Научная статья на тему 'Оценка продуктивности подготовки спортивного резерва в субъекте Российской Федерации'

Оценка продуктивности подготовки спортивного резерва в субъекте Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
285
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДУКТИВНОСТЬ / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / ОЦЕНКА / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВИДЫ СПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кудинова Виктория Анатольевна

В статье рассматривались критерии оценки продуктивности подготовки спортивного резерва в субъекте Российской Федерации. Представленный способ оценивания спортивной работы региональных федераций по видам спорта позволяет распределять финансовые средства с учетом продуктивности работы вида спорта, нацеливает специалистов на выполнение качественной работы по подготовке спортивного резерва и способствует повышению результативности спортсменов региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кудинова Виктория Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the efficiency of preparation of the sports reserve in the Russian Federation constituent entity

The article discusses the criteria for assessing the productivity of sports reserve training in the Russian Federation constituent entity. The present method of estimation of the regional sports federations helps to distribute the funds based on the productivity of sports, specialists are aimed at performing the quality work on the preparation of sports reserve, enhancing the performance of the athletes in the region.

Текст научной работы на тему «Оценка продуктивности подготовки спортивного резерва в субъекте Российской Федерации»

2. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания : учебник для ин-тов и фак. физ. культуры / Е. П. Ильин ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 486 с.

3. Теория и методика физической культуры : учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М. : Сов. спорт, 2003. - 463 с.

4. Стамбулова, Н.Б. О психологическом обеспечении сквозной педагогической практики студентов / Н.Б. Стамбулова, В.И. Румянцева, А.Н. Николаев // Пути реализации перестройки высшего физкультурного образования : сб. науч. тр. / Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта ; под ред. Ю.И. Портных, Н.Г. Соколова. - Л., 1990. - С. 107-112.

REFERENCES

1. Gomelsky, A.Ya. (2004), Management of team in basketball, Physical culture and sports, Moscow.

2. Ilyin, E.P. (2000), Psychology of physical training: The textbook, RGPU publishing house of A. I. Herzen, St. Petersburg.

3. Kuramshin, Yu.F. (2003), Theory and technique of physical culture: The textbook, Soviet Sport, Moscow.

4. Stambulova, N.B., Rumyantsev V.I. and Nikolayev A.N. (1990), “O psychological ensuring through student teaching of students”, Ways of realization of reorganization of the higher sports education, collection of scientific works, Leningrad, pp. 107-112.

Контактная информация: timothi89@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.02.2014.

УДК 796. 071. 5 (471)

ОЦЕНКА ПРОДУКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Виктория Анатольевна Кудинова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградский государственный аграрный университет (ФГБОУ ВПО «ВГАУ»)

Аннотация

В статье рассматривались критерии оценки продуктивности подготовки спортивного резерва в субъекте Российской Федерации. Представленный способ оценивания спортивной работы региональных федераций по видам спорта позволяет распределять финансовые средства с учетом продуктивности работы вида спорта, нацеливает специалистов на выполнение качественной работы по подготовке спортивного резерва и способствует повышению результативности спортсменов региона.

Ключевые слова: продуктивность, спортивный резерв, оценка, субъект Российской Федерации, виды спорта.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p70-74

ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY OF PREPARATION OF THE SPORTS RESERVE IN THE RUSSIAN FEDERATION CONSTITUENT ENTITY

Victoria Anqtolievna Kudinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Agricultural University

Annotation

The article discusses the criteria for assessing the productivity of sports reserve training in the Russian Federation constituent entity. The present method of estimation of the regional sports federations helps to distribute the funds based on the productivity of sports, specialists are aimed at performing the quality work on the preparation of sports reserve, enhancing the performance of the athletes in the region. Keywords: efficiency, sports reserve, assessment, the Russian Federation constituent entity,

sports.

ВВЕДЕНИЕ

Успешность работы региональных федераций по видам спорта за отчетный год определяется в основном по результатам выступления спортсменов в международных и российских соревнованиях [2, 3]. Важно определить и оценить вклад каждого вида спорта в процесс продуктивности подготовки спортивного резерва в регионе, что позволит дифференцировать условия для управления его развитием и финансированием [4], объективно оценить деятельность педагогов по подготовке спортивного резерва [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Продуктивность подготовки спортсменов-разрядников (у) определяли, используя рассчитанное нами уравнение множественной регрессии:

1,98х1 + 30,32х2 + 75,06х3 + 543,11х4 + 5750,55х5 п

где х1 - количество спортсменов, впервые выполнивших нормы третьего и второго разрядов; х2 - количество новых перворазрядников; х3 - количество КМС; х4 - количество МС; х5 - количество МСМК; п - количество занимающихся данным видом спорта.

Далее мы анализировали представленные показатели на материале наиболее развитых видов спорта Волгоградской области в период с 2007 по 2013 годы. В 2007 году по показателям продуктивности подготовки спортсменов-разрядников за отчетный год первое место занял бокс (23,96 усл. ед.), второе - художественная гимнастика (13,43 усл. ед.), третье - водное поло (10,28 усл. ед.). Аутсайдеры этого года - футбол (1,73 усл. ед.) и баскетбол (2,41 усл. ед.). В 2008 году лидеры по данному показателю в регионе стали гандбол (41,69 усл. ед.), спортивная акробатика (27,61 усл. ед.) и гребля на байдарках и каноэ (15,59 усл. ед.); в 2010 году - художественная гимнастика (41,83 усл.ед.), спортивная акробатика (35,28 усл. ед) и водное поло (19,40 усл. ед); в 2013 году - плавание (61,72 усл. ед.), гребля на байдарках и каноэ (38,20 усл. ед.) и легкая атлетика (27,34 усл. ед.).

За анализируемый период только в отдельных видах спорта (дзюдо, спортивная гимнастика, гребля на байдарках и каноэ, художественная гимнастика) показатели продуктивности подготовки спортсменов-разрядников изменялись относительно стабильно. На наш взгляд, предпочтение надо отдавать варианту стабильного изменения изучаемых показателей на относительно высоком уровне. В нашем случае этим условиям соответствуют результаты в гребле на байдарках и каноэ, художественной гимнастике.

Нами разработаны оценочные показатели продуктивности подготовки спортсме-нов-разрядников за отчетный год, которые дифференцировались по следующим уровням: очень низкий - 1,7 усл. ед., низкий - 2,2 усл. ед., ниже среднего - 4,0 усл. ед., средний -7,2 усл. ед., выше среднего - 13,9 усл. ед., высокий - 18,3 усл. ед., очень высокий - 28,5 усл. ед.

В каждом виде спорта также определялся двигательный потенциал спортсменов по ранее представленному уравнению множественной регрессии. Рассчитанные эти результаты имели отрицательную корреляцию с количеством занимающихся (г=-0,539). Таким образом, полученные показатели двигательного потенциала спортсменов на 29,1% зависят от количества занимающихся видом спорта: чем большее число человек занимаются данным видом спорта, тем труднее увеличить средний показатель их двигательного потенциала из-за организационно-методических, педагогических и материальнотехнических сложностей обеспечения учебно-тренировочного процесса.

В этой связи в расчетные данные вводились поправочные коэффициенты (от 0,85 до 1,20) в зависимости от количества занимающихся видом спорта, чтобы нивелировать этот нежелательный фактор: 50 чел. и менее - 0,85; 51-205 чел. - 0,90; 206-380 чел. -

0,95; 381-640 чел. - 1,00; 641-890 чел. - 1,05; 891-1356 чел. - 1,10; 1357-2052 чел. -1,15; 2053 чел. и более - 1,20. После такой корректировки результатов уже отсутствовала взаимосвязь между показателями двигательного потенциала спортсменов и количеством

занимающихся видом спорта.

Наибольшим двигательным потенциалом обладали спортсмены следующих видов спорта: водное поло (2007 г. - 71,63 усл. ед., 2008 г. - 82,62 усл. ед.), гандбол (2007 г. -46,35 усл. ед., 2008 г. - 61,73 усл. ед., 2010 г. - 60,56 усл. ед.), спортивная акробатика (2007 г. - 50,55 усл. ед., 2008 г. - 61,16 усл. ед., 2010 г. - 43,95 усл. ед.), художественная гимнастика (2010 г. - 48,01 усл. ед.), легкая атлетика (2010 г. - 65,77 усл. ед.), плавание (2013 г. - 77,72 усл. ед.), тяжелая атлетика (2013 г. - 64,44 усл. ед.). Низкий уровень двигательного потенциала спортсменов выявлен в волейболе (2007 г.- 3,36 усл. ед., 2008 г. -3,40 усл. ед., 2010 г. - 3,89 усл ед., 2013 г. - 3,30 усл. ед.).

За анализируемый период проявилась разная тенденция изменения показателей двигательного потенциала спортсменов: увеличение характеристик выявлено в гандболе, гребле на байдарках и каноэ, легкой атлетике, футболе, художественной гимнастике; уменьшение - в спортивной гимнастике, дзюдо; стабильное распределение - в волейболе, плавании, футболе, спортивной акробатике, шахматах.

Для оценивания уровней двигательного потенциала спортсменов в виде спорта нами предлагается следующая шкала: очень низкий - 2,5 усл. ед., низкий - 5,2 усл. ед., ниже среднего - 9,2 усл. ед., средний - 15,7 усл. ед., выше среднего - 21,4 усл. ед., высокий - 42,6 усл. ед., очень высокий - 64,4 усл. ед.

Важным направлением повышения качества спортивной работы в регионе являются определение и оценка кадрового потенциала в виде спорта. Выявление уровня развития данной характеристики осуществлено нами на основе анализа следующих показателей: уровень профессионального образования (среднее - 1,00 балл, среднее специальное

- 1,20 баллов, высшее - 1,35 баллов, высшее физкультурное - 1,50 баллов), квалификационная категория (без категории - 1,00 балл, вторая категория - 1,50 баллов, первая категория - 2,00 балла, высшая - 2,50 баллов, почетное звание «Заслуженный тренер России» - 4,00 балла). Далее эти показатели складывались и делились на количество штатных тренеров в каждом виде спорта.

По нашим данным, количество тренеров в виде спорта влияет на показатели кадрового потенциала (г=-0,525), поэтому при анализе данного направления работы мы также вводили поправочные коэффициенты: (12 чел. и менее - 0,85; 13-24 чел. - 0,90; 25-36 чел. - 0,95; 37-52 чел. - 1,00; 53-68 чел. - 1,05; 69-85 чел. - 1,10; 86-105 чел. - 1,15; 106 чел. и более - 1,20). Данные величины коэффициентов нивелировали влияние количества тренеров на показатели кадрового потенциала вида спорта.

Наиболее высокий кадровый потенциал выявлен нами в водном поло (2007 г. -4,74 баллов, 2008 г. - 4,71 баллов), гандболе (2007 г. - 4,38 баллов, 2008 г. - 4,48 баллов), легкой атлетике (2010 г. - 4,49 баллов, 2013 г. - 4,25 баллов), художественной гимнастике (2010 г. - 4,26 баллов), а низкий - в волейболе (2007 г. - 2,76 баллов, 2008 г. - 2,79 баллов, шахматах (2010 г. - 2,38 баллов).

Нами были выявлены различные тенденции изменения показателей кадрового потенциала в анализируемых видах спорта: увеличение данной характеристики отмечалось в баскетболе, дзюдо, спортивной акробатике, художественной гимнастике, тяжелой атлетике; уменьшение - в спортивной гимнастике, шахматах. В других видах спорта прослеживалась их относительная стабильность. Кадровый потенциал в виде спорта оценивался так: очень низкий - 2,0 баллов, низкий - 2,4 баллов, ниже среднего - 2,9 баллов, средний

- 3,2 баллов, выше среднего - 3,8 баллов, высокий - 4,4 баллов, очень высокий - 4,9 баллов и более.

Результаты нашего исследования позволили также определить и оценить анализируемые обобщенные характеристики по видам спорта в регионе. В 2013 году двигательный потенциал спортсменов Волгоградской области составил 26,76 усл. ед. (2008 г. -18,57 усл. ед., 2010 г. - 12,95 усл. ед.); кадровый потенциал - 3,40 баллов (2008 г. - 3,44 баллов, 2010 г. - 3,25 баллов).

Между анализируемыми характеристиками нами рассчитано уравнение множественной регрессии: y = 0,31 x1+ 2,65 x2 - 7,61, где y - показатели подготовки спортсме-нов-разрядников за отчетный период, x1 - оценка двигательного потенциала спортсменов вида спорта, х2 - оценка кадрового потенциала вида спорта. На основании результатов данного уравнения выявлено, что количество спортсменов, выполнивших очередные квалификационные разрядные нормативы за отчетный период, на 49,7% зависит от уровня двигательного потенциала спортсменов вида спорта и на 27,7% - от кадрового потенциала вида спорта. Доля остальных факторов в этом процессе составила 22,6%.

Коэффициенты вариации данных показателей (период 2007-2013 годы) вариабельны: продуктивность подготовки спортсменов-разрядников за отчетный год (75,0-94,5%), двигательный потенциал спортсменов (54,8-86,4%), кадровый потенциал видов спорта (11,9-16,5%). Эти данные указывают о существенных различиях в продуктивности подготовки спортивного резерва в различных видах спорта Волгоградской области. Однофакторный дисперсионный анализ также подтвердил данное утверждение: виды спорта оказывали влияние на изменение результатов подготовки спортсменов-разрядников за отчетный год (35,7%), показателей оценки двигательного потенциала спортсменов видов спорта (20,1%), оценки кадрового потенциала видов спорта (8,4%).

Представленные данные указывали на необходимость дифференцированного распределения финансовых средств по видам спорта, учитывая уровни их развития. На наш взгляд, распределять финансовые средства региона на развитие видов спорта целесообразно с учетом следующих факторов: количество занимающихся видом спорта и их двигательный потенциал; количество тренеров и кадровый потенциал вида спорта; рейтинговая оценка подготовки спортсменов-разрядников за отчетный год; развитие вида спорта в регионе с учетом определенных сложившихся обстоятельств и условий (экспертная оценка).

При распределении финансовых средств на развитие видов спорта в текущем году необходимо выделять усредненную (25% от выделенной суммы) и поощрительную (75% от суммы) части. Такое соотношение показателей финансирования позволит, с одной стороны, привести заработную плату тренеров различной квалификации в соответствие с должностными окладами, с другой стороны, даст возможность адекватно обеспечить финансовыми средствами различные этапы многолетней тренировки, которые требуют разных денежных величин на одного спортсмена.

ВЫВОД

Представленный способ оценивания спортивной работы региональных федераций по видам спорта позволяет распределять финансовые средства с учетом продуктивности работы вида спорта, нацеливает специалистов на выполнение качественной работы по подготовке спортивного резерва и способствует повышению результативности спортсменов региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Губа, В. П. Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в видах спорта : монография / В.П. Губа. - М. : Советский спорт, 2008. - 304 с.

2. Васильков, А. А. Теория и методика спорта : учебник / А. А. Васильков. - Ростов на Дону : Феникс, 2008. - 381 с.

3. Книга тренера по легкой атлетике / под ред. Хоменкова Л.С. - 3-е изд., перераб. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 399 с.

4. Система подготовки спортивного резерва / под ред. В. Г. Никитушкина ; Московское городское физкультурно-спортивное объединение. - М. : Изд-во МГФСО, 1994. - 320 с.

REFERENCES

1. Guba, V.P. (2008), The theory and practice of sports selection and early orientation in sports: monograph, Soviet sports, Moscow.

2. Vasilkov, A.A. (2008), Theory and sports technique: textbook, Phoenix, Rostov-on-Don.

3. Ed. Homenkova, L.S. (1987), Book of the coach on track and field athletics, Physical culture and sports, Moscow.

4. Ed. Nikitushkin, V.G. (1994), System of preparation of a sports reserve, MGFSO publishing house, Moscow.

Контактная информация: kudinov9910@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 26.03.2014.

УДК 37.032, 796\799

ОСОБЕННОСТИ АКТУАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Галина Анатольевна Кузьменко, кандидат педагогических наук, доцент, декан, Московский педагогический государственный университет (МПГУ), г. Москва

Аннотация

Предметом исследования данной статьи выступают особенности проявления интеллектуальных способностей в ряду значимых качеств личности, обеспечивающих подросткам индивиду-ально-оптимальные выборы способов осуществления спортивной деятельности. Выбор цели исследования предопределен темой и состоит в выявлении закономерностей актуализации качеств интеллектуальной, волевой, регулятивной и духовно-нравственной природы у подростков-спортсменов, преимущественно применяющих рациональные, рецептивные и рефлексивные стратегии поведения. В работе представлены данные опросных методов исследования, включенного наблюдения, сочинений, самоописаний, ранжирования, контент-анализ материала, определение частотности выборов с применением коэффициента корреляции Пирсона, оценка однородности выборок и проверка гипотезы об отсутствии различий между эмпирическими распределениями при помощи критерия хи-квадрата. В качестве методологических предпосылок к исследованию приняты воззрения П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова. В группах подростков, применяющих рациональные, рецептивные и рефлексивные стратегии поведения, выявлены закономерности содержания смысловых и деятельностных опор на особенные качества интеллектуальной, волевой, регулятивной и духовно-нравственной сфер личности, обеспечивающих ресурсно обусловленное приспособление к спортивной деятельности. Положительная взаимосвязь между группами спортсменов, избравших значимыми однородные личностные качества, позволяет нам организовывать совместную развивающую деятельность при развитии интеллектуальных, физических качеств и качеств регулятивного плана - у рациональных и рефлексивных; при развитии волевых качеств - у рациональных и рецептивных. Выбор актуальных интеллектуальных качеств в группах рациональных и рецептивных подростков имеет существенные различия. Полученные результаты встраиваются в процесс организации спортивной подготовки подростков при развитии интеллектуальных способностей и воспитании соревновательно- и адаптивно значимых личностных качеств, обеспечивающих успешность спортивной деятельности.

Ключевые слова: подросток; спортивная деятельность; интеллектуальные способности; личностные качества; рациональные, рецептивные, рефлексивные стратегии поведения; типологические особенности выбора качеств; формы развивающей и воспитывающей деятельности.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p74-81

SPECIAL FEATURES OF TEENAGERS INTELLECTUAL CAPABILITIES AND PERSONAL QUALITIES ACTUALIZATION IN SPORTS ACTIVITIES CONDITIONS

Galina Anatolievna Kuzmenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, dean, Moscow Pedagogical State University, Moscow

Annotation

The subject of this article includes the features of the intellectual capabilities manifestation in a row of the remarkable personality qualities that provide teenagers with the individual optimal options of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.