Научная статья на тему 'К вопросу о педагогических условиях организации исследовательской деятельности школьников'

К вопросу о педагогических условиях организации исследовательской деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гопаненко В. Л.

Gopanenko V.L. To the question of pedagogical conditions of schoolchildren's research work organization. The research work of schoolchildren has recently been developing impetuously representing a pedagogical process. The article presents the pedagogical conditions of schoolchildren's research work organization: educational, pedagogical and developing functions of education in the course of the research work; general and specific requirements to its organization; demands to the professional and personal qualities of the teacher in charge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о педагогических условиях организации исследовательской деятельности школьников»

К ВОПРОСУ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

В.Л. Гопаненко

Gopanenko V.L. To the question of pedagogical conditions of schoolchildren’s research work organization. The research work of schoolchildren has recently been developing impetuously representing a pedagogical process. The article presents the pedagogical conditions of schoolchildren’s research work organization: educational, pedagogical and developing functions of education in the course of the research work; general and specific requirements to its organization; demands to the professional and personal qualities of the teacher in charge.

Исследовательская деятельность учащихся носит инновационный характер и является относительно новым направлением, имеющим свои специфические особенности.

От других форм учебной деятельности научно-исследовательская деятельность отличается:

• поисковой направленностью, предполагающей широкую актуализацию знаний из различных областей научного познания;

• избирательностью поиска и переработки большого объема информации, направленного на анализ центрального объекта во взаимосвязи с другими объектами;

• применением в полном объеме системного анализа, без чего невозможно провести интеграцию разнородных и разноуровневых элементов рассматриваемого объекта, представить его в более общем виде и перейти к раскрытию его научной основы;

• комплексным характером;

• сочетанием теоретических знаний и чувственно-наглядных представлений;

• единством теоретического мышления и практического действия.

Исследовательская деятельность играет особую роль в развитии ученика. Учитывая образовательный и психолого-возрастной уровни развития учащихся, необходимо отметить, что независимо от содержания научно-исследовательская деятельность должна способствовать реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

Образовательная функция обучения заключается в:

• формировании у учащихся основных научных понятий;

• усвоении методических приемов и характеристик научного стиля мышления;

• освоении умений самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Воспитательная функция обучения заключается в:

• формировании мировоззрения;

• формировании мировосприятия;

• становлении позитивного отношения учащихся к основам научного познания как познавательной ценности, средству рациональной организации и построения учебнопознавательной деятельности;

• появлении предпосылок для интеллектуального развития и самосовершенствования.

Развивающая функция обучения заключается в:

• познавательной активности;

• раскрытии индивидуальных творческих задатков;

• формировании логического мышления.

Реализация названных функций возможна через специальные курсы, которые могут проводиться с учащимися в школе во внеурочное время в условиях научного общества учащихся.

Учитывая все вышеизложенное, можно выдвинуть ряд общих и специфичных требований к организации научно-исследовательской деятельности школьников. В данном случае речь идет об исследовательской деятельности как педагогическом процессе.

Научно-исследовательская работа учащихся должна быть логическим продолжением базового образования в средней школе и соответствующей данному виду деятельности в высших учебных заведениях. Помимо этого, она должна:

• быть направленной на получение первичных научных и профессиональных знаний и умений;

Краткие сообщения

• способствовать формированию научного мировоззрения;

• содействовать становлению активной личности;

• развивать умения вычленять и решать наиболее важные познавательные проблемы с учетом конкретных условий: социальных, экономических и промышленных особенностей региона, района, города;

• знакомить с методами системного анализа и приемами познания сложных разноуровневых систем;

• прививать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации (работа с научной и специальной литературой, периодической печатью, справочниками); самостоятельного применения и разработки научных методик, приборов и оборудования, проведения опытов и экспериментов;

• способствовать налаживанию контактов с людьми;

• знакомить с реальными условиями труда в лаборатории, научном коллективе.

Конечными критериями оценки исследовательской деятельности учащихся должны выступать знания, умения и собственные идеи, позволяющие выпускнику среднего учебного заведения влиться в вузовскую образовательную систему и продолжить научно-исследовательскую работу на более высоком уровне. К ним относятся:

• система знаний, включающих мировоззренческие, методологические, профессионально значимые знания и понятия;

• умения и навыки рационального планирования исследовательской деятельности;

• осуществление самоконтроля и регулирования своих действий.

Большое значение имеет высокая мотивационная направленность, проявляющаяся в повышенном интересе к изучению проблем с научной точки зрения, активному поиску путей их решения. И во всем этом немаловажную роль играет учитель.

На сегодняшний день выдвигаются новые требования к профессионально-личностным качествам преподавателя, организующего исследовательскую деятельность учащихся.

Особенность работы с детьми, занимающимися исследовательской деятельностью, заключается в том, что:

• занятия в основном проводятся индивидуально или в малых группах;

• выбранная область исследования отражает круг интересов учащихся;

• процесс обучения разворачивается произвольно, носит неформальный характер, а главное, инициируется самими учащимися;

• руководитель не может оказывать давления на учащихся, вовлекая в ту или иную деятельность, он скорее должен уметь воодушевить и поддержать их интерес;

• интерес учащихся к творческой и целенаправленной деятельности поддерживается предоставлением им возможности распоряжаться результатами своего труда;

• учащиеся могут принимать активное

участие как в постановке проблемы исследова-

ния, так и в определении методов ее решения;

• не существует стандартных методов решения поставленной проблемы и однозначных ответов - имеется лишь определенная техника исследования, на которую можно опереться, и критерии, по которым можно судить о результатах.

Исходя из этого, преподаватель должен обладать определенными профессиональноличностными качествами, позволяющими эффективно осуществлять управление научно-исследовательской деятельностью учащихся. От него требуется:

• организаторское искусство, позволяющее наладить работу разновозрастных групп учащихся;

• методическое мастерство, чтобы сформировать у учащихся умения работать с научной и специальной литературой, проводить нестандартные опыты и эксперименты, вести дискуссии, выступать перед аудиторией и др.;

• глубокое знание предмета, компетентность, необходимая для того, чтобы быть полезным оппонентом при обсуждении задач;

• педагогический такт, позволяющий не навязывать собственные идеи, не заниматься «натаскиванием» учащихся, а дать им возможность полностью реализовать свой творческий потенциал;

• преданность науке, чтобы от многочасовых занятий, дискуссий, консультаций получать моральное удовлетворение;

• доброжелательность и чуткость;

• знание психологии одаренных и способных детей;

• высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений;

• живой и активный характер, чувство юмора;

• готовность к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

• творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

• эмоциональная стабильность, позитивная Я-концепция;

• целенаправленность и настойчивость.

Таким образом, при работе с детьми,

склонными к научно-исследовательской деятельности, преподаватель должен выступать не просто «передатчиком знаний» - от него требуется глубокая самооценка, умение сотрудничать с учащимися, стремление к постоянному росту профессионального мастерства. В процессе работы с такими детьми преподаватель должен постоянно стремиться к тому, чтобы:

• проблемные задачи соответствовали способностям ребят, представляли самостоятельный научный интерес и допускались варианты решений на нескольких уровнях сложности;

• были созданы необходимые условия для свободной творческой работы ребят при решении поставленной проблемы (задачи);

• уровень развития детей соответствовал профессионально-личностным качествам научного руководителя;

• исследовательская деятельность осуществлялась индивидуально или в малых группах;

• групповые формы работы стимулировали ребят к интенсивному разновозрастному общению;

• режим исследовательской работы ребят чередовался с фазами латентной познавательной активности (периоды привыка-

ния к задаче, адаптации к новым условиям работы, обдумывания задачи, осознания полученных результатов, формулирования новых задач

и т. п.) и концентрирования внимания, погружения в проблему исследования;

• дети имели возможность получать необходимую морально-психологическую поддержку.

Научное руководство обычно осуществляется либо школьным учителем-предметни-ком, либо специалистом-ученым. И та, и другая позиции имеют свои преимущества и недостатки. Учителя хорошо владеют методикой обучения, профессионально организовывают учебный процесс, но им часто не хватает исследовательских умений, широты научного кругозора. Ученые же, обладая навыками осуществления исследования, «предметной» компетентностью, могут не суметь организовать работу школьников.

Процесс адаптации специальных научных методик для детского исследовательского творчества труден для учителя, поэтому ему необходим исследовательский опыт ученых. Однако исследовательский процесс и особенно обсуждение его результатов должны выстраиваться с позиции субъективной научной новизны, то есть результат, достигнутый учащимся, является достоверным, но обладает новизной только для данного исследователя. В этом случае ученик выступает в роли первооткрывателя, и авторитетное жюри всегда должно это учитывать. Введение в педагогических вузах для будущих учителей специальных курсов по обучению методике исследовательской деятельности школьников, по статической обработке полученных экспериментальных данных облегчило бы взаимопонимание и способствовало бы конструктивному общению учителей и научных руководителей школ.

Поступила в редакцию 9.10.2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.