Научная статья на тему 'Развитие культуры интеллектуального труда будущего учителя'

Развитие культуры интеллектуального труда будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башун Ольга Владимировна

This article represents itself the research of the future teacher intellectual labor culture development. The main idea of this work implies the specification of the theoretical background and pedagogical requirements for the effective future teacher intellectual labor culture development and their approbation in the pedagogical disciplines teaching process. This article distinguishes and specifies the content and structure of the future teacher intellectual labor culture as a particular variety of professional competence. It defines the criteria and levels for the formation of future teacher intellectual labor culture and scientifically motivates the complex of pedagogical requirements for the effective support to the future teacher intellectual labor culture. The work gives the description of the set of methods which could be applied for the wide research of the process of the future teacher intellectual labor culture development the system, the methods and the forms of work for the intensification of teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Башун Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article represents itself the research of the future teacher intellectual labor culture development. The main idea of this work implies the specification of the theoretical background and pedagogical requirements for the effective future teacher intellectual labor culture development and their approbation in the pedagogical disciplines teaching process. This article distinguishes and specifies the content and structure of the future teacher intellectual labor culture as a particular variety of professional competence. It defines the criteria and levels for the formation of future teacher intellectual labor culture and scientifically motivates the complex of pedagogical requirements for the effective support to the future teacher intellectual labor culture. The work gives the description of the set of methods which could be applied for the wide research of the process of the future teacher intellectual labor culture development the system, the methods and the forms of work for the intensification of teaching.

Текст научной работы на тему «Развитие культуры интеллектуального труда будущего учителя»

Развитие культуры интеллектуального труда будущего учителя

О. В. Башун

Future teacher intellectual labor culture development

O. V. Bashun

Abstract

This article represents itself the research of the future teacher intellectual labor culture development.

The main idea of this work implies the specification of the theoretical background and pedagogical requirements for the effective future teacher intellectual labor culture development and their approbation in the pedagogical disciplines teaching process.

This article distinguishes and specifies the content and structure of the future teacher intellectual labor culture as a particular variety of professional competence. It defines the criteria and levels for the formation of future teacher intellectual labor culture and scientifically motivates the complex of pedagogical requirements for the effective support to the future teacher intellectual labor culture.

The work gives the description of the set of methods which could be applied for the wide research of the process of the future teacher intellectual labor culture development; the system, the methods and the forms of work for the intensification of teaching.

Необратимые преобразования, происходящие в обществе за последние десятилетия, актуализировали многие проблемы общего и профессионального образования, привели к возникновению мощной волны инноваций, охватившей все без исключения образовательные системы. Кризисные явления в системе образования, с одной стороны, существенно ослабили работу педагогических вузов по подготовке будущего учителя, в том числе к интеллектуальной деятельности, а с другой стороны, - актуализировали проблему развития культуры интеллектуального труда и потребовали обновления процесса подготовки студентов педагогических специальностей к решению ее с учетом принципов гуманизации образования, на основе новых теоретических подходов.

Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, основная цель профессионального образования за-

ключается в подготовке квалифицированного, конкурентоспособного, компетентного, ответственного работника, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, а также способного удовлетворять способности личности в получении соответствующего образования.

Культура интеллектуального труда будущего учителя является важным аспектом его профессионализма, поскольку, с одной стороны, она позволяет осуществлять продуктивную профессиональную деятельность, а, с другой, инициирует развитие интеллектуальной сферы и культуры школьников. Поэтому особое значение приобретает проблема актуализации и развития культуры интеллектуального труда студентов педагогических специальностей как одной из составляющих профессиональной компетентности, получающей свое специфическое наполнение в условиях вузовского обучения.

Гуманистически ориентированный преподаватель вуза видит цель педагогического процесса в стимулировании развития будущего учителя, в создании условий для его самоопределения и поэтому обеспечивает содержание и средства обучения, адекватные этим сущностным потребностям студента. Совершенствование когнитивного компонента учения трактуется нами не только как совершенствование трансляции научных знаний, их усвоения, воспроизводства, но и как стимулирование развития познавательных способностей. Развивает не само знание, а специальное его конструирование, моделирующее содержание научной области, методы ее познания.

Задачу создания максимально благоприятных условий для всестороннего развития личности ученика может решить лишь учитель, обладающий развитой культурой интеллектуального труда. Следовательно, важным компонентом культуры интеллектуального труда будущего учителя является наличие у него достаточных знаний о феномене интеллекта, об особенностях познавательных процессов, о способах развития познавательных способностей.

Подлинное познание имеет все черты поисковой, исследовательской деятельности, где наряду с воспроизведением знаний большую роль играет интеллект, сообразительность, умение быстро схватывать важнейшее содержание усваиваемого, рассматривать его под разным углом зрения. Усвоение знаний и умений - сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение принятого материала.

Прежде чем наметить пути со-

вершенствования когнитивного

компонента учения, направленные на развитие культуры интеллектуального труда будущего учителя, представляется целесообразным

представить результаты исследования интеллектуальных способностей будущих учителей.

Исследование проходило на базе Камчатского государственного университета им. В.Беринга. В качестве контрольной и экспериментальной групп мы выбрали коллективы 1 курса. Экспериментальная группа состояла из 65 студентов, а контрольная из 61 студента. При выборе экспериментальных и контрольных групп мы обращали внимание на то, чтобы они были типичными по наполняемости, уровню успеваемости и общей культуры, по половому составу, возрасту. Начальное и итоговое тестирование проводилось со студентами в 1-й семестр и 4-й семестр обучения соответственно. В ходе исследования использовались методики изучения внимания: «Корректурная проба»,

«Расстановка чисел», Методика Мюнстерберга; методики изучения памяти: «Оперативная память»,

«Память на числа», «Память на образы»; методики для оценки логики мышления: «Количественные отношения»; «Закономерности числового ряда»; «Интеллектуальная лабильность», «Исключение понятий».

Результаты начального изучения познавательных способностей будущих учителей (см. табл. 1) позволили выявить:

- недостатки в развитии восприятия (неумение подчинить восприятие поставленной задаче, фрагментарность, низкий уровень осмысления воспринимаемого);

- несформированность процессов внимания (небольшой объем, неустойчивость, трудности переключения, неумение распределять внимание, неспособность к длительному

сосредоточению);

- низкий уровень развития памяти (средний объем, слабая удерживающая способность, отсутствие приемов запоминания);

- недостатки в развитии основных мыслительных операций: поверхностность (неумение отделять главное от второстепенного); инертность (склонность к шаблонным приемам умственной работы); неустойчивость (переход от одной системы рассуждений к другой под влиянием случайных ассоциаций).

Итоги диагностирования познавательной сферы студентов стали для нас неожиданностью, поскольку специфика обучения студентов заключается в большой нагрузке на память обучающихся, к тому же студенты экспериментальной и контрольной групп имеют довольно высокий уровень успеваемости.

Мы предполагаем, что невысокий уровень познавательных способностей компенсируется за счет высокой мотивации (мотивы, связанные с косвенными результатами образования, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности, например, понимание значения получаемых знаний для своего будущего, желание как можно лучше подготовиться к будущей работе), работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности.

Именно по этой причине многие студенты перегружены учебной работой и, в то же время, интеллектуально недогружены. Как правило, это происходит не потому, что студенты слишком много работают, а оттого, что не умеют использовать рациональные и эффективные способы учебной работы, которые, в свою очередь, базируются на достаточно развитых познавательных процессах.

С нашей точки зрения, одним из обязательных условий формирова-

ния познавательных способностей студентов является понимание психологических механизмов их развития, четкое осознание их важности и значимости для эффективной учебы. Только на основе развития процессов восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения происходит формирование и развитие культуры интеллектуального труда. Мы согласны с мнением Л.С. Выготского о том, что овладение знаниями и умениями не рассматривается как самоцель, а как средство умственного развития, которое возможно только в определенной культуре, фиксирующей накопленные общественной практикой знания, методы познания, правила действий [1].

Чтобы помочь студентам преодолеть объективные и субъективные трудности учебы, успешно адаптироваться к новым формам обучения, извлечь из вузовской учебы максимальную пользу для дальнейшей профессиональной деятельности, мы разработали и апробировали курс по выбору - «Культура интеллектуального труда студента». Его разработка основана на базе современных достижений отечественных и зарубежных исследователей в области психологии, педагогики, логики, физиологии и других наук. Курс по выбору направлен на развитие у студентов мотивов интеллектуальнопознавательного плана, осознанного отношения к учебной деятельности; на оптимальное управление познавательной, творческой, теоретической и практической деятельностью. Содержание курса призвано содействовать развитию внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности студентов, критичности и самокритичности, инициативе и самостоятельности и др.

Соотношение между знанием и мышлением носит диалектический

характер. Еще С. Л. Рубинштейн утверждал: «Зависимость развития от освоения знаний не односторонняя; освоение знаний и умственное развитие - диалектический процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами» [2]. Знания об окружающей действительности - важный источник развития мышления. Поэтому в процессе обучения в вузе перед студентом стоит задача не только получить как можно больше знаний и умений, но и научиться эффективно использовать свои познавательные способности [3; 4]. Содержание образования должно обеспечивать умственное развитие студента, без которого нет подлинного усвоения знаний. Информативная и развивающая функции обучения должны быть органически слиты. Пока недостаточно разработаны научные подходы и формы организации такой работы. Авторы программ и учебников успешно реализуют в основном информативную функцию образования. Знаний о законах функционирования мышления человека современные студенты педагогических вузов получают недостаточно. А они крайне важны, поскольку обеспечивают осознание самого себя как познающего деятеля, умеющего самостоятельно строить умственную активность, направленную на усвоение знаний. Знания об организации мыслительной деятельности фиксируют не столько то, какое содержание должно быть усвоено, сколько как это содержание должно быть усвоено. В ходе усвоения предметного содержания знаний (важная задача образования) происходит развитие всех познавательных процессов, что, в свою очередь, влияет на эффективность усвоения. В результате будущие учителя получат возможность не только эффективно усваивать содержание знаний, но и оценивать свои трудности и дости-

жения, лучше понять себя и других, определить наиболее адекватно свои склонности.

Курс по выбору «Культура интеллектуального труда студента» позволил будущим учителям конкретизировать знания о своих познавательных способностях, в частности, об особенностях внимания, о специфике памяти, об особенностях запоминания. Будущие учителя узнали о причинах ослабления памяти и способах ее сохранения, углубили свои знания о видах и формах мышления. Особое внимание уделялось приемам совершенствования памяти, способам развития внимания, навыкам развития мышления, для того чтобы студенты могли успешно заниматься саморазвитием и самообразованием.

На практических занятиях студенты диагностировали особенности своих познавательных процессов: определяли устойчивость, колебание, объем, концентрацию внимания; составляли характеристику своей памяти. На занятии студенты разрабатывали памятки для школьников «Как стать более внимательным», «Как правильно пользоваться памятью», «Упражнения для развития воображения».

Содержание курса по выбору включало в себя разнообразные имитационные упражнения. Студенты по очереди примеряли на себя роль учителя, который проводит психологические методики, направленные на исследование познавательных способностей учеников своего класса. Оставшаяся часть группы студентов играла в это время роль учащихся. По результатам выполнения тестовых заданий студентами была составлена характеристика своего мышления. Можно отметить достоинства подобных упражнений: наглядно проявляется способность студента решать определенный круг задач; видны послед-

ствия принимаемых решении и действий; развивается способность замечать главное; возрастает активность будущих учителей; повышается их идентификация с решаемыми задачами; приобретается опыт, приближенный к реальности; вырабатываются рациональные способы мышления и поведения, а также коллективного взаимодействия.

С нашей точки зрения, важным для развития мышления является умение грамотно формулировать и задавать правильно поставленные вопросы. В ходе ответов на вопросы не только выявляется степень понимания материала, но и происходит совершенствование умственной деятельности. Мы предложили студентам ряд вопросов, которые можно задавать практически в любой ситуации и поставили задачу для каждого студента придумать свой вопрос в «копилку мудрых вопросов» так, чтобы акцент делался на интеллектуальное побуждение.

Каждое практическое занятие курса по выбору «Культура интеллектуального труда студента» включало в себя своеобразные «физкультминутки для интеллекта» - практи-

ческие упражнения для развития внимания, памяти и мышления.

С помощью подобных упражнений, мы одновременно решали серию образовательных задач:

- усилить эмоциональную

насыщенность процесса обучения, что способствует положительной мотивации развития культуры интеллектуального труда и учения вообще;

- создать благоприятный психологический климат коллективной творческой деятельности;

- помочь студентам экстраполировать свои знания и умения на будущую профессиональную деятельность;

- способствовать закреплению материала в процессе послеигрового обсуждения;

- помочь студентам в самопознании и саморазвитии.

Повторное диагностирование познавательных способностей студентов экспериментальной и контрольной групп проводилось с помощью тех же методик. Результаты начального и итогового экспериментов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика изменений в развитии познавательных процессов у студентов экспериментальной и контрольной групп

Методики изучения познавательных процессов высокий (%) средний (%) низкий (%)

ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ

Методики изучения внимания:

начальный срез 10,8 12 43,6 43,2 45,6 44,8

итоговый срез 14,8 12,6 57,6 50,3 27,2 37,2

изменения +4 +0,6 + 14,3 +7,1 -18,4 -7,6

Методики изучения памяти:

начальный срез 35,9 34,4 42,9 47,6 -21 -18

итоговый срез 39 35 50,2 49,2 10,8 15,9

изменения +3,1 +0,6 +7,3 + 1,6 -10,2 -2,1

Методики для оценки логики мышления

начальный срез 21,5 20,5 44,6 41 33,8 38,5

итоговый срез 23,9 20,5 55 46,7 21,1 32,8

изменения +2,4 +0 + 10,4 +5,7 -12,7 -5,7

Общие результаты методик изучения познавательных процессов

начальный срез 22,7 22,3 43,7 43,9 33,5 33,8

итоговый срез 25,9 22,7 54,3 48,7 19,7 28,6

изменения +3,2 +0,4 + 10,6 +4,8 -13,8 -5,2

Результат исследования позволяет утверждать, что студентов экспериментальной группы в более значительной степени, нежели студентов контрольной группы характеризуют: специальная образованность

(компетентность) и интеллектуальная подготовленность. Так, студенты экспериментальной группы демонстрируют более глубокие и прочные знания о методах познания; более существенную направленность на их практическое использование; более высокий уровень развития познавательных процессов внимания, памяти, мышления, чем студенты контрольной группы. В целом, результаты экспериментальной работы подтвердили целесообразность введения курса по выбору «Культура интеллектуального труда студента» для эффективного развития когнитивного компонента куль-

туры интеллектуального труда будущего учителя.

Библиография

1.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. -479 с.

2.Рубинштейн, С. Л. Очерк пе-

дагогической психологии в связи с общей педагогикой / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика,

1990. - 540 с.

3.Стернберг, Р. Д. Триархическая теория интеллекта / Р. Д. Стернберг // Иностранная психология. - 1996.

- № 6. - С. 54 - 61.

4.Холодная, М. А. Психология интеллекта : парадоксы исследования / М. А. Холодная. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2002. - 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.