландии технологию епортфолио используют для инвентаризации профессиональных навыков уволенных работников, их переобучения и помощи в поиске работы, а в течение двух последних лет разрабатывается и внедряется платформа обмена и переноса данных между электронными портфолио учащихся школ, университетов, работников ряда корпораций. Это обеспечивает возможность пользователю трансформировать и развивать индивидуальный портфолио в течение всей жизни, накапливая профессиональную информацию, создавая архив достижений и индивидуального прогресса. Внутри одной корпорации администрация может на основании анализа епортфолио работников планировать кадровые изменения, а сотрудники - проводить инвентаризацию собственных ресурсов, демонстрировать достижения и индивидуальный прогресс.

Яркими инициативами использования технологии епортфолио в образовании в течение всей жизни и для целей трудоустройства являются Европаспорт («Europass») и «Общеевропейский языковой портфолио». Языковой портфолио позволяет его обладателю демонстрировать унифицированные результаты персонального уровня языкового развития. Стандартизация оценки уровня языкового развития человека крайне важна на международном рынке труда. Языковой портфолио был разработан по инициативе и в рамках Совета Европы. В настоящее время технологии унификации и применения единых требований к оценке уровня компетенций владения иностранным языком широко используются в Японии и Америке, где созданы языковые портфолио для данных стран. В России ряд вузов также экспериментируют с технологией портфолио, активно внедряя ее в учебный процесс подготовки

45

студентов, акцентируя внимание на стандартизированных европейских требованиях к уровню развития языковых компетенций.

Как было отмечено ранее, самую длительную историю использования епортфолио в образовании имеют США. Результаты исследования D. Cambridge демонстрируют потенциал технологии eportfolio в процессах перехода студента на рынок труда. Автор отмечает, что «технология епортфолио позволяет многократно моделировать различные роли, и демонстрировать свои преимущества и достижения, в зависимости от конкретных целей презентации индивида посредством материалов персонального епортфолио. Епорт-фолио поддерживает обучение в течение всей жизни, и доказывает необходимость сотрудничества и интеграции усилий образовательных институтов, рекрутинговых агентств, региональных агентств трудоустройства» [3].

Исходя из многолетнего опыта использования епортфолио и проведенных исследований, можно сделать следующее заключение. Главной проблемой системного использования технологии епортфолио в течении всей жизни является создание и принятие на национальном (а лучше - международном) уровне эталонной модели ePortfolio, позволяющей переносить информацию из персональных портфолио, созданных на предыдущих уровнях обучения (например, на уровне обще- образовательной школы, суза, вуза) в профессиональную сферу, рынок труда. Актуальной проблемой является также легитимизация использования епортфолио в процедурах перехода и приема граждан на более высокий уровень образования (например, при переходах школа-вуз, или бакалавриат - магистратура). Остается открытым вопрос о возможностях и перспективах использования епортфолио сотрудников во внутрифирменном повышении квалификации, аттестации персонала, кадровых изменениях, карьерном развитии, обеспечении мобильности. Отдельные международные исследования показывают, что технология ePortfolio обладает мощным ресурсом для качественной организации переходов на различных этапах образования и в процессах трудоустройства, за счет своей воспроизводимости и ресурсов развития, снижает сложность и стоимость процедур рекрутинга при одновременном повышении качества и потенциала практической реализации для конкретного индивида на протяжении всей жизни.

Список литературы

1. Смолянинова О. Г. Технология электронного портфолио в образовании: российский и зарубежный опыт: моногр. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. -332 с.

2. Cambridge D., Eportfolio for Lifelong Learning and Assessment, Available at. URL: http://books.google.ru/books/darrencambridge

3. Coolin К., Harley P., Smallwood A., Wood S., ePortfolio and Lifelong Learning, Available at. URL: www.nottingham.ac.uk/eportfolio

4. Smolyaninova O.G., Smolianinova L.A., ePortfolio in the context of developing learners autonomy and responsibility, ePic 2012, 10th International ePortfolio&Identity Conference, London, 2012, P. 225-234. Available at. URL: http://www.epforum.eu/content/epic-2012.

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.