Научная статья на тему 'Развитие личности в экстремальных видах спорта'

Развитие личности в экстремальных видах спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
818
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / САМООЦЕНКА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малик Я.К.

На основе психодиагностического обследования 67 спортсменов, которые занимаются экстремальными видами спорта, охарактеризованы их личностные качества. Показано, что система ценностных ориентаций спортсменов выступают в качестве основы для формирования их жизненной стратегии. Установлено, что у представителей экстремальных видов спорта имеет место позитивная динамика уровня самооценки на протяжении всего этапа соревновательной деятельности. Выявлена определенная зависимость степени личностной тревожности и самооценки спортсменов от уровня их профессиональной квалификации и спортивного стажа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие личности в экстремальных видах спорта»

Принимая во внимание роль учителей, очевидно, что мы хотим образовать учителей, которые могут контролировать и облегчать коммуникацию с учащимися в классе, коммуникацию с коллегами и родителями учеников. Учителя должны разработать адекватные социальные умения, провести широкий репертуар коммуникационных стратегий, изучать и понимать причины и последствия их коммуникационных действий, развитие способностей. Все это необходимо для того, чтобы найти и применить наилучшие коммуникационные альтернативы, сделать адекватную импровизацию и переопределение действий, принимая во внимание новые моменты в одной социальной ситуации.

Список литературы:

1. Стаматова Р. Стимулация логического мышления путем цоздания развивающей дидактической среды // Достижения вузовской наук. - Новосибирск, 2013.

2. Adler R.B., Elmhorst J.M. Communicating at work - Principles and Practices for Business and Professions. - 8th ed. - N.Y.: McGraw Hill, 2004.

3. Andreev M. Integrative Trends in Education. - Sofia, 1986.

4. Dewey J. Demokratiya and Education. - M.: Education-Press, 2000. - 384 p.

5. Koleva N.L. Dotsimologicheskoto Mastery and Sources of Subjectivity // Collection of scientific works of the Technical University. - Sofia, 2011. -Vol. 17. - pp. 112-117.

6. Cegala D.J., Savage G.T., Brunner C.C., Conrad A.B. An elaboration of the meaning of interaction involvement: Toward the development of a theoretical concept // Communication Monographs 49. - 1982. - Р. 229-248.

7. Pokrajac A., Kardum I. Merenja stilova resavanja interpersonalnih konflikata u razlicitim socijalnim interakcijama: adaptacija i validacija skale // Godisnjak Zavoda za psihologiju. - Rijeka, 1992. - Vol. 1. - pp. 107-113.

8. Rahim M.A. Managing Conflict in Organizations. Westport, Connecticut -London:Quorum Books, 2001

9. Rubin R.B. Palmgreen P., Sypher H.E. Communication Research Measures - a sourcebook, Mahwah, New Yersy. - London: Lawrence Erlbaum Associates, publishers, 2004.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ВИДАХ СПОРТА

© Малик Я.К.*

Харьковская государственная академия физической культуры, Украина, г. Харьков

На основе психодиагностического обследования 67 спортсменов, которые занимаются экстремальными видами спорта, охарактеризованы

* Преподаватель кафедры Педагогики и психологии.

их личностные качества. Показано, что система ценностных ориента-ций спортсменов выступают в качестве основы для формирования их жизненной стратегии. Установлено, что у представителей экстремальных видов спорта имеет место позитивная динамика уровня самооценки на протяжении всего этапа соревновательной деятельности. Выявлена определенная зависимость степени личностной тревожности и самооценки спортсменов от уровня их профессиональной квалификации и спортивного стажа.

Ключевые слова личностные качества, самооценка, ценностные ориентации, тревожность, соревновательная деятельность, спорт.

Актуальность

При современных требованиях к спортсменам, которые стремятся к высоким результатам, а, следовательно, испытывают большие физические и нервные напряжения на тренировках и соревнованиях, изучение их личностных качеств является очень важным звеном в психологической подготовке [5, 6, 10, 12]. Кроме того, в спортивной деятельности происходит интенсивное морально-волевое становления личности, а также формирование самооценки, что является важнейшей психологической характеристикой спортсмена [2, 8, 9]. Формирование у спортсменов способностей к саморегуляции имеет важное значение для максимальной реализации их возможностей. Среди факторов, обуславливающих формирование механизмов саморегуляции спортсмена, центральное место принадлежит уровню самооценки и тревожности, что в свою очередь детерминирует направление и, активность субъекта. Чтобы поставить перед спортсменом не только серьезные задачи, но и добиться высоких результатов, нужно знать, насколько честно и объективно он может критически оценить свои возможности [1, 3, 4, 8, 11]. Анализ работ по теории и практике морально-волевого развития личности спортсмена свидетельствует о том, что данная проблема еще недостаточно изучена. Исследований, освещающих такие важные для современного спорта вопросы, как формирование адекватной самооценки спортсменов и соответственно оптимальной психологической подготовке к соревновательной деятельности, недостаточно. Не в полной мере определена содержательная характеристика процесса формирования морально-волевых качеств тех, кто занимаются экстремальными видами спорта.

Целью данной работы стало изучение личностных качеств спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта, на примере дзюдо и бокса.

В процессе выполнения исследования использовался комплекс теоретических, эмпирических и статистических методов. Теоретические методы: теоретико-методологический анализ проблемы, сравнение и обобщение данных. Эмпирические методы: беседа, наблюдение, психодиагностический метод. Исследование ценностно-мотивационной сферы личности спортсменов проводилось в тренировочном периоде, с помощью методики «Ценно-

стные ориентации» М. Рокича. Для изучения уровня личностной тревожности применялась методика «Шкала Спилбергера-Ханина». Диагностика самооценки осуществлялась с помощью методики «Шкала самооценки» и проводилась, непосредственно перед началом и в конце соревнований, а так же в условиях соревновательной деятельности [3, 7]. Статистическая обработка полученных эмпирических данных осуществлялась с помощью метода установления вероятности отклонений (по ^критерию Стьюдента).

Изложение основного материала

Доминирующая направленность ценностных ориентаций спортсменов фиксировалась как занимаемая ими жизненная позиция, которая определялась по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования позволил оценить жизненные идеалы и иерархию жизненных целей у представителей экстремальных видов спорта.

Согласно результатам нашего исследования, ведущими потребностями молодых людей, практикующих дзюдо и бокс выступают ценности, в основе которых лежат потребность в общении, любви и здоровье. Важными ценностями, во многом определяющими поведение данной категории молодежи есть ценности физического и духовно-нравственного совершенствования, свободы и развития. Обследованные спортсмены ориентированы на активную деятельную и материально обеспеченную жизнь. Потребности в общественном признании, интересной работе, познании, стремлении к красоте природы и счастью других, наоборот, играют у обследованных, самую незначительную роль, занимая нижние ступени ценностной шкалы. Итак, в системе терминальных ценностных ориентаций личности, обследованных спортсменов, ценности личной жизни (любовь, духовная и физическая близость с близким человеком, здоровье, наличие хороших и верных друзей) доминируют над ценностями профессиональной самореализации (активная деятельная жизнь, интересная работа, творчество, продуктивная жизнь). Конкретные ценности (полнота и эмоциональная насыщенность жизни, физическое и психическое благополучие, уважение коллектива, товарищей и друзей по спорту, максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) преобладают над абстрактными ценностями (познание, возможность расширения своего кругозора, общей культуры, интеллектуального развития).

Качественный анализ инструментальных ценностей, у обследованных спортсменов, позволил оценить их личностные черты, которые важны в качестве инструментов для достижения обычных целей, а так же представлений о нормах поведения.

Ведущими в структуре инструментальных ценностных ориентаций спортсменов есть ценности, в основе которых потребности в достижении чест-

ных результатов, воспитанность, аккуратность, жизнерадостность и ответственность в деятельности. Ценности комплекса «власти» играют неоднозначную роль в ценностных ориентациях молодежи, практикующей экстремальные виды спорта. Так, ценности, в основе которых потребности в самостоятельности, независимости, смелом отстаивании своего мнения, несмотря на то, что не являются доминирующими в ценностной структуре обследованных спортсменов, активно участвуют в регуляции их социального поведения. Напротив, ценности данного комплекса, в основе которых потребности в рационализме, твердой воле, высоких запросах, терпимости играют весьма незначительную роль в выборе поведения молодежи, практикующей бокс и дзюдо. Итак, основными характеристиками типа личности, свойственными испытуемым спортсменам, является ориентация на этические ценности, а также стремление к физическому и духовно-нравственному самосовершенствованию.

Следующим этапом нашего исследования, стало изучение особенностей самооценки личности спортсменов, в экстремальных видах спорта. Самооценка дзюдоистов и боксеров представлена следующими вариантами: завышенный уровень самооценки (от 100 до 90 баллов), высокий уровень самооценки (от 89 до 75 баллов), средний уровень самооценки (от 74 до 60 баллов), заниженный уровень самооценки (менее 50 баллов).

На период соревнований самооценка спортсменов незначительно повышается и в среднем достигает 68,34 ± 4,06 баллов (различия достоверно не значимы (t = 0,14; p > 0,05)). В пост соревновательный период уровень самооценки спортсменов, достигает 84,81 ± 4,56 баллов, что достоверно выше, чем, в период соревновательной (t = 2,55; p < 0,05) и пред соревновательной деятельности (t = 2,56; p < 0,05). В постсоревновательный период самооценка спортсменов, имеющих звания «мастер спорта» и «КМС», соответствует сравнительно высокому уровню, доходит до 83,63 ± 3,19 баллов, что достоверно выше, чем, в период соревновательной (t = 3,06; p < 0,01) и предсоревновательной деятельности (t = 4,64; p < 0,001). Таким образом, в условиях соревновательной деятельности, у спортсменов, имеющих спортивный разряд «мастер спорта» и «КМС», имеет место положительная динамика уровня самооценки от среднего до оптимально высокого.

У спортсменов, имеющих I-III разряды, на период соревнований отмечается некоторое снижение уровня самооценки, в среднем до 66,34 ± 4,25 баллов, что так же соответствует среднему уровню (различия достоверно не значимы (t = 0,79; p > 0,05). В постсоревновательный период уровень самооценки спортсменов-разрядников, достигает 82,15 ± 5,74 баллов, что соответствует оптимальному, сравнительно высокому уровню, и достоверно выше, чем, в период соревновательной деятельности (t = 2,87; p < 0,01). Итак, в условиях соревновательной деятельности у спортсменов-разрядников имеет место некоторое снижение самооценки, далее, в постсоревно-

вательный период отмечается положительная динамика уровня самооценки от среднего до оптимально высокого.

Согласно результатам, полученным по методике «Шкала Спилбергера-Ханина» у 8 (14,04 %) обследованных спортсменов отмечался низкий уровень личностной, тревожности, все они имели звания «мастер спорта» или «КМС». Средний уровень личностной тревожности, имел место у 41 (71,92 %) единоборца; из них 21 (36,84 %) спортсмен «КМС» и 20 (35,08 %) спортсменов, имеющих 1-Ш разряды. У 8 (14,04 %) обследованных спортсменов был диагностирован высокий уровень личностной тревожности из них 1 (1,75 %) спортсмен «КМС» и 7 (12,28 %) спортсменов-разрядников. Следует отметить, что у обследованных спортсменов имеющих спортивные звания «мастер спорта» или «КМС», средний показатель уровня личностной тревожности равен 37,57 ± 1,71 баллам, что достоверно ниже (р < 0,05), чем у спортсменов-разрядников (47, 01 ± 1,13 балла). То есть, прослеживается определенная зависимость уровня личностной тревожности спортсменов от их спортивной квалификации.

Выводы

1. Занятия экстремальными видами спорта, в частности дзюдо и боксом, способствуют формированию адекватной самооценки и морально-устойчивых качеств личности.

2. В системе терминальных ценностных ориентаций личности боксеров и дзюдоистов духовные и личностные ценности преобладают над материальными и ценностями профессиональной реализации.

В системе инструментальных ценностных ориентаций личности спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта, альтруистические ценности и ценности принятия других людей доминируют над ценностями дела и самоутверждения.

3. Уровень самооценки спортсменов, занимающихся боксом и дзюдо, представлен следующими вариантами: завышенный уровень самооценки, высокий уровень самооценки, средний уровень самооценки, заниженный уровень самооценки. У большинства спортсменов самооценка соответствует оптимальному высокому или среднему уровню.

4. Самооценка личности боксеров и дзюдоистов зависит, как от этапа соревновательной деятельности, так и от спортивной квалификации. Установлена положительная динамика уровня самооценки личности в процессе всего этапа соревнований. Самооценка спортсменов, имеющих звание «мастер спорта» или «КМС», характеризуется более высоким уровнем, большей адекватностью по сравнению с самооценкой спортсменов-разрядников.

5. Отмечена определенная зависимость степени личностной тревожности спортсменов от уровня их профессиональной квалификации и спортивного стажа. У спортсменов с 1-Ш разрядами, средний показатель уровня

личностной тревожности достоверно выше (p < 0,05), чем у спортсменов имеющих спортивное звание «мастер спорта» или «КМС».

Перспективы исследования заключаются в разработке практических рекомендаций по формированию адекватной самооценки спортсменов и готовности к соревновательной деятельности.

Список литературы:

1. Асташова Н.А. Учитель. Проблема выбора и формирование ценностей / Н.А. Асташова. - М.: МОДЭК., 2001. - 272 с.

2. Бейгул 1.О. Психолопчна спйшсть, як одна з головних умов адаптаци дзюдоюпв до до на психiку екстремальних ситуацш спортивно! даяльносп / 1.О. Бейгул // Слобожанський науково-спортивний вюник. - Харк1в, 2010. -Вип. 1. - С. 143-146.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук. - СПб.: Питер Ком., 1999. - 528 с.

4. Воронов И.А. Психотехника восточных единоборств (Восточно-азиатская классическая концепция психологической подготовки единоборцев) / И.А. Воронов. - Харвест, 2005. - 432 с.

5. Гант Е.Е. Особенности самооценки личности спортсменов в экстремальных ситуациях спортивной деятельности / Е.Е. Гант // Слобожанський науково-спортивний вюник. - Харшв, 2012. - Вип. 1. - С. 137-143.

6. Гант Е.Е. Особенности ценностно-мотивационной сферы личности спортсменов, которые занимаются айкибудо / Е.Е. Гант, Е.Г. Дубникова // Слобожанський науково-спортивний вюник. - Харшв, 2011. - Вип. 4. -С. 268-269.

7. Энциклопедия психодиагностики. - Т. 2. Психодиагностика взрослых. -Изд-во: Бахрах-М. 2009. - 707 с.

8. Курилкин А.И. Самооценка личности спортсмена как фактор готовности к соревновательной деятельности / А.И. Курилкин // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 4. - С. 119-125.

9. Самойлов М.Г. Психолопчна стшшсть як основний чинник подолання негативного впливу на психшу спортсмешв екстремальних ситуацш / М.Г. Самойлов // Слобожанський науково-спортивний вюник. - Харшв, 2010. -Вип. 1. - С. 146-149.

10. Самойлов Н.Г. Роль потребностно-мотивационных ориентиров волейболисток в сплоченности команды и успешности их спортивной деятельности / Н.Г. Самойлов, Д.А. Казаков // Слобожанський науково-спортив-ний вюник. - Харшв, 2012. - Вип. 1. - С. 168-175.

11. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В.Ф. Сопов. - М.: Трикста, 2005. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.